|
Методика Рокича «Ценностные ориентации»: интерпретация и обработка результатов
В XX веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Практически всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя начинал Милтон как психиатр. Но известен он как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И эта методика Рокича пользуется во всём мире огромной известностью. Как и тест, основанный на ней. Впрочем, обо всём по порядку.
Общие положения
Методика Рокича строится вокруг идеи о том, что ценностью является устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности чего-либо конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако также психолог предполагает, что их не так уж и много.
Всех их Милтон разделил на два типа – терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения, касающиеся того, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы стараться её достичь.
Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что некое свойство личности или образ её действий всегда и в любой ситуации остаётся приоритетным.
То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и образов действий.
Специфика
Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.
Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с её помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые стимульным материалом) варьировать можно, и инструкции изменять.
Правда, некоторые выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.
Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:
- Активная жизнедеятельность.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Увлекательная работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовый достаток.
- Наличие преданных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Возможность учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и досуг.
- Независимость и свобода.
- Счастье в личной жизни.
- Возможность заниматься творчеством.
- Самоуверенность.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.
Список № 2
Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:
- Аккуратность.
- Воспитанность.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и к миру.
- Исполнительность.
- Независимость.
- Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
- Интеллектуальность и образованность.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Смелость, храбрость.
- Твёрдая воля.
- Умение проявлять терпимость.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и продуктивность.
- Заботливость, чуткость.
Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.
Как пройти тест?
В самом начале говорилось, что каждой ценности приписывается порядковый номер. Минимум – 1, а максимум – 5. Единицей отмечаются ценности, не имеющие никакого значения. Двойкой — те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройкой — ценности с определённым, конкретным значением. Четвёркой — важные утверждения. И пятёркой — то, что человек ставит превыше всего.
Как определять результат?
Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.
Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности. Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.
Интерпретации
Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.
Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.
Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.
Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.
Что ещё следует знать
Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.
И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.
И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.
Ценностный опросник Ш. Шварца | Z&G
Понятие ценностей подразумевает определенные, устоявшиеся жизненные принципы и ориентиры, которыми личность или социальная группа руководствуется в процессе принятия решений. Направляя и организуя нашу деятельность, они становятся важным мотиватором, дающим представление о фундаментальных потребностях человеческого существования.
В маркетинге понятие ценности напрямую связано с определением закономерностей потребительских предпочтений и выбора, что, в свою очередь, дает ключ к пониманию природы брендов и созданию сильных торговых марок. Одним из востребованных современных инструментов изучения ценностей является методика, предложенная четверть века назад израильским психологом Ш. Шварцем.
Ключевые аспекты методики Ш. Шварца
В конце 20 века, когда, казалось бы, сложно было сказать новое слово в вопросе изучения ценностей, профессор Ш. Шварц опроверг существовавшее мнение, предложив инновационный подход к пониманию мотивов человеческой деятельности. После масштабного исследования, проведенного в 1990-х гг. в 54 странах с привлечением свыше 44 тысяч человек, он разработал собственную методику, известную сегодня как тест ценности. В основу методики легли:
— концепция американского психолога М. Рокича о терминальных (ценных самих по себе) и инструментальных (используемых как средство для достижения целей) ценностях;
— концепция самого Шварца о различиях ценностей по мотивационным целям.
В своих выводах исследователь опирался на идею о том, что базовые человеческие ценности, знакомые людям во всех культурах, представляют собой фундаментальные потребности человеческого существования и могут быть сгруппированы по десяти типам мотивационных целей:
№ | Мотивационный тип | Терминальные цели | Инструментальные цели | Черты личности |
1 | Доброта (Benevolence) как забота о близких людях, их счастье и благополучии | благополучие и здоровье близких | полезный, ответственный, верный, честный | заботливый, чуткий, отзывчивый, приветливый |
2 | Доминирование, или власть (Power) как социальный статус и демонстрация престижа | богатство, авторитет, вес в обществе | сохраняющий имидж | обеспеченный, занимающий лидирующую позицию, стремящийся к богатству, престижный |
3 | Универсализм (Universalism) как всеобщее благополучие | социальная справедливость, равенство, красота вокруг | защищающий окружающую среду открытый чужим мнениям | справедливый, толерантный, миролюбивый |
4 | Самостоятельность (Self—Direction) как самостоятельность в суждениях и поступках | свобода, креативность | самостоятельный, любознательный | изобретательный, решительный, независимый |
5 | Достижение (Achievement) как личный успех | общественное признание | целеустремленный, влиятельный, успешный | преуспевающий, прогрессивный, способный, честолюбивый |
6 | Стимуляция (Stimulation) как волнение и новизна | жизнь, насыщенная впечатлениями | смелый, любящий риск | рискующий, любящий приключения, азартный |
7 | Гедонизм (Hedonism) как стремление к удовольствию и наслаждению | удовольствие | наслаждающийся | развлекающийся, любящий побаловать себя |
8 | Традиция (Tradition) как ответственность за существующие обычаи, идеи | уважение традиций | сдержанный, традиционный, благочестивый | скромный, религиозный, консервативный |
9 | Конформность (Conformity) как недопущение действий и желаний, противоречащих социальным ожиданиям | вежливость, самодисциплина | уважительный, послушный | правильный, соблюдающий дисциплину |
10 | Безопасность (Security) как безопасность и стабильность | социальный порядок, безопасность государства, защищенность семьи | чистоплотный, продуманный | миролюбивый, ценящий стабильность, заботящийся о безопасности |
Шварц предложил теорию, согласно которой ценности существуют на двух уровнях:
— на уровне нормативных идеалов, отличающемся большим постоянством и определяющем убеждения человека в том, как следует поступать;
— на уровне индивидуальных приоритетов, соотносящемся с конкретными поступками человека и более зависимом от внешней среды.
Данный аспект нашел отражение в процедуре проведения опросника, в который Шварц разбил на несколько частей:
- Обзор ценностей (57 позиций)
Респондент оценивает каждое из представленных наименований по шкале от -1 до 7 баллов (включая 0), где 7 – «исключительно важно»;
- Профиль личности (40 позиций)
Участнику теста предлагается оценить составленные коротко описания личности, которые характеризуют 10 типов ценностей, по шкале от =1 до 4, где 4 – «очень похож на меня».
Для обработки результатов опросника Шварц предложил специальные ключи, позволяющие высчитать средний балл, установить степень значимости того или иного типа ценности для испытуемого и выстроить ранговое соотношение всех десяти типов. Разработанная методика позволяет с достаточной точностью и достоверностью выделить ценности, важные для отдельной личности или целой социальной группы в наибольшей степени.
Использование опросника Шварца в маркетинге
Маркетологи достаточно быстро взяли опросник Шварца на вооружение, отметив его безусловные преимущества: возможность самостоятельной работы респондента с бланками, универсальность применения (индивидуально и в группе), понятность и простота (используется для испытуемых в возрасте от 14 лет), непродолжительность проведения (30-50 минут). Использование опросника открывает возможности для измерения области потребительских предпочтений в отношении бренда и/или товарной категории и определения общей мотивационной направленности торговой марки.
Опросники личностных ценностей Лекцию подготовила: доцент кафедры
Опросники личностных ценностей Лекцию подготовила: доцент кафедры практической психологии Удалова Татьяна Юрьевна
«Ценности» n качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в социальном взаимодействии. Социальные ценности (предметы, явления, отношения) формируют центральные принципы, вокруг которых интегрируются индивидуальные и социальные цели Ценности связаны с выбором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками и предпочтениями
«Ценностные ориентации» выражает положительную или отрицательную значимость для индивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Методики, предназначенные для диагностики ценностей и ценностных ориентации, различаются своей методологией, содержанием, конкретными целями, но они очень похожи на меры оценки интересов и установок.
Примеры методик, направленных на измерение ценностей и ценностных ориентации
Опросник ценности специальностей Сьюпера (Super Work Values Inventory) n предназначен для использования при обучении и профессиональной практике старшеклассников и студентов колледжа, а также для отбора персонала. n построен на данных от индивида и использует сведения об удовлетворении, которое индивид ищет в своей работе.
• Испытуемый в процедуре обследования оценивает каждую из 45 ценностей специальностей по 5 -балльной шкале, показывая, насколько важна для него та или иная ценность (например, помощь другим, возможность получить повышение, осуществлять собственные решения и т. д. ). • Опросник дает 15 показателей по таким шкалам, как творчество, интеллектуальная деятельность, общение, экономический эффект, уверенность, престиж, альтруизм и др. Процентильные нормы по классам и полу приводятся относительно репрезентативной национальной выборки, состоящей более чем из 10 000 учащихся VIII-Х классов. • Хотя каждая из 15 шкал ценностей содержит лишь три задания, применение опросника к выборкам старшеклассников дало коэффициент надежности показателей шкал, равный 0, 83.
Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS) n адаптация для отечественной выборки взрослых была выполнена А. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым
Автор методики различает два класса ценностей: n терминальные ценности — убеждение в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; n инструментальные ценности — убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному в отечественной психологии делению на ценности- цели и ценности-средства
• Испытуемому в диагностической процедуре предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей. Вторая форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. • Инструкция требует от испытуемого разложить карточки ценностей по порядку значимости для него тех принципов, которыми он руководствуется в своей жизни. Примеры терминальных ценностей (список А): активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства и др. Примеры инструментальных ценностей (список Б): аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность и др
Достоинства и недостатки n К достоинству этой n Существенным методики можно отнести ее недостатком методики универсальность, удобство и является влияние экономичность в социальной проведении обследования и желательности, обработке результатов, возможность гибкость в ее использовании. неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.
модифицированный вариант методики М. Рокича, предложен Б. С. Кругловым n используется в отечественной практике и предназначен для диагностики учащихся старших классов. n В нем сокращены списки ценностей (16 вместо 18), а вместо их ранжирования испытуемые должны оценить каждую ценность по 5 -балльной шкале (от 1 до 5). n Этот вариант методики позволяет не только выявить иерархию ценностей, но и оценить степень сформированности психологического механизма дифференциации (способность индивида выделить из множества неопределенных явлений те, которые представляют для него определенную ценность, и превратить их в определенную структуру в зависимости от близких и дальних целей своей жизни и возможностей их достижения).
Тест смысложизненных ориентации (СЖО). n является адаптацией аналогичной методики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым. n Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая из них (А) была взята за основу СЖО. n В этом опроснике испытуемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр — 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.
Результаты обрабатываются по 5 шкалам. n Шкала 1 (Цели) характеризует наличие или отсутствие у испытуемого целей жизни в будущем, n шкала 2 (Процесс) отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни; n шкала 3 (Результат) показывает удовлетворенность прожитой частью жизни; n шкала 4 (ЛК-Я) отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь; n шкала 5 (ЛК-жизнь) характеризует убежденность испытуемого в возможностях человека управлять жизнью. Психометрические характеристики СЖО получены на выборке студентов.
«роль поэтических произведений в формировании политических ценностей школьников»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Кафедра политической психологии
Зав. кафедрой Председатель ГЭК:
Политической психологии
__________ Мезенцев Д.Ф. __________ Сахарова Ю.И.
Выпускная квалификационная работа на тему:
« РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ »
Направление 030300 – Психология
Рецензент:
Васоевич А. Л.
Выполнил:
студент IV курса
очной формы обучения 45 Б гр.
Брыксенков Дмитрий Андреевич
____________(подпись)
Научный руководитель:
Бычков П.А.
____________(подпись)
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….………………..3
Глава I.Литературный Обзор…………………………………………………………..……5
1.1Определения……………………………………………………………………………….5
1.1.1 Ценности……………………………………………………………………………..…5
1.1.2 Политические ценности..……………………………………………………………….7
1.1.3 Власть……..………………………………………………………………………………………8
1.1.4 Ответственность……………………………………………………………………….11
1.1.5 Поэтические произведения(Поэзия)…………………………………………………14
1.2 История изучения ценностей личности…………….….………………………………15
1.2.1 М. Вебер …….…………………………………………………………………………16
1.2.2 Л.С. Рубинштейн …………..………………………………………………………………….18
1.2.3 С. Шварц и В. Билски ………………………………………………………………………….20
1.2.4 В. Франкл………………………………………………………………………………22
1.2.5 Д. А. Леонтьев…………………………………………………………………….…..24
1.3 Типология ценностей ……………………………………………………………………………28
1.4 Особенности восприятия школьниками поэтических произведений…………………31
Глава II. Методы и организация исследования ……………………………………………35
2.1 Характеристика выборки и этапы исследования……………….…………………………..35
2.2 Методы и методики исследования …………………………………………………….36
2.3 Процедура исследования ……………………………………………………………….42
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение ………………..….……………….43
Заключение…………………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы………………………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………………..….52
Поделитесь с Вашими друзьями:
Формирование профессионального имиджа будущих учителей английского языка
Аккан, Э., & Полат, С. (2016). Образ учителя в турецких фильмах на тему образования: исторический взгляд на образ учителя. Управление образованием: теория и практика, 22 (3), 293-320. https://doi.org/10.14527/kuey.2016.012
Андронах, Д., Бокос, М., Бокос, В., и Макри, К. (2014). Отношение к профессии учителя. Процедуры — социальные и поведенческие науки.142, 628-632. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.677
Блюмер, Х. (1969) Символический интеракционизм: перспектива и метод. Прентис-Холл.
Берк К. и Гусфилд Дж. Р. (ред.) (1989). О символах и обществе. Издательство Чикагского университета.
Чанг-Кредл, С., и Коланнино, Д. (2017). Построение образа учителя на Reddit: лучшие и худшие учителя. Преподавание и педагогическое образование. 64, 43-51. https: // doi.org / 10.1016 / j.tate.2017.01.019
Кули, гл. Х. (1922). Человеческая природа и социальный порядок. Скрибнера.
Эриксон, Э. (1959). Идентичность и жизненный цикл. Пресса международных университетов.
Эвертон, Т., Тернер, П., Харгривз, Л., и Пелл, Т. (2007). Общественное восприятие профессии учителя. Исследования в области образования. 22 (3), 247–265. https://doi.org/10.1080/02671520701497548
Фишер Дж. И Кифер А.(2001). Построение и открытие образа вашего учения. В: Джозеф П. Болотин и Г. Э. Бурнафорд, (ред.), Образы школьных учителей в Америке (стр. 93-115). Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
Friesen, M., Email, A., & Besley, S. (2013). Развитие личности учителя на первом году педагогического образования: развитие и социально-психологическая перспектива. Преподавание и педагогическое образование, 36, 23-32. https://doi.org/10.1016/j.tate.2013.06.005
Гоффман, Э.(1956). Представление себя в повседневной жизни. Даблдэй.
Хиндин, М. Дж. (2007). «Ролевая теория». В Дж. Ритцере (ред.), Энциклопедии социологии Блэквелла (стр. 3959-3962). Блэквелл Паблишинг.
Судья Х. (1995) Образ учителя. Oxford Review of Education, 21 (3), 253–265. https://doi.org/10.1080/0305498950210301
Карпов А.В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики.[Рефлексивность как психологическая характеристика и методика ее диагностики]. Психологический журнал, 24 (5), 45-57. https://textarchive.ru/c-1683704.html
Келли, Г. А. (1991). Психология личностных построений: теория личности. Рутледж.
Леви, М. Дж. Младший (1966). Модернизация и структура обществ: установка для международных отношений. Издательство Принстонского университета.
Линтон, Р. (1936).Изучение человека: Введение. Д. Эпплтон-В.
Лузан, П. Х. (2004). [Неопубликованная докторская диссертация]. Институт педагогики НАПН Украины.
Мантуленко В., Яшина Е., & Ашмарина, С. (2020). Персональный бренд преподавателей вузов в эпоху цифровых технологий. Цифровая эпоха: шансы, вызовы и будущее. ISCDTE 2019. Конспект лекций по сетям и системам, 84, 62-70.
Мид, Г. (2001). Разум, я и общество. Издательство Пенсильванского государственного университета.
Мертон Р. М. (1957). Ролевой набор: проблемы социологической теории. Британский журнал социологии, 8, 106–120. https://doi.org/10.2307/587363
Методыка, м.(нет данных). Рокича «Ценностные ориентации». http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii
Морено, Дж. Л. (1934). Кто выживет? Новый подход к проблеме человеческих взаимоотношений. Маяк Дом.
Навроцкая, М. (2019). Розвиток профессионального имиджа педахоха в системе пислядыпломной педагогической подготовки [Неопубликованная докторская диссертация].Национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка.
Одинцова В. В. (2006). Психометрический анализ методики «Эмоциональный интеллект-2». https://old.ht-lab.ru/cms/component/content/article/1-aricles/542—-q—2q-
Парсонс, Т. (1951). Социальная система. Свободная пресса.
Прус, Н. (2017) Формирование профессионального имиджа майбутного выклада иноземных мовов.Кандидатские диссертации. Днепр, Украина: Высшее учебное заведение «Университет Альфреда Нобеля». https://docs.google.com/viewer?url=http://www.duep.edu/uploads/spetsializovani-vcheni-radi-17/20549.pdf?time=0
Роттер, Дж. Б., Чанс, Дж. Э. и Фарес, Э. Дж. (1972). Применение теории социального обучения личности. Холт, Райнхарт и Уинстон.
Schepens, A. Aelterman, A. & Vlerick, P. (2009). Формирование профессиональной идентичности студентов-педагогов: между рождением учителем и становлением им.Образовательные исследования, 35 (4), 361-378. https://doi.org/10.1080/03055690802648317
Шериф М. (1956). Эксперименты в групповом конфликте. Scientific American, 195 (5), 54-59. https://www.jstor.org/stable/24941808
Сивакумар, А., и Арун, А. (2019). Восприятие учителей среди родителей школьников в округе Коимбатур. Азиатский журнал многомерных исследований, 8 (2), 230-240. https://doi.org/10.5958/2278-4853.2019.00050.8
Сперанцкая-Скарха, М.(2010). Педагогични умови формировання професийно-педагогического имиджа майбутного вчителя-филолога в позанавчалний дияльность. Научный вестник Донбасса. http://nbuv.gov.ua/UJRN/nvd_2010_1_12
Тейлор, Д. (2011). Введение: Власть, свобода и субъективность. В Ur Taylor, D. (Red.), Michel Foucault: Key Concepts (стр.1-9). Акумен Паблишинг Лтд.
Ткаченко Н. (2017). Структура профессионального имиджа учителя иностранного языка. Современная наука Moderní věda, 1, 77-84. https://drive.google.com/file/d/1eYqPnQYl51YqMGAHZv8JYXC_QCQO-brn/view
Топало, Ю. Г., (2020). Методика «Виявлення здоровья педахоха до саморозвитку». https://vseosvita.ua/library/metodika-viavlenna-zdibnostej-pedagoga-do-samorozvitku-198187.html
Тернер Дж., Оукс П., Хаслам С. и МакГарти К. (1994). Я и коллектив: познание и социальный контекст. Бюллетень личности и социальной психологии, 20, 454-463. https://doi.org/10.1177/0146167294205002
Тернер Р. Х. (1978). Роль и личность. Американский журнал социологии, 84, 1-23. https://www.jstor.org/stable/2777976
Тернер Р. Х. (1990). Смена роли. Ежегодный обзор социологии, 16, 87–110.https://www.annualreviews.org/doi/pdf/10.1146/annurev.so.16.080190.000511
Уиншип, К., и Мандель, М. (1983). Роли и позиции: критика и расширение подхода к моделированию блоков. Социологическая методология, 14, 314-344. https://doi.org/10.2307/270911
Янг, Дж. Р., & Эриксон, Л. Б. (2011). Воображать, становиться и быть учителем: как профессиональная история опосредует личность учителя-педагога. Изучение педагогического образования, 7 (2), 121-129.https://doi.org/10.1080/17425964.2011.591133
Мотивация к социально значимой деятельности как условие успешной социализации личности
Абдракипова, Г. Р. (2012). Формирование социальной ответственности молодежи в свободное время. ВестникКазГУКИ, 2, 18-22, 2012.Абулханова-Славская К.А. (1989). Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социалистическом обществе: деятельность и развитие лично.Москва. 1989.
Афанасьев В.Г. (1981). Общество: системность, познание и управление. Москва, 1981.
Андреев В.И. (1988). Диалектика воспитания и самообразования творческой личности. Казань. 1988.
Анисимов С.Ф. (1988). Духовные ценности: производство и потребление. Москва.
Аракчеева С.А. (2018). Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию. Ярославский педагогический вестник, № 2. 2018.
Аргейл М.и другие. (1974). Психология межличностного поведения. Книги пингвинов.
Бананджи, М.Р., Прентис, Д.А. (1994). Самость в социальном контексте. Annual Review of Psychology, 45, 297 — 332, 1994.
Белинская Е.П. (2000). Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Москва.
Борытко Н.М. (2001). В пространстве образовательной деятельности. Волгоград.
Ильин В.С. (1976). Процесс обучения в обучении как педагогическая проблема. Его суть. Проблемы исследования.Улучшение учебного процесса. Волгоград, 1976.
Караковский В.А. (2000). Воспитание? Воспитание … Воспитание! : теория и практика образовательных систем. Москва, 2000.
Каргапольцева Н.А. (1999). Монтессори-образование: проблемы социализации и личностного воспитания. Москва, 1999.
Коваль М.Б. (2013). Колледж новой формации, выпускник нового мышления. Профессиональное образование. Столица. Номер 10.
Леонтьев А.Н. (1075). Деятельность. Сознание.Личность. Москва.
Момов В. (1975). Мужчина. Нравственность. Воспитание. Москва.
Парсонс, Т., Лаубсер, К.Дж. (1976). Исследования по общей теории в социальных науках: Т.2. Нью-Йорк, 1976
Парсонс, Т., Бейлс, Р. (1951). Семья: процесс социализации и взаимодействия. Лондон. 1956.
Парсонс, Т. (1951). Социальная система. Гленко.
Полукаров В.В. (2015). Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике. Новости вузов. Поволжье. Гуманитарные науки, 2 (34), 137-147, 2015.
Семенова, Л.Г. (2008). Развитие мотивации достижения в профессиональном развитии студентов вузов. Вестник ТГУ, 2, 354 — 359, 2008.
Смелсер Н. (2003). Социализация: основные проблемы и направления исследований. Москва.
Изучение ценностных ориентаций М. Рокича. Рокич, (Обзор ценностей). Доступ: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu.
Суетина Н.М. (2008). Ценностно-ценностные ориентации: концептуализация различных подходов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, правоведение, политология, культурология, 8, 165-169, 2008.
Шиянов Е.Л., Котова К.Б. (1995). Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону. 1995.
Тапбергенов С.О. (2016). Природа человеческих чувств или мотивация и психоэмоциональная организация личности.Поволжский научный журнал, 3 (55), 133-138, 2016.
Ващенко, А. (2015). Мотив. Мотивация. Мотивация к развитию. Новое видение и восприятие. Вестник ТГУПБП, 3, 5-16, 2015.
Рокичский метод «Vērtību orientācija»: результат интерпретации un apstrāde
20. gadsimtā dzīvoja tik slavens amerikānispsihologs, piemēram, Miltons Rokičs. Gandrīz visu savu karjeru viņš veltījis sabiedrisko un personisko vērtību pētīšanai. Лай ган Милтонс сакас ка psihiatrs.Taču viņš ir pazīstams kā indivīda vērtīgu orientāciju unikālas koncepcijas izstrādātājs. Un šī Rokicha metode ir ļoti populāra visā pasaulē. Tāpat kā uz to balstīts тесты. Tomēr viss kārtībā.
Vispārīgie noteikumi
Rokiča metode pamatojas uz ideju, kavērtība ir stingra pārliecība par ko ko konkrētu priekšrocību (pasaules uzskats, eksistences veids, dzīves ms). Tomēr psihologs arī norāda, ka no viņiem nav tik daudz.
Visi šie Milton sadalīti divos veidos -termināls un instrumentālais.Pirmais ir pārliecība, ka katra cilvēka eksistences galīgais mērķis ir Patiešām vērts to panākt.
Otrās vērtības tiek sauktas par instrumentālajām. Tas, savukārt, ir pārliecība, ka kāda cilvēka īpašība vai viņas darbības tēls vienmēr ir Prioritāte jebkurā situācijā.
Tas nozīmē, ka pirmais veids ietekmē indivīda pastāvēšanas mērķus, bet otrais — sasniegšanas metodes un darbības veidus.
Specifiskums
Rokiča metodoloģija arī nozīmē analīzikas ir loģiski, jo visas ticības attiecas uz noteiktām dzīves jomām.Līdz ar to pastāv personīgās dzīves un profesionālās pašrealizācijas vērtības, finansiālā (materiālā) un garīgā. Iepriekš minētais instrumentālais veids ietver uzskatus par saziņu, ētiku, uzņēmējdarbību, altruismu, pašpārliecinātību un citiem cilvēkiem.
Rokicha metode, kā pierāda prakse, ir interesanta un efektīva. Tā cieņa ir tās Universālums, ekonomika un ērtības. «Обзор» — это персонаж вар бут Шоти виенкарша, ка ари апстрада результатус. Un vērtību saraksti (ко sauc arī par стимулы materiālu) вар mainīt un norādījumus mainīt.
Верно, daži identify un trūkumi. Tie ietver sociālu nevēlamu un varbūtību, ka persona, kas piekrīt pārbaudei, būs netipiska.
Kā tiek veikts pētījums?
Tātad, kāda ir M. Rokicha metode ir skaidra. Ка пэтс тестирует?
Personai tiek piedāvāti divi saraksti, kurosvērtības (инструментала un termināļa). Катр № 18. Када вейда принципа тас нав свариги. Parasti tiek sniegti A4 formāta lapās sarakstā vai kartēs.
Kad persona saņēma materiālu, viņam tiek piešķirts uzdevums piešķirt skaitli katrai vērtībai.Vispirms viņam jārisina terminālu saraksts, un pēc tam ar instrumentālo.
Psihologi, kuri parasti veic šādus testus, var uzdot jautājumus, кас тос тувина priekšmeta preferenču sistēmai. Bieži vien viņi ir ieinteresēti, cik daudz vērtības viņa dzīvē tiek realizētas. Reaģē, parasti procentos. Joprojām var jautāt, jo kartes lietotājs organization pirms 5 vai 10 gadiem. Вай ари ка viņi тикс izplatīti cilvēkiem, кас viņam tuvu. Jautājumi var ietvert citus, vairāk personiskus, jo ir ļoti svarīgi, lai testēšana būtu brīvprātīga, un, vēlams, būtu jāveic tete-a-tete.
Saraksts Nr. 1
Tagad ir iespējams tieši uzskaitīt tos jēdzienus, kas ietver Rokičas orientācijas vērtību metodoloģiju. Pirmais saraksts ir termisks. Tas ietver šādus jēdzienus:
- Aktīva iztika.
- Gudrība
- Veselība.
- Aizraujošs darbs.
- Māksla un daba.
- Mīlestība un tuvība.
- Finanšu labklājība.
- Ņemt uzticīgus draugus.
- Citu cilvēku cieņa un atzīšana.
- Spēja mācīties.
- Pašattīstība.
- Iespēja dzīvot produktīvi («пилниги» измантот перспективас ун iespējas).
- Izklaide un izklaide.
- Neatkarība un brīvība.
- Laime savā personīgajā dzīvē.
- Spēja iesaistīties jaunradē.
- Pašapzia.
- Citu cilvēku laime.
Tātad, tie ir 18 vērtības, kas ietver terminālu sarakstu. Par kartēm, parasti iekavās, ir norādīta to plašāka Definīcija, taču jūs varat saprast, кас ир domāts.
Saraksta Nr. 2
Bet tas vēl nav viss, kas ietver metodoloģijuRokić. Результат психологов апстрада тикаи пек там, кад персона тик изскатита катра саракста. Un tas ietver otro, instrumentālo:
- Precizitāte.
- Auglība.
- Spēja baudīt dzīvi.
- Augstas prasības cilvēkiem un mieram.
- Vingrinājums
- Neatkarība.
- Nespēja pieņemt trūkumus (gan paši, gan citi).
- Izlūkošana un izglītība.
- Atbildība.
- Расионализм.
- Paškontrole.
- Дросме, дросме.
- Первые грибы.
- Spēja parādīt толеранци.
- Plaši viedokļi, «sistēmas» trūkums.
- Godīgums
- Strādnieciskums un produktivitāte.
- Uzmanīgs, jutīgs.
Kā redzat, saraksti Principā atšķiras. Vismaz otrā sarakstā ir ietverti jēdzieni, касса saistīti ar personiskajām īpašībām, kurām bieži vien ir nozīme pirmajā sarakstā iekļautajā processā.
Kā nokārtot testu?
Sākumā tika teikts, ka katra vērtībatiek piešķirts kārtas numurs. Минимум 1, максимум 5 человек. Vienība atzīmē vērtības, kurām nav vērtības. Дивас ир тас, курас принципа вар бут сваригас. Трис — vērtības ar noteiktu, specificisku nozīmi. Četri ir svarīgi paziojumi. Un piecas ir tas, ko cilvēks izvirza par visu.
Kā noteikt rezultātu?
Šis ir svarīgs temats. Rezultātus parasti nosaka psihologs, jo testu veic arī viņš. Bet vispārīgi ir vērts pateikt, kā tas tiek darīts.
Tātad testa mērķis ir izpētīt vērtībastiesības. Лай лабак изпрасту виша дарбибу ваи дарбибу нозими. Rezultātus nosaka tā sauktā uzticamības skala. Tas ir paredzēts, lai noteiktu, cik daudz persona vēlas, lai viņa darbības pozitīvi novērtētu citi. Un jo augstāks ir rezultāts — jo vairāk objekts atbilst tā sauktajam «apstiprinātajam» attēlam. Ставка стандартная проверка критических результатов на 42 пункта. Ja rezultāti ir pagājuši, tad vai nu tie ir neuzticami, un persona bija negodīga, vai arī psihologam ir sarežģīta personība.
Bet punkti, kas irpersona ierakstīta, pakļaujot numurus vērtībām. Psihologs atsaucas uz uzticamības līmeni. Piemēram, ja persona, piemēram, ir ievietojusi piecus apgalvojumus, kas attiecas uz negatīvu mērogu, tad viņam tiek piešķirts 1 пункт. Kas ir negatīva, viņš atzīmēja vienību? Тад виши вишам ликас «пичи». Skala ir ļoti apjomīga, bet ar to, ja vēlaties, jūs varat iepazīties Individual.
Interpretācijas
Tātad, kopumā ir skaidrs, kāda ir Rokicha «vērtības orientācijas», метод.Rezultātu apstrāde ir jautājums psihologam, taču ir vērts runāt par интерпретациям недаудз. Ир вайраки но тием.
Пастав Рокичас методикас интерпретация пар dzīvivērtības. Ja ЮС izmantojat versiju pārbaudes, TAD izrādās, rezultātus, лай noskaidrotu, ко cilvēks uzskata, ка Vinu Galvenais Меркис — pašattīstības, garīgu apmierinājumu, radošumu, Sociālo mijiedarbību, prestižu ип cieņu, ип, лая sasniegtu panākumus, bagātību ип Finanses вай saglabāšanu personīgo identitāti , unikalitāti.
Пастав дзивес сфера интерпретация. Pārbaudes gaitā izrādās, ka vissvarīgākā vieta ir personai — profesionālajai, izglītības, imenes, sociālajai, izklaidējošai vai fiziskās aktivitātes jomai.
Šīs ir divas visbiežāk sastopamās interpācijas. Tomēr tas nav pārsteidzoši, kāpēc viņi ir. Вена интерпретация ir paredzēta, lai noskaidrotu cilvēka iekšējo pasauli. Ун отрс — виша ārējā pasaulē un sfērā, kurā viņam ir ērti pastāvēt. Tomēr abi ir nedalāmi saistīti.
Kas vēl man jāzina?
Tiek saņemta metode «Ценностные ориентации» galvenokārt pozitīvs.Пат психологи атзиме, ка тас ир висваирак сарежģитс ун узтикамс. Nav brīnums, patiesībā Milton Rokich būtībā ir vērtību koncepciju dibinātājs.
Un tā efektivitāte ir pierādīta. Tika veikti dažādi pētījumi — un lielākā daļa no tiem, protams, bija jaunieši: skolēni un studenti. Īpaši augstskolu studenti. Un lielākā daļa no tiem ir likts uz augšu no termināla vērtību veselību, ģimeni, draugiem, mīlestību, finanšu labklājību un pašapziņu. No rīku sarakstā, daudzi ir izvēlējušies dzīvesprieku, atbildība, manieres, pacietību un rūpību.Šī izvēle nav pārsteidzoša. Turklāt tas ir pareizi un prognozējams. Pārāk globāls pusaudžiem? Некада зина. Apstiprinājums tam — психолога Эрика Хомбурера Eriksona diktūms. Viņš uzstāja, ka jauniešiem savādāk vajadzētu būt «akrobātiem». Lai varētu būt spēcīgs kustība pazemināt latiņu viņa bērnības, lēkt pār to un paķert nākamo bārs briedumu. Un uz īsāko laiku.
Un tas ir tikai viens piemērs. Patiesībā Miltona Rokicha tehnika ir Patiešām interesanta, efektīva un efektīva. Un ja ir vēlme kopā ar iespēju — ir nepieciešams nokārtot šādu pārbaudi.Виенам ваи кадам — каут ка. Vismaz intereses dēļ.
豫 楸 1 号 扦插 生根 过程 中 营养 物质 含量 及 氧化 酶类 活性 的 变化
1.
河南省 林业 科学 研究院 郑州 450008;
2.
中南 林业 科技 大学 长沙 410004;
3.河南省 退耕还林 管理 中心 郑州 450008
日期 : 2008-12-23
基金 项目 : 国家 «十一 五» 科技 支撑 计划 项目 (2006BDA24B08) 资助
通讯 作者 : 朱延林
关键词 : 豫 楸 1 号 扦插 生根 机理 营养 物质 氧化 酶
Изменение содержания питательных веществ и активности оксидазы во время укоренения Catalpa bungei cl.’Ю-1′
1. Forsetry Academy провинции Хэнань Чжэнчжоу 450008;
2. Центральный Южный университет лесного хозяйства и технологий Чанша 410004;
3. Провинция Хэнань Преобразование сельскохозяйственных угодий в леса и Центр управления проектами по защите сырых лесов Чжэнчжоу 450008
Abstract : В статье исследованы изменения питательных веществ (общий сахар, общий азот, общий сахар / общий N) и оксидаз (IAAO, POD, PPO) Catalpa bungei cl.«Ю-1» в черенке укореняется. Результаты показали, что: C. bungei cl. Укоренение черенков «Ю-1» началось с чечевицы. Растворимый белок в черенках принудительного прорастания резко снизился на ранней стадии, а затем это уменьшение имело тенденцию к замедлению. Общее содержание сахара медленно увеличивалось повсюду. Общий азот немного изменился. Отношение общий сахар / общий азот имело ту же тенденцию, что и общий сахар. Активность IAAO, PPO черенков для принудительного прорастания прорастала вверх-вниз-вверх-вниз в процессе укоренения. Активность POD росла волнообразно.Роль трех оксидаз была как независимой друг от друга, так и связанной друг с другом в процессе укоренения, что влияло на укоренение при интеграции.
Ключевые слова: Catalpa bungei cl.’Yu-1 ‘режущий механизм укоренения питательные вещества оксидаза
楸 树 ( Catalpa bungei ) 作为 扦插 难 生根 树种 , 普通 扦插 , 少见 其 扦插 技术 系统 研究 (郭 从 俭 等 , 1993 ; 梁明武 , 2002)。 近年来 , 豫 楸 1 号 ( C. bungei cl.`Yu-l ‘) 作为 从 楸 树 中 选育 的 良种 在 全国范围 内 得到 大 面积 推广。 但 该 大 繁殖 , 第 1 年 培育 砧木 第 2 年 嫁接繁育 周期 长 、 费用 , 不 迅速 推广 , 制约 这一 优良 子 的 发展 (新建 等 , 2005)。
内 的 不定根 孕育 过程 蛋白质 的 合成 和 核糖核酸 的 产生 等 新陈代谢 活动。 根 的 发育 , 去氧 的 形成 和 酶 的 含量(Hassig, 1974).酶 (PPO) 过氧化物 酶 (POD) 、 吲 哚 乙酸 氧化 酶 (IAAO) 在 植物 的 生长 、 发育 中 起 重要 的 作用 , 不定根 的 发生 和 (Gaspar и др. ., 1982 ; Kieliszew , 1989 ; Al Barazi et al ., 1984 ; Haissig , 1974 ; Bouillenne et al ., 1955 ; Bassuk et al ., 1981)。 笔者 在 探索 出 楸 1 号 最佳技术 模式 上 (王 新建 等 , , 2008) , 对其 扦插 阶段 的 营养 物质 (可溶性 蛋白质 、 总 、 糖 / 全氮) 、 氧化 酶类 (IAAO 、 POD 、 PPO) 等 生理 生化 指标 的 变化进行 研究 , 以 期 阐明 豫 楸 1 号 的 平 埋 复 幼 扦插 生根 机制 , 为 加快 这一 的 推广 提供 理论 基础 及 保障。
1 材料 与 方法 1.1 试验 材料试验 在 河南省 林业 科学 研究院 郑州 自动 喷雾 大棚 内 进行 , 试验 林场 1 年 生 豫 楸 1 号 健壮 幼苗。
1.2 试验 方法1) 藏 及 催芽 处理 2007 年 1 月 采集 大田 1 年 生 健壮 、 无 病虫害 的 豫 楸 楸 1 号 平 茬 苗 干 于 背 向阳 处 进行 沙 藏 处理 3 月 14 日 在 温 池催芽 处理。 温 棚 催芽 池 长 5,85 м 、 宽 1,35 м 、 高 37 см , 底 铺 17 см , 上铺 腐熟 的 干 鸡粪 与 细 河沙 (1: 3 均匀) 6 ~ 10 см ,在 混合 层 上 撒施 一层 3 ~ 5 см 厚 的 细沙 , 在 上面 撒施 25% 多菌灵 药粉 , 用量 为 10 г · м -2 , 均匀 撒施 , 喷 1 次 清水。 将 苗干 按 粗细 长短 分级 平 摆 在 温 催芽 池内 密度 为 苗 干 间隔 约 2 ~ 3 см。 然后 根据 苗 干 的 粗 度 覆盖 细沙 3 ~ 5 см , 保温 催芽 , 定时 观测 棚温 与床 畦 温度 , 使其 保持 在 床 畦 温度 12 ~ 25 ℃ , 棚温 15 ~ 30 ℃ , 相对 湿度 75% ~ 80%。
2) 扦插 处理 及 取样 方法 待 池中 平 埋 苗 干 新生 嫩枝 长 至 12 ~ 15 см 高 , 5 ~ 8 片真叶 时 , 将 嫩枝 带 基 掰 下 用 500 мг · л — 1 吲 哚 丁酸 + 萘乙酸 (2: 1) 混配 溶液 速 蘸 处理 后 在 温 棚内 蛭 石 中 扦插 , 1 年 生 豫 楸 1 号 大田 自然 生长 干 条 同期 所生 幼 采取 同样 处理作为 对照。 按照 完全 随机 区 组 试验 设计 , 3 次 重复 , 每 重复 500 根 插穗。 取样 取出 插穗 后 立即 放入 冰 盒 中 , 带回 实验室 插穗 用 清水 冲掉 泥沙杂物 , 擦去 水珠 后 取 根部 2 cm 的 韧皮 部 , 剪碎 , 迅速 放入 冰箱 备用。 每 每 4 天 采样 1 次 , 每次 采 30 插穗。
1.3 测定 指标 及 方法糖 的 测定 参照 杨晓华 等 (2006) 的 方法 测定 ; 可溶性 蛋白 、 吲 哚 酶 乙酸 氧化 酶 酶 (IAAO) 、 全氮 的 测定 参照 张志良 张志良 (2003) 的 方法 测定 ; 多酚 (PPO) 的 测定 参照Park 等 (1980) 的 方法 测定 ; 过氧化物 酶 (POD) 的 测定 参照 李 合 生 (2000) 的 方法 测定。 室内 试验 在 河南省 林木 种质 资源 保护 选育 实验室 完成 , 重复 3 次。
1,4 数据 分析EXCEL 绘图 , 用 SPSS13.0 统计 软件 进行 方差 分析。
2 结果 与 分析 2.1 豫 楸 1 号 扦插 生根 率 的 差异平 埋 催芽 抽 生 嫩枝 插穗 生根 率 最高 可达 91.24% , 平均 生根 率为 90,33% (表 1)。 生根 植株 不定根 根 数 范围 为 1 ~ 18 条 , 平均 根 数 为 9 条 不定根 根 0,4 ~ 12,3 см , 平均 根 长 4,5 см ,大田 自然 生长 插穗 生根 率仅 为 22,53% , 2 种 处理 生根 率 差异 极 显 著 ( P <0,01)。
表 1 豫 楸 1 号 扦插 生根 率 Таб.1 Укорененность черенков Catalpa bungei кл.’Ю-1 ‘
表 1 豫 楸 1 号 扦插 生根 率 Табл.1 Укорененность черенков Catalpa bungei кл.’Ю-1 ‘ |
从 4 月 19 日 至 5 月 9 日 对 大田 自然 生长 和平 埋 催芽 抽 生 外部 发现 : 无论 是 大田 抽 还是 平 埋 催芽 均 在 8 天 左右切口 出现 愈伤 组织 , 12 天 左右 愈伤 组织 大量 出现 并 膨大 , 16 天 左右 平 埋 生 嫩枝 基部 表皮 出现 不定根。 对照 在 12 天后 基部 开始 部分 腐烂 萎蔫 , 20 天后 大量 死亡。从 生根 部位 看 , 生根 插穗 全 为 皮 生根 , 因此 豫 楸 1 号 扦插 生根 皮 部 生根。 结合 形态 观察 分析 的 形成 大致 可以 划分 为 5 阶段 : 1) 0 ~ 4 天 ,个别 产生 愈伤 组织 , 无 明显 变化 (变化 不明显 期) ; 2) 4 ~ 8 天 , 平 埋 催芽 生 嫩枝 大量 产生 组织 , 大田 抽 生 嫩枝 部分 产生 愈伤 组织 (愈伤 组织形成 期) ; 3) 8 ~ 12 天 , 平 埋 催芽 嫩枝 愈伤 组织 继续 膨大 , 并且 生根 , 大田 抽 生 愈伤 组织 继续 膨大 , 部分 基部 腐烂 (愈伤 组织 膨大 期) ; 4) 12 ~ 16 天 , 平 埋 催芽 抽 生 嫩枝 大量 从 皮孔 处 , 根 伸长 生长 大田 抽 生 大部分 从 基部 腐烂 变黑 , 开始 萎蔫(生根 期) ; 5) 16 ~ 20 天 , 平 埋 嫩枝 地下 部分 继续 从 皮孔 生根 , 根 伸长 生长 , 部分 抽出 新 大田 抽 生 嫩枝 大部分 死亡 (根 伸长期)。
2.3 豫 楸 1 号 扦插 生根 过程 中 营养 物质 含量 变化只占 蛋白质 的 一部分 , 但是 生物 体能 吸收 利用 的 主要 是 生命 活动 的 发挥 着 运输 协调 、 和 传导 神经系统。 测定 其 含量 是 了解 植物 体 总 代谢 的 一个 重要 指标。
1) 楸 1 扦插 生根 过程 中 可溶性 蛋白 含量 变化 整个 扦插 阶段 , 大田 自然 生长 嫩枝 比 平 埋 催芽 抽 生 嫩枝 的 可溶性 蛋白 含量 低。 处理 是 , 在第 8 天 , 分别 达到 了 最低 值 后 第 16 天 达到 峰值 , 平稳 下降 (图 1)。 经 方差 , 间 差异 不 显 著 ( P > 0,05)。
图 1 插穗 内 可溶性 蛋白质 含量 变化 Рис. 1 Изменение содержания растворимого протеина в ухе — ◆ — 大田 抽 生 嫩枝 Мягкая древесина естественного происхождения; — ■ — 催芽 抽 委 嫩枝 Многослойная поросль хвойных пород.下同 То же ниже. |
结合 外部 形态 观察 可知 , 在 0 ~ 8 天 愈伤 组织 产生 期 , 无论 是 大田 抽 生 都 大量 消耗 产生 愈伤 组织 导致 急剧 下降。 8 ~ 16 天 , 催芽 抽 生 嫩枝 愈伤 膨大 生长 , 并且 部分 开始 生根 , 蛋白 上升 ; 而 大田 抽 生 嫩枝 在 则 大部分 逐渐 从 腐烂 , 整株 茎 和 根 的 活动 相对 极 弱 , 从而 导致 蛋白 含量 的 急剧 升高 , 这 田维敏 (2002) 的 理论 完全 一致。 。16 ~ 20 长期 , 催芽 抽 根系 生长 , 地上 部分抽 生 嫩叶 , 可溶性 蛋白 含量 略有 下降 , 大田 抽 生 嫩枝 则 大量 死亡。
2) 楸 1 扦插 生根 过程 中 糖 含量 变化 插穗 生根 时 需要 的 营养 物质 , 一般 脂肪 利用 较少 , 而 碳水化合物 较多。
糖 含量 测定 结果 表明 : 抽 总 糖 含量 明显 高于 大田 抽 生 嫩枝 (图 2)。 大田 抽 生 嫩枝 在 扦插 12 天 变化 不明显 , 12 天后 有( P <0.01) 结合 形态 可知 : 在 扦插 的 前 16 天 愈伤 组织 形成 期 、 组织 膨大 期 、 皮 部 生根 期 催芽 抽 生 糖 增加 , 糖因为 其 自身 储藏 的 淀粉 转化 为 总 糖 的 速度 大于 总 糖 消耗 的 速度 , 因此 上升 趋势。 前人 研究 表明 : 插穗 酶 增加原生质 的 粘性 降低 , 利于 原始 体 的 诱导 和 形成 (梁玉堂 , 1993) 。16 天后 进入 根 长期 , 催芽 抽 生 体内 积聚 的 总 糖 含量 减少 此时 淀粉 及光合作用 制造 总 糖 的 速度 小于 根 伸长 生长 的 总 糖 的 速度 所致 , 本 试验 前人 结果 一致 (李玲 , 1997)。 大田 抽 生 总 糖 扦插 12 天后 有所增加 ,.王凤 宝 等, 2006)。
图 2 插穗 内 总 糖 含量 变化 Рис.2 Изменение общего содержания сахара в ухе |
3) 楸 1 扦插 生根 过程 中 全氮 全 糖 / 全氮 的 变化 通过 扦插 生根 过程 中 全氮 含量 测定 结果 可知 (表 2) : 在 扦插 期间 大田 抽 生 变化0.36% 这 可能 是 可溶性 蛋白 在 扦插 生根 过程 中 转化 或 分解 的 结果。
表 2 全氮 及 全 糖 / 全氮 比 含量 变化 Таб.2 Содержание общего азота и соотношение общего азота и общего сахара
表 2 全氮 及 全 糖 / 全氮 比 含量 变化 Табл.2 Содержание общего азота и соотношение общего азота и общего сахара |
从 扦插 阶段 的 总 糖 / 全氮 值 可以 看出 : 2 种 处理 变化 趋势 与其 总 变化 相同 , 而 全氮 在 处理 糖 / 全氮 主要 是 由( P <0.05)。
2.4 豫 楸 1 号 扦插 生根 过程 中 氧化 酶类 活性 的 变化POD PPO IAAO 植物 不定根 的 发生 发展 有着 的 关系 , IAAO IAA 调节 的 生长 的 生长 (Kieliszew , 1989, Devi et al., ., 1996) IAAO 的 变化 与 的 生长 有着 密切 的 联系 , 且 POD 与 IAAO 活性 变化 呈 (Bagatharia et al ., 1998) PPO 的 形成 的 (Al Barazi et al. ., 1984).
1) 吲 哚 乙酸 氧化 酶 (IAAO) 活性 变化 大田 抽 生 嫩枝 IAAO 活性 明显 低于 催芽 生 嫩枝 (图 3) ; 无论 是 催芽 生 嫩枝 还是 大田 抽 生 IAAO 活性 在 扦插的 前 8 天 均 逐渐 上升 ; 催芽 抽 生 嫩枝 在 8 ~ 12 天 IAAO 活性 有 下降 趋势 , 12 ~ 16 天 急剧 上升 然后 又 急剧 的 大田 抽 嫩枝 在 扦插 的 在 扦插 16 天 缓慢 上升 , 然后急剧 下降。 方差 分析 表明 : 两者 之间 差异 极 显 著 ( P <0.01) 不同 天 数 IAAO 差异 显 著 水平 ( P <0,01) 在 扦插 的 前 8 天 愈伤 组织 IAAO 活性 缓慢 上升 , 降低 内 源 IAA , 促进 愈伤 组织 的 形成 ; 催芽 抽 生 嫩枝 在 8 ~ 12 天 愈伤 组织 膨大 期 , IAAO 活性 明显 下降 , 可见 在 皮 IAAO 的 瞬时 低谷 有 豫 楸 1 号 生根 (Hausman 1993 ; Jay-allemand et al ., 1995)。 12 ~ 16 天生 根 期间 IAAO , 高 的 IAAO 降低 体内 的 IAA , 有 利于 豫 1 生根 在 1 在 在 16 ~ 20 天.伸长 期间 要求 较高 浓度. 16 天 均 缓慢 , 但 上升 幅度 很小 , 随后 急剧 下降。 这 可能 是 IAAO 在 愈伤 组织 形成 过程 中 起到 的 作用 , 大田 抽 生 嫩枝 长期 并且 在 12 ~ 16大部分 开始 从 地下 部分 腐烂 , 地上 部分 , 从而 导致 IAAO 活性 的 持续 升高 , 16 ~ 20 天 大田 抽 的 嫩枝 大部分 死亡
图 3 插穗 内 吲 哚 乙酸 氧化 酶活 性 变化 Рис. 3 Изменение активности IAAO в ухе |
2) 酶 (POD) POD 活性 在 插穗 生根 不同 时期 呈现 的 规律性 变化 (图 4)。 整个 扦插 阶段 , 催芽 抽 生 POD 明显 高于 大田 抽 生 ; 催芽生 嫩枝 POD 活性 在 扦插 后 0 ~ 4 天 上升 , 4 ~ 8 天 下降 , 8 ~ 12 天 上升 , 12 ~ 16 天 下降 , 16 天后 持续 上升 ; 大田 抽 生 嫩枝 中 POD 活性 在 扦插 后 前16 天 变化 不明显 , 16 天后 急剧 上升。 两者 之间 POD 活性 差异 达到 显 著 水平 ( P <0.05) 不同 天 数 之间 POD 活性 差异 也 达到 显 著 水平 ( P <0,05)。 已有 研究 发现 : POD 活性 在 扦插 生根 中 会 出现 2 个 高峰 (宋金耀 等, 2001 ; Gebhardt , 1982) , POD的 上升. (2000) 桉树 ( Eucalyptus ) 的 结论 类似。 第 8 ~ 12 d 的 根 的 表达 有关 , 的 产生 不定根。。 12 ~ 16 此时 POD 活性 促进 不定根根 伸长 期间 POD 活性 由 急剧 增加 , 以 促进
图 4 插穗 内 过氧化物 酶活 性 变化 Рис. 4. Изменение активности POD в ухе |
3) 氧化 酶 (PPO) 活性 变化 无论 抽 生 嫩枝 还是 大田 抽 生 PPO 在 整个 扦插 阶段 均呈 现出 先 的 趋势 (图 5)。 催芽 生 嫩枝 PPO活性 明显 高于 大田 抽 生 嫩枝 ; 催芽 抽 生 PPO 活性 在 扦插 前 4 天 上升 , 4 ~ 8 天 平缓 下降 , 8 ~ 12 天 上升 , 后 平缓 下降 ; 大田 抽 生 嫩枝 则 在0 ~ 8 天 缓慢 上升 , 8 ~ 16 天 急剧 上升 , 随后 下降。 催芽 抽 生 嫩枝 大田 抽 生 嫩枝 间 PPO 活性 差异 显 著 ( P <0.05) 催芽 抽 生 PPO 活性 在 第 4 天 出现 第 1 小 高峰 , 这 是 组织 的 前兆 , 在 第 12 天 出现 了 第 2 个 高峰 , 此时 正是 大 和生根 的 交错 期 , PPO.中 PPO 活性 在 扦插 初期 较低 , 的 生根 辅助 因子 少 , 不 利于 根 的 诱导 , 在 不定根 表达 期 (16 天) 达到 大量 愈伤 抑制 了生根 , 在 不定根 伸 长期 (16 ~ 20 天) , PPO 活性 急剧 下降 , 愈伤 组织 逐渐 、 , 从而 抑制 的 表达。
图 5 插穗 内 多酚 氧化 酶活 性 变化 Рис. 5 Изменение активности PPO в ухе |
通过 对 豫 楸 1 号 1 年 生苗 干 生 嫩枝 扦插 试验 发现 , 其 属于 皮 部 生根 型。 插穗 生根 时 一定 的 营养 物质 一般 , 而 和 氮素 化合物 则 利用 得多。 许多 试验 证明 : 发育 良好 粗壮 的 插穗 进行 扦插 比 生长 较差 的 插穗 容易 生根。 采用 曲 枝 、 刻 伤 等 方法 处理 大 提高 这插穗 内 的 营养 物质 对 根 原始 的 的 分化 有 重要 意义。 豫 楸 1 号 在 到 第 8 ~ 16 天 期间 , 正是 插穗 大 向 根 诱导 期 , 决定 插穗 生根的 关键 时期 , 催芽 抽 生 嫩枝 插穗 体内 的 可溶性 蛋白 含量 、 总 糖 含量 均 增加 大田 抽 生 嫩枝 体内 这 2 种 指标 变化 不 显 著 有所 下降 大嫩 抽 大枝 插穗 虽然 产生 大量 的 愈伤 组织 , 但 未能 大量 生根 , 可能 与 此 有关。 认为 充足 的 营养 物质 为 插穗 的 生根 提供 有力 的 物质 保障 为 试了 C / N 值 与 生根 的 关系 以来, C / N 值 高 时 能 促进 生根 的 情况 有 许多 报告 , 均 认为 插穗 生根 与 化合物 (N) 的 比率 有关 C / N 比率 高 , 则 生根 率高 (, 1993 ; Kim et al ., 1995).人 研究 结果 完全 一致 , 说明 催芽 抽 生 嫩枝 能够 大量 生根 与 插穗 体内 的 营养 物质 含量 的 高低 存在 密切 关系。
IAAO 分解 IAA 的 专一 性 酶 , 它 属于 POD 同工酶 的 一种 , 利用 O 2 对 IAA 进行 氧化 , 的 生根 中IAA 降低 是 生根 诱导 期 的 特点 之一 (Gaspar et al ., 1982) 。Nag 等 (2001) 、 Gyana (2006) 、 曹 帮 华 等 等. ? «的 过程 , 在 根 诱导 期 其 增加 在 此 期间 , 大田 抽 生 体内 的 IAAO 活性 虽然 增加 总的来说 还是 低于 催芽 抽 因此有 足够 的 IAAO 活性 来 减少 IAA 含量 , 从而 诱导 插穗 产生 大量 的 新 根。
POD 普遍存在 于 植物 体内 的 含铁 卟 啉 辅 基 的 酶 , 它 参与 植物 体内 的 多种 生理 生化 过程 与 一些 的 发育 进程 有密切关系 , 在 细胞 中 有 重要 作用 (Kieliszew , 1989 г.).在 植物 的 生长 、 发育 中 起 重要 的 作用 , 而且 对 植物 的 器官 形态 建成 也 非常 重要 的 作用 (Al Barazi, 1984)。 在 插条 生根 中 PPO 的 一个 重要 生理 功能 就是 催化 酚类物质 与 IAA 形成 一种 «IAA- 酚酸 复合 物» (Haissig, 1974, Bouillenne, и др., ., 1955) 复合 物 一种 生根 因子 , 具有 促进 不定根 形成 的 活性 (Bassuk et al ., 1981) 试验 到 8 ~ 16 天时 , 抽 POD , PPO活性 有 明显 升 — 降 过程 , 这 2 种 酶活 性 的 升高 , 破坏 、 分解 某些 抑制 的 物质 , 或者 利用 抑制 生根 物质 合成 促进 生根 的 复合 物 大的 内
表明 催芽 抽 嫩枝 插条 在 期 可溶性 蛋白 含量 、 总 糖 、 总 糖 / 全氮 值 及 IAAO 、 POD 、 PPO 均 大幅度 上升 , 这些 中是 既 相互 独立 又 相互 联系 的 , 通过 相互作用 来 共同 影响 生根。
.