Репродуктивное мышление это в психологии – Репродуктивное и продуктивное мышление — Блог

Глава 9 Мышление. Общая психология

Глава 9 Мышление

9.1. Мышление как процесс

В отличие от восприятия и ощущения, связанных с органами чувств человека, мышление является рациональной формой познания реальности. С помощью мышления человек оказывается в состоянии познать явления или предметы, которые непосредственно не даны в восприятии. Мышление помогает человеку решать различного рода задачи, находить выход из проблемных ситуаций.

Мышление — психический познавательный процесс отражения действительности, установления связей между объектами или предметами познания.

По типу решаемых задач и особенностей мыслительной деятельности различают теоретическое и практическое мышление.

– Теоретическое мышление — это познание законов, правил, выдвижение и логическая проверка гипотез, постановка задач и т.д. Данный вид мышления направлен на познание и объяснение различных объектов, предметов или явлений.

– Практическое мышление заключается в подготовке действий – постановке цели, создании плана на основе имеющихся у человека знаний. Такое мышление происходит в практической деятельности человека при решении реальных задач и направлено на преобразование действительности. Зачастую практическое мышление протекает в условиях дефицита времени и наличия высокой ответственности за выполнение своего задания.

В зависимости от степени оригинальности и новизны продукта мыслительной деятельности выделяют творческое (продуктивное) и воссоздающее (репродуктивное) мышление.

– Продуктивное мышление — создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения. Продуктивное мышление порождает новые предметы или явления. Примером продуктивного мышления можно считать создание автором какого-либо произведения – картины, книги или фильма, открытие научного закона.

– Репродуктивное мышление — использование для решения задач уже известных ранее способов. Репродуктивное мышление, как правило, повторно воссоздает уже известные предметы. Примером репродуктивного мышления можно считать создание ремейка фильма, копии известной картины и т.д.

Выделяют следующие виды мышления, различающиеся по временны?м и структурным особенностям.

– Аналитическое мышление имеет четко выраженные этапы. Данный вид мышления требует достаточно длительных временны?х и энергетических затрат.

Структура аналитического мышления в общем виде выглядит следующим образом.

– Осмысление ситуации. На данном этапе обязательным условием является мотивированность человека на разрешение создавшейся ситуации, желание разрешить проблему.

– Обработка полученной информации и постановка задач. На данном этапе человек анализирует проблемную ситуацию, определяет известные ему параметры.

– Построение гипотез.

– Поиск путей решения проблемы. Человек может действовать по уже известному ему алгоритму решения проблемы или создавать новое решение.

– Процесс решения проблемы.

– Проверка гипотез.

В случае неудачи человек может либо прекратить решение проблемы, либо начать процесс решения заново. Зачастую для нахождения верного ответа необходимо на некоторое время «отключиться» от процесса решения проблемы – и спустя некоторое время озарение может прийти к человеку само (как в знаменитых примерах с Ньютоном или Менделеевым). Вдохновение не объясняется законами логики, на него влияет увлеченность решаемой задачей, вера в успех, значительное количество информации (при отдыхе перегрузка спадает, а информация распределяется в памяти человека).

– Интуитивное мышление протекает быстро, не имеет четких этапов и зачастую не вполне осознается. В отличие от аналитического мышления, имеющего четкую структуру решения проблемы, интуитивное мышление характеризуется зачастую мгновенным и неструктурированным нахождением ответа.

Существуют два вида мышления, различающиеся по отношению к реальному и внутреннему миру.

– Реалистическое мышление направлено на внешний мир, основано на знаниях об этом мире и его законах. Данный вид мышления осознанно контролируется человеком.

– Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека, зачастую неосознанных. Такое мышление практически не контролируется сознанием.

Наиболее распространенной является классификация, согласно которой различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление — мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека при взаимодействии с предметами. Умственные действия в этом виде мышления сведены к минимуму, задача решается в основном за счет практических действий с предметами. При помощи данного вида мышления мы в состоянии устанавливать связи между различными объектами с помощью разнообразных движений. Этот вид мышления наиболее характерен для маленьких детей, начиная с первого года жизни. Ребенок зачастую стремится разобрать на части свои игрушки и собрать их обратно, что позволяет ему получать информацию об их особенностях. Наглядно-действенное мышление используется человеком в ситуации, когда он не может предусмотреть результат каких-либо действий.

Наглядно-образное мышление ориентировано на представления и образы, и задачи решаются не путем манипуляций с реальными предметами, а с помощью представления о взаимодействии образов этих предметов. Имея знания о свойствах тех или иных предметов, человек в состоянии оперировать их образами, прогнозируя итог их взаимодействия. Естественно, что в большинстве ситуаций мы сначала стремимся проиграть ситуацию у себя в уме и предугадать ее результат, а уже потом приступаем к реализации своего плана. Недаром говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Этот вид мышления развивается, как правило, к четырем-пяти годам, когда ребенок в состоянии строить предположения о взаимодействии предметов. Образное мышление характерно для людей, работа которых носит творческий характер (художников, дизайнеров, архитекторов и т.д.).

Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, осуществляемый при помощи понятий о предметах и явлениях, без помощи самих предметов или их образов. Данный вид мышления тесно связан с устной и письменной речью. С помощью словесно-логического мышления человек в состоянии без труда отражать связи между предметами без необходимости их непосредственного изучения, что выводит его знания о них на теоретический уровень. Словесно-логическое мышление дает возможность строить связи между объектами, формировать понятия, делать выводы, решать задачи. Благодаря данному типу мышления человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие тех или иных процессов.

9.2. Мыслительные операции

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций.

1. Анализ — мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры. В элементарной форме анализ выражается в физическом разбирании предметов на составные части (например, ребенок разбирает на части игрушку). Анализ может производиться как при непосредственном контакте с предметом, так и при помощи мышления и памяти.

2. Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии. Например, ребенок синтезирует отдельные части конструктора, собирая какой-либо предмет.

Анализ и синтез тесно связаны между собой, существуя, как правило, в единстве. Степень того, насколько трудны анализ и синтез, связана в первую очередь с тем, насколько трудные задачи мы решаем.

3. Сравнение — установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные характеристики предметов и объектов, как качественные, так и количественные. Сравнивать предметы мы можем непосредственно (воспринимая их одновременно), либо опосредованно (путем умозаключений). Для сравнения могут использоваться как объективные признаки (длина, вес), так и субъективные (вкус, запах). В процессе сравнения легко допустить ошибки. Например, сравнивая предмет в непосредственной близости от нас с предметом в значительном отдалении, мы скорее ошибемся, нежели при сравнении стоящих рядом предметов. Еще одним полем для возможных ошибок является перенесение свойств одного предмета на другой, оценка предметов по аналогии.

4. Обобщение — мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам. В результате обобщения получается новое понятие более широкого объема, чем каждый из объединяемых предметов. Например, кошки, собаки и мыши будут обобщены нами в понятие «животные».

5. Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных.

9.3. Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

Понятие – отражение существенных свойств и связей предметов, объектов и явлений. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Общие понятия отражают признаки множественных предметов или объектов. Общее понятие – это «столица», «планета», «книга».

Единичные понятия характеризуются тем, что в них раскрывается только один предмет, объект или явление. Примеры – Москва, Земля. Зачастую выделяют еще один вид понятий – так называемые пустые понятия, не отражающие признаки реальных предметов. К ним можно отнести такие понятия, как «вечный двигатель», «кентавр» и т.д.

Абстрактные понятия – понятия, характеризуемые тем, что в них раскрывается какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «неравенство», «яркость» и т.д. Абстракция – мысленное отвлечение от свойств или частей предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции мы можем выделить только определенную часть предмета, отличить ее от других признаков предмета.

Конкретными называются понятия, в которых отражены классы предметов, реально воспринимаемых человеком. Например: «книга», «университет» и т.д. Конкретизация – это представление чего-либо единичного, соответствующего какому-либо понятию. Конкретизация является противоположностью абстракции. С помощью конкретизации мы стремимся представить себе объекты или предметы во всем многообразии их признаков.

Если абстрактным будет понятие «магазин», то конкретными понятиями могут быть «продуктовый магазин», «магазин бытовой техники» и т.д.

– Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Можно выделить несколько видов суждений.

1. Утвердительные («научная литература интересна») и отрицательные («научная литература не интересна»).

2. Истинные («Земля – круглая») и ложные («Земля – диск»).

3. Общие («Все люди дышат») и частные («Некоторые люди – астматики»).

4. Категорические («Все овощи относятся к растительному миру») и условные («Если пойдет дождь, то растение вырастет»).

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе одного или нескольких суждений делается определенный вывод или возникает новое суждение. Умозаключения бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Для индуктивных умозаключений необходимо знать отдельные свойства предметов. Изучение единичных свойств позволяет сделать вывод об объекте в целом.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – умозаключение, рассуждение в котором идет от общего к частному. Дедуктивный метод состоит в умении сделать вывод о частном свойстве на основе общих знаний о предмете или объекте.

Классическим примером дедукции является рассуждение Аристотеля: «Каждый человек смертен. Сократ – человек. Значит, Сократ – смертен».

Для понимания этих двух типов умозаключений рассмотрим примеры знаменитых литературных детективов. Шерлок Холмс сделал широко популярным и известным дедуктивный метод. Впрочем, его подход к раскрытию преступлений является иллюстрацией скорее метода индукции. Находя улики, меряя размеры обуви или собирая пепел от сигарет, Холмс работал с частными факторами совершенного преступления, на основе которых делал вывод о том, кто является преступником. Классическим же примером дедукции можно считать Эркюля Пуаро, вообще не занимавшегося сбором улик, а лишь выслушивавшего свидетелей преступления и делавшего из общей картины частный вывод о том, кто является преступником.

– Аналогия – вывод, который делается на основании сходства в каких-либо элементах или свойствах объектов. Уже столкнувшись однажды с какой-либо ситуацией, в случае ее повторного возникновения мы будем поступать сходным образом.

9.4. Качества мышления

Мышление как психический процесс обладает рядом характеризующих его качеств, среди которых можно выделить следующие.

– Широта мышления – способность охватить как вопрос целиком, так и отдельные его части.

– Глубина мышления – умение проникать в суть сложных вопросов.

– Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые пути решения проблемы, не прибегая к прошлому опыту.

– Гибкость мышления – свобода от уже известных, принятых в науке или практике приемов и способов решения проблем.

– Быстрота мышления – способность быстро принимать правильное решение.

– Критичность мышления – умение объективно оценивать идеи, проверять выдвигаемые положения и сделанные выводы.

9.5. Метод «мозгового штурма»

Рассмотрим далее один из наиболее известных способов активизации мышления. Не секрет, что мышление не всегда работает «по заказу», для него должны быть созданы определенные условия.

Для активизации мышления может быть применен метод «мозгового штурма» (англ. brainstorming ), предложенный менеджером по рекламе Алексом Осборном (1888–1966). Метод заключается в том, что участники обсуждения должны предложить как можно большее число всевозможных методов и способов решения проблемной ситуации. Из общего числа идей затем отбираются наиболее удачные.

В процессе «мозгового штурма» можно выделить несколько этапов.

– Постановка проблемы, отбор участников и определение ведущего. Как правило, рекомендуется использовать около десяти человек (меньшее число участников не позволит родиться достаточному числу идей, а переизбыток участников приведет к трудности управления такой группой) различных возрастов и профессий (как в суде присяжных, для уменьшения эффекта стереотипизации). Зачастую в «мозговом штурме» рекомендуют использовать непрофессионалов в рассматриваемом вопросе.

– Процесс генерации идей. Главным правилом «мозгового штурма» является запрет на критику. Нельзя критиковать чужие идеи, прерывать мысль другого человека. Главным итогом должно стать количество идей, поэтому не рекомендуется делать какие-нибудь ограничения. Чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления стоящей идеи. Идеи тщательно протоколируются, а сам процесс обсуждения записывается на диктофоны или видеокамеры.

Осборном было установлено, что человек средних способностей может предложить практически в два раза больше идей, работая в группе, чем если бы он работал в одиночку. Работа в группе зачастую стимулирует активность людей – идея одного человека может стать основой для идеи другого человека; пока один человек высказывает свои идеи, другой имеет возможность послушать его и в то же время подумать над своими собственными идеями. Обсуждение порождает соревновательную составляющую, которая может мотивировать человека, способствовать порождению интересных идей. В то же время необходимо отметить, что уровень соревновательности должен оставаться в рамках дружеского обсуждения, не переходя в критичность и враждебность. Глубокое включение в процесс также влияет на эффективность «мозгового штурма»: если в силу стеснения или недостаточной развитости навыка обсуждения начальные идеи зачастую оказываются не слишком полезными, то к концу «мозгового штурма» могут рождаться по-настоящему блестящие решения ситуаций.

– Категоризация идей, их оценка. Оценивают идеи зачастую не сами участники, а другая группа или даже группа экспертов. Порядка 5–10% от общего числа предложенных идей зачастую оказываются полезными.

9.6. Расстройства мышления

Как и прочие психические процессы, мышление подвержено различного рода расстройствам, среди которых мы выделим следующие.

– Ускорение мышления. По сравнению с нормой у людей с данным расстройством образуется большее число часто меняющихся образов, мыслей, идей. Возникающие новые идеи становятся все более поверхностными, при этом «поток сознания» является абсолютно неуправляемым и зачастую непроизвольным. При беспрерывной смене мысли речь человека становится крайне сложной для понимания. Для людей с ускоренным мышлением характерна повышенная отвлекаемость, частая смена темы разговора.

– Замедление мышления. При данном расстройстве происходит утрата способности к формированию ассоциаций, заторможенность мышления. В беседе такие люди отвечают лишь после длительных пауз, зачастую односложными предложениями. При этом в собственных рассказах подробно и длительно описывают какие-либо детали, не имеющие значения для собеседника. Зачастую повторяют некоторые подробности по несколько раз, будучи не в состоянии переключиться на другую тему.

– Непоследовательность суждений. Часто проявляется в том, что больные пытаются объединить противоречащие друг другу понятия или явления. При этом пациенты часто убеждены в логичности своих доводов и думают, что их никто не понимает.

– Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию. При данном расстройстве больной злоупотребляет чересчур сложными логическими построениями, абстрактными понятиями, терминами, причем не всегда понимая истинное значение употребляемых слов. Даже на самые простые вопросы больные отвечают громоздко, не улавливая сути вопроса.

– Некритичность мышления – утрата целенаправленности мышления, его поверхностность. Критичность можно считать умением оценивать свои действия и менять их в соответствии с какими-либо условиями, т.е. действовать осознанно и обдуманно.

Бред. Бредовыми считаются мысли или идеи, которые не соответствуют действительности. Зачастую бредовые идеи противоречат всем принятым нормам и законам. Можно выделить несколько видов бреда.

– Острый бред характеризуется тем, что полностью овладевает сознанием человека.

– Интерпретативный бред характеризуется поражением способности к рассуждению. Больной формирует собственную систему взглядов, не прислушивается к законам логики и не принимает никаких иных доказательств.

– Галлюцинаторный бред возникает вследствие нарушений восприятия. При данном расстройстве у человека наблюдается появление галлюцинаций или наличие ряда иллюзий.

– Бред преследования. При данной форме бреда человеку кажется, к примеру, что с ним плохо обращаются на службе, дают ему самую сложную работу и т.д.

– Бред отношения. При данном расстройстве больному кажется, что к нему имеет отношение вся окружающая действительность, и все происходящее вокруг него он воспринимает сквозь призму самого себя.

– Бред реформаторства заключается в необоснованном создании проектов или моделей «лучшего общества», желании улучшить работу различных социальных институтов.

– Бред сутяжничества. При данной форме бреда больной испытывает потребность в борьбе за отстаивание прав, свобод. Он подает судебные иски, пишет жалобы, требуя восстановить какую-либо «справедливость».

– Бред происхождения заключается в том, что больной оказывается крайне озабочен собственным происхождением, уверяя всех, что он принадлежит к древнему роду, старинной фамилии, той или иной нации. При этом зачастую он отказывается признавать своих настоящих родителей, считая, что на самом деле его родители – более знаменитые или богатые люди.

– Ипохондрический бред выражается в убеждении человека в том, что у него есть какое-то заболевание. Как правило, больные представляют, что больны тяжелым, а зачастую и неизлечимым заболеванием.

– Бред изобретательства. При данной форме бреда больной делает новые открытия, которые либо оказываются простым копированием уже известного опыта, либо не имеют никакого практического и теоретического значения.

– Бред ревности заключается в убежденности в измене своего сексуального партнера. Такие больные устраивают слежки с целью получить доказательства измены и часто находят такие «факты» в совершенно безобидных предметах или событиях. Убежденность в неверности не могут изменить никакие доказательства обратного.

– Бред ущерба заключается в том, что человек убежден в порче или краже своего имущества. Больному кажется, что у него воруют или что кто-то целенаправленно мешает его существованию.

– Бред отравления заключается в убежденности больного в том, что кто-то желает ему смерти и пытается отравить.

– Нигилистический бред. При данной форме бреда больному зачастую кажется, что он присутствует при последних днях человечества и в ближайшее время должен произойти конец света. Нигилистический бред также часто характерен для больных, уверенных в том, что действительности не существует, а реальность на самом деле является, например, сном.

Литература

1.  Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 1, 2. – М.: Педагогика, 1982.

2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

3. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Наука, 1977.

4. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.

5. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М.: Мысль, 1989.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 3. – М.: Педагогика, 1983.

7. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. – Свердловск, 1988.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

9. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

10. Лурия А.Л. Язык и мышление. – М.: Наука, 1979.

11. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

12. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Наука, 1981.

13. Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М.: Просвещение, 1969.

15. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989.

17. Тихомиров O.K. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Продуктивное мышление — это… Определение, основы, теории, примеры мышления и его влияние на психологическое состояние человека

У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым проблемам? Это продуктивное мышление. Именно оно помогает людям что-то создать или найти простой выход из сложной ситуации. Все подробности об этом читайте ниже.

Определение

Продуктивное мышление – это творческий подход к решению задач. Творческое мышление – вот как называют его дизайнеры. Именно эти креативные люди умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Но ведь мышление не так просто устроено, чтобы управлять им волевым усилием. На самом деле то, как именно функционирует мозг, не знает никто. Но ученые смогли систематизировать и выписать процессы, которые, по их мнению, происходят в сером веществе в момент зарождения мысли. Эти этапы назвали процессами и стадиями творческого мышления.

Любой человек сталкивается с тем, что время от времени ему нужно включать творческое мышление. Например, когда друг задает вам простой вопрос: «Какие бы суперспособности ты имел, если бы был супергероем?» Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, если вы никогда не думали над ним ранее. Поэтому приходится включать воображение, представлять и анализировать нереальную ситуацию.

Формирование

Продуктивное мышление – это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?

  • Память. Чтобы что-то придумать, нужно иметь базу знаний. Посмотрите на маленьких детей, которые бесконечно спрашивают у мам: «Что это?» Только набравшись визуальных образов, человек может задействовать свое воображение. Чем больше у человека опыта и знаний, тем легче ему будет что-то придумать или вообразить.
  • Мышление. Чтобы творческая мысль смогла закрасться в голову, человек должен мыслить и рассуждать. Только благодаря тому, что персона может проводить параллели между несколькими областями знаний и делать логические связи, возможно порождение креативной мысли. Чем чаще человек будет думать, тем лучше у него будет развито мышление.
  • Воображение. Для того чтобы креативно мыслить, нужно задействовать свою фантазию. Чем чаще вы будете ей пользоваться, тем лучше она будет работать. Ребенок хуже фантазирует, чем взрослый. У родителей получается сочинять сказки на ходу. Детям же нужно время для того, чтобы составить какую-либо нереальную историю. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок, тем быстрее у него будет работать фантазия.
  • Интуиция. Опыт пережитых событий накладывает отпечаток на человека. Интуиция – это информация, которую человек из своего сознания перевел в подсознание. Она работает только тогда, когда полученный опыт подсказывает человеку, как нужно поступить в той или иной ситуации.
  • Личное мировоззрение. Все люди думают по-разному по той причине, что каждый человек — уникальная личность. Образование, воспитание, среда общения и личные предпочтения накладывают отпечаток на структуру и логику мышления.

Стадии

Зарождение мысли — сложный процесс. А что такое возникновение идеи? В продуктивном мышлении это преобразование абстрактного образа во что-то конкретное. Существует несколько стадий творческого мышления.

  • Возникновение идеи. Прежде чем сделать очередное изобретение, мастер должен посидеть и подумать над тем, кому на этот раз нужно облегчить жизнь и чем именно. Обычно идеи для вдохновения берутся из окружающего пространства. Наблюдательные персоны могут увидеть много интересного даже за короткую прогулку от дома до работы.
  • Осознание идеи. Когда мысль сформулирована, ее нужно обдумать. Например, инженер решил облегчить жизнь строителям, но не придумал — как. На этом этапе он должен продумать механизмы, которые помогут людям в работе. В конечном счете у инженера появится идея создания подъемного крана.
  • Работа над идеей. Когда мысль обрела свои первые очертания, ее нужно конкретизировать. В случае с подъемным краном инженеру потребуется составить чертежи, эскизы и схемы будущей машины.
  • Решение. Наброски идеи формируются и перерабатываются. На этом этапе мысль обрела свое очертание. и изобретателю становится понятно, что и как нужно дальше делать.
  • Исполнение. Последний этап – это воплощение идеи в жизнь. Нужно отметить, что не всегда мыслитель, инженер, дизайнер и т. д. собственноручно воплощает свою идею. Чаще всего для этой цели нанимают специалистов, которые будут выполнять всю грязную работу.

Виды

В чем разница между продуктивным и репродуктивным мышлением? В первом случае идет формирование творческой идеи. Человек придумывает что-то новое, чего не существовало до него. Во втором случае человек ничего не изобретает. Он может решить проблему, благодаря существующим у него знаниям и умениям. Какие же бывают виды продуктивного мышления?

  • Теоретическое. Суть его заключается в том, что человек будет думать над решением проблемы. Никаких действий предприниматься не будет. Весь креатив, который будет использован в процессе работы, будет являться проявлением и синтезом нажитого опыта и знаний.
  • Наглядное. Мышление, процесс которого можно проследить, свойственно людям-визуалам. Такие персоны не могут думать в голове, им проще все изображать на бумаге. Наглядный вид мышления часто используется в дизайнерских бюро для того, чтобы разные люди могли сообща работать над одним проектом.
  • Образное. Для того чтобы человек мог что-то изобрести, он будет использовать накопленные ранее знания. Путь его мышления легко будет проследить через образы, которые лягут в основу идеи.
  • Стихийное. Не всегда удается структурировать мышление. Хаос всегда свойственен творческим личностям. Некоторые люди не приемлют каких-либо систем, и это отображается не только на их стиле жизни, но и на способе мышления.

Особенности

Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.

  • Владение логическими операциями. Только человек, который умеет размышлять и будет использовать логику в своих проектах, может претендовать на то, что он мыслит творчески. Любое свое детище творческая личность должна как-то интерпретировать и преподнести зрителям и окружающим людям.
  • Наличие новизны. Творческое мышление не будет являться таковым, если в нем не будет присутствовать чего-то нестандартного. Именно наличие новизны отличает репродуктивное мышление от продуктивного.
  • Понимание рациональных вещей. Человек должен не только пользоваться логикой, но и понимать то, что он делает и для чего он творит. Делать какие-либо действия только для того, чтобы что-то делать – это великая глупость.
  • Знание способов создания гармонии. Любой творец должен придерживаться не только логики и здравого смысла, но и элементарных законов прекрасного, которые действуют в его области компетенции. Например, художник не может рисовать картину, не используя никаких правил композиции.

Качество

Продуктивное мышление в психологии делится на несколько категорий:

  • Ширина. Когда персона о чем-то думает, она может охватывать своим внутренним взором всю область знаний, которая имеется по данному вопросу.
  • Глубина. Человек не распыляется, он конкретизирует свою задачу и старается смотреть в корень проблемы.
  • Быстрота. Все люди размышляют по-разному. Кто-то привык использовать творческий подход для решения бытовых проблем, а кто-то включает воображение только тогда, когда в этом есть острая необходимость.
  • Критичность. Человек всегда должен объективно смотреть на продукт своего мышления. Критика – это то, что помогает человеку развиваться и делать работу над ошибками.

Процессы

Вы задумывались, что происходит в мозгу тогда, когда вы стараетесь что-то представить или вообразить? Процессы продуктивного мышления, которые выделили ученые:

  • Анализ. Человек всегда раздумывает о проблеме или об идее прежде, чем дать ей ход.
  • Сравнение. Когда идея или проблема приобрели более-менее понятные очертания, они сравниваются с уже имеющимся у индивида опытом.
  • Синтез. Идеи создаются на стыке уже увиденного и фантазийного. Благодаря слиянию этих двух форм появляются новые мысли.
  • Обобщение. Человек собирает все знания и идеи вместе, чтобы посмотреть, что же из этого набора можно сделать.
  • Конкретизация. Когда материал подготовлен и идея сформирована, она конкретизируется и прорабатывается.

Развитие

Некоторые люди могут жаловаться на то, что у них плохое воображение. Развитие продуктивного мышления – это не высшая математика. Этим процессом должны заниматься родители, чтобы вырастить здорового и умного ребенка. Как можно развивать воображение? Один из легких способов – это сочинение сказок. Человек может придумывать небылицы или же рассказывать истории, но оформлять их необычным образом.

Развитию творческого мышления способствует творческий процесс. Если вы хотите стать креативнее, подумайте, где могут пригодиться ваши знания и навыки. Начните писать музыку или картины, лепите, танцуйте или пойте. Все это помогает задействовать правую половину полушария.

Примеры

Что же является результатом продуктивного мышления? Примером такого подхода является любая творческая специальность. Например, возьмем работу дизайнера. Эти люди ежедневно должны прилагать усилия для того, чтобы сгенерировать не существовавшие до них идеи. Результатом их творчества являются логотипы, визитки, фирменные стили и всевозможные виды графического оформления сайтов.

fb.ru

1. Понятие — продуктивное (творческое) мышление.

1. Общая характеристика видов мышления.

Предмет нашего исследования — творческое (продуктивное) мышления. Хотя это понятие давно употребляется в психологической литературе, его содержание дискуссионно. Обращаясь к анализу литературы, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие творческое мышление, как решают вопрос о соотношении продуктивных и репродуктивных компонентов мыслительной деятельности.

Для зарубежной психологии весьма типичен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный. Представителями первого подхода были ассоцианисты (А. Бэн, Д. Гартли, И. Гербарт, Т. Рибо и др.). Характеризуя мышление с идеалистических позиций они сводили суть его к отвлечению от несходных элементов, к объединению сходных элементов в комплексы, к их перекомбинации, в результате которой не возникает ничего принципиально нового.

В настоящее время репродуктивный подход нашел свое выражение в теории бихевиоризма (А. Вейс, Э. Газри, Ж. Леб, Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.). Эта теория привлекла внимание ученых своей установкой на разработку точных методов изучения психики, на объективность подхода к анализу психических явлений, однако сам анализ бихевиористы осуществляли с позиций механистического материализма.

Хотя бихевиоризм был подвергнут резкой критике за отрицание роли внутренних, психических факторов, его идеи находят своих сторонников.

Очень явно это выражено в работах Б. Скиннера. В теоретическом плане он прямо отрицает наличие у человека такого феномена, как мышление, сводит его к обусловленному поведению, связанному с закреплением приводящих к успеху реакций, к выработке системы интеллектуальных навыков, которые могут быть сформированы принципиально тем же путем, что и навыки у животных. На этих основах им разработана линейная система программированного обучения, предусматривающая изложение материала, столь развернутое и детализированное, что даже самый слабый ученик при работе с ним почти не допускает ошибок, и, следовательно, у него не возникают ложные связи между стимулами и реакциями, вырабатываются правильные навыки на основе положительного подкрепления.

Выразителями второго подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихо­логии (М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.). Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей в себя неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики. Существенную роль в решении проблемы играет инсайт как прямое непосредственное видение пути к нахождению искомого, способа преобразования ситуации, дающего ответ на поставленный в задаче вопрос. Гештальтисты в исследованиях мышления широко использовали задачи, при решении которых у испытуемых возникал конфликт между имеющимися знаниями и требованиями задачи, и они вынуждены были преодолевать барьер прошлого опыта, вследствие чего сам процесс поисков неизвестного выступал особенно явно. Благодаря этому ученые получили весьма ценный материал об особенностях мыслительной деятельности (К. Дункер, Л. Секей).

Однако, придавая большое значение инсайту, ага-переживанию, гештальтисты не показали сам механизм его возникновения, не раскрыли того, что инсайт подготовлен активной деятельностью самого субъекта, его прошлым опытом.

Выделив в качестве специфики мышления его продуктивный характер, гештальтисты резко противопоставили его репродуктивным процессам. В их экспериментах прошлый опыт, знания выступили тормозом продуктивного по своей природе мышления, хотя под влиянием накопленных фактов им все же пришлось ограничить категоричность своих выводов, признать, что знания могут играть и положительную роль в мыслительной деятельности.

Такое признание, в частности, имеется у Л. Секея, который специально останавливается на вопросе о соотношении мышления и знаний. Характеризуя репродуктивное мышление, автор отмечает, что оно предполагает воспроизведение процессов, имевших место в прошлом, допускает в них некоторые незначительные видоизменения. Он не отрицает роли прошлого опыта и в творческом мышлении, рассматривая знания как отправную точку для понимания и материал для решения проблемы.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ зарубежной литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о мышлении, говорилось о возникновении нового, но характер этого нового, источники его в различных теориях указывались неидентичные.

В репродуктивных теориях мышления новое выступало как результат усложнения или перекомбинации на основе, главным образом, сходства имеющихся элементов прошлого опыта, актуализации непосредственной связи между требованиями задачи и субъективно тождественными элементами имеющихся знаний. Само решение задачи протекает на основе либо механических проб и ошибок с последующим закреплением случайно найденного верного решения, либо актуализации определенной системы раннее сформированных операций.

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью (у гештальтистов — это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление барьера прошлого опыта, мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации. Решение осуществляется как преобразование первоначальных проблем, но сам принцип решения возникает вдруг, внезапно, в порядке инсайта, прямого усмотрения пути решения, зависящего главным образом от объективных условий задачи и очень мало от активности самого решающего субъекта, от его собственного опыта.

Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениями с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев, Л. И. Узнадзе, Н. П. Элиава и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено С. Л. Рубинштейном.

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь ее с репродукцией.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

В мышлении как процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому её компоненту возникла необходимость выделить особые виды мышления — продуктивное и репродуктивное.

Следует отметить, что в советской литературе встречается возражение против выделения таких видов, поскольку любой процесс мышления продуктивен (А. В. Брушлинский). Однако, большинство психологов, изучающих мышление, считают целесообразным выделение этих видов (П. П. Блонский, Д. Н. Завалишина, Н. А. Менчинская, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров).

В литературе данные виды (стороны, компоненты) мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию продуктивное мышление употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное. Синонимами к репродуктивному мышлению служат термины: словесно-логическое, дискурсивное, рассудочное, рецептивное и др. Мы применяем термины продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации (А. М. Матюшкин).

Нахождение искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, существенных для решения проблемы отношений, закономерных связей между признаками, тех способов, с помощью которых они могут быть найдены. Человек вынужден действовать в условиях неопределенности, намечать и проверять ряд возможных решений, осуществлять выбор между ними, подчас не имея к тому достаточных оснований. Он ищет ключ к решению на основе выдвижения гипотез и их проверки, т. е. способы опираются на известное предвидение того, что может быть получено в результате преобразований. Существенную роль в этом играют обобщения, позволяющие сокращать количество той информации, на основе анализа которой человек приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при этом операций, шагов к достижению цели.

Как подчеркивает Л. Л. Гурова, весьма плодотворным в поиске пути решения проблемы оказывается ее содержательный, семантический анализ, направленный на раскрытие натуральных отношений объектов, о которых говорится в задаче. В нем существенную роль играют образные компоненты мышления, которые позволяют непосредственно оперировать этими натуральными отношениями объектов. Они представляют собой особую, образную логику, дающую возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации, действовать, по словам Л. Л. Гуровой, в многомерном пространстве.

В исследованиях проведенных под руководством С. Л. Рубинш­тейна (Л. И. Анцыферовой, Л. В. Бруш­инским, А. М. Матюшкиным, К. А. Славской и др.), в качестве эффективного приема, используемого в продуктивном мышлении, выдвигается анализ через синтез. На основе такого анализа искомое свойство объекта выявляется при включении объекта в ту систему связей и отношений, в которой он более явно обнаруживает данное свойство. Найденное свойство открывает новый круг связей и отношений объекта, с которыми это свойство может быть соотнесено. Такова диалектика творческого познания действительности.

В этом процессе, как отмечают многие исследователи, нередко имеет место внешне внезапное усмотрение пути решения — инсайт, ага-переживание, причем оно часто возникает тогда, когда человек непосредственно не был занят решением проблемы. Реально такое решение подготовлено прошлым опытом, зависит от предшествующей аналитико-синтетической деятельности и прежде всего — от достигнутого решающим уровня словесно-логического понятийного обобщения (К. А. Славская). Однако, сам процесс поисков решения в значительной своей части осуществляется интуитивно, под порогом сознания, не находя своего адекватного отражения в слове, и именно потому его результат, прорвавшийся в сферу сознания, осознается как инсайт, якобы не связанный с ранее осуществлявшейся субъектом деятельностью, направленной на открытие новых знаний.

Включая в продуктивное мышление его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приемы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов.

Интересный методический прием для экспериментального изучения интуитивных компонентов продуктивного мышления применил В. Н. Пушкин. Он предлагал испытуемым такие наглядные задачи (моделирующие шахматные игры, игру в 5 и др.), решение которых могло быть прослежено глазами. Эти движения глаз регистрировались с помощью электроокулографической методики. Путь движения глаз соотносился с особенностями решения задачи и со словесными отчетами о нем. Исследование показало, что человек, решая проблему, собирает на основе анализа наглядной ситуации гораздо больше информации, чем осознает сам.

Большое влияние на решение проблемы, как показали результаты исследований грузинских психологов, принадлежащих к школе Д. Н. Узнадзе, может оказать наличие установки, т. е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности.

Применив метод введения вспомогательных задач, Я. А. Поно­марев выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Наибольший эффект достигается тогда, когда человек на основе логического анализа уже убедился в том, что не может решить испробованными им способами задачу, но еще не потерял веры в возможность успеха. При этом вспомогательная задача сама по себе должна быть не столь интересной, чтобы полностью поглотить сознание решающего, и не столь легкой, чтобы ее решение могло быть выполнено автоматически. Чем меньше автоматизирован способ решения, тем легче его перенос на решение основной задачи — проблемы.

Как показали эксперименты, использовав содержащуюся во второй задаче подсказку, испытуемый обычно считал, что позднее найденное решение основной проблемы никак не связано с решением вспомогательной задачи. Ему казалось, что решение затруднявшей его проблемы пришло внезапно, в порядке инсайта. Если вспомогательную задачу давали до основной, то она не оказывала ни какого влияния на последующие действия испытуемых.

studfiles.net

ГРУППА. Продуктивное и репродуктивное мышление. — МегаЛекции

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ж.Комбардье писал: «Музыка есть искусство думать звуками».

Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями.Мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

Практикой доказано, что в процессе музыкального воспитания у слушателя и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление: слушатель создает в воображении новые образы, а исполнитель – новую трактовку.

Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем:

· Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей

· Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы.

· Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств. «Я добился того, чего хотел» — вот завершающая точка, говоря словами Г.Нейгауза, музыкального мышления в процессе исполнения и сочинения музыки.



 

 

ВОПРОС 9. Дайте определения понятиям «эмоции» и «чувства». Расскажите об их роли в жизни человека. Назовите виды фундаментальных эмоций по К.Изарду. Классифицируйте эмоциональные переживания.

На все, что окружает нас в этом мире, что происходит в нашей жизни, мы как-то реагируем – относимся ко всему определенным образом.

Эмоция –непосредственное переживание в данный момент.

Чувство– более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

В процессе развития сначала появляются эмоции (они связаны с удовлетворением базовых потребностей младенца в еде, уходе, защищенности), а затем – чувства.

Кэррол Изард выделил 10 фундаментальных эмоций, присущих человеку:

1. Интерес-Волнение

2. Удовольствие-Радость

3. Удивление

4. Горе-Страдание

5. Гнев

6. Отвращение

7. Презрение

8. Страх

9. Стыд-Застенчивость

10. Вина-Раскаяние

Роль эмоций и чувств в ЖИЗНИ человека

Эмоции сообщают нам, какое значение лично для нас имеют различные предметы, события, отношения с людьми.

Эмоции в значительной степени влияют на все наши мысли и действия, в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. В радости мы повсюду находим красоту и гармонию, в горе для нас все предстает в мрачном свете, в гневе кажется, что повсюду козни, препятствия.

Эмоции регулируют поступки человека. Например, они могут мобилизовать нас, как бы давая дополнительные источники энергии. Точно так же эмоции могут выступать в качестве разрушающей силы. Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, а очень интенсивные приводят к отрицательному результату, порой к истощению энергии.

Эмоции выступают и как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, еще не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов.

Эмоции также помогают нам познавать мир. Любое наше открытие мира, сопровождается то радостью, то тревогой, то разочарованием, т.е. интеллектуальные процессы тоже эмоционально окрашены.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Каждый привыкший наблюдать за собой обязательно заметит, насколько разнообразными бывают эмоциональные переживания. В психологии принято выделять 2 большие группы эмоций и чувств: положительные (удовольствие, радость, восторг…) и отрицательные (печаль, ужас, ненависть, горе, страх…).

Виды эмоций: настроение, аффект, страсть

Настроение –длительное эмоциональное состояние, общий эмоциональный фон (спокойное настроение или раздраженное, деятельное или расслабленное, приподнятое или упадническое).

Аффект –бурная кратковременная вспышка чувств, которая захватывает личность полностью. В состоянии аффекта человек теряет контроль над самим собой, он способен произнести слова или совершить действия, за которые потом будет неловко, стыдно. Аффект может накапливаться капля за каплей: человек терпит-терпит, но однажды происходит эмоциональный взрыв накопившегося раздражения, страха, обиды, боли.

Страсть –самое сильное и яркое эмоциональное переживание человека. Ей свойственна одержимость. Страсть может приводить как к великим открытиям, достижениям, так и к катастрофам в жизни человека. Она дает огромную энергию для подвигов, но также может стать причиной преступления.

Виды чувств.

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Это: любознательность, радость открытия, жажда знаний, удивление, сомнение, юмор, ирония, сарказм, цинизм.

Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. Это: любовь, товарищество, честь, привязанность, ненависть, трусость, зависть, совесть…

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии) — это… Что такое МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии)?

(англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. «Я не уверен, — сказал А. Эйнштейн выдающемуся психологу М. Вертгеймеру, — можно ли действительно понять чудо мышления. Вы, несомненно, правы, пытаясь добиться более глубокого понимания того, что происходит в процессе мышления…» (Продуктивное мышление. — М., 1987, с. 262). Мышление сродни искусству, чудо которого также сопротивляется пониманию и познанию. В парадоксальной форме нечто подобное выразил Н. Бор. На вопрос «можно ли понять атом?» Бор ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово «понимание». Великим ученым в большей степени, чем простым смертным, свойственно удивление перед Великим и сознание скромности своих сил. Склонялся перед чудом мышления и М. Мамардашвили: «Мышление требует почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы; оно только может состояться — как своего рода пробуждение или пра-воспоминание — в силовом поле между человеком и символом».

Несмотря на сомнения, Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал Вертгеймеру в познании М. п. и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые завершились созданием теории относительности. Психолог представил «титанический процесс мышления» как драму в 10 актах. Ее «участниками» были: зарождение проблемы; стойкая направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена картина новой физики. Процесс мышления занял 7 лет. Главным на протяжении этого периода было «ощущение направленности, непосредственного движения к чему-то конкретному. Конечно, очень трудно выразить это ощущение словами; но оно определенно присутствовало и его следует отличать от более поздних размышлений о рациональной форме решения. Несомненно, за этой направленностью всегда стоит что-то логическое; но у меня оно присутствует в виде некоего зрительного образа» (Эйнштейн). Исходящую от задачи направленность, упорядочивающую процесс мышления, представитель вюрцбургской школы психолог Н. Ах назвал детерминирующей тенденцией, а О. Зельц изучал роль интеллектуализированных (нечувственных) наглядных представлений — образов, играющих роль пластичных орудий М. п.

Рассмотрим собирательный образ мыслительного творческого процесса, т. е. представление о его основных стадиях.

1. Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу, чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы. 2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии создается интегральный целостный образ проблемной ситуации, образ того, что есть и предощущение будущего целого. Говоря современным языком, создается образно-концептуальная или знаково-символическая модель, адекватная той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы. Модель служит материалом («интеллигибельной материей»), в которой отыскивается ведущее противоречие, конфликт, т. е. происходит кристаллизация проблемы, подлежащей решению.

3. На 3-й стадии осуществляется (часто мучительная) работа над решением проблемы. Она представляет собой причудливую смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий: проблема не отпускает. Возникает ощущение, что не проблема во мне, а я в проблеме. Она меня захватила. Результатом такой предваряющей решение работы м. б. не только создание, проверка и отвержение гипотез, но также и создание специальных средств для решения проблемы. Примером могут служить усилия в визуализации проблемы, создание новых вариантов образно-концептуальной модели проблемной ситуации.

4. Возникновение идеи (эйдоса) решения (инсайт). На решающее значение этой стадии имеется бесчисленное множество указаний, но сколько-нибудь содержательные описания отсутствуют и ее природа остается неясной.

5. Исполнительная, по сути, техническая стадия, не требующая особых пояснений. Она часто весьма трудоемка, когда для решения нет соответствующего аппарата. Как указывал И. Ньютон, когда задача понята, приведена к известному типу, применение определенной формулы не требует труда. Это делает за нас математика.

Выделенные стадии весьма условны, но подобные описания интересны тем, что в них как бы естественно перемежаются размышление, визуализация (воображение), рутинная работа, интуитивные акты и т. д.; все это сцеплено направленностью на решение проблемы, ее конкретизацию.

Приведенное аналитическое описание можно дополнить синтетическим. Гете видел в познании и мышлении «бездны чаяния, ясное созерцание данного, математическую глубину, физическую точность, высоту разума, глубину рассудка, подвижную стремительность фантазии, радостную любовь к чувственному». Попробуем на секунду представить себе, что всем этим Гете обязан школьному обучению, и тут же возникает вопрос, какой коллектив педагогов мог бы обеспечить подобное воспитание и развитие мышления? Столь же трудно представить себе ученого, который бы взялся изучать работу такого невероятного оркестра, каким было мышление великого поэта, мыслителя, ученого. Каждый исследователь мышления выбирает для изучения к.-л. один инструмент, неминуемо утрачивая целое. В этом нет большой беды до тех пор, пока исследователь не навязывает изученный им инструмент в качестве единственного или главного, напр., системе образования. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Продуктивное и репродуктивное мышление. — Студопедия.Нет

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается.

3. Мышление может протекать в сознательной и бессознательной формах.Сознательная – осознанные мыслительные операции по поиску решения. Бессознательная – озарение, инсайт, поиск решения проходит незаметно для сознания.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ж.Комбардье писал: «Музыка есть искусство думать звуками».

Музыкальное мышление обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами. Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями.Мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

Практикой доказано, что в процессе музыкального воспитания у слушателя и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление: слушатель создает в воображении новые образы, а исполнитель – новую трактовку.

Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем:

· Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей.

· Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы.

· Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств.

Дайте определение понятий «эмоции», «чувства», «воля». Обозначьте место эмоций и чувств в жизни человека. Охарактеризуйте виды эмоциональных переживаний. Расскажите о способах развития воли.

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ВОЛЯ.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент.

Чувство– более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

Воля– способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность.

Роль эмоций и чувств в ЖИЗНИ человека

Эмоции – язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют различные предметы, события, отношения с людьми.

Эмоции в значительной степени влияют на все наши мысли и действия, в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. В радости мы повсюду находим красоту и гармонию, в горе для нас все предстает в мрачном свете, в гневе кажется, что повсюду козни, препятствия.

Эмоции регулируют поступки человека. Например, они могут мобилизовать нас, как бы давая дополнительные источники энергии. Так, уставший рабочий может почувствовать прилив сил и какое-то время еще плодотворно трудиться от внезапной радости, или же от большой злости. Точно так же эмоции могут выступать в качестве разрушающей силы. Например, в крайней степени раздражения трудно на чем-то сосредоточиться или конструктивно построить разговор.

Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, а очень интенсивные приводят к отрицательному результату, порой к истощению энергии.

Эмоции выступают и как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, еще не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов.

Эмоции также помогают нам познавать мир. Без интереса мы не можем качественно усвоить информацию, не можем овладеть творческим уровнем в профессии. Кроме того, любое наше открытие мира, сопровождается то радостью, то тревогой, то разочарованием, т.е. интеллектуальные процессы тоже эмоционально окрашены.

studopedia.net

Продуктивное и репродуктивное мышление


ТОП 10:

Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления — наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.

Новизна проблемы диктует новый путь ее решения: скачкообразность, включение эвристических, «поисковых» проб, большую роль семантики, содержательного анализа проблемы. В этом процессе наряду с словесно-логическими, хорошо осознанными обобщениями, очень важны обобщения интуитивно-практические, не находящие сначала своего адекватного отражения в слове. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретно-практических задач, реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

Вплетаясь в сознательную деятельность, будучи подчас растянутым во времени, нередко весьма длительном, процесс интуитивно-практического мышления осознается как мгновенный акт, как инсайт благодаря тому, что в сознание сначала «прорывается» результат решения, в то время как путь к нему остается вне его и осознается на основе последующей более развернутой, осознанной мыслительной деятельности.

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований — новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.

Итак, продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.

С психологической точки зрения нет принципиальной разницы между продуктивным мышлением ученого, открывающего объективно новые, еще не ведомые человечеству, закономерности окружающего мира, и продуктивным мышлением ученика, делающего открытие нового лишь для него самого, так как в основе лежат общие психические закономерности. Однако условия поиска новых знаний у них весьма различны, как различен и уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию.

Для того чтобы как-то обозначить эти различия большинство исследователей предпочитают в отношении такого вида мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», а термином «творческое мышление» обозначать высшую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывает принципиально новые для человечества знания, создает нечто оригинальное, не имеющее себе аналога.

Характеризуясь меньшей продуктивностью, репродуктивное мышление, тем не менее, играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условий задачи, ее данных, искомого, функциональных связей между ними актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи, адекватное отражение его в слове.

Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования и т. д. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению «проблемной ситуации», т. е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач. Как уже отмечалось, процесс продуктивного мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит выражение его результат («Ага! Нашел! Догадался!»), а затем — сам путь к нему.

Осознание найденного субъектом решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Таким образом, реальная деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности — результат сложного переплетения, взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *