Самоактуализация в психологии это: понятие, процесс, виды и способы в психологии

понятие, процесс, виды и способы в психологии

Жизнь – это не только поглощение пищи, погоня за модными брендами и зарабатывание на все это денег. Жизнь – это прежде всего становление и развитие личности, раскрытие сущностных особенностей и потенциала человека. В психологии этот процесс часто называют самоактуализацией, то есть обретением собственного «Я», реализацией всех своих ресурсов: талантов, способностей, возможностей.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса
  • 2 Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации
  • 3 Самоактуализация как процесс
  • 4 Виды самоактуализации
    • 4.1 Поверхностная и глубокая
    • 4.2 Гармоничная и проблемная
    • 4.3 Активная и осторожная
  • 5 Какая она – самоактуализирующаяся личность?

Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса

Понятие «самоактуализация» является основным в гуманистической психологии – одном из ведущих направлений современной психологической науки. Впервые использовал его один из основоположников этого направления американский психолог К. Роджерс.

С его точки зрения, в каждом человеке от рождения заложена потребность в самоактуализации, и она является движущей силой всего развития личности. Общество может помогать или препятствовать реализации врожденного потенциала, но не определять его.

У всех людей есть данные от природы способности и возможности, и главная цель любого человека – их максимальное проявление. Это и есть самоактуализация, которая в психологии рассматривается как полное раскрытие потенциала индивида и включение в активную деятельность всех его способностей и талантов. Только в этом случае человек может почувствовать себя полноценной и гармоничной личностью, к этому он должен стремиться.

Процесс самоактуализации не имеет возрастных рамок и длится всю жизнь, так как нет предела совершенству. С точки зрения К. Роджерса, это не только постоянный психический рост, но и развитие личностного потенциала, когда с каждой новой ступенью перед человеком раскрывается все больше возможностей самоактуализации. Поэтому в психологии принято говорить о самоактуализирующейся личности, подчеркивая, что это не завершенный этап, а постоянное саморазвитие.

Человек постепенно формируется как одаренная гармоничная личность, полезная не только для себя, но и для общества. И он не ждет, когда общество будет предъявлять к нему какие-то жесткие требования или предлагать сферы реализации его способностей. В процессе самоактуализации у индивида работают внутренние мотивы и стимулы. Он осваивает новые виды деятельности, получает новые знания и навыки, активно включается в профессиональную и социальную жизнь, потому что такова его природа. Самоактуализирующаяся личность живет очень насыщенно и интересно, так как у нее много увлечений, планов, проектов, задумок, друзей.

Если самоактуализация – базовая потребность любого человека, то почему же масса людей не стремится к ней? На этот вопрос отвечает еще один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу.

Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации

Необходимость в самоактуализации хоть и высшая, но не единственная потребность человека.

С точки зрения А. Маслоу, вопрос о ее удовлетворении встает только когда и если удовлетворены потребности низших уровней. Этот психолог сформулировал принцип иерархии или пирамиды потребностей, которые выполняют функцию мотивации развития личности. Всего в этой пирамиде пять уровней:

  1. Физиологический уровень. На нем находятся все естественные, биологические потребности: в пище, воде, тепле, биологическом партнере, здоровье и т. д.).
  2. Уровень безопасности – это не только необходимость в отсутствии угрозы жизни и здоровью, но и потребности в спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, в хорошо оплачиваемой работе или в комфортабельном жилище, в мире и благополучии.
  3. Социальный уровень. На нем находятся потребности в комфортном социальном окружении, в друзьях, близких людях, семье.
  4. Уровень самооценки – это потребности в самоуважении, в принятие себя и гордости за результаты своей деятельности.
  5. Уровень самоактуализации. На этом уровне, по А. Маслоу, находятся потребности в творчестве и социально одобряемой деятельности, в личностной гармонии и красоте, в максимально полной реализации собственного «Я».

Если выстраивать иерархию потребностей в виде пирамиды, то самоактуализация будет на самом верху, и она опирается на все более низкие уровни. Это очень важно, так как человек задумывается о потребностях более высокого уровня, только если удовлетворены низшие. От голодного, не имеющего нормального жилья человека не стоит ожидать не только гармоничного развития, но и самоуважения. Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями.

Но это не отменяет значимость высшего уровня, к которому нужно стремиться. Более того, А. Маслоу только человека, достигшего уровня самоактуализации, называл психологически здоровой личностью.

Самоактуализация как процесс

И все же непонятно, почему вокруг так много, казалось бы, вполне благополучных, «устроенных» людей, даже не задумывающихся о самоактуализации, а просто плывущих по течению? Им и так хорошо? Или, возможно, не слишком хорошо, и чувство неудовлетворенности их гложет, но они не знают и не понимают, что и как надо менять в жизни. Как вступить на путь самоактуализации, перестать ждать «завтра» (или понедельника), а начать жить в этом «завтра»?

В гуманистической психологии есть ответы на эти вопросы. А. Маслоу описывает ряд возможных способов или условий самоактуализации:

  1. Переживание и проживание всего, что с вами происходит, не отстраняясь от происходящего и не пряча голову в песок. Нужно помнить, что самоактуализация предполагает всю полноту жизни во всех ее проявлениях.
  2. Понимать жизнь как постоянный выбор вариантов пути, поступков, отношений с людьми. Не уклоняться от необходимости выбора и ценить то, что его возможность доступна лишь свободной личности.
  3. Самоактуализация – это не просто свобода выбора, но и ответственность за него, за все, что происходит с вами и вашим окружением. Понимать, что ответственность – это не бремя, а благо и социальное преимущество взрослого свободного человека.
  4. Ответственность перед собой и обществом сочетается с независимостью – суждений, мыслей, мнений, поступков. Независимый человек свободен, а самоактуализация невозможна без свободы.
  5. Доверие к себе, своему опыту, мнению, позиции.
  6. Самоактуализация – творческий процесс. И наслаждение творчеством, переживание экстаза вдохновения – важное ее условие.
  7. Осознание всех своих проблем, в том числе психических и физических, и способность найти в себе силы их преодолеть, не прячась за барьером психологической защиты.

Пусть самоактуализации совсем непрост, но протекает этот процесс по-разному – у кого-то он кажется естественным и легким, словно человек движется вперед и вверх, не испытывая при этом проблем. А для кого-то самоактуализация связана с серьезными внутриличностными проблемами и социальными конфликтами.

Виды самоактуализации

Самоактуализация – не только сложный, но и очень индивидуальный процесс. Можно сказать: сколько людей, столько и ее вариантов, ведь это раскрытие личностного потенциала. Однако и общие моменты в процессе самоактуализации тоже есть, они и позволяют выделить несколько ее видов.

Поверхностная и глубокая

Поверхностная более распространена и предполагает актуализацию самых разных качеств личности без их критического анализа и оценки. Это свободное самовыражение, при котором могут быть реализованы не всегда лучшие и социально приемлемые «таланты» индивида. Ведь каждый человек – это сложный сплав хорошего и плохого, положительных и отрицательных свойств. Вот поверхностная самоактуализация не касается осмысления их социальной значимости. Простыми словами: что развилось, то и развилось.

Глубокая, напротив, является результатом самоанализа и оценки своего потенциала не только по уровню, но и по социальной значимости. Глубокая самоактуализация – это всегда рост, прогрессивное, поступательное развитие с выявлением и раскрытием всего самого лучшего в человеке, тех качеств, которые обеспечивают эффективность и продуктивность его развития и взаимодействия с обществом.

Гармоничная и проблемная

Хорошо, если процесс социализации не только активно осуществляется самой личностью, но и поддерживается социумом. И совсем прекрасно, если человек еще в ранней юности определился со сферой реализации своих талантов и способностей. Он четко знает, чего хочет, и идет к поставленной цели напрямик, радуясь каждому своему успеху, а неудачи воспринимая как полезный опыт.

Но к сожалению, такая гармоничная самоактуализация бывает не у всех. Нередко человек мечется в поиске самого себя, пути реализации своего личностного потенциала. И терпит неудачи, потому что не может отыскать правильный путь и разочаровывается в своих возможностях и в своей пользе для общества. Все это может стать источником серьезных психических проблем, да и с обществом такая мятущаяся личность бывает не в ладах. Творчество этого человека обществом часто не принимается, а надежда на успех не оправдывается.

Возможно, индивид выбрал не тот путь, не ту сферу деятельности, или его психика не способна справиться с заданной им нагрузкой. Нельзя идти к успеху, прыгая через три ступеньки – так легче всего споткнуться и упасть.

Активная и осторожная

Эти два типа были описаны разными лидерами гуманистической психологии. Активную описал и поддерживал А. Маслоу, а К. Роджер считал, что наиболее приемлемая – осторожная.

В чем их отличие? В активной или энергичной самоактуализации человек идет вперед, стремительно преодолевая трудности. Он хочет максимально быстро добиться реализации своего потенциала и успеха. О таких людях русские говорят, что у них в руках все спорится или что у них на ходу подметки горят. И действительно, этот человек способен не только гореть, но и зажигать своей энергией и энтузиазмом других.

А вот К. Роджер считал, что для личности гораздо полезнее постепенная, вдумчивая работа над собой, накопление внутреннего потенциала, ресурсов для скачка вперед. Такой человек, возможно, движется медленнее, но он совершает меньше ошибок, и в итоге на пути к успеху часто опережает слишком горячих и энергичных.

Наверное, если поставить целью создание классификации видов самоактуализации, то можно было бы выделить еще множество их. Но в психологии пока этой цели никто не поставил.

Какая она – самоактуализирующаяся личность?

Подводя итоги, давайте разберемся, кого можно назвать самоактулизирующейся личностью? Ну и, возможно, примерим на себя этот образ. Вы точно являетесь таким человеком, если вы:

  • открыты миру и позитивно настроены по отношению к нему;
  • принимаете реальность и себя как часть этой реальности, не противопоставляя собственную личность другим, не пробуждая в себе злобы, ненависти, зависти, неприятия;
  • принимаете окружающих людей такими, какие они есть, не пытаетесь их подогнать под собственные «мерки»; уважаете любого человека вне зависимости от его религии, национальности, социального статуса и точно знаете, что красота мира в его разнообразии;
  • увлечены своим делом, которое вам не в тягость, а в радость; вы осознанно сделали свой выбор и выполняете работу, потому что она вам по душе, а не только ради денег;
  • четко различаете добро и зло, плохое и хорошее, и не прикрываетесь оправданием, что цель оправдывает средства;
  • у вас есть хорошее чувство юмора и желание улыбаться окружающим людям и жизни;
  • вы принимаете не только радости мира, но и его проблемы и не прячетесь от них, а решаете в соответствии с вашими принципами.

Как видите, ничего необычного и сверхъестественного в качествах самоактуализирующейся личности нет, и этот путь по силам каждому.

самоактуализация | это… Что такое самоактуализация?

   САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)

   В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.

   Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.

   Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями. Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).

   В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии — самоактуализация. Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные. Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть. Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование. Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».

   Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации.

Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.

   Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

   Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках — по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества… В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.

   Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными. Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.

   Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных. И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что — поощряться, и возобладает соответствующая тенденция. Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко. Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.

   Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии). Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты). Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

   Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность — «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».

   Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того — наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.

   Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме — в теории Маслоу, была постоянной и обильной. Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии. .. Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией — не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.


Происхождение и история, примеры и советы

Самоактуализация – это стремление человека полностью раскрыть свой потенциал. По словам психолога Абрахама Маслоу, человек должен сначала удовлетворить несколько других потребностей, таких как достижение самооценки и чувство принадлежности, прежде чем достичь самореализации.

Существует множество определений самореализации. Поскольку люди такие разные, единого подхода к самореализации не существует. Самоактуализированные люди часто спонтанны, независимы, верны себе и способны формировать мнение без влияния других.

В этой статье мы описываем самоактуализацию, объясняем ее происхождение и приводим примеры некоторых характеристик самоактуализированных людей. Мы также рассмотрим шаги, связанные с работой по самореализации.

Самоактуализация имеет несколько различных значений. Одно из определений самоактуализации, которое люди наиболее широко принимают, исходит от психолога-гуманиста Абрахама Маслоу.

Маслоу определял самоактуализацию как полную реализацию потенциала человека. Он также заявил, что это включает в себя полное развитие способностей человека и признательности за жизнь.

Маслоу описал самоактуализацию как высшую иерархию потребностей человека. Многие люди считают иерархию потребностей Маслоу одной из самых влиятельных теорий в психологии мотивации и науке о личности.

Самоактуализация предполагает, что человек развивается и растет, пытаясь стать лучшим человеком, которым он может быть, в соответствии со своими собственными целями.

Несколько человек сыграли роль в разработке концепции самореализации.

Одним из них был Курт Гольдштейн, врач, специализирующийся на психиатрии и нейроанатомии. Около 1940, Гольдштейн заявил, что самоактуализация является конечной целью каждого организма.

Он часто ссылался на стремление к самореализации и склонность человека к реализации своего потенциала. Гольдштейн добавил, что каждый человек, растение и животное рождаются с целью реализовать себя. Он заявил, что эта мотивация движет всеми организмами.

Еще одним человеком, который помог разработать теорию самоактуализации, был Карл Роджерс. Роджерс — американский психолог, один из основоположников гуманистического подхода.

В 1951 году Роджерс описал самоактуализацию как непрерывный процесс, в котором человек поддерживает и расширяет свою самооценку. По словам Роджерса, они могут делать это, размышляя и интерпретируя различные переживания, помогая им восстанавливаться, меняться и развиваться с течением времени.

Одним из самых известных имен, связанных с самореализацией, является Абрахам Маслоу.

Маслоу был американским психологом, который разработал иерархию потребностей. Маслоу утверждал, что у людей есть набор потребностей, которые необходимо удовлетворять в определенном порядке для достижения самореализации.

Иерархия потребностей Маслоу

Маслоу предположил, что поведением человека управляют пять потребностей. Он поместил их в пирамиду, в которой базовый уровень физиологических потребностей должен быть удовлетворен в первую очередь, прежде чем переходить на следующий уровень.

Согласно иерархии потребности должны удовлетворяться в следующем порядке приоритетности:

  1. Физиологические потребности: Это самые основные потребности. Маслоу резюмировал их как побуждения к голоду, жажде и сексу. Согласно Маслоу, человек должен удовлетворить эти потребности, прежде чем перейти к следующему уровню удовлетворения.
  2. Охрана и безопасность: Маслоу утверждает, что эти потребности связаны с состоянием человека, чтобы чувствовать себя в безопасности.
  3. Принадлежность: Эти потребности охватывают потребность в партнере, супруге и семье, которые могут обеспечить компанию и привязанность.
  4. Уважение: Это высшие потребности, включающие самоуважение и уверенность в потенциале личного роста и достижений.
  5. Самореализация: Это желание совершить все, на что способен человек, и стать лучшей версией себя.

Маслоу рассматривал самоактуализацию как реализацию потенциала человека и ставил ее на вершину иерархии потребностей.

Узнайте больше об иерархии потребностей Мазлоу здесь.

Если человек стремится к самореализации и пытается найти смысл и счастье в жизни, он может достичь более позитивного благополучия, что может помочь улучшить его психическое здоровье.

Исследования показывают, что процессы лечения, направленные на самореализацию, могут уменьшить тревогу, связанную со смертью, и депрессию у некоторых людей с депрессией.

В исследовании 2019 года проанализированы пожилые люди с высоким кровяным давлением и результаты их поведения по уходу за собой для контроля своих симптомов. Он пришел к выводу, что осознание их потенциала и их роли в борьбе с болезнями помогает положительно справляться с высоким кровяным давлением.

В исследовании добавлено, что, используя самореализацию для пожилых людей, люди могут противостоять разрушительным последствиям внутреннего и внешнего стресса и двигаться в направлении роста.

Самореализация может произойти, когда человек реализует свой потенциал. Ниже приведены некоторые общие характеристики самореализовавшихся людей:

  • Принятие: Самореализованные люди обычно принимают как свои недостатки, так и недостатки других людей. Они также часто полностью верны себе, а не меняют себя, чтобы произвести впечатление на других.
  • Независимые и находчивые: Самореализованные люди умеют заботиться о себе. Они часто не нуждаются во внешних авторитетах, чтобы управлять их жизнью.
  • Стройте прочные отношения: Самореализованные люди могут строить и развивать глубокие и любящие отношения с другими людьми.
  • Благодарность: Самореализованные люди часто благодарны и глубоко ценят даже повседневные аспекты жизни.
  • Хорошо оценивает ситуации: Самоактуализированные люди часто могут легко отличить поверхностное от подлинного при оценке определенных ситуаций.
  • Формирование собственного мнения: Самореализованные люди обычно не полагаются на свое окружение или культуру при формировании своего мнения.
  • Иметь сильную цель: Самореализованные люди могут рассматривать жизнь как миссию. Они могут верить, что у них есть призвание и цель, выходящие за рамки их самих.

Есть несколько шагов, которые человек может предпринять для самореализации. Ниже приведены некоторые стратегии, которые человек может пожелать рассмотреть.

Принятие практики

Принятие — первый шаг на пути к самореализации. Человек должен научиться принимать себя и то, что происходит в жизни, совмещая хорошее с плохим.

Принятие может включать в себя решение ситуаций по мере их развития, обучение принятию неизвестного в жизни и признание того, что у каждого есть обстоятельства, которые могут повлиять на его поведение.

Быть искренним

Человек должен выяснить, чего он хочет достичь, и избегать влияния других при принятии решения о том, как себя вести.

Чтобы реализовать себя, люди должны принять себя такими, какие они есть, понять свои ограничения и сосредоточиться на своих сильных сторонах. Самоактуализированные люди не позволяют другим влиять на то, как они действуют.

Внешнее давление со стороны сверстников, общества и социальных сетей может заставить людей отойти от своего истинного пути.

Помните о выборе

Маслоу говорит, что люди ежедневно принимают множество решений, которые дают им возможность двигаться к самореализации и росту или к защите, безопасности и страху.

Чтобы работать над самореализацией, человек должен обдумывать свой выбор в течение дня и стараться выбирать варианты, которые способствуют росту.

Будьте спонтанны

Важно жить спонтанно и стараться наслаждаться каждым моментом, когда он возникает. Это означает, что человек не должен беспокоиться о том, что он должен делать, и должен избегать придерживаться того, что он знает.

Чтобы достичь самореализации, люди должны быть готовы пробовать что-то новое и рисковать.

Научитесь быть независимыми

Людям должно быть комфортно принимать собственные решения и жить настолько независимо, насколько это возможно. Для этого человек должен научиться принимать решения без влияния других и жить согласно своему видению.

Самореализация может произойти, когда человек достигает своего наивысшего потенциала в жизни.

Существует множество теорий самореализации. Наиболее известный подход к самоактуализации принадлежит Абрахаму Маслоу.

Маслоу определял самоактуализацию как полную реализацию потенциала человека. Он добавил, что это включает в себя полное развитие способностей человека и признательности за жизнь.

Самореализованные люди часто:

  • способны жить самостоятельно
  • принимать себя и других
  • находчивый
  • способный строить крепкие отношения
  • благодарный даже за самые незначительные вещи в жизни
  • умеющий оценивать ситуации
  • способный формировать собственное мнение
90 002 Работать над собой -актуализация, человек должен:

  • научиться быть более восприимчивым
  • стараться быть максимально искренним
  • осознавать выбор, который он делает
  • жить спонтанно
  • стараться быть как можно более независимыми

Согласно теории Мазлоу, для людей также важно сначала сосредоточиться на удовлетворении других потребностей, расположенных ниже по иерархии. Это:

  • физиологические потребности
  • безопасность
  • принадлежность
  • уважение

Самоактуализация — Psynso

Самоактуализация — это термин, который используется в различных психологических теориях. , часто немного по-разному. Первоначально этот термин был введен теоретиком организмов Куртом Гольдштейном для обозначения мотива полной реализации своего потенциала. По его мнению, это главный мотив организма, единственный реальный мотив: «стремление актуализировать себя настолько полно, насколько это возможно, является основным побуждением… стремлением к самоактуализации». Точно так же Карл Роджерс писал о «целебной силе психотерапии — склонности человека актуализировать себя, стать своими потенциями… выражать и активировать все способности организма». Однако наиболее полно эта концепция была представлена ​​в теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу как конечный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда все базовые и психические потребности удовлетворены и происходит «актуализация» полного личностного потенциала.

 

Согласно теории Гольдштейна

Согласно книге Курта Гольдштейна «Организм: холистический подход к биологии, полученный на основе патологических данных у человека», самоактуализация — это «тенденция актуализировать, насколько это возможно, [ ] индивидуальные способности» в мире. Тенденция к самоактуализации является «единственным побуждением, которым определяется жизнь организма». Гольдштейн определил самоактуализацию как движущую жизненную силу, которая в конечном итоге приведет к максимизации способностей человека и определит его жизненный путь; сравните волю с силой.

 

Иерархия потребностей Маслоу

Этот термин был позже использован Абрахамом Маслоу в его статье «Теория мотивации человека». ему [индивидууму] реализоваться в том, чем он является потенциально. Эту склонность можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, кто ты есть, стать всем, чем ты способен стать». Маслоу использовал термин самоактуализация для описания желания, а не движущей силы, которая может привести к реализации способностей человека. Маслоу не считал, что самоактуализация определяет жизнь человека; скорее, он чувствовал, что это дает человеку желание или мотивацию для достижения многообещающих амбиций. Использование этого термина Маслоу сейчас популярно в современной психологии при обсуждении личности с гуманистического подхода.

Базовое определение из типичного учебника для колледжа определяет самоактуализацию по Маслоу просто как «полную реализацию своего потенциала» без какого-либо упоминания Гольдштейна.

Более точное определение самоактуализации согласно Маслоу: «внутренний рост того, что уже есть в организме, или, точнее, того, что представляет собой сам организм… самоактуализация мотивирована ростом, а не дефицитом». Это объяснение подчеркивает тот факт, что самоактуализация обычно не может быть достигнута до тех пор, пока не будут удовлетворены другие потребности более низкого порядка в иерархии потребностей Маслоу. В то время как Гольдштейн определял самоактуализацию как движущую силу, Маслоу использует этот термин для описания личностного роста, происходящего после удовлетворения потребностей низшего порядка, из чего следует, что, по его мнению, «самореализация… редко происходит… определенно в меньшем количестве». чем 1% взрослого населения». Тот факт, что «большинство из нас большую часть времени функционируют на уровне ниже уровня самоактуализации», он назвал психопатологией нормальности.

Маслоу считал, что самоактуализирующиеся люди обладают «необычной способностью обнаруживать ложное, фальшивое и нечестное в личности и в целом правильно и эффективно судить о людях».

Общие черты среди людей, достигших самореализации:

  • Они принимают реальность и факты, а не отрицают истину.
  • Они спонтанны.
  • Они «сосредоточены на проблемах вне себя».
  • Они «могут стоически принимать свою человеческую природу со всеми ее недостатками», так же принимают и других и в целом лишены предубеждений.

Для Гольдштейна самоактуализация была мотивом, а для Маслоу — уровнем развития; для обоих, однако, были выражены примерно одни и те же качества: независимость, автономия, склонность к созданию немногочисленных, но крепких дружеских отношений, «философское» чувство юмора, склонность сопротивляться давлению извне и общее превосходство над окружающей средой, а не «справится» с этим.

Самоактуализация обсуждалась Шоттом в связи с исследованиями трансперсонального бизнеса.

 

В психологии

Самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей Маслоу — стать «полностью человеком»… зрелостью или самоактуализацией — и считается частью гуманистического подхода к личности. Гуманистическая психология — один из нескольких методов, используемых в психологии для изучения, понимания и оценки личности. Гуманистический подход был разработан, потому что другие подходы, такие как психодинамический подход, прославленный Зигмундом Фрейдом, были сосредоточены на нездоровых людях, которые демонстрировали нарушенное поведение; тогда как гуманистический подход фокусируется на здоровых, мотивированных людях и пытается определить, как они определяют себя, максимально используя свой потенциал.

В основе этой отрасли психологии лежит иерархия потребностей Маслоу. Согласно Маслоу, у людей есть потребности низшего порядка, которые обычно должны быть удовлетворены, прежде чем могут быть удовлетворены потребности высокого порядка: «пять наборов потребностей — физиологические, безопасность, принадлежность, уважение и самоактуализация».

По мере того, как человек продвигается вверх по иерархии потребностей Маслоу, в конце концов он может достичь вершины — самоактуализации. Иерархия потребностей Маслоу начинается с самых основных потребностей, называемых «физиологическими потребностями», в которых человек будет искать такие предметы, как еда и вода, и должен быть в состоянии выполнять основные функции, такие как дыхание и сон. Как только эти потребности будут удовлетворены, человек может перейти к удовлетворению «потребностей в безопасности», где он попытается получить чувство безопасности, физический комфорт и кров, работу и собственность. Следующий уровень — это «потребности в принадлежности и любви», когда люди будут стремиться к социальному признанию, принадлежности, чувству принадлежности и желанных отношений, сексуальной близости и, возможно, к семье. Далее идут «потребности в уважении», когда человек желает чувства компетентности, признания достижений сверстниками и уважения со стороны других.

Некоторые утверждают, что как только эти потребности удовлетворены, человек готов к самоактуализации. Другие утверждают, что есть еще две фазы, через которые человек должен пройти, прежде чем может произойти самоактуализация. К ним относятся «познавательные потребности», когда человек будет стремиться к знанию и пониманию окружающего мира, и «эстетические потребности», которые включают потребность в «симметрии, порядке и красоте». Как только все эти потребности будут удовлетворены, может наступить заключительная стадия иерархии Маслоу — самоактуализация.

Классическая адлерианская психотерапия продвигает этот уровень психологического развития, используя основу 12-этапной терапевтической модели для реалистичного удовлетворения основных потребностей, что приводит к продвинутой стадии «метатерапии», творческой жизни и само/другого/задачи. -актуализация. Гештальт-терапия, признавая, что «Курт Гольдштейн впервые ввел понятие организма в целом», строилась на предположении, что «каждый индивидуум, каждое растение, каждое животное имеет только одну врожденную цель — актуализировать себя таким, какое оно есть».

Работы Маслоу используются в качестве источников вдохновения. Ключом к трудам Маслоу является понимание того, что ключей нет. Самоактуализация основана на удовлетворении более низких потребностей человека. Как только человек прошел через чувство и веру в то, что он несовершенен, он естественным образом стремится стать тем, кто он есть, то есть самореализоваться.

 

Критика

Маслоу рано заметил, что его впечатление о том, что «импульсивность, безудержное выражение любой прихоти, прямой поиск «приколов» и несоциальных и чисто личных удовольствий… часто ошибочно называют самоактуализацией». В этом смысле «самореализация» — это не более чем то, что Эрик Берн назвал игрой «Самовыражение»… основанной на догме «Чувства — это хорошо».

Более широкая критика концепции самоактуализации изнутри гуманистической психологии включает в себя опасность того, что «акцент на тенденции к актуализации… может привести к весьма позитивному взгляду на человека, но странным образом не относящемуся к нему».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *