Самооценка личности в психологии: Самооценка личности — уровни, формирование, изучение, исследование

Содержание

Самооценка личности в психологи: понятие, проблемы, виды


Дата:

Социальная значимость человека неоспорима. Именно в обществе личность развивается, через коммуникации познает собственную сущность. Поэтому самооценка личности в психологии занимает одно из центральных мест при изучении, т.к. именно от этой характеристики зависят стремления и занимаемая роль в обществе.

Понятие самооценки личности


Собственное отношение к своему внутреннему «Я» постепенно формируется из оценки окружающих людей к человеку. Дополнительно существуют другие факторы активности, которые влияют на самооценку. Например, оценивание себя в различных сферах деятельности с точки зрения успешности, привлекательности или профессионализма.

Самооценка – это существенная ценность индивида, благодаря которой личность оценивает себя, собственные достоинства, возможности, характеристики, а также понятие выступает, как основной критерий занимаемого места среди других людей.

Проблема самовосприятия занимает чуть ли не центральное место в психологии, т.к. это необходимый компонент для самосознания и осознания себя, как личности. Через призму самостоятельного оценивая, человек познает собственные физические и умственные способности, может критично отнестись к себе и к окружающим людям.

Самоанализ играет ключевую роль при оценке притязаний индивида, когда требуется выполнить, какое-либо действие человек примеривает на себя определенные цели. И уже в зависимости от уровня самовосприятия принимается решение о способности к выполнению задачи. При этом пути влияния на самооценку личности могут быть самые разнообразные. Основными и главенствующими является воздействие окружающих, родных, близких, друзей и даже малознакомых людей.

Как уровень самооценки влияет на личность человека?

Данный вопрос считается одним из ключевых в психологии, и ответ зависит от выполняемых функций самостоятельного оценивания:

  • принятие собственного выбора и решений;
  • обеспечение независимости и стабильности личности;
  • стимулирование к самосовершенствованию;
  • адекватное оценивание собственных поступков и действий;
  • удовлетворенность своими качествами и характеристиками;
  • приспособление к окружающему социуму;
  • регулирование и контроль в процессе деятельности.

Считается, что самооценка формируется с самого рождения, но осмысленное принятие себя начинается в подростковом возрасте. Для подростка становится важным самопроверка и самопознание, как собственных эмоциональных и нравственных качеств, так и оценка физиологических способностей. При этом ограниченность жизненного опыта играет отрицательную роль, и стремление человека к высокой самооценке своей личности встречает на пути множество препятствий.

Типы самооценки личности

Психологическая сущность самооценки личности зависит от уровня адекватного восприятия себя. В связи, с чем существует деление собственного восприятия на типы:

  1. Низкая самооценка часто становится результатом воспитания чрезмерно опекающих родителей, что ведет к неуверенности в собственных силах, к конфликтам, как с окружающими, так и к появлению комплексов и требовательности к себе. Индивид с низкой самооценкой безынициативен и замкнут. Из-за страха быть отвергнутым обществом у такой личности сохраняется склонность к депрессии, оценка коммуникативных навыков остается на достаточно низком уровне.
  2. Высокое восприятие собственных способностей указывает на то, что человек не способен критически относиться к своим ошибкам, поступкам и к поведению. Завышенная самооценка приводит к развитию нарциссизма, идеализации, к доминированию и демонстрации себя и собственных ощущений. С точки зрения психологии высокий уровень восприятия все же лучше заниженной самооценки, т.к. личность более уверенна, не подвержена депрессии и комплексам, что в итоге приводит к вполне нормальной и гармоничной жизни.
  3. Нормальная или адекватная самооценка наиболее приемлемый вариант внутреннего восприятия себя. Человек способен четко и правильно ставить перед собой цели, трезво смотреть на собственные недостатки и достоинства.

От уровня самооценки зависит удовлетворенность собственной жизнью, поэтому очень важно вовремя скорректировать восприятие себя через самопознание и самосовершенствование.

В психологии изучение такого рода характеристики проводится посредством различных исследований. Наиболее часто применяют тест на самооценку личности, который способен проанализировать человеческую сущность, как на уровне осознанного, так и неосознанного восприятия.

Любая методика исследования личности включает в себя аргумент по самооценке, который определяется через уравновешенность темперамента и характера индивида с окружающей действительностью. При изучении и анализе самовосприятия для человека важно постоянное одобрение и уважение близких людей, и только в более зрелом возрасте человек способен не оценивать себя глазами окружающих.

📖 ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности. Психология личности: конспект лекций. Каратьян Т. В. Страница 11. Читать онлайн

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная — неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других — расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней-марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

Личность и самооценка | Индекс воспроизводимости

Большая пятерка, Инвентаризация Большой пятерки, Личность, Измерение личности СамооценкаУльрих Шиммак

В 1980-х годах психологи личности согласились с «Большой пятеркой» как с широкой основой для описания и измерения личности; то есть различия в психологических характеристиках у разных людей.

Вы можете думать о Большой Пятерке как о пятимерной карте. Подобно двухмерной карте (или трехмерному глобусу), Большая пятерка — это независимые измерения, которые создают пространство с координатами, которые можно использовать для описания огромного количества психологических характеристик, отличающих одного человека от другого. Одной из областей исследований в психологии личности является сопоставление показателей личностных качеств с показателями Большой пятерки, чтобы точно определить их координаты.

Одним из важных и часто изучаемых атрибутов личности является самооценка, и десятки исследований коррелируют показатели самооценки с показателями Большой пятерки. Robins, Tracy и Trzesniewski (2001) рассмотрели некоторые из этих исследований.

Результаты являются надежными, и их воспроизводимость не вызывает беспокойства. Самым сильным предиктором самооценки является невротизм и эмоциональная стабильность. Самоуважение находится на верхнем уровне невротизма. Второй предиктор — экстраверсия против интроверсии. Самоуважение находится на верхнем уровне экстраверсии. Третьим предиктором является добросовестность, которая показывает небольшое положительное положение в измерении добросовестности и небрежности. Открытость против закрытости также показывает небольшую тенденцию к открытости. Наконец, результаты по приятности более изменчивы и показывают по крайней мере одну отрицательную корреляцию, но большинство корреляций, как правило, положительные.

Оценочная предвзятость

Психологи наивно относятся к обоснованности своих измерений. Хотя они иногда вычисляют надежность и исследуют конвергентную валидность в методологических статьях, которые публикуются в малоизвестных журналах, таких как «Психологическая оценка», они рассматривают меры как абсолютно достоверные в существенных статьях, которые публикуются в таких журналах, как «Журнал личности» или «Журнал исследований в области психологии». Личность.» К сожалению, проблемы с измерениями могут исказить величину эффекта, а иногда и изменить знак корреляции.

Анусик и др. (2009) разработали модель измерения для «большой пятерки», которая отделяет действительную дисперсию параметров «большой пятерки» от систематических оценок. Предубеждения при оценке могут быть свободными от содержания (уступчивость) или реагировать на желательность элементов (ореол, оценочная предвзятость). Они показали, что оценочная предвзятость может скрыть место самооценки в пространстве Большой пятерки. Здесь я возвращаюсь к этому вопросу с более точными данными, которые измеряют «Большую пятерку» с помощью модели измерения, приспособленной к 44 элементам инвентаризации «Большой пятерки» (Schimmack, 2019).а).

Я использовал те же данные, что и канадская подвыборка Гослинга и его коллег в крупном интернет-исследовании, которое собирает данные от посетителей, которые получают отзывы об их личности. Я просто добавил в набор данных один показатель самооценки. Затем я подогнал три разные модели. Одна модель регрессировала элемент самооценки только по измерениям Большой пятерки. Эта модель, по сути, повторяет анализы с баллами по шкале. Затем я добавил факторы метода в набор предикторов.

N E O A C EVB ACQ
Self-Esteem M1 -0.43 0.30 0.08 -0.03 0.16
Self-Esteem M2 -0.33 0.19 0.00 -0.14 0.08 0.43 0.11

Results for the first model reproduce previous findings (см. Таблицу 1). Однако результаты изменились, когда были добавлены факторы метода. Самое главное, самооценка теперь находится на отрицательной стороне приятности в сторону большей напористости. Это имеет смысл, учитывая бескорыстную и ориентированную на других природу приятности. Покладистые люди меньше любят думать о себе и могут подчинять свои потребности потребностям других. Напротив, люди с высокой самооценкой более склонны сосредотачиваться на себе. Несмотря на то, что это не сильная связь, следует отметить, что связь скорее отрицательная, чем положительная.

Другим заслуживающим внимания открытием является то, что оценочная предвзятость является самым сильным предиктором самооценки. Есть две интерпретации этого вывода, и неясно, какое объяснение объясняет этот вывод.

Одна из интерпретаций состоит в том, что чувство собственного достоинства коренится в черте, позволяющей видеть все, что связано с собой, в чрезмерно позитивном ключе. Эта интерпретация подразумевает, что ответы на личностные элементы обусловлены желательностью этих элементов, и люди с высокой самооценкой считают себя обладающими всеми видами желательных качеств, которых у них нет (или они есть в меньшей степени). Они думают, что они добрее, умнее, смешнее и красивее других, хотя на самом деле это не так. Таким образом, оценочная предвзятость в оценках личности является косвенным показателем самооценки.

Другая интерпретация заключается в том, что оценочная предвзятость — это предвзятость оценок, влияющая на самооценку, которая включает самооценку. Таким образом, нагрузка элемента самооценки на фактор оценочной предвзятости просто показывает, что на оценки самооценки влияет оценочная предвзятость, потому что самооценка является желательным атрибутом.

Разделение этих двух интерпретаций требует использования мультиметодического подхода. Если оценочная предвзятость — это всего лишь предвзятость оценки, она не должна коррелировать с реальными жизненными результатами. Однако, если оценочная предвзятость отражает фактическую самооценку, ее следует коррелировать с результатами высокой самооценки.

Заключение

Надеемся, что этот пост в блоге создаст некоторое осознание того, что психология личности должна выйти за рамки использования самооценки в отображении местоположения личностных качеств в пространстве Большой пятерки.

Сообщение в блоге также имеет важное значение для теорий развития личности, которые придают значение параметрам личности (Dweck, 2008). Соответственно, цель развития личности состоит в том, чтобы стать более приятным и сознательным и менее невротичным среди прочего. Однако я сомневаюсь, что черты личности имеют внутреннюю ценность. То есть покладистость по своей сути не является добром, а низкая добросовестность по своей сути не является плохой. Наличие оценочной предвзятости в пунктах личности показывает лишь то, что личностные психологи придают значение некоторым чертам и не включают в свои анкеты такие пункты, как «Я чистюля». Без четкой оценки нет направления к изменению личности. Повышение сознательности больше не является признаком личностного роста и взросления, а скорее является изменением, которое может иметь положительные или отрицательные последствия для людей. Хотя эти вопросы можно обсуждать, проблематично то, что современные модели развития личности даже не ставят под сомнение оценку личностных черт и рассматривают положительный характер некоторых черт как фундаментальное предположение, которое не может быть подвергнуто сомнению. Я предлагаю подумать о личности, например, о сексуальной ориентации или привлекательности. Хотя общество создало сильные оценки, которые трудно изменить, цель должна состоять в том, чтобы изменить эти оценки, а не изменить людей, чтобы они соответствовали этим нормам.

Нравится:

Нравится Загрузка…

. title={Черты личности и самооценка}, автор={Фатеме Амиразоди и Марьям Амиразоди}, journal={Procedia — Социальные и поведенческие науки}, год = {2011}, громкость = {29}, страницы={713-716} }

  • Fatemeh Amirazodi, Maryam Amirazodi
  • Опубликовано 2011
  • Психология
  • Процедура — Социальные и поведенческие науки

Просмотр издательства

DOI.org

Amidst. Оценка филиппинских студентов высших учебных заведений

  • Джозель Тус, Никола А. Эспириту, Эйлин Мохамитано
  • Психология, образование

  • 2021

В этом исследовании изучается взаимосвязь между личностными чертами и самооценкой среди 612 филиппинских студентов высших учебных заведений. Статистические данные выявили значительную положительную корреляцию между…

Личность и решение социальных проблем: опосредующая роль самооценки.

  • Нермин Коруклу
  • Психология

  • 2015

Взаимная связь между чертами «большой пятерки» и самооценкой: лонгитюдные связи внутри родителей и их потомства и между ними

Социальное тревожное расстройство среди студентов бакалавриата: изучение связи с самооценкой и личностными чертами

История вопроса: социальная фобия оказывает негативное влияние на социальную и учебную жизнь студентов и оказывает пагубное влияние на качество жизни носителя. В исследовании изучалось бремя социальной…

Черты личности и самооценка при традиционном травле и кибербуллинге

  • А. Паскуаль-Санчес, Н. Хики, А. Матеу, Мария Мартинес-Эрвес, Т. Крамер, Д. Николлс
  • Психология

    Личность и индивидуальность Различия

  • 2021

Взаимосвязь между воспринимаемым межродительским конфликтом, эмоциональным интеллектом и самооценкой молодых людей

  • Диа Тереза ​​Хосе, Соня Пуар, Прити Пандей
  • Психология

  • 2021

Исследование было направлено на оценку влияния воспринимаемого межродительского конфликта и эмоционального интеллекта на самооценку молодых людей. Выборка из 107 человек приняла участие в исследовании, разработанном как…

Совместное развитие личности: взаимодействие между большой пятеркой, самооценкой и удовлетворенностью в парах и семьях

  • Р. Вайдманн
  • Психология

  • 2016
5

Черты Большой пятерки и самооценка играют решающую роль в объяснении удовлетворенности пар. Более того, не существует четкого ответа на вопрос, предсказывает ли сходство черт «большой пятерки» и самооценки пару…

Связь между стилями идентичности и самооценкой

  • Адель Захедбабелан, Шейда Барги, А. Аболгасеми
  • Психология

  • 2013

Настоящее исследование было проведено с анализом взаимосвязи между стилями самоидентификации и анализом почитать. В исследовании приняли участие старшеклассники (8114 юношей, 6075 девушек)…

Завистливое поведение студентов вузов: роль личностных качеств и самосострадания

Зависть к другим — это черта, которая может повлиять на улучшение социальных отношений и повлиять на индивидуальную способность справляться с жизненными стрессами с позитивным настроем. Текущее исследование…

Отличительные ассоциации межличностных проблем с убеждениями личности в рамках когнитивной теории расстройств личности

Целью этого исследования было изучение взаимосвязи между межличностными проблемами и дисфункциональными убеждениями, связанными с расстройствами личности, в рамках когнитивной теории…

с показателем 1-10 из 13 ссылок

Sort Byrelevancemost, под влиянием,

личностные корреляты самооценки

  • R. Robins, Jessica L. Tracy, K. Trzesniewski, J. Potter, S. Gosling
  • 29222

    2

    2

    2

    2.

  • 2001

В настоящем исследовании изучалась взаимосвязь между самооценкой и личностными параметрами Большой пятерки. Данные были собраны через Интернет из большой разнородной выборки людей, которые варьировались…

Общая самооценка по отношению к структурным моделям личности и аффективности.

Данные свидетельствуют о том, что глобальные показатели самооценки определяют один конец биполярного континуума, а признаки депрессии определяют другой.

Самооценка и подростковые проблемы: Моделирование взаимных эффектов.

  • М. Розенберг, К. Шоулер, К. Шенбах
  • Психология

  • 1989

Прошлые исследования рассматривали самооценку либо как социальную силу, либо как социальный продукт. Однако это исследование не уделяло должного внимания взаимным эффектам Я-концепции и…

Влияет ли самооценка на факторы высшего порядка Большой пятерки?

  • С. Эрдл, С. Гослинг, Дж. Поттер
  • Психология

  • 2009

Измерения самооценки. Психология Хиттнер, Н. Китос, Л. Кокс-Фуэнсалида

  • Психология

  • 2004
  • Развитие личности: стабильность и изменение.

    В этом обзоре рассматриваются исследования структуры личности в детстве и во взрослом возрасте, при этом особое внимание уделяется возможным изменениям в развитии низших компонентов широких черт.

    Я-концепция от среднего детства до подросткового возраста

    • М.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *