Определение понятия «общество». Основные признаки общества
Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.
В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.
Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Основные признаки общества
Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).
Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.
1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.
2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.
Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.
Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.
Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.
3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.
Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.
Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.
4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.
Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.
THE PROBLEM OF THE NEW VULNERABILITIES OF THE RUSSIAN SOCIETY | Kravchenko
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс–традиция, 2000.
2. Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998-2004). Анали-
3. тический доклад. М.: АИРО-ХХ, 2005.
4. Князева Е.Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.:
5. Алетейя, 2002.
6. Кравченко С.А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теории сложности.
7. Монография. М.: МГИМО-Университет, 2012.
8. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? М., 1999.
9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч. в 2-х т. М., 1990.
10. Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивили-
11. заций. М.: Институт экономических стратегий, 2007.
12. Падение Берлинской стены: до и после. Россияне о внешнеполитических процессах прошлого и
13. настоящего / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2010.
14. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
15. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М.: Феникс, 1992.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001.
17. Пригожин И.Р. Сетевое общество. Социс. 2008. № 1.
18. Россия и Китай: изменения в социальной структуре общества. М.: Новый хронограф, 2012.
19. Россия на новом переломе: страхи и тревоги / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.:
20. Альфа-М, 2009.
21. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / под общ. ред. М.К.
22. Горшкова. М.: ИИК «Российская газета», 2007.
23. Сорокин П. Катастрофы и общество. М., 2000.
24. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги). Вопросы социологии. 1993.
25. № 3.
26. Тихонов А.В. Социология управления. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.
27. Bauman, Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press, 2009.
28. Beck, U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010.
29. Boudon, R. The Unanticipated Consequences of Social Action. London: Macmillan, 1982.
30. Giddens, A. The Politics of Climate Change. Cambridge: Polity Press, 2009.
31. Merton, R. The Unanticipated Consequences of Purposive Action // American Sociological Review, 1936. Vol.1.
32. Perrow, Ch. Normal Accidents: Living with High-Risk Technologies. Princeton: Princeton Univercity Press, 1999.
33. Perrow, Ch. The Next Catastrophe: Reducing our Vulnerabilities to Natural, Industrial, and Terrorist Disasters.
34. Princeton University Press, 2011.
35. Ritzer, G. Enchanting a Disenchanted World: Continuity and Change in the Cathedrals of Consumption. Los
36. Angeles, London: Sage, 2010.
37. Tiryakian, E.A. Civilization in the Global Era: One, Many… or None? // Book of Abstracts. XVII ISA World
38. Congress of Sociology. Gotheberg, Sweden: ProQuest, 2010.
39. Urry, J. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2008.
40. Yanitsky, O. N. Russian Environmentalism. The Yanitsky Reader. Moscow: Taus, 2010.
Обзор — стандарт самообеспечения
Что такое стандарт самодостаточности?
Стандарт самообеспечения определяет доход, необходимый работающим семьям для удовлетворения своих основных потребностей без государственной или частной помощи. Основные минимальные потребности включают в себя: жилье, уход за детьми, питание, транспорт, здравоохранение, различные расходы (одежда, телефон, предметы домашнего обихода) и налоги (минус федеральные и государственные налоговые льготы), а также дополнительные расчеты для сбережений на случай непредвиденных обстоятельств. Стандарт рассчитан на 719разные типы семей для каждого округа или области в штате.
Типы семей, для которых рассчитывается Стандарт, варьируются от одного взрослого без детей до одного взрослого с одним младенцем, одного взрослого с одним дошкольником и т. д., до трех взрослых семей с шестью подростками.
Для чего был разработан Стандарт самодостаточности?
Стандарт самодостаточности был создан в середине 1990-х годов доктором Дайаной Пирс, которая в то время была директором проекта «Женщины и бедность» в организации «Широкие возможности для женщин».
«Стандарт вырос из моей ранней работы о «феминизации бедности» — то есть о том, что женщины непропорционально несут бремя бедности… с реформой социального обеспечения, подтолкнувшей некоторых женщин к работе без достаточной подготовки и образования, я был Защитники прав женщин попросили разработать критерий «эффективности», который был бы специфичен для отдельных лиц. Поскольку многие женщины (но немногие мужчины) были родителями-одиночками, эта мера затем показала бы, что им нужно достаточно, чтобы содержать семью, а не только одного человека».
-Доктор. Диана Пирс
Чем стандарт самообеспечения отличается от официального показателя бедности?
Официальная мера бедности (ОПМ), разработанная полвека назад, в настоящее время методологически устарела и уже не точно измеряет способность обеспечить себя и свою семью, а в лучшем случае измеряет депривацию. Расчет OPM основан только на стоимости продуктов питания — при условии, что продукты питания составляют одну треть семейного бюджета. Стандарт основан на стоимости всех основных потребностей работающей семьи — не только на продукты питания, но и на жилье, уход за детьми, здравоохранение, транспорт, прочие расходы, а также налоги и налоговые льготы.
В отличие от универсальной модели OPM, в которой расходы варьируются только в зависимости от размера семьи и количества детей, стандартные расходы также зависят от возраста детей — например, расходы на уход за детьми резко различаются в зависимости от возраста . Наконец, хотя OPM одинаков на всей континентальной части США, стандарт различается для каждого округа или области в штате.
Стандарт самообеспечения представляет собой меру достаточности доходов, основанную на реальной стоимости всех основных потребностей работающих семей: жилья, ухода за детьми, продуктов питания, медицинского обслуживания, транспорта и прочих предметов, а также стоимости налогов и влияние налоговых кредитов. Этот показатель показывает, какой доход семьям разного размера и состава должен сводить концы с концами без государственной или частной помощи в каждом округе штата Вашингтон.
Подробнее об официальном показателе бедности и его отличиях от стандарта
Как рассчитывается норма самоокупаемости?
Во-первых, в каждом округе добавляются базовые расходы для каждого типа семьи (которые зависят от количества и возраста детей и количества взрослых). Десять процентов от этой суммы добавляется на прочие расходы. Наконец, налоги и налоговые льготы рассчитываются с использованием формул, которые рассчитывают подоходный налог штата и федеральный налог и налог на заработную плату, а также налог с продаж (где применимо).
Целью создания Стандарта самообеспечения является расчет суммы, необходимой для удовлетворения каждой базовой потребности на минимально адекватном уровне, без государственной или частной помощи, и сделать это таким образом, чтобы Стандарт был максимально последовательным и точным. возможный. Как правило, данные по каждой бюджетной категории поступают из научных или заслуживающих доверия источников, таких как Бюро переписи населения США; обновляются ежегодно; и, в зависимости от обстоятельств, зависят от возраста и географического положения. Там, где это возможно, в стандарте используются рассчитываемые правительством цифры минимально адекватного уровня, такие как продовольственные бюджеты Министерства сельского хозяйства США, основанные на требованиях к питанию, или справедливая рыночная арендная плата HUD для жилищной помощи.
Для получения более подробной информации см. Методологию стандарта самоокупаемости
Как я могу использовать эти данные?
Данные были разработаны для обеспечения более точной оценки того, сколько семьи должны зарабатывать, чтобы удовлетворять свои основные потребности в соответствии с особенностями округа и семьи.
Люди могут использовать эти данные, чтобы понять, что требуется для удовлетворения основных потребностей в их сообществе. Стандарт использовался государственными органами, адвокатами и поставщиками услуг для изменения политики и программ различными способами, в том числе: в качестве эталона для оценки и улучшения программ; в качестве ориентира для определения права на услуги и потребности в них; как инструмент консультирования; создавать онлайн-калькуляторы; как инструмент общественного образования; и в качестве руководства для кампаний по установлению заработной платы и прожиточного минимума.Дополнительные примеры того, как организации применяют Стандарт самодостаточности в своей работе, см. в разделе «Стандарт на практике»
. Можно ли использовать данные для исторического анализа или моделирования преимуществ скал?
Да, отчеты по стандарту самообеспеченности содержат как исторический анализ, так и моделирование достаточности заработной платы для местной поддержки работы в отчетах, финансируемых нашими партнерами (см.
Доступен ли стандарт самообеспечения в моем штате?
Стандарт самодостаточности рассчитан для 41 штата. Узнайте, был ли рассчитан стандарт для вашего штата. Чтобы узнать информацию о создании Стандарта для вашего штата или обновить существующий Стандарт, обратитесь в Центр благосостояния женщин по адресу [email protected] или по телефону 206-685-5264.
Самодостаточность сообщества против самодостаточности — Мелисса К. Норрис
Некоторые из приведенных ниже ссылок являются партнерскими ссылками, что означает, что я буду получать комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас, если вы перейдете по ссылке и совершите покупку. Несмотря на это, я ссылаюсь только на продукты, которые мы используем в нашей усадьбе или в которые верим.Мы много говорим о том, чтобы стать более самостоятельными в этой жизни поселенцев, но на самом деле быть полностью самодостаточными в наше время невозможно. На самом деле, это было невозможно и с пионерами прошлого. Мы должны полагаться на сообщество, поэтому давайте раскроем, что означает достаточность сообщества.
Если вы слушали выпуск на прошлой неделе подкаста Pioneering Today с Кейт из «Оленины на ужин», мы обсуждали эту концепцию самодостаточности по сравнению с самодостаточностью сообщества, и это действительно заставило меня задуматься о том, что эту тему следует обсудить и развеять. .
Я происходил из длинной семьи людей, которые жили близко к земле и производили как можно больше еды, потому что в то время многие люди не могли позволить себе купить ее.
Мой папа вырос в эпоху Великой депрессии и своими глазами видел, каково это обходиться без еды. На самом деле, мой папа много раз делился с нами каково было расти во время Великой депрессии , он даже поделился в интервью каково это было расти без электричества и водопровода
, особенно зимой!Почему общественное благополучие имеет смысл для меня
В детстве мы всегда разводили мясной скот, выращивали сад и хранили нашу собственную еду. Поскольку я был самым младшим из десяти детей, мои родители брали меня с собой на многие повседневные дела, так что я учился на собственном опыте.
Из десяти детей моих родителей только трое в настоящее время сами производят и выращивают продукты питания с таким мышлением, ориентированным на обеспечение достаточности для общества.
Для меня лучше всего выращивать еду самим. Мы, , выращиваем достаточно мяса, чтобы прокормить нашу семью в течение года, и недавно увеличили это количество, чтобы продавать его друзьям и местному сообществу.
Мы делаем это, чтобы быть уверенными в том, как обращаются с нашими животными, чем их кормят, и полностью контролировать переработку мяса.
Точно так же в саду я научился выращивать годовой запас еды . Я решаю, что будет с моей едой, как я лечу от вредителей (органически, конечно!) и я усердно улучшаю и укрепляю почву для естественной защиты от болезней.
Мне кажется, что лучше всего выращивать себе еду, но я также понимаю, что не у всех есть такой вариант.
Если вы ищете высококачественное мясо, выращенное на ферме, или свежие садовые продукты, осмотритесь и посмотрите, что доступно для вас в вашем регионе. Подумайте о поддержке небольших ферм , загляните на фермерские рынки, поспрашивайте и расскажите, что вы ищете!
Отсюда, если вы по-прежнему ничего не можете найти, выполните просмотрите ButcherBox . Мне нравилось получать от них морепродукты, выловленные с соблюдением этических норм, поскольку это не то, что легко доступно для нас, но они закупают и продают свою продукцию на фермах, а фермеры используют лучшие органические методы выращивания мяса.
Я попробовал каждый из их продуктов и могу поддержать их компанию, так как они получают свою продукцию от мелких фермеров, желающих производить здоровое, экологичное мясо.
Что такое общественная достаточность?
Следующим уровнем достаточного сообщества является не только то, что вы выращиваете или производите сами, или, возможно, получаете от соседей или на фермерском рынке.
Поддержка местных/независимых магазинов
Независимо от того, где вы живете, один из способов стать достойным сообществом — это поддерживать независимый бизнес.
Всякий раз, когда я нахожусь в близлежащих городах, где я живу, или когда я путешествую, мне нравится искать местный независимый бизнес для поддержки.
Поддержка малого бизнеса в Интернете
Это также относится к покупкам в Интернете. Я знаю много небольших независимых компаний, которые размещают свои продукты на Amazon, потому что это способ быть обнаруженными.
Теперь на Amazon есть много продуктов, которые поступают из-за границы, поэтому я считаю важным знать, где вы покупаете, прежде чем нажимать «купить сейчас».
Один из способов использовать удобство онлайн-покупок, поддерживая при этом малый бизнес, заключается в том, что я попробую продукт, найденный на Amazon (сначала убедившись, что это продукт, произведенный в США и независимой компанией).
Если я решу, что мне нравится продукт и хочу заказать его повторно, я перейду на их настоящий веб-сайт и закажу прямо у них, потому что они получат больше денег от продажи, чем если бы я продолжал покупать их продукты через Amazon. .
Покупка в регионах
Если вы не можете найти то, что вам нужно в вашем регионе, рассмотрите возможность поиска в регионе, прежде чем просто покупать известные бренды или в крупных магазинах.
Подробнее об этом я рассказываю в подкасте №239, где рассказываю о запасах зерна и муки для дома.
Мы также покупаем на региональном уровне часть нашего корма для животных, потому что мы можем покупать его в «супер-мешках». Вы можете послушать подкаст, в котором я обсуждаю запасы корма для животных здесь.
Совместное использование ресурсов
Один из способов быть самодостаточным — делиться своими ресурсами с окружающими.
У нас довольно много лесных угодий, и мы сами заготавливаем деревья для нашей дровяной печи, которая обеспечивает нас теплом всю зиму. Из-за этой большой задачи мы вложили средства в разделитель журналов, потому что это очень экономит время.
Совсем недавно на участке моего соседа упало дерево, но у него нет дровокола, потому что у него не очень много лесных угодий. Поэтому мы одолжили ему наш сплиттер, чтобы он мог позаботиться о своем поваленном дереве, и ему не нужно было брать его напрокат или покупать. Самодостаточность сообщества во всей красе!
Прелесть всего этого общественного мышления в том, что у этого конкретного соседа есть ощипчик для цыплят, который мы еще не купили, поэтому, когда мы бросили дровокол, мы взяли его цыпленка. щипчик.
Что это значит для вас
Если вы не уверены, как эта идея самодостаточности сообщества вписывается в ваш образ жизни, начните искать ресурсы, которые вам нужны, и ресурсы, которые у вас есть.
Подумайте, как окружающие могут извлечь выгоду из имеющихся у вас ресурсов, и начните обращаться к окружающим за теми ресурсами, которые вам нужны.
Все, что нужно для формирования взаимовыгодных отношений, — это удовлетворить потребность другого человека, и наоборот.
Но не ограничивайтесь только расходными материалами или продуктами, ваше время и труд могут быть полезны и вашим соседям.
Другие способы создать общинную достаточность
Моя семья разными способами пытается развивать идею общности с теми, кто живет вокруг нас.
Теперь вы знаете, что у нас уже больше месяца есть дойная корова, и наша небольшая семья из четырех человек просто не может пить достаточно молока, чтобы не отставать от припасов, которые мы получаем.