Урок самопознания в 1 класс «Жить в ладу с собой»
КСП по самопознанию в 1 классе
1 четверть 5 урок
Раздел IМУДРОСТЬ ВЕКОВ
Школа:
Дата: «____»____________20___г.
ФИО учителя:
Класс: 1 «____» класс.
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока:
ЖИТЬ В ЛАДУ С СОБОЙ!
Цель:
выявить общечеловеческую ценность Внутренний покой через осознание важности жить в ладу с собой.
Задачи:
Раскрыть понятие «совесть».
Развить стремление поступать по совести
Воспитать вежливость, дисциплину.
Ценность:
Внутренний покой.
Качества:
поступать по совести, вежливость, дисциплина.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Методические рекомендации
Ресурсы
Организационный момент.
Позитивный настрой.
Психологический настрой Для начала нам необходимо сосредоточиться. Сядем удобно, выпрямим спинку и закроем глаза. Теперь послушаем музыку и представим то, о чем я буду вам рассказывать. (Звучит музыка. Медитация на свет).
Представьте ясный летний день. Солнышко ласкает вас (пауза). Запомните свои чувства. А сейчас пошел дождь, веселый и теплый… (пауза). Запомните свои чувства. Нашли ответ на трудный вопрос? (Пауза). Запомните свои чувства. Красивая бабочка села на вашу ладонь, и ее крылышки подрагивают (пауза). Запомните свои чувства. Вы пришли в свою родную школу (пауза). Запомните свои чувства. И через некоторое время можно открыть глазки.
Покажите движениями и мимикой, что вы чувствовали в своем сердце, когда вас ласкало солнышко? А когда вас намочил дождик?
Покажите движениями и мимикой что вы чувствовали, когда ответили на трудный вопрос? А когда Бабочка присела на ладонь? (Ответы детей).
Музыка:
http://mp3prima.com/song/1115842/melodiya+super+relaks
Проверка домашнего задания
РТ стр 10
Позитивное высказывание (цитата)
Учитель знакомит учащихся с народной мудростью, предложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»:
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Данное высказывание рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, которая изучается на уроке.
Для закрепления в памяти учащихся данного высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
При обсуждении высказывания важно подчеркнуть, что его содержание перекликается с основной идеей данного урока.
Рассказывание истории (беседа)
Андрюша – хороший и любознательный мальчик. Он уже школьник. Мальчик радуется этому. А еще и тому, что совсем недавно родители начали доверять ему в семейных делах.
Андрюша гордится, что родители ему доверяют. Он старается вежливо выполнять их просьбы. Так, когда отец собирается в командировку (а отец у Андрюши журналист), он твердо обещает быть заботливым помощником маме.
Мама заболела совсем неожиданно. Поздно вечером, возвращаясь с работы, она попала под холодный ливень. Пока дошла домой, промокла насквозь. Она очень замерзла. А еще устала.
Андрюша уже спал. Чтобы не разбудить сына, мама решила не беспокоиться о себе. Не включая свет в комнате, обтерла полотенцем промокшие волосы и легла в кровать. Правда, перед этим бережно подвинула одеяльце, заботливо укрывая Андрюшу.
— Мама, а где мой завтрак?! – собираясь в школу, мальчик тормошил ее, пробуждая от тяжелого забвения.
— Я сейчас, – мама попробовала встать с кровати и изнеможенно упала на подушку. Болезнь поборола ее целиком.
— Мама, что с тобой?! – напуганный Андрюша не знал, что и делать.
— Я… заболела, сынок, – едва прошептала обессиленно. В ее тихом голосе была слышна вина.
— Извини… что… не могу… приготовить тебе… завтрак… Возьми… в кошельке… деньги… что-то купи… себе…
— Хорошо! – Андрюша схватил ранец, взял в руки промокший мамин кошелек. И вдруг молнией отразился у него в душе голос отца: «Будь заботливым, сын. Береги маму».
Андрюша вобрал голову в плечи. Он мгновенно вспомнил ночной мамин кашель. Стыд и совесть пробудились в его душе: «И как я мог спокойно спать, когда мама плохо чувствовала себя? И как могу оставить ее дома саму? Когда болею я, мамочка не знает покоя, просиживая возле моей кроватки все ночи подряд, до тех пор, пока полностью не выздоровею».
— Мама, – мальчик отложил портфель, – сейчас я заварю чай и вызову врача. В школу сегодня не пойду. Не волнуйся, – мальчик потрогал горячий мамин лоб, – я позабочусь о тебе, и ты в скором времени выздоровеешь.
— Спасибо… сынок, – на маминых глазах выступили слезы.
Беседа.
— Как вы думаете, что заставило Андрюшу вернуться?
5. Творческая деятельность, групповая работа
Первое задание учебника предполагает индивидуальную работу каждого учащегося. Учитель предлагает рассмотреть рисунки и высказать свое мнение по поводу изображенных ситуаций. Учащиеся могут представить себя на месте тех ребят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы поступили они на их месте и почему. Это поможет учителю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.
Второе задание подразумевает групповую работу. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых предлагает свой выход из ситуации. Целью данного задания является, прежде всего, объединение учащихся между собой, а также умение прийти к правильному выходу из предложенных ситуаций.
Задание 1.
Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?
Задание 2.
Найдите выход из ситуаций. Помогите ребятам поступить по совести.
Ситуация 1.
Артём пригласил своего друга Армана в кино посмотреть новый мультфильм. Но у Армана не оказалось денег на билет. У Артёма были деньги, и он подумал, как поступить: заплатить за друга или отказаться от похода в кино.
Ситуация 2.
Учитель попросила Малику помочь Диане с домашним заданием. Малика ответила, что с радостью поможет. Но после школы, заигравшись, совсем забыла о своём обещании. Диана очень расстроилась.
Работа в тетради нарисовать в тетради, то что приносит радость с.13
6. Домашнее задание
Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.
РТ № стр 15
Задание 3. Сочините рассказ на тему: «Жить по совести». Попросите членов семьи записать его в рамку.
С.31 выучить песню
С. 28 прочитать опережающее задание
Новая информацияЦелью «Новой информации» является понимание учащимися изученного на уроках материала и закрепления полученных знаний и навыков.
Жить в ладу с собой — значит жить в ладу со своим внутренним голосом, голосом совести.
Поступать по совести — поступать правильно и честно,как подсказывает вам сердце.
Совесть — это голос сердца. Для каждого человека важна чистота его сердца.
7. От сердца к сердцу
Групповое пение
Если добрый ты
Сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Стр. 31
8
Заключительная минута урока
А теперь, сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, о чем мы говорили сегодня, вспомните всех своих друзей, пожелайте им добра и счастья.
infourok.ru
«Жить в ладу с собой»
Школа: ОСШ Бірінші мамыр. Дата:____________№__6__ Тема: Жить в ладу с самим собой
Ценность: Праведное поведение. Качества: Честность, справедливость, уважение
Педагог: Г.Ергешева
Класс:____________
Цель: формирование начальных представлений о понятиях «жить в ладу с самим собой» через практику праведного поведения.Задачи:
— раскрыть смысл понятия «честность»,«поступать по совести»;
— развивать стремление быть справедливым с собой и окружающими людьми ;
— воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Ресурсы:(материалы, источники)
Интерактивная доска, видеоролики, песня
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
1.Под спокойную тихую музыку учитель читает текст НАПРИМЕР: Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.Проверка домашнего задания.
Позитивное высказывание (цитата).
Счастлив тот, у кого совесть спокойна
Народная мудрость
Рассказывание истории (беседа).
Читаем рассказ «Стеклянный человечек» В. Сухомлинского
– Когда человеку становится стыдно за свои поступки?
— Чему учит человека его совесть?
— Приведите примеры из жизни, когда вы поступали по совести?
Творческая деятельность, групповая работа.
Задание №1 Выполнить в тетради рисунок на тему «Красота вокруг нас» и Задание №2 на стр. 30 учебника
Ситуация 1: Вы с другом остались в классе после уроков. Вы увидели на парте сотовый телефон своего одноклассника. Ваш друг предлагает спрятать телефон и никому не говорить об этом.
Как вы поступите?
Ситуация 2: Вы обещали бабушке приехать к ней в гости на выходные помочь убраться дома. Но ваши друзья пригласили вас погулять в парке
Как вы поступите?
Жить в ладу с собой- значит жить в ладу со своим внутренним голосом, голосом совести.
Поступать по совести- поступать правильно и честно, как подсказывает вам сердце. Совесть – это голос сердца. Для каждого человека важна чистота его сердца
Групповое пение.
Песня «Если добрый ты» на слова А.Хайта, музыка Б.Савельева.
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Домашнее задание.
Нарисовать любимого героя из мультфильма
Заключительная минута тишины.
Праведное поведение, Праведное поведение Праведное поведение здесь.
Праведное поведение, Праведное поведение, Праведное поведение везде.
Использованная литература:
1.Программа планирования самопознания « Бөбек» 2016
2. Книга самопознания 1 класса « Бөбек» 2016
infourok.ru
Урок по самопознанию на тему «Жить в ладу с собой» (1класс)
Самопознание
Урок 5
г.Алматы
Гимназия № 60 Дата_______________
Тема: Жить в ладу с собой
Педагог: Чебыкина Т.В
Класс: 1
Кол-во уч-ся_______
Ценность: внутренний покой.
Качества: поступать по совести, вежливость, дисциплина
Цель: выявить общечеловеческую ценность «внутренний покой» через осознание важности жить в ладу с самим собой.Задачи:
Раскрывать понятие «совесть».
Развивать стремление поступать по совести.
Воспитывать вежливость, дисциплину.
Ресурсы:
Поучительная история.
песня «Если добрый ты» сл.А. Хайта, муз. Б. Савельева
Позитивный настрой. Прогулка по лесу.
Проверка домашнего задания:
Дети показывают свои работы.
Позитивное высказывание:
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
1.Как Вы понимаете смысл этой пословицы?
2.Когда совесть бывает спокойна?
3.Почему счастливы те люди, у кого совесть спокойна?
Анализ хода урока
Рассказывание истории
Угрызения совести
Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: «где твоя совесть», «бессовестный», «ты совсем совесть потерял». Вадик точно не знал, что такое совесть, но знал, что когда ее теряешь, то сразу что-то нехорошее случается и родители сердиться начинают. Решил он спросить у своей бабушки, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику на сердце пальцем показала и говорит:
– Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится.
– Так раз она здесь, в сердце, то как же ее потерять-то можно? – удивился Вадик.
– Совесть – это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть.
– А что, без совести нельзя обойтись людям? – спросил Вадик.
– Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершённое зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.
– Так что, она еще и кусаться может?
– Нет, кусаться совесть не может.
– А как же она тогда будет мучить и грызть человека? – спросил Вадик.
– Трудно тебе объяснить, – сказала бабушка. – Но когда-нибудь ты сам все поймешь.
После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он о бабушкиных словах лишь тогда, когда в его жизни произошла одна печальная история.
Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Несколько раз он выглядывал в окно и никого не замечал, пока вдруг не увидел ласточку. Оказалось, доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она то улетала, то возвращалась к своему гнезду, принося в клюве еду для птенцов. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, совсем не боялась подлетать близко. В конце концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вскоре ему в голову пришла одна идея:
– А что если мне ее поймать, – подумал Вадик. – Что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой.
Нацепив на ветку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ничего не получалось. Как он ни старался, ласточка все равно ловко облетала его сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Через некоторое время Вадик стал нервничать и сердиться, потому что поймать ласточку ему все никак не удавалось. Теперь, когда ласточка подлетала к гнезду, он от злости все быстрее размахивал веткой.
И вдруг Вадик воскликнул от радости. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Тут же стремглав выбежав во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.
Он ею любовался, гладил пальцем голову и трогал ее клюв. Но долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел было ее выпустить в открытое окно, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.
Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове возникла ненависть к себе. Казалось, он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.
Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и
отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим шепотом сквозь слезы просил у ласточки прощения и готов был сделать для нее все что угодно, лишь бы она простила его.
– Зачем я тебя ударил? – шептал он.
– Ты доверяла людям, решила жить рядом со мной, а я тебя за это веткой. Прости меня, я не хотел.
Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя разными словами и готов был даже бить себя, если бы это помогло ласточке и ее птенцам.
– За что! За что я ее так, – думал он.
– Что же теперь делать, что теперь будет с птенцами?
Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо.
Никто Вадика не ругал и не наказывал, но тягостное чувство собственной вины, идущее откуда-то изнутри, не давало успокоиться и никак не проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал искать в книге о птицах, чем питаются ласточки. Оказалось, что ласточки питались мухами и комарами. Вадик долго ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую половину с помощью длинной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнездо. Она лежала в коробке на подоконнике и старалась не шевелить своим поломанным крылом. На следующее утро ласточка уже не двигалась…
Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и любил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных животных. Он уже точно знал, что, когда вырастет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц.
Вопросы:
1.Вадик был хорошим человеком или плохим? (Всякое может случиться, но только хороший старается исправиться и стать лучше).
2.Что такое угрызения совести? (Сильное чувство вины и раскаяния за совершенное зло).
3Как вы думаете, в каждом человеке живет совесть? Что помогает думать о других, а не о себе? (Совесть).
Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо»
Мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо»
Творческая деятельность
Задание 1
Рассмотрите рисунки на стр. 27
— Что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?
Задание 2
Разыграйте и обсудите ситуации. Помогите ребятам поступить по совести.
Работа в тетради:
На стр.13 нарисуйте то, что приносит вам радость.
На стр.14 найдите вторую половину пословицы.
Домашнее задание. Закончить работу в тетради стр.13-14
Групповое пение
Слушание песни «Если добрый ты» сл.А. Хайта, муз. Б. Савельева
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Заключительная минута тишины.
— А теперь сядьте, так как вам удобно, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все, о чем мы говорили, вспомните те моменты, когда вы находились в ладу с самим собой, поместите это состояние в свое сердце и пронесите его через всю свою жизнь! А теперь можете открыть глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен
infourok.ru
Разработка урока по самопознанию в 1 классе по теме «Жить в ладу с собой»
Тема: Жить владу ссобой
Ценность:покой
Качества: поступать по совести, вежливость, дисциплина
Класс 1
Тема:Жить владу ссобойЦель:Формировать начальное представление о понятии «Жить в ладу с собой», через обретение внутренней гармонии.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «совесть».
2. Развить стремление поступать по совести
3. Воспитать вежливость, дисциплину.
Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:
1.Позитивный настрой «Прогулка в лес»
Примите удобную позу. Закройте глаза. Представьте, что мы идём по лесной тропинке, слышим звонкое пение птиц, шелест листьев, благоухают цветы. Делаем глубокий вдох и чувствуем их нежный аромат. Тропинка выводит вас к чистому лесному ручью. Он дышит прохладой. Мы идём дальше и дальше, а деревья тянутся вдоль тропинки, становятся всё выше и выше. Они тянут к солнышку свои ветки. Выберите дерево, сядьте на мягкую травку под деревом. Почувствуйте, как тепло дерева струится по стволу от корней к ветвям, а потом эта энергия наполняет нас. Вы чувствуете тепло в теле, оно заполняет ваши сердца. Ведь сердце – это центр покоя, добра, любви… Возвращаемся в наш класс. Откройте глаза.
— Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
2.Проверка домашнего задания.
Стеклянный Человечек В. Сухомлинский
У одного Мальчика был маленький друг — Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять — Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:
— Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.
Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.
Однажды у Мальчика заболел друг, с которым он сидел за одной партой. Прошёл один день, второй день — а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.
— Что я сделал или подумал плохого? — с тревогой спросил Мальчик.
— Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своём друге.
Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое дала ему мама.
Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.
Беседуем
—Как звали маленького друга мальчика?
-Какие чудесные свойства имел Стеклянный Человечек?
— За какие поступки мальчику было стыдно?
-Чему учит человека его совесть?
Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание (цитата урока).
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
-Повторите народную мудрость.
— Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
4. Рассказывание притчи (Подарок учителя).
Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек.
А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!
Обрадовался человек. Но не деньгам.
А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.
Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да еще б и на вечность хватило!
Вопросы
— Чему обрадовался человек?
— Что помогло человеку вернуть кошелек?
— Какими качествами обладал этот человек?
— Как вы думаете, какая благодарность последовала после этого поступка?
— Почему надо возвращать найденное?
5. Творческая работа.
(Звучит тихая музыка)
Учитель предлагает детям представить планету, на которой живут добрые и поступающие по совести люди.
– У каждого ребенка на парте белый круг из плотного картона (шаблон), цветная бумага, ножницы. Дети выбирают самостоятельно цвет, обводят круг используя (шаблон) и вырезают. Цветом они выражают своё представление об этой планете .
Свои круги прикрепляют к большому кругу, помещенному на доске.
– Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета!
— Как мы ее назовем?
-Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой?
6. Групповое пение.
Если добрый ты
Сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
7. Домашнее задание.
Прочитать и изучить вместе с родителями домарассказ«Старик и яблоня»
8. Заключительная минута урока.
(включается тихая музыка)
-А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глазки. Постарайтесь вспомнить всё, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке. Поместите это в своём сердце. Поступать по совести и жить в ладу с самим собой. Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен.
infourok.ru
Конспект урока самопознания «Жить в ладу с собой» 1 класс
Рассказывание истории
Радости
Ребята сидели на лавочке и разговаривали:
– У меня радость, – сказала Алёнка, – у меня новая лента, смотрите какая – блестящая!
Она показала свою косу и новую ленту в косе.
– У меня тоже радость, – сказала Таня, – мне цветные карандаши купили. Целую коробку.
– Подумаешь, радости! – сказал Петя. – У меня вот удочка есть. Сколько хочешь рыбы наловлю. А что там карандаши какие-то? Испишутся, и всё.
Тут и Дёмушка захотел похвалиться.
– А у меня синяя рубашка! – сказал Дёмушка и растопырил руки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.
Только Ваня слушал и ничего не говорил.
– А у Ванюшки даже никакой, хотя бы маленькой, радостинки нет, – сказала Алёнка, – сидит и молчит.
– Нет, есть, – сказал Ваня, – я цветы видел.
Все сразу стали спрашивать:
– Какие цветы?
– Где?
– В лесу видел, на полянке, когда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.
Ребята засмеялись.
– Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашёл!
– А ещё я один раз зимой крыши видел, – сказал Ваня.
Ребята засмеялись ещё громче.
– Значит летом ты крыши не видишь?
– Вижу. Только зимой на крышах был снег, и солнце светило. С одной стороны крыша синяя, а с другой – розовая. И вся блестит.
– Вот ещё, – сказала Алёнка. – Как будто мы снег на крышах не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал.
– Да он просто так, – сказал Петя, – он нарочно!
– Может у тебя ещё какие радости есть? – спросила Таня.
– Есть, – сказал Ваня, – ещё я видел серебряных рыбок.
– Где? – встрепенулся Дёмушка.
– Настоящих? Серебряных? – Петя даже вскочил. – В пруду? В речке?
– В луже, – сказал Ваня.
Тут все так и повалились со смеху. А Петя проворчал:
– Я так и знал. Он же всё нарочно!
– Нет, не нарочно, – сказал Ваня, – после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в неё солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней серебряные рыбки играли.
– Вот болтун, – сказала Алёнка, – никакой у него радости нет, так он и придумывает.
Алёнка смеялась. А Таня сказала задумчиво:
– А может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдёт…
(Л. Воронкова)
Вопросы
Какие радости видели ребята?
Какие радости видел Ваня?
multiurok.ru
Задачи:Раскрыть понятие «совесть».Развить стремление поступать по совестиВоспитать вежливость, дисциплину. | учебник, тетрадь, |
Я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров хорошего настроения». Закройте глаза. Сядьте удобно. Представьте себе красивый, зеленый острой, вокруг которого плещутся волны теплого моря. На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые. Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся. От этого у всех хорошее настроение. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому, что добрые, внимательные и отзывчивые. Мы вновь в нашем классе. Медленно откройте глазки. | |
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.Народная мудростьПри обсуждении высказывания важно подчеркнуть, что его содержание перекликается с основной идеей данного урока. | |
Нарисуйте то, что приносит вам радость. | |
Рассказывание истории (беседа)Чтение учителем с 25-26Угрызение совести-Совесть — это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял совесть. -А что, без совести нельзя обойтись людям? — спросил Вадик.-Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершенное зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.-Так она ещё и кусаться может?-Нет, кусаться она не может.-Но когда-нибудь ты сам поймешь. Беседа-как проявляется совесть в поступках человека?-что вам помогает жить в согласии с совестью? | |
Творческая деятельность. Задание 2.Найдите выход из ситуаций. Помогите ребятам поступить по совести.Ситуация 1.Ситуация 2.Учитель попросила Малику помочь Диане с домашним заданием. Малика ответила, что с радостью поможет. Но после школы, заигравшись, совсем забыла о своём обещании. Диана очень расстроилась. Групповая работаПрочитайте часть пословицы из первого столбика и найдите ее вторую часть во втором столбике. Соедините их стрелочками. Объясните смысл этих пословиц. | |
Если добрый тыСл. А. Хайта, муз. Б. СавельеваДождик босиком по земле прошёл,Клёны по плечам хлопал.Если ясный день — это хорошо,А когда наоборот — плохо.Если ясный день — это хорошо,А когда наоборот — плохо.Слышно, как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны.Если добрый ты — то всегда легко,А когда наоборот — трудно.Если добрый ты — то всегда легко,А когда наоборот — трудно.С каждым поделись радостью своей,Рассыпая смех звучно.Если песни петь — с ними веселей,А когда наоборот — скучно.Если песни петь — с ними веселей,А когда наоборот — скучно. | |
ust.kz
Урок самопознания «Жить в ладу с собой»
1 класс Тема: 5 Жить в ладу с собой
Ценность: внутренний покой
Качества: поступать по совести, вежливость, дисциплина
Цель: выявить очц Внутренний покой через осознание важности жить в ладу с самим собойЗадачи:
-раскрыть понятие «совесть»
-развить стремление поступать по совести
-воспитывать вежливость, дисциплину
Ресурсы:
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. Путешествие с дельфином
Мысленное путешествие в подводное царство.(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку).
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
2.мотивация.
А кто знает, что такое совесть?
Хрустальная грусть
5мин
1-2мин
3.читаем вместе (с родителями)
Угрызения совести.( по М.Андрианову)
Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Вадик точно не знал ,что такое совесть, но знал, что когда теряешь ее, то сразу что-то плохое случается. Решил он у бабушки спросить, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка и на сердце показала и говорит
-Вот здесь она у каждого находится.
-Так раз она здесь в сердце, то как ее можно потерять?
-Совесть — это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял совесть.
-А что, без совести нельзя обойтись людям? — спросил Вадик.
-Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершенное зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.
-Так она ещё и кусаться может?
-Нет, кусаться она не может.
-А как же она тогда будет мучить и грызть человека?
-Трудно тебе объяснить,-сказала бабушка.
-Но когда-нибудь ты сам поймешь.
Беседа
-как вы думаете в каждом человеке живёт совесть?Почему?
-как проявляется совесть в поступках человека?
-что вам помогает жить в согласии с совестью?
Позитивное высказывание (цитата).
Счастлив тот, у кого совесть спокойна
— Ребята, как вы понимаете смысл этого выражения?
5мин
7минут
Рассказывание истории (беседа).
Рассказ про совесть «Брат и сестра»
Сережа и Аннушка оставались дома одни, и брат сказал сестре:
— Пойдем, поищем, не осталось ли дома чего-нибудь вкусного и полакомимся.
— Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобой.
— Пойдем в кладовую; там мы найдем что-нибудь съестное, и никто нас не увидит.
— Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед; он колет на дворе дрова.
— Ну так пойдем в кухню, — уговаривал брат сестру: — там стоит целый горшок меда и мы намажем себе по большому куску хлеба.
— В кухне увидит нас соседка; она, верно, теперь сидит у окна и прядет.
— Ишь какая ты трусиха, Анюта! — сказал настойчивый лакомка; пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже, наверное, нас никто не увидит.
— Ах, милый Сережа! Неужели ты думаешь, что в погребе никто нас не увидит? Разве ты не знаешь о том, что госпожа Совесть видит через стены и от неё и в темнице нельзя скрыться?
Сережа испугался.
— Правда твоя, сестрица, — сказал он. — Совесть – она видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому мы не должны идти против госпожи Совести, и не делать ничего такого, за что бы было нам стыдно.
Анализ произведения проводится:
— Ребята, скажите, что предложил брат сестре?
-где он ей предлагал искать лакомства?
-почему сестра отказалась?
— а вы поступали так когда вам было стыдно за свои проделки?
— что нужно делать, чтобы совесть не мучала?
Разминка.
Знаю я весёлый танец, научить и вас берусь, друг за другом бысто встанем, вспомним как шагает гусь(важно поднимая ноги)
На поляне над цветами, закружились мотыльки, вот и кружимся мы с вами и проворны и легки (кружатся в разные стороны)
Скачут зайцы по лужайке, через мостик и в лесок, мы попробуем как зайки, прямо, вбок и наискосок (прыгают)
5мин
2мин
Творческая деятельность
Рассмотрим рисунки в учебнике на стр
-как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?
4.ситуации помогите найти ребятам выход из ситуации, чтоб они смогли поступить по совести
1.Артём пригласил своего друга Армана в кино посмотреть новый мультфильм, но у Армана не оказалось денег на билет.У Артёма были деньги, и он подумал как поступить:заплатить за друга или отказаться от похода в кино?
2. Учитель попросил малику помочь Диане с домашним заданием, Малика ответила что с радостью поможет.Но после школы заигралась и забыла о своём обещании.Диана расстроилась.
Рисунок «жить по совести»
10мин
5. Групповое пение. Если добрый ты
5мин
6. Домашнее задание.
Дорисуйте рисунок
2мин
7. Заключительная минута тишины.
1 мин
Дата_______ подпись……………………
1 класс Тема: 6 Жить в ладу с собой
Ценность: внутренний покой
Качества: поступать по совести, вежливость, дисциплина
Цель: выявить очц Внутренний покой через осознание важности жить в ладу с самим собойЗадачи:
-раскрыть понятие «совесть»
-развить стремление поступать по совести
-воспитывать вежливость, дисциплину
Ресурсы:
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. Путешествие с дельфином
Мысленное путешествие в подводное царство.(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку).
Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
2.просмотр рисунков
Хрустальная грусть
5мин
1-2мин
3.читаем вместе (с родителями)
Стеклянный Человечек В.Сухомлинский
У одного мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, говорит мальчику:
— Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди, гуляй.
Стыдно станет Мальчику, но принимается за дело: все сделает, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.
Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошел один день, второй день, а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.
— Что я сделал плохого или подумал? – с тревогой спросил Мальчик.
— Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… но ты забыл о своем товарище.
Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Принес ему цветы и большое-большое яблоко, которое дала ему мама.
Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.
Вопросы для обсуждения:
— Понравилась ли вам притча? Чему она учит?
— Каким необычайным свойством обладал Стеклянный человечек?
— Чему учил Стеклянный человечек нашего героя?
— Почему Стеклянный человечек потемнел, когда заболел друг Мальчика?
— Как по-другому можно назвать Стеклянного Человечка?
— Когда человеку становится стыдно за свои поступки?
— Скажите, а кем совесть является для человека?
— Что общего между притчей «Испытание учителя» и «Стеклянный Человечек»?
Приведите примеры из жизни , когда вы поступали по совести.
Позитивное высказывание (цитата).
Счастлив тот, у кого совесть спокойна
— Ребята, как вы понимаете смысл этого выражения?
5мин
Можно мультфильм
В руках учителя игрушка прозрачная с разной подсветкой
7минут
Разминка.
Знаю я весёлый танец, научить и вас берусь, друг за другом бысто встанем, вспомним как шагает гусь(важно поднимая ноги)
На поляне над цветами, закружились мотыльки, вот и кружимся мы с вами и проворны и легки (кружатся в разные стороны)
Скачут зайцы по лужайке, через мостик и в лесок, мы попробуем как зайки, прямо, вбок и наискосок (прыгают)
2мин
Творческая деятельность
.ситуации помогите найти ребятам выход из ситуации, чтоб они смогли поступить по совести
1.вы с другом остались в классе после уроков, вы видели сотовый телефон на парте одноклассника.Вам друг предлагает его спрятать и никому не говорить.ваши действия.
2. вы обещали бабушке приехать к ней в гости на выходные, помочь убрать дома.Новаши друзья позвали вас гулять. ваши действия.
Рисунок Стеклянный человечек
10мин
5. Групповое пение. Если добрый ты
5мин
6. Домашнее задание.
Дорисуйте рисунок
2мин
7. Заключительная минута тишины.
1 мин
Дата_______ подпись……………………
Маленький, не больше, чем кузнечик,
Не боясь на свете ничего,
Жил да был стеклянный человечек
В доме у мальчишки одного.
За мальчишкой бегал он вприпрыжку,
От беды хранил его, любя.
И представьте, знал он про мальчишку
Всё, что знал мальчишка про себя.
Был он при мальчишке как советчик,
Но его мальчишка не любил,
Потому что, этот человечек,
То, что думал, — то и говорил.
И за это днями и ночами
Тот мальчишка на него кричал,
Запирал в буфете и в чулане,
Чтобы человечек замолчал.
Но чулан без воздуха и света,
С крысами, шуршащими в пыли.
И любые сладости буфета
Ничего с ним сделать не могли.
Так и жил он, никогда не пряча правды
От мальчишки своего,
Потому что, если ты прозрачен,
Ты не можешь спрятать ничего.
И схватил мальчишка человечка
И со злостью сбросил со стола,
И разбилось хрупкое сердечко
Из простого, чистого стекла.
А когда осколки отзвенели
То глаза у мальчика тотчас
Потускнели и остекленели
Холодом повеяло из глаз.
Он живёт и ходит рядом с нами,
Дома и на улице грубя.
Он глядит стеклянными глазами,
На меня глядит и на тебя.
Он глядит на звезды и на речку,
На деревья, травы и цветы.
Только, кто живёт без человечка, —
Тот не замечает красоты …
В сказке нет намёка и подсказки,
Но возьмите сказку про запас,
Потому что в этой самой сказке
Ничего не спрятано от вас.
Для того, советом помогая,
Человечек рядышком живёт,
Чтобы жили вы, оберегая
Тех, кто любит вас и бережёт.
В. Орлов
infourok.ru