Самопознание 7 класс – УЧЕБНИК «САМОПОЗНАНИЕ» для 7 класса

Урок по самопознанию 7 класс № 6 Смысл жизнь

План урока «Самопознание»

Гимназия №111 Дата: 10.10.17 Учитель: Ильина И.В.

Тема №6: Смысл жизнь

Ценность: Праведное поведение

Качества: красота мыслей и поступков, доброжелательность, умение видеть хорошее

Класс: 7 Кол-во уч-ся:

Цель: углубление представлений о ценности праведное поведение через постижение гармонии «красоты внешней» и «красоты внутренней»

Задачи:

  • Углублять представление о гармонии внутреннего мира и внешней красоты;

  • Развивать умение видеть хорошее, потребность быть красивым в мыслях и поступках;

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на дыхание

  2. Проверка опережающего домашнего задания.

стр.31-35 «Всю жизнь я делал то, что велело сердце»

Вопросы:

1. В какой момент жизни Юрий Куклачев задумался о своѐм предназначении?

2. Каких целей добился артист в своей профессии?

3. Что помогало ему верить в себя и не сдаваться?

4. Почему важно ставить в жизни высокие цели?

5. Как связаны цель и смысл жизни?

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

М. Горький

Как вы понимаете смысл данной цитаты?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Притча современная. Видео. «Жил-был прораб»

Вопросы:

  • С кем можно сравнить прораба? Почему?

  • Почему прораб краснел?

  • В чем смысл данной притчи?

  • Происходили ли с вами случаи, когда вы делали для других, а получалось для себя? Поделитесь историей

  • С какой пословицей можно сравнить данную притчу? Почему?

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=1qZuXzGIACk

  1. Групповая работа

Разделить класс на 4-5 групп

Задание: презентация д\з «Мир, в котором совершаются только добрые дела».

Спокойная музыка.

  1. Групповое пение.

«Мир, который нужен мне»

Автор: Александр Ермолов

Текст выведен на экран

  1. Д\з Придумайте притчу «Счастливый человек».

Радость творчества и счастье человека по С. Васильевичу стр39-40

Учебник

  1. Заключительная минута тишины.

Учитель предлагает учащимся сесть на свои места и закрыть глаза. Детям предлагается вспомнить все то, о чем говорилось на уроке и сохранить все хорошее в своем сердце.

infourok.ru

Урок по самопознанию 7 класс №5 Смысл жизнь

План урока «Самопознание»

Гимназия №111 Дата: 3.10.17 Учитель: Ильина И.В.

Тема №5: Смысл жизнь

Ценность: Праведное поведение

Качества: красота мыслей и поступков, доброжелательность, умение видеть хорошее

Класс: 7 Кол-во уч-ся:

Цель: углубление представлений о ценности праведное поведение через постижение гармонии «красоты внешней» и «красоты внутренней»

Задачи:

  • Углублять представление о гармонии внутреннего мира и внешней красоты;

  • Развивать умение видеть хорошее, потребность быть красивым в мыслях и поступках;

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Ресурсы:(материалы

, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на дыхание

  2. Проверка опережающего домашнего задания.

Я люблю эту жизнь! по З. Смирновой стр.27-28

Вопросы:

1. Чем занимается Сергей Елисеев?

2. В чем проявляется его сила духа? Как она развивалась?

3. Что наполняет смыслом жизнь Сергея Елисеева? Поясните ваш ответ.

4. Правда ли, что быть самим собой – это особый дар человека?

5. Что одухотворяет человеческую жизнь?

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

М. Горький

Как вы понимаете смысл данной цитаты?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Притча о смысле жизни «Полная банка»

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

  1. Групповая работа

Разделить класс на 4-5 групп

Задание: Нарисуйте, каким вы представляете себе мир, если в нем совершаются только добрые дела.

Источник: https://pritchi.ru/post_

  1. Групповое пение.

«Мир, который нужен мне»

Автор: Александр Ермолов

  1. Д\з стр.32-35 «Всю жизнь я делал то, что велело сердце»

  1. Заключительная минута тишины.

Учитель предлагает учащимся сесть на свои места и закрыть глаза. Детям предлагается вспомнить все то, о чем говорилось на уроке и сохранить все хорошее в своем сердце.

infourok.ru

Урок «Самопознание» (7 класс)

План урока «Самопознание»

Класс: 7

Урок 3

Школа: Дата______

Тема: Внутренний мир человека .

Ценность: Внутренний покой

Качества: Практика сидения в тишине ума, сосредоточенность, терпение, уравновешенность

Педагог: Кол-во уч-ся___

Цель: Углубить представления у учащихся ценность Внутренний покой, через осмысление взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя».

Задачи:

  • расширение представлений зависимости внешней красоты от состояния внутреннего мира;

  • развитие способности сидения в тишине ума, сосредоточенность, терпение, уравновешенность, контроль;

  • воспитание ценностного, толерантного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 7 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Концентрация на дыхании»

  2. Проверка домашнего задания. Проверить задание 1 в тетради, на стр. 10.

Анализ: По вашему, какая красота человека важнее – внешняя или внутренняя?

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Добро убеждает нас, только если его осветит красота

» (М. Пришвин)

  • Поясните смысл изречения.

  • Произношение хором – все, мальчики, девочки.

  1. Подарок от учителя (рассказ)

«О красоте лица» (О.Хайам)

Красивое лицо – это большое счастье для того, кому оно ниспослано, и для того, кому выпала радость им любоваться. Созерцание красивых лицом улучшает настроение людей и радует их так же, как и счастливое сочетание небесных светил.

… Все народы мира воспевают красоту лица. Многое из того, что создано Творцом, приятно взору человеческому, но красота всех этих творений никогда не сможет заменить красоту лица, ибо радость от созерцания никогда не сравнится с радостью, охватывающей людей при виде красивого человека. Если же этот высокий дар красоты пришёл к человеку с добрым нравом, то человек этот дорог Творцу и мил людям.

Известны три качества, присущие красивому лицу:

– красивое лицо делает благополучным того, кто его созерцает;

– созерцание красивого лица доставляет человеку истинное наслаждение;

– вид красивого лица пробуждает в человеке великодушие и доблесть.

… Красивое лицо вызывает уважение к себе. Оно молодит старика, юношу превращает в малого ребёнка, а ребёнок с красивым лицом становится ангелом. Даже только находясь поблизости от красивого лица, человек ощущает прилив уверенности в себе, отступают его невзгоды.

Люди полагают, что получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса и легко находить кратчайший путь к истине.

Анализ: Почему «созерцание красивых лиц улучшает настроение людей»? Почему «получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса»? Что излучает красивое лицо человека? О какой красоте идёт речь, когда она помогает человеку понять истину? Какая красота человека важней: внешняя или внутренняя?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Класс делим на 2 команды и каждая команда выполняет следующее задание: создать рисунок на тему: «Красота моей души»

  1. Групповое пение.

«Неприятность эту мы переживём» (Б.Совельев – А.Хайт)

1)Я иду и пою обо всем хорошем,
И улыбку свою я дарю прохожим.
Если в сердце чужом не найду ответа,
Неприятность эту мы переживем.
Между прочим, это мы переживем!
2)В небесах высоко ярко солнце светит.
До чего ж хорошо жить на белом свете!
Если вдруг грянет гром в середине лета —
Неприятность эту мы переживем.


Между прочим, это мы переживем!
3)Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа.
Но известно давно — нет плохой погоды.
Все желтеет кругом и уходит лето —
Неприятность эту мы переживем.
Между прочим, это мы переживем!

  1. Опережающее домашнее задание. Выполнить задание 4 в тетради, на стр. 14.

  1. Заключительная минута тишины.

Давайте вспомним цитату нашего урока и проговорим её все вместе. А теперь давайте закроем глаза и попробуем услышать голос нашей совести, попробуйте представить её, какая она, какого цвета, размера.

infourok.ru

Разработка урока по самопознанию 7 класс

План урока «Самопознание»

Школа: КГУ ОСШ №10 Дата: 14.11.2015 № 17-18 Тема: «Счастье человека».

Ценность: Внутренний покой Качества: счастье, радоваться жизни, позитивное мышление.

Педагог: Кузембаева Лимара Анваровна Класс:Кол-во уч-ся: 18

Цель: углубить представления об общечеловеческой ценности «внутренний покой».

Задачи:

  • формировать стремления быть счастливым;

  • развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни;

  • воспитание активной личности, позитивного мышления.

Ресурсы: фломастеры и бумаги для творческой работы. Музыка хрустальная грусть для позитивного настроя.

Музыка С.Намина – Мы желаем счастья вам.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Концентрация на Свет.(Методическое руководство для учителя базовый уровень. ННПООЦ Бобек Алматы 2015г.) (упражнение выполняется под тихую музыку) Хрустальная грусть.

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания.

Составьте перечень положительных качеств, совокупность которых определила бы достоинство человека.

Цель задания — применение учащимися новых знаний о достоинстве. Это несложное задание позволяет учащимся самостоятельно сделать своеобразное обобщение.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Нет никаких ключей от счастья. Дверь всегда открыта.
Мать Тереза

— Как вы понимаете смысл высказывания?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Рассуждение о счастье (притча).

Однажды философ Сократ обратился к людям с вопросом: что самое главное в жизни?

Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них, подумав, сказал: «Самое главное в жизни — это здоровье!» Другой: «Самое главное — это быть красивым и привлекательным». Третьего осенило: «Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе».

Высказав свои мнения, люди спросили у Сократа:

— А ты что думаешь об этом? Сократ ответил:

— Я думаю, что самое главное в жизни человека — это счастье! Давайте рассуждать: обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди справедливо заметили ему:

— Нет, Сократ, это не обязательно.

— А человек, имеющий хорошо сложенное тело, Красивый и привлекательный, обязательно ли будет в жизни счастливым?

— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.

Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда ли является счастливым?

— Нет, Сократ, — отвечали люди, — такие люди часто бывают одинокими.

Представьте, что вам нужен совет лекаря. К какому лекарю вы обратитесь? К очень богатому и привлекательному, имеющему положение в обществе, или вы предпочтете лекаря, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к лекарю, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом и к нему следует стремиться как к самому важному в этой жизни.

  1. С каким вопросом обратился Сократ к народу?

  2. Какие мысли стали высказывать люди?

  3. Что спросили люди у Сократа?

4. Прав ли Сократ в своих рассуждениях о счастье? Почему?

5. Что нужно для того, чтобы вы почувствовали себя счастливыми?

6. Что такое счастье?

7. В чем оно выражается?

8. Для чего человеку необходимо быть счастливым?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Класс поделен на 3 группы.

Группам даны одинаковые задания. Вам нужно будет прочитать три высказывания известных людей, отражающее их представления о счастье. Выберите то, которое кажется вам наиболее интересным, и прокомментировать его.

В жизни есть только одно счастье — любить и быть любимым.

Ж. Санд

«Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по-настоящему счастливыми

Апшерони А

Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым. (Эйнштейн)

Вывод: Каждый человек вправе быть счастливым. Для счастья одинаково важны труд души, светлый ум и доброе сердце.

  1. Групповое пение.

Намин Стас – «Мы желаем счастья вам…»

Автор текста (слов): Шаферан И.  Композитор (музыка): Намин С. 

В мире, где кpyжиться снег шальной,
Где моря грозят кpyтой волной,
Где подолгу добpyю ждем поpой мы весть,
Чтобы было легче в тpyдный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому знать, что счастье есть.

Припев:
Мы желаем счастья вам, счастья в этом миpе большом!
Как солнце по yтpам, пусть оно заходит в дом


Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким —
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с дpyгим

  1. Домашнее задание.

Сочинения-размышления на тему «Мое понимание человеческого счастья».

  1. Заключительная минута тишины.

Вспомните, чему хорошему мы научились на уроке? Запишите это на листочках и приклейте на наше дерево «Мудрости».

— Все это хорошее сохраните в сердце и возьмите с собой на следующий урок.

Спасибо за урок.

infourok.ru

Уроки самопознания в 7 классе Духовный мир человека

План урока самопознания

Школа ГУ «Окжетпесская средняя школа отдела образования Бурабайского района»

Дата__10.03.2017___ № урока_25

Тема Духовный мир человека

Ценность: покой, любовь, праведное поведение _ Качества: человечность, доброта, великодушие, добропорядочность, доброжелательность

Педагог Белоусова О.А.

Класс_7_ Количество учащихся________________

Цель: содействовать совершенствованию духовного мира учащихся на основе постижения понятия «гармония жизни» через ценности – любовь и покой, праведное поведение.

Задачи:

  • — расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «человечность»;

  • развитие ценностных ориентаций и убеждений через осмысление идей человечности;

  • воспитание стремления обогащать, развивать свой духовный мир.

Ресурсы урока (материалы, источники): методическое пособие, учебник, рабочая тетрадь, музыка для минуты тишины.

Ход урока
  1. 1.Организационный момент. Позитивный настрой.

Концентрация на Свете.

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет кушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. 2. Проверка домашнего задания. (10мин)

дети читают этюд на тему «О чем может рассказать моя звезда?»

  1. 3.Позитивное высказывание (цитата)(7мин)

Труд души… это то, что отличает труд человека от труда муравья или пчелы, делая усилия его рук и мышц одухотворенными, взгляд — осмысленным, поведение — человечным.

К Канавва

Вопросы для обсуждения:

2.Как человеку надо трудиться на душой?

Какие качества при этом должны раскрыться.

Духовный мир человека — это внутренний мир, мир мыслей и чувств. Духовный мир формируется в процессе познания. Духовный мир каждого человека уникален.

 Притча о красоте души 

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

—         Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

—        А ну-ка, — сказал он, подбочась, — напиши мне, малец, и мой портрет.

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

—         Я так и думал. –  горделиво сказал он, — Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы батогами, если бы не появился нищий-странник.

—         Остановись,- сказал он,- боярин, — ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души.  Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

—         Твой портрет изменится, если сумеешь изменится ты сам.

С того времени боярина  никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но,  увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

—         Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

—         Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

—         Добрый человек, — сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:

—         Этим я обязан тебе.

Закладывая радость в душу, мозг и тело,

И начиная это каждой клеткой ощущать.

Идёшь вперёд размеренно, умело,

Делами душу исцелять.

Как можно создавать, не создавая,

Как можно получать, не получив.

Меняя отношение к деяньям,

Меняете узор души.

Видеоролик «Добрые дела»

4.Рассказывание истории (беседа) Подарок от учителя.

Елена Потехина Рождественская сказка

Жила-была девочка. И до того она была хороша собой, что родители в ней души не чаяли. Мама всегда одевала ее нарядно. А когда девочка с мамой и папой выходила на прогулку, то все знакомые так и говорили:

— Какая же красавица у вас дочка!

Родителям это очень нравилось, и они еще больше баловали свое дитя. Если девочка чего-то хотела, то начинала громко плакать, падала на пол и била ногами. Она не успокаивалась до тех пор, пока родители не исполняли ее желание.

Время шло, девочка росла. Она становилась все красивее и красивее. Она подолгу просиживала перед зеркалом и любовалась своей красотой.

Но вот однажды отец пришел с работы раньше обычного. Он тихо сказал:

— Меня уволили.

Прошел к себе в комнату и долго не выходил оттуда.

С этого дня все в доме изменилось. Отец сделался угрюмым и неразговорчивым, девочке перестали покупать красивые платья. Но она не хотела с этим смириться, кричала и обвиняла своих родителей в том, что они ее не любят. В доме участились ссоры.

Мать приходила с работы очень усталая. Теперь она не справлялась так ловко, как раньше, с домашней работой. Она просила свою дочку помочь ей помыть посуду или вымыть полы. Но девочка всегда ссылалась на важные дела или просто говорила:

— Сделаешь сама, не барыня. Ведь это твои дела, а не мои.

Мать вздыхала, потихоньку плакала, но не спорила.

Шли годы. Не стало отца. Он умер в больнице так же тихо, как и жил. Какая-то глупая инфекция, отек легких. После его похорон мать девочки еще больше постарела, согнулась. Но девочка, кажется, не замечала этого, или делала вид, что не замечает. Она бегала к подругам, громко смеялась, так же любовалась своим отражением в зеркале. Она часто заставала свою мать стоящей на коленях перед маленькой старой иконкой в углу комнаты. Ей казалось, что мать ее сходит с ума, и она говорила ей:

— Мать, перестань валять дурака, ты еще молодая, возьми себя в руки.

А мать все плакала и молилась.

Однажды она пришла с работы и вспомнила, что не купила хлеба. Она так устала, у нее так болела голова, что, кажется, уже не было никаких сил ни на что.

Она попросила девочку:

— Дочка, сбегай за хлебом. Для тебя это минутное дело. А я сегодня так устала.

Но девочка даже не повернула голову. Она сделала вид, что увлечена чтением и зажала уши руками.

Мать вздохнула, надела старенькое пальто и пошла на улицу. Она добрела до булочной, купила хлеба, связку баранок. Но когда возвращалась домой, то неловко ступила. Нога подвернулась и… женщина, охнув, упала на бок, подмяв под себя ногу. Страшная, нестерпимая боль охватила ее. Нога на глазах стала синеть и опухать. Прохожие вызвали скорую…

Теперь уютную квартирку наших знакомых стало не узнать. Комнаты не убраны. Кругом разбросаны книги, вещи, куда-то пропали цветы с окон. На кухне гора немытой посуды. Мать уже три недели не встает с постели. Девочка почти не бывает дома. Хорошо еще соседка сердобольная помогает, заходит покормить больную женщину.

Но вот однажды…

Но нет, буду рассказывать все по порядку.

Был вечер, удивительный вечер в канун Рождества. На улице тихо падал снег. В окнах домов горели зажженные елки, куда-то спешили прохожие. Больная мать девочки тихо лежала на своей кровати и шептала слова молитвы:

— Господи, помилуй нас, грешных.

Девочка листала журнал, где заграничные красавицы были укутаны в дорогие меха, блистали нарядными платьями, мечтала, мечтала…

В дверь тихо постучали. Еще… и еще, настойчивее. Девочке так не хотелось идти к двери. Она проворчала:

— Кого там еще черти несут?

И пошла открывать дверь.

На пороге стояла старушка, сухая, сгорбленная. Почему-то она была очень легко одета. Шерстяное платье и шаль. Старушка попросилась погреться. Девочка хотела прогнать ее. Она терпеть не могла нищих, но что-то ее остановило.

Она спросила:

— А кто ты такая?

— Я, – ответила старушка, – я – твоя последняя надежда. Мне многого не надо. Я посижу тихонько, выпью чашку чая и уйду. А тебе я за хлопоты заплачу. У меня есть удивительное зеркальце, в котором человек может видеть не только свое лицо, но и душу. Мне оно ни к чему. Да и не подобает старой женщине любоваться в зеркальце. А ты — вон какая красавица. Верно у тебя и душа так же хороша, как и лицо?

— Давай мне зеркальце! – сказала девочка.

— Нет, – ответила старушка,– Зеркальце я отдам, когда буду уходить. Ведь все так делают?

—А ты не обманешь? – спросила девочка.

— Нет, зачем же. Я вообще никогда никого не обманываю. Тем более сегодня,–ответила старушка и прошла в комнату.

Она обвела комнату взглядом – кровать, где лежала больная мать, стол с разбросанными журналами, грязный пол и, вздохнув, что-то прошептала очень тихо. Но мать, которая не спала и наблюдала за происходящим, вздрогнула и подняла глаза на старушку. Их взгляды встретились… и… разошлись. Но женщину охватило странное волнение, и слеза скатилась по ее щеке. Девочка повела старушку на кухню.

— Вот чайник, заварка, сахар. Пей, грейся и уходи.

Старушка поставила чайник на плиту. Через несколько минут чайник запел, тихо, по-домашнему. Старушка перемыла посуду, замела на кухне пол. Налила себе чашку чая и начала пить. Она пила чай не спеша, с наслаждением. Она наливала чай из чашки в блюдце, дула на него и, откусив кусочек сахара, прихлебывала. Дом наполнился удивительным ароматом малины, черной смородины и еще чего-то такого знакомого, из детства. Мать попросила дочку принести для нее чашечку чая. Но девочка зло посмотрела на мать и сказала:

— Сколько можно поить тебя чаем? Я уже поила тебя сегодня. И вообще, я тебе не прислуга.

Старушка слышала слова девочки, покачала головой. Налила чашку чая и отнесла больной женщине. Потом она подошла к двери и сказала девочке:

— Пожалуй, мне уже пора уходить. В этом доме очень трудно согреться, здесь нет тепла. Вот зеркальце, которое я обещала. Возьми его. Но помни, что оно отражает не только внешность человека, но и его душу.

Девочка увидела зеркальце. Удивительной работы была эта вещь. Оно лежало на столике в прихожей, и сотни огоньков отражались от его хрустальной оправы. Оно так и играло и просилось в руки. Она видела нечто подобное в одном богатом доме. Но там было большое зеркало. А это была изящная вещица, которую так приятно держать в руках. Ну теперь-то ее подруги лопнут от зависти. Ну и дура эта старуха, просто так отдала такую дорогую вещь. Девочка заглянула в зеркальце. На нее смотрела красавица, действительно красавица. Хрустальная оправа смотрелась, как корона на голове девочки. Девочка смотрела еще и еще, потом начала кружиться по комнате и хохотать. До чего же она хороша!

Но, что это случилось? Поверхность зеркальца покрылась какой-то дымкой, изображение исчезло. Девочка протерла глаза. Нет, нет она ничего не видит. Она подошла к лампе, здесь свет был ярче и… О, Боже, на нее смотрело мерзкое, отвратительное лицо, перекошенное злобой. Серые колючие глаза, поджатые губы. Девочка застыла от ужаса. Швырнула зеркальце, как ядовитую змею, на пол и отскочила в сторону. Что же это такое? Что за шутки? А где же эта старуха?

Девочка посмотрела на дверь, – старухи уже не было. Далеко уйти она не могла. Девочка бросилась на улицу в чем была, в одном платье. Но на улице тоже никого не было. Было тихо, снег уже не шел. Небо прояснилось, и на нем выступили звезды.

Девочка постояла немного. Она уже начинала замерзать. Потом она, как бы нехотя, повернулась и пошла домой.

С нею что-то случилось, что-то оборвалось внутри. Она лихорадочно перебирала события сегодняшнего дня, потом приход старушки, ее слова:

– Я – твоя последняя надежда.

Девочка открыла дверь, вошла, как будто впервые увидела комнату. На кровати лежала больная мать. Она спала. Как провалились у нее глаза. Как она постарела. Девочка прошла в свою комнату. Увидела куклу, сидящую на кровати. Эту куклу подарил ей отец. Они покупали ее вместе в большом и красивом магазине. Девочка прижала куклу к груди и заплакала. Слезы катились из глаз сплошным потоком, потом они перешли в рыдание.

Нет, это не была жалость к себе, это был стыд за себя, отвращение к себе, осознание всей своей мерзости и низости. Девочка не помнила, сколько она плакала. Она очнулась от того, что ей было холодно. Она лежала на полу. Рядом с нею на полу лежала ее любимая старая кукла. Девочка встала. Подошла к матери и тихо сказала:

– Мама, прости меня. Я самая плохая дочь на свете. Прости меня. У меня самая отвратительная и мерзкая душа из тех, какие только бывают у людей. Мне страшно, мама. Помоги мне. Я исправлюсь. Ты слышишь? Я больше не буду такой никогда! Ты слышишь, ни когда!

А потом они долго плакали вместе. Обнимали друг друга и плакали. Мать гладила свою дочь по голове и шептала ей ласковые слова, те из далекого детства девочки, когда она прибегала к маме, больно ударив ногу или чего-то испугавшись.

Бедная женщина была еще очень слаба, но она была очень счастлива, ведь Господь услышал ее молитвы и растопил ледяное сердце ее дочери.

– Мама, но кто была эта старушка, которая к нам приходила? Я хотела догнать ее, но ее не было на улице, она исчезла.

Девочка села на край кровати и сжала руку матери.

– К тебе приходил твой Ангел–Хранитель. Ведь сегодня Рождество.

– Мама, а давай выключим свет и посидим в темноте, помнишь, мы всегда так сидели с тобой, когда я была маленькой и не хотела спать.

– Помню.

Девочка встала , выключила свет. Она раздвинула шторы на окнах. На улице снова шел снег. Тихий, крупный снег.

Девочка и ее мать долго сидели и молча смотрели, как за окном падает снег. Им было очень хорошо вдвоем. Было тихо, спокойно и тепло.

А впереди у них была длинная-длинная жизнь.

На следующий день женщина почувствовала себя лучше, начала вставать и потихоньку ходить по комнате.

Они долго искали с дочерью зеркальце, но так и не нашли его. Оно пропало.

Можно ли изменить свой духовный мир?

Как изменился духовный мир девочки ? Благодаря чему?

чувствовали ли вы когда-нибудь и у себя такие изменения?

  1. 5.Творческая деятельность, групповая работа.

Прочитайте изречение русского поэта Константина Бальмонта. Нарисуйте к нему иллюстрацию.

Мы хотим пересоздания всей Земли, и мы ее пересоздадим, так что все на Земле будут счастливы, и сильны, и красивы. Это вполне возможно, ибо Человек есть Солнце и его чувства — его планеты.

К.Бальмонт

        1. Заполнение листа к портфолио

  1. 6.Групповое пение (2мин)

Красота — это мир и покой
Крики чаек и запах лесной
Сон ребенка, весною гроза
Белый снег и любимых глаза
красота — это девичья стать
Летний вечер и нежная мать
Красота — это музыки звук
И пожатие дружеских рук.

Красота спасет мир, красота
Человеческих душ высота
так встречается солнце весной
Сокрушающей мир красотой.
Красота спасет мир, красота
Человеческих душ доброта
Так встречается солнце веной
Сокрушающей мир красотой.

Красота — это танца огонь
И поющая в поле гармонь
Красота — на холсте бурлаки
Давний образ великой реки
Красота — есть согласие душ
Степи, море, таежная глушь
Красота — есть соцветье племен
Рожь, гречиха, подсолнух и лен.

Красота спасет мир, красота
Человеческих душ высота
Так встречается солнце весной
Сокрушающей мир красотой.
Красота спасет мир, красота
Человеческих душ доброта
Мы должны как любовь и весну
Вместе эту сберечь красоту.

  1. 7. Домашнее задание (1мин)

Задание Какие хорошие качества живут в вас, в сердце. Изобразите их в виде образов и нарисуйте внутри сердца.

  1. 8.Заключительная минута урока.(1мин)

Учитель:

Твори добро —

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь — действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных — доброта.

Т. Кузовлева

А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, отметьте в себе самые лучшие качества, в чем по вашему заключается наш духовный мир.

Урок окончен

План урока самопознания

Школа ГУ «Окжетпесская средняя школа отдела образования Бурабайского района»

Дата__17.03___ № урока_26

Тема Духовный мир человека

Ценность: покой, любовь, праведное поведение _ Качества: человечность, доброта, великодушие, добропорядочность, доброжелательность

Педагог Белоусова О.А.

Класс_7_ Количество учащихся________________

Цель: содействовать совершенствованию духовного мира учащихся на основе постижения понятия «гармония жизни» через ценности – любовь и покой, праведное поведение.

Задачи:

  • — расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «человечность»;

  • развитие ценностных ориентаций и убеждений через осмысление идей человечности;

  • воспитание стремления обогащать, развивать свой духовный мир.

Ресурсы урока (материалы, источники): методическое пособие, учебник, рабочая тетрадь, музыка для минуты тишины.

Ход урока
  1. 1.Организационный момент. Позитивный настрой.

Концентрация на Свете.

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет кушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. 2. Проверка домашнего задания. (10мин)

Какие хорошие качества живут в вас, в сердце. Что вы изобразили внутри сердца.

3.Позитивное высказывание (цитата)(7мин)

Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять его у тебя, чтобы оно и по смерти осталось за тобою и никогда бы не убавлялось и не тлело. Богатство это — твоя душа.

Народная мудрость

Вопросы для обсуждения:

2.Как человеку надо трудиться на душой?

Какие качества при этом должны раскрыться.

Духовный мир человека — это внутренний мир, мир мыслей и чувств. Духовный мир формируется в процессе познания. Духовный мир каждого человека уникален.

 Видеоролик «Добрые дела»

4.Рассказывание истории (беседа) Подарок от учителя.

ТРУД ДУШИ

По С.Соловейчику Книга «Час ученичества»

…Внутренний мир другого человека существует реально и независимо от нас, но мы не можем ощущать его непосредственно — не можем его ни увидеть, ни услышать, и приборам он не доступен. Мы узнаем о нем лишь по косвенным приметам, по тому, как этот другой человек выражает себя — взглядом, словом, поступком, мимикой, движением руки и тела. Сами по себе эти движения и выражения ничего не говорят — мы всю жизнь учимся читать их, учимся постигать чужую душу. Это все равно, что учиться читать: ведь и крючочки на бумаге тоже не говорят, но мы выучиваемся понимать скрытый в них смысл, и притом совершенно точно.

Однако читать книгу мы выучиваемся умом, а «читать» человека по его словам, взглядам, интонациям и жестам можно научиться только чувством. Понимать другого человека — значит чувствовать то же самое, что он переживает, отзываться на его чувство. Вот одно из самых прекрасных слов: отзывчивый. Вслушаемся в него: отзывчивый… способный отзываться… легко отзывающийся… всегда готовый отозваться… Если бы существовала «школа чувств», то первым предметом в ней, первым уроком был бы урок отзывчивости. Мы учимся чувствовать, отзываясь на чувства других людей. Чувству нельзя «обучить» в строгом смысле этого слова, но чувство можно передать, можно им заразить, его можно вызвать. Любовью своей человек вызывает ответное чувство любви у того, кто никогда не испытывал ее. Страстью к знанию человек заражает окружающих. Учитель любовью к своему предмету увлекает и нас.

Следовательно, учиться чувству можно, надо только открыться душой навстречу всему человеческому, что окружает нас. Отозваться Не только люди учат чувствовать нас. Оглядимся вокруг себя, всмотримся в самые простые предметы, окружающие нас: стол, лампа на столе, шкаф с одеждой, обои на стене… Каждая вещь сделана человеком, в каждую вложены чьи-то способности, ум, чувство. Это все застывшее человеческое дело, превратившееся в предметы; живые жизни, воплотившиеся в вещи…

А книги? Даже обычные школьные учебники! Нам кажется, они безличны, что их никто не писал, не мучился над ними, они сами собой откуда-то взялись или выросли, как дерево в лесу или трава на лугу. Но в каждой странице, в каждой строчке — живое, человеческое!

Будем стараться чувствовать другого человека не только в каждом, кого мы встретим, но и за каждой вещью, каждой книгой, каждым учебником. Мы не читаем учебник — мы общаемся с автором, с человеком! Речь идет о духовном прозрении, когда каждая вещь становится живой для нас, каждый человек становится созвучным нам. Именно поэтому необходимо развивать свой внутренний духовный мир, культуру чувства, умение ощущать весь окружающий мир.

…Но пора, наконец, сказать, откуда же пошло это не совсем научное, не строго научное выражение «труд души». В точном смысле слова труд — это всегда операции, действия с орудиями труда, в результате которых появляются какие-то материальные и духовные ценности или знания. В умственном труде такими орудиями, хоть и особыми, умственными, являются слова, понятия, модели, чертежи, формулы. Чувство же никаких «орудий» не имеет, и «операций» тоже не производит, именно поэтому чувству, как уже говорилось, так трудно учиться. И все же…

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

  1. Как вы понимаете смысл выражения «труд души»?

  2. Какова связь между багажом накопленных человеком знаний и богатством души?

  3. Зачем нужно учиться чувствовать?

  4. Можно ли изучить духовный мир человека? С помощью чего и как?

  5. Как можно обогатить свой духовный мир?

Домашнее задание

В качестве самостоятельного осмысления мировоззренческих идей по теме урока предлагаю ученикам дома выполнить задание, данное в учебнике.

Исследовательский уровень данного задания требует процесса преломления полученных знаний и умений через проведение самоанализа жизненного опыта в вопросах отношения к самим себе, к людям, к окружающему миру с точки зрения следования общечеловеческим ценностям.

Продумайте и ответьте, чему нужно научиться, чтобы чувствовать «человеческое во всем, что нас окружает!» (С. Соловейчик).

ОБ ИСТОКАХ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Притча

Однажды к мудрецу пришел странник и попросил наставить на путь истины.

— Я знаю, что занимает твои мысли и крадет у тебя радость бытия, — сказал мудрец. — Всю свою жизнь ты ищешь совершенство в людях и, не находя его, не можешь обрести покой. Мне ведомо лекарство от твоей болезни. Тебе следует в общении с каждым искать лишь то, что тебе по душе, дополняя качества одного чертами другого и свойствами третьего. И тогда в дюжине мужчин ты сможешь обрести верного друга, а в дюжине женщин — великую любовь. Это и есть истина, называемая людьми человечностью.

    1. Какой совет дал мудрый отшельник?

    2. В чем заключается духовное совершенство человека ?

СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ ЖИЗНИ

А. Арын

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: почему иногда у человека душа болит? Согласно медицинской науке, боль в организме человека возникает, если он получил травму, заразился инфекционным заболеванием, физически переутомился или у него состояние нервного истощения. Такого органа, как душа, в организме человека нет, поэтому и болеть тут вроде бы нечему. Но все же в состоянии душевной боли человек сильно переживает, не находит себе места, его гнетут невеселые мысли и отрицательные эмоции. Со временем душевная рана затягивается, человек вновь радуется жизни и общению с людьми. Но иногда «шрам» от душевной раны остается, как обида, которая никак не хочет уходить.

Почему так происходит? Почему человек на время забывает о своих жизненных установках? Ведь забыв о таких высших ценностях, как любовь, вера, надежда, добро, справедливость, мудрость, человек теряет себя, истощает свой духовный мир. Он становится уязвимым, не может себя защитить, его душевное здоровье ослабевает. Человек перестает творить…

А душа все болит… Может, она подсказывает своей болью, что человек оказался неправ в своем упорстве, не разобрался в жизненной ситуации или не видит своих ошибок. Стоит остановиться, подумать и почувствовать «человеческое во всем, что нас окружает». Вернуться к истокам своего внутреннего духовного мира, который зиждется на трех слонах (согласно древним представлениям человека о мироустройстве) с тех пор, как появился человек: любви, истине, красоте. Это те высшие ценности в жизни любого человека, которые возвышают его душу и делают осмысленной всю его жизнь. Постоянно думая о них, человек познает себя, учится разбираться в своих мыслях, поступках, стремлениях и даже в ошибках. Ошибки принято исправлять. Вот он — «рецепт» от душевной боли: научись любить себя, а значит, и людей, и мир; стремись всегда к истине, поиски которой делают человека духовно сильным; стремись к красоте чувств, поступков, желаний.

Если продолжить аналогию с сюжетом о древних представлениях мироустройства, то можно вспомнить, что три слона, державшие на своих спинах земную твердь, стояли, в свою очередь, на спине огромной черепахи, плывшей по вселенскому океану. «Три слона» духовного мира человека — это любовь, истина, красота, которые имеют своей основой гармонию жизни человеческой. Это и есть та самая «черепаха», символ безграничной мудрости, на которую они опираются. Именно она, гармония духовного мира человека, делает его созвучным людям, самому себе, миру, в котором он живет. Жить как человек — значит стремиться к гармонии жизни

          1. На какие высшие ценности опирается духовный мир человека? Почему?

          2. Как можно сохранить или восстановить душевное равновесие?

  1. 5.Творческая деятельность, групповая работа.

Прочитайте изречение русского поэта Константина Бальмонта. Нарисуйте к нему иллюстрацию.

Мы хотим пересоздания всей Земли, и мы ее пересоздадим, так что все на Земле будут счастливы, и сильны, и красивы. Это вполне возможно, ибо Человек есть Солнце и его чувства — его планеты.

К.Бальмонт

  1. 6.Групповое пение (2мин)

Красота — это мир и покой
Крики чаек и запах лесной
Сон ребенка, весною гроза
Белый снег и любимых глаза
красота — это девичья стать
Летний вечер и нежная мать
Красота — это музыки звук
И пожатие дружеских рук.

Красота спасет мир, красота
Человеческих душ высота
так встречается солнце весной
Сокрушающей мир красотой.
Красота спасет мир, красота
Человеческих душ доброта
Так встречается солнце веной
Сокрушающей мир красотой.

Красота — это танца огонь
И поющая в поле гармонь
Красота — на холсте бурлаки
Давний образ великой реки
Красота — есть согласие душ
Степи, море, таежная глушь
Красота — есть соцветье племен
Рожь, гречиха, подсолнух и лен.

Красота спасет мир, красота
Человеческих душ высота
Так встречается солнце весной
Сокрушающей мир красотой.
Красота спасет мир, красота
Человеческих душ доброта
Мы должны как любовь и весну
Вместе эту сберечь красоту.

7. Домашнее задание (1мин)

стр 119 учебника, выучить стихотворение «Чувство»

8.Заключительная минута урока.(1мин)

Учитель: Евгений Виницкий

О том, как прекрасна душа…

Нет в мире ничего прекраснее души
Что есть душа, она же часть природы
В толпе людской или в лесной глуши 
Ты зов ее услышишь мимоходом

Она щеки коснется лучиком тепла
Согреет своим светом и любовью
Всю жизнь она внутри  тебя была
Всю жизнь она останется с тобою

Но как слепец, невидящий во тьме
Ты руку с камнем подымаешь в небо
Метнешь, оставив брешь в душе
Опомнись! Ты ведь таким не был…

Свет там, где есть любовь и счастье
Свет там, где мир твоей души
В моменты бурей, гроз, ненастий 
Ты свет внутри себя смелей зажги

Согреешь ты всех тех, кто рядом
И ты увидишь волшебство
Ведь большего нам и не надо
Дарить друг другу душ своих тепло 

А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, отметьте в себе самые лучшие качества, в чем по вашему заключается наш духовный мир.

Урок окончен

infourok.ru

Урок самопознания, 7 класс

Министерство науки и образования Республики Казахстан.

Филиал А О « НЦПК «Өрлеу» по Северо Казахстанской Области

Урок самопознания в 7 классе

Тема урока «Тепло человеческого общения»

Выполнила: Кахраманова О.В.

Учитель самопознания

КГУ СШ № 42

Проверила: Альмишева А.Ж.

г. Петропавловск

2015г.

Тема урока «Тепло человеческого общения»

Школа: № 42

Дата: 24.06.15 г.

Учитель: Кахраманова О.В.

Ценность: праведное поведение

Качества: хорошие манеры, не говорить плохо о других, справедливость

Цель: углубить представления учащихся о культуре общения через практику праведного поведения

Задачи:

расширение знаний о правилах этикета

— развитие умения строить положительные отношения в обществе

— воспитание ценностного отношения к себе и другим

Ход урока:

  1. Позитивный настрой «Свет»

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. 
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. 
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 

  1. Проверка домашнего задания

Детям предлагается прочитать

эссе на тему «Культура общения».

1. Что значит быть общительным?

— 2. Какое значение имеет общение в жизни каждого человека?

-3. Можем ли мы обойтись без общения в своей жизни?

-4. Какое значение имеет воспитанность человека в общении?

-5. С кем вам интересно общаться?

-6. Что дает вам общение с родными и близкими, друзьями?

  1. Цитата «Люди похожи на книги. Если смотришь только на обложку, ошибаешься»

1. Скажите, почему людей сравнивают с книгами?

  1. Подарок детям

Показ видеоролика «Случай на одном рейсе»

— Какие чувства испытывал мужчина?

— Как вы думаете, почему эта женщина себя так вела?

— Осознала ли она потом своё поведение?

— Что ей в этом помогло?

— Был кто-нибудь в подобных ситуациях?

— Какой находили выход?

5. Творческая работа

Учитель предлагает учащимся поразмыслить над ситуациями, представленными в виде вопросов. Дети разбиваются на группы.

а) На вечере мальчик пригласил девочку на танец. По окончании танца он ей сказал «спасибо». Правильно ли это? А что должна ответить девочка?

б) Приятель привел меня в шахматный клуб и говорит: знакомься. Я стал каждому руку подавать и себя называть по имени, а все смеются. Конечно, им смешно, что я девять раз сказал «Айдар». Как же тогда знакомиться?

в) Можно ли развернуть и посмотреть при всех подарок? Я читала, что можно, а бабушка говорит — нельзя, так как я таким образом свою жадность показываю. А мне интересно. Как же правильно поступить: смотреть или не смотреть подарок?

г) Однажды я выходила из гастронома. В одной руке у меня была сумка, а в другой — бидон с молоком. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но я не знаю, правильно ли это, ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях.

6. Исполнение песни Истина,Праведность,Мир,Любовь,Ненасилие (Л.Ильясова-Р.Ахметшин) — Раис Ахметшин

Каждый человек и человечек

Очень важен, нужен на Земле –

Каждый человек и человечек

Ценности хранит в самом себе.

Ценности взаймы ты не попросишь,

Потому что Ценности – внутри,

В нашем сердце Ценности как пламя,

Оттого тепло у нас в груди…

Припев:

Пять Ценностей, пять Ценностей

Что пальцев на руке,

Пять Ценностей, пять Ценностей

Нужны всегда, везде

«Пятерку» ставит жизнь тому,

Кто Ценности хранит,

Всех любит, помогает всем,

Нисколько не вредит!

7. Домашнее задание прочитать стихотворение Э. Асадова и ответить на вопросы

8.Заключительная минута тишины

Звучит спокойная музыка (позитивный настрой «Свет»). Закройте глаза вспомните о чём мы с вами сегодня говорили.

infourok.ru

Конспект урока «Самопознание» 7 класс

Урок «Самопознание» 7 класс.

Тема: Семейные ценности.

Цель: углубить представления учащихся о праведном поведении как основы для семейного счастья

Задачи:

-расширение знаний о семейном счастье;

-развитие позитивного мышления и стремления быть терпеливым, вежливым,, чутким, ;

-воспитание чувства долга и уважения к родителям.

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.

Инструментальная композиция «Хрустальная грусть».

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову, опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее. Ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2.Проверка домашнего задания

— Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (работа со словариками)

— Какой мир – милосердный или враждебный — помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»?

— Как научиться милосердию?

— Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди

3.Позитивное высказывание (цитата).

«Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».

Л.Н. Толстой

— Как вы понимаете пословицу?

Согласны ли вы с данными высказываниями?

— Можно ли утверждать, что добрые поступки обладает волшебной силой?

— Почему?

— В чем заключается волшебная сила доброты?

Тема сегодняшнего урока очень актуальная и интересная : «Семейные ценности». Мы будем говорить о ценностях семейного счастья, о том, что находясь в семье, рядом с близкими мы ощущаем счастья и умиротворение; и о том, что именно семья формирует будущее человека. Многие навыки, привычки, качества, человек получает из своего окружения, своих близких, своей семьи

— Прекрасное слово семья, может быть вместе, попробуем дать определение этому слову. (ученики по кругу называют слова какие ассоциации с этим словом у них возникает)

— светлая

-счастливая

-верная

-прекрасная

-красивая

-великая

-исцеляющая

-могущественная

— А что такое семейные ценности?

Из каких качеств человека состоит благополучие счастливой семьи? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. (Ответы учащихся.)

Вывод учителя: Праведное поведение-это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.

4.Рассказывание истории (беседа).

ЦЕННОСТЬ: ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Цель : Углубить представление учащихся о ценности » праведное поведение»

Притча о совести.

-Я беден и слаб, сказал как-то учитель своим ученикам, но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

-Что делать нам? — спросили ученики. Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

-Дети мои, сказал учитель, есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

-Мы молоды, ответили ученики, мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

-Вы сильны, ответил учитель, для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

-Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

-Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

-Прости, учитель! — ответил юноша. Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

-Почему невыполнимо?

-Да ведь нет такого места, где никто не увидит, ответил ученик. Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

Обсуждение притчи.

  • О какой ценности говорится в притче?

  • Что имел ввиду юноша говоря » нет такого места , где никто не увидит»?

  • В чем смысл притчи?

Подарок от учителя.

А сейчас мы с вами посмотрим ролик «Счастливая семья», в котором так же говорится о доме. Вопросы:

— Понравился ли вам ролик?

— О чём этот фильм? (О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).

— Какая семья счастливая?

— Почему во второй семье случается конфликты ?

5.Творческая деятельность. Работа по группам.

« Семейное дерево ». 1 группа

Учитель: ребята, давайте украсим наше « семейное дерево » плодами ( дети прикрепляют на дерево макеты яблок с надписями – символами и еще раз проговаривают, какая у них семья: дружная, крепкая, добрая, любящая, веселая, спортивная, музыкальная и т. д. )

«Волшебный домик». 2 группа

Учитель: ребята, у вас на столах лежат листки цветной бумаги, из которых нужно построить домик для любви. Обратите внимание, это не просто листки бумаги, они волшебные, на каждой из них написаны слова. Подумайте и постройте домик, где живет любовь. Из каких ценностей состоит ваш дом? А есть листки, которые вы не использовали? Почему? (Ответы учащихся ). Давайте избавимся от недостатков и выбросим их в мусорное ведро. ( по выполнении задания учащиеся презентуют получившиеся домики.)

6.Групповое пение. «Песня про мою семью».

Лежит передо мной игрушек куча,

Но всем уже давным – давно известно,

Что мне одной играть довольно скучно

И совсем – совсем не интересно

А вот когда со мной мои родные

И самые любимые мне люди,

Я сразу забываю про унынье

И всегда так было, есть и будет…

Припев:

Будет день счастливой и чудесный самый,

Если рядом будут папа и мама

Буду я веселой, буду очень рада,

Если будут рядом сестренка с братом

А еще я буду бесконечно рада,

Если рядом дедушка и бабушка рядом.

Ну а больше всех буду рада я,

Если будет рядом вся семья,

Вся моя семья

И надо мне признаться папе с мамой

Что иногда бываю я, конечно,

Немного непослушной и упрямой ,

Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,

Не страшен будет мне холодный ветер,

Со мной моя семья, а это значит:

Я счастливый всех на этом свете!

7.Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается нарисовать цветок любви своей семьи и написать пожелания для каждого члена семьи.

8.Заключительная минута тишины.

Сейчас закройте глаза и вспомните все, о чем мы говорили на уроке…. На прощание я хочу вам пожелать быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи. А когда сегодня придете домой, обнимите свои родных (маму, папу, брата, сестру) и скажите, что вы их любите.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Какая хорошая Ваша семья!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *