Семья и православие: Семья / Православие.Ru

Что есть православная семья?


Православная семья – это семья, целью создания которой является жизнь с Богом и спасение души.  Противоположностью ей является семья… «гражданская», целью которой является счастливая жизнь на земле и продолжение рода. Но при этом и православная, и гражданская семья могут быть как хорошими, так и плохими, как бывают хорошие и плохие христиане, высоконравственные и безнравственные люди. Полноценной, счастливой, крепкой может быть и православная, и гражданская семья, но залог счастья лежит все же в сфере духовной.

Когда человек в семье живет для себя: стремится к комфорту, хочет, чтобы его любили, понимали, разделяли его взгляды, стремится к продолжению рода своего, то, несмотря на кажущуюся естественность всех этих желаний, такая семья имеет большую вероятность к тому, что семьей она быть перестанет, так как комфорт создать получается не всегда, кто-то другой, как оказывается, сможет полюбить тебя сильнее, и понимать будет лучше и – захочет стать отцом твоих детей…

Если же и муж и жена (или хотя бы один из них) живут для другого, то ситуация становится прямо противоположной: человек в этом случае стремится поступать, мыслить и чувствовать так, чтобы тому, кто находится рядом с ним, было спокойно, хорошо и комфортно. Если же это семья православная, то стремление это становится еще более высоким: супруги стараются помочь друг другу стать лучше и приблизиться к спасению души.

К сожалению, бывает, что и в православных семьях люди живут для себя и стремятся лишь к собственному спасению. А бывает, что люди, далекие от Бога, по самому своему воспитанию и характеру являются людьми жертвенными. Главное только, чтобы за этой жертвой не стояло ожидания воздаяния, потому что воздания может и не быть. Супруг, ради которого ты пожертвовала карьерой и здоровьем, может при собственных неудачах начать попрекать тебя за всякую мелочь, дети, которым ты отдавала всю себя, могут ни во что не ставить твое мнение и считать помехой…

Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не противопоставляют себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся. Даже, если эта семья не православная, то ей легче прийти к Богу, который сказал: «друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов».

Если семья крепкая, православная она или нет, то вихри ей не страшны. Трудности только сплачивают супругов. Они одно целое, и не мыслят себя иначе. Супруг – это дар, который вручен тебе Богом (или судьбой) чтобы хранить и преумножать его. И во многом от тебя самой зависит: погибнет этот дар от неумелого обращения или как прекрасный цветок расцветет и даст плоды.

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. У них одно питие из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святитель Григорий Богослов )

Добавлю к вышесказанному , что есть еще одно и очень важное, что отличает православную семью от любой другой — это благословение самого Бога.

«Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. » (Православный катехизис)

И именно благодать Бога хранит союз мужа и жены. И часто, именно когда уже не хватает собственных сил у супругов, чтобы исполнять заповеди Господа, в особенности друг перед другом, когда что-то происходит с нами, нашими чувствами, когда оступившись мы тянемся ко греху, на помощь приходит сам Господь и рассеивает сети лукавого и возвращает мир в души теперь ведь самых близких друг другу людей и они припадают друг к другу со слезами и словами «прости меня, ради Бога, это я во всем виноват (виновата)». И все прощается, трудное забывается и радость снова возвращается, и семья, прошедшая испытание укрепляется, и только сильнее возносятся благодарные молитвы к Господу, Его Пречистой Матери и Святым Его.

Увидела в одной книге «определение» христианской семьи и полностью соглашусь с этим высказыванием: «Добрая же христианская семья — ограждение чистых нравов, почва для насаждения добра в человечестве, орудие и средство для распространения и утверждения на земле Святой Христовой Церкви»

 

Православная семья

Основной смысл брака … в любви и вечном единстве супругов.

Протоиерей Владимир Воробьев

Брак — чудо на земле. В мире, где все и все идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека,— оказываются единством.

Митрополит Антоний Сурожский

Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности.

Святитель Григорий Богослов

Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии.
Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это привлекает на них и великое Божие благоволение.

Святитель Иоанн Златоуст

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь — жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.
Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

Святая царица-мученица Александра

Брак есть пристанище, но вместе и кораблекрушение — не сам по себе, а по расположению тех, кои худо пользуются им. Ибо тот, кто наблюдает в нем законы, находит в доме и жене своей утешение, и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к сему делу, хотя и наслаждается спокойствием в судах или других местах, встречает неприятности и огорчения в своем доме.

Святитель Иоанн Златоуст

Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастия. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы.

Святитель Феофан Затворник

День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

Святая царица-мученица Александра

В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой.
Так дорога в браке любовь, так страшно ее потерять и от таких пустяков она иногда исчезает, что надо все мысли и усилия направить сюда (и еще на «божественное») — все остальное придет само.

О. Александр Ельчанинов

Счастье может быть, но требуется одно условие: супруги должны приобрести духовное богатство, любя Христа и храня Его заповеди. Так они достигнут истинной друг к другу любви и будут счастливы. Иначе они будут духовно нищими, не смогут оказать любви, демоны будут ввергать их в искушения, которые сделают их несчастными.

Старец Порфирий

Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. Тут основа счастливой супружеской жизни.

Святитель Феофан Затворник

Не может быть истинных, подлинных взаимных отношений, если нет между мужем и женой, между невестой и женихом взаимной веры, то есть, с одной стороны, настоящего доверия, с другой стороны, верности.

Митрополит Антоний Сурожский

Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Святая царица-мученица Александра

Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга.

Святая царица-мученица Александра

В идеале отношения мужа и жены — это не жадность, это не желание обладать, это не хищничество, а благоговейное зрение и отдача себя другому, и приятие другого в себя самого в любви, в созерцательной тайне любви. Это идеал брака.
Конечно, в браке в падшем мире действуют и другие силы. Бывает половое желание, бывает жадность, но бывает, что двое соединяются такой любовью, которая снимает все грани. Они теперь стали едины. Когда рождается ребенок, он как бы является не плодом хищничества, а плодом отдачи одного человека другому, одной половины другому или другой.

Митрополит Антоний Сурожский

Пребывающий же в супружестве, и оберегающий честь семейной, обоюдной жизни, и оставшийся до гроба в ненарушимой ограде, хранящий тайну и святыню этой супружеской жизни и соблюдающий заповеди Божии праведен пред Господом.

Старец Иона Киевский

В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом — это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью.

Святая царица-мученица Александра

Я думаю, что в первую очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо потакать друг другу во всем. Но если христианская семья представляет собой картину несчастливого сочетания двух или четырех людей, то всякий неверующий или полуверок, глядя на нее, скажет: ну, если это — всё, что Бог может сделать!.. Или еще хуже: если вторжение Бога в отношения двух людей приносит такие плоды, то лучше без Него… И мне кажется (я говорю не о всяком счастье, не о гармонии во зле, а о серьезном отношении), что в центре семьи должна быть любовь, должна быть радость, а не постоянная мука во имя какого-то идеала, часто выдуманного. Часто христианская семья могла бы быть самым убедительным доводом того, что, если Бог входит в какую-то обстановку, приходит к какой-то группе людей, Он вносит что-то, чего нигде нет, и что это можно назвать счастьем, а не разбитостью. Я поэтому говорю о счастье как о первом и очень важном условии. Счастье, конечно, должно быть нравственно-выдержанное, то есть должна быть подлинно христианская любовь между мужем и женой; и когда я говорю «христианская», я не говорю — что-то экзотическое и странное, а просто то отношение, в котором человек почитает, любит другого, считается с ним, считает, что он или она (это относится к тому и другому) с радостью пожертвует чем-то желанным ради другого; что дети тоже воспитываются в правде, в любви, что им стараются внушить, что добро приносит радость, а не только натугу, и т. д. Мне кажется, что счастливая семья — убедительное доказательство того, что, приди Бог в человеческую обстановку, она может расцвести так, как никакая другая не может.

Митрополит Антоний Сурожский

Православная семья | Веб-сайт Русской Православной Церкви

Источник: http://bonovox.squarespace.com/journal/

Я выступил с этой речью для Западно-Нью-Йоркского Совета Православных Церквей, серия вечерней постной вечерни в воскресенье вечером, вечером воскресенья. св. Григория Паламы…….

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа:

С некоторым чувством опасности я подхожу к сегодняшней теме… Православная Семья. Для нельзя говорить о семье, не затрагивая хотя бы некоторые деликатные, если не спорные вопросы. Если мы говорим о противозачаточных , мы рискуем обидеть. Если мы говорим о разводе , , мы рискуем задеть тех, кто пережил развод. Если мы воспитаем домашнее обучение , есть опасность, что те, кто занят в этой благородной профессии обучения молодежи, почувствуют, что их работа принижается. Если мы говорим о главенстве , те, у кого есть феминистская идеология, несомненно, будут раздражены. Если говорить о как прекрасен брак , который мы делаем, может заставить одиноких людей чувствовать себя гражданами класса 2 и .

Итак, с осторожностью, и некоторыми страхами я погружаюсь в это, доверяя Богу, что Его Святой Дух будет двигаться в наших сердцах и умах, открывая их для Его света и Его Истины. Пусть этот недостойный посланник воздаст хоть немного справедливости этой теме и тому богатому наследию, которое мы имеем в нашей православной вере. И пусть все вы проявите ко мне безусловную любовь и благодать, в которых я нуждаюсь.

Я планирую следовать за нашим просвещенным спикером в прошлый воскресный вечер, Воскресенье Православия, преп. Иоанна Хрисавгиса, использующего его план и, возможно, опирающегося на него. Если вы помните, говоря о Творении и Космосе, о. Иоанн говорил об иконе, как о явлении Царствия Небесного, и об аскезе, как о средстве его достижения. Сегодня вечером давайте посмотрим на тему семьи через призму иконографии и аскезы.

Для начала мы должны осознать, что сам брак, основа семьи, действительно сам по себе является иконой. Святой Павел использует тайну брака, чтобы осветить тайну отношения Христа к Церкви, и, в свою очередь, мы можем лучше понять брак, видя в нем отражение этой тайны. Святой Павел говорит:

«Муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви».

Таким образом, понимание семьи дает нам некоторое представление о тайне Троицы. И наоборот, именно в понимании Троицы (в той ограниченной степени, в какой это возможно) мы можем понять значение семьи.

Но если в семье есть икона Троицы, то на данный момент это потускневшая икона. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть упадок и упадок нашей культуры и, главное, семейной жизни. Примерно каждый второй брак заканчивается разводом. Отсутствующие отцы, измученные, переутомленные матери, возятся с запрограммированными детьми. Это причины или следствия? Семья является структурным элементом общества, и мы видим результаты ослабления строительных блоков повсюду вокруг нас. Преступление, отчуждение, одиночество, беспорядочные половые связи, расстройство привязанности, насилие в школе… все последствия распада семьи.

Интересно, что библейская и человеческая история начинается и заканчивается браком.

С самого начала Библии, в Книге Бытия о сотворении мира:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… и сказал Адам: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; и она будет называться женщиной, потому что она произошла от мужчины. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и они станут плотью (Быт. 2:18, 21-24)

Из другого отрывка Книги Бытия:

Итак, Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; самца и самок создал он их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, что движется по земле. (Быт. 1:27-28)

В Бытии раскрывается, что Бог создал Адама и решил, что он не должен быть один. Поэтому он создает Еву из ребра Адама всего сущего. Ева, а затем и Адам ослушались Бога. Адам заходит так далеко, что обвиняет Еву (и, по сути, Бога) вместо собственного отсутствия лидерства, таким образом, они изгнаны из сада, Адам, чтобы зарабатывать на жизнь в поте лица своего, а Ева, чтобы рожать детей в боль.

В Откровении Иисуса Христа Апостол Иоанн записывает для нас в главе 19 пророчество о том, что конец века будет отмечен празднованием Брачной вечери Агнца. Иисус, будучи Агнцем Божьим, является Женихом (которого мы будем восхвалять в первые 3 ночи Страстной недели), Церковь — его невестой.

Но между Бытием и Откровением тоже много сказано на эту тему. Послушаем, как Господь обращается к поставленной перед ним ситуации, записанной для нас в Евангелии от Марка:

И подошли к Нему фарисеи и спросили Его: позволительно ли мужчине разводиться с женой? Искушать его. Он же сказал им в ответ: что Моисей повелел вам? И сказали: Моисей потерпел, чтобы написать разводное письмо и отпустить ее. И Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. Но от начала творения Бог создал их мужчиной и женщиной. По этой причине оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут двое одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть . (Марка 10:2-9)

Итак, как новый, так и ветхий заветы учат нас, что отношения между мужем и женой представляют собой образ, икону отношений между Богом и Его творением, между Иисусом, женихом, и его церковью. , невеста. Как Иисус глава Церкви, так и муж глава жены. Это неполиткорректное мнение в наши дни, в которые мы живем. У скольких из вас, священников, пары спрашивали, могут ли они прочитать другое послание для своего бракосочетания? Осмелюсь сказать, что все вы это испытали.

Но в наши дни существует противоречие между этой концепцией установленного Богом порядка и равенством между полами, которое также присутствует в Писании. Бытие утверждает, что И мужчины, и женщины созданы по образу Божьему. Слова и действия Иисуса показывают его великую любовь как к женщинам, так и к мужчинам. Святой Павел утверждает, что во Христе нет мужчин и женщин, как нет иудея или грека, свободного человека или раба. Это равенство любви должно быть заявлено и ДОЛЖНО быть подчеркнуто.

Но Бог предназначил структуру, туман также быть выделенным, а не уклоняться от. Разве не этого не хватает нашему обществу? Мой епископ АЛЕКСАНДР Оттавский, готовясь к архиерейской литургии, весьма радостно заметил следующее: «Бог есть Бог порядка: нести Евангелие — значит вносить порядок в беспорядок». И, откровенно говоря, когда я смотрю на общество, я вижу 2 9 сэра Исаака Ньютона.0025 и закон термодинамики в действии, закон энтропии…..что вещи склонны переходить от порядка к беспорядку…несомненно, эта тенденция является результатом грехопадения? Бог сотворил мир и сказал, что он хорош, но с грехом в мир вошли смерть и беспорядок….. Что же тогда Евангелие, как не обращение этого…. порядок в беспорядок, свет во тьму, жизнь в смерть …….ТАКОЕ значение семьи в нашем мире сегодня.

По Святому Иоанну Златоусту:

«Любовь мужа и жены – это сила, которая сплачивает общество. Мужчины возьмутся за оружие и даже пожертвуют своей жизнью ради этой любви… ведь когда царит гармония, дети хорошо воспитаны, в доме содержится порядок, а результат хвалят соседи, друзья и родственники. При этом производятся большие блага, как для семьи, так и для государства. В противном случае все приходит в замешательство и переворачивается с ног на голову». (Проповедь 20)

Но если Мужчина является королем в своем доме, то жена также является царственной. Не венчаются ли и мужчина и женщина на нашем православном венчании? Жена уравновешивает мужа и правит с ним, НО она всегда в его власти, как диакон, или председатель приходского совета, в власти приходского священника. В приходе может быть только один пастор, а в семье — один отец. Доллар где-то останавливается. Новый Завет говорит о Первом грехе как о грехе Адама, а не Евы.

Мужчина и женщина увенчаны, но увенчаны мученической смертью. Что приводит нас к аскезе. Аскеза или аскетизм — это процесс умирания для себя. Так очищается потускневшая икона. Св. Павел говорит в Послании к Галатам: « Жена не властна над своим телом, но муж имеет. равно и муж не властен над своим телом, но жена». Именно в мученичестве, в умирании для себя, в отдаче жизни своей, творится этот порядок, эта структура, о любви, а не о силе. Или контроль. Послушайте, что говорит об этом святитель Иоанн Златоуст:

«Итак, если вы думаете, что жена в проигрыше, потому что ей говорят бояться своего мужа, помните, что главный долг любви возложен на мужа, и вы увидите, что это ее выгода. «А что, если моя жена откажется меня слушаться?» спросит муж. Неважно! Ваша обязанность — любить ее; выполняй свой долг! Даже если мы не получаем должного от других, мы должны выполнять свой долг. . . . Если супруг не соблюдает Божий закон, вы не освобождаетесь. Жена должна уважать своего мужа, даже если он не проявляет к ней никакой любви, а муж должен любить свою жену, даже если она не проявляет к нему никакого уважения. Тогда оба окажутся ни в чем не лишенными, так как каждый исполнил данную ему заповедь». (Проповедь 20)

Я хочу немного поговорить об этой концепции послушания. Это непопулярное слово в нашем обществе индивидуалистов. Но это путь нашего спасения. Все мы, не только жены. Мы, как православные верующие, призваны быть послушными нашим священникам и архиереям, нашим духовникам. И я считаю, что моей жене гораздо легче быть послушной мне, в той степени, в которой она знает, что я стремлюсь жить послушной жизнью. Потому что я знаю, что я доверяю и могу повиноваться своему пастору, потому что он не ренегат, свободный агент, но что он послушен Саидне АЛЕКСАНДРУ из Антиохийской епархии Оттавы, Восточной Канады и северной части штата Нью-Йорк. И именно потому, что мы стремимся жить послушной жизнью, мы с женой имеем право просить наших детей быть послушными нам.

Но я думаю, что Повиновение работает в обоих направлениях. Не думайте ни на минуту, что я не стремлюсь быть послушным жене. Тито Коллиандер поднимает эту тему в небольшом классическом произведении «Путь аскета». «Если жена скажет тебе взять пальто, потому что пойдет дождь, не спорь с ней, надень его!» Но есть вопросы, за которые отец должен взять на себя ответственность и не бояться проявлять инициативу и, возможно, отдавать приказы. и тогда семья должна быть ему послушна.

Для нас, православных, Брак – это Святая Тайна….таинство. И, как все таинства Церкви, дает благодать. Именно здесь исцеляется эта поляризация между равенством и порядком.

Мой друг Тодд Джастин и я стараемся каждый год посещать греческий православный монастырь св. Григория Паламы. Один из персонажей там иеромонах о. Майкл спрашивал меня о моей семье. Я сказала ему, что помимо моего старшего сына у меня есть две дочери (теперь у нас также есть 18-месячный сын… помолитесь за нас!) а другой могу отдать замуж… о. Майкл цокнул мне и помахал своим тощим пальцем перед моим лицом. «Фр. Дкн! Как давно вы в православии? Разве вы не поняли, что ваши дочери не являются вашей собственностью, чтобы их раздавали, как движимое имущество? Они свободные агенты, вступающие в брак или в монастырь, если уж на то пошло, по собственной воле?

Он прав. На нашей свадьбе традиционно нет отца, «отдающего дочь». Это одна из западных практик, которую я хотел бы обескуражить, с возвращением к паре, обрученной в притворе и приведенной в церковь священником, тем самым подчеркивая, что пара собирается вместе по своей собственной воле, следуя за Христом, как показано на примере священник…….

Но в любом случае, брак должен быть заключен добровольно, с молодой парой, должным образом противостоящей ложным представлениям, которые мы склонны иметь в нашем обществе… а именно, что брак существует для моей «самоосуществления». Подразумевается, конечно, что, когда это перестанет приносить удовлетворение, я имею право перейти к чему-то другому.

Брак — это борьба, и если кто-то думает иначе, то он явно не женат! Но это наша православная вера в действии; это арена наших душ. Брак является не менее аскетической практикой, чем монашество. На самом деле я слышал, как одна благочестивая православная женщина провозглашала, что аскеза в том традиционном смысле, как мы понимаем, посты, поклоны и т. д., это дар Божий для тех, кто не состоит в браке, так что они тоже могут подвизаться!

Я довольно часто шучу, что Бог знает, что я слаб, и не могу или не хочу взять на себя много добровольных страданий самостоятельно. Я против того, чтобы рано вставать, чтобы помолиться, и отказываться от еды. Поэтому Он дал мне мою жену и детей, чтобы они боролись за меня! Да, вы встаете ужасно рано, когда у вас есть дети и маленькие дети. Борьба учит радоваться этому.

На прошлой неделе мы праздновали победу православных над иконоборцами. Нашему обществу присуще некое иконоборчество, которое так хочет разрушить образ жизни, данный нам Церковью… записанный в Писании, изложенный в отцовских. Но интересно, что сама наука подтверждает то, что уже известно благочестивым православным христианам.

За последние 10 лет произошел всплеск научных исследований половых и гендерных различий, а также качества семей. Было показано, что андрогинная теория ошибочна… мужчины и женщины не взаимозаменяемы. Другие исследования показали преимущества традиционного брака. Одним из примеров является исследование, которое показало, что связь между матерью и ребенком имеет решающее значение для развития языка и речи у малышей. Печально, что большинство людей думают, что ответ заключается в «лучшем детском саду и дошкольном учреждении», а не в поощрении мамы оставаться дома с детьми.

Итак, доверяем ли мы Церкви? Если мы доверяем ему в ее поклонении и вероисповеданиях, можем ли мы доверять ей и в нашем образе жизни? Я считаю, что мы можем и должны…

Прежде чем закончить, я хотел бы остановиться на нескольких вещах. Когда мы говорим об идеале православной христианской семьи, мы должны помнить о падшем мире, в котором живем, и о том, что мы, грешники, так часто «промахиваемся». Я не могу и не должен использовать модель, данную нам для семьи, как дубинку, которой можно поколотить соседа. Как и во всем, я должен быть снисходителен к ближнему, но жесток к себе. Я должен судить себя и свое поведение по тому, как я отношусь к семье, и не беспокоиться о тех, за кого я не несу ответственности.

Но я хочу дать надежду тем, кто, возможно, «промахнулся» в вашем браке, в воспитании ваших детей. Есть благодать для тех, кто приходит в час 11 , так же как и для тех, кто приходит в 1 . Давайте на мгновение задумаемся о святом Фотини.

Фотини, как вы, наверное, знаете, была женщина у колодца. Неблагополучная семья? Ну, у нее было пять мужей, и в то время, когда Кристи встретила ее, она сожительствовала с другим мужчиной, за которого даже не удосужилась выйти замуж… У нее было множество детей от этих отношений, которые, несомненно, были травмированы нестабильным детством. Но, как мы знаем, на этом история не закончилась. Ее изменила встреча с Иисусом. На суровый обличение Христа она ответила искренним раскаянием. Она вместе со своими пятью дочерьми и двумя сыновьями стала миссионерами и мучениками…. носители живой воды.

И вам, одиноким людям. Это правда, что наша церковь указывает на два пути к спасению… монашеский путь и семейный путь. Нет смысла чувствовать себя обделенным или гражданином второго сорта. Ибо вы можете иметь лучшее из обоих миров, и я думаю, что если вы хотите обрести спасение, вы должны пройти обеими путями, насколько это возможно. Для каждого из находится в семье. У нас есть родители, иногда братья или сестры, племянницы, племянники и т. д., крестные родители, крестники…. Разве мы не должны положить за них свою жизнь? Может быть, вы скажете, но вся моя семья умерла или живет за пределами штата. Вы не член прихода? Я хотел бы спросить вас об ответе Иисуса на вопрос: «Кто мой ближний?»

У вас, одиноких, есть преимущество, которого нет у нас, состоящих в браке. Вы можете думать, что вы заняты, но я действительно думаю, что у вас есть больше времени для молитвы. Многие из нас, состоящих в браке, хотели бы больше молиться… возможно, молиться часами каждый день. Но кроме лени (гм), действительно очень трудно больше молиться, когда у тебя четверо детей. Поэтому нам нужно, чтобы вы молились за нас. Возможно, вы не призваны к монашеской жизни. Но я думаю, что одинокий человек может вести более аскетический образ жизни, чем то, что общество считает нормой для одиноких. Вместо того, чтобы тратить все свое свободное время на игру в гольф или шопинг, как насчет того, чтобы потратить часть его на благо своего прихода или на какое-то другое достойное дело? Вы когда-нибудь спрашивали своего священника, не нужна ли ему помощь в административных делах? Как насчет молодой матери через улицу, может быть, она хотела бы, чтобы кто-нибудь отвел детей в парк, чтобы она могла принять душ или оплатить счета?

Итак, это призвание семьи для всех нас, женатых и одиноких, монахов, монахинь, духовенства, мирян.

В заключение я процитирую мою 3-летнюю дочь Мэри Кэтрин. Я спросил ее, что такое семья? Она сказала: «Семья — это когда ты скучаешь по кому-то». Ты скучаешь по Поппе, когда его нет? «Да!» Зачем Бог дал нам семью? «Чтобы мы могли любить друг друга».

Из уст малышек. Да поможет нам Бог научиться по-настоящему любить друг друга. Пожалуйста, прости меня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Защита нуклеарной семьи — Православная дорога

Известный православный ученый недавно опубликовал статью, в которой говорится, что Евангелия не поддерживают концепцию нуклеарной семьи. Представляется, что наше стремление защитить институт семьи, по мнению этого ученого, необоснованно и противоречит православной вере. Хотя в статье ученого было несколько ошибок, я хотел бы ответить именно на эту.

Но сначала немного предыстории: Некий иерарх недавно крестил двух младенцев гомосексуальной пары. Духовенство реагировало по-разному. Одна сторона утверждает, что детей правильно крестили, чтобы дать им шанс на спасение. В конце концов, они не виноваты, что родились в семье, в которой сейчас живут. Другая сторона утверждает, что предварительным условием крещения младенцев является уверенность в том, что ребенок будет расти в христианской семье, часто приходить в церковь и обучаться христианским ценностям. Для этого духовенства не так важно, гомосексуальны или гетеросексуальны родители ребенка, как то, будет ли семья выполнять перечисленные выше обязанности. Пара, о которой идет речь, кажется, вряд ли сделает это. Также совершение иерархом крещения могло быть истолковано как попытка нормализовать гомосексуальные отношения и бытовые отношения в Православной Церкви.

К последнему вопросу обращалась Святая Община монастырей на Афоне. Они выпустили заявление, осуждающее крещение, потому что оно может «оставить впечатление, что Церковь может принять любую другую форму семьи, кроме той, которая установлена ​​Святым Евангелием».

С учетом этого предыстории давайте обратимся к моей защите нуклеарной семьи.

Надо признать, что ученый был хотя бы частично прав в том, что ни в Евангелиях, ни в святоотеческих текстах о семейной жизни почти ничего не говорится. Во всяком случае, мы, похоже, слышим противодействие этому. Наш Господь говорит:

Не называй никого на земле своим отцом; ибо Один у вас Отец, Сущий на небесах (Мф. 23:9) и Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, жены и детей, братьев и сестер, да и самой жизни своей также , он не может быть Моим учеником  (Лк. 14:6). В другом месте наш Господь говорит:

«Кто Моя мать, или Мои братья?» И Он окинул кругом сидящих вокруг Него и сказал: «Вот Моя мать и Мои братья! Ибо кто исполняет волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мк. 3:33-35).

Что нам делать с этими отрывками из Евангелий? Хотели ли наш Господь и ранняя Церковь разрушить нуклеарную семью? Разве мы ошибаемся, защищая его?

Наш Господь не хотел разлучать семью. Ведь, говоря о браке между мужчиной и женщиной, Он говорит: Два будут одна плоть… Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

 (Мк. 10:8-9). Когда дело доходит до семьи, существует более высокое измерение реальности, которое мы должны правильно понять.

В начале и Божественной литургии, и православного венчания священник возглашает: «Благословенно Царствие…» Обе эти службы эсхатологичны, они открывают нам Царство грядущее. В Божественной литургии мы принимаем Тело и Кровь Христа, мы венчаемся с Ним на этом прекрасном брачном пире. На коронации нам дается образ грядущего Царства – семья – это маленькая церковь, маленькая икона неба, присутствующая здесь, на земле.

Кажущиеся резкими слова Евангелий напоминают нам об эсхатологическом измерении нуклеарной семьи. Если семья не является иконой церкви, то она потеряла свое предназначение. Нам сказано «не называй никого отцом» не потому, что Бог презирает земное отцовство, а потому, что земное отцовство должно отражать Божье Отцовство над нами, чтобы оно было подлинным. Мы, православные, называем своих священников «отцами», потому что они моделируют и ведут нас к Небесному Отцу. Мы называем наших биологических отцов «отцами», потому что — если они делают это правильно — они изображают любящего, заботливого, защищающего Небесного Отца. Они получают отцовство от Отцовства Бога.

То же самое и с нуклеарной семьей. Семья отражает отношения между Христом и Его Церковью. Даже когда св. Павел дает совет о браке, он признает, что говорит как о нуклеарной семье, так и об эсхатологической семье. Он цитирует тот же отрывок, что и наш Господь, о мужчине и его жене, ставших одной плотью. Затем он говорит: Это великая тайна, но я говорю о Христе и церкви  (Еф. 5:32). Так тесно связаны с небом мужчина, его жена и дети, которые служат Богу в своем доме, что св.

Павел не может говорить о них, не говоря также о Христе и Церкви.

Отсутствие святоотеческого употребления слова «семья» не является веским аргументом против семьи. Если бы упомянутый мною ученый поискал в святоотеческих текстах слово «брак», он нашел бы много опоры для семьи. Некоторые крайние раскольнические группы первых веков осуждали брачные отношения и прославляли девственность. Наша Церковь ответила на эти и другие угрозы браку, всегда сохраняя святость брака, а тем самым и семьи (которая есть плод брака). Игнорировать эти дебаты и письма — довольно ограниченный подход.

Помимо ответов на вышеупомянутые исторические нападки на брак, в святоотеческой эпохе, по общему признанию, мало что делается для защиты нуклеарной семьи. Причина этого вполне очевидна: никто не нападал на концепцию нуклеарной семьи. Редко отцы и соборы защищали то, на что не нападали. До последних десятилетий считалось само собой разумеющимся, что идеальная светская жизнь для мужчины состоит в том, чтобы жениться на женщине, иметь детей и воспитывать их в церкви и в страхе Божием.

Если уж на то пошло, рвение к семье нужно было умерить исторически. Старая поговорка «Кровь гуще воды» существует потому, что семьи ставят свои нужды и желания выше всего всего остального. У нас есть шекспировские « Ромео и Джульетта » как классический пример деструктивности семейно-ориентированного мировоззрения, которое игнорирует призыв семьи быть иконой Христа и Церкви.

Наш Господь, Его ученики и Отцы Церкви никогда не хотели разрушать нуклеарную семью, за исключением случаев, когда она не служит своей надлежащей цели. В такие моменты наш Господь напоминает нам, что, если необходимо, лучше оставить семью и искать Царства. Лучше быть гонимым за Христа своей семьей, чем угодить им, оставив нашу небесную семью, Церковь.

Концепция нормальной семейной жизни всегда была частью Церкви. Она мало нуждалась в защите, за исключением тех случаев, когда чрезмерно ревностные раскольники и подвижники нападали на супружеские отношения.

Сегодня нуклеарная семья явно подвергается нападкам со стороны западного общества и политических активистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *