Понятие самосознания личности человека
Определение 1Самосознание – это способность человека одновременного отображения явлений и событий внешнего мира и знание о наличии сознания.
Становление самосознания человека
Самосознание объединяет личность в целостное существо с её мыслями, чувствами, поступками и оценкой собственного места в мире. Вопрос о соотношении сознания и самопознания приводит философов к бесконечной дискуссии, в которой они не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что самосознание – это высшая форма сознания, проявлением которой характеризуются только взрослые, детям не свойственно самосознание. Приверженцы этого мнения соотносят самосознание с мышлением и знанием, определяя его как рефлексивную деятельность над своим мышлением. Результат подобного умственного самоотображения строится в понятиях и суждениях. Как следствие данного подхода получается заключение о существовании определённых форм сознания, которым не сопутствует самосознание.
Другие философы выступают за то, что самосознание – это составляющая часть любого акта сознания, она не зависит от его ясности или зрелости. Самосознание видится им как всякое самоотображение на мыслительном уровне, а также на уровне эмоций и чувств. Согласно их убеждениям, сознание, так же как и сама личность, должно быть контролируемо и управляемо, в силу того, что сознание – это часть личности.
Такой подход рассматривает сознание в единстве самосознания – активности сознания, которая устремлена на самого себя и иносознания – активности, которая сосредоточена на внешнем мире. Уровень ясности самосознание у всех людей отличается даже на разных этапах жизни. Самосознание может колебаться от смутного отображения чувств тела до глубокого погружения в собственный разум и мысли о самом себе, смысле жизни и душе. Стоит отметить, что во внешнем мире самосознание сохраняется, даже в крайних степенях поглощённости или рассредоточенности.
Развитие самосознания человека
Ядром самосознания выделяют ощущение «Я», которое можно потерять только с случаях, например, обморочного состояния или комы. Чувство «Я» – фундамент, на котором строятся иные, более высокие уровни сознания и самосознания. Из-за того, что сознание – это неотъемлемая часть всякого сознательного акта, то структура самосознания делится на те же элементы, что и структура сознания. Здесь мыслительный процесс, отображение своих эмоций и чувств.
Важно, что самосознание наравне с сознанием не заключается только в знании, оно состоит из переживаний, самоконтроля и самооценки. Вместе с тем, оценки и самооценки могут носить ошибочных характер, а самоконтроль подвержен сбою. Самосознание не может работать как механический прибор, оно реагирует на внешние условия и подвержено корректировке в процессе общения с другими людьми.
Еще Сократ говорил о том, что знание о внешнем мире ущербно, если оно не основывается на осознании самого себя. Он считал самопознание смыслом философии. В Средневековье много рассуждали о проблеме самосознания. Религия наложила свой отпечаток на становления мнения о самосознании человека. Таким образом, церковь призывала человека к преобразованию телесной природы, связанной с грехом, потому как изначально человеку необходимо осознание себя для единения с Богом. В Новое время мыслители выстраивали свои суждения согласно идее, что познание связано с тем, что человек знаком со своими познавательными способностями и тем самым утверждалось знание своего сознания. В те времена говорилось о том, что сознание без самосознания существовать не может, а всё самосознание таится в мышлении.
Мысль о том, что существование самосознания без сознания невозможно, стала ключевой и в классической немецкой философии. Современная экзистенциональная и феноменологическая философии также согласны с данным предположением. В их учении главная концепция заключается в единстве сознания и самосознания.
В современной философии никто больше не отождествляет сознание, мышления и самосознание, подобно тому, как это делали философы Нового времени. Современная философия гораздо шире раскрывает проблему самосознания, представляя её как специфический вид рефлексии человека о самом себе, о своих возможностях понимать свою природу и её все проявления.
Автор: Валерия Дедова
Преподаватель философии
Самосознание
Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом самосознания служит собственная личность как субъект деятельности.
Самосознание – необходимое условие самосознания личности. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом в практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.
Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, познавая себя как субъекта, называет своим «Я». Я — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.
Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая в себя то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые формы бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл всех задач, которые он разрешает в жизни.
В изложенном ранее мы рассматривали личность под углом зрения ее деятельности. Определяя само понятие личности и ее отличительные признаки, руководствовались тем, какую роль она играет в деятельности человека. Точно так же и все основные закономерности личности мы выясняли на основе ее проявлений в деятельности. Только таким путем и может быть рассмотрена объективная функция личности в общественной жизни.
Но при этом способе рассмотрения мы познаем личность такой, какой она является для других: для общества, для коллектива, для окружающих людей. Однако, человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем. Это свойство человека осознавать, сто он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой, мы называем самосознанием.
Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом предметного сознания является объективная действительность. Обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.
Как предметное сознание, так и самосознание – необходимые условия существования личности. Предметное сознание необходимо пот ому, что субъектом деятельности человек может быть только тогда, когда он осознает поставленную цель и представляет себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Вместе с тем, субъектом деятельности человек является только тогда, когда свои отношения к действительности он осознает с большей или меньшей полнотой и адекватностью, с большей или меньшей степенью ясности как «мои отношения». К.Маркс характеризовал самосознание как «мое отношение к моей среде».
Генетически предметное самосознание первично а самосознание вторично. Предметное сознание появляется уже на первом году жизни ребенка, например, в узнавании и воспроизведении отсутствующих предметов. Самосознание с достаточной надежностью обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в употреблении личных местоимений, в стремлении к самостоятельности, негативизме и проч. Во всем дальнейшем развитии личности развитие отношений личности так, как они проявляются в деятельности, опережает отражение этих отношений в самосознании. В ролевой игре ребенок-дошкольник уже является личностью для других, активным деятелем, выполняющим определенную социальную роль. В игровой роли ребенок проявляет определенные и устойчивые свойства и отношения личности, например, властность или подчиненность, агрессивность или отзывчивость. Но осознание себя как личности так же, как и осознание определенных свойств своей личности возникает гораздо позднее. Кроме того, самосознание отражает свойства личности далеко не с абсолютной полнотой и точностью. Человек не отдает себе полного и ясного отчета во всех тех свойствах своей личности, которые объективно определяют его действия и поступки.
Точно так же и функциональное самосознание вторично по отношению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности. Это значит, что в психологической характеристике личности главное и определяющее значение имеет не самосознание, а отношения личности, понимаемые как системы мотивов, направляющие действия и поступки человека.
Однако, хотя генетически и функционально самосознание вторично по сравнению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности, в процессе развития все более возрастает его детерминирующее значение. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемых нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Мы ищем пути для преодоления этих противоречий. Руководствуясь своим самосознанием, мы формируем своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания мы в состоянии создавать свою личность своими действиями и поступками.
Не меньшую роль приобретает самосознание, определяя успех деятельности. Рассмотренные выше пути приспособления к деятельности на определенной ступени развития личности обусловлены в той или иной степени участием самосознания. Так, прежде всего, выбор деятельности, соответствующий свойствам личности и индивидуума человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности. Формирование индивидуального стиля, при помощи которого преодолевается противоречие свойств индивидуума требованиям деятельности, совершается успешнее всего тогда, когда человек отдает себе ясный отчет в том, какие способы и приемы действия наиболее соответствуют его психическим свойствам. В тех случаях, когда успешность приспособления зависит от изменения уровня притязаний, существенное значение приобретает адекватное осознание своих возможностей.
Физические и психические свойства человека- одна из могущественных сил, которыми пользуется человек. Чтобы заставить природу служить своим целям, человек должен не только познать и использовать собственные законы природы, как об этом писал Ф. Энгельс, он должен познать и использовать законы своей собственной личности. В этом и заключается одна из важнейших функций самосознания. Таковы основные функции самосознания – развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально- нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Обе эти функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, то есть предметным сознанием. Лишь в той степени, в какой человек осознает закономерности общественной жизни, он в состоянии правильно осознать социально-нравственную ценность своей личности. Лишь в той степени, в какой человек правильно осознает социальные и природные условия, в которых он действует, он в состоянии правильно использовать в своей деятельности осознанные им свойства своей личности.
Чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки, а также избранный ею жизненный путь обусловлены самосознанием. О личности мы действительно не вправе судить по тому, что она думает о себе. Но если человек правильно думает о себе, его самосознание адекватно отражает подлинные свойства личности и если столь же адекватно его мировоззрение отражает закономерности природы и общества, то мы вправе предсказать, что он внесет наибольший вклад в преобразование природы и общества и совершенствование собственной личности.
Из кн.: Структура личности: характер, способности, самосознание . Уч. пос. к спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.
С.Л.Рубинштейн
Сознание человека: откуда оно и для чего оно
Обзор
. 2018 23 апр;9:567. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00567. Электронная коллекция 2018.Кочубей Борис 1
принадлежность
- 1 Институт медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета, Тюбинген, Германия.
- PMID: 29740366
- PMCID: PMC5924785
- DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00567
Обзор
Борис Кочубей. Фронт Псих. .
Бесплатная статья ЧВК . 2018 23 апр;9:567. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00567. Электронная коллекция 2018.Автор
Кочубей Борис 1
принадлежность
- 1 Институт медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета, Тюбинген, Германия.
- PMID: 29740366
- PMCID: PMC5924785
- DOI: 10. 3389/fpsyg.2018.00567
Абстрактный
Сознание — это не процесс в мозгу, а вид поведения, который, конечно же, контролируется мозгом, как и любое другое поведение. Человеческое сознание возникает на стыке трех компонентов поведения животных: общения, игры и использования орудий. Эти три компонента взаимодействуют на основе упреждающей регуляции поведения, общей для всех сложных форм жизни животных. Все три не отличают исключительно наших близких родственников, т. е. приматов, но широко представлены среди различных видов млекопитающих, птиц и даже головоногих; однако их особая комбинация у людей уникальна. Взаимодействие между коммуникацией и игрой порождает символические игры, прежде всего языковые; взаимодействие между символами и инструментами приводит к человеческой практике. В совокупности это порождает механизм, позволяющий существу вместо явного осуществления контролирующих действий отыгрывать соответствующие варианты поведения во «второй реальности» объективно (орудийно) обоснованных символических систем. Теория обладает следующими свойствами: (1) Она антиредукционистская и антиэлинативистская, и тем не менее человеческое сознание рассматривается как чисто природный (биологический) феномен. (2) Он избегает эпифеноменализма и указывает, в каких условиях человеческое сознание имеет эволюционные преимущества, а в каких оно может быть даже невыгодным. (3) Это позволяет легко объяснить наиболее типичные черты сознания, такие как объективность, серийность и ограниченность ресурсов, связь между сознанием и эксплицитной памятью, ощущение сознательной деятельности и т. д.
Ключевые слова: осведомленность; коммуникация; воплощение; объективность; играть; использование инструмента; виртуальная реальность.
Цифры
Рисунок 1
Направление объяснения…
Рисунок 1
Направление объяснения начинается с относительно хорошо изученных животных-предшественников к…
Рисунок 1Направление объяснения начинается с относительно хорошо изученных предшественников животных к центральному блоку, возникающему непосредственно из этих предшественников. Поняв этот блок, можно надеяться на понимание дальнейших атрибутов и форм человеческого сознания.
Рисунок 2
Основные источники человеческого сознания.
Рисунок 2
Основные источники человеческого сознания.
фигура 2Основные источники человеческого сознания.
Рисунок 3
Особые отношения человека…
Рисунок 3
Особое отношение людей ко времени и сильное чувство…
Рисунок 3Специфическое отношение людей ко времени и сильное чувство ответственности (авторства своих действий) рассматриваются философами от Августина (2007) до Хайдеггера (1963) как фундаментальные черты человеческого сознания. Схема показывает, что эти особенности можно вывести из модели человеческого сознания, разработанной в данной статье.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Сознание, биология и квантовые гипотезы.
Баарс Б.Дж., Эдельман Д.Б. Баарс Б.Дж. и др. Phys Life Rev. 2012 Sep; 9 (3): 285-94. doi: 10.1016/j.plrev.2012.07.001. Epub 2012 10 июля. Phys Life Ред. 2012. PMID: 22925839 Обзор.
- [Эволюция человеческого мозга и интеллекта].
Лакатос Л., Янка З. Лакатос Л. и соавт. Идеггоги Сз. 2008 г., 30 июля; 61 (7–8): 220–9. Идеггоги Сз. 2008. PMID: 18763477 Обзор. Венгерский язык.
- Теория разума и наследие Дарвина.
Серл Дж. Сирл Дж. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013 Jun 18;110 Suppl 2(Suppl 2):10343-8. doi: 10.1073/pnas.1301214110. Epub 2013 10 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013. PMID: 23754416 Бесплатная статья ЧВК.
- Происхождение человеческого разума. Размышление о появлении языка и человеческого сознания.
Йонкер А. Йонкер А. Акта Биотеор. 1987;36(3):129-77. дои: 10.1007/BF00052063. Акта Биотеор. 1987. PMID: 3128031
- Интерсубъективное и кооперативное происхождение сознания: эволюционно-развивающий подход.
Кортина М., Лиотти Г. Кортина М. и др. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2010 Лето; 38(2):291-314. doi: 10.1521/jaap.2010.38.2.291. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2010. PMID: 20528141
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Нарушение сознания при болезни Альцгеймера и лобно-височной деменции: систематический обзор МРТ.
Леокади М., Кану Э., Палдино А., Агоста Ф., Филиппи М. Леокади М. и др. Дж Нейрол. 2023 Апрель; 270(4):1880-1907. doi: 10.1007/s00415-022-11518-9. Epub 2022 13 декабря. Дж Нейрол. 2023. PMID: 36512063 Обзор.
- Искусство и восприятие: использование эмпирической эстетики в исследованиях сознания.
Ансорж У., Пеловски М., Куигли С., Пешль М.Ф., Ледер Х. Ансорж У и др. Фронт Псих. 2022 9 июня;13:895985. doi: 10.3389/fpsyg.2022.895985. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35756216 Бесплатная статья ЧВК.
- Сознание за пределами нейронных полей: расширение возможностей того, что еще не произошло.
Дресп-Лэнгли Б. Дресп-Лэнгли Б. Фронт Псих. 2022 10 января; 12:762349. doi: 10.3389/fpsyg.2021.762349. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2022. PMID: 35082717 Бесплатная статья ЧВК.
- Отказ от сознания как призрака в машине.
Halligan PW, Окли, округ Колумбия. Халлиган П.В. и др. Фронт Псих. 2021 30 апр;12:571460. doi: 10.3389/fpsyg.2021.571460. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33995166 Бесплатная статья ЧВК.
- Эволюция социальных убеждений 1960-2016 в США и его влияние на эмпатию и просоциальное выражение в медицине.
БАУ РФ. Боуг РФ. Adv Med Educ Pract. 2020 29 июня; 11: 437-446. doi: 10.2147/AMEP.S246658. Электронная коллекция 2020. Adv Med Educ Pract. 2020. PMID: 32636695 Бесплатная статья ЧВК.
Рекомендации
- Акерманн Х., Хейдж С.Р., Циглер В. (2014). Мозговые механизмы акустической коммуникации у людей и нечеловеческих приматов: эволюционная перспектива. Поведение наук о мозге. 37, 529–604. 10.1017/S0140525X13003099 — DOI — пабмед
- Амвросий С. Х. (2001). Палеолитические технологии и эволюция человека. Наука 291, 1748–1753 гг. 10.1126/наука.1059487 — DOI — пабмед
- Анохин П. К. (1974). Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении, Пер. Дартау Р., Эпп Дж., Кирилчук В. Оксфорд: Pergamon Press.
- Арбиб М. А., Бота М. (2003). Эволюция языка: нейронные гомологии и нейроинформатика. Нейронная сеть. 16, 1237–1260. 10.1016/j.neunet.2003.08.002 — DOI — пабмед
- Арбиб М. А., Риццолатти Г. (1996). Нейронные ожидания: возможный эволюционный путь от ручных навыков к языку. коммун. Познан. 29, 393–424.
Типы публикаций
Гарвард, возможно, определил источник человеческого сознания
Футуризм
11. 8. 16 от June Javelosa
/Hard Science
Исследование может привести к новым методам лечения пациентов в коме и в вегетативном состоянии.
/ Твердые науки/ Ствол мозга/ Кома/ Сознание
11. 8. 16 Джун Хавелоса
Сознание человека
Человеческое сознание определяется как осознание, чувствительность, способность человека испытывать и чувствовать, но, несмотря на важные роль, которую оно играет в нашей жизни и делает нас такими, какие мы есть, мы на самом деле очень мало знаем о том, как работает сознание.
В настоящее время ученые считают, что сознание состоит из двух компонентов: возбуждения и осознания. Первый регулируется стволом мозга, но физическое происхождение второго всегда оставалось загадкой. Теперь группа исследователей из Гарварда считает, что они, возможно, обнаружили области мозга, которые работают со стволом мозга для поддержания сознания.
«Впервые мы обнаружили связь между областью ствола мозга, участвующей в возбуждении, и областями, участвующими в осознании, двумя предпосылками для сознания», — сказал Майкл Д. Фокс, доктор медицинских наук, директор Лаборатории сетевой визуализации мозга. и Модуляция и заместитель директора Центра неинвазивной стимуляции мозга Беренсона-Аллена в Медицинском центре Бет Исраэль Диаконисс (BIDMC). «Множество доказательств сошлось воедино, чтобы указать на то, что эта сеть играет роль в человеческом сознании».
Изображение предоставлено: точная копия рисунка 1.1 в: Кристоф Кох (2004) «Рисунок 1.1: Нейрональные корреляты сознания» в «В поисках сознания: нейробиологический подход», Энглвуд, Колорадо: Roberts & Company PublishersЧтобы лучше понять, почему некоторые пациенты могли сохранять сознание, несмотря на травмы, в то время как другие впадали в кому, исследователи проанализировали 36 пациентов с поражениями ствола мозга. Двенадцать из этих пациентов находились в коме (без сознания), а 24 были определены как сознательные.
Они обнаружили, что у десяти из 12 субъектов, находящихся без сознания, были повреждения ростральной дорсолатеральной покрышки моста, небольшой области ствола мозга. Только у одного из 24 испытуемых в сознании были повреждения в той же области. Очевидно, эта крошечная часть ствола мозга имела непосредственное отношение к поддержанию сознания.
При дальнейшем изучении этого отведения они изучили карту здорового мозга, где смогли точно определить две области, связанные с ростральной дорсолатеральной покрышкой моста. Это привело их к выводу, что связи между этими областями и идентифицированной областью ствола мозга, вероятно, играют роль в регуляции сознания.
Недостающее звено?
Практически ничего не зная, кроме возможности того, что он может быть расположен в коре головного мозга, ученые определили две особые области коры, которые, по их мнению, могут иметь важное значение для человеческого сознания.