Исследование самооценки подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков.
Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня самооценки, разработанная Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн, методика С. В. Ковалева на определение уровня самооценки.
В результате выдвинутая гипотеза о том, что большинство подростков имеют неадекватную самооценку, была подтверждена.
Соответственно требуется проведение коррекционных мероприятий, направленных на приближение самооценку к адекватному уровню.
Работа посвящена изучению самооценки подростков ее влиянию на формирования образа «Я» у подростков. Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности и отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира.
Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, психолого-педагогическая диагностика.
Актуальность темы связана с необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения подростков в период обучения в девятом классе среднеобразовательной школы, в момент их выбора дальнейшего жизненного пути, места обучения, выбора профессии. Социальные изменения накладываются на время, когда происходят психофизиологические изменения в развитии школьников.Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности, отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира. Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Анализ литературных источников показал, что,феномен самооценки широко изучается и старательно описывается, но несмотря на это, до сих пор нет однозначного определения понятия «самооценка». Также отсутствует единство понимания природы этого явления и его особенностей. Учеными исследовались вопросы: онтогенеза самооценки, ее функции, структура, закономерности и возможности формирования.
Многие авторы акцентируют внимание на формировании самооценки в подростковом периоде и на факторах, которые могут способствовать ее становлению. Данную проблему исследовали следующие ученные: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, А. И. Липкина, А. А. Реан, А. Г. Стужин, Е. А. Соколова, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Бернс, П. М. Якобсон, А. Адлер, Б. В. Зейгарник, К. Левин и 3игмунд Фрейд. Авторы пришли к мнению, что становление самооценки происходит непосредственно в подростковом возрасте.
Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками. Исследования межличностных отношений подростков проводились такими отечественными учеными как Н. П. Аникеева, Е. Л. Дубовская, Р. Л. Кричевский, Л. Р. Мадорский, Е. Н. Резников, Х. Ремшмидт, М. В. Смирноваи т. д. А. Н. Леонтьев, описывая проблему самосознания как дилемму важнейшего жизненного значения, возглавляющую психологию личности, расценивал её как нерешенную и уходящую от научного психоанализа. Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960гг) отмечал: «Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания.
Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца».Многие ученые отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем или иным показателям, которые представляются им самыми важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать самооценку собственных качеств. По мнению А. В. Гайфуллина, самооценка — это сложная система, формирующая характер самоотношения индивида и включающая как общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие либо непринятие себя, так и парциальные, иначе говоря, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, действиям, поступкам, успешности либо неспешности отдельных видов деятельности.
Таким образом, мы видим, что, мнение ученых разных стран сводится к одному выводу — подростковый период в онтогенезе человека имеет большое значение в формировании самооценки.
Материалы и методы
Проведенное исследование состояло из следующих этапов:
- Теоретические — изучение отечественной и зарубежной литературы.
- Эмпирические — эксперимент констатирующий
- Математико-статистические.
Результаты
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки ( Р. В. Овчаровой ) были получены следующие результаты:
– 50 % имеют завышенную самооценку (15 человек)
– 33,33 % имеют заниженную самооценку (10 человек)
– 16,67 % имеют адекватную самооценку (5 человек)
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки ( Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан) были получены следующие результаты:
– 56,6 % имеют завышенную самооценку (17 человек)
– 30 % имеют заниженную самооценку (9 человек)
– 13,34 % имеют адекватную самооценку (4 человека)
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки ( С. В. Ковалева ) были получены следующие результаты:
– 53,33 % (16 человек) учащихся испытывают высокийуровень самооценки,адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия других и трезво оценивают свои действия;
– 33,34 % (10 человек) учащихся испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают не объяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований, необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– 13,34 % (4 человека) учащихся испытывают средний уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости, не переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.
Таким образом, подведя общий итог проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что 53,3 % исследуемых школьников имеют завышенную самооценку, 32,2 % — заниженную самооценку и 14,5 % имеют адекватную самооценку. Итого 85,5 % учащихся имеют неадекватную самооценку, и нуждаются в ее корреляции.
Заключение
Проведенное исследование, в определенной степени дает подтверждение изученной теоретической базы в 1й главе, а также подтверждает, выдвинутую гипотезу о том, что большинство подростков имеют неадекватную (заниженную, завышенную) самооценку. По результатам тестирования школьников по трем методикам: Дембо-Рубинштейна, Овчаровой Р.В и Ковалева С.Дают примерно одинаковые цифры и говорят о том, что свыше 60 % учащихся нуждаются в корреляции уровня существующей самооценки. Завышенная самооценка имеет в своей природе выдвижение личности самому себе часто, нереалистичные требования, переоценивание своих возможности, и как следствие эта необоснованная уверенность в себе может раздражает других, вызывает конфликты, неудачи и что более важно — разочарования, при получении результата, отличающегося от задуманного. Заниженная самооценка, напротив может не дать личности сделать нужный шаг и как следствие, разочарование, раздражение, прокрастинирование и не получение желаемого, в виду отсутствия действий по его получению. Поэтому крайне важно человеку, особенно подростку иметь адекватный уровень самооценки.
Литература:
- Азимова Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст]: / Р. Н. Азимова Известия АПАз ССР. — 1969. — № 3.- С. 95–104, с. 99
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]: Практическая психология в образовании / Марина Ростиславовна Битянова — Москва: Совершенство, 2001. — 298 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.: пер. с англ / Роберт Бернес — Москва: Прогресс, 1986. — 1986.- 421с.
- Бернс Р. Я — концепция и Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности.: пер.с анг/ Роберт Бернс — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2009. 656 с
- Брызгалов, Н. В. Формирование и коррекция самооценки [Текст]: Молодёжь и наука / Брызгалов Н.В / Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50 -летию первого полета человека в космос — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011
- Божович Л. И. Личность и учение подростка [Текст]: Психологическая наука и образование / Лидия Ильинична Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил.
- Волков, Б. С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Борис Степанович Волков. — Москва: — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 266 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: Анри Валлон. — Москва: Просвещение, 1997. — 190 с.
- Выготский Л. С. Психология [Текст]: Мир психологии / Лев Семенович Выготский — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Текст]: Алексей Викторович Гайфулин — Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009 — № 1. 76 с.
- Гонина, О. О. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст]: Ольга Олеговна Гонина. — Москва: Флинта, 2014. — 542 с., с. 452
- Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст]: — Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. 120 с.
- В. И. Долгова, А. А. Кошелева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №
- Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст]: учебник для вузов / Евгений Павлович Ильин. СПб.: Питер, 2014 190 с.
- Запорожец A. B. Психологическое развитие ребенка [Текст] / Александр Bладимирович Запорожец / Избр. психологические труды в 2 т. Москва: 1986. 360с.
- Кашкуш А. Специфика формирования самооценки [Текст]: Мир науки, культуры, образования/ Айман Кашкуш // Мир науки, культуры, образования № 2 (69): сб. науч. тр / Великий Новгород. Новгородский гос. ун-т — Великий Новгород 2018. — С- 70 -72.
- Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст]: учебник для вузов / Борис Дмитриевич Карвасарский. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 553 с
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Игорь Семенович Кон — Москва: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности [Текст] / Игорь Семенович Кон // Психологический журнал. — 1997. — № 4. — 126 с.
- Личко А. Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения [Текст]: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Андрей Евгеньевич Личко// Возрастная и педагогическая психология — Москва: Академия, 2001. — 266 с.
- Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст]: учебное пособие. /Ольга Николаевна Молчанова — Москва: Наука, 2010. 392 с.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: учебник / Людмила Филиповна — Москва: Роспедагентство, 1996. — 374 с.
- Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст]: Спецкурс / Сергей Рэмович Пантилеев Москва: Изд-во МГУ 1991 108 с.
- Прихожан A. M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Прихожан Анна Михайловна Москва: Юрайт 2016–480 с.
- Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во МГУ 1983–288с.
- Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во: Академия, 2009. 284 с
- Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Савонько Елена Ивановна,- Москва: 2004. № 4. 157 с.
- Сидоров К. Р. Самооценка в психологии [Текст]: Сидоров Константин Рудольфович // Мир психологии. 2006. № 2. 234 с.
- Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития [Текст]: Высшая школа /Слободчиков Виктор Иванович // Вопросы психологии — 1991. — № 2. — 49 с.
- Соколова Е. Т. Нормальные трудности подросткового возраста [Текст]: учителям и родителям о психологии подростка / Соколова Елена Теодоровна Москва, 1990. 66 с.
- Психологический словарь [Текст] / под ред. Зинченко В. П., Мещеряковой Б. Г. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд-во: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка [Текст] Умарова А.С // Молодой ученый. 2014. № 3. 162 с.
- Хлебодарова О. Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка // Молодой ученый. 2010. № 1–2–2. 230 с.
- Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Психология развития и возрастная психология/ Шаповаленко Ирина Владимировна — Москва: Юрайт, 2013. 576 с
- Шаяхметова В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков [Текст]: // Концепт. — 2015. -№ 03 (март).
Основные термины (генерируются автоматически): завышенная самооценка, заниженная самооценка, подростковый период, формирование самооценки, адекватная самооценка, количественное выражение уровня самооценки, подростковый возраст, результат диагностики, самооценка, уровень самооценки.
Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии
Одним из перспективных направленийсовременных исследований является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды. Одна из причин интереса к ним — радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране, которые затрагивают все сферы общественной жизни, изменяя социокультурную ситуацию в целом, приводя к росту социальной напряженности и конфликтности, к возрастанию роли насилия во всех общественных системах, в том числе и в системе образования. Насильственные действия в отношении отдельного человека, группы людей, больших сообществ диктуют необходимость поиска ресурсов, способствующих устойчивости и сопротивляемости, выявлению внешних и внутренних возможностей, обеспечивающих психологическую защищенность человека. Наиболее уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью и динамичностью современности является подрастающее поколение, требования к внутренним ресурсам которого значительно возросли [1].
Другая причина пристального внимания психологического сообщества к проблеме психологической защищенности – возрастание внутренних угроз, обусловленных трансформацией ценностей и смыслов современного человека, потерей прежних ориентиров и не всегда результативных попыток поиска новых [1, 2].
На фоне резких перемен в социальной и экономической жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в образовательной среде, так как ее участники, в силу возрастных особенностей, наиболее уязвимы и в последующем транслируют приобретенные ценности, стереотипы и формы поведения в жизнь общества в целом. Поиск ресурсов психологической защищенности и выявление факторов адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний является актуальной социальной задачей [2, 5] .
В традиционном понимании самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе. Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей [3]. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.
Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка личности является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий межличностного взаимодействия и своих возможностей [6]. Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Необходимо учитывать изменения самооценки подростка в период полового созревания, как наиболее острого переходного момента становления личности, и умело влиять на эти изменения в положительном направлении. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у подростка. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.
По мнению А. А. Реана, самооценка – это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [9].
Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной [4, 7, 8].
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой:
-регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;
-защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
В структуру самооценки входят два компонента:
-когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
-эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач. Признаки адекватной самооценки:
- Умение любые перемены обращать себе на пользу. У неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
- Спокойное восприятие конструктивной критики. Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
- Способность противостоять стрессам. Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, оказывает разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
- Желание не только принимать, но и делиться. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
- Искусство справляться с негативными эмоциями. Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и других людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут [4].
Самооценка личности подросткавходит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Важным моментом при исследовании самооценки, служит уровень притязаний индивида, который можно определить как уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.
Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из известной формулы классика У. Джемса:
Cамооценка = Успех / Уровень притязания,
видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Уровень притязаний может быть реалистичным, человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям, либо неадекватно завышенным или заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем реалистичнее уровень притязаний. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.
При значительных отклонениях самооценки от адекватной у подростка нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как индивид говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей подростка сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения.
Заниженный уровень притязаний, когда подросток выбирает слишком простые, легкие цели, хотя возможно достичь значительно более высоких, случается при низкой самооценке. Заниженная самооценка разрушает у индивида надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а свой уровень притязаний, свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Однако это бывает и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость.
Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации. Выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, — эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Насколько опасной ни была бы повышенная самоуверенность, психологически гораздо опаснее заниженная самооценка.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее уровня притязаний, то душевное равновесие ее невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия [5, 6].
В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т. е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т. д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.
Адекватная самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние личности подростка и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самооценку следует изменять систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.
Наиболее типичными чертами личностного развития детей и подростков с отклонениями, по мнению многих авторов, являются ослабление мотивационной сферы, аутичность, тревожность и недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию, а также бедное содержание самосознания, существенные расхождения между образом реального и идеального «Я» и др.
Теоретический анализ характеристик личности при разных отклонениях в развитии свидетельствует также о «высокой частоте встречаемости полярных свойств в рамках одного континуума: высокие/низкие уровни притязания и самооценки. Разброс значений в этих континуумах свидетельствует о неустойчивости рассматриваемых характеристик [2].
Некоторые авторы указывают на определяющую роль в личностном развитии ребёнка его реакции на собственный дефект (А.Р. Лурия, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.). Вслед за ними Е.Г. Белякова в своём исследовании, показала, что человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причём осознание дефекта приводит как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности. В первом случае самоотношение способствует возникновению чувства неполноценности, невротических расстройств. Возникает низкая самооценка, которая создаёт плодотворную почву для формирования болезненной реакции на дефект. Во втором случае самоотношение выступает источником развития личности, направляет её на поиск путей компенсации дефекта [3].
Таким образом, развитие самооценки как фактора психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии, остается актуальной в специальной психологии. Анализируя научные источники можно утверждать, что развитие самооценки у подростков с отклонениями в развитии происходит с задержкой. Общими проявлениями несформированности самооценки у подростков с отклонениями в развитии являются: низкая частично дифференцированная самооценка, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность своих ответов. При этом меняется и роль подростков с отклонениями в развитии в обеспечении собственной защищенности. Если личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности, то в подростковом возрасте его самооценка, уровень притязаний, социальная компетентность, осознание своих прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу.
Психолог Гай Винч объясняет, как повысить самооценку
Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях
Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации.ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.Скачать приложение
Будьте добрее к себе. Unsplash / Хейли ФелпсСамооценка — прекрасная, но деликатная вещь. Когда наша самооценка высока, мы чувствуем себя более устойчивыми, мы менее уязвимы для беспокойства и отторжения, и меньше кортизола — гормона стресса — высвобождается в кровь.
Положительные стороны очевидны, но повысить самооценку может быть непросто, особенно если в прошлом у нас были неудачи. В своем блоге на TED психолог Гай Винч, имеющий 20-летний опыт работы с пациентами, говорит, что проблема в том, что наша самооценка и так достаточно нестабильна, так как она может колебаться ежедневно, даже ежечасно.
Еще одна сложность заключается в том, как наша карьера формирует наше представление о собственной ценности. Например, шеф-повар скорее обидится, если вам не понравится еда, которую он для вас приготовил, чем тот, кто не зарабатывает на жизнь приготовлением пищи. Винч говорит, что это потому, что кулинария является важным аспектом их личности.
Он рассказал о пяти способах повысить самооценку и о том, как лучше справляться с ударами, которые мы получаем.
1.
Правильно используйте позитивные утверждения. Unsplash / Бао-Куан НгуенПозитивные аффирмации — это метод практики «Ты — это то, что ты думаешь». Идея состоит в том, что вы наполняете свой разум позитивными мыслями, пока не поверите им.
Это популярный способ повышения самооценки, потому что он прост, но Винч говорит, что есть одна серьезная проблема: позитивные аффирмации, как правило, заставляют людей с низкой самооценкой чувствовать себя еще хуже, потому что все, что говорится в качестве аффирмации, — такое как «я красивая» или «я буду успешна» — часто могут слишком противоречить их существующим представлениям о себе.
Винч предлагает изменить фразу «Я собираюсь добиться успеха» на что-то более понятное, например, «Я буду упорствовать, пока не добьюсь успеха».
2. Определите, в чем вы хороши.
Unsplash / Уильям СтиттВинч говорит, что самооценка растет, когда мы демонстрируем реальные способности и достижения в тех областях нашей жизни, которые важны для нас. Может быть, вы хороши в беге — запишитесь на какие-нибудь местные забеги и тренируйтесь для них. Увлечены кулинарией? Устраивайте больше званых ужинов.
Ключ, по его словам, заключается в том, чтобы выяснить свои основные навыки и таланты и найти возможности — и даже карьеры — которые подчеркивают их.
3. Научитесь принимать комплименты.
Unsplash / Кэти ТредуэйКогда мы плохо относимся к себе, никому другому трудно вытащить нас из этой колеи. Винч говорит, что в это время мы более устойчивы к комплиментам, хотя именно тогда они нам нужны больше всего.
Он говорит, что вместо того, чтобы отмахиваться от комплиментов как от лжи, вы должны поставить перед собой цель терпеть комплименты, когда вы их получаете. Даже если вы чувствуете себя неловко — а вы, вероятно, будете чувствовать себя — в конечном итоге это того стоит.
Лучший способ не дать себе отмахиваться от комплиментов, говорит он, — это подготовить готовые ответы на определенные вещи и заставить себя использовать их до тех пор, пока это не станет автоматическим. Эти ответы могут быть простыми словами, такими как «Спасибо» или «Как мило с твоей стороны».
Побуждение смеяться над комплиментами со временем исчезнет, что будет признаком того, что это работает и что вы начинаете верить тому хорошему, что люди говорят о вас.
4. Не критикуйте себя.
Unsplash / косал лейНе пинайте себя, когда вы уже упали.
Винч говорит, что это то, что мы, скорее всего, сделаем. Когда наша самооценка низкая, мы можем нанести ей еще больший ущерб, проявляя самокритичность.
Винч говорит, что мы должны бороться с этим с состраданием к себе. Когда вы чувствуете, что ваше внутреннее «я» начинает вас критиковать, спросите себя, сказали бы вы такие вещи близкому другу.
Как правило, мы гораздо более сострадательны к друзьям, чем к самим себе, поэтому подумайте дважды, когда в следующий раз начнете говорить себе обо всем, что вы делаете неправильно. Винч говорит, что это поможет не повредить вашей самооценке, а вместо этого даст вам время сосредоточиться на самосовершенствовании.
5. Напомните себе о своей реальной ценности.
Unsplash / Олу ЭлетуЕсли ваша уверенность терпит удар, Винч говорит, что это лучший способ восстановить ее.
Если вас отверг человек, с которым вы встречались, составьте список своих качеств, которые делают вас отличным партнером, таких как верность или эмоциональная доступность. Если вы не получили повышения, к которому стремились на работе, запишите все, что делает вас ценным сотрудником, например надежность или преданность своему делу.
Напишите краткий абзац или два о том, почему то или иное качество важно и почему другие люди оценят его. Винч советует выполнять это упражнение каждый день в течение недели или всякий раз, когда вы чувствуете, что вам нужно взбодриться.
Повысить самооценку непросто, и для этого нужно немного поработать, но Винч говорит, что отдача неоценима, если вы сделаете это правильно — вы обнаружите, что вырабатываете более здоровые эмоциональные привычки, и вам будет легче прийти в норму. когда вы будете страдать от ударов в будущем.
Прочтите оригинальную статью на Business Insider UK. Авторское право 2017. Следите за новостями Business Insider UK в Твиттере.Читать далее
LoadingЧто-то загружается.Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Функции Психология СоциологияПодробнее. ..
Мета-анализ предоставляет доказательства того, что высокая самооценка имеет широкий спектр психологических преимуществ
В повседневной жизни нас часто поощряют быть уверенными, но не дерзкими. Высокая самооценка может быть воспринята как любая, что приводит к спорам среди широкой публики и исследовательских сообществ о том, полезна ли самооценка или вредна. Исследование, опубликованное в Американский психолог пытается ответить на этот давний вопрос, проводя метаанализ предыдущих исследований по этому вопросу.
Самоуважение — хорошо изученная переменная, но до сих пор не утихают споры о ее преимуществах. Это было описано как благоприятное для формирования социальных отношений и достижения успеха в профессиональной и образовательной деятельности. С другой стороны, другие исследования показали, что эти эффекты слабы. Самоуважение в значительной степени измеряется самооценкой, поскольку это субъективная конструкция. Это исследование было направлено на то, чтобы понять совокупность исследований самооценки и использовать их, чтобы сделать выводы.
Исследователи Ульрих Орт и Ричард В. Робинс провели метаанализ существующих исследований самооценки. Они разделили исследования на социальные отношения, школу, работу, психическое здоровье, физическое здоровье и антиобщественное поведение. Они также рассмотрели причинно-следственную связь, обобщаемость и размер эффекта, а также рассмотрели разницу между высокой самооценкой и нарциссизмом.
Результаты показали подавляющую поддержку преимуществ высокой самооценки. Самооценка была положительно связана с удовлетворительными социальными отношениями, успехами в учебе и работе, улучшением физического и психического здоровья и отрицательно связана с антиобщественным поведением. Эти результаты наблюдались в разных этнических группах, на разных возрастных группах и этапах жизни. Было показано, что положительные эффекты высокой самооценки не связаны с нарциссизмом. В целом было показано, что высокая самооценка связана с положительными и адаптивными результатами.
В этом исследовании использовался метаанализ, который предоставляет данные из многих исследований, что позволяет изучить общие тенденции в результатах и использовать очень большие и разнообразные выборки. Несмотря на это, метаанализ имеет ограничения. Метаанализ ограничен уже существующими данными. Любые проблемы с первоначальными исследованиями могут сохраняться в метаанализе.
«Настоящие результаты, основанные на нескольких крупных мета-анализах и сотнях отдельных исследований, бросают серьезный вызов широко распространенным утверждениям в научной литературе и популярной прессе о том, что самооценка имеет мало преимуществ и может даже иметь «темную сторону». Наоборот, обширный массив исследований показывает, что высокая самооценка помогает людям адаптироваться и добиваться успеха в различных сферах жизни, в том числе иметь более удовлетворительные отношения, лучше успевать в школе и на работе, наслаждаться улучшенным психическим и физическим здоровьем и воздержание от антиобщественного поведения», — заключили исследователи.