Сенситивный период в психологии это: Сензитивный период | это… Что такое Сензитивный период?

Содержание

Общая психология — Понятие сензитивных периодов в психологии.

Сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям, внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности , тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность Сензетивных периодов. В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных Сензитивным периодам, наблюдаются задержка и тоставание в развитии соответствующей функции. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Выготский), Сензетивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок – взрослый» на данной возрастной стадии.
Эти периоды являются чрезвычайно важными для становления личности ребенка и овладении жизненно важными навыками. В этот период ребенок учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензетивные периоды длятся определенное, довольно короткое время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что- то под принуждением, то есть не во время сензетивных периодов, то обучение оказывается бесполезным. страдает психика и здоровье ребенка. Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензетивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Выделяют следующие сензетивные периоды :

1) сензетивный период развития речи (от рождения до 6 лет) – в первые 6 лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им.

2) сензетивный период развития чувства порядка (от 1,5 до 3,5 лет, пик активности 2-2,5 года) – ребенок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребенка, следовательно, порядок и внутри ребенка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребенок проживает и впитывает.

-порядок во времени – это режим дня, при котором есть определенное время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

-порядок в пространстве – это значит, что у каждой вещи – свое место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребенка, хотя бы уголок, в котором он сам будет поддерживать порядок.

-порядок во взаимоотношениях – это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребенку.

3) сензетивный период развития самостоятельности ( от рождения до 5 лет) – с самого рождения ребенок стремится к проявлению самостоятельности. Важно его всегда в этом поддерживать, в противном случае, считал Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

4) сензитивный период развития движений и действий (от рождения до 4 лет) – важно предоставлять ребенку возможность выплеснуть энергию – бегать, прыгать, лазить, кричать. Умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным развитием.

5) сензетивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет) – сенсорное воспитание является основой мышления. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредотачиваться на деталях и таким образом собирать материал для воображения. Предметы. окружающие ребенка, должны отражать наибольшее разнообразие цветов, форм и размеров. Ребенок должен слушать хорошую музыку и быть окружен приятными запахами.

6) сензетивный период восприятия мелких предметов (от 1,5 до 2,5 лет) – ребенку необходимо манипулировать мелкими предметами для развития мелкой моторики.

7) сензетивный период развития социальных навыков, этических представлений и норм (от2 до 6 лет) – без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе.

8) сензетивный период для овладения основами наук ( от 6 до 11 лет)

Что такое сенситивные периоды развития и как воспитывать по ним ребёнка

Сенситивный период — это возраст, когда ребенку проще даются определенные вещи, когда он лучше усваивает новую информацию. Итальянский педагог Мария Монтессори выделила шесть сенситивных периодов. Чем они отличаются и как помочь ребенку пережить каждый из них, разбираемся вместе с Монтессори-педагогом Анной Ложкиной.

Период развития речи (0–6 лет)

В этот период дети активно расширяют свой словарный запас. Самые маленькие показывают пальцем на предмет и просят назвать его много раз. Так они воспринимают слово на слух и соотносят его с вещью. Затем начинают интересоваться не только предметами и явлениями, но и историями. Первые книги ребенка обязательно должны быть с картинками, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Далее детей начинают увлекать буквы, и примерно в пять лет возникает интерес к письму. Ребенок понимает, что он может выразить мысль с помощью букв. Чуть позже у детей появляется спонтанное чтение — ребенок читает все подряд. Постепенно речь становится средством выражения мыслей и чувств.

Как помочь ребенку в этот период:
  • Пополняйте словарный запас правильными названиями. Не «киса», а «кошка», не «му-му», а «корова». Ребенку все равно, что запоминать: «киса» или «кошка», — как вы что-то назовете, так он и будет говорить. Обозначайте предметы корректно, так, как они на самом деле называются.
  • Чаще показывайте то, о чем идет речь. Если есть возможность показать предмет, о котором вы говорите, в реальной жизни, так и сделайте. Конечно, льва или жирафа вы поблизости не найдете. Но вазу или мяч лучше показать в комнате, а не на карточках.
  • Разговаривайте с другими людьми при ребенке. Детям важно наблюдать нашу артикуляцию. Мультики для развития речи не очень полезны, а наблюдение внятного разговора взрослых поможет ребенку понять, как должна выглядеть его речь со стороны. Можно даже красить губы яркой помадой, чтобы движение рта было ярче, заметнее.
  • Говорите по делу. Называть повседневные вещи, которые происходят с ребенком, полезно, но не стоит перебарщивать с деталями и без остановки транслировать все, что происходит. «Вот мы поднялись на одну ступеньку, вот на вторую, сейчас я вставлю ключ в замок, поверну его и открою дверь красного цвета и прямоугольной формы» — это уже слишком.
Фото: Shutterstock / shurkin_son

Период восприятия порядка (0–4 года)

В это время у ребенка появляется потребность в порядке: и внешнем, и внутреннем. Ему хочется наблюдать устоявшиеся алгоритмы, определенный режим вокруг. Это дает ощущение спокойствия и стабильности. Например, если чай трехлетке всегда наливала мама, а однажды это сделает папа и нальет чай в другую чашку, у ребенка может начаться истерика. В этот период дети особенно консервативны, им не нравится, когда что-то идет не так. Ребенок может отказываться от новой еды, ходить в одной и той же одежде. Смена времен года и переезд тоже могут вызвать у него стресс.

Как помочь ребенку в этот период:
  • Поймите, что это не баловство и не капризы. Это нормальный период развития, когда дети негативно воспринимают перемены.
  • Старайтесь давать ребенку ощущение порядка во внешней среде. Пусть у каждой вещи и игрушки будет свое место.
  • Составьте распорядок дня и последовательность действий, которые комфортны ребенку.
  • Поддерживайте ребенка эмоционально и проговаривайте все, что меняется, чтобы не оставлять его наедине с переживаниями.
  • Попробуйте научить ребенка ухаживать за собой. Примерно с полутора лет дети уже начинают убирать за собой игрушки и одежду. Будьте внимательны и не настаивайте на уборке, если ребенок устал.
  • Заранее уточняйте у ребенка, что ему комфортно. Лучше спросить: «Ты хочешь, чтобы я очистила банан, или сделаешь это сам?» У ребенка возникнет ощущение контроля ситуации, и он почувствует себя в безопасности.
  • Создайте «правила дома». Период восприятия порядка — идеальный период, чтобы выработать привычки. Если вы хотите, чтобы после прогулки все обязательно мыли руки, стоит проговорить это именно сейчас. Потому что, если у ребенка в этот период не сформируется определенная привычка, приучить его к чему-то новому дальше будет гораздо сложнее.

Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 года)

В этот период ребенок изучает окружающий мир с помощью чувств. Он лезет в песок, играет в пластилин, активно гладит кошку. Некоторые дети в это время увлекаются музыкой. Задача родителя в этом возрасте — помочь ребенку максимально изучить мир через восприятие. Не через развивающие мультфильмы, а с помощью рук и органов чувств.

Как помочь ребенку в этот период:
  • Дайте ребенку потрогать разные предметы. Постарайтесь сделать так, чтобы они были разными на ощупь. Ребенок должен почувствовать разницу между шершавым мхом и гладкой стеклянной поверхностью.
  • Помогите ребенку услышать разнообразные звуки. Включайте ему разную музыку. Так ему впоследствии будет проще сформировать собственные предпочтения. Покажите ему, как звучат разные музыкальные инструменты, дайте понять, чем они отличаются друг от друга.
  • Показывайте ребенку как можно больше запахов и форм. Чем более разнообразные ощущения останутся у ребенка после этого периода, тем более открытым он будет впоследствии.
  • Готовьте ребенку разную еду. Если ребенок попробует много блюд и продуктов в этот период, его вкусовые предпочтения будут шире и разнообразнее.
  • Найдите ребенку игры, связанные с мелкой моторикой. Пластилин, сенсорные материалы, кинетический песок, массы для лепки, пальчиковые краски — все это особенно полезно для развития ребенка в это время.
  • Чаще бывайте на природе и показывайте ребенку разные пейзажи. Изучайте листья, звуки леса, следы животных. Это повысит наблюдательность.
Фото: Shutterstock / 84kamila

Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 года)

В это время ребенок интересуется мелкими предметами: собирает мусор с пола, перебирает бусинки и крошки. Дети концентрируют внимание на изучении маленьких предметов. Появляется любовь к пазлам.

Как помочь ребенку в этот период:
  • Не отвлекайте ребенка от игры с мелкими предметами. Это естественный период развития.
  • Помогите ребенку сделать игру с маленькими предметами интереснее. Например, найдите емкость вроде банки или бутылки, куда ребенок сможет складывать бусинки или монетки.
  • Предложите ребенку поиграть с безопасными прищепками. В это время развивается трехпальцевый захват, благодаря которому руки постепенно привыкнут к письму. Предложите поднять маленькие шарики с помощью пинцета. Это немного усложнит задачу, сделает игру интереснее и поможет развить мелкую моторику.

Период движений, действий (от 1 до 4 лет)

Дети развиваются через движение, но в этот период у них особенно ярко проявляется потребность в активности. Они бегают по кругу, прыгают, ходят спиной вперед. Этот период волнообразный: через две недели активных действий ребенок может устать и еще несколько недель интересоваться спокойными занятиями. Также у детей в этот период появляется потребность двигать тяжелые предметы. Они хотят носить табуретки, швабру и другие большие вещи. Это помогает им исследовать свое тело, понять, «а что я еще могу?».

Как помочь ребенку в этот период:
  • Относитесь с пониманием к этому периоду. Некоторые родители начинают закатывать глаза и вздыхать, как будто другие дети гораздо более усидчивые, а их сын «как с цепи сорвался». Это нормальный период жизни, процесс исследования себя и мира вокруг.
  • Дайте ребенку возможность проявлять активность. Летом это делать просто, потому что всегда есть возможность пойти погулять на улицу. Зимой можно тоже давать ребенку ощущение движения. Попросите его отнести корзину с бельем в ванную или переставить книги на полке.
  • Начните гулять с ребенком без коляски. Идите в темпе ребенка.
  • Чаще ходите с ребенком по лестницам, а не пользуйтесь лифтами.
  • Избегайте всего, что ограничивает движение: манеж, ходунки, тугое пеленание. Пусть у ребенка дома будет комфортное пространство для свободных и безопасных передвижений.
Фото: Shutterstock / Halfpoint

Период социальных навыков (от 2 до 6 лет)

Ребёнок начинает чувствовать себя частью общества: группы, семьи. Сначала он наблюдает за поведением людей и замечает, как принято себя вести. Если мама здоровается с консьержкой, значит, так принято. Если родители постоянно ссорятся и кричат друг на друга, значит, так делать правильно. Для него увиденное станет нормой. Дети берут пример с родителей, объяснения словами не помогут. Они учатся через наблюдение. Ближе к трем годам у детей просыпается интерес к другим детям, «к таким же, как я». Они начинают общаться друг с другом.

Как помочь ребенку в этот период:
  • Общайтесь так, как хотите, чтобы ваш ребенок общался в будущем. Будьте вежливы и приветливы. Не кричите на людей. Тогда и ребенок вырастет вежливым человеком, который легко наладит контакт с окружающими.
  • Не заставляйте ребенка что-либо говорить людям. Все фразы вроде «поздоровайся», «попрощайся» или «попроси прощения» не имеют смысла. Рано или поздно ребенок сам начнет так делать, если вы делаете то же, что и просите. Не настаивайте на конкретных формулировках, позвольте ребенку самому понять, какое общение для него комфортно.
  • Разыгрывайте разные ситуации с игрушками. Например, медвежонок пришел на детскую площадку и не поделил машинку с куклой. Покажите с помощью игрушек, как можно разрешить такой конфликт.
  • Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка. Не все попытки наладить контакт с кем-либо заканчиваются успешно, и не всегда в этом виноват ребенок. Объясните ему, что у всех разные правила и иногда они могут не соответствовать друг другу. Чаще хвалите ребенка за правильные поступки и напоминайте, что мы все учимся.

Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному периоду

Важно понимать, что все возрастные категории в этой классификации (как и в любой другой) условные. Все дети разные, и в какие-то периоды они могут не соответствовать системе. Иногда родители просто не обращают внимания на то, как проходит один из периодов, потому что не все они проявляются ярко. Все мы индивидуальны, и на планете нет двух одинаковых людей. Не подгоняйте ребенка под нормы и стандарты книг, растите его самим собой и поддерживайте в развитии. Не сравнивайте его с другими детьми и не думайте, что он от кого-то отстает, — это просто его индивидуальный путь развития. Когда мы перестанем навязывать детям свои ожидания, они смогут заметить, что им действительно интересно.

Фото на обложке: Shutterstock / Serenko Natalia

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле она относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или знания область.

Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходятся на период от рождения до шестилетнего возраста. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, в том числе: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии. Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, как только цель достигнута.

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.

Другие характеристики сенситивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение. Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.

Приказ

Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками. Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.

Язык

С рождения до шести лет дети находятся в периоде чувствительности к языку. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.

Сенситивным периодом для обучения письму является возраст от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.

К чтению ребенок проявляет активный интерес с 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.

Для поддержки языкового развития дома важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией. Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.

Сенсорные способности

Дети начинают понимать и совершенствовать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка сенсорными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.

Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к мелким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет. Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и ​​мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в уме ребенка.

Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация, происходит в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в учебном опыте, объединяющем чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.

Чтобы поддерживать сенсорную чувствительность, важно предоставить вашему ребенку широкие возможности исследовать и наблюдать за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать объекты со сходными характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».

Движение

Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики. Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.

В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей начинается сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.

Чтобы способствовать развитию мелкой и крупной моторики, важно регулярно ходить в парк или на природу. Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.

Социальные навыки

В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх. Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.

Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста, например, в игровой группе или в детском саду. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».

Распознавание и поддержка чувствительных периодов в развитии вашего ребенка начинается со знания того, что типично для разных возрастов. Другой аспект заключается в том, чтобы просто наблюдать за своим ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе. Чтобы поддержать вашего ребенка в этот особый период обучения, важно предоставить ему благоприятную учебную среду, обеспечивающую стимулы, соответствующие его стадии развития. Это включает обеспечение достаточного времени и материалов, а также уважение индивидуальных интересов и увлечений вашего ребенка. Именно через наблюдение выявляются потребности ребенка. Как всегда, следуйте за ребенком и запаситесь терпением на те дни, когда он захочет петь песенку ABC снова и снова!

Сенситивные периоды в развитии ребенка | Ramalynn Academy


Предрасположенности, называемые чувствительными периодами, являются одним из самых важных открытий, сделанных доктором Марией Монтессори. Это периоды психологического развития ребенка. Наблюдения Марии за чувствительными периодами легли в основу ее принципа «образование как помощь жизни».

При рождении закладываются основные основы детской психики. Строительство ума начинается и формируется бессознательно. Бессознательный ум работает глобально и поглощает все без направления. Через какое-то время появляется другая деятельность, когда ум ребенка направлен на определенные аспекты его окружения. Ее интересы становятся сфокусированными. Она направлена ​​на овладение разговорным языком, движением, порядком и сенсорным исследованием. Так начинается чувствительный период.

Доктор Монтессори выделила четыре основных сенситивных периода: порядок, разговорный язык, движение и сенсорная активность. Это универсальные. Все дети во всем мире имеют одинаковые сенситивные периоды примерно в одно и то же время жизни для одной и той же цели развития. Этот период длится от рождения до 6 летнего возраста.

Положительные и отрицательные проявления

Как только мы осознаем чувствительные периоды, мы не можем не заметить их. Они проявляются двумя разными способами. Первое положительное, а второе отрицательное. Некоторыми примерами положительных проявлений являются обучение речи и приобретение навыка концентрации и внимания. В негативном проявлении окружающая среда ребенка не дает им того, что им необходимо для развития определенного сензитивного периода, не позволяя ему реализоваться. Это может разочаровать молодой ум и заставить его действовать.

В положительном проявлении ребенок решает свои действия, руководствуясь естественными законами. Есть сосредоточенность, огромная активность (лепет, ходьба, усидчивость), радость, с которой ребенок выполняет деятельность, совершенное усвоение. Мы принимаем эти положительные проявления как должное большую часть времени. Нам часто легче заметить негатив, чем осознать замечательные результаты всей тяжелой работы ребенка.

Как мы можем поддержать нашего ребенка

Очень важно, чтобы, будучи взрослыми, мы учитывали эти чувства и подготавливали обстановку дома и в классе. Например, детям необходимо сенсорно исследовать через прикосновение. Мы часто говорим ребенку не трогать, но прикосновение — это то, как ребенок узнает об окружающей среде. Ребенка нужно трогать. Доктор Монтессори разработала Сенсорную зону в классе, чтобы помочь развить чувства ребенка.

Чувствительные периоды одновременны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *