Религиозная психология это: Религиозная психология — Православный портал «Азбука веры»

Религиозная психология

Содержание статьи

1. Понятие религиозной психологии

2. Направления религиозной психологии

Понятие религиозной психологии

Определение 1

Религия – это особая область проявления человеческой психики, направленная на поиск им духовной и психологической ниши, идейных и прочих ориентиров, функционирующая как верования и практические действия, к которым люди прибегают, когда не могут самостоятельно решить свои повседневные проблемы в трудных условиях окружающего природного мира.

Религиозная психология – это

  • наука, занимающаяся исследованиями религиозных представлений человека и связанных с ними его психологических особенностей, а также особенностей его психологической деятельности;
  • наука, занимающаяся исследованием человека, как субъекта и объекта религиозной деятельности (субъекта и объекта взаимодействия с религиозной средой).

Она формируется под непосредственным воздействием условий жизни и религиозной идеологии.

Человек приобретает склонность к какой-либо религии не от рождения, а в связи с некоторым спектром причин, то есть факторов, делающих веру необходимой с точки зрения рассматриваемой личности.

В религиозной психологии выстроена определенная типология мировоззренческих групп людей на основании их отношения к атеизму и религии:

  • глубоко верующие – обладают истинной глубокой религиозной верой. Преимущественно вера реализуется в поведении;
  • верующие – обладают религиозной верой, слабо реализуемой в поступках;
  • колеблющиеся – характеризуются метаниями от веры к неверию и обратно. Периодически могут отмечаться отдельные черты, свойственные религиозному поведению;
  • индифферентные к религии люди – характерно отсутствие религиозной веры, но при этом отсутствуют и атеистические убеждения. Религиозное поведение отсутствует, но не исключаются его единичные проявления;
  • пассивные атеисты – характеризуются наличием атеистических убеждений, но они не всегда глубокие и осмысленные.
    Религиозное поведение совершенно отсутствует, но и атеистические убеждения практически не отражены в поведении;
  • активные атеисты – характеризуются глубокими атеистическими убеждениями, которые находят отражение в поведении.

Любой религиозный, верующий человек в собственных мыслях и действиях базируется на определенных образцах для подражания.

Типология религиозных личностей, сформированная в процессе развития и становления религиозной практики, на которой ориентируются рядовые верующие:

  • мистик – тип верующих, которые стремятся отвлечься от окружающего мира с его влияниями, чаще всего представлен индивидуалистами-одиночками;
  • пророк – индивид, характеризующийся наличием нерегулярного, но интенсивного религиозного опыта. Пророк всегда находится с людьми, в отличие от мистика;
  • священнослужитель – выступает посредником между людьми и Богом. Его основной функцией является выстраивать правильный порядок богослужения в соответствии со всеми религиозными канонами.
    Священнослужитель нарабатывает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;
  • реформатор – индивид, пребывающий в рамках определенной религиозной традиции, стремящейся к преобразованию этой традиции в соответствии с собственным религиозным опытом;
  • монах – является членом религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживается высоких моральных и обрядовых требований;
  • монах-отшельник – индивид, которому требуется уединенная жизнь в диких, безлюдных местах, отличающихся суровой природой, чтобы достичь очищения души и интенсивного религиозного опыта;
  • святой – индивид, воплощающий в глазах религиозного общества идеал совершенства в некоторой его форме;
  • теолог – вид интеллектуала-теоретика, задачей которого является выражение верований рассматриваемой религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
  • основоположник религии – индивид, который по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт такой уникальный и интенсивный, что он превращается в основу новой религии.

Многообразие форм социального поведения людей базируется на наблюдении за другими индивидами и их сообществами, выступающими моделью для подражания.

Направления религиозной психологии

На сегодняшний день, на современной ступени развития науки, в религиозной психологии выделяют несколько проблемных областей:

  1. учение о психологических основах любой религии, анализ религиозных психологических явлений, то есть свойств, процессов и состояний, а также их воздействие на другие психологические феномены, исследование психологических сторон религиозной деятельности и отношений – культа, религиозных проповедей, обучения, воспитания, наставления, общения верующих и пр.;
  2. раскрытие динамики психологических состояний при переходе от религиозности к нерелигиозности и атеизму;
  3. методика конкретных психологических исследований религиозности и атеистичности.

Важная составная часть психологической теории – учение о корнях религиозной психологии. Они восходят к социальным основам, и их обуславливают гносеологические корни. Главными, определяющими выступают социальные корни, которые неизбежно вызывают формирование религии. Относительно них, психологические и гносеологиеские механизмы выступают условиями, создающими возможность ее появления и существования.

Корни религиозной психологии кроются в тех состояниях, процессах и механизмах общественной, групповой или индивидуальной психологии, которые формируют благоприятную психологическую почву, благоприятную для производства и усвоения религии. Эти корни подпитывают стихийные господствующие над людьми социальные и природные силы. Принято различать общественно-психологические и индивидуально-психологические корни.

Общественно-психологическая ступень представляет собой феномен психологии общества и групп:

  • кризисные состояния общественно-психологической атмосферы;
  • превратный характер общения;
  • групповые и массовые страхи и страдания;
  • общественное мнение;
  • механизмы негативизма и контагиозности, внушение, подражание, наследование обычаев и традиций.

Индивидуально-психологическими являются факторы, которые работают в психологии человека:

  • переживание за разного рода зависимость от окружающих людей;
  • заданность интериоризованных психических механизмов;
  • личное страдание и горе от неизлечимого заболевания, неразделенной любви, смерти близкого человека и пр.;
  • страх смерти или одиночества и др.

Психология и религия — Психологос

31 декабря 2005 г., 21:00

Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.

Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.

Основное различие в том, что психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере пока, близко к себе не подпускает.

Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.

У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленых наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.

Религия — противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».

Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.

«Есть еще один, может быть самый эффективный способ, притягивающий обстоятельства встречи с мужчиной вашей мечты. Звучит он несколько необычно с точки зрения традиционной атеистической философии, которой сегодня заражено огромное количество людей, особенно молодых. Однако работает этот метод исключительно четко. Когда не помогают обычные психологические советы, я всегда рекомендую именно его. Это молитва Всевышнему о том, чтобы он послал вам любимого и близкого человека. Каким бы данный способ воздействия на обстоятельства ни казался странным тем, кто ни во что не верит и считает разговоры о Боге пустой фантазией, он обязательно сработает, если молиться правильно и соблюдать все необходимые условия». Сергей Юрьевич Ключников.

А самое главное, у религии и психологии — разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача — подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.

Впрочем, религиозный человек об этом напишет по-другому: «Мне кажется, что человек, идущий к Богу, даже если он обогатится психологическими знаниями, найдя ответы на свои вопросы, всё равно будет продолжать идти к Богу. А если он нашёл всё необходимое на этапе психологических ответов, значит, он не шёл к Богу, а просто стремился к получению внутреннего комфорта. Психология – дело сугубо земное. А если человек духовно вырастает (в том числе и с помощью психологии), то он должен прийти к некому переосмыслению жизни, выйти за рамки земных понятий, осознать, что на самом-то деле на земле ничего не заканчивается и земной жизнью ничего не ограничивается. Психология решает жизненные проблемы, а религия — проблемы вечности».

  • Психология и близкие области
  • Автор Н.И. Козлов
  • Религия

Комментарии (20):

Кирилл Карпенко, 11 декабря 2012 г., 06:57

Я у себя в ЖЖ на эту тему написал заметку «Различия психологии и религии» http://itisall.livejournal.com/9325.html

Рахиб, 08 августа 2015 г., 10:41

Здравствуйте, имя мое Рахиб, мне очень понравилась ваша тема о религии и психологии. С детства меня обстоятельства привели к религиозному образу жизни. И с юных лет мечтой и духовным питанием моим было быть другом Бога. У нас это дружество называют «авлийа». Со временем я начал отказываться от исповедования в пределах сект. После мне пришлось изучать психологию. Очень интересная и полезная наука. В психологии я нашел себя,свои недостатки и ценности. Пишу я вам по поводу того, что религиозные догматы ниспосланы от совершенного разума, которого называют по-разному: Бог, Аллах,Танры и т.д. Не может быть, что взгляд на вещи, подход к проблемам и понимание происходящего, рожденные высшим разумом человека, противоречили его создателю.

Мне кажется, мы и наш создатель одинакового мышления. По крайней мере так должно быть у здорового человека. Я хочу вам предоставить несколько примеров, в которых создатель выражает свой подход к проблемам. Одновременно хочу также показать вам неправильное понимание мышления создателя со стороны религиозных, так называемых ученых. Первый пример начну с Авраама, которому Бог повелел «в неправильном понимании слова Бога «пожертвовать единственного сына Исмаила. Позвольте мне отдельно написать тему и после прислать вам на сайт. Напишу я это сразу как будет свободное время. Благодарю вас за то, что вы выбрали путь служения людям.

Дарья, 16 ноября 2015 г., 01:05

В Церкви также, как и в психологии, человек слышащий голоса (если только он не святой) тоже считается больным. И такого человека отправят либо к психиатру, либо к экзорцисту: священнику, получившему особый дар изгонять бесов.

1

ответ

Гость, 03 февраля 2019 г. , 14:32

Дарья, здесь уже встаёт вопрос здоровья и личного выбора. Какое-то общепринятое «здоровье» не всегда воспринимается человеком хорошо. В процессе выздоровления человек может открыть мир с другой стороны, потерять сверхспособности и это с точки зрения здоровья нормально. Вопрос в том, что реально определения здоровья для каждого отдельного человека ещё никто не дал. Есть только предположения или попытки выдвинуть общие теории на эту тему, которые в итоге всегда ссылаются на индивидуальность. Так что тут вопрос не к церкви и не к психотерапевтам. А к вам. Захотите ли вы разбираться со здоровьем или продолжать жить так, как вы живете. В любом случае, разобравшись, вам будет легче принимать решения.

Гость, 13 февраля 2017 г., 12:35

Я долгое время ходила в церковь, пока у меня не началась неврастения. Сейчас не хожу, но выздороветь не могу. Навязывание чувства вины чудовищное. А грамотного священнослужителя, как и грамотной религиозной литературы не сыскать. Из десяти прочитанных книг, купленных в церквях, лишь одну можно считать достойной внимания и полезной для прихожан. А ведь всем этим мусором задурманивают людям, особенно неграмотным, мозг. Священники — люди в большинстве своем лишь поверхностно осознают свое призвание, а большая часть ходит в церковь просто на работу. С духовностью их мало что связывает, а некоторые откровенно используют церковь для обогащения. Перестала я ходить в церковь, когда один раз пошла на исповедь перед Пасхой. Меня мучил один жизненно важный для меня вопрос, на который я хотела получить совет. Он вздыхал, охал, что я занимаю время, прерывал. Все В результате я и ответ не получила и на пасху в таком состоянии не пошла. Теперь для общения с Богом посредники в виде церкви мне не нужны

4

ответа

Гость, 31 июля 2017 г., 19:06

КРА-СА-ВА!!! УВАЖАЮ!!!

Гость, 06 августа 2018 г., 00:11

Ура, Слава Богу, есть думающие люди и берущие ответственность за свою жизнь!!!

Гость, 25 сентября 2020 г., 18:54

Пожалуйста, послушайте лекции Алексея Ильича Осипова на ЮТУБ. И вы поймёте, что христианская православная вера многими священниками и прихожанами воспринимается формально и вообще неправильно. Если Бог есть любовь, то церковь ни в коем случае не должна довести до неврастении.

Гость, 23 февраля 2022 г., 16:17

Есть православный психолог Дмитрий Семеник, он может вам помочь, посмотрите его на ютубе. У него можно взять онлайн консультацию.

Гость, 13 февраля 2017 г., 13:03

В христианстве ключевое слово вера. Церковь, призванная служить Богу не решает эту задачу, а по большей части задачу эту не выполняет. Поэтому для меня в общении с Богом безграмотные посредники в виде служителей церквей не нужны. А литература, которая продается в церквях, вообще на 90% бездарная и вместо того, чтобы давать ответы людям на их вопросы, задурманивает мозг. и вредна для людей. Вообще создается впечатление в последнее время, что служители Церкви, вместо служения людям, используют все чаще в корыстных целях свое положение.

1

ответ

Гость, 26 апреля 2017 г. , 16:31

Книга одна — Библия. Читайте ее и, насколько Ваша душа готова к восприятию, так и поймете. Читайте в первый раз, в пятый, в двадцатый, в сто первый… С каждым разом будет открываться что-то новое; что в первый раз не поняли, вдруг станет ясным и понятным. Как озарение. Удачи Вам.

1

ответ

Гость, 16 марта 2019 г., 21:32

Здравствуйте, слушайте проповеди Александра Меня, лекции Осипова. Самому в Библии разобраться тяжело, так как Библия сама себя не обьясняет. Читайте святых отцов, например Брянчанинова.

Гость, 02 марта 2018 г., 15:23

Дуже дякую! Цікава стаття, зрозуміла. Конкретні приклади допомогли краще зрозуміти, в чому різниця між релігією та психологією.

Гость, 19 марта 2019 г., 14:03

«Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения. «У меня мысли, что это метафора к тому, чтобы отдать детей на служение. Не уподобляться родительским интересам и не пытаться реализовывать свои цели или мечты за счет детей. У них есть свои цели, может. Не знаю. Вот такие у меня мысли. Что тут речь не идет об убийстве от Иакова: «14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Метафора, тоже близка к психологии.

Гость, 19 марта 2019 г., 14:04

А тут после проверки публикуют комментарии?

Гость, 02 февраля 2020 г. , 11:18

Друзья! Вот вы говорите: «мало хорошей литературы и мало священнослужителей, которые, на ваш взгляд, являлись бы «грамотными посредниками»», но на самом деле Господь уже всю литературу дал нам — Евангелие, Слово Божие и Послание Апостола Павла. Вот сказано Господом: «не судите, и не судимы будете», «любите друг друга, как Я возлюбил вас», «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам», «стучите и вам отворят»… очень много нам сказал Господь. Он своей самоотверженностью нам показал, как жить. И вот мы говорим: «я не понимаю, что написано в Евангелие», и ищем какую-то литературу, так на понимание нужно просить помощи у Того, Кто это Слово нам дал): «Господи, вразуми!» и следовать Слову Божьему надо стараться. «Царство Небесное силой берется…» — это огромный труд, а кому охота трудиться до самоотвержения? По поводу осуждения, друзья… это очень трудно — не осуждать. Мы же всех судим, священник плохой, церковь корыстолюбивая, и поехали… Чувство вины, покаяние ведь нужно для того, чтобы человек давал отчет в своих действиях, чтобы он не озлобился, в психологии это самоанализ, если я не ошибаюсь. Так Господь не заставляет тебя себя гнобить, но Он говорит: «какая вам награда за то, что вы любите любящих вас?…», то есть когда мы ругаемся на тех, кто нас обидел, мы заповедь Божию не выполняем. Вспомним, что Он молился за тех, кто Его распинал, друзья, Господь молился за тех, кто забивал Ему в тело гвозди… а мы жалуемся на плохих священников. Давайте представим наш разговор с Господом. Он спросит нас: «Вот Я сказал тебе, не суди и не будешь судим, так скажи, ты просишь Меня не судить тебя, а судил ли ты брата своего или сестру? Да, Господи, судил… стыдливо ответим мы… Ну ладно, скажет Господь, тогда Я тебе заповедал, чтобы ты прощал тех, кто тебя обидел, и тогда и Я прощу тебя, всех ли обидчиков ты простил? Нет, Господи… стыдливо ответим мы…» и так представляете сколько наберется? Господи помилуй нас

1

ответ

Гость, 14 декабря 2020 г., 05:00

Иисус Христос не Господь! Сын Божий, посланник, пророк. Господа! никто не распинал, гвозди в Его тело не вбивал! Пожалуйста будьте же корректны. Осуждение и констатация факта имеет разную основу и значение. Иисус Христос имел ввиду и запрещал под видом суда широко распространенный среди людей порок, существующий в виде греха злоязычия, злословия, порицания и злорадства над недостатками ближних. Ведь многие люди, любящие обличать с большим удовольствием и ядовитым злорадством, подмечают малейшие оплошности других людей, даже издали видя сучек и даже соринку в глазу брата своего (ближнего). И в то же время обличитель недостатков, любящий высмеивать чужие, даже незначительные пороки, упорно не замечал своих собственных недостатков, как бы очевидны и велики как бревно они не были. Но наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф. 18:15). Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. А фактов обогощения священослужителей за счёт веры и доверия прихожан масса. Там же и говорят в комментарии, что это причина отказа посещать церковь, а не от Бога.

Гость, 24 июня 2020 г., 16:06

Ну а вообще, какие психологиеческие потребности человека удовлетворяет Бог? Как формируется у человека понятие о Боге, его образ, роль в жизни?

1

ответ

Гость, 09 августа 2020 г., 00:42

Господь всегда с нами, он любит всех своих детей. Я верю в Бога, но я не понимаю, почему мы должны ходить в церковь. Ведь наши молитвы Господь слышит везде. Когда батюшка включается в политику и начинает говорить тебе, что ты раскольник, я хожу в церковь к богу, а не к Московскому или Украинскому патриархату. Уж слишком наши святые отцы хотят управлять, а не духовно нас направлять.

Гость, 01 октября 2020 г., 18:36

Скорее. писал психолог ничего не зная о вере в Бога.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Нужна ли психология церкви

Психологический Навигатор: Отец Иоасаф, скажите, пожалуйста, как человек, который изнутри знает и психологию, и богословие, связаны ли между собой эти две стороны жизни человека? Игумен Иоасаф: Конечно, связь есть, но не такая явная. Начать нужно с того, что психология «выросла» из философии, науки, которая пытается понять смысл жизни, и которую в прошлом называли служанкой богословия. С течением времени, когда мир стал постепенно расцерковляться, философия пошла своим путём, а уже из неё выдвинулась психология. То есть корни у психологии и философии одни и те же — в богословии. Исходя из этого, если человеку нельзя что-либо понять или доказать богословскими словами, то он может это увидеть через призму психологии. Так что, отвечая на Ваш вопрос о взаимосвязи психологии и богословия, скажу, что как и философия, психология – еще одна служанка богословия.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Православная психология

Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология и близкие области

Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Религиозное мировоззрение и позиции восприятия

Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи религиозного мировоззрения и позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять…

1Подробнее

Психология религии | Psychology Today

Одно из моих первых воспоминаний связано с церковью. Казалось, мы всегда приходили достаточно рано, чтобы прочитать розарий, но в это воскресное утро моя мама, брат и я опоздали. Мы дважды поднялись по бетонной лестнице, чтобы открыть металлические двери традиционной католической церкви из красного кирпича, но обнаружили, что двери святилища закрыты.

Похоже, нас не пустили из-за нашего опоздания, поэтому нас заперли в маленьком холодном фойе, где не на что было смотреть, кроме развешанной рекламы местных предприятий и двух станций со святой водой. Мне тогда было всего четыре года, и мне быстро стало скучно. Начался гимн, и я украдкой заглянул в закрытый проход. Собрание пели: «Вот я, Господи! Это я, Господи? Я слышал, как Ты зовешь в ночи! Я пойду, Господи, если Ты поведешь меня!. .» Сильные слова, подумал я, но не заметил ни у кого в церкви признаков волнения. Большая часть прихожан даже не подпевала.

Тот факт, что я так хорошо помню этот случай, кое-что говорит о моей сильной религиозной и духовной склонности. Но этот инцидент также поставил передо мной вопрос, который стал центром внимания большей части моей профессиональной жизни: чем объясняется, почему одни люди более религиозны, чем другие?

Последние 20 лет я веду курс психологии религии и духовности для студентов бакалавриата. Большинство моих студентов не имели большого опыта со значительным религиозным и духовным разнообразием, поэтому я часто приглашаю от 10 до 15 членов сообщества в течение семестра, чтобы поделиться своими историями, часто во время межконфессиональных панельных дискуссий. Благодаря этим презентациям становится совершенно очевидным, насколько разные люди подходят к религии и духовности, и это побуждает нас задуматься, почему. Одна из наиболее распространенных гипотез, выдвигаемых как экспертами, так и студентами, заключается в следующем: нерелигиозные люди более склонны обрабатывать информацию аналитически или логически, в то время как религиозные люди более склонны полагаться на интуицию или эмоции.

Доказательства этой гипотезы «стиля обработки» накапливались. В исследовании 2011 года участники, которым было поручено написать о времени, когда они следовали своей интуиции, были, что удивительно, более склонны верить в Бога впоследствии, чем те, кому было поручено написать о времени, когда они тщательно обдумывали ситуацию.

Источник: Pixabay.0016) были менее склонны верить в Бога, чем те, кому было поручено рассматривать произведения искусства с аналогичными поверхностными характеристиками (Дискобол Мирона).

Недавнее исследование, получившее широкую огласку, рисует другую картину. Ученые из университетов Ковентри и Оксфорда выследили паломников на Камино-де-Сантьяго протяженностью 500 миль в Северной Испании, чтобы спросить их о силе их религиозных и духовных убеждений и о том, как долго они были в паломничестве. Затем исследователи предложили этим паломникам вероятностную задачу, в которой они могли выбрать либо логический ответ, либо ответ «интуитивным чувством». Ни сила убеждения, ни время в паломничестве не предсказывали логических или интуитивных ответов на задание.

В последующем исследовании у участников исследования стимулировали область мозга, отвечающую за аналитическое мышление, которая иногда считалась более активной у религиозных скептиков. В целом это не повлияло на веру в Бога.

В науке это называется «неспособность воспроизвести». Другими словами, при использовании разных образцов и методов результаты иногда не совпадают.

Я могу себе представить спор, разворачивающийся среди моих коллег-психологов религии о том, как интерпретировать все это. Некоторые могут сказать, что они поддерживают гипотезу о стиле обработки, потому что эта исследовательская литература является более устоявшейся, а более поздние исследования являются просто исключением из общей картины. Другие могут возразить в пользу более поздних исследований, потому что их методы лучше, с включением более широкой выборки людей и использованием более передовых технологий.

Лично я, когда вижу такие смешанные результаты, предполагаю, что даже если эффект и есть, то он, вероятно, невелик. Другими словами, даже если каким-то образом может быть задействован стиль обработки, это может быть не лучшим объяснением того, почему одни люди более религиозны, чем другие.

Итак, какие объяснения лучше?

Если бы я ограничился тремя переменными, основываясь на всех известных мне исследованиях психологии религии, то они были бы следующими:

Во-первых, наши генетические предрасположенности . Исследования, подтверждающие это, показывают, что однояйцевые близнецы, даже если они воспитаны отдельно друг от друга, значительно больше похожи в религиозных верованиях и деятельности, чем разнояйцевые близнецы. На самом деле научный консенсус состоит в том, что 30-50% индивидуальных различий в религиозности обусловлены генетическими факторами, что делает это единственное наиболее убедительное объяснение.

Не то чтобы религиозность как таковая передается по наследству, но некоторые черты личности, которые могут влиять на религиозность, такие как открытость, смирение или склонность к вопросам и сомнениям, могут быть генетически предрасположены таким образом, что влияют на нас больше, чем мы можем предположить.

Во-вторых, необходимость контроля . В одном исследовании, например, ученые поручили людям написать о недавнем положительном событии, в котором они либо обладали самоконтролем, либо о том, в котором они этого не сделали. Примечательно, что люди, которые были готовы думать о своем самоконтроле, впоследствии значительно реже верили в контролирующего Бога.

У меня есть друг-атеист, который шутит, что если бы он знал, что скоро умрет, то на всякий случай вознес бы молитву. Не то, чтобы он на самом деле сделал это, но зачем кому-то? Когда мы теряем контроль над своей жизнью, мы часто обращаемся к религии. Когда у нас много личного контроля, у нас его нет.

Третьим будет группы, с которыми мы отождествляем . Под этим я подразумеваю семью, сообщество и более широкую культуру. Исследования, основанные на репрезентативных общенациональных опросах Gallup, подтверждают эту точку зрения. Например, на вопрос «Является ли религия важной частью вашей повседневной жизни?» более 99% египтян говорят «да». Сравните это с 66% американцев и 16% шведов. Как американец, хотя я склонен верить, что выбрал свои религиозные и духовные убеждения и деятельность, реальность такова, что я, вероятно, верил бы и действовал совершенно по-другому, если бы вырос в Египте или Швеции.

Точнее, я полагаю, что наибольшее влияние на нас оказывают религиозные верования тех, кем мы больше всего восхищаемся. Если мы по какой-то причине пришли к выводу, что религиозные люди «крутые», мы, вероятно, начнем верить и вести себя как они. Если вместо этого мы пришли к выводу, что атеисты «крутые», мы, вероятно, будем двигаться в этом направлении.

Генетика, контроль и группы. Как и любое другое поведение, изученное психологами, религиозное поведение находится под влиянием взаимодействия между природой и воспитанием. Тем не менее, мы многого не понимаем. Один предварительный ответ порождает пять дополнительных вопросов. Тайна остается и, я подозреваю, всегда будет.

Некоторые люди любят спрашивать меня, как такое тщательное изучение психологии религии влияет на мой личный подход к религии и духовности. Угрожало ли это сильным религиозным и духовным наклонностям, которые у меня были в детстве?

Конечно, ни одна из научных данных, которые я здесь описал, не противоречит моим убеждениям, что подтверждает мое общее мнение о том, что наука и вера не противоречат друг другу, если мы глубоко исследуем доказательства. Моя христианская вера также учит, что люди имеют разные врожденные склонности («дары»), нуждаются в якоре в трудные времена и находятся под влиянием своего сообщества.

На самом деле, если уж на то пошло, наука дала мне еще один путь заниматься вопросами веры. Если бы наука и религия были двумя окнами к пониманию вселенной, моя жизнь была бы омрачена без их света.

Ссылки

Diener, E., Tay, L., & Myers, D.G. (2011). Религиозный парадокс: если религия делает нас счастливыми, почему так много людей бросают учебу? Journal of Personality and Social Psychology , 101 , 1278-19

Д’Онофрио, Б., Ивз, Л.Дж., Мюррелл, Л. , Мэйс, Х.Х., и Спилка, Б. (1999). Понимание биологических и социальных влияний на религиозную принадлежность, отношения и поведение: генетическая перспектива поведения. Журнал Личности , 67 , 953-984.

Фариас М., ван Мулуком В., Кахане Г., Креплин У., Джойс А., Соарес П., Овьедо Л., Эрну М., Рокита К., Савулеско, Дж. И Моттовен Р. (8 ноября 2017 г.). Вера в сверхъестественное не модулируется интуитивным стилем мышления или когнитивным торможением. Научные отчеты , 7 .

Жерве, В. М., и Норензаян, А. (2012). Аналитическое мышление способствует религиозному неверию. Наука , 336 , 493-496.

Кей, А.С., Гоше, Д., Напье, Дж.Л., Каллан, М.Дж., и Лорин, К. (2008). Бог и правительство: Проверка компенсационного механизма управления для поддержки внешних систем. Журнал личности и социальной психологии , 95 , 18-35.

Шенхав, А., Рэнд, Д. Г., и Грин, Дж. Д. (2012). Божественная интуиция: стиль познания влияет на веру в Бога. Journal of Experimental Psychology: General , 141 , 423-428.

Что такое христианская психология? | Хьюстонский баптистский университет

Перейти к содержимому

Что такое христианская психология?2021-11-09T22:39:38+00:00

Христианство долгое время служило глубочайшим потребностям людей, веря, что Бог, сотворивший нас, также любит нас, ищет для нас добра и желает нас процветать в отношениях с ним поклонения, любви и благодарной восприимчивости. Однако христианство также учит, что человечество отвернулось от своего Творца, чтобы найти удовлетворение без него, так что люди расстроены грехом, страданиями и ущербом. Тем не менее, Бог открыл в Библии новый путь духовного и психологического исцеления через Иисуса Христа. Мы также обнаруживаем в Библии вдохновенные начала психологии, сосредоточенной на самых важных вещах в жизни: на Боге как на высшей красоте, благости и истине вселенной; что самое плохое в людях; как выглядит божественное восстановление; основы этики и духовности; и общение с Богом и ближним как высшие цели жизни. И эти темы были развиты более поздними христианскими пастырскими и монашескими лидерами, богословами и философами в еще более богатой психологии.

Бог открыл в Библии новый путь духовного и психологического исцеления через Иисуса Христа.

Однако Бог знает о людях гораздо больше, чем он открыл в Библии. За последние 150 лет исследователи многое узнали о мозге, развитии человека, причинах психологических проблем и проблем в отношениях, а также о медицинских и терапевтических вмешательствах, которые могут улучшить жизнь. К сожалению, эти открытия связаны со светской повесткой дня, которая понимает и исцеляет человеческую душу/мозг без Бога. Однако «всякое дарование доброе и совершенное нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Христианскому сообществу необходимо объединить эти две традиции психологии в более сложную и всеобъемлющую модель понимания и заботы о людях, во славу Божию и процветание человечества.

Христианская психология и консультирование — это движение, которое стремится содействовать развитию чисто христианской психологической теории, исследований и практики, основанных на христианском мировоззрении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *