Реинкарнация души человека — перерождение
Реинкарнация (лат. reincarnatio – «повторное воплощение») – религиозно-философское учение о бессмертии, возникшее в Индии в конце первого тысячелетия до н.э. Согласно ему, после смерти человека душа не погибает, а переселяется в другую телесную оболочку. В одних доктринах способностью к реинкарнации обладают все живые существа, в других – только люди.
Череда перерождений – непрерывный процесс: всякий раз, умирая, человек обретает новую жизнь в другом теле, и так повторяется снова и снова. При этом в каждом новом воплощении развивается новая личность – со своим характером, складом ума, идеями и представлениями, которые меняются на протяжении жизни человека. Неизменным остается только «истинное я», которое наблюдает и осознает изменения ума и тела. Это и есть душа (в индуизме называемая атманом) – бессмертная высшая сущность, часть единого бога.
Но что происходит с прежней личностью человека? И какую роль она играет при реинкарнации? Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно с нашим похоронным бюро.
Карма – центральное понятие восточной философии. Это универсальный причинно-следственный закон, по которому за каждый свой поступок, добрый или злой, за все свои страсти и желания, страдания и наслаждения человек получает воздаяние в следующей жизни. Осознавая действие этого закона, индивид может совершенствоваться от воплощения к воплощению – и телесно, и духовно. Чем более высоких ступеней достигает его сознание, тем благороднее становится его поведение – и тем благоприятней кармические последствия.
Значит, человек способен сам формировать свою судьбу в цепи перерождений, изменять ее к лучшему или к худшему. Он сам несет ответственность за собственное будущее.Карма удерживает душу в круговороте рождений и смертей. Этот круговорот называется сансара. Цель души – вырваться из сансары и обрести освобождение, слившись с божественным истоком всего сущего. Освободиться может любая душа, осознавшая иллюзорность материального мира (майи) и постигшая свою истинную духовную природу. Но для этого ей потребуется эволюция длиной в тысячи жизней. Пока человек привязан к страданиям и радостям мира, его карма постоянно наполняется последствиями его действий – это плоды, которые душа должна пожинать в новых воплощениях. Чтобы карма перестала наполняться, нужно совершать только бескорыстные поступки, т.е. не желать за них награды ни в этой, ни в следующей жизни. Делай добро и бросай его в воду. И тогда награды в виде кармических плодов не будет. Постепенно карма иссякнет, и связь с сансарой оборвется.
В буддистской философии такое освобождение называется нирваной. Однако буддистский взгляд на реинкарнацию, сансару и нирвану во многом отличается от индуистского. Буддизм учит, что иллюзорны не только вещи материального мира, но и такие понятия, как «душа» и «Бог». А раз души не существует, то в строгом смысле не существует и реинкарнации. Что же тогда существует? Элементарные частицы бытия (дхармы), которые, утратив покой, принимают форму сознания. Сознание блуждает по иллюзорным мирам сансары и, в зависимости от своих деяний, по закону кармы, воплощается в то или иное тело. Чтобы освободиться, сознание снова должно обрести покой. Нирвана достигается – так же, как и в индуизме – осознанием своей истинной природы и опустошением кармы.
Учение о реинкарнации характерно не только для Индии, но и для многих древних культур. В античной традиции оно представлено пифагорейцами и платониками. В современном мире – эзотерической философией. Кроме того, идея реинкарнации существует стихийно и разрозненно, вне религиозных систем – как вид информационного шума.
Чем привлекательна эта идея? В ее основе лежит представление о справедливом устройстве мира и о божественном сострадании. Раз за разом, в каждом новом воплощении человеку дается шанс что-то исправить в себе. Эволюционируя от одной жизни к другой, душа может полностью очиститься и обрести свободу.
Существует ли реинкарнация?
Извечный вопрос «Есть ли жизнь после смерти?» по сей день вызывает множество споров. Существует мнение, что с наступлением смерти жизнь заканчивается. Это мнение опровергают сторонники теории существования жизни после смерти и реинкарнации. Вера в перевоплощение, переселение души после смерти характерна для различных религий.
Что означает понятие «реинкарнация»?
Реинкарнация в прямом смысле слова означает переселение души из одного тела в другое. При этом имеется в виду тело не только человека, но и любого живого существа. Но и в этой связи существуют различные мнения. Часть приверженцев учения о реинкарнации считает, что душа человека может переселиться только в тело другого человека, другие же уверены, что переселение душ может происходить также между людьми и животными. Сторонник учения о реинкарнации Платон утверждал, что души злых людей переселяются в коршунов и волков, души добрых и смиренных – в муравьев и пчел, а души пьяниц – в ослов. Приверженцы индуизма верят в то, что душа способна возрождаться не только в людях и животных, но и в растениях, камнях, обитателях небес и ада.
Уровни и цикличность реинкарнации
Учение о реинкарнации предполагает существование ступеней, на которых может пребывать душа. Душа стремится к совершенству, чтобы попасть во Вселенную, именуемую в христианстве Царствием Небесным. Вместе с душой человека переселяется и его карма, сложившаяся в предыдущей жизни. Если человек в прошлой жизни творил зло, то в этой жизни ему придется страдать. Эти страдания означают не наказание за дурные поступки в прошлой жизни, а испытания для души, чтобы она могла очищаться и совершенствоваться.
Разные представления существуют и об уровнях реинкарнации. Например, буддизм предполагает 5 уровней бытия, определяемых кармой и желаниями человека. Реинкарнация, по мнению буддистов, носит цикличный характер и повторяется до тех пор, пока носитель души не достигает уровня нирваны.
В некоторых источниках утверждается, что душа способна переселяться 50 раз, в других материалах говорится о существовании 100-кратного перерождения. Причем каждая предыдущая жизнь существенно влияет на последующую. Как бы то ни было, все эти учения призывают людей не совершать греховных поступков.
Одно из наиболее распространенных учений о реинкарнации связано с существованием 12 ступеней развития души.
1. Первая ступень – инкарнация, рождение, то есть возникновение совершенно новой, чистой и неискушенной души.
На этой ступени душа стремится понять, как сосуществовать с телом. Человек на этом этапе не думает о душе, а в буквальном смысле существует, питаясь, работая, размножаясь и выживая.2. На второй ступени все еще молодая душа пытается достичь понимания богатства. Имеется в виду как материальное, так духовное богатство. Душа и на этом этапе остается чистой и неискушенной.
3. На третьей ступени душа побуждает человека узнать свои родовые корни по отцовской линии отца. Носитель души, пребывающей на этой ступени, пытается осмыслить свои успехи и неудачи, обосновывает их родовыми причинами.
4. На четвертой ступени реинкарнации человек стремится к самоутверждению среди других людей. Человек, чья душа находится на этой ступени реинкарнации, общителен, легко находит общий язык с другими людьми, при этом он жаждет внимания, поэтому стремится к публичности, сценической деятельности.
5. Если душа находится на пятой ступени, ее носитель обладает способностью смотреть на мир глазами ребенка. Он отличается некоторой инфантильностью, легко находит общий язык с детьми, выбирает профессию, предусматривающую общение с детьми.
6. Предназначение души, находящейся на шестой ступени, – осознание того, как много можно изменить своими поступками, честными и бескорыстными действиями. На этой ступени душу раздирают противоречия. В своем противостоянии злу и несправедливости она может возненавидеть себя. Человек, чья душа пребывает на шестой ступени, выбирает профессию юриста, врача, проповедника или другую работу, связанную с борьбой и противостоянием злу.
7. На седьмой ступени душа достигает зрелости. В этот период ее носитель стремится создать семью. Случается, что человек не может найти родственную душу, часто меняет партнеров в поисках гармоничных отношений.
8. Носитель души, достигшей восьмой ступени, часто берет на себя выполнение какой-либо миссии, постоянно стремится сделать мир лучше, совершенствует себя, обращается за советом и поддержкой к высшим духовным силам. Человек, чья душа достигла этой ступени, обычно жертвует личной жизнью ради выполнения высокой миссии. Ярким примером носителя такой души является Мать Тереза.
9. Девятая ступень реинкарнации связана с продолжением развития духовной жизни. Обладатель такой души постоянно стремится к образованию, познанию и самопознанию, предается долгим и глубоким размышлениям. Такой человек щедро делится знаниями и опытом с другими людьми, своей одухотворенностью притягивает окружающих. Общение с ним делает людей духовно богаче. Обычно он выбирает миссию ясновидящего, священнослужителя или становится выдающимся специалистом в какой-либо области.
10. Носитель души десятой ступени реинкарнации достигает выдающихся успехов. Он посвящает свою жизнь самосовершенствованию и активной деятельности. Среди таких людей много влиятельных политиков, предпринимателей и миллионеров. Они ведут бурный образ жизни, поэтому им трудно сохранить чистоту души. Чтобы не нанести ущерб душе и карме, они должны сохранять честность, добропорядочность и не останавливаться в своем духовном развитии.
11. На одиннадцатой ступени реинкарнации душа достигает высокого уровня зрелости и ищет пути дальнейшего развития. Носитель такой души наделен многими талантами, большим умом, с легкостью осваивает любые знания. Им постоянно движет стремление к познанию и открытиям, осмыслению нового. Такой человек без усилий достигает успехов в своей профессии, высокого материального положения, много путешествует, проявляет глубокий интерес к различным культурам, искусству и др. Но при этом он подвержен риску сбиться с пути, направить свою энергию на саморазрушение, став наркоманом, алкоголиком, преступником.
12. На двенадцатой ступени реинкарнации душа стремится к служению на благо других. Носитель души, достигшей завершающего этапа реинкарнации, посвящает свою жизнь другим людям, передает им свои знания, опыт, ощущает безраздельную любовь ко всему миру. Такой человек с раннего детства начинает понимать законы мироздания, природы, сущность бытия, проявляет интерес к знаниям, а в зрелом возрасте достигает высот в своей профессии. В детстве носитель такой души проявляет способности, характерные для детей индиго.
Если при жизни человека душа не достигла уровня развития, свойственного для определенной ступени, то возродившись в следующей жизни, она будет находиться на той же ступени. Переходя из одной жизни в другую, душа будет оставаться на одной ступени развития до тех пор, пока не найдется носитель, способный развить душу до следующей ступени реинкарнации.
Что свидетельствует о существовании реинкарнации?
Есть немало признаков, которые принято считать доказательством существования реинкарнации:
1. Ощущение того, что какое-либо событие или момент в жизни ты уже переживал (дежавю).
2. Повторяющиеся сны о событиях и местах, с которыми в этой жизни не встречался.
3. Воспоминания о событиях, которые в твоей жизни не могли происходить. Часто о таких событиях убежденно рассказывают дети.
4. Развитая интуиция. Считается, что чем сильнее интуиция, чем точнее ее «предсказания», тем ближе душа к ступени нирваны.
5. Эмпатия (способность к сопереживанию), которая может свидетельствовать об опыте, полученном душой в прошлых жизнях. Чем больше развита эта способность, тем больше опыта накопила душа.
6. Ясновидение – способность видеть события прошлого, настоящего и будущего.
7. Ощущение, что ты старше своих ровесников, стремление общаться с представителями старших поколений, способность находить с ними общие интересы.
8. Необъяснимые (не связанные с событиями этой жизни) страхи, фобии, свидетельствующие о сильных переживаниях в прошлой жизни. Эти страхи могут быть вызваны и происходящим в этой жизни.
9. Постоянное ощущение бесприютности в этом мире.
Разумеется, наука дает этим явлениям объяснения, опровергающие эзотерические и религиозные представления. По мнению ученых, подобные «воспоминания» являются галлюцинациями, связаны с нарушениями памяти, психологическими проблемами, детскими фантазиями.
Тем не менее есть случаи, когда воспоминания о предыдущей жизни были настолько яркими и реальными, что наука не могла дать объяснения этому феномену. Проверка связи с реальностью некоторых «фантазий» детей показала, что в указанных детьми местах, действительно происходили события, возникающие в их воображении. Дети, обладающие даром ясновидения, могли рассказать обстоятельства смерти и даже указать могилы людей, являвшихся им во снах. Существует ли реинкарнация или нет, но все, что происходит в нашей жизни, должно возвышать нашу душу, открывая путь к Нирване или в Царствие Небесное.
Предполагают ли свидетельства о реинкарнации сохранение сознания? – IONS
Люди веками обдумывали идею реинкарнации. Это отражено в широко распространенных культурных и религиозных представлениях о реинкарнации.
Реинкарнация была названа третьим наиболее убедительным свидетельством выживания сознания после ментального и физического медиумизма в этом эссе IONS о выживании сознания. Этот блог дает общий обзор темы реинкарнации и исследований по ней. Пожалуйста, прочтите эссе научной группы IONS для получения подробной информации и ссылок.
Сообщалось о тысячах анекдотов о реинкарнации, но как они предполагают, что сознание может пережить физическую смерть? В этой статье мы рассмотрим некоторые теории реинкарнации и можем ли они предложить выживание.
Как реинкарнация предполагает выживаниеРеинкарнация может рассматриваться как свидетельство выживания сознания, поскольку существуют тысячи зарегистрированных случаев поразительного сходства и синхронности между умершим человеком и предположительно реинкарнированным человеком1. Сходства, которые могут быть случайными, но примечательны и не имеют заслуживающих доверия альтернативных объяснений.
Кроме того, масштабы некоторых дел и взаимосвязь между ними могут означать, что в игре есть нечто большее, чем просто случайность.
Как происходит реинкарнация? Различные теорииЕсли предположить, что реинкарнация реальна, как это происходит? Этот раздел носит умозрительный характер, но теории о реинкарнации могут помочь в будущих исследованиях. Реинкарнация может не обязательно включать понятие души. Буддисты, например, не верят в души, но считают реинкарнацию центральной концепцией.
Уотли Кэрингтон был исследователем психических явлений, который придумал другое объяснение. Он выдвинул гипотезу, что разум представляет собой сеть пакетов идей/информации, которые могут путешествовать через разум, известные как «психоны»1. Его гипотеза предполагала, что реинкарнация может быть связана с тем, что психоны переживают физическую смерть и соединяются с другими системами психонов — почти как программное обеспечение, устанавливаемое на новое оборудование.
Подобные идеи были у Юргена Кейля1. Он предположил, что на последнем этапе жизни тело может излучать «связки мыслей», которые могут существовать независимо и время от времени прикрепляться к новорожденному ребенку.
Ян Стивенсон, профессор Университета Вирджинии и наиболее плодовитый исследователь реинкарнации, считал, что тонкое/астральное тело играет решающую роль в качестве среды для реинкарнации1. Он называл это тело «психофором», что переводится как несущий душу. Психофор — это «пакет идентичности» — почти как шаблон, содержащий воспоминания, поведение и физические черты, которые будут запечатлены в новом человеке.
Альтернативный взгляд предложен Джеймсом Мэтлоком. Он считает, что реинкарнация может быть больше похожа на одержимость — перевоплощенный разум овладевает телом ребенка в утробе матери. Это не обязательно полная замена собственного разума ребенка. Мэтлок считает, что воспоминания, хранящиеся в подсознании, всплывают в нашем сознании после перерождения в виде воспоминаний о прошлых жизнях. Замещающая реинкарнация возможна до или после рождения и предполагает, что разум человека может быть заменен на разум, прилипший к умершему человеку. Также возможно временное владение — Lurancy Vennum — один из известных предполагаемых случаев.
Следует отметить, что упомянутые выше теории являются всего лишь гипотезами и что никто еще не доказал механизм реинкарнации.
Зарегистрированные признаки реинкарнацииСообщалось о многих признаках реинкарнации. Некоторые обычно описываемые явления включают:
- Дежа вю
- Вундеркинды
- Родимые пятна, соответствующие травмам/пирсингу/другим физическим признакам в прошлой жизни (или даже следы от вмятин от веревок или дыхательных трубок)
- Сны о беременности, в которых будущая мать узнает о прошлой личности ребенка
- Спонтанные непроизвольные воспоминания, возникающие в бодрствующем состоянии или во сне
- Беременные женщины жаждут еды, которая понравилась умершему
- Ребенок ведет себя как умерший
- Чертежи
- Мечты
- Чтения/регрессии прошлых жизней (с научной точки зрения самое слабое доказательство)
Комбинация нескольких из вышеперечисленных знаков часто необходима, чтобы сделать убедительные заявления о выживании сознания посредством реинкарнации.
Ян Стивенсон – отец исследования реинкарнацииТак как же поместить все эти поразительные анекдоты в научную основу?
Ян Стивенсон считается пионером в исследованиях реинкарнации. В 1961 году он получил грант на изучение случаев реинкарнации в Индии и Шри-Ланке.
Будучи первым в этой области, ему нужно было разработать методологию исследования реинкарнации. Он искал вдохновения у исследователей, изучающих явления на основе тематического исследования.
Стивенсон собрал свидетелей в семье выжившего и предыдущего человека (если его личность установлена). Если предыдущий человек не был найден, первым шагом было найти его. Он также изучал отчеты о смерти и вскрытии, когда они были доступны.
За свою карьеру Стивенсон опубликовал 2 книги и расследовал более 300 дел. С годами к нам присоединились коллеги и сообщили о своих случаях в общую базу данных (Отдел перцептивных исследований). Некоторые из наиболее известных — Сатвант Пасрича, Эрлендур Харальдссон, Юрген Кейл, Антония Миллс и Джим Б. Такер.
В 2013 году в базе было более 2500 дел! Из них 1700 случаев, или 68%, были идентифицированы предыдущими лицами (они были помечены как «раскрытые дела»).
Реинкарнация: неофициальные свидетельстваЭта база данных обладает огромным потенциалом для изучения моделей реинкарнации. Очевидные закономерности могут быть одной из сильнейших форм поддержки выживания.
Несмотря на наличие различий, наблюдаемые закономерности часто выглядят следующим образом:
Дети в возрасте от 2 до 5 лет более склонны рассказывать о своих прошлых жизнях. Воспоминания затем, кажется, исчезают. Следует сказать, что это непостоянная закономерность – около трети исследованных случаев сохраняли воспоминания до совершеннолетия (пример: Марта Лоренц).
Большинство участников исследования были мужчинами. Неясно, отражает ли это фактическое распределение или зависит от социальных факторов.
Около 20% говорят о воспоминаниях об антрактах (пример: Пурнима Эканаяке). Иногда дети выдвигают поддающиеся проверке утверждения о восприятии материального мира, произошедшем между жизнями. Если бы об этом можно было сообщить в научной среде, это послужило бы веским аргументом в пользу реинкарнации.
Интересное наблюдение: в большинстве случаев места смерти и возрождения географически близки. Международные раскрытые дела редки.
Многие из участвовавших в исследовании детей могли вызывать воспоминания прошлых жизней из бодрствующего, обычного состояния сознания. По мере взросления воспоминания вспыхивают в снах, кошмарах и измененных состояниях сознания, а не в обычном сознании. Это может быть связано с культурными условиями и социальными убеждениями, блокирующими воспоминания в бодрствующем состоянии.
Человек часто помнит причину смерти, и в 51% случаев она была связана с насилием. Что касается естественной смерти, кажется, что чем моложе был человек на момент смерти, тем больше у него было шансов перевоплотиться.
Во многих случаях может возникать ощущение «незавершенного дела», потенциально вызванное преждевременной смертью.
Физические закономерностиНесмотря на то, что неофициальные свидетельства всегда будут подвержены потенциальной лжи или искажениям памяти, сложнее найти альтернативное объяснение физическим закономерностям.
Например, когда перевоплощенный человек повторяет поведение предыдущего человека и/или обладает навыками, которыми, как сообщается, он обладал. В нескольких случаях сообщалось о ксеноглоссии, или знании иностранного языка без его изучения. О вундеркиндах сообщалось только в двух случаях.
Физические знаки весьма примечательны и бывают разных форм. Это могут быть родимые пятна, соответствующие смертельным травмам или зажившим ранам, вмятинам от веревки, татуировкам, ячменям, язвам или пирсингу. Расположение родимого пятна иногда может соответствовать месту чего-то, что характеризовало человека в прошлом.
В Японии и Восточной Азии, где преобладают верования в реинкарнацию, мертвые тела помечаются в определенных местах, чтобы на новом теле человека образовалось родимое пятно!
Аналогичным образом, в нескольких случаях сообщалось о врожденных нарушениях, связанных с травмами. Примером может служить американский мальчик Уильям. Он родился с пороками сердца, похожими на раны полицейского, убитого пятью годами ранее — выстрелом в грудь. Уильям правильно вспомнил эпизоды из жизни этого человека. Самая поразительная часть? Этот человек был дедушкой Уильяма!
АнтрактАнтракт — период между воплощениями. Об этом говорили около 20% детей.
Антракт состоит из пяти стадий, где первые три аналогичны стадиям околосмертного переживания (ОСП). Это стадии:
- Переходная стадия после смерти – часто до момента, когда тело будет похоронено/кремировано или утилизировано
- Более стабильный период, часто в фиксированном месте (зависит от культуры)
- Выбор родителей
- Беременность в утробе матери
- Рождение и его непосредственные последствия
Антракт не может быть подтвержден – но на каждом этапе были сделаны достоверные восприятия материального мира.
Где проходит антракт? В разных культурах есть разные ответы: в то время как жители Запада верят, что это небеса, азиатские культуры думают, что это земная среда. Многие племенные культуры говорят о месте на Земле по ту сторону какого-то барьера или под землей.
Черты якобы реинкарнированных детейДети с воспоминаниями о прошлых жизнях умственно опережают своих сверстников и, как правило, лучше учатся в школе. У них могут быть немного более диссоциативные тенденции, быстрые изменения личности и они более склонны к мечтательности.
Сообщалось, что некоторые из них стали более нервными или имели проблемы с поведением. Это может быть связано с посттравматическим стрессовым расстройством после смерти. Тот факт, что о нервозности чаще сообщают в случаях насильственной смерти, может усилить эту гипотезу. Поведенческие проблемы также выше в странах с большим количеством жестоких смертей (например, 80% случаев выживания в Ливане связаны с насилием) и ниже в США, где более распространена естественная смерть.
Фобии, связанные с насильственной смертью, встречаются во всех культурах.
Воспоминания о прошлых жизнях могут быть вызваны тем, что человек видит или слышит, особенно в пожилом возрасте, когда воспоминания реже возникают спонтанно и чаще во сне или в измененных состояниях сознания.
Воспоминания о прошлых жизнях с большей вероятностью могут возникнуть, когда есть незавершенные дела, такие как:
- Оставление детей
- Деловой или личный долг
- Ценности спрятаны
Последнее именуется «сокровищем». В некоторых случаях перевоплощенный ребенок мог правильно определить его местонахождение!
КритикаНеудивительно, что реинкарнация вызывает скептицизм. Критики упоминают «субъективную иллюзию значимости», то есть поиск закономерностей там, где их нет. Следует учитывать возможность случайных совпадений – заявления о вербальной памяти следует рассматривать только в том случае, если они не поддаются случайности. Это также стандартный подход в исследованиях реинкарнации.
Другими потенциальными ловушками являются искажения памяти и исследователи, проводящие ограниченное время с предположительно реинкарнированными детьми.
Обычно скептики не видят уровня сложности исследований реинкарнации, когда высказывают свою критику. Ян Стивенсон разработал надежный протокол, учитывающий большинство их точек зрения.
Также упоминается роль культурной обусловленности с аргументом, что большинство зарегистрированных случаев происходит из стран, где сильны веры в реинкарнацию. Однако на Западе еще много случаев!
Пример друзов противоречит культурной обусловленности: согласно верованиям друзов, душа человека входит в новое тело, рождаясь в момент его смерти.
Многочисленные случаи были изучены среди друзов. И, несмотря на это культурное убеждение, не существует раскрытых случаев немедленного перерождения. Антракт в среднем короче, чем в других культурах, но не равен нулю. Друзы верят в зарегистрированные случаи, даже несмотря на то, что они идут вразрез со своей культурой. Они объясняют их существованием более коротких промежуточных жизней, о которых не сообщается.
У Стивенсона была идея, почему особенности случая иногда отражают культурные убеждения: если разум переживет смерть, было бы естественно, чтобы убеждения и идеалы, которых придерживались при жизни, передавались по наследству. В конце концов, сила нашего разума может быть настолько сильной, что то, что мы считаем правдой, и есть то, что проявляется. Таким образом, человек, который умер, веря, что он не может перевоплотиться в другой пол, может этого не сделать.
Социальное строительство — еще одна критика. Это означает, что отчеты свидетелей окрашены их убеждениями. Это следует учитывать при изучении реинкарнации.
Возможно, наиболее вероятным недостатком является парамнезия или искажения памяти. Поскольку он существует с воспоминаниями о текущей жизни, разумно полагать, что он существует и с воспоминаниями о прошлых жизнях.
Одним из философских возражений является рост населения. Если было заданное количество душ или квантов во вращении, то почему на Земле становится все больше и больше людей?
На это есть простой ответ: зарегистрированные случаи показали, что время антракта не фиксировано. Более короткие антракты создадут иллюзию роста населения. Интересно, что антракты в азиатских обществах короче, чем на Западе, а изучаемые районы в Азии, как правило, более густонаселены.
Некоторые критики говорят о том, что сложность душ и кармы является частью «пакета реинкарнации». Понимание реинкарнации включает в себя выяснение того, как работают души и как передается карма. Как указывалось ранее, реинкарнация не обязательно зависит от душ и кармы.
Другая критика заключается в том, что родители убеждают ребенка в том, что он перевоплощается по разным причинам. Исследования показывают обратное: во многих культурах родители стараются подавлять, а не поощрять воспоминания о прошлых жизнях из-за страха, что они потеряют своего ребенка в прошлых семьях. Единственным исключением является случай, когда предыдущий человек известен (например, Джон Ф. Кеннеди).
Наконец, как и в случае со многими умственными явлениями, реинкарнацию трудно «доказать» научно с нашим нынешним уровнем знаний. Однако это не означает, что этого никогда не произойдет — возможно, пришло время мыслить нестандартно!
Может ли этот эксперимент по реинкарнации предложить выживание?В упомянутом выше эссе IONS мы поделились тем, что реинкарнация была оценена как третье наиболее убедительное свидетельство выживания сознания.
Далее в эссе 422 человека спросили, какие типы будущих экспериментов заставят их сильнее поверить в выживание сознания. Одним из трех лучших был следующий предложенный эксперимент по реинкарнации:
Умирающего просили положить какие-то предметы в запечатанную коробку, которую затем передавали исследователям. Никто не узнает о содержимом коробки (то есть, никакой возможности ясновидения).
Ребенка, утверждающего, что он реинкарнация, находят и просят описать предметы в запечатанной коробке. Только тогда запечатанная коробка будет открыта. Положительные результаты этого эксперимента будут включать точное описание предметов умершего человека.
Можно ли «приказать» кому-то переродиться таким образом? Поскольку многие культуры рисовали отметки на мертвых телах, а затем находили перевоплощенных младенцев с родимыми пятнами именно в этих местах, «активные» перерождения могут быть вероятными.
ЗаключениеСила реинкарнации, предполагающая выживание, может заключаться в количестве и качестве. В количественном отношении были изучены тысячи случаев, и в большинстве из них был идентифицирован предыдущий человек. Каждый случай часто содержит несколько фактов, указывающих на то, что он выжил, — совокупная вероятность того, что это просто случайность, очень мала.
Качественно некоторые явления кажутся слишком сюрреалистичными, чтобы их можно было объяснить чем-либо, кроме выживания. Хотя важно оставаться объективным, некоторые доказательства достаточно убедительны, чтобы заставить даже самого консервативного скептика поднять бровь. Более целенаправленные эксперименты, подобные описанному выше, помогли бы исключить или освободить место для альтернативных объяснений.
В поисках науки о реинкарнации: NPR
РЕЙЧЕЛ МАРТИН, ВЕДУЩАЯ:
Мы собираемся провести следующие несколько минут, говоря о спорной теории, о жизни, смерти и новой жизни; реинкарнация. Это долгое время было центральным принципом некоторых духовных традиций, но это не опыт, который был тщательно проверен многими учеными. Входит Джим Такер. Он профессор психиатрии и нейроповеденческих наук в Университете Вирджинии, и именно этим он и занимается — проверяет заявления о реинкарнации, особенно заявления детей. Доктор Такер присоединяется к нам из Фонда Вирджинии, чтобы поговорить о науке, стоящей за этим явлением. Большое спасибо за то, что вы с нами.
ДР. ДЖИМ ТАКЕР: Большое спасибо, что пригласили меня.
МАРТИН: Когда вы впервые начали интересоваться этим, идеей реинкарнации как созревшей темой для научных исследований?
ТАКЕР: Ну, я заинтересовался этим в конце 90-х, но на самом деле эта работа ведется в Университете Вирджинии уже 50 лет. За прошедшие десятилетия мы изучили более 2500 случаев, когда дети рассказывали о своих воспоминаниях о прошлых жизнях. И что мы пытаемся сделать, так это точно определить, что они сказали и что произошло, а затем посмотреть, соответствует ли это жизни кого-то, кто жил и умер раньше. Как только я вмешался, я начал сосредотачиваться на американских делах. И я объяснил некоторые из случаев в этой новой книге, которая у меня вышла, и действительно, некоторые из американских случаев весьма убедительны.
МАРТИН: Давайте поговорим о некоторых из них. Вы упомянули свою недавнюю книгу. Называется «Возвращение к жизни». И вы ведете хронику историй многих детей, в том числе тех, которые привлекли внимание всей страны. Это была история Джеймса Лейнингера. Он был мальчиком, который помнил, что был летчиком-истребителем Второй мировой войны. Можете ли вы провести нас через это дело?
ТАКЕР: Конечно. Итак, Джеймс — сын христианской пары из Луизианы. А когда он был маленьким, он любил свои игрушечные самолеты. Но примерно во время своего второго дня рождения четыре или пять раз в неделю ему стали сниться ужасные кошмары о авиакатастрофе. А потом днем он рассказывал об этой авиакатастрофе и говорил, что был летчиком, и что он слетел с лодки. И его папа спросил его имя, и он сказал Натома. И он сказал, что его сбили японцы; что он был убит на Иводзиме; и что у него был друг на лодке по имени Джек Ларсен. Оказывается, в Тихом океане во время Второй мировой войны находился авианосец USS Natoma Bay. На самом деле, это было связано с Иводзимой. И он потерял там одного пилота, молодого человека по имени Джеймс Хьюстон. Самолет Джеймса Хьюстона разбился именно так, как описал Джеймс Лейнингер — попал в двигатель, взорвался огнем, врезался в воду и быстро затонул. И когда это произошло, пилота соседнего самолета звали Джек Ларсен.
МАРТИН: А сколько лет было Джеймсу, когда он делал эти заявления?
ТАКЕР: Ну, это началось, когда ему было 2 года — и очень молодому 2.
МАРТИН: Это потрясающе.
ТАКЕР: Как и в большинстве этих случаев, он исчез к тому времени, когда ему было 5, 6 или 7 лет, что типично. Но какое-то время оно определенно было, довольно сильное.
МАРТИН: А откуда вы знаете, что эти дети не повторяют то, что они слышали от своих родителей, или не сочиняют истории, используя свое воображение, формулируя сны, которые у них могли быть?
ТАКЕР: Да. Ну, конечно, с частью воображения — если бы мы никогда не смогли проверить, соответствует ли то, что сказал ребенок, кому-то, кто умер, тогда вы, безусловно, могли бы просто пометить это как фантазию. Но в случаях, подобных делу Джеймса, предыдущий человек, Джеймс Хьюстон, был таким неясным — я имею в виду, что он был пилотом, убитым 50 лет назад; и он был из Пенсильвании, а Джеймс был в Луизиане — я имею в виду, кажется абсолютно невероятным, что он мог каким-то образом получить эту информацию в двухлетнем возрасте с помощью каких-то обычных средств. На самом деле его отцу потребовалось пару лет — ну, действительно больше пары лет; три или четыре года — чтобы иметь возможность отследить все это и увидеть, что на самом деле то, что говорил Джеймс, соответствовало этому погибшему пилоту.
МАРТИН: Так что расскажи мне о науке, потому что будет много людей, которые услышат это и подумают, что это просто невозможно.
ТАКЕР: Ну, я думаю, очень сложно просто сопоставить эти случаи с материалистическим пониманием реальности. Я имею в виду, если физическая материя, если физический мир — это все, что существует, то я не знаю, как вы можете принимать эти случаи и верить в них. Но я думаю, что есть веские основания полагать, что сознание можно рассматривать как отдельную сущность от физической реальности. И на самом деле, некоторые ведущие ученые прошлого, такие как Макс Планк, отец квантовой теории, говорили, что он рассматривает сознание как фундаментальное явление и что материя является производным от него. Так что в этом случае это будет означать, что сознание не обязательно будет зависеть от физического мозга, чтобы выжить, и может продолжаться после смерти физического мозга и тела. В этих случаях кажется — по крайней мере, на первый взгляд — что сознание затем прикрепилось к новому мозгу и проявилось в виде воспоминаний о прошлых жизнях.
МАРТИН: Возможно, это глупый вопрос, но я все равно его задам. Значит ли это, что сознание должно обитать в теле?
ТАКЕР: Ну, мы, конечно, не знаем. Но в случае с Джеймсом Лейнингером между жизнями прошло 50 лет. А кто сказал, что он тем временем не обитал в другом теле? Но я предполагаю, что нет. Теперь, в этом мире, возможно, ему нужно быть в физическом теле, чтобы быть выраженным; но вполне может быть, что наши мозги являются проводниками сознания, но на самом деле оно создается где-то в другом месте.
МАРТИН: Так что ты пытаешься раскрыть или доказать? Что, по вашему мнению, представляет собой важное научное достижение в этой области?
ТАКЕР: Ну, я не знаю, обязательно ли я пытаюсь что-то доказать, но я пытаюсь выяснить для себя, что здесь происходит. И я думаю, что эти случаи дополняют совокупность свидетельств того, что сознание — по крайней мере, при определенных обстоятельствах — может пережить смерть тела; что жизнь после смерти не обязательно является просто фантазией или чем-то, что следует рассматривать на веру, но к ней также можно подходить аналитически, и идею можно судить по ее достоинствам.
МАРТИН: Вы давно интересовались этим, и именно это мотивирует вашу работу. Но мне интересно, поскольку вы оценили так много случаев за эти годы, как это повлияло на ваше собственное понимание загробной жизни и того, что происходит, когда мы умираем? Это вообще изменилось для вас?
ТАКЕР: Что ж, я определенно стал более убежденным в том, что существует нечто большее, чем просто физическая реальность. Я действительно думаю, что вполне вероятно, что если мы выживем, то не будет только одного опыта, который есть у всех; что загробная жизнь может быть такой же разнообразной, как и жизнь в этом мире.
МАРТИН: Это Джим Такер. Он психиатр из Университета Вирджинии и автор книги «Возвращение к жизни: экстраординарные случаи детей, которые помнят прошлые жизни». Большое спасибо, что поговорили с нами.
ТАКЕР: Большое спасибо, что пригласили меня.
Copyright © 2014 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.
Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR.