К проблеме формирования профессионального самосознания личности
Формирование профессионального самосознания личности будущих специалистов в процессе их учебно-профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем психологии. В нашей стране проблема профессионального самосознания, психолого-педагогических условий его формирования наиболее остро встала именно сегодня в связи с изменившимися социальными и экономическими условиями, новациями в области образования, и особенно профессионального, а также с потребностью изменения отношений субъекта труда к своей профессиональной деятельности[5].
Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. В профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Профессиональный путь у каждого человека свой, и он может отличаться от пути других людей[3,с. 115].
При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок к таким терминам, как «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также «самоотношение», «идентичность».
Остановимся подробно на использовании понятий «Я-концепция», «самосознание», «Я-образ» в зарубежной и отечественной психологии.
Например, Р.Бернс, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой». При этом описательная составляющая «Я-концепции» часто называется «образом Я», а составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — «самооценкой» или «принятием себя». В целом Р.Бернс выделяет:
когнитивную составляющую «Я-концепции»;
оценочную составляющую;
поведенческую составляющую[4,с. 133].
Представитель гуманистической психологии К.Роджерс считает, что Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем[7, с.29].
Итак, Самость, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый[6, с.540].
Х.Ремшмидт при рассмотрении соотношения Я-концепции и идентичности различает Я и самость. Под Я он подразумевает «организованную систему взглядов, установок личности и обуславливающих её неповторимость, тождественность самой себе и неизменность». Под самостью понимает «совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний». Идентичность здесь определяется как осознание личностью тождественности самой себе, а также осознание «непрерывности» во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что и другие признают это. Таким образом, Х.Ремшмидт подчёркивает различие между идентичностью и Я-концепцией. Я-концепция с его точки зрения является теорией самого себя, она зависит от изменений социального окружения и общественных отношений, это личностное образование более изменчиво, чем идентичность[7, с.29].
В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности».
В.В. Столин определяет идентичность как самосознание личности, которое имеет многогранную структуру.
Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В.В. Столин пишет о том, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого».
Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р.Пантелеев во многом опирается на представление о самосознании В.В. Столина о «конфликтном личностном смысле»[4, с.134].
Интересны рассуждения Э.Эриксона, который рассматривает «Я-концепцию» через призму эго-идентичности и определяет её не просто как сумму принятых ролей, но и как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также как знание о том, как реагируют на него окружающие[7, с. 29].
И.С.Кон рассматривает идентичность (самость) как один из аспектов проблемы Я, который находится во взаимосвязи с двумя другими аспектами Я – эго (субъективность) и образ Я. Эго как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе.
Проблема самосознания впервые была поставлена Л.С. Выготским, который рассматривал самосознание, как генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности. А.Н.Леонтьев, затрагивая рассматриваемую проблему, пишет о том, что в осознании себя как личности надо различать знание о себе и осознание себя. А.Г.Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, интересов, целостную оценку самого себя и своего места в жизни[7, с.31].
Перейдём к проблеме собственно профессионального самосознания. Отметим, что профессиональное самосознание имеет одну очень важную характеристику – это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества.
Иными словами, профессиональной самосознание – это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности[4, с.136].
Представленные подходы понимания феномена профессионального самосознания акцентируют внимание на осознании личностью собственного внутреннего потенциала и возможности его развития. В то же время недостаточно познанными остаются временная динамика личностного развития, проблемы активизации будущего субъекта в профессиональной деятельности, возможностей его профессионального самосовершенствования и профессионального роста.
Многообразие точек зрения относительно сущности самого феномена профессионального самосознания повлекло за собой разноплановость представлений о его структурных компонентах.
Одно из первых исследований структуры профессионального самосознания принадлежит Е.А. Климову. По его мнению, профессиональное самосознание включает: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности, знания, мнения о степени своего соответствия профессиональному эталону, о своем месте в системе профессиональных «ролей», общественных положений; знания человека о степени его признания в профессиональной группе; знания о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем (Е.А.Климов, 1970)[5].Ключевым моментом в изучении генезиса самосознания является вопрос о факторах, влияющих на развитие самосознания человека. В.С.Мухина выделяет несколько таких факторов. Во-первых, это отношения, складывающиеся между родителями и ребёнком с первых дней его жизни. Еще очень важным фактором, оказывающим влияние на развитие самосознания, В.
Следует отметить, что процесс формирования личности включает в себя развитие представлений о собственном Я как об особой, разнящейся с другими индивидуальности. В свою очередь чувство собственного Я во многом зависит не только от самовосприятия личности, но и восприятий окружающих её людей, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида.
Поиски собственного Я делаются особенно напряжёнными в период юности. Именно тогда происходят бурные процессы изменения психологии, физиологии, полового созревания, меняется процесс познания, возникают новые потребности интеллектуального и общественного характера, когда человек ищет своё призвание[2, с.409].
В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется самовосприятие и осознание им самого себя, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности[1, с.4].
Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля, одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в частности, в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии, это также важный критерий подготовленности специалиста.
Специально обращаясь к проблеме профессионального самосознания, Е.А.Климов выделил следующие основные технические регуляторы труда:
1. образ объекта труда – чувственный образ; репрезентативный конкретный образ; репрезентативный отвлечённый образ;
2. образ субъекта труда – актуальный «Я-образ»; обобщённый «Я-образ»;
3. образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений – осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осознание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе.
Как отмечает Е.А.Климов, все названные выше регуляторы подводятся под категорию «субъектный образ».
Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает своё место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как он выглядит «в глазах» окружающих.
Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире[4, с. 138].
Подводя итог всему вышесказанному, заключаем, что в современной психологии под самосознанием понимают совокупность психических процессов и их интеграцию, посредством которых человек осознаёт себя.
Литература:
Голерова О. На кризисном перекрёстке// Школьный психолог, 2007. - №2. – С. 4-8.
Канаева Н.А. Профессионально-личностное становление студента техникума// Вузовская наука – региону: Материалы восьмой всероссийской научно-технической конференции. Вологда: ВоГТУ, 2010. – Т.2. – 491с.
Психология. – Выпуск 2 «Психология развития профессионала». – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 160с.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.
Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интрнет-конференция, 2011.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607с.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, Столин, осознание, отношение, самосознание, трудовая деятельность, профессиональная общность, самосознание личности, самосознание человека, трудовой процесс.
Глава 1. Теоретический обзор. Понятие и структура самосознания
Целью данной работы является изучение особенностей самосознания у людей, занимающихся по системе развития и саморегуляции Цигун и выявление различий в компонентах самосознания у занимающихся цигун длительное время по сравнению с начинающими заниматься цигун и с теми, кто не занимается цигун.
Глава 1. Теоретический обзор. Понятие и структура самосознания
Самосознание относится к числу важнейших явлений психики. На сегодняшний день в интерпретации указанного психологического явления отсутствует концептуальное единство, что обусловлено как сложностью феномена самосознания, так и трудностями обобщения и приведения к единому знаменателю существующих в науке концепций самосознания.
В целом сегодня под самосознанием понимается осознание человеком себя как индивидуальности, осознание своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Это целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа, которая является необходимым условием становления личности.
На сегодняшний день существует многообразие подходов к понятию самосознания в исследованиях отечественной и зарубежной психологии.
Прежде всего обратимся к определениям термина «самосознание», данных в словарях.
Определение данное в Большом психологическом словаре:
Самосознание — осознание человеком себя как индивидуальности.
Это направление сознания человека на самого субъекта— его тело, поведение, потребности, чувства, характер [3].
В психологическом словаре дается следующее определение:
Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков [26].
Философский словарь дает такое определение:
Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Возникновение самосознания связано с определенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности.
Самосознание — это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа [34].
Мы видим, что общей основой, присутствующей в этих определениях самосознания , является: выделение человеком себя из объективного мира, осознание себя и оценка себя как личности.
Начиная с работ У. Джемса, в психологии принято различать самосознание как процесс и как продукт. У. Джемс выделял две стороны в сознании личности: познаваемый элемент или эмпирическое эго и познающий элемент или чистое эго, наше я [10].
Познающий элемент – это тот неизменный субстрат, мыслящий субъект, которому можно дать название «душа, дух, трансцендентальное «я».
В познающем элементе — считал он — присутствуют признаки тождественности и непрерывности. И хотя содержание нашего мышления различно в каждый момент времени, но оно имплицитно заключает в себе непосредственно предшествующее содержание, которое, что в свою очередь, заключалось в предшествующем.
«Сознание личности заключается в осознавании потока мысли , в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредотачивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания» [10,c. 23].
Эмпирическое эго У.Джеймс предлагал анализировать, во-первых, в отношении ее составных элементов; во-вторых, ее чувств и эмоций ; и в-третьх, поступков.
Составные элементы личности он подразделял также на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность, причем различные виды личности располагаются в иерархической форме с физической личностью внизу , духовной – наверху и различными видами материальных и социальных личностей в промежутке.
Cпособы, посредством которых «Я» осознает себя, отнюдь не сводимы к некоему единому и простому феномену. К.Ясперс сформулировал четыре формальных признака сознания «Я» [38]:
1. чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа, ощущение себя как источника активности;
2. осознание собственного единства — осознавание в каждый момент времени целостности и неделимости своего Я;
3. осознание собственной идентичности – это устойчивость представлений о себе во времени;
4. осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».
Решение вопросов о природе самосознания и соотношения сознания с самосознанием зависит от концепций, в рамках которых он рассматривается. Так, представители интроспекционизма отождествляли психическое с сознанием, а сознание с самосознанием. Сторонники бихевиоризма, сведя всю психическая деятельность к механическим реакциями организма на внешние стимулы, впоследствии пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей.
Психологи идеалистического направления придерживаются мнения о врожденности самосознания.
В отечественной психологии признается врожденность не самосознания, а лишь предпосылок к его развитию. И настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С. Л. Рубинштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, в процессе развития его личности.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом.
С. Л. Рубинштейн рассматривает процесс становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности в виде ряда этапов. Он уделяет большое внимание тому факту, что не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта.
Изначально не существует единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием.
Первый этап связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.
Вторым этапом является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И здесь существенна не техника этого дела, а то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом . Это порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он к познанию собственного «я» через познание других людей.
Важным этапом в истории становления самосознания является и овладение речью, которая представляет собой форму существования мышления и сознания в целом. Речь существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими, так как вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и таким образом воздействовать на мир
Поведение ребенка и его сознание взаимосвязаны — изменение одного компонента порождает изменение в другом и наоборот..
Отмечая ряд внешних событий человека, которые формируют его самостоятельность, от механизмов самообслуживания до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым, С. Л. Рубинштейн говорит, что самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. « Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения.» [28,с.679]. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение.
Таким образом, развитие самосознания — это движение от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, которая соединяется с самооценкой.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал важность общественных интересов и отношение к труду в ходе развития самосознания человека. Он указывал , что человек связывает себя не со своей собственностью, а со своим делом, которому он себя отдал; своими он считает интересы родину, интересы человечества: они его, потому что он их.
Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих существуют различные мнения исследователей.
Чеснокова И.И. представляет структуру самосознания как единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения человека [36].
Чеснокова И.И. выделяет специфику самосознания как особого феномена человеческой психики. В своей работе она определяет самосознание как
«особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование — в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.» [36,c.89].
Самосознание в целом – указывает Чеснокова И.И.- динамическое образование психики, находящееся в постоянном движении и не только в онтогенезе, но и своем повседневном функционировании. Процесс познания человека себя проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д
Самопознание, как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми.
Акт самосознания Чеснокова И.И. видит как единство самопознания с эмоциональным переживанием, т.к. любое новое знание становится устойчивым тогда, когда оно соединяется с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение.
Самопознание и эмоционально-ценностное отношение объединяются в особое образование – самооценку. По мере психического развития у человека складывается более или менее адекватная и устойчивая оценка себя. Основная функция самооценки состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
Саморегуляция поведения человека связана с аспектом воли, благодаря которой оно становится действием.
Как сложную структурированную картину видит самосознание представитель гуманистического направления в психологии К. Роджерс. Он вводит понятие «Я — концепция» [27]. Его подход в понимании Я-концепции основывается на следующих положениях:
— поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
— этот ракурс по своей природе субъективен;
— всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;
— Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;
— Я-концепция регулирует поведение;
— Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
— расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
— главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Используя это понятие, более дифференцированную структуру «Я – концепции» предложил Р. Бернс, понимая ее как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой [2].
Он выделяет три составляющие Я-концепции:
1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Образ Я может включать различные ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Значимость элементов самоописания может быть различной, она может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
В попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
В формировании самооценки, во-первых, важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Во –вторых, склонность человека оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие – это его зеркальное Я.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Начиная с Э.Эриксона, самосознание рассматривается через призму такого понятия, как идентичность [37]. Идентичность он понимает как итоговое, интегрирующее свойство личности. Э.Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.
Личность в своем развитии проходит ряд стадий или уровней. Каждая стадия характеризуется появлением новообразований, определенных условиями общения индивида с его социальным окружением и его готовностью к тому или другому типу общения. Появление новообразования рассматривается как решение некоторого потенциального противоречия, как выбор из двух возможностей, одна из которых ведет к прогрессу, а другая – к регрессу личности.
На первой стадии «базальное доверие – базальное недоверие», характерной интенсивным созреванием сенсорных систем и тотальной зависимостью от взрослых, вырабатывается «чувство хорошести» жизни, формируется чувственное представление о мире как предсказуемом и вызывающем доверие месте (первые два года жизни). Это чувство доверия позднее становится основой самоуверенности – чувства доверия к самому себе. Эта стадия дает возможность идентифицироваться с образами родителей.
Вторая стадия «автономия – стыд и сомнение» связана с созреванием мышечно-двигательной системы, развитием навыков ходьбы и речи и расширением требований со стороны взрослых. Трех-четырехлетний ребенок получает возможность в большей степени заботиться о себе и формировать самоконтроль. Он начинает испытывать потребность в успехе решения тех задач, связанных с самоконтролем, инициатором которых он является. Задача родителей – выработать верный баланс между контролем, ограничениями и предоставлением возможностей для автономии. Этот баланс часто концентрируется вокруг навыков опрятности и туалета. Оптимальным при переходе от первой стадии ко второй является сохранение тепла и интимности при достижении относительной автономии. При благоприятном развитии психологические достижения на этой стадии становятся основой самовыражения и сотрудничества у зрелой личности. При неблагоприятном развитии, которое определяется прежде всего установками родителей на сверхконтроль в формирующейся личности закладываются основы чрезмерной осторожности и неуверенности.
Третья стадия – это стадия решения дилеммы «инициатива – чувство вины». В возрасте четырех-семи лет для ребенка характерно бурное развитие интеллекта и расширение границ внешнего мира, в который выходит ребенок, что проявляется, в частности, в многочисленных детских «почему?». Обладая «излишком энергии» и сталкиваясь с новыми волнующими возможностями, ребенок быстро забывает Неудачи и стремится к достижению своих целей. Задача родителей поддержание инициативности ребенка и формирование в нем чувства ответственности. Чрезмерные ограниченият и моральные запреты приводят к развитию у него чувства вины и в зрелый период могут выразиться в таких свойствах личности, как мстительность, страх быть наказанным, самоограничение, самоотрицание. В развитии идентификации также происходит следующий шаг: формируется идентификация с родителем того же пола и собственная половая идентичность.
На четвертой стадии происходит выбор между «трудолюбием и чувством неполноценности». Этот возраст, который соответствует младшему школьному возрасту, используется для того, чтобы передать ребенку систематические знания и умения, подготавливающие его к трудовой жизни, навыки и способности, обеспечивающие трудолюбие. В процессе обучения и совместных деятельностей у ребенка появляется возможность идентификации с представителями определенных профессий и вырабатываются представления о разделении труда. – Неудачный исход этой стадии – это формирование чувства неполноценности, неспособности быть наравне с другими людьми.
Пятая стадия характерна дилеммой «идентичность — спутанность роли». Овладение физическими и интеллектуальными навыками, физическое взросление так же, как и новые социальные требования, создают базу для новой фазы развития, которая заключается прежде всего в росте самосознания и мировоззрения подростка. По Эриксону, основное содержание этой стадии как раз и состоит в выработке новой идентичности подростка, соответствующей всем этим изменившимся условиям. В плане формирования идентичности подросток должен решить три задачи: 1) получить уверенность, что он тот же самый человек, сохраняющий свое «Я» во времени и в различных интерперсональных ситуациях; 2) получить уверенность, что другие люди воспринимают его как тождественного самому себе во времени и в различных ситуациях; 3) получить уверенность, что другие воспринимают его также, как он воспринимает себя. Эти три задачи ведут к решению более общей – ответу на вопрос: «кто я есть».
На каждом этапе формирование Эго-идентичности появление новой идентичности обязательно должно быть подтверждено или опровергнуто, т.е. оценено. Это является причиной потребности в самоутверждении.
В концепции самоутверждения, представленной Н.Е.Харламенковой, самоутверждение определяется как «убежденность человека в том, что он чего-то стоит, что он обладает определенной ценностью, и эта ценность – его собственное Я , его идентичость» [22,c.65].
Стратегии самоутверждения, которые были выделены Н.Е.Харламенковой, связаны с решением личностью разных задач на определенных этапах развития и в различных областях жизнедеятельности человека.
Полагается, что потенциально человек обладает разными стратегиями — неуверенной, конструктивной и доминантной, и лишь акцентуация одной из них (на фоне снижения одной из них) может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения — самоотрицанию, конструктивному самоутверждению или доминированию. При этом замечается, что в норме, какой бы из этих трех типов самоутверждения личности ни рассматривать, конструктные стратегии всегда имеют больший вес и лишь их заметное уменьшение в пользу неуверенных или доминантных стратегий (при том, что они всегда остаются ведущими) указывает на то, что данного человека мы можем отнести к тому или иному типу. И каждый человек , имея определенную совокупность поведенческих стратегий, использует их в зависимости от обстоятельств и собственной внутренней необходимости-потребности в ощущении ценности собственного Я.
Неуверенные стратегии присутствуют в жизни любого человека в том или иной объеме. Они являются следствием симбиотических отношений, необходимых для выживания, которые складываются между матерью и ребенком в первые дни жизни новорожденного Стремление к индивидуации путем сепарации от родителей никогда не может завершиться полностью и способно к воспроизведению на новой стадии развития.
Нормальное (по частоте) проявление неуверенных стратегий просто необходимо. Оно позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде, усваивать правила и нормы поведения , принятые в новом коллективе, поддерживать необходимый уровень коммуникации в дискомфортной, стрессовой ситуации и т.д.
Неуверенная стратегия проявляется в неумении сразу ответить на необоснованно предъявляемое требование или просьбу ( которая явно ущемляет достоинство человека и связана с действием, которое сам просящий может выполнит без труда), в актуализации страхов, связанных с необходимостью спросить или попросить, с фрустрированностью потребностей и чувств. Человек ощущает себя закрытым, переживающим чувство вины, испытывающим давление со стороны Супер-Эго. В таком состоянии самоутверждение осуществляется путем интроекции, вбирания в себя источников значения, ценности и силы.
Личность, часто прибегающая к неуверенным стратегиям, имеет богатый опыт интроецирования, который создает ложное представление о силе Я, а на самом деле провоцирует человека на самоотрицание.
Доминантная стратегия также являются обязательным атрибутом самоутверждения полноценно функционирующей личности. Истоки этой стратегии также кроются в ранних детско-родительских отношения, которые были построены на поддержании родителями образа исключительности, одаренности и талантливости своего ребенка. Всемогущество объекта заменяется всемогуществом Я.
Доминантная стратегия операционально обнаруживается в стремлении унизить , в желании проявлять негативные мысли и чувства , снижении положительных оценок и чувств в отношении других людей, в установлении неравновесных отношений, стремлении к установлению власти над ситуацией и людьми.
Эта стратегия может проявляться в критической ситуации проверки личности на то, что она стоит. Здесь стоит вопрос насколько хорошо человек справился с поставленными перед ним требованиями в соответствии со своей новообретенной идентичностью. В ситуации, когда человеку бывает сложно справиться с интенсивно возрастающей тревогой и напряжением, он может реагировать в виде «защиты по типу нападения».
Нередко это осуществляется через проецирование нежелательного и отвергаемого на внешние объекты. И, таким образом , доминантная стратегия сопровождается удачной экстернализацией конфликтов, проецированием их вовне.
Конструктивная стратегия занимает самый большой вес в совокупности стратегий самоутверждения личности. Конструктивность означает способность человека поддерживать ценность собственного Я, не снижая ценности Я другого человека. А.Адлер использовал специальный термин «конструктивное превосходство», который означает превосходство человека над самим собой. Это стремление к личностному росту путем изменения себя, достижения новых высот и ценностей.
Операционально конструктивность проявляется в умении сказать «нет» в ответ на необоснованную просьбу. В способности уверенно действовать в регламентированных ситуациях, в умении адекватно выражать собственное мнение, позитивные и негативные мысли и чувства, в способности легко и спонтанно коммуницировать.
Конструктивность проявляется на всех этапах жизни и означает обретение собственной ценности и способность действовать в соответствии с ней. Задача этой стратегии в сложные периоды жизни состоит в согласовании всех трех стратегий , в оценке ситуации и в контроле над объемом неуверенности и доминантности.
Основой конструктивности является продуктивная работа интроекции и проекции.
Механизмы проекции, интроекции и идентификации содействует на каждом новом этапе синтезу множественных идентификаций человека, его «психическому рождению».
Взглянуть на феномен самосознания человека можно через призму его потребностей. Сформулированная А.Маслоу иерархическая теория потребностей представляет иерархию потребностей как пирамиду с основанием из базовых потребностей, которые включают в себя физиологические факторы (голод и сон), безопасность (стабильность и порядок), привязанность (семья и дружба), уважение (чувство собственной ценности и признание) и с потребностью в самоактуализации на вершине [17].
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью.
Проводя исследования среди категории людей, способных к самореализации, Маслоу заметил, что такие люди обладают спонтанностью, независимостью, имеют творческий подход к жизни, способны возвыситься над ограничениями культуры. Маслоу открыл, что люди, которые реализуют свои возможности, часто способны к достижению мистических, или «пиковых», состояний. Это подтолкнуло его к провозглашению развития новой области психологии – «трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. …Мы нуждаемся в чем-то большем, чем мы сами».
Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы эго, привычного отождествления с Я. Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт.
Переживание и идентификация, по мнению С. Гроф, может происходить как в области временного диапазона самосознания: эмбриональные, родовые, филогенетические переживания, так и в области расширенного пространства самосознания : идентификация с другим человеком, с группой людей, идентификация с животными с растениями, слияние со всей жизнью и со всем творением, сознание неорганической материи, планетарное и внепланетарное сознание [8].
Трансперсональная психология опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные новейшие и древние способы самопознания. К их числу относится древнейшая восточная система саморазвития и оздоровления Цигун, которая привлекла наше внимание для исследования самосознания занимающихся по этой системе.
Самосознание Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
Сохраните это слово!
См. синонимы к слову самосознание на Thesaurus.com
прилагательное
осознание собственных чувств, характера и т.д. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА
Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!
Вопрос 1 из 7
Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.
Соседние слова самосознательный
самоназначенный, самоутверждение, самооценка, самоуверенность, самоуверенный, самоосознающий, самообвинение, самоубеждение, самосвязывание, забота о себе, самоуверенность -кейтеринг
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Слова, относящиеся к самосознанию
сознательный, сознательный, внимательный, бдительный, информированный, осведомленный, изощренный, внимательный, проницательный, воспринимающий, чувственный, чувствующий, бдительный , бдительный
Как использовать самосознание в предложении
Мы рассматриваем детоксикацию как путь к трансцендентности, символ современной городской добродетели и самопреобразования через воздержание.
Как «Класс» Тэрин Туми стал последним увлечением фитнесом в Нью-Йорке | Лиззи Крокер | 9 января, 2015|DAILY BEAST
Стефани Джорджио, классический музыкант, признательна Классу за то, что он помог ей справиться с беспокойством, сосредоточенностью, страхом и неуверенностью в себе.
Как «Класс» Тэрин Туми стал последним увлечением фитнесом в Нью-Йорке|Лиззи Крокер|9 января 2015 г.|DAILY BEAST
Людям, страдающим анорексией, голодание помогает почувствовать себя лучше.
Насколько худая слишком худая? Израиль запрещает модели с недостаточным весом|Кэрри Арнольд|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Они лучше понимают, что такое расстройства пищевого поведения и как они выглядят.
Насколько худая слишком худая? Израиль запрещает «худощавых» моделей|Кэрри Арнольд|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Я пришел на прослушивание в роли Ферисито, венесуэльского перкуссиониста, а затем я стал экспертом по самообороне.
Кофейная беседа с Фредом Армисеном: о «Портландии», встрече с Обамой и величии Тейлор Свифт | Марлоу Стерн | 7 января 2015 г. | DAILY BEAST
Внезапно, однако, он заметил маленькое черное пятно далеко впереди в самой середине незагруженного пути.
Веселые приключения Аристида Пужоля|Уильям Дж. Локк
Пусть мысль о себе пройдет, и красота великих поступков исчезнет, как цветок с грязного цветка.
Pearls of Thought|Maturin M. Ballou
Мне кажется, что это создание упорядоченной законопослушной личности подразумевает, что существуют импульсы, которые создают порядок.
Children’s Ways|Джеймс Салли
В настоящее время Луи был слишком поглощен внутренней борьбой, чтобы вникать в то, что происходит вокруг него.
The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер
Но если размахивать этими языческими рассуждениями, сколько внутренне противоречащих друг другу принципов придерживаются христиане?
Жизнь и самые удивительные приключения Робинзона Крузо, Йорка, моряка (1801)|Даниэль Дефо
САМООСОЗНАНИЕ | английское значение — Cambridge Dictionary
Он не верит ни во что, кроме самого себя, и его это вполне устраивает; его противники так же эгоистичны, но им не хватает его самосознания — .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Сообщалось также, что девочки, подвергшиеся жестокому обращению, демонстрируют меньше ситуационно подходящих эмоциональных проявлений, а также более низкие уровни эмпатии и эмоционального самосознания — .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но мы должны сделать это с себя — осознание и признать это как обряд посвящения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это исследование могло бы расширить изучение животного «я» — сознания и установить взаимосвязь «я» — осознание к другому-осознание.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Поведение является действием, если его целью является я — осознание .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Исполнение этого желания, очевидно, считается я — осознанием .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Отношения женщин с детьми и внуками породили новые сам — осведомленность вопросы.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Большинство комментаторов поддерживали метакогнитивную интерпретацию, поднимая при этом интересные вопросы о сознании и я — осознании .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Добровольцы ссылались на личные достижения, самосознание — и расширение прав и возможностей, которые они получили благодаря участию в процессе.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но само — осознание того, как человек действует как директор/учитель/тренер, не всегда так ясно присутствует в этих же руководствах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но все же возможно, что люди с менее чем self — осознание или менее префронтальная кора может отличать себя от других, используя сигналы мозжечка.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако, как и в случае с мобильными устройствами, области, не участвующие конкретно в когнитивной эмпатии или self -осведомленность, вероятно, будет иметь большое значение для функции.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Недавние исследования показывают, что как самосознание — эмпатия, так и эмпатия могут иметь происхождение в правом полушарии.