Самопознание 5 класс: Самопознание 5 класс. Урок №2.

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс | Классный час (5 класс):

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа — помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем — и для работы над собой.

Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

— альбомные листы для автопортретов;

— тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа — «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

— Что лучше: переоценить или недооценить себя?

— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

— Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

— Это человек, который отличается от других людей.

— Это необычный, странный человек, чудак.

— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

— Была ли вам интересна тема познания себя?

— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

— Что нового узнали вы сегодня о себе?

— Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

— Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

— Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

— Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

— Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

— Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

— Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

1

+

 

 

 

 

2

 

 

+

+

 

 

 

+

 

 

 

32

+

 

 

 

 

Итого

8

3

2

0

13

В первом столбике записать числа от 1 до 32 — это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

— «очень часто» — 4 балла;

— «часто» — 3;

— «редко» — 2;

— «никогда» — 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

«Самопознание» отменяют официально — Forbes Kazakhstan

23 сентября 2022

ФОТО: gov. kz

Сара Назарбаева

Документ, опубликованный на сайте «Открытые НПА», признает утратившим силу приказ министра образования и науки РК от 29 сентября 2018 года №522 «Об утверждении программы нравственно-духовного образования «Самопознание». В этой программе определялись «цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся». У учащихся предмет должен был формировать навыки самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития, а также научить работать в команде и вести здоровый образ жизни.

Кроме того, было указано, что программа «применяется дошкольными организациями, организациями среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), организациями технического и профессионального образования, организациями высшего образования». Иными словами, согласно этому приказу дисциплина «самопознание» была внедрена начиная от детского сада и до окончания вуза.

«Самопознание» перестанет быть обязательным предметом в школах

Об этом сообщили в Министерстве образования и науки РК →

Уроки самопознания начали проводиться в Казахстане по инициативе супруги первого президента Сары Назарбаевой с 2001 года — сначала в качестве эксперимента, потом, с 2009 года, — в качестве обязательной части учебного процесса. К этому времени по предмету были разработаны 34 учебников, 106 учебно-методических комплексов на казахском и русском языках, 30 наименований учебной литературы. Учебники потом неоднократно переиздавались. В структуре ННПООЦ «Бобек» был создан гуманитарный колледж «Самопознание», детский сад и гимназия с тем же названием. Как считала Сара Назарбаева, принципы самопознания должны были стать предметом номер один на всех занятиях.

В 2010—2012 годах на приобретение учебных материалов и оборудования для кабинетов самопознания потратили свыше 1,5 млрд тенге. Даже на нынешний учебный год в одной из городских школ Шымкента был запланирован закуп учебного кабинета «самопознания» на сумму более 446 млн тенге.

Однако ещё в феврале 2022 года Национальная академия образования внесла проект по переводу самопознания из обязательных в разряд факультативных, по выбору учащихся, и только в одном классе, а не с первого по 11 класс.

Отметим, что с начала 2022/2023 учебного года во многих школах урок самопознания уже не проводился.

Обсуждение проекта приказа об отмене дисциплины продлится до 5 октября 2022 года. Приказ вступит в силу через 10 дней после его опубликования.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

33665 просмотров

Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Об авторе:

Социальное и эмоциональное обучение

Социально-эмоциональное обучение (SEL) — это процесс, посредством которого все молодые люди и взрослые приобретают и применяют знания, навыки и отношения для развития здоровой личности, управления эмоциями и достижения личных и коллективных целей, чувства и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать поддерживающие отношения, принимать ответственные и заботливые решения. Учащиеся, участвующие в программах SEL, с большей вероятностью будут посещать школу и получать более высокие оценки, а также с меньшей вероятностью будут иметь проблемы с поведением. Успешное введение SEL может привести к позитивному поведению, повышению успеваемости и заботливому сообществу.

Департамент образования штата Нью-Джерси содействует социальному и эмоциональному обучению, чтобы способствовать созданию положительного школьного климата и здоровому развитию молодых людей.

Компетенции NJDOE SEL

  • Компетенции и подкомпетенции SEL (август 2017 г.)
  • Доступная версия SEL Компетенции и дополнительные компетенции (август 2017 г.)

Модули 1–6 NJDOE SEL для преподавателей: компетенции для школы, работы и жизни

Советы по профессиональному обучению

  • Модуль 1 Подставка для слайдов PowerPoint
  • Руководство по упрощению работы с модулем
  • Связанные раздаточные материалы (zip-файл)
  • Модуль 2 Подставка для слайдов PowerPoint
  • Руководство по упрощению работы с модулем
  • Связанные раздаточные материалы (zip-файл)
  • Модуль 3 Подставка для слайдов PowerPoint
  • Руководство по упрощению работы с модулем
  • Связанные раздаточные материалы (zip-файл)
  • Модуль 4 Подставка для слайдов PowerPoint
  • Руководство по упрощению работы с модулем
  • Связанные раздаточные материалы (zip-файл)
  • Модуль 5 Подставка для слайдов PowerPoint
  • Руководство по упрощению работы с модулем
  • Связанные раздаточные материалы (zip-файл)
  • Модуль 6 Подставка для слайдов PowerPoint
  • Руководство по упрощению работы с модулем
  • Связанные раздаточные материалы (zip-файл)
  • Edutopia: Социально-эмоциональное обучение
  • Планы уроков социального и эмоционального обучения (составлены Американской федерацией учителей)
  • Планы уроков социального и эмоционального обучения, разработанные учителем  
  • Playworks: игры для обучения социально-эмоциональному обучению
  • Национальный школьный климатический центр
  • Проект B. A.S.I.C.: уроки и занятия от K-3
  • Закон для молодежи: пособие по социально-эмоциональному обучению
  • Университет Британской Колумбии: Поиск социальных и эмоциональных учебных ресурсов
  • Совместное академическое и социально-эмоциональное обучение
  • Положительное влияние социального и эмоционального обучения для учащихся от детского сада до восьмиклассников
  • Содействие социальному и эмоциональному обучению
  • Недостающая часть: национальный опрос учителей о том, как социальное и эмоциональное обучение может расширить возможности детей и преобразовать школы
  • Набор инструментов для родителей: Социальное и эмоциональное развитие
  • Edutopia: Руководство для родителей по социальному и эмоциональному обучению
  • Информационный бюллетень для родителей: социальное и эмоциональное обучение дома
  • Социальное и эмоциональное развитие
  • Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения

Национальные школы характера

  • 2019 Национальные школы характера

Альянс Нью-Джерси за социальное, эмоциональное развитие и развитие характера

  • 2019 Школы характера Нью-Джерси

Если вы видите аллигатора

Не забывайте кричать Автор: Неизвестный автор

Если вы видите аллигатора

5 заданий по чтению вслух и STEM для обучения детей самосознанию — Карли и Адам

*Это сообщение в блоге содержит партнерские ссылки Amazon. Нажав на ссылки и совершив покупку, мы можем получить небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.

5 заданий «Чтение вслух» и STEM для обучения детей самосознанию

Наши ученики приходят в школу каждый день, ожидая изучения основ образования, но давайте не упустим возможность научить их основным жизненным навыкам, которые достигают далеко за стенами классной комнаты. Социальное и эмоциональное обучение (SEL) всегда было важно, но теперь мы понимаем, насколько важны эти навыки для наших учеников начальной школы.

SEL дает возможность классам, школам, семьям и сообществу работать вместе, чтобы развивать навыки для академической успеваемости, участия учащихся в школе и в обществе, здоровья, хорошего самочувствия и успешной будущей карьеры.

Структура SEL CASEL

Структура SEL CASEL включает 5 основных компетенций, одна из которых — самосознание. Учащиеся, обладающие самосознанием, способны понимать свои собственные эмоции, мысли и ценности, а также осознавать, как каждый из них влияет на их собственное поведение. Самосознание позволяет учащимся начать понимать свои способности и признавать свои сильные стороны и ограничения с обоснованным чувством уверенности и цели.

Например:

  • Интеграция личной и социальной идентичности

  • Выявление личных, культурных и языковых ценностей

  • 900 09

    Выявление своих эмоций

  • Демонстрация честности и добросовестности

  • Связывание чувства, ценности и мысли

  • Изучение предубеждений и предубеждений

  • Самоэффективность

  • Настрой на рост

  • Развитие интересов и целеустремленности

Мы собрали набор SEL STEM, включающий 5 наших любимых заданий для чтения вслух и заданий по STEM, чтобы помочь учащимся понять важность себя -осведомленность.

Эти задачи дадут вашим ученикам возможность укрепить уверенность, обнаружить различия, развить мышление роста, повысить смелость и справиться с нервозностью.

Jabari Jumps by Gaia Cornwall — это история о мальчике, который сделал все необходимое, чтобы подготовиться к прыжку с трамплина в местном бассейне. Когда пришло время, Джабари столкнулся с неожиданной нерешительностью. Ваши ученики будут работать с Джабари, когда он найдет в себе мужество, вспомнит свою подготовку и победит свои страхи.

В этом задании SEL STEM ваши ученики будут проектировать, изготавливать и тестировать трамплин для Джабари, а также учиться проявлять смелость в моменты осознанности.

Полярная звезда Питера Х. Рейнольдса рассказывает о путешествии маленького мальчика, чтобы найти свой собственный путь в жизни. Когда он находит свой путь, он сталкивается с препятствиями и путаницей.

В конце концов, он создает свой путь, выясняя, как следовать своему сердцу и помогать другим на этом пути.

Предложите своим ученикам с помощью этого задания SEL STEM сконструировать лодку для пойманного в ловушку кролика из задания «Полярная звезда». Ваши ученики научатся замедляться и обращать внимание на окружающие предметы.

The Name Jar Янсук Чой — это трогательная история Унхей, молодой корейской девушки, которая обустраивается в своей новой школе и районе в Америке. Она чувствует себя не в своей тарелке и замечает много различий между собой и окружающими. С помощью одноклассников и письма от бабушки она вспоминает, кто она такая. Эта история исследует темы идентичности, различий и культурной ассимиляции.

В этом задании STEM ваши ученики будут разрабатывать, создавать и тестировать свои собственные штампы, отражающие их индивидуальность. Это отличный способ для студентов изучить, как справляться с нервозностью, развивать чувство благодарности и обрести свою уникальную индивидуальность. Ваши ученики также создадут свою собственную банку с именами, чтобы делиться положительными именами с другими, как и одноклассники Унхея.

День, когда вы начнете 9«0144» Жаклин Вудсон — это красочная история, посвященная принятию различий. Анджелина замечает в себе много других вещей, ее волосы, ее кожу, ее одежду, но она учится принимать то, кто она есть, и делиться этим с окружающими.

В этом задании STEM учащиеся узнают о важности самосознания. Они проектируют, строят и тестируют герб и стенд. Это возможность для студентов рассказать о себе и обнаружить сходства и различия, которые они имеют со своими одноклассниками. Эта задача не только включает в себя SEL и STEM, но также побуждает учащихся обрести уверенность в себе и отмечать различия, которые делают каждого из нас уникальным.

Плохое семя Джори Джона — это юмористическая история о семечке, который упорно трудится, чтобы доказать, насколько он плох на самом деле. У него плохое отношение, ужасный характер и отсутствие манер. Он никогда не слушает, смотрит на всех и всегда влезает в очередь. Ваши ученики могут прочитать вместе, чтобы узнать, что сделало его таким и что в конечном итоге заставило Дурное семя изменить свое мнение.

Ваши ученики спроектируют, построят и испытают дом-семянник для The Bad Seed и узнают о сопереживании, репутации и мышлении роста.

Эти 5 заданий для чтения вслух и задач STEM являются частью серии ресурсов, разработанных в соответствии с CASEL Framework для социально-эмоционального обучения. Вы можете найти комплект SEL STEM здесь.

Другие пакеты SEL STEM можно найти здесь:

Самосознание

Самоуправление

Ответственное принятие решений 901 48

Навыки взаимоотношений

Социальная осведомленность

Хотите получить дополнительную информацию и ресурсы о SEL STEM? Получите полный доступ к этому пакету SEL STEM и всем нашим будущим ресурсам SEL STEM, когда вы присоединитесь к членству в клубе учителей STEM (лучшая цена)!

Мы надеемся, что вы нашли эту запись в блоге полезной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *