Урок по самопознании на тему «Здравствуй, мир!» (4 класс)
План урока «Самопознание»
Школа Дата__________ № 1,2
Тема: Здравствуй, мир!
Ценность: Внутренний покой
Качества: Вежливость, терпение, умение видеть прекрасное, бережно отношение к миру
Педагог:_ Класс: 4-А
Кол-во уч-ся —
Цель: Расширить представление учащихся о мире через общечеловеческую ценность (внутренний покой)
Задачи:
-выявить умения понимания мира, вежливости, стремление быть терпеливым, видеть красоту;
-развивать творческое воображение, фантазию;
-воспитывать бережное отношение к миру
Ресурсы:
(материалы,источники)
Хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», шаблон буквы «Я», макет слова «Мы».
Ход урока:
1.Орг.момент. Позитивный настрой
Концентрация на Свете
Свет
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становиться все интереснее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направить свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки вселенной. Мысленно скажите: !Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихоньку можно открывать глаза. Спасибо.
На фоне лирической музыки «шум моря и поющими дельфинами»
2.Проверка домашнего задания.
— Расскажите о добрых людях, которых вы знаете.
Беседа
— Как идти в жизни по пути любви и добра?
— Всегда ли человек следует этому пути?
— Какими вы представляете себе сердце доброго человека?
Вывод
Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом.
Опережающеее чтение.
Ответы детей
3.Позитивное высказывание (цитата).
Когда есть мир в душе человека, есть мир в семье.
Когда есть мир в семье, есть мир в обществе.
Когда есть мир в обществе, есть мир в государстве.
Когда есть мир в государстве, есть мир во всем мире. Народная мудрость.
Вопросы для обсуждения:
— О чем эта цитата?
— Когда есть в семье мир?
— Когда есть мир в обществе?
— Когда есть мир во всем государстве?
4.Рассказывание истории (беседа)
«Малыш и мир»
Далеко ушла снежная пушистая зима. За ней весна принесла свое зеленое платье. А румяное лето с веснушками на щеках всем людям просто улыбнулось.
В уютной кроватке лежал Малыш. Он был таким же, как все малыши, и поэтому задавал очень много вопросов.
Малыш был очень счастлив, потому что рядом была мама, любимые игрушки, а за окном светило теплое солнце. Малыш любил слушать сказки, играть с котенком и кушать сладкую кашу. Он был уверен, что быстро вырастет и окрепнет.
Однажды мама сказала, что покажет Малышу мир.
— Что такое мир? – спросил мальчик.
— Это – то, что тебя окружает, — ответила мама.
Вместе они пошли на прогулку. От солнечных лучей на большой поляне было очень светло: кругом сверкали капли утренней росы, переливаясь веселыми цветными огоньками. Увидев это, Малыш зажмурился и не сразу открыл глаза.
А когда открыл, увидел, что бабочки парами порхали над душистыми цветами, тут же летали пчелы-медоносы, проворные муравьи спешили к муравейнику. А еще слышалась чудесная музыка: кто-то куковал, кто-то жужжал, а что-то совсем рядом, журчало и всплескивало. От такого изобилия красок и звуков у Малыша перехватило дыхание, и он воскликнул:
— Как красив этот мир! Я люблю его, мама!
Вопросы для обсуждения:
О чем говорится в рассказе «Малыш и мир»?
Почему был счастлив малыш?
Каким видит мир Малыш?
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Порядок работы:
1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
Учитель обобщает итоги творческой деятельности детей.
– Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я».
Учебник «Самопознание» 4 класс, стр.7-8
6.Домашнее задание.
– В тетради выполните задание 2. Напишите на каждой букве «Я» имя родного и близкого вам человека, друга или подруги и то качество, которое вы цените в этом человеке больше всего.
В хрестоматии прочитайте стихотворение А. Барто «Я расту».
7. Групповое пение «Здравствуй, мир!»
Мир проснулся, как ребенок.
Солнце плещет в берега.
Мчится резвый жеребенок
На зеленые луга.
Грива стелется разливом,
А во лбу горит звезда
Мр, ты хочешь быть счастливым?
Значит, миром будь всегда!
Припев:
Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, миг! Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Здравствуй, дом! Здравствуй, даль!
Здравствуй, радость и печаль!
Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!
Здравствуй, светлая любовь!
«Здравствуй, мир!»
Сл.В.Кострова
Муз.Л.Квинт
8.Заключительная минута тишины.
Давайте приготовимся к минутке тишины, закройте глаза и вспомните, что мы делали на уроке.
Мир, мир, мир везде
Мир, мир, мир на всей земле
Минута тишины
infourok.ru
Самопознание 4 класс. Тема: Здравствуй, мир! Урок 2
4.Рассказывание истории (беседа)
«Малыш и мир»
Далеко ушла снежная пушистая зима. За ней весна принесла свое зеленое платье. А румяное лето с веснушками на щеках всем людям просто улыбнулось.
В уютной кроватке лежал Малыш. Он был таким же, как все малыши, и поэтому задавал очень много вопросов.
Малыш был очень счастлив, потому что рядом была мама, любимые игрушки, а за окном светило теплое солнце. Малыш любил слушать сказки, играть с котенком и кушать сладкую кашу. Он был уверен, что быстро вырастет и окрепнет.
Однажды мама сказала, что покажет Малышу мир.
— Что такое мир? – спросил мальчик.
— Это – то, что тебя окружает, — ответила мама.
Вместе они пошли на прогулку. От солнечных лучей на большой поляне было очень светло: кругом сверкали капли утренней росы, переливаясь веселыми цветными огоньками. Увидев это, Малыш зажмурился и не сразу открыл глаза.
А когда открыл, увидел, что бабочки парами порхали над душистыми цветами, тут же летали пчелы-медоносы, проворные муравьи спешили к муравейнику. А еще слышалась чудесная музыка: кто-то куковал, кто-то жужжал, а что-то совсем рядом, журчало и всплескивало. От такого изобилия красок и звуков у Малыша перехватило дыхание, и он воскликнул:
— Как красив этот мир! Я люблю его, мама!
Вопросы для обсуждения:
О чем говорится в рассказе «Малыш и мир»?
Почему был счастлив малыш?
Каким видит мир Малыш?
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Порядок работы:
1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
Учитель обобщает итоги творческой деятельности детей.
– Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я».
multiurok.ru
Урок Самопознания Класс ____4_____ Тема: «Здравствуй, мир!»
Урок СамопознанияКласс ____4_____
Дата __________
Тема: Здравствуй, мир!
Ценность: Истина
Качества: говорить правду, говорить только то, что хорошо и необходимо, видеть хорошее в других, оптимизм, любознательность.
Цель урока: расширение представлений у учащихся о правде и совести через практику формирования общечеловеческой ценности Истина.
Задачи урока:
-говорить правду, выявить умения понимания мира, стремление быть терпеливым, видеть красоту окружающего мира, видеть хорошее в других, научить оптимистично смотреть на окружающий нас мир;
-развивать творческое воображение, фантазию;
-воспитывать бережное отношение к миру.
Ресурсы
(материалы, источники)
— учебник;
— рабочая тетрадь;
— диск с музыкой;
— презентация;
— шаблоны буквы Я и др.
Эпиграф урока
Видеть мир интересно только тогда, когда можно разглядывать его со многих сторон
Позитивный настрой
/звучит легкая музыка/
Концентрация на свет.
Свет
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: Я в Свете Свет внутри меня Я есть Свет. Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Проверка домашнего задания
— Расскажите о добрых поступках, которые совершили вы или ваши знакомые.
/рассказы детей/
— Легко ли идти по дороге добра, совершать только хорошие и добрые поступки?
— Всегда ли человек следует этому пути?
— Какими вы представляете себе сердце доброго человека?
Вывод: Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом.
Позитивное высказывание
Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен!
А. Блок
– Объясните, как вы понимаете смысл изречения А.Блока?
Вывод: если убрать весь негатив и жестокость, убрать злобу и недоверие, тогда наш мир будет светлым, чистым и нести нам только хорошее и доброе.
/просмотр презентации Как прекрасен этот мир
Подарок от учителя
— Сейчас я расскажу вам притчу, которая называется
Враждебен ли мир для человека?
Ученик спросил дервиша:
— Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
— Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, — сказал учитель.
«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного.Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, — настолько точно они отражали предметы.Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» — и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»
Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями».
— Теперь ты видишь, — заканчивал дервиш, — мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас — всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков.
— Скажите мне, какую основную мысль несет нам эта притча?
— Чему она нас учит?
Мир — это большое зеркало.
Вывод: Что ты даешь миру, то тоже самое получаешь взамен. Срабатывает эффект бумеранга. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте. Наши поступки порождают отношения окружающих к нам. Как мы относимся к окружающим так и окружающие относятся к нам.
Творческая деятельность
На доске /по центру/ крепится земной шар, вокруг него широкие красные стрелки. Одна стрелка указывает на мир, а другая в противоположную сторону.
Детям раздаются маркеры, разноцветные шаблоны буквы Я и полоски белой бумаги. На одной полоске дети пишут то, что они дают миру, а на второй полоске то, что они бы хотели получить взамен.
/Пока дети выполняют задание, звучит тихая спокойная музыка/
Затем, дети прикрепляют белые полоски на стрелки и свои буквы Я.
/Когда все прикрепят свои буквы и стрелки, делается коллективное фото на память/
— Посмотрите сколько у нас букв Я! У вас много желаний подарить миру добро, счастье, любовь, ласку, терпение и др. И получить взамен вы хотите тоже только позитивное и хорошее. Так вспомните притчу, которую я вам рассказывала до этого. Вы получаете взамен от мира то, что дарите ему сами.
Групповое исполнение песни Здравствуй, мир!
Мир проснулся, как ребенок.
Солнце плещет в берега.
Мчится резвый жеребенок
На зеленые луга.
Грива стелется разливом,
А во лбу горит звезда
Мир, ты хочешь быть счастливым?
Значит, миром будь всегда!
Припев:
Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, миг! Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Здравствуй, дом! Здравствуй, даль!
Здравствуй, радость и печаль!
Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!
Здравствуй, светлая любовь!
Здравствуй, мир!
Сл.В.Кострова
Муз.Л.Квинт
Домашнее задание
Напишите сочинение – эссе на тему: Чем больше мы познаем мир, тем больше он становится
Заключительная минута тишины
Давайте приготовимся к минутке тишины, закройте глаза и вспомните, что мы делали на уроке.
В стремлении создать мир во всем мире, не забывайте о себе.
Урок самопознания в 4 классе
Здравствуй, мир!
Выполнила:
Сексембаева Т.С.
Учитель самопознания
КГУ Украинская ОШ
Жамбылского района
ust.kz
Самопознание. 4 класс. Тема: Здравствуй, мир!
III. Актуализация знаний
Мотивация к изучению нового материала. С помощью метода Инсерт осущесатвляем новую тему
. Для всех групп
Прием «Синквейн»
1.Дети возвращаются к таблице«Верю не верю», корректируют свои знания.
2. Прием синквейн
1 -3 группа Мир | 2 -4 группа Жизнь |
— Я предлагаю вам послушать загадки и ответить на них.
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь. Ответ: Горизонт
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. Ответ: Земля
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. Ответ: Воздух
Поле не меряно,
овцы не считаны,
пастух рогат. Ответ: Небо, звезды, месяц
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. Ответ: Солнце
(Ответы выставляются на доске.)
Горизонт, земля, воздух, небо, звезды, месяц, солнце.
— Если вспомнить познание мира, эти предметы относятся к чему? (к окружающему миру)
— Вспомните, что относится к окружающему миру? (всё, что окружает нас вокруг)
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (об окружающем мире)
— Назовите тему урока. (окружающий мир)
— Цель нашего урока:
раскрыть понятие «окружающий мир»;
различать живую и неживую природу;
знать какие бывают общечеловеческие ценности в окружающем мире.
. Актуализация знаний.
Работа по парам.
Учебник Самопознания стр. 4 « Мир, в котором ты живёшь»
Прочитайте текст.
Выпишите из текста все перечисленные Миры, о которых говорится в рассказе.
(Травяной Мир, Небесный Мир, Обычный мир, Мир Мыслей, Мир Запахов, Мир Животных, Мир Книг, Мир Семьи, Мир Школы, Мир Человеческих Отношений.)
Проверка.
-Прочитайте выписанные вами Миры.
-Как вы понимаете понятие Миры?
-Что такое окружающий мир?
-Чем богат и разнообразен мир, окружающий человека?
-Природа относится к окружающему миру?
-Вспомните что относится к живой природе? К неживой?
-Назовите Миры, которые относятся к живой природе. (Травяной Мир, Мир Животных,
Мир Семьи, Мир Школы)
-Почему вы выбрали эти Миры? (ответы детей)
-Назовите миры, которые относятся к неживой природе (ответы детей)
-Почему вы так считаете? (ответы детей)
Вывод. К живой природе относятся предметы, которые размножаются, питаются, умирают. К неживой предметы, которые не обладают этими свойствами.
— Как связаны человек и окружающий мир?
— Что значит Мир Человеческих Отношений?
— Какие общечеловеческие ценности объединяют людей и окружающий мир? (любовь,
добро, дружба, счастье).
Вывод.
— Окружающий мир – это люди, природа, предметы, которые окружают человека. Взаимодействие с окружающим миром вызывает в душе каждого из нас различные чувства, определяет наше поведение и настроение.
Размышление над ситуацией.
— Подумайте над следующими утверждениями и ответьте. Как меняется восприятие окружающего мира, если:
Вы поссорились с лучшим другом;
Вы идете в кинотеатр на фильм, который давно мечтали посмотреть;
Вы помогли пожилому больному соседу, купив ему в аптеке необходимые лекарства (ответы детей)
— В зависимости от нашего настроения меняется наше восприятие окружающего мира.,
п. Практическое задание. Звучит запись музыка природы.
— Закройте глаза. А теперь представьте себе ясный. Солнечный день. Кругом поют птицы. Летают бабочки и стрекозы (пауза). В мире царят Любовь и, Добро и Согласие (пауза). Вы чувствуете внутри себя свет, тепло, покой и радость (пауза). Внутри вас пробуждается великая энергия любви (пауза). Эта энергия всеобъемлющей любви ко всему. Что нас окружает во Вселенной. Вы любите этот мир (пауза). Вы дорожите этим миром (пауза). Вы несёте в этот мир только добро(пауза). Берегите мир. Который распростёрся перед вами. Этот – мирваша жизнь.
Вы медленно возвращаетесь в свой родной класс. Откройте глаза. Посмотрите друг на друга. Тепло и сердечно улыбнитесь.
— Как вы понимаете слово «Вселенная»? (ответы детей)
Краткое сообщение учащегося.
Вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и т.п.).
Скопление звезд, совокупность галактик (обычно доступных современным методам астрономических исследований).
перен. Внутренний мир человека.
Весь земной шар, земля со всем существующим на ней.
Все население земного шара.
На доску выставляются слова: планеты, звёзды, галактики, метеориты, люди, животные, растения.
1 задание.
Данные слова разделить на две группы: живая и неживая природа.
2 задание.
Дополнить каждую группу 2 примерами.
3 задание.
Допишите фразу: Живая и неживая природа относятся к…(окружающему миру)
multiurok.ru
Конспект урока по самопознанию «Здравствуй мир»урок 1,2
Урок № 1
Дата ____________________
Тема: Здравствуй мир
Ценность: истина, любовь
Качества: красота, умение видеть красивое, любознательность
Ресурсы: учебник, релаксация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», карточки «Я и окружающий мир», песня «Из чего наш мир состоит?».
Овладеть знаниями и умениями полученными в прошлом году, обобщить материал изученный ранееЗадачи:
выработать правильное отношение к нравственным ценностям человека; учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
формировать в детях стремления достигать взаимного согласия и мира,
Ход урока
Орг. момент
-Ребята! Здравствуйте! Я очень рада тому, что мы с вами снова встретились на уроке «Самопознание».
Встанем все вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
— Дети! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете, даже младенец умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!
Сопровождают движениями
Благоприятный настрой на урок
Позитивный настрой
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой своего сердца.
Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали.
релаксация
Беседа
Расскажи, как ты провел лето, в каких красивых уголка побывал?
? Что такое окружающий мир?
Как связанны человек и окружающий мир?
Какие общечеловеческие ценности объединяют людей в окружающим мире?
Окружающий мир многообразен. В нем все взаимосвязано и влияет на жизнь человека.
Познавая окружающий мир, мы узнаем много нового и интересного, учимся понимать себя и других.
любовь
Позитивное высказывание
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
В. Харитонов.
Чтение текста
Мир, в котором ты живешь.
? Чем богат и разнообразен мир, окружающий человека
Беседа по тексту
Учебник стр 4-6
Просмотр видеоролика
«Как прекрасен этот мир»
А чем же так прекрасен мир вокруг нас? Что нас окружает?
видеоролик
Загадки
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь. Ответ: Горизонт
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Что она – большущий шар. Ответ: Земля
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. Ответ: Воздух
Поле не меряно,
овцы не считаны,
пастух рогат. Ответ: Небо, звезды, месяц
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. Ответ: Солнце
(Ответы выставляются на доске.)
Горизонт, земля, воздух, небо, звезды, месяц, солнце.
— Если вспомнить познание мира, эти предметы относятся к чему? (к окружающему миру)
— Вспомните, что относится к окружающему миру? (всё, что окружает нас вокруг)
Творческая деятельность
Нарисуй рисунок «Я и окружающий мир»
карточки
Групповое пение
Из чего наш мир состоит?
музыка
Д/З
Читать стр 7-8 «Малыш и мир», «Мой мир»
Отвечать на вопросы
Минутка тишины
-Мы знаем, что звезды живут на небе. У них своя удивительная жизнь. Они ходят друг к другу в гости, радуются и огорчаются, смотрят на нас сверху и думают о том, как хорошо, прекрасно живется людям на Земле. «Вот и нам бы стать людьми хоть ненадолго!»- думают они. Так давайте, ребята, и мы на миг станем такими же лучистыми звездочками. Итак, звездочки ярко светят, улыбаются, и дарят свет тепла и мира всем родным и близким
релаксация
Урок № 2
Дата ____________________
Тема: Здравствуй мир
Ценность: истина, любовь
Качества: красота, умение видеть красивое, любознательность
Ресурсы: учебник, релаксация, притча «Собака и зеркало», папка «Люблю тебя, мой край родной!», песня «Здравствуй, мир!».
Овладеть знаниями и умениями полученными в прошлом году, обобщить материал изученный ранееЗадачи:
выработать правильное отношение к нравственным ценностям человека; учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
формировать в детях стремления достигать взаимного согласия и мира,
Ход урока
Орг. момент
-Ребята! Здравствуйте! Я очень рада тому, что мы с вами снова встретились на уроке «Самопознание».
Встанем все вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
— Дети! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете, даже младенец умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!
Сопровождают движениями
Благоприятный настрой на урок
Позитивный настрой
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой своего сердца.
Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали.
Релаксация
Проверка д/з
Беседа по тексту стр 7-8
? Каким видит мир малыш? За что он любит мир и почему?
Найдите в тексте описание окружающего мира.
Опрос
Беседа по репродукции и стихотворению «Этот мир» (В.Светлов)
Есенгали Садырбаева «Сквер» и прочитай стих
? Какое настроение может создавать у вас пейзаж? Почему?
Можно ли сказать, что в произведениях искусства проявляется отношение человека к миру? Поясните ответ-
— Художник и поэт, каждый по-своему, показали красоту окружающего мира. Красота мира воспета в песнях, отражена в картинах, фотоснимках, фильмах. В скульптурных формах. Всем людям нужно научиться видеть эту красоту в обычной жизни и радоваться каждому дню.
Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины художника Е.Садырбаева «Сквер» и прочитать стихотворение М.Светлова «Этот мир», представленные в учебнике, и ответить на вопросы.
Учебник стр 9-10
Мудрое высказывание
Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен (Александр Блок)
Как вы понимаете выражение?
Чего мы часто не замечаем? Почему?
Разминка
-Встаньте в круг.
Игра «передай другому радость».
По цепочке передаём радость. Делать нужно быстро и осторожно.
– Передаём: 1) улыбку; 2) ласковое прикосновение; 3) пожми руку друга; 4) передай тепло сердца; 5) доброе слово.
— Как вы себя ощущаете, после таких тёплых, дружеских слов и соприкосновений?
— Объясните почему?
Расскажите о чувствах, которые испытали во время игры.
Чтение с обсуждением
? «Окружающий нас мир несёт нам благо или несчастья?»
Прослушайте притчу и ответьте на вопросы
приложение притчи
Творческая деятельность
Выбери одну из фото-картинок «Родной край» и опиши окружающую красоту родного края
Использование местного материала
папка «Люблю тебя, мой край родной!»
Групповое пение
Здравствуй, мир!
музыка
Д/З
Чтение текста И.Токашев «Мечты сбываются»
Отвечать на вопросы
учебник стр 13-14
Минутка тишины
Я предлагаю вам разучить песню благодарности, которую можно петь и нашим друзьям, и природе, и солнышку, и цветочкам, и всем нашим близким и родным людям, всем окружающим.
Спасибо за сегодня, спасибо за сегодня,
Спасибо за сегодня, спасибо за сейчас.
Спасибо спасибо, спасибо за сегодня,
Спасибо за спасибо, спасибо за сейчас
релаксация
ПРИТЧА «Собака и зеркало»
Послушайте притчу и ответьте на вопрос «Окружающий нас мир несёт нам благо или несчастья?»
Пришёл ученик к своему учителю и спросил: «Скажите, Учитель, окружающий нас мир несет людям благо или несчастье?»
«Я расскажу тебе историю, а ты решишь сам», — сказал ему Учитель.
«В стародавние времена жил шах, и построил он замок, полный чудес.И был в нём зал, все стены, пол и потолок которого были сделаны в виде зеркал и если кто-то вслух в этом зале произнесёт: «Кто тут?», то услышит в ответ: «Кто тут?» …»Кто..тут?»…Кто..тут?»…
В зал однажды забежала собака и… застыла в изумлении посередине залы — со всех сторон её окружила целая свора собак Перепугалась она, и стала лаять. Эхо повторяло и повторяло её лай. Тогда собака стала лаять ещё громче. Эхо продолжало ей вторить. Собака металась взад и вперёд по залу, кусая воздух, но не могла никак справиться со сворой собак. Слуги утром нашли бездыханной эту несчастную собаку в окружении отражений мёртвых собак, хотя в этом зале не было никого, кто бы мог ей причинить вред. Так собака и умерла в сражении со своим собственным отражением».
— Вот теперь ты видишь, — закончил рассказ Учитель, — что этот мир нам сам по себе не приносит ни добра, ни зла. Мир к человеку безразличен. А всё, что происходит вокруг нас – это отражение наших с вами собственных мыслей, желаний, чувств и поступков. Знай – весь этот мир — это большое зеркало. И каким он (мир) будет — зависит от нас»
Так давайте же будем сами создавать мир, приятный нам самим!
— Почему собаку слуги нашли бездыханной?
— Почему так произошло?
— Окружающий нас мир несёт нам благо или несчастья?
-Отчего это зависит?
— А каким вы представляете окружающий вас мир?
Вывод. Окружающий мир – это люди, природа, предметы, которые окружают человека. Взаимодействие с окружающим миром вызывает в душе каждого из нас различные чувства, определяет наше поведение.
— Цель нашего урока научиться понимать, что получать позитив от окружающих только в том случае, если мы будем сами создавать приятный мир.
infourok.ru
Самопознание 4 класс. Тема: Здравствуй, мир! Урок 2
4.Рассказывание истории (беседа)
«Малыш и мир»
Далеко ушла снежная пушистая зима. За ней весна принесла свое зеленое платье. А румяное лето с веснушками на щеках всем людям просто улыбнулось.
В уютной кроватке лежал Малыш. Он был таким же, как все малыши, и поэтому задавал очень много вопросов.
Малыш был очень счастлив, потому что рядом была мама, любимые игрушки, а за окном светило теплое солнце. Малыш любил слушать сказки, играть с котенком и кушать сладкую кашу. Он был уверен, что быстро вырастет и окрепнет.
Однажды мама сказала, что покажет Малышу мир.
— Что такое мир? – спросил мальчик.
— Это – то, что тебя окружает, — ответила мама.
Вместе они пошли на прогулку. От солнечных лучей на большой поляне было очень светло: кругом сверкали капли утренней росы, переливаясь веселыми цветными огоньками. Увидев это, Малыш зажмурился и не сразу открыл глаза.
А когда открыл, увидел, что бабочки парами порхали над душистыми цветами, тут же летали пчелы-медоносы, проворные муравьи спешили к муравейнику. А еще слышалась чудесная музыка: кто-то куковал, кто-то жужжал, а что-то совсем рядом, журчало и всплескивало. От такого изобилия красок и звуков у Малыша перехватило дыхание, и он воскликнул:
— Как красив этот мир! Я люблю его, мама!
Вопросы для обсуждения:
О чем говорится в рассказе «Малыш и мир»?
Почему был счастлив малыш?
Каким видит мир Малыш?
5.Творческая деятельность, групповая работа.
Порядок работы:
1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
Учитель обобщает итоги творческой деятельности детей.
– Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я».
multiurok.ru
Самопознание. 4 класс. Тема: Здравствуй, мир!
III. Актуализация знаний
Мотивация к изучению нового материала. С помощью метода Инсерт осущесатвляем новую тему
. Для всех групп
Прием «Синквейн»
1.Дети возвращаются к таблице«Верю не верю», корректируют свои знания.
2. Прием синквейн
1 -3 группа Мир | 2 -4 группа Жизнь |
— Я предлагаю вам послушать загадки и ответить на них.
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь. Ответ: Горизонт
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. Ответ: Земля
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. Ответ: Воздух
Поле не меряно,
овцы не считаны,
пастух рогат. Ответ: Небо, звезды, месяц
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. Ответ: Солнце
(Ответы выставляются на доске.)
Горизонт, земля, воздух, небо, звезды, месяц, солнце.
— Если вспомнить познание мира, эти предметы относятся к чему? (к окружающему миру)
— Вспомните, что относится к окружающему миру? (всё, что окружает нас вокруг)
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (об окружающем мире)
— Назовите тему урока. (окружающий мир)
— Цель нашего урока:
раскрыть понятие «окружающий мир»;
различать живую и неживую природу;
знать какие бывают общечеловеческие ценности в окружающем мире.
. Актуализация знаний.
Работа по парам.
Учебник Самопознания стр. 4 « Мир, в котором ты живёшь»
Прочитайте текст.
Выпишите из текста все перечисленные Миры, о которых говорится в рассказе.
(Травяной Мир, Небесный Мир, Обычный мир, Мир Мыслей, Мир Запахов, Мир Животных, Мир Книг, Мир Семьи, Мир Школы, Мир Человеческих Отношений.)
Проверка.
-Прочитайте выписанные вами Миры.
-Как вы понимаете понятие Миры?
-Что такое окружающий мир?
-Чем богат и разнообразен мир, окружающий человека?
-Природа относится к окружающему миру?
-Вспомните что относится к живой природе? К неживой?
-Назовите Миры, которые относятся к живой природе. (Травяной Мир, Мир Животных,
Мир Семьи, Мир Школы)
-Почему вы выбрали эти Миры? (ответы детей)
-Назовите миры, которые относятся к неживой природе (ответы детей)
-Почему вы так считаете? (ответы детей)
Вывод. К живой природе относятся предметы, которые размножаются, питаются, умирают. К неживой предметы, которые не обладают этими свойствами.
— Как связаны человек и окружающий мир?
— Что значит Мир Человеческих Отношений?
— Какие общечеловеческие ценности объединяют людей и окружающий мир? (любовь,
добро, дружба, счастье).
Вывод.
— Окружающий мир – это люди, природа, предметы, которые окружают человека. Взаимодействие с окружающим миром вызывает в душе каждого из нас различные чувства, определяет наше поведение и настроение.
Размышление над ситуацией.
— Подумайте над следующими утверждениями и ответьте. Как меняется восприятие окружающего мира, если:
Вы поссорились с лучшим другом;
Вы идете в кинотеатр на фильм, который давно мечтали посмотреть;
Вы помогли пожилому больному соседу, купив ему в аптеке необходимые лекарства (ответы детей)
— В зависимости от нашего настроения меняется наше восприятие окружающего мира.,
п. Практическое задание. Звучит запись музыка природы.
— Закройте глаза. А теперь представьте себе ясный. Солнечный день. Кругом поют птицы. Летают бабочки и стрекозы (пауза). В мире царят Любовь и, Добро и Согласие (пауза). Вы чувствуете внутри себя свет, тепло, покой и радость (пауза). Внутри вас пробуждается великая энергия любви (пауза). Эта энергия всеобъемлющей любви ко всему. Что нас окружает во Вселенной. Вы любите этот мир (пауза). Вы дорожите этим миром (пауза). Вы несёте в этот мир только добро(пауза). Берегите мир. Который распростёрся перед вами. Этот – мирваша жизнь.
Вы медленно возвращаетесь в свой родной класс. Откройте глаза. Посмотрите друг на друга. Тепло и сердечно улыбнитесь.
— Как вы понимаете слово «Вселенная»? (ответы детей)
Краткое сообщение учащегося.
Вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и т.п.).
Скопление звезд, совокупность галактик (обычно доступных современным методам астрономических исследований).
перен. Внутренний мир человека.
Весь земной шар, земля со всем существующим на ней.
Все население земного шара.
На доску выставляются слова: планеты, звёзды, галактики, метеориты, люди, животные, растения.
1 задание.
Данные слова разделить на две группы: живая и неживая природа.
2 задание.
Дополнить каждую группу 2 примерами.
3 задание.
Допишите фразу: Живая и неживая природа относятся к…(окружающему миру)
multiurok.ru