Конспект урока «Семья и семейные отношения»
Урок №5(обществознание 5 класс)
Тема урока: «Семья и семейные отношения»
Цели,задачи занятия:
— Способствовать формированию положительного восприятия семьи;
— Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным;
— Дать положительное представление о будущей семье;
— Способствовать ослаблению негативных последствий отчуждения детей из семей.
Учебное оборудование:учебник,поурочные разработки, бумажные бантики, бумага, клей.
Оформление доски: тема урока, новые слова,дом.задание.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Постановка темы, цели урока.
III.Объяснение нового материала.
План:
1. Зачем люди создают семью.
2.Если семья не выполняет своих обязанностей.
3.Какие бывают семьи.
«Свет в окне – пусть не гаснет никогда»
У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Послушайте притчу:
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».
Вопрос классу — Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас?(предпологаемые ответы детей)
— Радость что вас ждут.
— Облегчение: «Ну, вот я и дома»
— Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»
Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».
Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.
Дети читают стихи:
1. Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила «Я»
Кто их воспитает царица моя?
Ева покорно ответила «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя
Я, я – тихо молвила Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот на земле появилась семья
2. Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: слезы и смех
Взлет и падение, радость, печаль.
Дружбу и ссоры, молчанья.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем.
— Ребята, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье?(отв. детей)
— Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?(отв.детей)
Викторина.
ü Что означает слово «фамилия»?
ü Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).
ü Назовите папу и маму одним словом? (родители).
ü Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).
ü Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).
ü Девочкина дочка? (кукла).
ü Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).
ü Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)
ü При помощи чего можно сделать из Бабы – Яги Василису Прекрасную? (косметика).
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой.
А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с.26.(дети читают). А теперь перечислите отличительные особенности семьи как социальной группы. А в чём же стоит главное предназначение семьи?(отв.детей).Молодцы. А ещё играет роль в защите семьи и наше государство. Государство осуществляет:
1.Выплату пособий
2.Строительство социального жилья, дет. садов, больниц, школ, стадионов.
3.Заботу о детях инвалидах.
А к большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.
Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».
Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).
Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т. д.
Следующий кирпичик «Сотрудничество».
Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».
Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
Выкладываем кирпичик «Здоровье».
Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.
Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно « Понимание».
«Счастье – это когда тебя понимают».
Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.
Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.
«Тайна сия великая есть» — говорили древние о любви.
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».
Вот мы и построили дом.
Ребенок читает стихотворение:
Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
— Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.
Вывешивается на доске рисунок звезды. На лучах звёздочки надо написать своё определение семьи (примерные ответы детей)
Семья – это дружба,
крепость,
забота,
дружба,
любовь.
— Ребята, у каждого из вас есть ангел – хранитель, который вас оберегает. Предлагаю сделать ангела, который бы охранял ваш дом, семью.
Аппликация «Ангел – хранитель».
Конкурс «У малого дитяти много имен».
Задание на сообразительность: нужно придумать и сказать как можно больше ласковых имен, прозвищ, украшая младшего участника прикрепляя бумажные бантики на одежду.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V.Домашнее задание: параграф 3, ответить на вопросы к нему. Нарисовать дома постер «Портрет счастливой семьи». (Написать, кто входит в семью, чем государство помогает семье, какие отношения в семье должны быть)
Приложение 1.
Приложение 2.
«Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).
Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.
Следующий кирпичик «Сотрудничество».
Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».
Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
Выкладываем кирпичик «Здоровье».
Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.
Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок.
Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».
«Счастье – это когда тебя понимают».
Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.
Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.
«Тайна сия великая есть» — говорили древние о любви.
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».
Приложение 3.
Дети читают стихи:
1. Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила «Я»
Кто их воспитает царица моя?
Ева покорно ответила «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя
Я, я – тихо молвила Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот на земле появилась семья
2. Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: слезы и смех
Взлет и падение, радость, печаль.
Дружбу и ссоры, молчанья.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нем.
Ребенок читает стихотворение:
Дом, как известно всем давно –
Это не стене, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
План конспект урока обществознании «семья и семейные отношения «
Семья и семейные отношения. 5 кл.
Подготовил учитель истории и обществознания Хамзатов Х.З.
Цели:
- дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
- объяснить, зачем люди создают семьи;
- охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
- раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.
- Учащиеся должны усвоить основные понятия урока
Задачи урока:
Предметные: давать характеристику семейных отношений
Метапредметные: — сформировать навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;
Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.
Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.
— Что за цветок у меня в руке?
Сейчас вы будете отрывать лепесточек и читать слово. Остальные запоминают все слова.
СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом
Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?
Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
— Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности
— А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране с 15 мая
Давайте расскажем об истории праздника
История праздника Международный день семьи. 15 мая.
История праздника под названием Международный день семьи не очень богата на события и пока не обросла общими традициями и ритуалами празднования, да возраст у него чуть более 10 лет, что удивительно, ведь семья испокон века была и остается главным в жизни большинства из нас.
Генеральная Ассамблея ООН, учредившая этот праздник в 1993 году, прежде всего, стремилась обратить внимание общественности разных стран на всё возрастающие проблемы семьи. По мнению парламентеров Ассамблеи, любая проблема и любой вред, нанесенный отдельно взятой семье, — это проблемы и боль одной большой семьи под названием человечество. Отныне 15 мая у жителей нашей планеты появился лишний повод собрать всю семью вместе, поговорить и, возможно, это поможет разрешить какие-то конфликты и добавить в семейную копилку приятных воспоминаний.
Как же принято отмечать замечательный День семьи? В Европе в основном в этот день кооперируются по нескольку фамилий и совершают веселый поход на природу или идут в ресторан. Но нам кажется, это как-то не по-русски. Скорее всего, современная российская семья выбирает общий праздничный обед, на который приглашаются любимые бабушки и дедушки, дяди и тети. Кстати, обед – это еще один повод похвастаться семейными «коронными» блюдами, с которыми, наверняка, связаны разные милые истории.
А еще русские семьи сильны своей памятью, поэтому в день семьи для россиянхорошей семейной традицией считается составление родового древа, архива или обыкновенного альбома фотографий, в который вносятся разного рода памятные для семьи записи.
История семейного праздника: традиции каждой семьи.
В обыкновенные будни хорошей традицией может стать общее чаепитие по вечерам или интересная для всех настольная игра перед сном. А совместное чтение вслух не только укрепляет семейные отношения, но и прививает детям очень полезную привычку. Даже обыкновенная домашняя уборка может стать славной традицией вашей маленькой ячейки общества: стоит только разумно распределить обязанности и добавить элемент игры.
Конечно, семья без детей — что дерево без листьев, значит, большинство милых семейных привычек должно возникать для того, чтобы самым маленьким членам наших семей было потом что вспомнить про домашний очаг. И чем интимнее, трепетнее будут эти привычки и традиции, тем счастливее и полноценнее будет жизнь ребенка. Семейная колыбельная, подарки по утрам в день рождения, украшение новогодней елки игрушками, сделанными своими руками, — незаменимые и самые важные для любой семьи традиции.Именно семейные праздники, поддержка традиций, а главное, время, проведенное вместе — помогают членам семьи быть ближе и понятнее друг другу, помогают разрешению конфликта «отцов и детей» и установлению дружеских отношений между разными поколениями.
К слову говоря, знаем мы одну семью, которая в конце каждого учебного года вручала своему маленькому отпрыску конверт с тремя лучшими за истекший год фотографиями и письменными пожеланиями на лето. А потом все эти конвертики сложились к его 18-летию в один большой – и совершенно уникальный! – выпускной альбом. Так что лучшего подарка на последний звонок и пожелать было нельзя! Разве такое забывается?
Впрочем, как бы вы и ваша семья ни встретили Международный день семьи, главное, чтобы вы были все вместе и наслаждались данным обстоятельством!
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.
Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?
Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.
А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?
Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.
Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…
А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.
Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.
Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла
жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не
было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
В чем смысл этой притчи?
Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.
Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.
А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери.
Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?
А теперь давайте отгадаем загадки
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша… (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (папа)
А одним словом папу и маму мы как называем? Родители
А для чего нужны родители?
Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?
Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.
Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?
Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.
Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.
Что общего на этих картинках и чем они отличаются?
Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)
Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.
А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четыре поколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.
Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?
А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?
Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными. Давайте изучим какие семьи являются не полными и как государство поддерживает напольных семей .
Читает на стр.47 Омарова Патимат
таким семьям? Вы сможете решить проблему гораздо быстрее, если закажете обратный звонок Правовые аспекты понятия «неполная семья» По общепризнанному понятию, семья — это объединение людей, проживающих совместно и обладающих определенной степенью родства, связанных духовно, на принципах общего быта, близости и взаимопонимания. Официальной составляющей семьи, в юридической практике считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке и их дети, в случае их наличия. Однако нередко происходит так, что те или иные жизненные обстоятельства, такие как развод, смерть, раздельное проживание и т. д. приводят к тому, что семья распадается. Если в рамках распавшегося брачного союза были рождены дети, то совместное проживание одного из родителей, за которым сохранилось право их воспитания и самого ребенка, признается неполной семьей. Согласно ГОСТ РФ 52495-2005: «Социальное обслуживание населения», неполной семьей признается семья, а которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. Такое стечение обстоятельств может быть вызвано различными факторами, такими как: Родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка, имеет статус одинокой матери либо одинокого отца. К этой категории относятся биологические родители и законные представители ребенка, в случае, если в графе свидетельства о рождении отсутствует информация, о родителе. Так же статус одинокого родителя может быть установлен в случае, если факт родства не установлен или оспорен. Менее распространенным снованием возникновения рассматриваемого статуса является усыновление ребенка лицом, не состоящем в браке. Второй родитель признан судом безвестно отсутствующим либо умершим, о чем имеется соответствующее решение. Согласно ст. 42 ГК РФ, безвестно отсутствующим можно признать супруга, информация о местонахождении которого отсутствует больше одного года. Умершим, согласно ст.45 ГК РФ признается лицо, сведений, о местонахождении которого нет свыше пяти лет. Данный срок может быть снижен до полугода, если имеются доказательства, что человек пропал при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, таких как война либо стихийное бедствие. Второй родитель скончался и это подтверждается свидетельством о смерти. Второй родитель лишен родительских прав либо ограничен в них. Вторым родителем не исполняется обязанность по уплате алиментов и это подтверждается справкой от судебного пристава (исполнителя). Второй родитель отбывает срок в местах лишения свободы. Социальная защита неполных семей. По данным статистики, более 30% семей Российской Федерации являются неполными. Несмотря на то, что в некоторых странах мира этот показатель значительно выше, российские власти считают сложившуюся ситуацию социальной проблемой. На ее решение направлено множество программ, призванных обеспечить повышение сохранности брачных отношений. Для решения проблем с уже существующими неполными семьями, разработаны отдельные виды привилегий. Для их получения в первую очередь необходимо встать на учет в компетентных органах. Подтвердить статус неполной семьи можно, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства. Данная процедура не требует предоставления множества бумаг. Достаточно предоставить один из следующих документов: свидетельство о рождении ребенка; свидетельство о смерти супруга, являющегося родителем; решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим либо умершим; решение суда о лишении или ограничении второго родителя родительских прав; справка от службы судебных приставов о неисполнении вторым родителем обязательств по алиментам; справка из органов уголовно-исполнительной системы о сроках и причинах нахождения второго родителя в исправительном учреждении. Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи. Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.
- ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН
А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.
Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.
Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.
Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей
.
Семьи, в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются….Трехпоколенными
Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.
У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.
Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен?Трехпоколенная.
Вова, мама Таня – неполная
Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.
Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.
Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча
- Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
- Государство никак не заботится о семье.
- Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
- Четыре поколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
- Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
- Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.
- Ребёнок имеет право о выборе имени.
- Семья это основная ячейка общества.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.
Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).
- РЕФЛЕКСИЯ
И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3
Учитель истории и обществознания МКОУ Урадинской СОШ Хамзатов Хусейн Зубарович 2018 г.
6.4 Семейные отношения – Сообщение 101 (Даттон)
Глава 6 Межличностное общение
Департамент коммуникаций, Университет штата Индиана
page source
Нет сомнения, что определение и состав семьи меняются в Соединенных Штатах. Новые данные исследовательских организаций и переписи населения США 2010 г. показывают следующее: люди, решившие вступить в брак, дольше ждут, все больше пар сожительствоют (живут вместе) до брака или вместо брака, увеличивается число домохозяйств, состоящих размер домохозяйства уменьшается (Pew Research Center, 2010). Точно так же, как меняется состав семьи, меняются и определения.
Определение семьи
Кого вы считаете членом своей семьи? Многие люди изначально называли людей, с которыми они связаны кровью. Вы также можете назвать человека, с которым у вас серьезные отношения, — партнера или супруга. Но у некоторых людей есть человек, не связанный кровью, которого они могут называть тетей или дядей или даже братом или сестрой. Из этих примеров видно, что дать определение семье непросто.
Определения, которые люди приписывают семьям, обычно относятся как минимум к одной из следующих категорий: структурных определений , t определений ориентации запроса и транзакционных определений (Segrin & Flora, 2005). Структурные определения семьи сосредоточены на форме, критериях членства и часто иерархии членов семьи. Одним из примеров структурного определения семьи являются два или более человека, которые живут вместе и связаны рождением, браком или усыновлением. Исходя из этого определения, отец и сын, два двоюродных брата или брат и сестра могут считаться семьей, если они живут вместе. Однако одинокий человек, живущий один или с друзьями, не являющимися родственниками, или пара, которая предпочитает не вступать в брак или не может вступить в брак по закону, не будет считаться семьей. Эти определения основаны на внешних «объективных» критериях для определения того, кто входит в семью, а кто нет, что делает определения полезными для таких групп, как Бюро переписи населения США, законодатели и другие исследователи, которым необходимо определить семью для крупномасштабных данных. коллекция. Простота и преимущества этих определений, позволяющие сэкономить время, уравновешиваются тем фактом, что многие типы семейств не учитываются в общих структурных определениях; однако в последние годы появились более конкретные структурные определения, включающие больше форм семьи.
Семья происхождения относится к родственникам, связанным кровными или другими традиционными правовыми узами, такими как брак или усыновление, и включает родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, тетушек, дядей, племянниц и племянников. Семья ориентации относится к людям, которые живут в одном домашнем хозяйстве и связаны кровными узами, юридическими узами или действуют/живут так, как если бы они были связаны одним из них (Segrin & Flora, 2005). В отличие от семьи происхождения, это определение ограничивается людьми, проживающими в одном домашнем хозяйстве, и представляет собой семейный состав, который мы выбираем. Например, большинство молодых людей не могут выбирать, с кем им жить, но по мере взросления мы выбираем себе супруга или партнера, а также можем иметь или усыновлять детей.
Существует несколько подопределений семей ориентации (Segrin & Flora, 2005). Нуклеарная семья состоит из двух гетеросексуальных женатых родителей и одного или нескольких детей. Несмотря на то, что этому типу семьи уделялось большое политическое и общественное внимание, некоторые ученые утверждают, что он был доминирующим как семейная форма только в течение короткого периода человеческой истории (Peterson & Steinmetz, 1999). Двухъядерная семья — это нуклеарная семья, которая была разделена в результате развода на два отдельных домохозяйства, одно из которых возглавляет мать, а другое — отец, причем в каждом доме в течение определенного периода времени проживают первоначальные дети из семьи. Семья с одним родителем включает мать или отца, которые могут состоять или не состоять ранее в браке с одним или несколькими детьми. Приемная семья включает в себя гетеросексуальную пару, которая живет вместе с детьми от предыдущих отношений. К сожительствующей семье относится гетеросексуальная пара, которая живет вместе в серьезных отношениях, но не имеет юридических уз, таких как брак. Точно так же семья геев или лесбиянок включает пару одного пола, которые живут вместе в преданных отношениях и могут иметь или не иметь юридических уз, таких как брак, гражданский союз или домашнее партнерство. Сожительствующие семьи и семьи геев или лесбиянок могут иметь или не иметь детей.
Что важнее, чтобы структура семьи соответствовала определению, или мы должны определять семью, основываясь на поведении людей или качестве их межличностных взаимодействий? В отличие от структурных определений семьи, функциональные определения сосредоточены на задачах или взаимодействии внутри семьи. Определения семьи, ориентированные на задачу, признают, что поведение, такое как эмоциональная и финансовая поддержка, является более важным межличностным показателем семейной связи, чем биология. Короче говоря, любой, кто выполняет типичные задачи, присутствующие в семьях, считается семьей. Например, в некоторых случаях опекунство над детьми было предоставлено лицу, не связанному биологическим родством с ребенком, а не живому кровному родственнику, потому что это лицо действовало по отношению к ребенку скорее как член семьи. Наиболее распространенные семейные задачи включают заботу и общение с другими членами семьи. Забота о членах семьи подразумевает обеспечение базовой заботы и поддержки, как эмоциональной, так и финансовой. Социализация членов семьи относится к обучению маленьких детей тому, как говорить, читать и практиковать социальные навыки.
Транзакционные определения семьи сосредоточены на общении и субъективных чувствах связи. В то время как определения, ориентированные на задачу, передают важность обеспечения членов семьи, транзакционные определения касаются качества взаимодействия между членами семьи. В частности, транзакционные определения подчеркивают, что создание чувства дома, групповой идентичности, лояльности и общего прошлого и будущего составляет семью. Разве это не правда, что кто-то может обеспечить ребенка едой, кровом и транспортом в школу, но не создать ощущение дома? Несмотря на то, что нет ни одного всеобъемлющего определения числа семья , пожалуй это и к лучшему. Учитывая, что семья представляет собой комбинацию структурных, функциональных и коммуникативных элементов, для отражения этой сложности требуется несколько определений.
Процессы семейного общения
Подумайте, сколько времени мы тратим на общение с членами семьи на протяжении всей нашей жизни. В детстве большинство из нас проводит большую часть времени, разговаривая с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Когда мы становимся подростками, наши группы сверстников становятся более центральными, и мы можем даже начать сопротивляться общению со своей семьей в бунтарские подростковые годы. Однако по мере того, как мы начинаем выбирать и формировать свои собственные семьи, мы снова тратим много времени на семейное общение. Кроме того, семейное общение является нашим основным источником межпоколенческого общения или общения между людьми разных возрастных групп.
Семейные ритуалы взаимодействия
Возможно, вы слышали или использовали термин семейное время в своих семьях. Что означает семейное время ? Как обсуждалось ранее, культура отношений построена на рутинах и ритуалах взаимодействия. В семьях также есть нормы взаимодействия, которые создают, поддерживают и изменяют климат общения. Понятие «семейное время» появилось не так давно, но широко распространялось и было представлено в популярной культуре 1950-х годов (Daly, 2001). Когда мы думаем о семейном времени, или качественное время , как это иногда называют, мы обычно думаем о романтизированном идеале семейного времени, проведенного вместе.
Хотя семейные ритуалы и распорядок дня определенно могут быть забавными и занимательными, они также могут вызывать межличностные конфликты и раздоры. Только подумайте о череде благонамеренных, но ошибочных попыток Кларка В. Гризуолда создать семейное развлечение в серии National Lampoon’s Vacation .
Семьи участвуют в различных ритуалах, демонстрирующих символическую важность и общие убеждения, взгляды и ценности. Три основных типа ритуалов взаимоотношений — это шаблонные семейные взаимодействия, семейные традиции и семейные праздники (Wolin & Bennett, 19).84). Образцовые семейные взаимодействия являются наиболее частыми ритуалами и не имеют степени официальности традиций или праздников. Шаблонные взаимодействия могут включать время приема пищи, время сна, прием гостей в доме или развлекательные мероприятия. Ритуалы приема пищи могут включать ротацию тех, кто готовит, а кто убирает, и многие семьи установили рассадку за обеденным столом. Моя семья недавно приняла новый ритуал досуга для семейных собраний, играя в кукурузную дыру (также известную как мешки). Хотя это семейное мероприятие не является формальным, оно стало чем-то ожидаемым, чего мы с нетерпением ждем.
Семейные традиции более формальны, происходят реже, чем шаблонные взаимодействия, широко варьируются от семьи к семье и включают дни рождения, семейные встречи и семейные каникулы. Традиции дня рождения могут включать поход в любимый ресторан, выпечку торта или развешивание серпантина. Воссоединение семьи может включать изготовление футболок для группы или подсчет общего возраста всех присутствующих. Семейные поездки могут включать в себя предсказуемые конфликты между братьями и сестрами, игры в автомобильные игры, такие как «Я шпион», или попытки найти как можно больше номерных знаков из разных штатов.
Наконец, семейные торжества также носят формальный характер, имеют большую стандартизацию между семьями, могут быть культурно специфичными, помогают передавать ценности и воспоминания из поколения в поколение и включают в себя обряды посвящения, а также религиозные и светские праздники. День благодарения, например, оформлен как национальный праздник и аналогичным образом отмечается многими семьями в Соединенных Штатах. Обряды перехода отмечают переходы жизненного цикла, такие как выпускные, свадьбы, кинсеаньеры или бар-мицвы. Хотя выпускные носят светский характер и могут различаться в зависимости от того, как они отмечаются, кинсеаньеры имеют культурные корни в Латинской Америке, а бар-мицва является давним религиозным обрядом посвящения в еврейскую веру.
Ориентация на общение и соответствие
Объем, широта и глубина разговоров между членами семьи варьируется от семьи к семье. Кроме того, некоторые семьи поощряют самопознание и свободу, в то время как другие ожидают семейного единства и контроля. Эту вариацию можно лучше понять, изучив два ключевых фактора, влияющих на семейное общение: ориентацию на общение и ориентацию на соответствие (Koerner & Fitzpatrick, 2002). Данная семья может быть выше или ниже по любому измерению, и то, как семья оценивает каждое из этих измерений, можно использовать для определения типа семьи.
Чтобы определить направленность разговора, мы определяем, в какой степени семья поощряет членов к взаимодействию и общению (разговорам) на различные темы. Члены семьи с высокой ориентацией на общение свободно и часто общаются друг с другом о деятельности, мыслях и чувствах. Этот неограниченный стиль общения приводит к тому, что все члены, включая детей, участвуют в семейных решениях. Родители в семьях с высокой ориентацией на общение считают, что открытое и частое общение с детьми ведет к более полезной семейной жизни и помогает воспитывать и социализировать детей, подготавливая их к взаимодействию вне семьи. Члены семьи с низкой разговорной направленностью не так часто взаимодействуют друг с другом, а темы для разговоров более ограничены, так как некоторые мысли считаются личными. Например, при принятии решений, затрагивающих всех членов семьи, не требуется участия каждого, а открытое и частое общение не считается важным для функционирования семьи или социализации ребенка.
Ориентация на конформизм определяется степенью, в которой климат семейного общения способствует конформизму и согласию в отношении убеждений, взглядов, ценностей и поведения (Koerner & Fitzpatrick, 2002). Семья с высокой конформистской ориентацией способствует формированию атмосферы единообразия, и родители определяют правила, которым следует соответствовать. Ожидается, что дети будут послушными, и часто избегают конфликтов, чтобы сохранить семейную гармонию. Эта более традиционная семейная модель подчеркивает взаимозависимость между членами семьи, что означает, что пространство, деньги и время распределяются между ближайшими родственниками, а семейные отношения имеют приоритет над отношениями вне семьи. Семья с низкой конформистской ориентацией поощряет разнообразие убеждений, взглядов, ценностей и поведения, а также утверждение индивидуальности. Отношения вне семьи рассматриваются как важная часть роста и социализации, поскольку они преподают уроки независимости и укрепляют уверенность в себе. Члены этих семей также ценят личное время и пространство.
«Получить реальность»
Семейные терапевты
Семейные терапевты консультируют родителей, детей, романтических партнеров и других членов семьи (Career Cruising, 2011). Люди могут обратиться к семейному терапевту, чтобы справиться с трудным прошлым опытом или текущими проблемами, такими как семейный конфликт, эмоциональная обработка, связанная с горем или травмой, стрессами в браке/отношениях, поведенческими проблемами детей и так далее. Семейные терапевты обучены оценивать системы взаимодействия в семье с помощью сеансов консультирования, которые могут проводиться один на один или в присутствии других членов семьи. Затем терапевт оценивает, как семейные паттерны влияют на членов семьи. Будь то через социальные службы или частную практику, семейная терапия обычно краткосрочна. После того, как анализ и оценка завершены, устанавливаются цели и назначаются сессии для отслеживания прогресса на пути к завершению. Спрос на семейных терапевтов остается высоким, поскольку жизнь людей становится все более сложной, карьера уводит людей от сетей поддержки, таких как семья и друзья, а экономические трудности влияют на межличностные отношения. Семейные терапевты обычно имеют степени бакалавра и магистра и должны получить лицензию на практику в своем штате. Дополнительную информацию о семейных и брачных терапевтах можно найти в их профессиональной организации, Американской ассоциации семейной и семейной терапии, на сайте http://www.aamft.org.
- Перечислите некоторые семейные проблемы, которые, по вашему мнению, следует решать с помощью формальной терапии. Перечислите некоторые семейные проблемы, которые, по вашему мнению, следует решать непосредственно с членами семьи. Какая грань разделяет эти два уровня?
- Основываясь на том, что вы уже прочитали в этой книге, какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, были бы наиболее полезными для семейного терапевта и почему?
Определение того, на каком уровне ваша семья находится в плане общения и конформизма, будет более информативным, если вы знаете, к каким типам семьи они приходят, а именно к консенсуальным, плюралистическим, защитным и либеральным (см. рис. 7.2 «Типы семей, основанные на конфликтных и конформистских ориентациях»). ») (Koerner & Fitzpatrick, 2002). В семье по обоюдному согласию высока ориентация как на общение, так и на соответствие, они поощряют открытое общение, но также хотят поддерживать иерархию внутри семьи, которая ставит родителей выше детей. Это создает некоторую напряженность между стремлением к открытости и контролю. Родители могут примирить это напряжение, выслушав мнение своих детей, приняв окончательное решение сами, а затем объяснив, почему они приняли такое решение. В плюралистической семье высока ориентация на разговор и низка конформность. Открытое обсуждение приветствуется для всех членов семьи, и родители не стремятся контролировать поведение или решения своих детей или друг друга. Вместо этого они ценят жизненные уроки, которые член семьи может усвоить, проводя время с не членами семьи или занимаясь самопознанием. Защитная семья имеет низкую ориентацию на разговор и высокую конформность, ожидает от детей послушания родителям и не ценит открытое общение. Родители принимают окончательные решения и могут чувствовать или не чувствовать необходимость делиться своими рассуждениями со своими детьми. Если ребенок сомневается в решении, родитель может просто ответить: «Потому что я так сказал». В семье невмешательства мало общения и ориентации на конформизм, нечастые и / или короткие взаимодействия и не обсуждают многие темы. Помните, что плюралистические семьи также имеют низкую ориентацию на конформизм, что означает, что они поощряют детей принимать собственные решения, чтобы способствовать личному исследованию и росту. Семьи невмешательства отличаются тем, что родители не участвуют в принятии решений своими детьми, и в целом члены семьи этого типа «эмоционально разведены» друг с другом (Koerner & Fitzpatrick, 2002).
Рисунок 7.2 Типы семей на основе конфликтных и конформистских ориентаций
Ключевые выводы
Ссылки
Career Cruising, «Психотерапевт по вопросам брака и семьи», Career Cruising: Explore Careers , по состоянию на 18 октября 2011 г., http://www.careercruising.com.
Дейли, К. Дж., «Деконструкция семейного времени: от идеологии к жизненному опыту», Journal of Marriage and the Family 63, no. 2 (2001): 283–95.
Кернер, А. Ф. и Мэри Энн Фитцпатрик, «На пути к теории семейного общения», Communication Theory 12, вып. 1 (2002): 85–89.
Петерсон, Г. В. и Сюзанна К. Стейнмец, «Взгляды на семьи по мере приближения к двадцать первому веку: задачи для будущих авторов справочников», в Справочник по браку и семье , под ред. Марвин Б. Сассман, Сюзанна К. Стейнмец и Гэри В. Петерсон (Нью-Йорк: Springer, 1999), 2.
Pew Research Center, «The Decline of Marriage and Rise of New Families», 18 ноября 2010 г., по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://pewsocialtrends.org/files/2010/11/pew-social-trends-2010- семьи.pdf.
Segrin, C. and Jeanne Flora, Family Communication (Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2005), 5–11.
Волин, С. Дж. и Линда А. Беннетт, «Семейные ритуалы», Family Process 23, no. 3 (1984): 401–20.
Безопасные семейные отношения
Этот урок будет посвящен выявлению положительных сторон безопасных семейных отношений. Мы рассмотрим все типы семей, понимая, что в семейной жизни могут быть разногласия и ссоры, но это не означает, что семейные отношения небезопасны. Мы увидим, как безопасные семейные отношения преодолевают разногласия, трудности и напряжение.
В этом тесте есть изображения без замещающего текста. Пожалуйста, свяжитесь со своим учителем, который сможет помочь вам с аудиоописанием.
Тест:
Прежде чем мы начнем этот урок, давайте посмотрим, что вы можете запомнить из этой темы. Вот быстрый тест!
Q1.Семья — это….Группа связанных людей, которые поддерживают друг друга. Название, данное группе фламинго. Группа молодых людей, разделяющих общие интересы.
Q2.Что из следующего НЕ является типом «семьи»?ExtendedSingle ParentPeerGrandparent
Q3.Безопасные отношения….ИгнорированиеОскорбительныйНенадежныйПоддерживающий
Q4.Позитивные отношения…Заставляют вас чувствовать себя напуганными и уязвимыми.Разделяются между людьми, которые любят, поддерживают и заботятся друг о друге.Применяются к физическому насилию.
Q5. Признаки безопасных отношений включают…Любовь при общении. Нет времени на развлечения. Закрытое общение. Нет границ.
В этом тесте есть изображения без замещающего текста. Пожалуйста, свяжитесь со своим учителем, который сможет помочь вам с аудиоописанием.
Тест:
Прежде чем мы начнем этот урок, давайте посмотрим, что вы можете запомнить из этой темы. Вот быстрый тест!
Q1.Семья — это….Группа связанных людей, которые поддерживают друг друга. Название, данное группе фламинго. Группа молодых людей, разделяющих общие интересы.
Q2.Что из следующего НЕ является типом «семьи»?ExtendedSingle ParentPeerGrandparent
Q3.Безопасные отношения…0002 Заставляют вас чувствовать себя напуганными и уязвимыми. Делятся между людьми, которые любят, поддерживают и заботятся друг о друге. Физически оскорбляют. Q5. Признаки безопасных отношений включают…Любовь при общении. Нет времени на развлечения. Закрытое общение. Нет границ.
В этом тесте есть изображения без замещающего текста. Пожалуйста, свяжитесь со своим учителем, который сможет помочь вам с аудиоописанием.
Викторина:
Не беспокойтесь, если ответите неправильно! Забывание — важный шаг в обучении. Мы повторим следующий урок.
Q1.Нуклеарные семьи — это…Два партнера, живущие вместе без детей. Один из родителей воспитывает одного или нескольких детей и/или в отдельных домах. Многие члены семьи живут вместе в одном доме. Традиционная «семья», состоящая из родителей и одного или более детей.
Q2. Какое из следующих утверждений НЕ является верным…дети впервые узнают об отношениях в своих семьях. дети чувствуют себя в безопасности, когда узнают, что могут доверять своим семьям. Любовь и уважение необходимы для позитивных отношений между родителями и детьми. .В первые годы развитие доверия не важно.
Q3.Безопасные семейные отношения НЕ включают…Умение идти на компромисс.Уважение точки зрения друг друга.Физическая борьба друг с другом.Выделение времени, чтобы успокоиться.
Q4. Хорошие семейные отношения важны, потому что…Они заставляют нас чувствовать себя неуважаемыми. Они учат нас, как вести себя плохо. Они снижают нашу самооценку. Они позволяют нам узнать о безопасных отношениях.
Q5.Наличие людей вокруг нас, которые могут разделить позитивные и трудные времена, может….Помогают нам справляться со стрессом, когда времена становятся трудными. Увеличивают вероятность развития проблем с психическим здоровьем. Добавляют к нашему чувству уязвимости.
В этом тесте есть изображения без замещающего текста. Пожалуйста, свяжитесь со своим учителем, который сможет помочь вам с аудиоописанием.
Викторина:
Не беспокойтесь, если ответите неправильно! Забывание — важный шаг в обучении. Мы повторим следующий урок.
Q1.Нуклеарные семьи — это…Два партнера, живущие вместе без детей. Один родитель воспитывает одного или нескольких детей и/или в отдельных домах. Многие члены семьи живут вместе в одном доме. Традиционная «семья», состоящая из родителей и одного или более детей.
Q2.Что из нижеперечисленного НЕ является верным утверждением…дети впервые узнают об отношениях в своих семьях.дети чувствуют себя в безопасности, когда узнают, что могут доверять своим семьям.Любовь и уважение необходимы для позитивных отношений между родителями и детьми .В первые годы развитие доверия не важно.
Q3.Безопасные семейные отношения НЕ включают.