Рисунок психология человека: Как расшифровать рисунок тест «Рисунок человека»

Как расшифровать рисунок тест «Рисунок человека»

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «я», выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

Тест «Рисунок человека» разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь».

На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет…»

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

  • Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
  • Как он отнесся к заданию?
  • Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
  • Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
  • Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
  • Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
  • Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
  • Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?
  • Где он живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем он занимается?
  • Добрый он или злой?
  • На кого он смотрит?
  • Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • У него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места.

Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком — попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  • У человека нарисована голова.
  • У него две ноги.
  • Две руки.
  • Туловище достаточно отделено от головы.
  • Длина и ширина туловища пропорциональны.
  • Плечи хорошо прорисованы.
  • Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  • Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  • Шея ясно просматривается.
  • Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  • У человека нарисованы глаза.
  • У него нарисован нос.
  • Нарисован рот.
  • Нос и рот имеют нормальные размеры.
  • Видны ноздри.
  • Нарисованы волосы.
  • Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  • Человек нарисован в одежде.
  • По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  • Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  • Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  • На руках изображены пальцы.
  • На каждой руке пять пальцев.
  • Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  • Большой палец достаточно хорошо выделен.
  • Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  • Прорисован локтевой сустав.
  • Прорисован коленный сустав.
  • Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  • Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  • Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  • Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  • Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  • На ногах можно различить пятки.
  • Форма головы правильная.
  • Форма тела в целом правильная.
  • Очертания конечностей переданы точно.
  • Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  • Уши хорошо различимы.
  • Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  • На лице прорисованы ресницы и брови.
  • Зрачки расположены правильно.
  • Глаза пропорциональны размерам лица.
  • Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  • Четко различимы лоб и подбородок.
  • Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет — 10 очков.
  • 6 лет — 14 очков.
  • 7 лет — 18 очков.
  • 8 лет — 22 очка.
  • 9 лет — 26 очков.
  • 10 лет — 30 очков.
  • 11 лет — 34 очка.
  • 12 лет — 38 очков.
  • 13 лет — 42 очка.
  • 14 лет — свыше 42 очков.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

  • На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор — это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание — это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб — это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова — это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо — довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «я». Не менее тревожный факт — изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок — отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови , так же как и аккуратная прическа, — свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно — об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, — зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд — выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами — символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже — мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые глаза — попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза — отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот — многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы — общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос

Нос — сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки — символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению — это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах — это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук — это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони — признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков — признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела — открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук — крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

Для детей старшего возраста отсутствие рук — очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если ребенок рисует длинные руки — это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище — символ представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения — внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисуетслабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок — это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста — это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища — уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак — изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги — символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль — это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги — выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступниодетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни — довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий . Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, — а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), — это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо , говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево — означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко — девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение — голова в профиль, туловище анфас — усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка — такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы — это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу — явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей — это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

 

Источник: 
kalyakimalyaki.ru/paper166.html

Все статьи

Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству

М.Е. Ланцбург
руководитель «Школы для Пап и Мам»

Методика свободного рисования используется в рамках комплексной программы «Медико-психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и его раннего детства», разработанной коллективом психологов и врачей под руководством М. Ланцбург. Цель программы — содействие развитию у родителей доверия к самим себе, уважения и интереса к личности ребенка с самого начала его жизни.

Обоснование методики. Метод свободного рисования, позволяющий рисующему человеку выразить себя и исключающий какие-либо интерпретации изображения со стороны психотерапевта, разработан американским арттерапевтом Натали Роджерс.

Необходимость включения в работу с будущими родителями занятий свободным (спонтанным) рисованием следует, прежде всего из понимания творческой природы самого родительства, взаимоотношений родителя и ребенка. Основная характеристика ребенка — его способность к развитию. Маме приходится быть гибкой и отзывчивой по отношению к быстро меняющимся потребностям, возможностям и интересам ребенка. Чтобы поддержать природную любознательность малыша, ей необходимо вместе с ним восхищаться и удивляться тому, что казалось привычным. В какой-то мере ей надо открыть ребенка в самой себе. Занятия «спонтанным рисованием» как нельзя лучше помогают это сделать.

Все участники Школы отмечают удовольствие, которое они получают от самого процесса спонтанного рисования. Многие при этом вспоминают, как в детстве не любили рисовать, и чаще всего это было связано с тем, что взрослые чего-то ждали от их рисунков, давали им оценку, сравнивали с образцами и рисунками других. Занятия свободным рисованием возвращают будущим родителям радость взаимодействия с красками и понимание важности приобщения к изобразительной деятельности ребенка. Будущие мамы и папы узнают о том, как начинать рисовать с малышами так, чтобы эти занятия приносили ребенку удовольствие и пользу. Через рисование малыш познает мир и рассказывает нам о своем видении этого мира, развивает тонкую моторику, что способствует развитию центров речи и правого полушария мозга, отвечающего за целостное восприятие и творческое мышление. Занятия рисованием в раннем детстве способствуют лучшей обучаемости ребенка впоследствии, а рисование рядом с понимающей мамой способствует их глубокой эмоциональной связи.

Малыш рисует, когда в голове у мамы, в ее сознании нет потолка, ограничивающего его возможности. Когда она доверяет ему, изначально видит в его рисунках выражение его субъективной реальности.

Описание методики

Занятия проходят в группе и реже — индивидуально.

Каждый слушатель получает лист бумаги, краски (нетоксичную гуашь или акварель), кисточки и банку с водой. Дается первая инструкция: «Вы видите перед собой краски. Возьмите те, что Вам нравятся, и рисуйте.» Только тем, кто оказывается в затруднении, дается следующее уточнение: «Если Вы не знаете, что рисовать, рисуйте полосы». Именно поэтому цветные полосы являются компонентом многих рисунков, однако никто не ограничивается ими. Авторы, закончившие рисунок, получают следующий лист и так — пока сохраняется желание рисовать. Далее проходит обсуждение. Каждый рассказывает о своих чувствах в процессе рисования. Остальные участники высказываются о своих впечатлениях (чувствах, ассоциациях) в связи с рисунком. На обороте автор подписывает рисунок и указывает стрелками последовательность развития изображения на бумаге.

Задачи, решаемые при помощи свободного рисования:

  • Актуальные. Выражение в рисунке и осознание при обсуждении собственных психологических мотивов, установок, чувств, отношений.
  • Изменение чувств под влиянием свободного рисования.
  • Достижение лучшего взаимопонимания в семейной паре.
  • Долгосрочные. Получение эффективного средства регуляции эмоциональных состояний.
  • Принятие индивидуальности каждого человека (выражаемой в его рисунке).
  • Осознание необходимости приобщения ребенка к спонтанной изобразительной деятельности с раннего возраста.

Тематика рисунков. Всего получено 144 рисунка будущих пап и мам. Классификация рисунков по ведущему мотиву:. В изобразительных работах будущих мам и пап выделяются 11 основных мотивов: вода (море, река или пруд), небо (с часто встречающимся мотивом радуги) и солнце, деревья, луг и цветы, горы, дом, животные, человек, круг и орнамент. Эти сюжеты не случайны и отражают связи человека с важнейшими компонентами окружающего пространства.

«Орнамент» — 41 работа, «Луг» — 7, «Цветы» — 12, «Ветки, листья» — 3, «Животные» –5, «Небо» — 9, включает в себя мотивы облака (3 рисунка), радуга (3 рисунка) и солнце(3), «вода» — 25 рисунков: 19 рисунков открытых естественных водоемов (море) и 4 закрытых водоемов (пруд, озеро) и 2 -реки, включает мотивы: радуга- 5 рисунка, солнце — 16, дельфин –1, рыбы–2, птицы–6, бабочки–1, парусник –9, горы –6, еловые или лиственные деревья- 8, пальмы –2, луг –5, «горы» — 5, «солнце»–7, «круг» — 16, из них в 8 случаях было дано задание рисовать в круге, «деревья» — «дом» — 7, «человек» — 7, из них 3 в полный рост и 4 портрета

Изменение чувств под влиянием свободного рисования. Свободное рисование способствует экстериоризации переживаний и в результате изменению их. Динамика чувств прослеживается в ряде последовательно выполняемых рисунков. Так произошло с рисунками Кати Л. Первой рисунок она делала под впечатлением от взрыва соседнего дома, произошедшего в ближайшую ночь: лист бумаги покрывался полосами сверху вниз: вначале синего цвета, затем желтого, зеленого, вновь желтого и светло-голубого. Таким образом, по мере заполнения бумаги, цвета светлели. Второй рисунок она делала в направлении снизу вверх и завершила его изображением дома. По субъективным ощущениям в процессе рисования чувство тревоги, угнетавшее женщину (она пришла на занятие со слезами на глазах), ослабевало и перестало тяготить ее.

Таким образом, методика свободного рисования является необходимой составной частью психологической работы с семьей в период ожидания ребенка, выполняя ряд задач, как актуальных в период беременности, так и долгосрочных, направленных на развитие ребенка в будущем.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Нарисуйте человека под дождем, и мы расскажем, как вы боретесь с проблемами / AdMe

511175

Психологи знают, как много может рассказать о человеке выполненный им самый простой рисунок. Рисуночные тесты относятся к проективным методикам в психодиагностике. Вам понадобятся только лист бумаги, карандаш и немного свободного времени. Дайте волю фантазии, и созданное вами изображение сможет многое поведать о вас. Именно такой простой и интересный способ оценить свое душевное состояние вы найдете в этой статье.

Мы в ADME приготовили для вас любопытный тест — «Человек под дождем». Этот тест подойдет и детям, которые уже научились рисовать, и взрослым. Он является частью методики «Рисунок человека» и позволяет узнать о том, как вы ведете себя в неблагоприятных обстоятельствах.

Итак, приступим. Возьмите лист бумаги формата А4 и разместите его вертикально. Представьте человека под дождем и нарисуйте его. Рисуйте свободно, в любой части листа, и столько времени, сколько вам потребуется. Вы можете рисовать подробно, с деталями, а можете ограничиться самым простым рисунком. Нарисованный вами человечек расскажет, как вы ведете себя в сложных ситуациях и куда прячетесь от проблем.

Результаты

Дождь символизирует некомфортную, неприятную среду. Для начала оцените общее настроение своего рисунка в целом и персонажа в частности — как он реагирует на дождь. Это и есть ваша реакция на неприятные ситуации.

  • Штрихи. Как вы изобразили дождь? Ровные, в небольшом количестве и направленные в одну сторону штрихи, а также редкие капли говорят о том, что среда вокруг вас является сбалансированной, а трудности вы воспринимаете как временные и преодолимые. Если штрихов очень много и они беспорядочны, среда воспринимается как тревожная, нестабильная. Тяжелые, закрашенные капли — вас одолели мрачные мысли и вы не видите выхода. Вертикальные штрихи говорят о вашем упрямстве и решительности.
  • Стиль рисунка. Нарочито детский, игривый рисунок, выполненный взрослым, сигнализирует о потребности в одобрении. Рисунок-шарж — вас терзает чувство неполноценности и вы не переносите, когда вас оценивают.
  • Расположение рисунка на листе. Рисунок, расположенный в верхней части листа, — у вас довольно высокая самооценка и вам бы хотелось получать больше признания в обществе. В нижней части — вы не слишком уверены в себе. Рисунок расположен в центре — с самооценкой у вас все в порядке.
  • Фигура человека. Человек убегает или повернут спиной — вы предпочитаете уходить от проблем, а не решать их. Если ваш персонаж спокойно шагает, значит вы хорошо адаптируетесь к любым условиям. Человек согнулся от порывов ветра — вы нуждаетесь в заботе и любви. Если фигура на рисунке повернута влево — вы много думаете о прошлом, вправо — устремлены в будущее. Голова персонажа нарисована в профиль, а тело анфас — признак тревожности, иногда нехватка общения. Неустойчивая поза персонажа говорит об отсутствии внутреннего стрежня, о напряжении. Сидящий или лежащий человек означает пассивность.
  • Средства защиты от дождя. Зонт, шляпа, плащ — это символы тех защитных механизмов, с помощью которых вы привыкли справляться с неприятными ситуциями. Огромный зонт, как гриб накрывающий человека, может означать сильную зависимость от родителей, желание опереться на тех, кто сильнее. Тот, кто изобразил человека в шляпе, в трудные времена надеется на поддержку от вышестоящих лиц. Полное отсутствие у персонажа средств защиты от дождя сигнализирует о плохой адаптации к среде и о потребности в защите.
  • Одежда. Если персонаж одет тепло, в несколько слоев одежды, то тестируемый нуждается в дополнительной защите. Отсутствие одежды указывает на импульсивность, отрицание некоторых стереотипов поведения.
  • Тучи и лужи. Наличие на рисунке туч говорит о том, что вы склонны заранее ждать неприятностей. В состоянии депресии люди рисуют темные тучи, загораживающие все небо. Лужи — это символ последствий неприятной ситуации, переживания, оставшиеся после «дождя». Если лужи находятся слева от фигуры человека, значит источник ваших проблем — в прошлом, а если справа — вы ожидаете их в будущем. Если ваш персонаж стоит в луже, то это говорит о неудовлетворенности и дезориентации.
  • Молния и радуга. Молния на рисунке — символ важных перемен в вашей жизни, некий переломный момент. Радуга — вы мечтаете об идеальной жизни, но это невозможно.
  • Дополнительные детали. Любые дополнительные детали (здания, транспорт, растения, предметы, которые держит человек и т. п.) говорят о потребности во внешней опоре в трудный момент. Вы склонны переключаться на мелкие проблемы и решать их, а не основную проблему. А вот светящиеся символы — фонарь, солнце — могут символизировать значимых для вас людей.

Какие рисунки получились у вас или у ваших детей?

511175

AdMe/Психология/Нарисуйте человека под дождем, и мы расскажем, как вы боретесь с проблемами

Поделиться этой статьёй

Рисование человеческих фигур | Психология Вики

в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Жанры искусства, Рисование, Страницы, использующие магические ссылки ISBN

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Другие области психологии: ИИ · Компьютер · Консалтинг · Потребитель · Инжиниринг · Относящийся к окружающей среде · Судебная · Военный · Спорт · Трансперсональный · Индекс


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. позиции. Рисование жизни относится к процессу рисования человеческой фигуры на основе наблюдения за живой моделью. Рисование фигур, пожалуй, самый сложный предмет, с которым обычно сталкивается художник, и этому предмету посвящены целые классы.

Человеческая фигура является одной из самых устойчивых тем в изобразительном искусстве, и рисунок фигуры может быть применен к портретной живописи, карикатурам и иллюстрации комиксов, скульптуре, медицинской иллюстрации и другим областям, в которых используются изображения человеческой формы. Рисунок рисунка можно сделать очень просто, как в рисовании жестами, или более подробно, используя уголь, карандаш или другие инструменты для рисования. Если используется пигмент, процесс можно назвать фигурной росписью.

Содержимое

  • 1 Подходы
  • 2 Носитель
  • 3 История
  • 4 Инструкция для современной студии
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Литература
  • 8 Внешние ссылки

Подходы

Художники используют различные подходы к рисованию человеческой фигуры. Они могут рисовать с живых моделей, с фотографий или другого справочного материала, с моделей скелетов или по памяти и воображению. Большинство инструкций сосредоточено на использовании моделей на курсах «рисования с натуры». Использование фотографического эталона, хотя и распространенное с момента развития фотографии, часто критикуют или не одобряют за его склонность к созданию «плоских» изображений, которые не отражают динамические аспекты объекта. Рисунок из воображения часто хвалят за выразительность, которую он поощряет, и критикуют за неточности, вызванные отсутствием у художника знаний или ограниченной памятью при визуализации человеческой фигуры; опыт художника с другими методами имеет большое влияние на эффективность этого подхода.

При разработке изображения некоторые художники сосредотачиваются на формах, созданных игрой светлых и темных оттенков на поверхностях тела. Другие используют анатомический подход, начиная с аппроксимации внутреннего скелета фигуры, наложения внутренних органов и мускулатуры и покрытия этих форм кожей и, наконец, (если применимо) одеждой; изучение внутренней анатомии человека обычно связано с этой техникой. Другой подход состоит в том, чтобы произвольно сконструировать тело из геометрических фигур, например, сферы для черепа, цилиндра для туловища и т. д., а затем уточнить эти формы, чтобы они больше походили на человеческую форму.

Для тех, кто работает без визуального контроля (или как средство проверки своей работы), в рисовании фигур обычно рекомендуются следующие пропорции:

  • Рост среднего человека обычно составляет 7 с половиной голов (включая голову). Это можно проиллюстрировать ученикам в классе, используя бумажные тарелки, чтобы наглядно продемонстрировать длину своего тела.
  • Идеальная фигура, используемая для впечатления благородства или изящества, нарисована высотой в 8 голов.
  • Героическая фигура, используемая в изображении богов и супергероев, имеет рост восемь с половиной голов. Большая часть дополнительной длины происходит за счет большей груди и более длинных ног.

Обратите внимание, что эти пропорции наиболее полезны для модели стоя. Позы, вводящие ракурс различных частей тела, заставят их различаться.

File:School of Rembrandt — Sitting nude.jpg

Сидящая женщина , Рисунок 17 века черным карандашом, Школа Рембрандта

Медиа

Французский салон в 19 веке рекомендовал использовать карандаши Conté, которые представляют собой палочки воска, масла и пигмента в сочетании со специально разработанной бумагой. Стирание не разрешалось; вместо этого художник должен был описать фигуру легкими мазками, прежде чем делать более темные и заметные отметки.

Файл:Corinth stehender Mädchenakt.jpg

Рисунок Ловиса Коринта.

Популярной современной техникой является использование угольной палочки, изготовленной из специальной лозы, и более грубой формы бумаги. Уголь неплотно прилипает к бумаге, что позволяет очень легко стирать его, но окончательный рисунок можно сохранить с помощью распыляемого «фиксатива», чтобы уголь не стирался. Более твердый прессованный уголь может произвести более преднамеренный и точный эффект, а градуированные тона можно получить, размазывая их пальцами или цилиндрическим бумажным инструментом, называемым культей.

Графитный карандаш также широко используется для рисования фигур. Для этой цели карандаши для художников продаются в различных составах: от 9В (очень мягкие) до 1В (среднемягкие) и от 1Н (среднетвердые) до 9Н (очень твердые). Как и уголь, его можно стирать и манипулировать им с помощью пенька.

Чернила — еще один популярный носитель. Художник часто начинает с графитного карандаша, чтобы набросать или обрисовать рисунок, затем завершающая работа выполняется ручкой или кистью с перманентными чернилами. Чернила могут быть разбавлены водой для создания градаций, этот метод называется промывкой чернил. Следы карандаша могут быть стерты после нанесения чернил или оставлены на месте, когда темные чернила перекрывают их.

Некоторые художники рисуют прямо тушью без подготовки карандашного наброска, предпочитая спонтанность этого подхода, несмотря на то, что он ограничивает возможность исправления ошибок. Известно, что Матисс работал таким образом.

Излюбленный метод Ватто и других художников эпохи барокко и рококо 17-го и 18-го веков заключался в том, чтобы начать с цветного фона тона на полпути между белым и черным и добавить тени черным и блики белым, используя перо и чернила. или «карандаш».

История

Человеческая фигура была предметом рисунков с доисторических времен. Хотя студийная практика художников древности в значительной степени является предметом предположений, то, что они часто рисовали и моделировали обнаженных моделей, подтверждается анатомической сложностью их работ. В анекдоте, рассказанном Плинием, описывается, как Зевксис просмотрел обнаженных молодых женщин Агригента, прежде чем выбрать пять, черты которых он объединил бы, чтобы нарисовать идеальный образ. [1] Использование обнаженных моделей в мастерской средневекового художника подразумевается в трудах Ченнино Ченнини, а рукопись Виллара де Оннекура подтверждает, что зарисовки с натуры были установившейся практикой в ​​13 веке. [1] Семья Карраччи, открывшая свою Accademia degli Incamminati в Болонье в 1580-х годах, установила образец для более поздних художественных школ, сделав рисование жизни центральной дисциплиной. [2] Курс обучения начался с копирования гравюр, затем перешел к рисованию с муляжей, после чего студенты обучались рисованию с натуры.

В конце 18 века ученики студии Жака-Луи Давида следовали строгой программе обучения. Умение рисовать считалось обязательным условием живописи. Около шести часов каждый день студенты рисовали с модели, которая оставалась в одной и той же позе в течение одной недели. [3] До конца 19 века женщин обычно не допускали к занятиям по рисованию. [4]

Обучение современной студии

Обучение рисованию фигур является элементом большинства программ изобразительного искусства и иллюстрации. В типичном классе студии рисования фигур ученики сидят вокруг модели либо полукругом, либо полным кругом. Никакие два ученика не имеют абсолютно одинакового вида, поэтому их рисунок будет отражать перспективу уникального положения художника по отношению к модели. Модель часто позирует на подставке, чтобы учащимся было легче найти беспрепятственный обзор. В зависимости от типа позы может использоваться мебель и/или реквизит. Обычно они включаются в рисунок в той мере, в какой они видны художнику; фон, однако, обычно игнорируется, если только цель не состоит в том, чтобы узнать о размещении фигур в окружающей среде. Индивидуальные модели наиболее распространены, но несколько моделей могут использоваться в более продвинутых классах. Многие студии оборудованы для различных вариантов освещения.

File:Carracci, Annbale — Studio di nudo.jpg

Эскиз обнаженной натуры, Аннибале Карраччи.

На уровне колледжа модели рисования фигур часто (но не всегда) полностью обнажены (кроме небольших украшений или других незаметных предметов). Во время позирования модель обычно просят оставаться совершенно неподвижной. Из-за сложности выполнения этого в течение длительного периода времени периодические перерывы для отдыха и/или растяжки модели обычно включаются в более длительные сеансы и для более сложных поз. В качестве разминки как для художников, так и для модели модель можно попросить сделать серию коротких поз в быстрой последовательности, чтобы ученики научились быстро улавливать суть поз. Этот тип упражнений широко известен как рисование жестами.

Рисование жестами, как было сказано ранее, представляет собой упражнение, обычно выполняемое перед длительным сеансом рисования фигур. Это упражнение помогает художнику запечатлеть движение модели простыми широкими штрихами карандаша, чтобы разогреть и расслабить руку. Эти широкие штрихи выполняются не просто движением запястья, а с использованием всей руки, чтобы запечатлеть движение модели. Это также помогает художнику сосредоточиться на модели, а не на бумаге. Когда дело доходит до человеческого тела, художники болезненно критичны, тогда как если бы это был натюрморт, пропорции не обязательно должны быть «идеальными», чтобы быть приемлемыми, но для человеческого тела будет обнаружена даже малейшая диспропорция (см. Рисунок жестами). ).

Поскольку цель занятий по рисованию фигур состоит в том, чтобы научиться рисовать людей всех видов, обычно ищутся мужские и женские модели всех возрастов, форм и национальностей, а не только красивые модели или модели с «идеальными» фигурами. Некоторые инструкторы специально стремятся избегать моделей, предпочитаемых фэшн-фотографами, ища более «реалистичные» примеры и избегая любого намека на сексуальную объективацию. Инструкторы также могут отдавать предпочтение моделям определенных типов телосложения на основе уникальных контуров или текстур поверхности, которые они обеспечивают. Разнообразие нанятых моделей может быть ограничено необходимостью удерживать позу в течение длительного времени (устранение беспокойных детей и немощных пожилых людей) и соображениями скромности и законности, когда модели позируют обнаженными (ограничение использования несовершеннолетних).

См. также

  • Арт-терапия
  • Чертеж
  • Тест рисования Гудинаф-Харрис
  • Кинетический семейный рисунок
  • Нагота

Ссылки

  1. 1. 0 1.1 Строго академический , 1974, с. 6.
  2. Строго академический , 1974, с. 7.
  3. Строго академический , 1974, с. 8.
  4. Строго академический , 1974, с. 9.

Литература

  • Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне. 1974. Строго академически: рисунок с натуры в девятнадцатом веке: кредитная выставка, организованная Художественной галереей Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне . Бингемтон: Галерея.
  • Brigitte Tast Modell Gehen (1992), ISBN 3-88842-601-4

Внешние ссылки

  • База данных открытых сессий по рисованию фигур в Северной Америке

Шаблон:Нагота

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Рисунок человеческих фигур | Психология Вики

в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Жанры искусства, Рисование, Страницы, использующие магические ссылки ISBN

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Другие области психологии: ИИ · Компьютер · Консалтинг · Потребитель · Инжиниринг · Относящийся к окружающей среде · Судебная · Военный · Спорт · Трансперсональный · Индекс


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.0010 — это упражнение по рисованию человеческого тела в различных формах и положениях. Рисование жизни относится к процессу рисования человеческой фигуры на основе наблюдения за живой моделью. Рисование фигур, пожалуй, самый сложный предмет, с которым обычно сталкивается художник, и этому предмету посвящены целые классы.

Человеческая фигура является одной из самых устойчивых тем в изобразительном искусстве, и рисунок фигуры может быть применен к портретной живописи, карикатурам и иллюстрации комиксов, скульптуре, медицинской иллюстрации и другим областям, в которых используются изображения человеческой формы. Рисунок рисунка можно сделать очень просто, как в рисовании жестами, или более подробно, используя уголь, карандаш или другие инструменты для рисования. Если используется пигмент, процесс можно назвать фигурной росписью.

Содержание

  • 1 Подходы
  • 2 Носитель
  • 3 История
  • 4 Инструкция для современной студии
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Литература
  • 8 Внешние ссылки

Подходы

Художники используют различные подходы к рисованию человеческой фигуры. Они могут рисовать с живых моделей, с фотографий или другого справочного материала, с моделей скелетов или по памяти и воображению. Большинство инструкций сосредоточено на использовании моделей на курсах «рисования с натуры». Использование фотографического эталона, хотя и распространенное с момента развития фотографии, часто критикуют или не одобряют за его склонность к созданию «плоских» изображений, которые не отражают динамические аспекты объекта. Рисунок из воображения часто хвалят за выразительность, которую он поощряет, и критикуют за неточности, вызванные отсутствием у художника знаний или ограниченной памятью при визуализации человеческой фигуры; опыт художника с другими методами имеет большое влияние на эффективность этого подхода.

При разработке изображения некоторые художники сосредотачиваются на формах, созданных игрой светлых и темных оттенков на поверхностях тела. Другие используют анатомический подход, начиная с аппроксимации внутреннего скелета фигуры, наложения внутренних органов и мускулатуры и покрытия этих форм кожей и, наконец, (если применимо) одеждой; изучение внутренней анатомии человека обычно связано с этой техникой. Другой подход состоит в том, чтобы произвольно сконструировать тело из геометрических фигур, например, сферы для черепа, цилиндра для туловища и т. д., а затем уточнить эти формы, чтобы они больше походили на человеческую форму.

Для тех, кто работает без визуального контроля (или как средство проверки своей работы), в рисовании фигур обычно рекомендуются следующие пропорции:

  • Рост среднего человека обычно составляет 7 с половиной голов (включая голову). Это можно проиллюстрировать ученикам в классе, используя бумажные тарелки, чтобы наглядно продемонстрировать длину своего тела.
  • Идеальная фигура, используемая для впечатления благородства или изящества, нарисована высотой в 8 голов.
  • Героическая фигура, используемая в изображении богов и супергероев, имеет рост восемь с половиной голов. Большая часть дополнительной длины происходит за счет большей груди и более длинных ног.

Обратите внимание, что эти пропорции наиболее полезны для модели стоя. Позы, вводящие ракурс различных частей тела, заставят их различаться.

File:School of Rembrandt — Sitting nude.jpg

Сидящая женщина , Рисунок 17 века черным карандашом, Школа Рембрандта

Медиа

Французский салон в 19 веке рекомендовал использовать карандаши Conté, которые представляют собой палочки воска, масла и пигмента в сочетании со специально разработанной бумагой. Стирание не разрешалось; вместо этого художник должен был описать фигуру легкими мазками, прежде чем делать более темные и заметные отметки.

Файл:Corinth stehender Mädchenakt.jpg

Рисунок Ловиса Коринта.

Популярной современной техникой является использование угольной палочки, изготовленной из специальной лозы, и более грубой формы бумаги. Уголь неплотно прилипает к бумаге, что позволяет очень легко стирать его, но окончательный рисунок можно сохранить с помощью распыляемого «фиксатива», чтобы уголь не стирался. Более твердый прессованный уголь может произвести более преднамеренный и точный эффект, а градуированные тона можно получить, размазывая их пальцами или цилиндрическим бумажным инструментом, называемым культей.

Графитный карандаш также широко используется для рисования фигур. Для этой цели карандаши для художников продаются в различных составах: от 9В (очень мягкие) до 1В (среднемягкие) и от 1Н (среднетвердые) до 9Н (очень твердые). Как и уголь, его можно стирать и манипулировать им с помощью пенька.

Чернила — еще один популярный носитель. Художник часто начинает с графитного карандаша, чтобы набросать или обрисовать рисунок, затем завершающая работа выполняется ручкой или кистью с перманентными чернилами. Чернила могут быть разбавлены водой для создания градаций, этот метод называется промывкой чернил. Следы карандаша могут быть стерты после нанесения чернил или оставлены на месте, когда темные чернила перекрывают их.

Некоторые художники рисуют прямо тушью без подготовки карандашного наброска, предпочитая спонтанность этого подхода, несмотря на то, что он ограничивает возможность исправления ошибок. Известно, что Матисс работал таким образом.

Излюбленный метод Ватто и других художников эпохи барокко и рококо 17-го и 18-го веков заключался в том, чтобы начать с цветного фона тона на полпути между белым и черным и добавить тени черным и блики белым, используя перо и чернила. или «карандаш».

История

Человеческая фигура была предметом рисунков с доисторических времен. Хотя студийная практика художников древности в значительной степени является предметом предположений, то, что они часто рисовали и моделировали обнаженных моделей, подтверждается анатомической сложностью их работ. В анекдоте, рассказанном Плинием, описывается, как Зевксис просмотрел обнаженных молодых женщин Агригента, прежде чем выбрать пять, черты которых он объединил бы, чтобы нарисовать идеальный образ. [1] Использование обнаженных моделей в мастерской средневекового художника подразумевается в трудах Ченнино Ченнини, а рукопись Виллара де Оннекура подтверждает, что зарисовки с натуры были установившейся практикой в ​​13 веке. [1] Семья Карраччи, открывшая свою Accademia degli Incamminati в Болонье в 1580-х годах, установила образец для более поздних художественных школ, сделав рисование жизни центральной дисциплиной. [2] Курс обучения начался с копирования гравюр, затем перешел к рисованию с муляжей, после чего студенты обучались рисованию с натуры.

В конце 18 века ученики студии Жака-Луи Давида следовали строгой программе обучения. Умение рисовать считалось обязательным условием живописи. Около шести часов каждый день студенты рисовали с модели, которая оставалась в одной и той же позе в течение одной недели. [3] До конца 19 века женщин обычно не допускали к занятиям по рисованию. [4]

Обучение современной студии

Обучение рисованию фигур является элементом большинства программ изобразительного искусства и иллюстрации. В типичном классе студии рисования фигур ученики сидят вокруг модели либо полукругом, либо полным кругом. Никакие два ученика не имеют абсолютно одинакового вида, поэтому их рисунок будет отражать перспективу уникального положения художника по отношению к модели. Модель часто позирует на подставке, чтобы учащимся было легче найти беспрепятственный обзор. В зависимости от типа позы может использоваться мебель и/или реквизит. Обычно они включаются в рисунок в той мере, в какой они видны художнику; фон, однако, обычно игнорируется, если только цель не состоит в том, чтобы узнать о размещении фигур в окружающей среде. Индивидуальные модели наиболее распространены, но несколько моделей могут использоваться в более продвинутых классах. Многие студии оборудованы для различных вариантов освещения.

File:Carracci, Annbale — Studio di nudo.jpg

Эскиз обнаженной натуры, Аннибале Карраччи.

На уровне колледжа модели рисования фигур часто (но не всегда) полностью обнажены (кроме небольших украшений или других незаметных предметов). Во время позирования модель обычно просят оставаться совершенно неподвижной. Из-за сложности выполнения этого в течение длительного периода времени периодические перерывы для отдыха и/или растяжки модели обычно включаются в более длительные сеансы и для более сложных поз. В качестве разминки как для художников, так и для модели модель можно попросить сделать серию коротких поз в быстрой последовательности, чтобы ученики научились быстро улавливать суть поз. Этот тип упражнений широко известен как рисование жестами.

Рисование жестами, как было сказано ранее, представляет собой упражнение, обычно выполняемое перед длительным сеансом рисования фигур. Это упражнение помогает художнику запечатлеть движение модели простыми широкими штрихами карандаша, чтобы разогреть и расслабить руку. Эти широкие штрихи выполняются не просто движением запястья, а с использованием всей руки, чтобы запечатлеть движение модели. Это также помогает художнику сосредоточиться на модели, а не на бумаге. Когда дело доходит до человеческого тела, художники болезненно критичны, тогда как если бы это был натюрморт, пропорции не обязательно должны быть «идеальными», чтобы быть приемлемыми, но для человеческого тела будет обнаружена даже малейшая диспропорция (см. Рисунок жестами). ).

Поскольку цель занятий по рисованию фигур состоит в том, чтобы научиться рисовать людей всех видов, обычно ищутся мужские и женские модели всех возрастов, форм и национальностей, а не только красивые модели или модели с «идеальными» фигурами. Некоторые инструкторы специально стремятся избегать моделей, предпочитаемых фэшн-фотографами, ища более «реалистичные» примеры и избегая любого намека на сексуальную объективацию. Инструкторы также могут отдавать предпочтение моделям определенных типов телосложения на основе уникальных контуров или текстур поверхности, которые они обеспечивают. Разнообразие нанятых моделей может быть ограничено необходимостью удерживать позу в течение длительного времени (устранение беспокойных детей и немощных пожилых людей) и соображениями скромности и законности, когда модели позируют обнаженными (ограничение использования несовершеннолетних).

См. также

  • Арт-терапия
  • Чертеж
  • Тест рисования Гудинаф-Харрис
  • Кинетический семейный рисунок
  • Нагота

Ссылки

  1. 1. 0 1.1 Строго академический , 1974, с. 6.
  2. Строго академический , 1974, с. 7.
  3. Строго академический , 1974, с. 8.
  4. Строго академический , 1974, с. 9.

Литература

  • Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне. 1974. Строго академически: рисунок с натуры в девятнадцатом веке: кредитная выставка, организованная Художественной галереей Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне . Бингемтон: Галерея.
  • Brigitte Tast Modell Gehen (1992), ISBN 3-88842-601-4

Внешние ссылки

  • База данных открытых сессий по рисованию фигур в Северной Америке

Шаблон:Нагота

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Рисунок человеческих фигур | Психология Вики

в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Жанры искусства, Рисование, Страницы, использующие магические ссылки ISBN

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Другие области психологии: ИИ · Компьютер · Консалтинг · Потребитель · Инжиниринг · Относящийся к окружающей среде · Судебная · Военный · Спорт · Трансперсональный · Индекс


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.0010 — это упражнение по рисованию человеческого тела в различных формах и положениях. Рисование жизни относится к процессу рисования человеческой фигуры на основе наблюдения за живой моделью. Рисование фигур, пожалуй, самый сложный предмет, с которым обычно сталкивается художник, и этому предмету посвящены целые классы.

Человеческая фигура является одной из самых устойчивых тем в изобразительном искусстве, и рисунок фигуры может быть применен к портретной живописи, карикатурам и иллюстрации комиксов, скульптуре, медицинской иллюстрации и другим областям, в которых используются изображения человеческой формы. Рисунок рисунка можно сделать очень просто, как в рисовании жестами, или более подробно, используя уголь, карандаш или другие инструменты для рисования. Если используется пигмент, процесс можно назвать фигурной росписью.

Содержание

  • 1 Подходы
  • 2 Носитель
  • 3 История
  • 4 Инструкция для современной студии
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Литература
  • 8 Внешние ссылки

Подходы

Художники используют различные подходы к рисованию человеческой фигуры. Они могут рисовать с живых моделей, с фотографий или другого справочного материала, с моделей скелетов или по памяти и воображению. Большинство инструкций сосредоточено на использовании моделей на курсах «рисования с натуры». Использование фотографического эталона, хотя и распространенное с момента развития фотографии, часто критикуют или не одобряют за его склонность к созданию «плоских» изображений, которые не отражают динамические аспекты объекта. Рисунок из воображения часто хвалят за выразительность, которую он поощряет, и критикуют за неточности, вызванные отсутствием у художника знаний или ограниченной памятью при визуализации человеческой фигуры; опыт художника с другими методами имеет большое влияние на эффективность этого подхода.

При разработке изображения некоторые художники сосредотачиваются на формах, созданных игрой светлых и темных оттенков на поверхностях тела. Другие используют анатомический подход, начиная с аппроксимации внутреннего скелета фигуры, наложения внутренних органов и мускулатуры и покрытия этих форм кожей и, наконец, (если применимо) одеждой; изучение внутренней анатомии человека обычно связано с этой техникой. Другой подход состоит в том, чтобы произвольно сконструировать тело из геометрических фигур, например, сферы для черепа, цилиндра для туловища и т. д., а затем уточнить эти формы, чтобы они больше походили на человеческую форму.

Для тех, кто работает без визуального контроля (или как средство проверки своей работы), в рисовании фигур обычно рекомендуются следующие пропорции:

  • Рост среднего человека обычно составляет 7 с половиной голов (включая голову). Это можно проиллюстрировать ученикам в классе, используя бумажные тарелки, чтобы наглядно продемонстрировать длину своего тела.
  • Идеальная фигура, используемая для впечатления благородства или изящества, нарисована высотой в 8 голов.
  • Героическая фигура, используемая в изображении богов и супергероев, имеет рост восемь с половиной голов. Большая часть дополнительной длины происходит за счет большей груди и более длинных ног.

Обратите внимание, что эти пропорции наиболее полезны для модели стоя. Позы, вводящие ракурс различных частей тела, заставят их различаться.

File:School of Rembrandt — Sitting nude.jpg

Сидящая женщина , Рисунок 17 века черным карандашом, Школа Рембрандта

Медиа

Французский салон в 19 веке рекомендовал использовать карандаши Conté, которые представляют собой палочки воска, масла и пигмента в сочетании со специально разработанной бумагой. Стирание не разрешалось; вместо этого художник должен был описать фигуру легкими мазками, прежде чем делать более темные и заметные отметки.

Файл:Corinth stehender Mädchenakt.jpg

Рисунок Ловиса Коринта.

Популярной современной техникой является использование угольной палочки, изготовленной из специальной лозы, и более грубой формы бумаги. Уголь неплотно прилипает к бумаге, что позволяет очень легко стирать его, но окончательный рисунок можно сохранить с помощью распыляемого «фиксатива», чтобы уголь не стирался. Более твердый прессованный уголь может произвести более преднамеренный и точный эффект, а градуированные тона можно получить, размазывая их пальцами или цилиндрическим бумажным инструментом, называемым культей.

Графитный карандаш также широко используется для рисования фигур. Для этой цели карандаши для художников продаются в различных составах: от 9В (очень мягкие) до 1В (среднемягкие) и от 1Н (среднетвердые) до 9Н (очень твердые). Как и уголь, его можно стирать и манипулировать им с помощью пенька.

Чернила — еще один популярный носитель. Художник часто начинает с графитного карандаша, чтобы набросать или обрисовать рисунок, затем завершающая работа выполняется ручкой или кистью с перманентными чернилами. Чернила могут быть разбавлены водой для создания градаций, этот метод называется промывкой чернил. Следы карандаша могут быть стерты после нанесения чернил или оставлены на месте, когда темные чернила перекрывают их.

Некоторые художники рисуют прямо тушью без подготовки карандашного наброска, предпочитая спонтанность этого подхода, несмотря на то, что он ограничивает возможность исправления ошибок. Известно, что Матисс работал таким образом.

Излюбленный метод Ватто и других художников эпохи барокко и рококо 17-го и 18-го веков заключался в том, чтобы начать с цветного фона тона на полпути между белым и черным и добавить тени черным и блики белым, используя перо и чернила. или «карандаш».

История

Человеческая фигура была предметом рисунков с доисторических времен. Хотя студийная практика художников древности в значительной степени является предметом предположений, то, что они часто рисовали и моделировали обнаженных моделей, подтверждается анатомической сложностью их работ. В анекдоте, рассказанном Плинием, описывается, как Зевксис просмотрел обнаженных молодых женщин Агригента, прежде чем выбрать пять, черты которых он объединил бы, чтобы нарисовать идеальный образ. [1] Использование обнаженных моделей в мастерской средневекового художника подразумевается в трудах Ченнино Ченнини, а рукопись Виллара де Оннекура подтверждает, что зарисовки с натуры были установившейся практикой в ​​13 веке. [1] Семья Карраччи, открывшая свою Accademia degli Incamminati в Болонье в 1580-х годах, установила образец для более поздних художественных школ, сделав рисование жизни центральной дисциплиной. [2] Курс обучения начался с копирования гравюр, затем перешел к рисованию с муляжей, после чего студенты обучались рисованию с натуры.

В конце 18 века ученики студии Жака-Луи Давида следовали строгой программе обучения. Умение рисовать считалось обязательным условием живописи. Около шести часов каждый день студенты рисовали с модели, которая оставалась в одной и той же позе в течение одной недели. [3] До конца 19 века женщин обычно не допускали к занятиям по рисованию. [4]

Обучение современной студии

Обучение рисованию фигур является элементом большинства программ изобразительного искусства и иллюстрации. В типичном классе студии рисования фигур ученики сидят вокруг модели либо полукругом, либо полным кругом. Никакие два ученика не имеют абсолютно одинакового вида, поэтому их рисунок будет отражать перспективу уникального положения художника по отношению к модели. Модель часто позирует на подставке, чтобы учащимся было легче найти беспрепятственный обзор. В зависимости от типа позы может использоваться мебель и/или реквизит. Обычно они включаются в рисунок в той мере, в какой они видны художнику; фон, однако, обычно игнорируется, если только цель не состоит в том, чтобы узнать о размещении фигур в окружающей среде. Индивидуальные модели наиболее распространены, но несколько моделей могут использоваться в более продвинутых классах. Многие студии оборудованы для различных вариантов освещения.

File:Carracci, Annbale — Studio di nudo.jpg

Эскиз обнаженной натуры, Аннибале Карраччи.

На уровне колледжа модели рисования фигур часто (но не всегда) полностью обнажены (кроме небольших украшений или других незаметных предметов). Во время позирования модель обычно просят оставаться совершенно неподвижной. Из-за сложности выполнения этого в течение длительного периода времени периодические перерывы для отдыха и/или растяжки модели обычно включаются в более длительные сеансы и для более сложных поз. В качестве разминки как для художников, так и для модели модель можно попросить сделать серию коротких поз в быстрой последовательности, чтобы ученики научились быстро улавливать суть поз. Этот тип упражнений широко известен как рисование жестами.

Рисование жестами, как было сказано ранее, представляет собой упражнение, обычно выполняемое перед длительным сеансом рисования фигур. Это упражнение помогает художнику запечатлеть движение модели простыми широкими штрихами карандаша, чтобы разогреть и расслабить руку. Эти широкие штрихи выполняются не просто движением запястья, а с использованием всей руки, чтобы запечатлеть движение модели. Это также помогает художнику сосредоточиться на модели, а не на бумаге. Когда дело доходит до человеческого тела, художники болезненно критичны, тогда как если бы это был натюрморт, пропорции не обязательно должны быть «идеальными», чтобы быть приемлемыми, но для человеческого тела будет обнаружена даже малейшая диспропорция (см. Рисунок жестами). ).

Поскольку цель занятий по рисованию фигур состоит в том, чтобы научиться рисовать людей всех видов, обычно ищутся мужские и женские модели всех возрастов, форм и национальностей, а не только красивые модели или модели с «идеальными» фигурами. Некоторые инструкторы специально стремятся избегать моделей, предпочитаемых фэшн-фотографами, ища более «реалистичные» примеры и избегая любого намека на сексуальную объективацию. Инструкторы также могут отдавать предпочтение моделям определенных типов телосложения на основе уникальных контуров или текстур поверхности, которые они обеспечивают. Разнообразие нанятых моделей может быть ограничено необходимостью удерживать позу в течение длительного времени (устранение беспокойных детей и немощных пожилых людей) и соображениями скромности и законности, когда модели позируют обнаженными (ограничение использования несовершеннолетних).

См. также

  • Арт-терапия
  • Чертеж
  • Тест рисования Гудинаф-Харрис
  • Кинетический семейный рисунок
  • Нагота

Ссылки

  1. 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *