Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ
Библиографическое описание:Галкина, И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И. А. Галкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2405/ (дата обращения: 21.07.2023).
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. — 1 г. 3 мес. 1—2 раза в неделю, с более старшими — 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.
Сегодня многие дошкольные заведения используют различные методики сенсорного воспитания. Наиболее популярная — это методика Монтессори для воспитания и обучения подрастающего поколения. Ее уникальность и эксклюзивность, отсутствие навязывания и интерактивность – далеко не все преимущества. Главное в этом процессе – положительный результат, формирование здоровой и мыслящей личности2.
Известная методика Никитина Б.П. описана в его книге «Ступеньки творчества или развивающие игры».
Талантливый педагог Тихеева Е.И. создала оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципах парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала.
О.М. Дьяченко внесла весомый вклад в сенсорное воспитание. Она является одним из главных авторов программ «Развитие» и «Одаренный ребенок», на основе которых строится работа с дошкольниками во многих образовательных учреждениях России.
Существующие разработки известных педагогов: Пилюгиной Э.Г., Венгера
Л.А. и многих других направлены на стимулирование ребенка к
саморазвитию. Основной задачей педагогов, выбирающих методику
обучения, является отношение к ребенку, как к уникальной неповторимой
личности
1 Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., Пр., 1988 стр.132
2 Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М., Пр., 1988 стр. 144
3 [Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч1. М., Пр., 1988 стр 127]
Сенсорное воспитание в детском саду
«Самые далеко идущие успехи науки и техники расчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»
Б.Г. Ананьев.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:
1) формирование у детей системы
перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы сенсорных
эталонов;
3) формирование у детей умения самостоятельно
применять систему перцептивных действий и
систему сенсорных: эталонов в практической к
познавательной деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.
В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.
Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час).
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).
Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.
Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.
Педагог побуждает детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твёрдый» или «мягкий».
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагог, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Приложение 1
Сенсорные игрушки Сенсорное образование Сенсорные игрушки, ресурсы для детей младшего возраста, школьная мебель, оборудование для классных комнат, сенсорные игрушки
Продано
Продано
Продано
Продано
Команда Sensory Education предлагает сенсорные игрушки и игрушки для детей с особыми потребностями, а также образовательные принадлежности и образовательное оборудование с начала 2009 года и заработала репутацию поставщика сенсорных игрушек и игрушек для детей с особыми потребностями, а также школьного инвентаря по ценам ниже, чем у наших конкурентов в области сенсорных игрушек и образования.
Мы поставляем сенсорных игрушек мамам, папам, школам, благотворительным организациям и Национальной службе здравоохранения , а также всем другим покупателям, желающим приобрести сенсорные игрушки и предметы для особых потребностей. Все наши сенсорные игрушки и сенсорные осветительные приборы позволяют вам исследовать свои чувства в увлекательной игровой форме.
Наша команда завоевала множество наград за поставку сенсорных игрушек, игрушек для детей с особыми потребностями и образовательного оборудования.
Наши сенсорные игрушки, игрушки для детей с особыми потребностями и образовательное оборудование предлагают отличное соотношение цены и качества, а с нашей быстрой доставкой вы можете расслабиться, зная, что сэкономили £££ на всех своих сенсорных игрушках, и у вас есть несколько фантастических сенсорных игрушек и игрушек для особых потребностей на пути к вам быстро и по ценам ниже, чем у наших сенсорных игрушек-конкурентов.
Мы поставляем сенсорные игрушки, сенсорное освещение и образовательное оборудование для родителей , семей, школ, благотворительных организаций, NHS и вообще для всех, кто желает приобрести фантастические сенсорные игрушки по низкой цене и позволить своим детям исследовать свои чувства.
Мы сенсорная игрушка, и специальные потребности и компания образовательного оборудования с реальным складом, а не задней частью старого магазина, и наш сенсорный склад игрушек предназначен для быстрой доставки и лучших цен на все ваши сенсорные игрушки и игрушки для особых потребностей.
Воспользуйтесь выгодной скидкой на сенсорные игрушки и купите сенсорные игрушки и игрушки для детей с особыми потребностями в Sensory Education уже сегодня, и позвольте нашему складу быстро доставить ваши сенсорные игрушки и образовательное оборудование.
Улучшите развитие ребенка и стимулируйте его чувства с помощью нашего обширного ассортимента сенсорного оборудования и ресурсов для вашей начальной школы, детского сада, дошкольного учреждения или детских садов.
Ищете ли вы идеи сенсорных игр для малышей, младенцев или дошкольников, вы найдете широкий выбор сенсорного оборудования и образовательного оборудования для всех детей.
Возьмите сегодня свои сенсорные игрушки из сенсорного образования и начните исследовать свои чувства.
Команда Sensory Education предлагает сенсорные игрушки и игрушки для детей с особыми потребностями, а также образовательные принадлежности и образовательное оборудование с начала 2009 года и завоевала репутацию поставщика сенсорных игрушек, игрушек для детей с особыми потребностями и школьного оборудования по ценам ниже, чем у наших конкурентов в области сенсорных игрушек и образования.
Мы поставляем сенсорных игрушек мамам, папам, школам, благотворительным организациям и NHS , а также всем другим покупателям, желающим приобрести сенсорные игрушки и предметы для особых потребностей. Все наши сенсорные игрушки и сенсорные осветительные приборы позволяют вам исследовать свои чувства в увлекательной игровой форме.
Наша команда завоевала множество наград за поставку сенсорных игрушек, игрушек для детей с особыми потребностями и образовательного оборудования.
Наши сенсорные игрушки, игрушки для детей с особыми потребностями и образовательное оборудование предлагают отличное соотношение цены и качества, а с нашей быстрой доставкой вы можете расслабиться, зная, что сэкономили £££ на всех своих сенсорных игрушках, и у вас есть несколько фантастических сенсорных игрушек и игрушек для особых потребностей на пути к вам быстро и по ценам ниже, чем у наших сенсорных игрушек-конкурентов.
Обучение сенсорной интеграции
Обучение сенсорной интеграцииПолучите квалификацию специалиста по сенсорной интеграции и получите сертификат PGCert, PGDip или
MScЕдинственный в мире британский университет, аккредитованный на степень магистра в области передовой практики Сенсорная интеграция — путь к практике сенсорной интеграции.
Мы предлагаем клиницистам доступный путь к аккредитованной университетом квалификации последипломного образования и возможность практиковать теорию и терапию Ayres Sensory Integration® (ASI). Университет Шеффилд-Халлам, наш партнер в сфере высшего образования, является одним из крупнейших в стране образовательных учреждений смежных медицинских профессий; Британский университет года по качеству преподавания 2020; и входит в пятерку лучших современных университетов по исследованиям, получившим международную оценку «отлично» или «ведущее в мире». Вы действительно не могли быть в лучших руках. Узнать больше .
Получите квалификацию последипломного образования
Аккредитован Шеффилдским университетом Халлама в Великобритании, чтобы улучшить вашу карьеру и практику
Учитесь у лучших
Учебная программа, разработанная высококвалифицированными исследователями и клиницистами СИ
При поддержке наставников
9000 2 Ваше обучение поддерживается eMentor, ваши практические часы поддерживаются клиническим наставникомДоступ к университетским помещениям
Доступ к библиотеке, онлайн-службам и службам поддержки студентов
Топ
КатегорииВсе курсы
СДВГ
Аутизм
Кормление
Верность
Для родителей и опекунов
Для школ
Бесплатно
Интероцепция
Неспособность к обучению
Членство
Психическое здоровье
Пожилые люди
На открытом воздухе
Избегание патологического спроса
Играть
Поливагальная теория
Исследования
Среды с ограниченным доступом
Оценки SI
SI Pro: Расширение терапевтического опыта
SIE Конференция
Саморегулирование
Сенсорное пространство
Сон
Подростки/молодые взрослые
Туалет
Травма
Понимание сенсорной интеграции
Предстоящие события
Йога
Помощь нашим более чем 30 000 участникам из
всех уровней квалификацииНаши студенты повысили свои навыки, пройдя наши курсы. Вот лишь некоторые из их историй.
Лауреат премии Элизабет Стефенсон за получение диплома последипломного образования в области СИ
«Выдающийся студент года» «Я чувствую, что широта и глубина изучаемых тем, клинические часы и наставническая поддержка Модуля 4 значительно улучшили мои клинические и профессиональные навыки, позволяя мне уверенно работать в качестве практикующего специалиста. Применяя передовые знания теории и практики сенсорной интеграции в моей клинической области, я могу более эффективно реагировать на разнообразные потребности детей, с которыми я работаю».
Лауреат премии Элизабет Фэйргрив за Сертификат последипломного образования в области сенсорной интеграции Выдающийся студент года
«Для меня большая честь получить премию Элизабет Фейрграйв. Получение сертификата последипломного образования по сенсорной интеграции было захватывающим и полезным опытом, который полностью расширил мою профессиональную практику».
Квалификация SI-SLT Advanced Practitioner придала мне больше уверенности в использовании имеющихся навыков
«Квалификация SI-SLT Advanced Practitioner дала мне больше уверенности в том, что я могу использовать свои существующие навыки в SLCN. Тем временем задание курса предоставило возможность включить SI в местную повестку дня для поддержки коммуникации».
Я нашел этот опыт богатым по содержанию и полезным с точки зрения расширения моего понимания.
«Я одновременно нервничал и был взволнован перспективой обучения для получения статуса продвинутого специалиста по СИ. Я нашел весь опыт, включая онлайн-обучение, богатым по содержанию и полезным с точки зрения расширения моего понимания и углубления моих знаний и навыков. Все это я имел возможность применить в своей текущей практике, в дополнение к поддержке коллег по работе в их путешествии по СИ.»
Обучение по Модулю 4 полностью изменило мою практику оказания помощи в соответствии с системой координат ИСИ.
«Обучение Модулю 4 полностью изменило мою практику оказания помощи в соответствии с системой координат ASI. Я гораздо больше сосредоточен на определении приоритетов для вмешательства, и я стал более творчески использовать темы и способствовать сотрудничеству в выборе деятельности и игре.
Невероятно ценно выделить время для разработки
«После 21 года использования системы отсчета СИ по-прежнему невероятно ценно потратить время на разработку. Это настолько быстро развивающаяся область, что всегда есть что-то новое для изучения, а ее сложность означает, что любое повторное погружение в формальное обучение приводит к новым связям и открытиям, которые принесут пользу клинической практике. И это так интересно! как Продвинутый Практик после всех этих лет!»
Выберите, какой бесплатный ежемесячный информационный бюллетень вы хотите получать
Мы предлагаем два ценных информационных бюллетеня по электронной почте, чтобы держать вас в курсе последних сенсорных тем и ресурсов.
EmphaSIze – это наш авторитетный ежемесячный электронный информационный бюллетень для профессионалов.
Наша сенсорная семья обязательна к прочтению для семей и отдельных лиц с сенсорными различиями.
Да, зарегистрируйтесь бесплатноПочему сенсорная интеграция?
Мы понимаем, что сенсорная обработка играет решающую роль в нашей повседневной жизни, формируя наш опыт и позволяя нам с легкостью ориентироваться в повседневной деятельности.