Логопед в детском саду
Организация работы учителя-логопеда в ДОУ
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Необходимо помнить, что наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. С целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе в штатное расписание ДОУ, реализующих программы дошкольного образования, вводится должность учителя-логопеда. Детям предоставляется возможность получить логопедическую помощь в собственном учреждении.
Для организации работы логопедического пункта в МДОУ выделено помещение площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано: мебель, соответствующая возрасту детей, настенные и индивидуальные зеркала, настольные игры, игрушки, учебно-методические пособия.
Целью работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет. В логопедическую работу включаются в первую очередь дети подготовительной и старшей групп.
Основные задачи:
1. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.
4. Привитие детям навыков коммуникативного общения.
5. Решение задач социального и речевого развития.
6. Организация работы педагогов государственного образовательного учреждения,
реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого
развития детей.
Основные направления работы:
-Обследование детей всех групп;
-Проведение индивидуальных занятий по устранению речевых нарушений у детей;
— Осуществление логопедического контроля за речевым развитием детей и подготовкой их к обучению в школе;
-Осуществление взаимосвязи с воспитателями, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ;
-Пропаганда логопедических занятий среди сотрудников, родителей:
а) проведение консультаций для родителей
б) консультации для воспитателей.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия.
Направления работы учителя-логопеда по коррекции речи:
1. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Формирование операций семантического, слогового, фонемного и звукобуквенного
анализа.
2. Формирование полноценных произносительных навыков.
3. Группировка словаря в семантических полях (на этапе автоматизации, дифференциации
звуков и введения их в речь).
4. Формирование операций морфемного анализа и синтеза при словообразовании и
словоизменении;
5. Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на
индивидуальных занятиях звуков.
6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,
состоящих из правильно произносимых звуков.
7. Работа над связной речью в процессе введения автоматизированного звука в речь.
8. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых
ситуациях.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников). Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Мониторинг
Уровень сформированности у детей речевого навыка отражается в мониторинге образовательного процесса. Мониторинг проводится 2 раза в год в сентябре и в марте. На основании показателей сентябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В январе проводится экспресс-обследование детей. Динамика заносится в речевые карты. В конце учебного года в речевой карте ребенка фиксируются результаты коррекционной работы. В конце учебного года логопед обследует детей других групп (младшей, средней, старшей). Это необходимо для того, что бы заранее определить нагрузку на следующий учебный год.
А также выявить детей с задержкой речевого развития, дизартрией, детей с ОНР или заиканием. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение.В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
2. Четко дифференцировать все изученные звуки;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий
звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
5. Производить элементарный звуковой анализ и синтез;
6. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и
пересказывать их;
7. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре,
пересказе, чтении стихов.
Детский сад №17 г. Владимира
Логопед в детском саду
Формирование речевого аппарата у ребенка начинается в годовалом возрасте, появляются первые связные слова, простые предложения. Когда ребенок произносит слова и звуки, родителям тяжело понять, насколько правильно он говорит, правильно ли развивается его речь.
Специалисты рекомендуют первый раз показать ребенка логопеду в возрасте двух лет. Сделать это можно в любой детской поликлинике.
Следующий этап, когда могут проявляться нарушения речи, это возраст 4-5 лет. В этот период наши дети ходят в детский сад, где они много общаются друг с другом, перенимают манеру разговора взрослых.
Повлиять на ошибки в речевом произношении могут различные факторы, начиная от формирования неправильного прикуса и заканчивая психологическим состоянием ребенка и его банальной ленью четко произносить звуки. Именно поэтому в каждом ДОУ должен работать учитель- логопед.
Название «логопедия» состоит из двух греческих слов «логос» — слово, речь и «пайдео» — учу, воспитываю.
Основные задачи работы учителя-логопеда:
· своевременное выявление нарушений развитие речи воспитанников и определение их уровня и характера;
· устранение этих нарушений и их профилактика;
· распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей.
Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
· диагностическому
· коррекционно-развивающему
· консультативно-профилактическому
· методическому
Цель деятельности учителя- логопеда — совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, создание условий для формирования правильного речевого развития дошкольников.
Для эффективной работы проводится логопедическое обследование в начале, середине и конце учебного года.
Задачи обследования:
· Выявление особенностей и трудностей в речевом развитии.
· Определение структуры речевого дефекта.
· Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуру речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
· Постановка заключительного речевого диагноза.
При обследовании используются методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
проводится в течение учебного года. На основании диагностики проводится индивидуальная и фронтальная (подгрупповая) работа в соответствии с тематическим планом.
Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:
· развитие фонематического восприятия и слуха;
· обучение детей пониманию обращенной к ним речи;
· развитие органов артикуляционного аппарата;
· развитие мелкой моторики;
· формирование правильного произношения фонем;
· дифференциация звука;
· развитие звукового анализа и синтеза;
· совершенствование грамматического строя речи;
· обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи.
Фронтальные (подгрупповые) занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 – 25 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада:
— воспитателей,
— инструктора по физической культуре,
— музыкального руководителя,
— педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Консультирование
В консультативной деятельности учителя-логопеда решается комплекс задач:
· оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
· своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
· разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
Темы консультаций
(Консультации проводятся в индивидуальном режиме).
· Артикуляционная гимнастика.
· Развитие мелкой моторики.
· Выполнение домашнего задания.
· Развитие мышления.
· Основные этапы нормального речевого развития ребенка.
· Речевые игры дома.
· Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и другие.
В ходе консультирования родителям предлагаются результаты логопедических обследований ребенка, обозначаются проблемы речевого развития и семейного воспитания, даются конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставляется методическая литература для повышения логопедической компетенции родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Консультации, рекомендации для педагогов и родителей:
Раннее вмешательство и идеи дошкольного образования
На этой странице собраны мои материалы и мои любимые ресурсы, доступные для раннего вмешательства и дошкольного образования логопедии — откройте для себя множество идей, мероприятий, веб-сайтов и ресурсов для этой группы населения ! Добавьте эту страницу в закладки или сохраните ее в Pinterest с изображением внизу!
СООБЩЕНИЯ В БЛОГЕ Причинно-следственные игрушки для раннего вмешательства
Дошкольные обязательные предметы для логопедии
Сенсорная игра в логопедии
Использование интерактивных книг (+ бесплатно)
Важность движения
Творческие способы использования безделушек
Простые логопедические занятия, которые можно сделать сегодня
Использование картинок Предмет, Терапия без предварительной подготовки
Стратегии перехода без истерики
Как использовать сенсорные бутылочки
5 простых способов сделать занятие увлекательным
Важность открытой игры
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК В ТЕРАПИИ:
Play Kitchen в логопедии
12 способов использования Mr Potato Head
Игрушечная ферма в логопедии
6 способов использования мячиков
Playhouse в логопедии
Wind Up Toys в логопедии
Train Set в логопедии
Play Dough Mats in Логопедия
Уникальные способы использования кукол
Научи меня говорить — фантастический ресурс, предназначенный для родителей. Посты содержат много подробной информации для раннего языка.
Linguisystems Communication Milestones — загружаемый файл в формате PDF с описанием этапов развития речи и языка.
The Hanen Center — отличный ресурс для изучения раннего языка.
Идеи игрушек для дошкольников
Открытые идеи для игр
Универсальные терапевтические инструменты
MyPlayHome – Нацельтесь практически на любой язык артикуляции или обсудите практически любой язык. В основном я использую его для работы с местоимениями, глаголами, следования указаниям, формулирования предложений, последовательности и очередности. Есть и школа, и магазины, и больничные! Доступна бесплатная «облегченная» версия.
Make a Scene – приложение-стикер со звуковыми эффектами! Используйте для словарного запаса, следующих указаний, предлогов, описания, вопросов или в качестве подкрепления! Доступно 10 тем по цене 19,99 долларов США или покупка по отдельности за 2,99 долларов США.
ПОДАРКИИнтерактивная книга о ферме – Интерактивная книга на тему фермы, ориентированная на различные речевые и языковые цели.
Behavior Social Story — мини-книга о том, как справиться с разочарованием в цвете и черно-белом. Отличный способ обсудить чувства и соответствующие способы их выражения!
Сопоставление категорий – Практикуйте категории и ассоциации с этим ресурсом NO PREP!
Игры с барьерами – Игры с барьерами – отличный способ задействовать многие навыки: выразительные навыки (давать указания), рецептивные навыки (выполнение указаний), социальные навыки, основные понятия, словарный запас, категоризацию, построение предложений и рассказывание историй.
Коврики для лепки из пластилина . Используйте в качестве поощрения с открытым концом, чтобы следовать указаниям, играть или развивать мелкую моторику.
Что не относится к сценам . Практикуйте отрицание, ассоциации и категории с помощью этого 5-страничного задания без подготовки!
РЕСУРСЫРаздаточные материалы по развитию речи и языка – Схемы, основные этапы и иерархия развития логопедии для раннего вмешательства, детей дошкольного и младшего возраста! Доказательная инфографика с определениями и пояснениями.
Комплект основных понятий – Временное, качественное, количественное, отрицание. Идеально подходит для ознакомления с основными понятиями в повторяющихся, последовательных действиях, которые привлекают детей. Никакой подготовки, распечатайте и идите страницы (или просто откройте на своем устройстве)!
Основные понятия 2 Комплект – Прилагательные, Противоположности, Эмоции, Категории. Идеально подходит для ознакомления с основными понятиями логопедии с помощью повторяющихся последовательных рабочих листов, которые увлекут детей. Никакой подготовки, распечатайте и идите страницы (или просто откройте на своем устройстве)!
Набор предлогов . Идеально подходит для введения предлогов и позиционных понятий в повторяющиеся, последовательные действия, которые привлекают детей. Никакой подготовки, распечатайте и идите страницы (или просто откройте на своем устройстве)! Черно-белые страницы включены для экономии чернил или для отправки домой!
Языковые сцены «Времена года» — Универсальные сцены, не требующие подготовки или распечатки, для достижения многих языковых целей: вопросы WH, следующие указания, глаголы, предлоги, притяжательные существительные и местоимения, местоимения третьего лица, формулирование предложений и разговорные навыки. Возьмите растущий набор, чтобы получить все наборы со скидкой + все будущие наборы бесплатно!
Набор интерактивных книг . Занимайте занятые тела, это идеальный инструмент для терапии на ходу, и он нацелен на бесчисленное множество экспрессивных и восприимчивых целей. Включены карточки, рабочие листы и действия для местоимений, притяжательных существительных, глаголов, структуры предложения, вопросов WH, следующих указаний, выводов, классификации и многого другого.
Сенсорная корзина Seasons Vocab & Object Function – Целевая функция объекта и сезонный словарь с этим веселым заданием! Этот продукт был создан как сенсорная корзина, но его также можно использовать в качестве карточек с любой игрой.
Жизненные навыки на домашнюю тематику . Достигните многих целей в выразительной и восприимчивой речи с помощью этих забавных интерактивных книг на домашнюю тематику! Все первые страницы включают сцену комнаты с предметами, которые можно перемещать и использовать со сценой. Остальные страницы предназначены для различных целей, которые являются интерактивными (раскрашивание, обведение, написание и соединение ответов).
Логопедические занятия и речевые игры для всех возрастов
У вас есть ребенок, член семьи или учащийся, который сталкивается с трудностями при разговоре или общении? Логопеды используют забавные занятия, от словарных игр до настольных игр и не только, чтобы помочь своим клиентам практиковать языковую деятельность. Как непрофессионал, вы можете попробовать те же действия со своим любимым человеком или учеником.
Идеи логопеда в этом посте предназначены для родителей, членов семьи и учителей, которые ищут языковые игры, чтобы играть дома или в классе. Логопеды, также известные как логопеды, и ассистенты логопедов могут найти эти предложения полезными для планирования сеансов терапии. Независимо от того, нуждается ли человек в вашей жизни в практике произношения, беглости предложений или речи по очереди, эти занятия могут помочь ему улучшить свои навыки. Вы можете адаптировать игры, чтобы они были более или менее сложными в зависимости от возраста и способностей человека. Проверьте ссылку на печатные формы для некоторых бесплатных терапевтических материалов!
Логопедические игры для дошкольников
Эти веселые игры для дошкольников идеально подходят для изучения языка для детей младшего возраста.
1. Игра в классики
Нарисуйте классики на тротуаре или подъездной дорожке и напишите целевые слова в каждой клетке. Затем попросите игрока произнести слова вслух, чтобы отработать звуки речи, когда они пропускают игру.
Помогает с: Произношение
2. Я шпион
Один игрок выбирает предмет в комнате, который видят все игроки, затем предлагает подсказки, чтобы другие игроки могли угадать предмет, о котором они думают. Игрок, который угадал правильно, должен использовать слово в предложении.
Помогает с: Говоря по очереди, беглостью предложений
3. Алфавитная игра
Во время вождения автомобиля или прогулки по окрестностям игрок должен попытаться найти все буквы алфавита на знаках. Старшие игроки могут записывать каждую найденную букву на листе бумаги. Посмотрите, сколько времени потребуется, чтобы получить все 26! В качестве дополнительной задачи попросите их произнести слово, которое начинается с каждой найденной буквы.
Помогает с: Произношение
4. Закопать предметы или карточки с картинками
Спрячьте предметы или речевые карточки в песочнице на детской площадке или под кучей листьев, чтобы игрок нашел их. Когда они это сделают, попросите их произнести название предмета или слово на карточке. Чтобы добавить еще один элемент в эту игру, попросите их использовать это слово в предложении.
Помогает с: Произношением, беглостью предложений
5. Поиск слов
Найдите слово для поиска, соответствующее возрасту игрока, так как существует множество уровней сложности. Когда они найдут слово, пусть произнесут его вслух. Загрузите нашу простую печатную задачу по поиску слов ниже. Идеально подходит для детей от 5 до 7 лет.
Помогает с: Произношение
6. Прятки со словами
Попросите игрока найти карточки со словами, которые вы раскладываете по дому. Когда они найдут карточку, попросите их произнести слово на карточке. Для тех, кто не умеет читать, используйте карточки с картинками.
Помогает с: Произношение
7. Приложение Articulation Station
Приложение Articulation Station от Little Bee Speech предназначено для детей от 4 лет. Приложение предлагает практику на уровне слов, предложений и рассказов. Он включает шесть действий, включая карточки, сопоставление, ротацию предложений, уникальные предложения и два уровня историй.
Помогает с: поиском слов, беглостью предложений, произношением
Логопедические игры для взрослых
8. Внимание! Игра для смартфона
Внимание! — это игра для смартфонов, сочетающая викторины и шарады. (Вы можете загрузить его из Apple App Store или из Google Play.) Игрок, который будет угадывать слово или фразу, держит смартфон на лбу, показывая слово или фразу другим, которые разыгрывают подсказки.
Помогает с: Учимся говорить по очереди
9. Йога-логопедия
Сочетание логопедии с йогой может удвоить удовольствие. Попросите йога попрактиковаться в различных звуках и предложениях, удерживая позы йоги.
Помогает с: поиском слов, беглостью предложений, произношением
10.
Противоположности притягиваютсяВ этой игре один игрок составляет список слов, у которых есть четкая противоположность, например, «да», «внизу», «счастливый» и т. д. Игрок читает каждое слово вслух, а другой игрок утверждает противоположное.
Помогает с: Поиском слов, говоря по очереди
11. Групповой чат
Установите тему, например фильм или текущее событие, и создайте безопасное пространство для обсуждения игроками. Это отличный способ попрактиковаться в более естественном общении.
Помогает с: Говоря по очереди, беглостью предложений
12. Игра в имена
Это задание включает в себя присвоение имен элементам определенной категории. Лучше всего играть с карточками, на которых написаны указания, например «Назови пять фруктов». По очереди каждый игрок берет карту и отвечает на указания. Загрузите нашу игровую активность ниже.
Помогает с: Поиском слов
13.
Ведение журналаПоскольку чтение и развитие речи взаимосвязаны, ведение дневника может помочь людям улучшить речь и понимание. Предоставьте список письменных подсказок, из которых игрок может выбрать. Попросите их писать без остановки в течение 5 или 10 минут.
Помогает с: Поиском слов, беглостью предложений
14. Имя Десять
Как и в игре с названием, игроку дается категория, и его просят назвать десять вещей, которые соответствуют этой категории. Например, вы можете попросить игрока назвать десять цветов, фруктов, животных или видов спорта.
Помогает с: Поиском слов
15. Звуковая игра
Игроки выбирают звук, на который они хотят ориентироваться, например звук «С» или «Т». Затем они по очереди произносят вслух предложения, используя как можно больше слов, содержащих этот звук. Например, если игроки нацелены на звук «С», один игрок может сказать: «Моя сестра Салли сидела боком на сиденье».
Помогает с: Произношением, подбором слов
Занятия с логопедом — это увлекательный способ для людей всех возрастов развить навыки, необходимые им для того, чтобы лучше общаться и обрести уверенность. Ознакомьтесь также с другими нашими ресурсами для логопедов.
Тем, кто нуждается в дополнительных рекомендациях, может быть полезно поработать с логопедом (SLP), который создаст индивидуальный план лечения на основе уникальных потребностей своего клиента. SLP получают степень магистра наук в области патологии речи и языка (MS-SLP), в которой они обучаются оценке и лечению нарушений речи, языка и глотания. В Университете медицинских наук Св. Августина наша программа MS-SLP включает онлайн-курсы и практическую клиническую практику, готовя выпускников к тому, чтобы положительно влиять на жизнь других.
Медицинский университет Святого Августина (USAHS) предлагает степень магистра наук в области патологии речи и языка (MS-SLP). Разработанная для работающих студентов, MS-SLP представляет собой онлайн-программу с четырьмя обязательными местами жительства на территории кампуса USAHS в Остине или Далласе.