Воображение репродуктивное — определение термина
способность воспроизводить прежнее содержание сознания; память.
Научные статьи на тему «Воображение репродуктивное»
Сущность и особенности воображения Специфика воображения в качестве формы психического процесса заключается…
В зависимости от результата воображение классифицируется на следующие виды: продуктивное и репродуктивное…
При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде,…
Особенности творческого воображения Творческое воображение состоит в создании новых образов без опоры…
творческое воображение.
Статья от экспертов
В данной статье описана методика коррекционно-педагогической работы по формированию воображения учащихся с нарушением слуха, которая разрабатывалась с учетом взаимосвязи воссоздающего и творческого воображения, постепенного перехода от репродуктивности к творчеству в развитии данного познавательного процесса.
Научный журнал
нового;
преобладание репродуктивно-воссоздающего воображения….
справляются с ролевым и модельным иллюстрированием композиции готового сюжета;
преобладание собственно-репродуктивного…
воображения….
Созданием предметной среды не активизируется проявление творческого воображения;
преобладание фрагментарно-репродуктивного…
воображения.
Статья посвящена осмыслению предпосылок для нового определения понятия воображения с учетом проблематики сопоставления фантазии и факта. Необходимо осмыслить роль воображения с учетом новых концепций о виртуальном и гиперреальном, обозначить их отношения с помощью противопоставления воображаемого и реального с использованием философского учения Д. Юма и критического описания общества постмодерна Ж. Бодрийяра. Рассмотрено комплексное определение воображения и нового описания его деятельности без привычного разделения воображения на виды. Оно может быть представлено другой классификацией, которой подвергнется не сама способность сознания, а продукт ее деятельности. Если раньше воображаемое, которое не связано с реальностью достаточно было отвергнуть, теперь необходимо по-новому взглянуть на ту способность нашего сознания, которая позволяет нам воспринимать нечто нереальное как существующее.
Научный журнал
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
ТРИЗ-центр — Образовательный комплекс «Дарина»: детский сад и школа
Описание
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) появилась благодаря советскому инженеру Генриху Альтшуллеру. Он разработал алгоритм для поиска решений, благодаря которым максимальный результат можно получить с минимальными затратами. В процессе поиска такого решения подключаются и творческие способности человека, и воображение, и системное мышление.Сначала теорию использовали только в технической отрасли. Но благодаря своей эффективности ТРИЗ быстро вышла за пределы инженерии. А потом появилась и ТРИЗ-педагогика — развитие у детей гибкого мышления, способности справляться с задачами, которые, на первый взгляд, вообще не имеют решения.
Одно дело — приходить к решению таких задач интуитивно. И совсем другое — получить набор инструментов, осознанно отбрасывать стереотипы и управлять процессом поиска ответа. Вот этому и учат на занятиях ТРИЗ.
Зачем ТРИЗ нужен детям?
Находить эффективные решения, видеть ситуацию объемно, видеть причинно-следственные связи и просчитывать идеальную стратегию — эти навыки пригодятся вашему ребенку в жизни.Качества, которые поможет развить ТРИЗ
- Развитие логики и системного мышления. Ребенок учится понимать любой предмет, каждое явление в системе взаимосвязей: семечко с течением времени становится ростком, росток – кустом, а куст – деревом; младенец становится ребенком, ребенок – взрослым, взрослый – пожилым. В системе взаимосвязей рассматривается и каждое действие человека: ребенок учится видеть свои поступки в системе взаимосвязей, предпосылок и последствий
- Развитие творческого воображения. У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение – это способность представить то, чего пока еще в окружающем мире нет, и описать этот воображаемый объект. Все объекты материального мира, которые нас сегодня окружают и к которым мы привыкли – очки, часы, дома, самолеты, – это продукты развитого творческого воображения людей. Такое воображение развивают у детей методами ТРИЗ.
- Преодоление психологической инерции. В жизни каждого человека очень много действий, которые он выполняет не задумываясь: чистит зубы, не глядя нажимает на кнопки выключателей, одевается, садится за руль автомобиля. И у ребенка, по мере его подрастания, таких действий становится все больше: берет ложку всегда в правую руку, называет маму бабушкой после лета в деревне, капризничает в повторяющихся ситуациях. То есть психологическая инерция – это действие в подобных ситуациях по старой привычке, и именно в этих – стандартных – ситуациях она нам нужна. А если наступает нестандартная ситуация? Новая, в которой человеку нужно действовать иначе, нежели он привык, действовать не по инерции! И соображать порой в таких нестандартных ситуациях нужно очень быстро. На снятие психологической инерции направлены занятия в ТРИЗе.
- Нацеленность на результат. Главное в ТРИЗ — найти наилучший результат из всех возможных. Генерируя идеи, дети учатся выбирать из них оптимальные и сосредоточиваться на цели.
- Умение вычленять главное. Сегодня в плотном информационном потоке очень важно уметь включать фильтры. Навыки быстро ориентироваться и отсекать ненужное — то, чему тоже научит ТРИЗ.
- Коммуникабельность. Умение налаживать контакты, поддерживать беседу на всевозможных уровнях, с легкостью адаптироваться в новом коллективе называется коммуникабельностью человека. Чем выше уровень коммуникабельности человека, тем меньше вероятность его попадания в сложные ситуации. Закрытая для общения личность не способна построить диалог, даже если она умна, владеет бесценными профессиональными навыками. Поэтому развивать коммуникабельность необходимо с детства, особенно если родители наблюдают трудности в общении со сверстниками у своего ребенка. ТРИЗ-педагоги развивают и это качество, обучая детей работать в группе, в команде.
Сегодня ТРИЗ уже давно вышел далеко за рамки своего первоначального применения. Реклама, искусство, IT — во всех этих отраслях используют принципы теории, разработанной Альтшуллером. Элементы ТРИЗ стали частью стратегий многих крупных корпораций.
Поступление
Образование
Питание
Система здоровьесбережения
Кружки
Галерея
ПРОЕКТ «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ»
ПРОЕКТ «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
ПРОЕКТ «НОВЫЙ ГОД У КОРЕЙЦЕВ ПРИМОРЬЯ»
ПРОЕКТ «КОПИЛКА ПРОБЛЕМ»
НОВЫЙ ГОД — СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК
ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА СВОИМИ РУКАМИ»
ПРОЕКТ «ЦВЕТЫ»
ПРОЕКТ «ТЕННИСНЫЕ МЯЧИ»
ПРОЕКТ «МИНЕРАЛЫ»
РЕПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ «
Наше воображение
Опубликовано
Хотя воображение проникает во все сферы человеческого опыта и занимается
каждой сферой человеческих интересов, все его действия можно
разделить на два разных типа. Это (1) репродуктивное и (2)
творческое воображение.
РЕПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. Репродуктивное воображение — это тип, который мы используем
, когда пытаемся воспроизвести в уме картины, описанные другими,
или изображения из нашего собственного прошлого опыта, которым не хватает полноты
и верности, чтобы сделать их истинными воспоминаниями.
Повествование или описание сказки, истории или географии
новой машины или другого изобретения;
сказки и мифы — эти или любые другие материи, которые могут быть выражены словами, способными вызвать у нас образы, являются полем для репродуктивного воображения. При таком использовании
воображение наше дело следовать а не вести, копировать
а не создавать.
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.– Но у нас должны быть лидеры, творцы – иначе нам
стоило бы только подражать друг другу, и мир остановился бы.
Действительно, каждый человек, как бы скромно ни было его положение и как бы ни была
буднична его жизнь, должен быть в какой-то степени способен к инициативе и
оригинальности. Такая способность в немалой степени зависит от способности использовать творческое воображение.
Творческое воображение берет образы из нашего прошлого опыта или
те, что почерпнуты из работы других, и соединяет их вместе в новых и
оригинальных формах. Изобретатель, писатель, механик или художник,
обладающий духом творчества, не удовлетворяется простым воспроизведением
, а стремится видоизменить, улучшить, создать. Правда, многие
важных изобретений и открытий произошли как бы случайно, наткнувшись на
. Тем не менее считается, что человек, который таким образом наткнется на
открытием или изобретением обычно занимается тот, чье творческое воображение
активно работает, стремясь создать или открыть что-то в своей области. Мировой прогресс
в целом происходит не случайно, а благодаря творческому планированию
. Творческое воображение всегда находится в авангарде прогресса, будь то в жизни отдельного человека или нации.
Наше воображение
В своем блоге доктор Мюррей Хантер из Университета Малайзии Перлис перечислил названия, которые мы используем ежедневно, с пояснениями по каждому из них. Доктор Хантер определяет воображение как «способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или рассказы о чем-то, что не воспринимается нашими органами чувств.
«Воображение является проявлением нашей памяти и позволяет нам тщательно изучить наше прошлое и построить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но они могут существовать. Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим».
8 типов воображения
1. «Эффективное воображение» объединяет информацию для синергии новых концепций и идей.
2. «Интеллектуальное (или конструктивное) воображение» используется при рассмотрении и разработке гипотез на основе различных фрагментов информации или размышлении над различными вопросами значения, скажем, в области философии, управления или политики и т. д.».
3. «Образное фантазийное воображение» создает и развивает рассказы, картины, стихи, спектакли, эзотерическое строительство и т. д.
4. «Эмпатическое воображение помогает человеку понять, что эмоционально переживают другие, исходя из его фрейма и ориентира».
5. «Стратегическое воображение» связано с видением «что может быть» , способностью распознавать и оценивать возможности, превращая их в мысленные сценарии…»
6. «Эмоциональное воображение» связано с проявлением эмоциональные диспозиции и расширение их до эмоциональных сценариев».
7. «Сны — это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих на определенных стадиях сна».
8. «Реконструкция памяти – это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и событиях».
типов воображения
воображения
география, человек опыт, образное фантазийное воображение, интеллектуальное (или конструктивное) воображение, память, реконструкция памяти, мысли в картинках, наше воображение, репродуктивное воображение, сборник рассказов, стратегическое воображение.
Воображение — мощный инструмент: почему его боится философия?
Двое мужчин, созерцающих Луну Каспар Давид Фридрих. 1825-30. Предоставлено Википедией
iЭми Кинд + БИО
Двое мужчин, созерцающих Луну Каспар Давид Фридрих. 1825-30. Предоставлено Википедией
У философов отношения любви и ненависти к воображению. Рене Декарт, например, пренебрежительно назвал это «скорее помехой, чем помощью» в ответах на самые глубокие вопросы о природе существования. Пытаясь представить себе путь к метафизической истине, он писал в Размышления о первой философии (1641), так же глупо, как засыпать в надежде получить более ясную картину мира через сны.
Тем не менее, Декарт также в значительной степени полагался на воображение в научных и математических эссе, таких как Мир (1633), в которых он пытался вызвать в воображении детали основных строительных блоков таких структур, как люди, животные и машины. Согласно философу Деннису Сепперу из Университета Далласа, Декарт полагался на разновидность «двухпланарного» воображения, разработанного Платоном, в котором один уровень реальности мог воплощать и отображать отношения, существующие на другом уровне, и наоборот.
Шотландский философ Дэвид Хьюм был в равной степени противоречив по поводу воображения, особенно по сравнению с восприятием и памятью. «Когда мы вспоминаем какое-либо прошедшее событие, представление о нем с силой вливается в наш ум», — писал он в году «Трактат о человеческой природе» (1738–1740). Но воображаемые образы и ощущения, продолжал он, «слабы и вялы, и не могут без труда сохраняться умом устойчивым и однородным в течение сколько-нибудь значительного времени». Однако Хьюм также утверждал, что люди наиболее свободны, когда они занимаются воображением. Восприятие может показать нам только действительное, сказал он, но воображение может выйти за его пределы, в царство возможного, что-если и если-только. Действительно, «ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным», — сказал Юм.
Что стоит за этим кажущимся напряжением в самом сердце воображения? Юм указал на это, когда говорил о том, как наша способность к фантазии помогает нам выйти за пределы и изменить нашу нынешнюю реальность. Достаточно только подумать о том, как фантастические летательные аппараты Леонардо да Винчи проложили путь братьям Райт или как роман Герберта Уэллса «Война миров » (1898) вдохновил на создание первой жидкостной космической ракеты, чтобы убедиться в истинности этого понимание. Но воображение также ограничено масштабами нашего предыдущего восприятия и опыта, сказал Юм. «Давайте устремим наше воображение к небесам или к крайним пределам Вселенной; мы никогда не продвинемся ни на шаг дальше самих себя», — писал он.
Один из способов разрешить эту амбивалентность — разделить воображение на разные виды. В соответствии с этим к концу XVIII века Иммануил Кант различал две формы воображения: продуктивное воображение и репродуктивное воображение . Продуктивная способность — это то, что помогает синтезировать и преобразовывать чувственное содержание в осмысленное целое. Таким образом, отождествление чего-то с заостренными ушами и мехом, которое мяукает и трется о ваши ноги, посредством продуктивного воображения сводится воедино в форму кошки. Эта объединяющая тенденция заложена в каждом человеческом уме независимо от опыта. Для Канта наше продуктивное воображение — это то, что делает возможным восприятие.
Напротив, репродуктивное воображение в основном связано с воспоминанием . Когда по радио передают историю о давно потерянной кошке, которая нашла дорогу домой, вы рисуете образы многих кошек, которых видели раньше, чтобы представить трогательную сцену; это было бы репродуктивным воображением в действии. Поскольку репродуктивная способность работает только с материалами, ранее предоставленными чьим-то чувствам, она подвержена ограничениям, о которых говорил Юм.
Бифуркация Канта намекает на то, почему философы относятся к воображению и с отчаянием, и с восторгом. Возможно, тот вид воображения, который мы презираем, полностью отличается от своего более полезного родственника. Но, принимая это подразделение, мы отказываемся от возможности рассматривать воображение как единую ментальную способность — возможно, именно так мы его переживаем.
Когда я думаю обо всех удивительных вещах, которые мы можем делать с воображением, я склоняюсь к другому способу разгадки его загадочной двойственности. Вместо того, чтобы разбивать воображение на отдельные вида , мы могли бы подумать о его различных применениях . Мне нравится называть их трансцендентной и поучительной функциями воображения. С одной стороны, когда мы притворяемся, или фантазируем, или уходим в захватывающее художественное произведение, воображение может вывести нас за пределы здесь и сейчас. С другой стороны, когда мы воображаем, пытаясь понять, что думают другие люди, или решить проблему, или принять решение, наши предположения используются, чтобы помочь нам понять здесь и сейчас. В то время как наше трансцендентное использование воображения имеет тенденцию к прихоти и фантазии, его поучительные функции указывают на практическое и конкретное.
В обоих этих режимах секрет успеха, по-видимому, заключается в применении своего рода ограничения воображения. Но то, что подходит для одного использования, может не подходить для другого. Возможно, причина разногласий между философами по поводу воображения заключается в том, что они не поняли, как нужно приспосабливать ограничения к обстоятельствам. Когда мы пишем художественную литературу, или играем в притворства, или занимаемся искусством, возможно, мы делаем все возможное, чтобы воображать, широко расставляя границы или полностью снимая оковы. Напротив, когда мы используем воображение в контексте научных или технологических открытий или любого другого решения проблем реального мира, мы должны позволить нашему воображению обрамляться текущей ситуацией.
Придумать, где провести эти линии, непросто. Может быть чрезвычайно сложно понять, какие факторы следует оставить в игре, а какие следует устранить.