Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
Этот особенный процесс является одним из самых важных в психической деятельности как животных, так и людей. Специалисты выделяют безусловный и условный рефлекс. Чем они отличаются между собой и какие есть особенности условных рефлексов?
Что такое условный рефлекс?
Специалисты говорят, что условный рефлекс в психологии — это приобретенный рефлекс, который свойственен отдельному индивиду. Он может появляться на протяжении всей жизни и при этом не закрепляться генетически, то есть не передаваться по наследству. Такие рефлексы могут вырабатываться при каких-либо конкретных условиях и даже исчезать, когда они отсутствуют. При этом способны формироваться на базе безусловных с участием высших отделов головного мозга. Рефлекторные реакции могут зависеть от старого опыта, от определенных условий, в которых и возникает условный рефлекс.
Признаки условных рефлексов
Узнать, какой рефлекс у человека является условным, не так и сложно. Для этого нужно знать о главных его признаках:
- Приспособительный характер рефлексов. Благодаря им, поведение становится особенно пластичным.
- Все условные рефлексы создаются благодаря участию высших отделов мозга. По этой причине приспособительные реакции нельзя относить к условно-рефлекторным реакциям.
- Такие условные рефлексы могут как возникать, так и исчезать, чем и отличаются от безусловных.
- У такого рефлекса есть сигнальный характер, который всегда предупреждает и предшествует все будущие.
Виды условных рефлексов
Есть специальная классификация условных рефлексов. Их принято разделять по рецепторному, эффекторному признаках и биологическому значению. Так по рецепторному условные рефлексы у человека делят на:
- экстероцептивные;
- интероцептивные;
- проприоцептивные.
По эффекторному признаку их делят на:
- вегетативные;
- соматодвигательные.
По биологическому значению их называют:
- пищевыми;
- оборонительными;
- половыми;
- статокинетическими;
- локомоторными.
Виды торможения условных рефлексов
Психологи говорят, что торможение условных рефлексов бывает нескольких видов – врожденное и полученное. Первое разделяют на такие подвиды:
- Внешнее торможение – может возникать благодаря остановке имеющегося условного рефлекса, когда действует посторонний раздражитель.
- Запредельное – может появляться при действии сильного условного сигнала. Известно, что между силой условного раздражителя и значением ответной реакции есть некое соответствие – «закон силы». Так чем сильнее сигнал, тем сильнее и сама реакция.
Условное торможение принято делить на следующие подвиды:
- Угасательное – способно возникать при повторном использовании условного сигнала и неподкреплении его. Изначально условный рефлекс становится слабее, а спустя время вовсе исчезает. Через определенное время он способен восстанавливаться.
- Запаздывательное торможение может возникать во время отставания подкрепления на одну или три минуты в отношении начала воздействия условного сигнала. Со временем возникновение условной реакции может сдвинуться к моменту подкрепления.
- Дифференцировочное – способно вырабатываться во время дополнительного включения раздражителя, который близок к условному.
Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
Между двумя видами рефлексов немало различий:
- Условные рефлексы в отличие от безусловных называют приобретенными реакциями в индивидуальной жизни. Безусловные – врожденные, которые могут переходить по наследству.
- Безусловные – видовые, то есть они являются свойственными представителям какого-то отдельного вида. Условные же индивидуальные.
- Безусловные являются постоянными и способны оставаться на всю жизнь, а условные – непостоянные и могут появиться, закрепиться и исчезнуть.
- Условные могут вырабатываться на базе безусловных.
- Если безусловные вырабатываются за счет низших отделов центральной нервной системы, то условные осуществляются благодаря функции высших отделов центральной нервной системы.
- Безусловные рефлексы возникают в качестве ответа на какие-либо раздражения и являются структурно закрепленными, а условные способны появляться на любые раздражители.
- Безусловные являются реакцией на конкретные раздражители, а условные – на свойства раздражителя.
Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Доказано, что выработка условного рефлекса происходит при определенных условиях:
- Отличное состояние организма.
- Отсутствие каких-либо видов активной деятельности.
- Значительная степень возбудимости безусловного или же хорошо закрепленного условного раздражителя.
- Интенсивность условного раздражителя.
Как выработать условный рефлекс у человека?
Все, кого интересует, как выработать условный рефлекс должны понимать, что такой рефлекс вырабатывается сам при наличии необходимых условий и является подсознательным. Например:
- В комнате при входе на протяжении многих лет выключатель располагался справа. После ремонта его перенесли слева от входа, но человека еще долго будет искать выключатель справа — это все действие выработанного условного рефлекса.
- Вождение автомобиля происходит благодаря условным рефлексам. Все, торможение, переключение передач, использование зеркал — выработанные рефлексы, приобретенные при определенных условиях. Хорошо отработанный и закрепленный рефлекс в данном случае называют опытом вождения.
- Чем меньше время между звуком выстрела из стартового пистолета и началом движения, тем быстрее и успешнее старт, что, к примеру в спринте, играет немаловажную роль, поэтому старт по выстрелу тренируют как раз посредством выработки условного рефлекса.
Почему условный рефлекс может со временем угаснуть?
Известно, что условные рефлексы угасают, когда условный раздражитель больше не способен взаимодействовать с безусловным. Другими словами, если условный раздражитель может быть самостоятельным, без безусловного, тогда условная реакция в нем исчезает. Условный рефлекс приобретенный, а не врожденный и потому может не только закрепиться, а и угаснуть.
Статьи по теме:
Абьюзивные отношения — признаки и последствия Абьюзивные отношения не только портят взаимоотношения и ведут к их распаду, но и наносят психологическую травму партнеру-жертве. Уйти от обидчика бывает очень сложно, а измениться абьюзеру в лучшую сторону без помощи специалиста – практически невозможно. |
Интериоризация в педагогике и психологии Интериоризация – важный процесс формирования глубинных устойчивых структур психики человека путем освоения внешней социальной деятельности совместно с другими и усвоение норм, паттернов поведения и культурных ценностей, характерных для общества. |
Пунктуальность — это хорошо или плохо и выработать в себе пунктуальность? Пунктуальность – важное качество, которое стремятся развивать в себе ответственные люди, бизнесмены, руководители и те, кто понимают, что время — самая ценная вещь, а злоупотребление чужим, может сослужить плохую репутацию. | Сибарит — что это за человек и что такое сибаритство? Устаревшее слово сибарит приобрело в наше время новый смысл. Так можно смело называть мажоров и нуворишей, кто бездумно тратит миллионы на свои «понты». Не всем известна его история появления и истинное значение. |
Условные рефлексы — Психология человека
Рефлексы бывают безусловными, то есть врожденными, и условными, то есть приобретенными в течении жизни человека, или животного. В этой статье мы с вами рассмотрим рефлексы условные, которые в нашей с вами жизни играют очень важную роль. Условные рефлексы изучал такой известный ученый и психолог как И.П. Павлов, уважаемый мною человек, его труды для меня бесценны. В принципе условные рефлексы перекликаются с темой так называемого якорения, термина используемого в НЛП, но я эти вещи вижу по-разному и по-разному к ним отношусь, условные рефлексы они ведь гораздо раньше были изучены и на их основе строилось изучение и управление человеческим поведением. Человеку или животному можно задать определенную реакцию на определенный внешний раздражитель, это будет так называемое индифферентное раздражение, которое в свою очередь вызовет возбуждение в соответствующих рецепторах, от них уже импульсы поступят в головной мозг в соответствующие анализаторы.
Сложного в понимании условных рефлексов нет ничего, достаточно понять что есть некая информация извне, которая ассоциируется у организма обладающего ЦНС, центральной нервной системой, человека или животного с конкретным видом действий со стороны как раздражителя, так собственно и его самого. С условными рефлексами мы сталкиваемся постоянно и повсюду, к примеру можно выработать у человека реакцию на определенный звук, на визуальный раздражитель, обонятельный и осязательный. Я не стану вдаваться в технические подробности теоретического характера, в конце концов в библиотеке и в интернете вы можете найти массу информации по условным инстинктам, я же дам вам лучше несколько практических рекомендаций по использованию этого рефлекса, или правильнее будет сказать по его выработке, что для нас с вами гораздо важнее. Из экспериментов Павлова известно, что в некоторых из них он использовал в качестве условного раздражителя звуковой сигнал, в качестве безусловного еду, а реакцией было слюноотделение у собак. После выработки у собак реакции в виде слюноотделения, перед собаками в короткое время перед начальным раздражителем перед собаками появлялся черный квадрат, то есть второй условный раздражитель.
И после десяти таких сочетаний, слюноотделение на один только квадрат начинала возникать с половинной интенсивностью. Это называется условный рефлекс второго порядка, условный рефлекс третьего порядка Павловым был обнаружен в случаях с оборонительным рефлексом, когда он использовал удары электрическим током. А теперь давайте попытаемся сопоставить всю эту цепочку действий и реакции на внешние раздражители, с нашей человеческой жизнью, в которой условные рефлексы мы называем своими привычками в том числе. Насколько современный человек может что-то делать в этой жизни, полностью продумывая каждый свой шаг? Это редкость друзья, я вас в этом уверяю, куда чаще люди действуют согласно тем стереотипам, которые у них накопились благодаря их жизненному опыту и их убеждениям, и следовательно, масса внешних раздражителей, влияющих на этих людей, задействуют их условные рефлексы, и мы в таком случае наблюдаем, относительно примитивное поведение а не хорошо продуманные поступки, которые можно назвать разумными, адекватными. Привычка друзья мои, вот ваш условный рефлекс, причем любую привычку можно выработать, если ее натренировать таким же образом, как Павлов добивался выделения слюны у собак одним лишь показом черного квадрата.
К примеру схожим образом поступают с новобранцами в армии, где крайне важно сделать из неуправляемого стада, организованных бойцов, действующих определенным образом при определенных условиях, вот почему и говорят что в армии умные солдаты не нужны. Дрессировка животных и дрессировка человека в принципе мало чем отличается, ведь центральная нервная система у нас одинаковая, а разница в интеллектуальном развитии практически незаметна, ведь как я уже сказал, большинство людей опираются на ранее полученный опыт и имеют готовый алгоритм действий на каждый случай. Стоит ли говорить о том, что при возникновении нестандартной ситуации, многие начинают паниковать, ведь у них срабатывает защитный рефлекс, когда надо просто спасаться, так как не знаешь что делать. Крайне важно найти закономерности всех своих действий, которые происходят исключительно после определенных внешних раздражителей, и те из них что не актуальны, разумеется должны быть пересмотрены. Еще как пример можно привести ситуацию, при которой людям очень сложно найти себе новую работу, потому что они просто привыкли к старой, она может быть ужасной и низкооплачиваемой, но они к ней привыкли, и ничего другого им не нужно.
Тоже и со страхами, смысла в которых нет вообще, и тем не менее люди реагируют именно рефлекторно на большинство опасных ситуаций, нередко только усугубляя ситуацию. Условные рефлексы применяют в отношении людей, начиная с детства, когда дети делают что-то не так, что-то что просто не нравится взрослым, то в отношении них применяют насилие, физическое или моральное. Ребенок может не понимать почему именно нельзя делать те или иные вещи, что может кстати негативно сказаться на его дальнейшем развитии, вопросы без ответов оставлять нежелательно, но он знает что это делать нельзя, потому что за это накажут. Подобно тому как Павлов применял удары электрическим током на своих подопытных животных, принуждая их действовать по нужному ему алгоритму, точно также поступают и в отношении человека, применяя в отношении него насилие. И это работает идеально, в принципе альтернативой выработке условных рефлексов посредством насилия могут быть только убеждения, но они применимы не к каждому. Взгляните на свою жизнь как бы со стороны, попробуйте поступить нестандартно в стандартной ситуации, и попытайтесь понять, почему вы всегда реагируете определенным образом на внешние раздражители, устраивает ли вас ваш алгоритм действий, или быть может они эти ваши действия устраивают больше кого-то другого?
Есть такое понятие как обучение и есть такое понятие как тренировка, в первом случае работа может проводиться с вашим сознанием, которое изучает и познает, если вы только учитесь не зубря и тупо запоминая. А вот в случаях с тренировками речь идет о выработке определенных реакций, смысл и актуальность которых вам может быть вовсе не понятна, но вы знаете что поступать необходимо так, а не иначе. Это вот и есть условные рефлексы, есть ситуация, есть вариант ваших действий на случай ее возникновения, и тут человек мало чем отличается от животных, и поэтому часто действует примитивно. Посмотрите теперь на наше образование, насколько оно похоже на обучение и насколько оно похоже на тренировку, по мне так именно тренировкой, или даже дрессировкой оно является более всего. Если человека заставляют запоминать, а не понимать, это дрессировка, это программирование если хотите, шаблонное мышление, шаблонный образ жизни, шаблонные реакции и поведение.
Конечно условиям общества такой человек хорошо отвечает, но часто этот человек является инструментом в руках тех, кто действительно понимает, кто не реагирует, не действует рефлекторно, а подходит творчески к каждой новой ситуации, к каждой новой проблеме. При этом такой подход может быть только в отношении своего собственного поведения и действий, в отношении же других людей можно и даже нужно действовать стандартно, для них стандартно, рисуют именно ту картину, которую они должны увидеть согласно вашим планам. Для кого-то черным квадратом будет слово, для кого-то деньги, или это может быть бутылка водки. У подавляющего большинства людей, можно выработать условный рефлекс социальной полезности, то есть такой рефлекс, который будет интересен вам, но не ему, не этому человеку. И сделать это можно, заинтересовав человека чем-то, что для него может быть интересным, учитывая особенности его характера, проще говоря каждому что-то нужно и на этом можно сыграть. Необходимо создать человеку такие условия, задействовав для этой цели нужные внешние раздражители, при которых он будет для вас полезен, а не вреден, при которых он будет вам другом а не врагом. И вы в принципе можете все это увидеть в каждом человеке, если просто повнимательнее присмотритесь к поведению людей вокруг вас. Каждого из нас можно чем-то, если можно так выразиться, завести, каждого можно определенным образом к чему-то побудить.
Как пример могу еще привести ситуацию с женщинами, которым достаточно будет сказать несколько ласковых слов в определенный момент, и любая из них будет вашей, может ненадолго но все же, и никакие золото и бриллианты ей будут не нужны, вам не надо будет ее покупать. Только вот чтобы управлять условными рефлексами других людей, чтобы их вырабатывать нужным вам образом, необходимо самому не быть жертвой бессознательного поведения, не идти на поводу своей центральной нервной системы, и действовать по шаблону, который находится в вашей базе данных в голове.
11 Примеры безусловных стимулов (2022)
В поведенческой психологии безусловный стимул — это тип стимула, который приводит к автоматической реакции. Это противоположность условному раздражителю, когда реакция заучивается, а не автоматизируется.
Безусловные раздражители, такие как щекотка, запах пищи, пыль в носу и свеженарезанный лук, вызывают естественные реакции нашего организма, которые помогают защитить нас от потенциальных опасностей.
Концепция безусловного стимула является частью классической теории обусловливания в психологии (частью более широкой бихевиористской теории). «Отцом» этой теории является Иван Павлов, чей эксперимент с собакой Павлова продемонстрировал условные и безусловные реакции у собаки.
Определение безусловного раздражителя
Русский физиолог Иван Павлов помог нам создать очень полезную основу для понимания некоторых наиболее фундаментальных характеристик человека; как люди учатся.
В работе Павлова о пищеварительной системе собак он открыл принцип обучения, который он назвал классическим обусловливанием. В своих экспериментах он давал собаке немного еды, а затем изучал ее слюноотделение.
Он называл пищу безусловным раздражителем (UCS), потому что она автоматически запускала естественную реакцию, которую он называл безусловной реакцией (UCR).
Нет необходимости в обучении, чтобы безусловный стимул вызвал безусловную реакцию. Как мы увидим ниже, в нашей повседневной жизни существует множество примеров связи между стимулом и реакцией.
Примеры безусловного стимула
1. Щекотка (приводит к хихиканию)
Стимул: Щекотка
Реакция: Хихикание
Обычно мы чувствуем, что хихикаем.
Исследования также показали, что щекотка может даже быть полезна для нашего физического здоровья. Это, безусловно, хорошо для нашего эмоционального здоровья.
Используя классическую психологическую теорию обусловливания, действие щекотки можно рассматривать как безусловный раздражитель. Объектом, который мы используем, может быть перо или даже просто кончики пальцев.
Смех, который он вызывает, является безусловным ответом.
Отношение между щекоткой и смехом рефлекторное. На самом деле, не смеяться, когда тебя щекочут, наверное, невозможно.
2. Ушибить палец ноги (приводит к вздрагиваниям)
Стимул: Ушибить палец ноги
Ответ: Морщись и боль
Если вы не носите обувь внутри, то ходить по дому может быть немного рискованно . Почти каждый человек время от времени ушибал палец на ноге. Это создает немедленную интенсивную реакцию боли.
Если мы изучим анатомию стопы, то сможем лучше понять, что происходит. Когда палец ноги ударяется о твердый предмет, например, о ножку стола, сенсорные нейроны в пальце ноги посылают болевые сообщения вверх по позвоночнику в область мозга в сенсорной коре.
Согласно классической схеме обусловливания, воздействие является безусловным стимулом, а боль, которая ощущается сразу после этого, является безусловным ответом. Чтобы ваше тело отреагировало, не нужно никакого обучения; это происходит автоматически.
3. Запах еды (вызывает слюнотечение)
Стимул: Запах вкусной еды
Реакция: Течь слюны во рту
Вид и запах вкусной еды могут вызвать аппетит. Примеров этому явлению предостаточно, особенно во время праздничных торжеств.
В большинстве стран отмечают день обретения независимости. Это может включать в себя много отличной еды, разложенной на длинном столе в ожидании приема пищи. Дисплей может быть буквально шведским столом с пикантными видами и запахами, которые заставят нас с нетерпением ждать.
Это ожидание демонстрирует рефлекторную связь между видом и запахом пищи и последующей реакцией слюноотделения. Безусловный раздражитель — это запах или образ пищи, а безусловная реакция — последующее слюноотделение.
4. Пыль (приводит к чиханию)
Стимул: Пыль в носу
Ответ: Чихание
Большинство людей думают об иммунной системе как о группе Т-клеток и NK-клеток, которые атакуют бактерии и вирусы как только они попали в тело. Это правильно. Однако иммунная система организма также имеет механистическую составляющую.
Например, когда инородное вещество, такое как пылинка, попадает в наш нос, иммунная система активирует реакцию чихания. Чихание включает внезапный и несколько резкий выброс воздуха через ноздри. Это делается для удаления инородных частиц.
Рассматривая чихание с точки зрения CC, мы классифицируем инородную частицу в ноздре как безусловный раздражитель. Затем это активирует чихание иммунной системы, что является безусловным ответом.
5. Нарезка лука кубиками (приводит к плачу)
Стимул: Луковый сок
Ответ: Плач
Если вы держите луковицу в руке и близко к лицу, ничего не произойдет. Несмотря на то, что лук известен тем, что заставляет людей плакать, это происходит только тогда, когда мы нарезаем лук.
Когда вы нарезаете лук, в воздух выбрасывается несколько химических веществ. Эти химические вещества раздражают глаза и вызывают слезотечение. Это естественная реакция глаза на раздражитель, поэтому ее называют безусловной реакцией.
Безусловный раздражитель состоит из химических веществ, выбрасываемых в воздух. Связь между безусловным раздражителем и безусловной реакцией настолько сильна, что является автоматической.
6. Вид рвоты (приводит к тошноте)
Стимул: Вид рвоты
Реакция: Тошнота
Хотя вид рвоты немного неприятен, он является прекрасным примером безусловного стимула. Кажется, это универсальная черта людей — чувствовать тошноту при виде рвоты другого человека.
Визуальное действие рвоты вызывает почти немедленную реакцию у людей, которые его видят. Людей будет тошнить, и их может даже стошнить. При этом вид рвотных масс является безусловным раздражителем, а рефлекторное чувство тошноты — безусловной реакцией.
С точки зрения эволюции очень адаптивно, что люди имеют эту связь UCS-UCR. Возможно, заболевший человек съел что-то ядовитое. Вместо того, чтобы другие люди тратили слишком много времени, пытаясь понять, что произошло, гораздо лучше иметь немедленную реакцию.
7. Летающий бейсбольный мяч (приводит к уклонению)
Стимул: Бейсбольный мяч, летящий к вам
Ответ: Приседание и уклонение, чтобы избежать этого
Если кто-то играет в бейсбол и мяч попадает ему в голову, этот человек будет рефлекторно уклоняться. Это универсальная реакция, которая будет проявляться в отношении широкого круга объектов, а не только бейсбольных мячей.
На самом деле, это происходит настолько автоматически, что человек может не осознать, что объект вот-вот ударит его по лицу, пока он не уйдет с дороги. Это происходит потому, что осознание непосредственной опасности происходит гораздо быстрее, чем сознательное обозначение объекта как «бейсбольный мяч».
Предмет, летящий в сторону лица, является безусловным раздражителем, а рефлекс приседания — безусловным ответом.
8. Алкоголь (приводит к опьянению)
Стимул: Употребление алкоголя
Реакция: Опьянение
Употребление алкоголя оказывает постоянное воздействие на людей. Как только вещество перерабатывается через пищеварительную систему, оно попадает в мозг. В этот момент различные части мозга, отвечающие за торможение, по существу выходят из строя.
При употреблении в больших дозах другие области мозга могут быть поражены настолько, что человеку будет трудно вставать или ходить. В конце концов, потребление может быть настолько сильным, что может вызвать потерю сознания или полную потерю сознания.
Действие алкоголя не нужно изучать. Он универсальный, последовательный и автоматический. Поэтому алкоголь квалифицируется как безусловный раздражитель.
9. Заразительная улыбка (приводит к улыбке)
Стимул: Улыбка человека А
Ответ: Улыбка человека Б
У некоторых людей просто великолепная улыбка. У этого человека обычно очень веселый и общительный характер. При первом взгляде на их улыбки мы сразу чувствуем оттенок радости и счастья.
Иногда заразительную улыбку называют «заразительной улыбкой». Мы используем эти термины, потому что, когда мы видим эту улыбку, нам тоже хочется улыбаться. На самом деле наша склонность улыбаться в ответ может быть связана с так называемыми «зеркальными нейронами» в нашем мозгу.
Эти нейроны могут активироваться, когда мы видим эту заразительную улыбку, которая затем заставляет нас тоже улыбаться. Заразительная улыбка — довольно приятная UCS, и очень приятная.
10. Красивые физические данные (привлекает внимание)
Стимул: Красивые физические черты
Ответ: Чувство влечения
Психологи и антропологи очень заинтересованы в определении точных физических характеристик, которые коррелируют с привлекательностью. У мужчин привлекательными считаются черты лица, связанные с тестостероном, такие как ширина челюсти и V-образный торс. У женщин высокие оценки получают широко раскрытые глаза и выступающие скулы.
Эти стимулы вызывают у других естественную реакцию. Хотя существуют некоторые кросс-культурные различия в том, как определяется привлекательность, существует также замечательная степень согласованности.
С точки зрения CC, определенные черты лица представляют собой безусловный стимул, а чувство влечения к этим чертам является безусловным ответом.
11. Зевота (Приводит к зевоте)
Стимул: Человек А зевает
Реакция: Человек Б зевает
Когда кто-то вокруг нас зевает, у нас возникает непреодолимое желание хорошо зевать. Ученые называют это явление «социальным зеркалированием». И это происходит не только с зевотой. Это также происходит при скрещивании ног и зуде.
Согласно этому исследованию, если вы наблюдаете, как зевает другой человек, вероятность того, что вы зеваете, увеличивается в 6 раз.
Кроме того, это явление не только у людей. Когда ученые показали другим мышам кадры, на которых мыши чешутся, эти мыши тоже начали чесаться в течение 5 секунд.
Существует множество теорий о том, почему происходит социальное зеркалирование. Одним из неотразимых моментов является то, что, когда мы наблюдаем за поведением, мы подсознательно считаем его потенциально полезным, поэтому пробуем его сами.
В любом случае это действие является примером безусловного стимула и реакции. Реакции зевоты нельзя научиться — это то, что мы просто вынуждены делать.
Родственные теоретические концепции
- Различение стимулов – Способность различать различные раздражители и реагировать соответствующим образом
- Обобщение стимулов – Склонность реагировать на различные раздражители одинаковым образом.
- Условная реакция — когда реакция не является естественной, а развивается при установлении связи между нейтральным стимулом и желаемой реакцией.
Заключение
Безусловный раздражитель является очень сильным раздражителем, который естественно, автоматически и почти сразу вызывает безусловную реакцию. Мы можем видеть силу безусловного раздражителя в нашей повседневной жизни и в самых разных ситуациях.
Например, щекотка вызывает смех, а вид рвоты вызывает тошноту. Нарезка и нарезка свежего лука вызовет у нас слезы, а немного пыли в носу заставит нас чихнуть. Слишком много алкоголя заставит нас ходить смешно и споткнуться, что заставит нас чувствовать боль.
Связь между безусловным стимулом и реакцией жизненно важна для нашего здоровья и играет важную роль в наших взаимодействиях и отношениях с другими людьми.
Ссылки
Cunningham, MR (1986). Измерение физического по физической привлекательности: квазиэксперименты по социобиологии красоты женского лица. Журнал личности и социальной психологии, 50 , 925-935.
Эльвитигала Д.С., Болду Р., Нанаяккара С.К. и Мэттис Д.Дж.К. (2022, 14 января). TickleFoot: Дизайн, разработка и оценка нового механизма щекотки ног, который может вызвать смех . Транзакции ACM при взаимодействии человека и компьютера. 29, 3. С. 1–23. https://doi.org/10.1145/34
Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Сингх, Д. (1993). Адаптивное значение женской физической привлекательности: роль соотношения талии и бедер. Журнал личности и социальной психологии , 65 (2), 293.
Йим ЧонЫн. (2016). Терапевтическая польза смеха для психического здоровья: теоретический обзор. Журнал экспериментальной медицины Тохоку 239, 3 (2016), 243–249.
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.
Условный ответ | в Главе 05: Обусловливание
Условная реакция
Теперь мы подходим к обозначениям элементов классического обусловливания. Эти термины студентам иногда трудно запомнить.
Лучший способ выучить эти термины — обратить внимание на то, что они означают . Например, представьте, что условное означает обусловленное обучением или зависящее от предыдущего опыта .
Павлов обозначил сигнал , возникающий перед биологически значимым событием, как условный раздражитель (УС). Его способность вызывать слюноотделение носит условный характер, то есть «зависит от условий». Другими словами, условный раздражитель , а не автоматически вызывает слюноотделение у необученной собаки.
Еще один способ запомнить, что означает CS, — подумать о слове CUES. Условный раздражитель — это то, что вызывает условную реакцию . Павлов подал звуковой сигнал (КС) перед тем, как дать собачьему мясному порошку.
Что означают сокращения CS и CR?
Как Павлов инициировал биологический рефлекс слюноотделения? Он бросил мясной порошок в рот собаке.
Еще до обучения слюноотделение вызывается мясным порошком. Таким образом, этот ответ называется безусловным (не зависящим от особых условий обучения).
Мясной порошок называется безусловным раздражителем (США). Это стимул, который вызывает реакцию автоматически и безоговорочно.
Поскольку реакция слюноотделения на мясной порошок врожденная и безусловная, ее называют безусловной реакцией (UR). Каждый рефлекс, перечисленный на предыдущей странице (давление, коленный рефлекс и т. д.), состоит из безусловного стимула, который вызывает безусловную реакцию.
Почему используется слово «безусловный»?
Повторюсь: классическое кондиционирование происходит при подаче сигнала (CS) до рефлекс. Во многих учебниках будет сказано, что CS «соединен» с UCS, но кондиционирование происходит быстрее, если CS приходит немного до рефлекса.
Обусловливание происходит наиболее быстро, если сигнал поступает примерно за полсекунды до активации рефлекса, в случае таких движений, как отдергивание кончика пальца. При реакциях желез, таких как слюноотделение, кондиционирование происходит быстрее всего, если сигнал поступает примерно за две секунды до активации рефлекса.
В методике Павлова сигнал звучал до того, как мясной порошок впрыскивался собаке в рот. Затем собака предвосхитила мясной порошок, когда услышала тон. Поэтому слюнки до тонуса.
Заученный ответ на сигнал — это условный ответ (CR). Это зависит от предшествующего акта обучения, отсюда и название «условный». После обучения СР возникает в ответ на сигнальный или условный раздражитель (УС).
Безусловный ответ и условный ответ, очевидно, похожи друг на друга , но они не идентичны. У них разные причины (одна — реакция на биологически естественный раздражитель, другая — предвосхищающая реакция).
Они также встречаются с другой силой . Условная реакция обычно несколько слабее безусловного раздражителя.
Чем CR отличается от UCR?
У собаки выделяется меньше слюны на сигнал, чем на настоящую еду. Испытуемые Ватсона, вероятно, не так энергично отдергивали кончики пальцев, когда слышали звонок, по сравнению с тем, когда они действительно получали удар током.
Поэтому у них разные имена. Первоначальный рефлекторный ответ – это безусловный ответ. Выученная реакция является условной реакцией.
Из-за неправильного перевода ранних работ Павлова большинство психологов ссылаются на «условные реакции», а не на «условные реакции». Условное является правильным переводом русского слова условные (Фитцпатрик, 1990).
Какой неправильный перевод терминов Павлова произошел?
Слово условное также более значимо, чем условное . В классической схеме Павлова у собаки выделяется слюна из-за предыдущего опыта. Поэтому CR буквально обусловлен ассоциацией CS с рефлексом.
Слово обусловленное не имеет такого значения, если только не провести сравнение между условной реакцией и кондиционированием куска металла путем придания ему формы — метафора, которую Павлов не имел в виду.
Почему «условный», возможно, более значим, чем «условный»?
Сирил Фрэнкс, известный поведенческий терапевт, написал следующее в эссе под названием «Поведенческая терапия и ее павловские истоки»:
Павлов не доверял абсолютизму в любой его форме, и не случайно он употреблял в своих трудах термин «условный», а не «условный».
Его намерение состояло в том, чтобы передать существенно временный характер образовавшихся таким образом связей, связей, которым не хватало определенности и регулярности врожденных или «безусловных» рефлексов. Для Павлова … условный рефлекс был творческой, возникающей деятельностью организма, а не шаблонным или неизменным процессом. (Фрэнс, 1973)
Что Сирил Франкс сказал о взгляде Павлова на КО?
Франки, возможно, написали «Павлов не доверял абсолютизму в любой форме», чтобы опровергнуть широко распространенное мнение, что Павлов продался коммунистическому режиму после большевистской революции в 1917 году. Ленин, лидер русской революции, очень уважал Павлова, одного из величайших ученых своей страны.
Одобрение Ленина сделало павловскую психологию одобренной государством психологией Советского Союза. В течение многих лет российские психологи считали, что классическое обусловливание может объяснить большую часть человеческого поведения. Некоторые американские психологи так же относились к оперантному обусловливанию, о котором мы поговорим во второй половине главы.
Приобретение условной реакции
Приобретение — это процесс обучения в экспериментах на обусловливание. Приобретая, существо приобретает условный ответ.
Один лектор, Томас Ландауэр, в то время работавший в Bell Laboratories в Нью-Джерси, использовал простую технику, чтобы продемонстрировать приобретение условной реакции на большом вводном уроке по психологии. Читая лекции о Павлове, он периодически поднимал стартовый пистолет, кричал «СЕЙЧАС!» и выстрелил.
Обусловливание двигательной реакции типа прыжка происходит наиболее быстро, когда сигнал поступает примерно за полсекунды до активации рефлекса. Время Ландауэра было близко к оптимальному. Он крикнул «СЕЙЧАС!» примерно за полсекунды до создания громкого шума, который вызвал рефлекс испуга (заставил всех подпрыгнуть).
Как Ландауэр быстро установил классическую обусловленность в большой толпе?
Это было естественно то, что все подпрыгнули в ответ на сообщение об оружии. Громкий шум является безусловным раздражителем (УС), который приводит к неусвоенной реакции вздрагивания (УР).
Еще пять раз в течение следующих 20 минут своей лекции о классическом обусловливании Ландауэр поднимал руку и кричал «СЕЙЧАС!» и выстрелил из пистолета. «В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ!» условный раздражитель (УС).
Тогда Ландауэр поднял руку и закричал: «СЕЙЧАС!» но ничего не сделал. Все прыгнули. Он подготовил всю толпу менее чем за полчаса.
Почему ученики прыгнули?
Почему это произошло? Суть классического кондиционирования заключается в том, чтобы поставить сигнал перед 9.0220 рефлекс , чтобы организм мог получить «скачок» или фору в рефлексе.
Помните, мы описывали классическую обусловленность как примитивную форму предсказания . Студенты Ландауэра давали упреждающую реакцию .
Услышав «СЕЙЧАС!» пять раз, за которыми сразу же последовал выстрел, их нервная система узнала прогностическую связь между звуком и шумом. Когда они снова услышали сигнал, они отреагировали (подпрыгнули).
Конечно, это было простое предсказание. Они не собирались прыгать. Они просто сделали это. Классическое обусловливание не требует сознательного намерения.
Кривая приобретения
Приобретение условного ответа часто происходит всего за несколько попыток или повторений пары CS-рефлекс. Пример Ландауэра показывает это.
Ландауэру стоило только крикнуть «СЕЙЧАС!» и выстрелить из пистолета пять раз, пока все не запрыгали на слово «СЕЙЧАС!» Опыты с животными показывают то же самое: условная реакция вырабатывается быстро.
Типичная кривая приобретения, включающая 15 испытаний
На рисунке показана кривая обучения . По оси Y отложено количество слюны, выделяемой во время каждой тренировки.
Обратите внимание, что в 7-м испытании есть признаки обусловливания. (Каждая попытка представляет собой одно соединение сигнала с активацией рефлекса.)
Как быстро можно выучить условную реакцию?
В отличие от многих сглаженных диаграмм в учебниках, этот конкретный пример демонстрирует реальную изменчивость. Он идет вверх и вниз, а не только вверх.
Какая «реальная изменчивость» показана на кривой?
Кондиционирование не всегда протекает гладко от отсутствия реакции до большой реакции, и во время тренировки могут быть неудачи, когда организм не реагирует так сильно, как раньше.
Угасание и спонтанное восстановление
Классически условный ответ можно устранить или погасить путем устранения прогностической взаимосвязи между сигналом и рефлексом. Это достигается путем подачи сигнала (CS) при предотвращении рефлекса.
Как предотвратить возникновение рефлекса? Один из методов заключается в активации поведения, несовместимого с рефлексом. Например, кошка будет бояться коробки, в которой ее ударит током. Позже кошке можно дать «терапию», покормив ее в коробке.
Кормление предотвращает реакцию тревоги. Так кошка теряет страх перед коробкой.
Это открытие привело к созданию терапии под названием десенсибилизация, предназначенной для устранения страхов и фобий. Десенсибилизация прошла очень успешно. Это положило начало поведенческой терапии как дисциплине.
Если CS происходит много раз, но рефлекс никогда не активируется, организм узнает, что сигнал больше не имеет того же значения, что и раньше . Сигнал уже не предсказывает активацию рефлекса, и условная реакция исчезает. Этот общий процесс называется вымиранием .
Ландауэр продемонстрировал вымирание в своей лекции. После установления условной реакции (студенты подпрыгивали, когда он сказал «СЕЙЧАС!») он гасил ее. Периодически он высовывал руку и кричал: «СЕЙЧАС!» без стрельбы из стартового пистолета .
Сначала люди продолжали прыгать. Однако, когда он повторил действие, крича «СЕЙЧАС!» каждые несколько минут без стрельбы из стартового пистолета реакция ослабевала.
В итоге никто не прыгнул. Повторно подавая сигнал без выстрела из пистолета, он устранил прогностическую связь между условным стимулом («СЕЙЧАС!») и CR или условной реакцией (прыжок). Вскоре условного ответа не последовало. Вымирание произошло.
Как погасить классическую условную реакцию?
По прошествии времени после угасания классически обусловленная реакция обычно немного восстанавливается и возвращается. Это восстановление происходит спонтанно (без дополнительной подготовки), поэтому оно называется спонтанным восстановлением .
Что такое спонтанное выздоровление?
После того, как Ландауэр впервые погасил реакцию испуга, он читал лекцию на другую тему в течение 20 минут. Затем, без предупреждения, он поднял руку в воздух и закричал: «СЕЙЧАС!» (все еще не стреляя из пистолета).
Большая часть толпы снова подпрыгнула. Ландауэр продемонстрировал спонтанное выздоровление.
Спонтанное восстановление после первого периода угашения
Для того, чтобы полностью погасить классически обусловленную реакцию, нужно пройти процедуру угашения повторно. Спонтанное восстановление гасится каждый раз, когда оно происходит.
Кстати, эта диаграмма идеализирована: нереально сглажена. Подлинная запись поведения никогда не будет такой чистой и простой.
Как полностью погасить CR?
Для животного спонтанное выздоровление похоже на проверку гипотезы о том, что прогностическая взаимосвязь вернется. Ни один морской слизень не стал бы использовать такие точные слова, но на самом деле спонтанное восстановление позволяет животным не отказываться от предсказательных отношений слишком рано.
Это было бы приспособительной тенденцией, если бы (например) условная реакция, связанная с кормлением, не работала в течение одного дня. Вместо того, чтобы отказываться от ранее полученных знаний (связывая запах с источником пищи), животные снова реагируют на сигнал на следующий день.
Это спонтанное выздоровление. Возможно, прогностические отношения вернутся, и если да, то спонтанное восстановление позволит животному воспользоваться преимуществом.
Павловский условный рефлекс: «Это не то, что вы думаете»
Роберт А. Рескорла из Университета Пенсильвании был, вероятно, самым влиятельным исследователем классического условного рефлекса в конце 20-го века. В 1988 году он написал статью американского психолога
Рескорла пожаловался, что психологи проигнорировали развитие классических исследований условного рефлекса, произошедшее за предыдущие 20 лет. Рескорла процитировал устаревшее описание классического обусловливания во вводном учебнике по психологии.
[Цитата из учебника] «Основной операцией в обусловливании является спаривание двух раздражителей. Один, первоначально нейтральный в том смысле, что он не вызывает никакой реакции, называется условным раздражителем ( С S) ; другой, который тот, который постоянно вызывает реакцию, называется безусловный раздражитель (США) .
Реакция, вызываемая безусловным раздражителем, представляет собой безусловную реакцию (УР) . В результате сочетания условного раздражителя (УС) и безусловного раздражителя (БС) появляется реакция на ранее нейтральный условный раздражитель. Тогда это называется условной реакцией (CR) ». появиться в 1988, когда Рескорла написал свою статью, несмотря на «произошедшие кардинальные концептуальные изменения».
На самом деле, классическое обусловливание по-прежнему типично описано во многих учебниках, даже спустя 30 лет. Что не так со старомодным описанием обусловленности? Рескорла привел эти проблемы:
1. В описании учебника подчеркивалась смежность [близость во времени] условного раздражителя и безусловного раздражителя, в то время как современные исследования подчеркивают информативный или предсказательный характер условного раздражителя.
2. Из описания в учебнике сложилось впечатление, что любые два раздражителя могут быть связаны как условный раздражитель и безусловный раздражитель. Современные исследования показали, что некоторые стимулы гораздо легче связать с определенной биологической реакцией, чем другие.
3. Согласно описанию в старом учебнике, кондиционирование было медленным и постепенным , требующим множества повторений или проб. Рескорла писал: «Хотя кондиционирование иногда может быть медленным, на самом деле большинство современных препаратов для кондиционирования обычно демонстрируют быстрое обучение», требующее от 1 до 8 попыток.
Какие, по мнению Рескорлы, проблемы со многими описаниями классического обусловливания в учебниках?
Rescorla также хотел изменить изображение классического кондиционирования. Он сказал, что его профессора еще в 60-х создавали впечатление, что классическое обусловливание было «полным плевком и подергиванием», потому что известные эксперименты основывались на слюноотделении, моргании глаз и отдергивании пальцев.
Рескорла отметил, что классическая кондиция в современную эпоху имеет отношение к гораздо большему, чем плевки и подергивания. Классическое обусловливание «тесно вовлечено в контроль центральных психологических процессов, таких как эмоции и мотивация».
Следующий раздел главы содержит множество примеров, подтверждающих аргументы Рескорлы. Теперь известно, что классическое обусловливание связано с иммунной системой, сексуальным ожиданием, толерантностью к наркотикам и многим другим.
———————
Ссылки:
Fitzpatrick, S. (1990). Русские о психике: Обзор. Наука, 248 , 881-883.
Франкс, К. М. (1966). Клиническое применение кондиционирования и других поведенческих методов: концептуальные и профессиональные соображения. Условный рефлекс: Павловский журнал исследований и терапии, 1 , 36–50.
Рескорла, Р. А. (1988). Павловское обусловливание: это не то, что вы думаете. Американский психолог, 43, 151-160.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте.