определение, формирование, виды и методы определения самооценки
Что такое самооценка
Определение 1Самооценкой является представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и своих качеств и ощущений, достоинств и недостатков. Их проявление может быть как открытым, так и закрытым.
Самооценка — это субъективная оценка индивидом собственной значимости. Самооценка включает в себя убеждения о себе (например, «я нелюбим», «я достоин»), а также эмоциональные состояния, такие как триумф, отчаяние, гордость и стыд.
Самооценка является привлекательной психологической конструкцией, поскольку она предсказывает определенные результаты, такие как академическая успеваемость, счастье, удовлетворенность браком и отношениями и преступное поведение.
Психологи обычно рассматривают самооценку как устойчивую характеристику личности (черта самооценки), хотя существуют и нормальные, краткосрочные вариации (самооценка состояния).
Понятие самооценки вызывает споры среди ученых, поскольку некоторые считают, что такого понятия не существует и его лучше измерять по уровням экстраверсии и интроверсии. Джордан Петерсон и Альберт Эллис — два наиболее известных психолога, критикующих этот термин.
Уровень самооценки играет важнейшую роль в жизни человека и напрямую влияет на все его поступки. Как правило, самооценка человека чаще всего пониженная. Это значит, что реальные возможности человека выше, чем его субъективные представления о своих возможностях.
Обычно это связано с тем, что самооценка формируется в детстве, то есть в тот период, когда его возможности еще слабо развиты. Кроме того, серьезное влияние на самооценку оказывает и негативное окружение. Конечно, нередки случаи, когда у человека завышенная самооценка относительно своей личности, однако это характерно только для очень молодых людей.
Самооценка не всегда адекватна и объективна; это не тот образ, который вы видите в глазах других, это то, что вы сами думаете о своей личности.
Виды и уровни самооценки
Самооценка бывает: завышенной, повышенной и адекватной.
Положительная сторона завышенной самооценки — это вера в самого себя, в свои силы. Также важно самоуважение. Не уважая себя, трудно научиться уважать других. Подавляющее большинство успешных людей уважают себя, они знают свои сильные и слабые стороны. Они также осознают свои слабости. Это знание делает их еще более устойчивыми в стрессовых ситуациях и позволяет двигаться вперед по пути к совершенству.
С другой стороны, слепо веря в свои силы, человек может быстро потерять адекватность восприятия действительности.
ПримерВодители-лихачи или азартные игроки — яркие представители людей с чрезмерной уверенностью в своих силах и верой в удачу и успех. Именно завышенная самооценка и неадекватная уверенность в себе являются такими иллюзиями, которые неизбежно разрушают психику.
Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои способности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. При завышенной самооценке дети стараются быть лучше других во всем. Часто от такого ребенка можно услышать, что он самый лучший (сильный, красивый), что все должны его слушаться. Он часто агрессивен по отношению к тем детям, которые тоже хотят быть лидерами.
Слишком большое чувство собственного достоинства приводит к отталкивающему чувству собственного превосходства и неспособности учиться на неудачах. Это также может быть признаком клинического нарциссизма, при котором человек может вести себя эгоцентрично, высокомерно и манипулятивно.
Для того чтобы сформировать адекватную самооценку, необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие действия приносят удовлетворение, а какие вызывают неприятные чувства, неудовлетворенность собой.
Характерные черты человека с заниженной самооценкой:
- потерянный;
- пассивный, внушаемый и менее популярный;
- чрезмерно чувствительный к критике;
- застенчивый;
- нерешительный, зависимый.
К чему могут привести? Во взрослой жизни влияние низкой самооценки на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах — не сложившейся карьере, не счастливой семейной, так и в экстремальных ситуациях.
Человек, который не любит себя, не может любить и окружающих. Высокая самооценка делает человека уверенным и решительным в своих действиях. Повышение самооценки положительно сказывается на всех сферах его жизни. Человек с высокой самооценкой не боится брать ответственность на себя за принимаемые решения, он действует уверенно и осознанно.
Человек с низкой самооценкой боится не только действовать, он опасается даже допускать мысли и предположения, что возможен другой путь развития событий. Таким образом, люди с низкой самооценкой сами себя загоняют в тупик, выхода из которого не видят.
Признаки адекватной самооценки:
- активность;
- находчивость;
- бодрость;
- чувство юмора;
- общительность;
- желание идти на контакт;
- охотное участие в играх, необидчивость (если оказываются проигравшими).
Адекватная самооценка — важный момент в повышении интереса к учебе. Необходимо научить ребенка верить в себя и свои силы, повысить его самооценку. Такое отношение должно активно культивироваться родителями, и тогда отношение школьников к учебному процессу изменится.
Примечание 1Опыт каждого человека индивидуален, но в течение жизни самооценка повышается и понижается предсказуемым, систематическим образом. Исследования показывают, что самооценка в той или иной степени растет до 60 лет, после чего она остается стабильной и начинает снижаться в пожилом возрасте.
Самооценка может влиять на жизнь огромным количеством способов, от академических и профессиональных успехов до отношений и психического здоровья. Самооценка, однако, не является неизменной характеристикой; успехи или неудачи, как личные, так и профессиональные, могут способствовать колебаниям чувства собственного достоинства. На ее развитие влияет множество методов, если знать, как ими пользоваться.
Процесс формирования самооценки
Самооценка дошкольника:
- Относительно адекватное и стабильное самовосприятие (адекватная самооценка) — умеет анализировать свои поступки, больше ориентирован на знания о себе, чем на оценку взрослых, быстро осваивает навыки самоконтроля.
- Неадекватное и неустойчивое самовосприятие (неадекватная самооценка) — с трудом видит существенные качества, анализирует свои поступки, мало качеств для распознавания, нуждается в руководстве при формировании навыков самоконтроля.
- Самовосприятие связано с оценками окружающих (отсутствие самооценки) — не стремится заглянуть в свой внутренний мир, самовосприятие неустойчиво, в практической деятельности практически не ориентируется на свои способности.
Этапы формирования самооценки школьника:
- В первом классе достаточно научить детей пользоваться оценочными средствами, выбирать критерии оценки своей работы, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребенку нужно показать смысл оценочной деятельности.
- Сначала он учится сравнивать свою работу с эталоном. Стандарт — это образец написания букв и цифр. Расхождение между этими двумя оценками становится предметом размышлений. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, ученик приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, постигает суть изученного материала.
- Обучение само- и взаимооцениванию продолжается во 2-4 классах, но уже с большей степенью самостоятельного участия учеников в этом процессе.
Механизмы формирования самооценки:
- Идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, примером.
- Индивидуализация — стремление индивида выделиться среди других для формирования собственной внутренней позиции по отношению к другим людям и самому себе, для осознания собственной целостности.
- Рефлексия — самоанализ и самонаблюдение за собственным поведением в деятельности и общении, с помощью которого человек стремится получить наиболее полное знание о себе, что позволит ему контролировать себя, осуществлять самооценку, что имеет большое значение для самовоспитания и саморегуляции.
Этапы формирования самооценки:
- каждый человек сам влияет на формирование собственной самооценки;
- каждый человек мыслит и совершает поступки в соответствии с уровнем собственной самооценки;
- самооценка каждого человека напрямую влияет на отношение к нему окружающих людей;
- самооценка человека способна колебаться в зависимости от отношения окружающих.
Важную роль для самооценки влияет самоактуализация.
Определение 2Самоактуализация представляет собой стремление к полному раскрытию своего потенциала. В основе этой концепции лежит теория, созданная в 1943 году Абрахамом Маслоу. Психолог изложил иерархию психологических потребностей, иллюстрирующую порядок человеческой мотивации.
Примечание 2В основании мотивационной пирамиды Маслоу лежат физиологические потребности, такие как воздух, которым мы дышим, и пища, которую мы потребляем. После удовлетворения этих потребностей можно переходить к потребностям в безопасности, любви, принадлежности и самоуважении.
Самоактуализация происходит, когда более базовые потребности удовлетворены или находятся в процессе удовлетворения, и становится возможным стремиться придать существованию смысл, личную и социальную реализацию — через творчество, интеллектуальный рост и социальный прогресс.
Определение уровня отношения к себе
Каждый человек имеет определенное отношение к себе. Это отношение содержит осознание своего положения в коллективе, обществе и ответственности перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей характерна для людей с эгоистическим характером.
Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положиться. Люди с такой чертой характера в последующий период службы испытывают большие трудности в отношениях с сослуживцами.
Человек альтруистического типа характера ставит на первое место интересы коллектива, других людей. Альтруизм — важная черта характера, без которой невозможно существование настоящего коллектива.
ОГЭ по обществознанию 2023 задание 22: номер 6 | q32bl
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Заниженная самооценка — весьма распространённое явление. Низкая самооценка может быть у любого человека, даже такого, кто обладает большими властными полномочиями. Человек с заниженной самооценкой относится к себе без любви и уважения. Более того, человек с заниженной самооценкой будет подсознательно выбирать себе таких партнеров по общению, которые будут эту самооценку подтверждать. Казалось бы, такой парадокс, но на самом деле человек стремится невольно подтвердить свою самооценку. Для людей с внутренней неуверенностью и низкой самооценкой такие действия естественны.
Причины возникновения заниженной самооценки могут быть разные. Чаще всего в этом виноваты родители ребёнка, требующие от него слишком многого, постоянно сравнивающие собственного сына или дочь с другими детьми. Но часто бывает, когда вполне уверенный в себе гражданин, попав в непростые жизненные обстоятельства, например, потеря работы, болезнь, конфликт в семье и т. д., может впасть в депрессию и утратить веру в свои силы.
В борьбе с комплексами и низкой самооценкой родителям необходимо знать, что если без конца повторять своему чаду, что он ничего не знает, не умеет и ничего-то никогда у него не получается, то вполне возможно, что однажды ребёнок и в самом деле в это поверит. А тогда — проблемы с самооценкой ему гарантированы. Что бы ни произошло, нужно критиковать сам проступок, а не его виновника: ребёнок всегда должен знать, что он любим таким, какой он есть. Но это не приговор. С заниженной самооценкой можно бороться, в том числе и самому.
Не стремитесь искусственно повысить свою самооценку, живите и наслаждайтесь жизнью, постепенно увеличивая шаги и веру в исполнение желаний. Помните про поговорку: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Расширяйте свой кругозор, будьте любознательны, увлечены хобби, чем-то интересным или полезным. Не бездельничайте, находите себе интересное и полезное дело. Очень часто из-за невнимательности или неопытности у людей не сразу все получается, понимают они не с первой попытки. Нет ничего плохого в том, что вы переспросите или поинтересуетесь у друга или одноклассника, как и что делать. Займитесь собой, тренируйте физическую силу, это сразу придаёт уверенности в себе. В здоровом теле, естественно, здоровый дух, а, значит, и самооценка и уверенность от успехов в спорте тоже повысятся.
Не сравнивайте себя с другими, как бы вам этого ни хотелось. Не истязайте себя самокритикой, от этого в вашем сознании ничего не поменяется. Не оправдывайтесь, не бубните, а смело, спокойно объясните свой поступок. Ничего не бойтесь, всегда анализируйте ситуацию, оцените своё поведение в той или иной ситуации. Умейте признавать свои ошибки, но не зацикливайтесь на них, а стремитесь исправить то, что возможно.
Что вы сейчас имеете — это результат работы вашей и вашего окружения. Время повернуть назад невозможно. Важен каждый день. Нельзя откладывать борьбу за самого себя ни на один день. Можно не успеть и потерять очень много, возможно, что всё. Выбор за вами — оставаться в том болоте или пойти по своему пути, расправив крылья. Не важно, что скажут другие, им, в принципе, никакого дела до вас нет. Только у спокойных, уверенных в себе людей нет потребности постоянно доказывать всем, какой он значимый и бесценный.
(По Б. Романовой)
Как, по мнению автора, возникает заниженная самооценка? Укажите любые две характеристики, свойственные человеку с заниженной самооценкой, которые называет автор.
Самоуважение — ClassNotes.ng
Вернуться к: СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ JSS3
Добро пожаловать в класс!
Сегодня на уроке мы будем говорить о самооценке. Наслаждайтесь классом!
СамоуважениеСамоуважение просто означает уверенность в себе или своих способностях. это означает самоуважение. Его также определяют как чувство удовлетворения, которое кто-либо испытывает в себе или своих способностях. Наша самооценка – это то, как мы относимся к себе. Это наша вера и уверенность в своих способностях и ценности. Если мы ценим то, что делаем, и верим, что это хорошо, то у нас хорошая/высокая самооценка, но если мы чувствуем, что недостойны хороших вещей, то у человека может быть низкая самооценка.
Типы самооценкиСуществует два основных типа самооценки:
- Высокая самооценка.
- Низкая самооценка.
- Высокая самооценка: Люди с высокой самооценкой не смотрят на себя свысока. Они в основном положительно относятся к вещам и тому, что они делают. У них достаточно уверенности и мужества, чтобы противостоять проблемам. Они не чувствуют себя высокомерными и не чувствуют себя лучше, чем кто-либо другой.
- Низкая самооценка: Люди с низкой самооценкой не ценят себя; они совершенно противоположны людям с завышенной самооценкой. В основном они негативно относятся к тому, что делают, к своей ценности и не верят в свои возможности. Страх неудачи все время сковывает их, и обычно это несчастные люди.
- Детство и воспитание.
- Общество
- Медиа (которые иногда приносят нездоровое эмоциональное развитие).
- Религиозные верования (одни религии созданы для угнетения других, особенно женщин).
- Друзья и семья, с которыми мы проводим время.
- Рабочая среда.
- Общее состояние здоровья
- Тип романтических отношений, в которые мы вовлечены
- Не сдаваться даже после неудачи.
- Быть внимательным и осознавать негативные разговоры с самим собой.
- Наличие положительной веры/представления о том, что вы можете делать все, что задумали.
- Не позволяйте критике людей задевать вас.
- Не сравнивай себя с другими людьми, у каждого своя жизнь.
- Быть и оставаться довольным тем, что вы делаете, и разработать стратегию, как стать лучше.
- Помогайте людям, даже если они не заслуживают помощи, независимо от того, насколько хорошо они поступили с вами или плохо.
- Быстро прощай и забывай.
На следующем уроке мы поговорим о культизме . Мы надеемся, что вам понравился урок.
Если у вас возникнут дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать их в разделе комментариев ниже и доверьтесь нам, чтобы ответить как можно скорее.
Как мы можем сделать ClassNotesNG лучше — НАЖМИТЕ, чтобы рассказать нам💃
Пройдите WAEC, JAMB, NECO, BECE за один присест НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
Смотри БЕСПЛАТНЫЕ видео уроки для лучших оценок и успехов в учебе💃
Важность самооценки
Перейти к содержимомуФизическое здоровье, JSS 2, неделя 6
Тема : Важность самооценки
Содержание
- Значение самооценки
- Категории самооценки
- Преодоление низкой самооценки
Самоуважение
Самоуважение означает гордость за себя, уверенность и удовлетворение собой. Самоуважение позволяет проявлять творческий подход на рабочем месте и является особенно важным условием для каждой профессии. Самооценка отражает общую субъективную эмоциональную оценку человеком своей ценности. Это суждение о себе, а также отношение к себе. Самооценка включает в себя убеждения (например, «я компетентен», «я достоин») и такие эмоции, как торжество, отчаяние, гордость и стыд.
Самоуважение может убедить людей, что они заслуживают счастья. Понимание этого является фундаментальным и универсально полезным, поскольку развитие положительной самооценки увеличивает способность относиться к другим людям с уважением, доброжелательностью и доброжелательностью, тем самым способствуя богатым межличностным отношениям и избегая деструктивных. Недостаток самоуважения может привести людей к депрессии, неполному раскрытию своего потенциала или терпимости к оскорбительным ситуациям и отношениям. С другой стороны, излишняя любовь к себе приводит к отталкивающему чувству собственного достоинства и неспособности учиться на ошибках.
Самооценка состоит из мыслей, чувств и мнений, которые мы имеем о себе. Это означает, что самооценка не фиксирована. Оно может меняться в зависимости от того, как мы думаем. Со временем привычки негативного мышления о себе могут снизить самооценку.
Типы самооценки
- Высокая самооценка
Преимущества высокой самооценки
- Дети с высокой самооценкой начинают ценить себя и считают себя достойными партнерами и способными решать проблемы.
- Они развивают здоровый баланс симпатии к тому, кто они есть, но также признания того, что есть способы, которыми они могут продолжать расти и развиваться.
- При здоровой самооценке дети чувствуют, что у них есть положительные качества и навыки, которые они могут предложить другим людям.
- Они чувствуют, что достойны любви и признания со стороны других, включая семью и друзей.
- Они считают, что заслуживают справедливой доли таких ресурсов, как еда, кров, любовь, время, уважение и достоинство.
- Дети со здоровой самооценкой с большей вероятностью будут счастливы, заведут и сохранят позитивных друзей и будут настойчиво справляться с трудными ситуациями, возникающими в отношениях.
- Они будут рассматривать сложные ситуации как возможность попробовать что-то новое, даже если они не будут полностью успешными.
2. Низкая самооценка (или заниженная самооценка) означает, что вы не готовы к жизни или не чувствуете себя достойным счастья.
Причины низкой самооценки
Ваши убеждения о себе часто кажутся констатацией факта, хотя на самом деле это всего лишь мнения. Они основаны на вашем жизненном опыте и сообщениях, которые этот опыт дал вам о том, какой вы человек. Если ваш опыт был негативным, ваши убеждения о себе, скорее всего, тоже будут негативными.
- систематическое наказание, пренебрежение или жестокое обращение
- несоблюдение родительских стандартов
- несоответствие стандартам группы сверстников
- быть объектом стресса или страданий других людей.
- принадлежность к семье или социальной группе, к которой другие люди относятся с предубеждением
- отсутствие похвалы, теплоты, привязанности или интереса
- быть лишним дома или в школе.
Человек с низкой самооценкой может проявлять некоторые из следующих характеристик
- Сильная самокритика и неудовлетворенность
- Зависть, обидчивость или общая обида.
- Повышенная чувствительность к критике с обидой на критику и чувством нападок.
- Перфекционизм, который может привести к разочарованию, когда совершенство не достигнуто
- Чрезмерное желание угодить и нежелание вызвать недовольство любого просителя.
- Воспринимает временные неудачи как постоянные, невыносимые условия.
- Невротическая вина, зацикливание или преувеличение масштабов прошлых ошибок
- Пессимизм и общий негативный прогноз
- Хроническая нерешительность и преувеличенная боязнь ошибок.
- Плавающая враждебность и общая защитная реакция и раздражительность без непосредственной причины
Люди со здоровым уровнем самооценки:
- Твердо верят в определенные ценности и принципы и готовы защищать их даже при встрече с противником, чувствуя себя достаточно уверенно, чтобы модифицировать их с учетом опыта.
- Сопротивляйтесь манипулированию, сотрудничайте с другими только в том случае, если это кажется уместным и удобным.
- Способны заниматься самыми разнообразными делами.
- Признавайте и принимайте различные внутренние чувства и побуждения, как положительные, так и отрицательные, раскрывая эти побуждения другим только тогда, когда они того пожелают.
- Не теряйте времени, чрезмерно беспокоясь о том, что произошло в прошлом, и о том, что может произойти в будущем. Они учатся у прошлого и планируют будущее, но интенсивно живут настоящим.
- Считать себя равными по достоинству другим, а не ниже или выше, принимая при этом различия в определенных талантах, личном престиже или финансовом положении.
- Понять, насколько он интересен и ценен для окружающих, по крайней мере, для тех, с кем дружит.
- Способны действовать в соответствии с тем, что они считают лучшим выбором, доверяя своим суждениям и не чувствуя себя виноватыми, когда другим не нравится их выбор.
- Чувствительны к чувствам и потребностям других; уважать общепринятые социальные правила и не претендовать на право или желание процветать за счет других.
- Полностью доверять их способности решать проблемы, не останавливаясь после неудач и трудностей. Они просят других о помощи, когда им это нужно.
- Может работать над поиском решений и высказывать недовольство, не умаляя себя или других, когда возникают проблемы .
Преодоление низкой самооценки
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это идеальный подход к борьбе с низкой самооценкой, поскольку он обеспечивает четкую основу для понимания того, как возникла проблема и что ее поддерживает. КПТ фокусируется на мыслях, убеждениях и мнениях, а также предлагает практический подход к изменению этих убеждений путем изменения поведения.
Таким образом вы научитесь:
- замечать самокритичность и пресекать ее в зародыше
- противостоять предвзятому отношению к себе, сосредоточившись на своих навыках
- изменить Правила жизни, которые заставят вас войти в порочный круг
- займитесь своим практическим результатом.
Будьте оптимистичны : Если вы привыкли мыслить самокритично, перетренируйтесь, переформулировав эти негативные недобрые мысли в более полезные и позитивные отзывы.
Сосредоточьтесь на хороших вещах : Вы настолько привыкли сосредотачиваться на своих проблемах, что видите только их? Пришло время начать сосредотачиваться на положительных вещах, а также думать о творческих решениях проблем, которые у вас есть, вместо того, чтобы зацикливаться на них.
Избавьтесь от мыслей о неполноценности : Никогда не думайте о себе плохо и не чувствуйте себя неполноценным. Не сравнивайте себя ни с кем. Ты уникален такой, какой ты есть. Всегда считай себя лучшим.
Воспринимайте ошибки как способ учиться : Примите тот факт, что вы будете делать ошибки, потому что так делают все, и никто не совершенен. Ошибки являются частью процесса обучения. Вместо того, чтобы думать: «Я всегда ошибаюсь», напомните себе, что дело не всегда, а только в этой конкретной ситуации. Подумайте, что вы можете сделать по-другому в следующий раз?
Скажите себе, что успех приходит к разным людям в разное время : Когда другие добиваются успеха, подбадривайте их и празднуйте вместе с ними. Кроме того, сосредоточьтесь на том, чтобы преуспевать, чтобы вы также могли добиться собственного успеха.
Примите свое мнение и идеи: Не бойтесь их высказывать. Если кто-то не согласен с вашей идеей, это не является отражением вашей ценности или вашего интеллекта. Этот человек просто видит вещи иначе, чем вы. Это не должно заставлять вас думать о себе хуже.