Руссо жан жак сообщение: Жан Жак Руссо — сообщение доклад

Жан Жак Руссо — сообщение доклад

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Жан Жак Руссо

Жан-Жак Руссо – философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, композитор, ботаник и музыковед, родился 28.06.1712 в Женеве. Славится педагогическими трудами и был провокатором Великой французской революции.

Воспитывался отцом Исааком Руссо, мать Сюзана Бернар умерла при родах. Исаак работал часовщиком и учителем танцев, все силы вкладывал в развитие сына. После совершения преступления, отдав Жан-Жака дяде по линии матери, уехал из Женевы.

В 11 лет мальчика передают в протестантский пансион, через год нотариусу. В 1725 отдали граверу. Руссо весь этот период был предан чтению, за что его наказывали, т.к. он отвлекался от работы. Данный опыт научил его воровать, лгать и лицемерить.

В 16 лет Руссо сбегает, из-за чего его отправляют в монастырь. Далее, парень идет лакеем к состоятельной семье, там его обучают итальянскому и навыкам письма. Кроме того, будущий философ был секретарем и домашним наставником.

Став философом, Руссо выдвинул теорию создания государства договорным способом, поддерживал равенство и демократию.

Популярность мыслителю принесла книга «Новая Элоиза», благодаря которой он стал основоположником романтизма.

В 1753 Жан-Жак ставит оперу «Деревенский колдун», которая вознесла его на новый уровень славы.

Руссо считал, что личность человека зависит от воспитания, и написал несколько педагогических идей. Был противником церковного образования, считал, что каждый должен само реализовываться, открывая в себе новые качества, быть независимым и трудиться, зарабатывая себе на жизнь.

Трактат «Эмиль» Жан-Жака о воспитании и развитии детей сожгли, а последнего указали арестовать, считая, что мировоззрение философа опасно для государства, но тот скрылся.

Сожительствовал с Терезой Левассер, глупой, вульгарной и несимпатичной служанкой, с которой прожил до смерти. После 20 лет жизни они обвенчались, а родившихся 5 детей сразу отдавали в воспитательный дом.

Руссо оправдывался, что у него нет денег, к тому же дети мешали бы его философствованию.

02.06.1778 Руссо не стало. Похоронили его на остове Ив, согласно последней просьбе умершего, через некоторое время останки перенесли в Пантеон. Спустя 20 лет прах был похищен и  выкинут в яму с известью.

Вариант 2

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — известный французский учёный эпохи Просвещения. Занимался музыкой, философией, литературой, ботаникой. Известнейший представитель культурного течения сентиментализм. Автор 7 музыкальных опер. Многие называют его предвестником Великой французской революции. Современникам он запомнился своей неординарностью и смелыми идеями.

Руссо родился в Женеве. Его отец, Исаак Руссо, был учителем танцев и часовым мастером. Мать, внучка пастора, скончалась во время родов. Вскоре его отец вынужден был бежать в соседнюю Швейцарию, скрываясь от преследования властей за совершённое преступление. Жан-Жак остаётся со своим дядей. Когда ему было 11 лет он недолго прожил в пансионе, затем обучался у нотариуса и гравёра. В это время он любит много читать и гулять. В 16 лет он оставляет родную Женеву и принимает католицизм. Всю молодость он часто переезжает с места на место, иногда просто бродяжничает. Он пытается работать, но с работой у него не ладится, подолгу он не задерживается ни на одном месте. Жан-Жак часто прибегает к помощи различных покровителей, с которыми порой обходится невежливо.  В 24 года он представляет академии свою первую работу — собственную систему нотной записи, но она принята не была.

Следующая его работа, посвящённая теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов?» имеет огромный успех, как и третья по счёту работа. Затем он пишет оперу — «Деревенский колдун», которая была поставлена при дворе короля. Он поселяется в имении известной писательницы, госпожи д’Эпине. К нему приходит слава. В следующие десятилетие он выпустит ещё пять работ. Он на некоторое время примыкает к кружку энциклопедистов, и у него происходит любовная драма.

Позднее он знакомится с малограмотной служанкой, от которой впоследствии у него родится 5 детей. Всех их он отдаст в детский дом. Руссо сочиняет романы, конфликтует с правительством, духовенством, с философом Вольтером. Он часто меняет место жительства. Впоследствии Жан-Жак увлекается растениями, особенно мхами. За всю свою жизнь он выпустил 21 работу, в том числе оперы и другие музыкальные произведения, стихи, комедии, философские труды, трактаты, эссе. Он умер во Франции в возрасте 66 лет.

Жан-Жак Руссо один из известнейших людей в истории искусства и философии. Его личности и творческой жизни было посвящено множество книг, его вклад в культуру и философию, влияние на современников огромны. Его личность, поступки, характер весьма неординарны, а иногда и вульгарны. В Женеве установлен памятник Руссо, в Москве и Петербурге существуют популярные в среде творческой интеллигенции кафе названные в его честь.

Жан Жак Руссо

Интересные темы

Доклад-сообщение Жан Жак Руссо 7 класс

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Жан Жак Руссо

Детские и юношеские годы

Родился французский философ 28 июня 1712 года в Женеве. Воспитанием его занимался отец, так как мама скончалась в родах. Исааку Руссо приходилось корпеть на двух работах, но он находил время, чтобы привить ребенку любовь к литературе.

Жан-Жак с детства зачитывался произведениями Плутарха. Будучи ребенком, он даже обжег руку, чтобы быть похожим на античного героя Сцеволу. Отец был вынужден уехать из Женевы, а мальчик остался жить в своей квартире с дядей.

Два года Руссо проучился в протестантском пансионе Ломберсье, после чего дядя отдал его учиться к нотариусу, затем он стал учеником гравера. Ни один преподаватель не жаловал мальчишку, вместо того чтобы постигать азы мастерства, он был занят чтением исторических трудов и романов.

Отправившись путешествовать, Руссо знакомится с католическим священником, после чего в течение 4 месяцев проходит обучение в Туринском монастыре, где становится католиком.

Закончив обучение, Жан-Жак поступает на службу в дом туринского графа лакеем. Сын хозяев занимается с ним, обучая будущего философа итальянскому языку.

Никого не предупредив, Руссо уходит мыкаться по свету: некоторое время проживает в доме у госпожи де Варанс, обучается игре на органе, в течение 2 лет скитается по Европе. Затем снова возвращается к де Варанс и 7 лет живет у нее.

С 1739 по 1745 гг. пробует свои силы на литературном поприще, работая гувернером и секретарем французского посольства. И в 1745 году, после знакомства со своей будущей женой, наконец-то оседает в Париже.

Влияние произведений философа на умы современников

В своих литературных трудах философ старался разъяснить причины общественного неравноправия. С его подачи был создан всенародный опрос, сокращена длительность депутатской власти. Некоторые даже считают, что именно из-за него началась Великая французская революция.

Произведение Руссо «Новая Элиоза» сделало его знаменитым. После того, как сборник увидел свет, Жан-Жака стали считать отцом романтизма в философии. Опера «Деревенский колдун» вызвала бурю возмущений среди философов того времени.

Труды Руссо по педагогике содержали советы для родителей о том, что детей с детства следует приучать к труду, и ни в коем случае не давать слабину, если ребенок капризничает. Отец и мать должны проявить терпение и настойчивость. Также прилагались наставления, в каком возрасте, какие качества следует взращивать в ребенке. Такие суждения совершили революцию в педагогическом мире. В связи с этим власти создали указ об аресте философа, но ему удалось сбежать в Швейцарию.

Своих пятерых детей Руссо и его жена, сразу же после рождения сдавали в воспитательный дом. Свои действия они оправдывали отсутствием денег. И еще Жан-Жак твердил, что малыши отвлекают его от работы и мешают заниматься любимым делом. О судьбе отпрысков данные отсутствуют.

Скончался знаменитый отец философии в одиночестве в июле 1778 года. Друг выполнил просьбу и похоронил Руссона острове Ив. Во время восстания прах философа был перенесен в Пантеон.  Спустя 20 лет преступники выкрали его останки и вытряхнули в яму, заполненную известью.

Доклад №2

Жан-Жак Руссо является одним из выдающихся представителей французской философии 18-го века. С его именем неразрывно связана эпоха Просвещения во Франции.

Родившийся 28 июня 1712 года в республике Женева (в то время город носил именно такое официальное название), философ прожил интересную жизнь и оставил после себя много научных работ, литературных произведений и даже проявил себя в качестве композитора.

В основе философии Руссо лежит принцип «возврата к природе» и идея полного социального равенства.

В своей жизни Руссо пережил многое: бедность, метания между протестантством и католицизмом, ссылки, конфликты с родными и друзьями, а также успех и славу. В трудные минуты мыслитель любил уединяться на природе, скитаться, ночевать под открытым небом. Отсюда берут свои корни его призывы возврата к природе, ко всему первозданному. Кроме того, Руссо называют отцом романтизма и сентиментализма в философии. Это связанно со склонностью мыслителя к сочувствию и неравнодушию.

Очень интересны и мысли Руссо по поводу государственного строя. Все его известные философские труды посвящены именно этому вопросу: «Общественный договор», «Эмиль», «Новая Элоиза». В этих работах Руссо описывает, каким он видит идеальное со своей точки зрения государство, ищет причины социального неравенства. Философ полагал, что в основе каждого государства лежит общественный договор. Руссо видел источником власти народ и полагал, что суверенитет  народа превыше всего. Эти взгляды повлияли на образование таких демократических институтов, как референдум. Мыслитель склоняет своих читателей к мыслям о верховенстве закона, о необходимости контроля над деятельностью депутатов и правительства, к имущественному равенству населения страны.

Если рассматривать произведения Руссо, посвященные ботанике, музыке и литературе отдельно, то все его оставшиеся труды исследователи разделяют на три хронологические группы: обличение века, наставления и самозащита.

К первой относится «Рассуждение о влиянии наук и художеств». В них философ размышляет, лучше или хуже жилось человечеству до расцвета науки и культуры и приходит к выводу об их губительном влиянии на людей.

Во вторую группу входит вторая часть «Рассуждений», где француз из критика наук становится их защитником. В  «Рассуждении о происхождениинеравенства между людьми» можно проследить идеи революции.

К третьей группе относятся «Признания» Руссо, где мыслитель защищает себя от памфлетов неприятелей. 

7 класс

Жан Жак Руссо

Популярные темы сообщений

  • Клубника

    Клубника – это вкусная, сладкая, яркая с небольшой кислинкой ягода, которую любят и дети и взрослые. В наше время является довольно распространенным продуктом на мировом рынке.

  • Памятники

    Для того что бы говорить о памятниках нужно ясно понимать что это такое. Памятник это архитектурное или скульптурное сооружение в память о ком либо или каком то историческом событии.

    Памятником так же называют свидетельство (материальное) прошедших

  • Творчество Федора Абрамова

    В деревне Веркола, Архангельской области в 1920 году, в семье извозчика родился сын Федор. Его мать была из крестьянской семьи староверов. Вскоре отец умер, соседи думали, что многодетная семья обречена,

  • Творчество Фридриха Шиллера

    Творчество идеалиста и романиста Фридриха Шиллера оставила свой неизгладимый след в мировой литературе. Выступая против духовного гнета молодежи, воспевая свободу, нравственность и просвещение,

  • Природа Самарского края

    Самарский край расположен на реке Волга. Растительность самарской области поистине уникальна. Здесь находится много лесов. Очень распространен дуб. Леса из дуба занимают самую большую площадь среди всех лесов Самарского края.

20 лучших цитат Жан-Жака Руссо

автора

20 лучших цитат из книг Жан-Жака Руссо

«В любом случае частые наказания — это признак слабости или вялости правительства. Нет человека настолько плохого, чтобы его нельзя было сделать хорошим для чего-то. Ни один человек не должен быть предан смерти, даже в качестве примера, если его можно оставить жить без опасности для общества».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

сострадание

наказание

правительство

второй шанс

«Государь, не имея никакой другой силы, кроме законодательной власти, действует только посредством законов. ”

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

власть

политика

законодательство

законы

понятия

«В чисто гражданском исповедании веры… Государь должен фиксировать статьи… как общественные настроения».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

вера

политика

правительство

философии

церковь и государство

концепции

«Как только кто-нибудь скажет о делах государства: «Что мне до этого?» государство может быть оставлено безнаказанным».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

политика

вопросы

ᐧ 9 0003 правительство

концепции

«По правде говоря, законы всегда полезны для тех, у кого есть имущество и вреден для тех, у кого ничего нет; из чего следует, что общественное положение выгодно людям только тогда, когда все чем-то владеют и ни у кого нет слишком много».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

правда

имущество

преимущества

социальное государство

концепции

″… в отношении богатства ни один гражданин никогда не должен быть достаточно богатым, чтобы купить другого, и не быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным продать себя».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

равенство

человечество

богатство

понятия

«Завоевать легче, чем управлять. При наличии достаточного рычага палец мог бы перевернуть мир; но чтобы поддерживать мир, надо иметь плечи Геркулеса».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

храбрость

сила

вес мира

завоевание

понятия

«Слова «рабство» и «право» противоречат друг другу, они уравновешивают друг друга. Будь то между одним человеком и другим, или между одним человеком и целым народом, всегда было бы абсурдно говорить: «Настоящим я заключаю с вами соглашение, которое полностью за ваш счет и полностью в мою пользу; Я буду уважать его, пока захочу, и вы будете уважать его, пока захочу».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

противоречия

соглашения

словоблудие

понятия

всегда так, как должно быть».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

стоимость

общество

суверенный

определения

понятия

«Если тогда народ обещает просто повиноваться, [он] теряет то, что делает его народом».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

общество

защита

государь

концепции

«Прирожденный король — очень редкое существо».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

роялти

метафора

редкое

понятия

«Каждый член сообщества отдает себя ему в момент его основания».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

сообщество

общество

обязательство

концепции

«Человек рождается свободным; и везде он в цепях».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

свобода

общество

неравенство

ограничения

концепции

«Когда весь народ издает указы для всего народа, он учитывает только себя.

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

единство

политика

сила воли

концепции

«Когда граждане предпочитают служить своими деньгами, а не своей личностью, государство недалеко от падения».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

политика

долг

участие

концепции

«Самый сильный никогда не бывает достаточно сильным, чтобы всегда быть хозяином, если только он не превратит эту силу в правоту».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

власть

общество

ᐧ 9 0003 тирания

правильное против неправильного

концепции

«Часто велика разница между волей всех и общей волей».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

сила воли

различия

интересы

концепции

«В тот момент, когда народ законно собирается как суверенный орган, юрисдикция правительства полностью утрачивается».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

сила

власть

правительство

понятия

«Каждый из нас ставит свою личность. .. под верховное направление общей воли».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

политика

сила воли

общее благо

понятия

«Отказаться от свободы — значит отказаться быть человеком, отказаться от прав [и обязанностей] человечества».

Жан-Жак Руссо

автор

Общественный договор

книга

свобода

свобода

человечество

основы

концепции

  • J.R.R. Толкин
  • Доктор Сьюз
  • Льюис Кэрролл
  • Лемони Сникет
  • Марк Твен
  • Роальд Даль
  • Ральф Уолдо Эмерсон
  • Джейн Остин 9 0488
  • Брене Браун
  • Эмили Дикенсон
  • Мишель Обама
  • Роберт Фрост
  • Рэйчел Холлис
  • Маргарет Этвуд
  • Шел Сильверстайн
  • сострадание
  • наказание
  • правительство
  • второй шанс
  • власть
  • политика
  • законодательство
  • законы
  • вера 904 88
  • философии
  • церковь и государство
  • вопросы
  • истина
  • имущество
  • преимущества
  • социальное государство
  • равенство
  • человечество
  • богатство
  • храбрость
  • сила
  • вес мира
  • преодоление
  • противоречий
  • соглашения
  • словоблудие
  • ценность
  • общество
  • государь
  • определения
  • защита
  • роялти
  • метафора
  • редкость
  • сообщество
  • обязательство
  • свобода
  • неравенство
  • ограничения
  • единство
  • сила воли
  • долг
  • участие
  • тирания
  • правильное против неправильного
  • различия
  • интересы
  • власть
  • общее благо
  • свобода
  • основы
Просмотреть все цитаты

906 22 Bookroo
  • О нас
  • Блог
  • Часто задаваемые вопросы
  • Справочный центр
  • Свяжитесь с нами
  • Филиалы
Книжные клубы
  • B

    Board Book Club

  • P

    Клуб иллюстрированных книг

  • J

    Книжный клуб младшего отделения

  • M

    Книжный клуб среднего класса

  • Подарите книжный клуб
Магазин
  • B

    Книжный реестр

  • Красивые коллекции
Школы
  • C

    Классы

  • B

    Книжные ярмарки

  • Демонстрация расписания
  • Книги со скидкой 90 488
  • Ресурсы
Подписаться на Bookroo

© Bookroo, 2023

Условия предоставления услугПолитика конфиденциальности

Письмо от Жан-Жака Руссо | Жан Старобински

Замечательный текст Руссо, представленный ниже, уже публиковался ранее. Но это забытый текст, впервые переведенный здесь на английский язык.

Впервые он появился в сборнике Жоржа Стрекайзен-Мулту 1861 года Oeuvres et переписка inédites de J.-J. Руссо , основанный на копии, сделанной преподобным Полем Моулту. 1 Насколько мне известно, эти страницы нигде не перепечатывались до 1997 года, за исключением польского перевода в 1964 году. Ли. 2 Они также не были включены в издание Pléiade Oeuvres complètes под редакцией Бернара Ганьебина и Марселя Раймонда. 3 Женевской публичной и университетской библиотеке принадлежит несколько фрагментов текста, написанных собственноручно Руссо. Вместе с Чарльзом Вирцем, директором женевского Института и музея Вольтера, я основал критическое издание, которое было опубликовано в томе 41 9-го тома.0712 Анналы общества Жан-Жак Руссо. 4

Несколько подсказок позволяют предположить, что эти страницы были составлены весной 1757 года. В то время Руссо размышлял над вопросами, которые он позже поднимет в Émile и Le Contrat social . Он настаивает на социальных связях, втором «существовании» человечества, которое заменило изначальное естественное состояние и независимость, которые он обсуждал ранее в «Рассуждениях о неравенстве» 9.0711 (появился в 1755 г.). Здесь он уделяет особое внимание обязанностям, которые человек обнаруживает в этом мире, когда обращается к своим самым сокровенным чувствам. Он пишет, что совершенно независимые «примитивные люди», обсуждаемые во втором «Рассуждении », являются «воображаемыми» существами.

Едва ли можно надеяться на лучшее подтверждение гипотетического характера естественного состояния, которое Руссо описал как отправную точку человеческой истории. Как только люди стали жить сообща, они заключили «молчаливый договор». Способность к нравственной жизни есть дар, который человек получает от общества, в котором он вырос; следовательно, он в долгу перед этим обществом. (Тема отдачи и получения у Руссо заслуживает дальнейшего изучения. 5 ) Эти идеи снова появлялись в его основных доктринальных текстах, но почти никогда в такой радикальной форме, за исключением тех случаев, когда Руссо трактует жизнь гражданина как «условный дар государства».

Безусловно, человек всегда может повернуться спиной к обществу и выбрать добровольное изгнание. Но Руссо, как мы увидим ниже, хочет, чтобы государство строго относилось к недовольному гражданину. При таком колебании весов не слишком ли много он отдает государству? Страницы его сочинения, наиболее близкие нашему тексту, но в более умеренном тоне, можно найти в политическом заключении к книге V Эмиля 9.0711 . Там вымышленный ученик не знает, «где отечество [ patrie ]», потому что живет в несовершенном обществе. Но у каждого человека, пишет Руссо, «есть по крайней мере страна [90 712 платят 90 711]». «О, Эмиль! Где хороший человек, который ничего не должен своей стране?» Индивидуум не стоит на своем. Он совершает несправедливость, когда не признает того, что ему передали.
—Дж. S.

ПИСЬМО О ДОБРОДЕТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕ
6 Жан Жак Руссо; рисунок Дэвида Левина

Купить Распечатать

Ты стремишься больше смутить меня, чем просветить себя, когда спрашиваешь: «Что такое добродетель?» Я мог бы сразу сказать вам, что это то, чему вы не можете научиться ни от кого, кроме себя, и что вы никогда не узнаете, что это такое, если ваше сердце не говорило заранее. В любом случае, зачем повторять вопрос, на который так часто и так хорошо отвечали? Откройте Платона, Цицерона, Плутарха, Эпиктета или Антонина [Марка Аврелия]. Посоветуйтесь с добродетельным Шефтсбери и его достойным переводчиком. А еще лучше изучайте жизнь и речи праведных и размышляйте о Евангелии. Или, лучше, отложите все книги и загляните в себя, прислушайтесь к тому тайному голосу, который говорит с каждым сердцем, и будьте добродетельны, если хотите знать, что такое добродетель.

Однако не думайте, что я уклоняюсь от возвышенной работы, которую вы оказываете мне честь предложить. Бывают, я знаю, времена, когда приходится браться за больше, чем можешь сделать, когда надо смотреть не столько на свои силы, сколько на свой долг; и я знаю, что в отношении любого важного для общества предмета нельзя отказаться, когда его просят откровенно заявить о своих чувствах. Не воображайте также, что я настолько увлечен собой, что жду от своих усилий большого успеха; Я вижу больше любопытства, чем усердия, в вашем стремлении задать мне вопросы, и больше усердия, чем просвещения, в моем рвении ответить. Но то, что я не могу сделать для вас, я постараюсь сделать для себя. Разве может быть бесплодно заниматься изучением добродетели? Нет. Его божественные эффекты непостижимы; он приносит тепло еще до того, как прольет свет; его любят даже тогда, когда ищут; человек чувствует это, прежде чем схватить его; и если бы его погоня завела мой разум в заблуждение, я легко утешился бы своей ошибкой, если бы он сделал меня лучше…

Advertisement

Мне кажется, прежде всего, что все нравственное во мне всегда ищет отношения вне меня самого, и что, живи я всегда один, я не обладал бы ни пороком, ни добродетелью и был бы добр только благодаря абсолютное благо, которое заставляет вещь быть такой, какой требует ее природа.

Я чувствую также, что теперь я утратил эту естественную доброту вследствие множества искусственных отношений, которые являются делом общества и которые дали мне другие склонности, другие потребности, другие желания и другие способы их удовлетворения, которые враждебны сохранению моей жизни или конституированию меня, но согласуются с определенными взглядами, которые я сформировал, и искусственными страстями, которые я приобрел.

Отсюда следует, что теперь я должен считать себя существующим по-иному и должен как бы усвоить иное добро, подходящее для этого нового существования. Поскольку моя жизнь, моя безопасность, моя свобода и мое счастье сегодня зависят от сотрудничества с другими людьми, такими же, как я, ясно, что я должен смотреть на себя больше не как на изолированную личность, а как на часть большего целого, как на члена более крупное тело, от сохранности которого моя полностью зависит, и любой беспорядок, в котором я обязательно ощутил бы себя.

Я завишу от своей родины [ patrie ], по крайней мере, в своих нуждах, моя родина в свою очередь зависит в своих нуждах от какой-то другой страны, и все в той или иной степени подчинено этой всеобщей зависимости. Природное тождество, общая слабость, взаимные потребности и общество, которое они сделали необходимым, дают мне, таким образом, обязанности и права, общие для всех людей. Это истины, которые скорее чувствуются, чем доказываются, и я бы воздержался от дальнейшего разъяснения, если бы полагался на вашу добросовестность так же, как и на ваш разум.0711 светильники ].

Вы, может быть, спросите меня, может ли человек, ничего не получивший от общества, быть ему чем-нибудь обязан. Но прошу вас учесть, что такое предположение ничего не стоит, ибо оно основано на невозможности: всякий видит, что совершенно невозможно человеку родиться, жить и содержаться в обществе, ни в чем от него не завися. . Он неправ, протестуя на основании своей бедности, горя или несчастья. Государство ответит: «Может быть, лучше бы тебе было родиться посреди пустыни, но ты родился здесь, ты жил здесь, и ты не смог бы здесь выжить, если бы Я не поддержал тебя. Вы должны были оставить эту жизнь, если она была вам в тягость, и должны были покинуть эту страну, если ее законы казались вам слишком суровыми; умри или уйди, если хочешь впредь ничего мне не должен, но заплати мне за тридцать лет жизни, которыми ты уже наслаждался с моей помощью. Пока тебя больше нет, ты должен мне за то, чем ты был».

Давайте не будем думать о себе как о тех первобытных людях нашего воображения, которые ни в ком не нуждались, потому что одна природа удовлетворяла все их потребности. Природа, так сказать, отказалась от своих функций в тот момент, когда мы их узурпировали. Социальный человек слишком слаб, чтобы обходиться без других; он во всех отношениях нуждается с момента своего рождения до момента своей смерти и, богатый или бедный, не мог бы выжить, если бы он ничего не получал от других.

Я также не считаю себя освобожденным от всех долгов, потому что люди, которые обслуживали меня, думали только о собственном удовольствии или интересах. Это может быть верно для отдельных лиц, но не для тела общества, которое заботится обо всех своих членах, а значит, и о вас и обо мне, во всем, что оно делает для себя. Мы все в долгу друг у друга не как отдельные личности, а как члены общества, которому каждый из нас обязан всем. Действительно, цена, которую мы платим за помощь, которую получаем, сама по себе является подарком общества. Может ли человек владеть чем-либо без помощи и согласия других? Без этого молчаливого договора не было бы ни прибыли, ни собственности, ни настоящей промышленности. В естественном состоянии не существует ничего, кроме того, что необходимо, и то излишество, которое мы видим повсюду вокруг себя, есть не сумма индивидуальных усилий, а продукт общего труда, который при согласованной работе ста рабочих рук дает возможность более чем сотне человек. сделать отдельно.

Advertisement

Я предвосхищаю другое возражение: вы будете говорить мне о беспорядках в общественном государстве, в котором общественное благо служит предлогом для многих зол, но нужно различать гражданский порядок и его злоупотребления. Из того, что не каждый возвращает свой долг обществу, не следует, что мы ничего не должны обществу; и если мы делаем себя несчастными, не делая того, что требует общество, то не общество должно нести вину. Более того, как бы мы ни руководствовались мнением, мы должны, судя о вещах, принимать все возможные меры предосторожности, чтобы отличать видимость от реальности. Сколько болезней, которые кажутся нам ужасными, сами по себе ничто? Сколько людей оплакивают свою судьбу, которые могли бы быть счастливы, не изменяя своего состояния, и у которых гораздо больше оснований жаловаться на разум, чем на судьбу? Богатый человек может думать, что он разорился, когда у него достаточно средств для жизни, и может полагать, что он умрет с голоду, если ему придется избавиться от паразита.

Доказательством того, что любое число предполагаемых несчастий в большинстве случаев является воображаемым, может служить тот факт, что состояние, которое кажется безнадежным человеку, оказавшемуся в нем, может без изменений считаться удачей сотней других. Мы судим о том, как обстоят дела, не по нашим потребностям или положению других, а по тому, кем мы были или хотели быть. Честолюбие всегда учитывает то, что оно достигает даром, а то, что ускользает от него, — все.

Но преимущество, бесконечно превосходящее все физические блага, и одно из которых мы, бесспорно, обладаем благодаря гармонии человеческого рода, состоит в том, чтобы посредством обмена идеями и прогрессом разума достичь интеллектуальных областей, приобрести возвышенные представления о порядке, мудрости и нравственной добродетели, о питании наших чувств плодами нашего познания, о возвышении себя через величие нашей души над слабостями нашей природы и уравнивании в некоторых отношениях с помощью искусства рассуждения , небесные разумы; пока, наконец, борясь со своими страстями и побеждая их, мы обретаем силу господствовать над человеком и подражать самому Божеству.

Эта постоянная торговля обменом, заботой, помощью и обучением поддерживает нас, когда мы больше не можем поддерживать себя, просвещает нас, когда мы нуждаемся в просвещении, и предоставляет нам бесценные блага, которые заставляют нас презирать тех, кого мы не можем дольше обладают. Это настоящие компенсации, которые утешают цивилизованного человека [ honnête homme ] за несчастье, вызванное утратой естественных благ и злоупотреблениями общества. Энергия, которая когда-то была в его членах, переходит в его способности; его разум восстает на развалинах его дряхлого тела. Если на его свободу наложить ограничения, его сердце обретает новую империю. Он повинуется голосу более сильного человека, но повелевает своими страстями, и, пока он угнетен здесь, внизу, его чистая душа устремляется к небесной обители и заранее вкушает награду своей добродетели. Он Геракл, который чувствует, что горит на своем костре, даже когда становится богом. Таким образом, добро и зло проистекают из одного и того же источника, но не в равной мере для всех. И все же мудрец, терзаемый злыми, чувствует, что он был бы не более чем скотиной, если бы ничего не получил от других, а для мужественного человека очень немногие беды могут перевесить дары души и надежду на грядущие блага.

Теперь спросим, ​​что может сделать нас счастливыми в этом мире? Давайте заглянем в себя и посоветуемся со своим сердцем. Мы все чувствуем, что счастье не в нас самих, а зависит от вещей вокруг нас. Роскошь, притягивающая всю природу, честолюбие, стремящееся подчинить вселенную, чувственное наслаждение, которое одиночество сводит на нет, тщеславие, завладевающее всеми взглядами, доброта, которая сделала бы счастье всеобщим, — все, что интересует нас, зависит от на посторонние предметы; все наши обеты испаряются; единственное счастье, которым мы наслаждаемся, — это то, что нам приписывают другие; и мы скорее перестанем существовать, чем останемся незамеченными. Одним словом, будь то потребность любить или желание угодить, дружба, доверие или гордость, привычка вести торговлю с другими делает такую ​​торговлю настолько необходимой, что мы можем усомниться в том, что существует хотя бы один человек, который, будучи уверенным, что все его желания исполняются, не впал бы в отчаяние, если бы в то же время был уверен, что больше никогда не увидит другого человека.

Таковы неразрывные узы, соединяющие всех нас и делающие наше существование, наше выживание, наш разум [ lumières ], наше счастье, наше счастье и вообще все наши блага и все зло зависимыми от наших общественных отношений. Поэтому я считаю, что, став гражданским человеком, я взял на себя огромный долг перед родом человеческим и что моя жизнь и все удобства, которые она мне принесла, должны быть посвящены служению человечеству. И даже если бы я мог обеспечить себе благополучие исключительного рода и несколько сомнительных удовольствий, жертвуя всем остальным исключительно ради себя самого, я все же не мог бы обеспечить себе мира и прочного счастья иначе, как в благоустроенном общество. Я вижу, что, если я не уважаю в других права, которые я хотел бы, чтобы они уважали в отношении меня, я становлюсь общим врагом всех и пользуюсь не большей безопасностью в незаконном владении моей собственностью, чем разбойники с большой дороги, которые пожирали добычу, которую могли. брать у других, менее удачливых, чем они сами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *