Сензитивных отношений: Что значит «страх особых (сензитивных) отношений»?

Что такое сензитивные периоды развития по М. Монтессори?

Что такое сензитивные периоды развития? Во всех монтессори-классах часто можно услышать это словосочетание. Сензитивные периоды развития — это время особой чувствительности ребенка к определенным внешним воздействиям или условиям внешней среды. Мария Монтессори заметила, что таких сензитивных периодов у детей 6, и все они завершаются к 6 годам. Именно поэтому возраст от рождения до 6 лет является таким важным.

Самая главная особенность сензитивных периодов в том, что они универсальны для всех людей: все мы и наши дети прошли их. При этом они уникальны для каждого: время начала, интенсивность, время окончания, способы прохождения, создалась ли благоприятная среда для того, чтобы все было усвоено в сензитивный период или нет — у каждого в жизни складывается свой собственный рисунок.

Для чего нам, взрослым, нужно знать, в каком сензитивном периоде находится ребенок? Для того, чтобы обеспечить такую развивающую среду вокруг него, которая позволяла бы отвечать потребностям этого возраста.

Так, например, сензитивный период порядка — тот самый период, когда дети очень сильно хотят мыть, стирать, помогать маме готовить, протирать пыль и так далее — приходится на возраст от 1,5 до 3 лет и к трем годам достигает своего пика.

К сожалению, часто бывает так, что в этом возрасте мы не доверяем ребенку заниматься хозяйственными делами или относимся к этому как к игре. А потом, годам к семи — девяти требуем от него развития навыка упорядоченности, аккуратности, умения складывать одежду, ухаживать за средой.

Но в этот момент освоить такие навыки уже сложнее, потому что сензитивный период закончился.

С понятием порядка мы встречаемся в трех вещах.

  • Во времени: когда, что, во сколько происходит для ребенка. И важны не столько часы, сколько последовательность.
  • В отношениях: когда взрослые едины в правилах и все понимают, какие нормы работают в группе.
  • В пространстве: когда ребенок точно понимает, где что лежит.

Пик этого периода приходится на 2,5 — 3 года, а начинается приблизительно в 1,5 года. Часто этот возраст совпадает с началом посещения яслей или тоддлер-класса детского сада.

Монтессори-метод — очень системная, средовая педагогика, где мы движемся не директивно, от желания педагога, а постепенно, от того, чем хочет заниматься ребенок.Так как эта педагогика основана на свободном выборе и на том, что ребенок хорошо чувствует свои потребности, важно создать условия, чтобы эти потребности могли найти свое выражение в среде.

Когда ребенок ходит куда-то не каждый день, будь то гимнастика, плавание или что-то другое, обычно он встречает педагога, который говорит: «А сейчас мы садимся и вырезаем»; «А сейчас мы делаем колесо». Ребенок идет и выполняет предлагаемое действие.

В монтессори-классе для этого часто нужно время, чтобы ребенок сам мог определиться, что именно ему нужно, как долго он хочет этим заниматься. Поэтому, посещая детский сад регулярно, ребенок берет максимум от этого сензитивного периода.

Системное посещение детского сада помогает ребенку проживать сензитивный период порядка и не вступать с ним в конфликт. Потому что когда малыш понимает, что его ждет, кто и когда его ждет, процесс адаптации проходит легче, ребенок быстрее включается в коллектив, проще усваивает его правила.

Сензитивный период развития речи.⠀

Процесс усвоения родного языка начинается еще во время внутриутробного развития плода. Ребенок может отличать голос матери от других звуков, улавливает интонации, настроение речи. В это время наиболее ярко раскрывается принцип «впитывающего разума» ребенка.⠀

Находясь в постоянном взаимодействии с языковой средой, ребенок к трем месяцам может отличать родную речь от иностранного языка, к году у него формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный.⠀

Возраст 2-х лет М. Монтессори определяла как речевой взрыв. В это время речь ребенка переходит в активную фазу говорения, усвоения речевых конструкций, возникают вопросительные предложения.⠀К четырем-пяти годам ребенок начинает проявлять интерес к начертанию букв и чтению.

Сензитивный период сенсорного развития.

Под сенсорным развитием в монтессори-методе мы понимаем развитие всех органов чувств человека.

Появляясь на свет, ребенок получает одновременно очень много сигналов от окружающего мира, которых не получал ранее. Он находился в утробе мамы в стабильных температурных, световых, шумовых условиях. \

В момент рождения для ребенка резко меняется все: звуки, свет, температура, давление. Это все воздействует на ребенка, который в ответ адаптируется к новым условиям.

Именно поэтому сензитивный период сенсорного развития — самый длинный период в жизни человека. Он начинается с самого рождения и продолжается до 4 — 4,5 лет.

Ребенку важно получать различные стимулы для его сенсорного развития: пробовать на вкус разные предметы и еду разных текстур и температуры, иметь возможность прикасаться к твердому, мягкому, теплому, холодному, горячему, шершавому, скользкому, и т. д. Важно уметь слышать разные звуки.

Поскольку сенсорное развитие — очень обширная область, которую сложно разбить на мелкие этапы, задействовать ее можно комплексно. В монтессори-классах это возможно сделать с помощью работы с материалами, которые дают возможность получить разный тактильный ответ.

Есть специальные материалы, например, для развития барического чувства, то есть чувства веса. Или же шумовые цилиндры и колокольчики Маккерони для развития слуха. Это позволяет малышам лучше осваивать свое тело, лучше им управлять и, соответственно, быть увереннее, понимать свои потребности и в итоге становиться успешными.

Сензитивный период восприятия мелких предметов.

Это такой период, который начинается примерно в 1-1,5 года и достигает своего пика к 2 годам. Это возраст, когда дети начинают видеть самые мелкие предметы вокруг себя: крошки на полу, божьих коровок на травинках, камушки на дороге. Их вдруг начинает интересовать разная мелочь. Те самые странные и порой страшные мелкие предметы, которые мы боимся давать детям, в этом возрасте их очень манят. Поэтому чем дальше и усерднее мы убираем такие вещи от детей, тем больше им хочется это взять, потрогать, ощутить, попробовать с ними взаимодействовать.

Также это возраст так называемого первичного разделения, то есть ребенок хочет понять, из чего состоит предмет, сделать из одного большого целого маленькие кусочки. Вполне возможно, что вы будете замечать у ребенка тягу к разбиранию, разрыванию книг, крошению хлеба потому, что ему хочется тренировать мелкую моторику, щипковый захват и понимать составность — из каких частей состоит мир.

Что мы можем предложить? Совершенно точно мы можем предложить довольно крупные вещи, но не деревянные кубики и Лего, а, например, мозаику для выкладывания, мелкую сортировку, нанизывание бусин, разные варианты перебирания в домашней среде.

Часто можно встретиться с мнением, что монтессори-метод — это про пересыпание и перекладывание крупы из миски в миску. В возрасте до 3 лет этот сензитивный период отлично проходит в рамках подключения ребенка к домашней среде и делам, таким как, например, посолить салат щепоткой соли, порезать огурец, сделав из большого огурца много маленьких кусочков, перебрать крупы не как отдельное упражнение, а как часть повседневной жизни — это важно.

И тогда можно увидеть, что умение работать с мелкими предметами дает большую концентрацию.

В этом периоде мы рекомендуем побольше гулять на улице и давать возможность наблюдать за насекомыми, пылинками, соринками, видеть и рассматривать. Не торопить ребенка, не обесценивать его интерес и не переключать его внимание постоянно, а помогать ему знакомиться с природой окружающего мира.

Сензитивный период движения.

В монтессори-классах предусмотрены 9 свобод, которыми обладают дети, и одна из них — свобода передвижения.⠀

Свобода двигаться и осваивать свое тело в процессе движений формируется еще до рождения. На этапе внутриутробного развития малыш толкается, пинается, поворачивается, таким образом получая первые представления о своем теле.

Если понаблюдать за новорожденным, можно заметить, что движения развиваются поэтапно: сначала малыш видит свои руки, потом он начинает переворачиваться, затем он начинает ползать. В этой последовательности скрыта большая мудрость природы.

Движение формирует новые нейронные связи в мозге, именно через движение происходит интеллектуальное, эмоциональное развитие, совершенствуется память и мышление. Поэтому в монтессори-классах дети могут свободно передвигаться между столами и ковриками, могут выбирать, как именно работать: сидя на полу или на стуле, стоять или двигаться по линии.⠀

Образовательный процесс динамичен, потому что тело ребенка не предназначено для статических нагрузок. Для многих детей, особенно в тоддлер-классе, просто ровно сидеть на стуле небольшое количество времени без движения — уже большая работа. К сожалению, наша жизнь в городах приводит к тому, что дети мало двигаются спонтанно. Они чаще сидят в автокресле, пока мы везем их из пункта А в пункт Б, выполняют регламентированную деятельность под руководством тренера или родителей. Детям предоставлен большой выбор помогающих устройств: ходунки, прыгунки, поводки. Все это не способствует развитию спонтанных движений, а именно они помогают почувствовать баланс, границы своего тела.

Несмотря на то, что сейчас большое значение имеет умственное развитие, тело и дух тоже должны развиваться. Поэтому и зимой, и летом, уделяйте время прогулке. Пусть это будет 15-20 минут свободного движения. Позвольте бегать, лазать по лестницам, скатываться с горки разными способами, прыгать. Не контролируйте, не учите и излишне не страхуйте.Дайте возможность спонтанному движению развивать вашего малыша.

Сензитивный период социальных навыков.

Этот период достигает пика к 4,5 — 5 годам. Именно в это время у детей начинает формироваться желание сотрудничать, дружить и общаться.⠀

Важно отметить, что дети до 3 лет эгоцентричны. Новости о том, что ребенок должен делиться с кем-то своими игрушками, дружить с соседским мальчиком или обязательно играть в игру, которую предлагают ребята в песочнице, вводит его в замешательство. Для трехлетки такой необходимости нет.

В 3 года еще не начался этот сензитивный период и ребенку важнее понять самого себя, почувствовать свое тело, свои границы и потребности. ⠀Позже, когда эти азы уже освоены, можно переходить к сотрудничеству, партнерству, групповой работе.⠀

Как реализован этот принцип в монтессори-классе, спросите вы? Именно за счет того, что у каждого ребенка в классе есть свое пространство для работы — столик или коврик. Есть правило: если ты хочешь вместе с кем-то позаниматься, то нужно спросить, не против ли этот человек того, чтобы ты к нему присоединился и ты готов принять любой ответ на свой вопрос.⠀Коммуникативные навыки, основы дружбы, сотрудничества начинают формироваться в более старшем возрасте.

Светлячок — Страница старшего воспитателя

Меню сайта

Наш опрос


Календарь 

мероприятий 

в рамках проекта

«2022 — Год 

информирования 

о ранней помощи»

Старший воспитатель

Алена Ивановна

Сенчищева

Консультация для родителей «Что такое сензитивные периоды?»

Сензитивный период — (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Сензитивный период – это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

ВАЖНО!

если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД – ЭТО

— период особой чувствительности и психических отношений;
— сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
— период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
— проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
— интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
— временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.

Выделяют следующие сензитивные периоды:

 

Сензитивный период развития чувства порядка
(от рождения до 3,5 лет)

  • Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.
  • Что такое порядок во времени?

Это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

  • Что такое порядок в пространстве?

Это значит, что у каждой вещи – своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку, на которой доступно будут лежать книги ребёнка, бумага, карандаши, пластилин и другие необходимые принадлежности. Отведите место для игрушек, пусть их будет немного, но у каждой своё место. Хорошо бы иметь и шкафчик для одежды или хотя бы полочку, чтобы малыш мог самостоятельно пользоваться.

  • Что такое порядок во взаимоотношениях?

Это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до трёх лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

Сензитивный период развития самостоятельности
(от рождения до 5 лет)

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц – подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

Сензитивный период развития движений и действий
(от рождения до 4 лет)

Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.

Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

Сензитивый период сенсорного развития
(от рождения до 5 лет)

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения.

Сезитивный период восприятия мелких предметов
(от 1,5 до 2,5 лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год – поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года – имитирует пишущие движения, в 2, 7 – формирует валик из пластилина, в 2,9 – чертит закрытый круг.

Сензитивный период развития социальных навыков
(от 2 до 6 лет)

Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Пол Эпштейн
описывает 11 сензитивных периодов по М.Монтессори:

Период

Возраст

Описание

Порядка

от 2 до 4 лет

   Характеризуется стремлением к постоянству и повторением. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Движения

от рождения до 1,5 лет

   Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.

Маленьких предметов

от 1,5 до 4 лет

   Интерес к мелким предметам и деталям.

Вежливости и этикета

от 2,5 до 6 лет

   Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а  затем вежливость становится свойством личности.

Утончения чувств

от 2,5 до 6 лет

   Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Письма

от 3,5 до 4,5 лет

   Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Чтения

от 3 до 5,5 лет

   Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.

Языка

от рождения до 6 лет

   Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.

Пространственных отношений

от 4 до 6 лет

   Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Музыки

от 2 до 6 лет

   Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии.

Математики

от 4 до 6 лет

   Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

 

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка.  Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей, и педагогов.

Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

Список использованной литературы:

  1. Сороков Д. Что такое сензитивные периоды в развитии детей?/ Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2005. – С.203-227.
  2. Эпштейн П. Сензитивные периоды по Марии Монтессори / Введение в Монтессори-педагогику (философия, психология, педагогика). – Снежинск: 2005. – С. 46-47

Презентация «Сензитивные периоды»

Значение развития мелкой моторики

”Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В. А. Сухомлинский

В последнее время мы очень часто слышим о том, что нужно развивать у малышей мелкую моторику. Даже далекие от педагогики и физиологии люди хоть раз слышали словосочетание «мелкая моторика». Но как показывает практика, молодые родители все же не до конца понимают суть и значение этого термина. А есть те, кто в теории знает, как работает механизм взаимосвязи мелкой моторики и уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, но в силу каких-то обстоятельств (лень, нехватка времени, непонимание насколько действительно это важно) оставляют в стороне и не придают внимания занятиям и играм по развитию мелкой моторики.

В свою очередь, мне хотелось бы ещё раз обратиться к родителям с этой темой, предложить в своей статье немного теории и практических рекомендаций.

Для того чтобы более ответственно отнестись к процессу развития мелкой моторики, нужно понимать, что такое мелкая моторика, зачем и как ее развивать. Так вот, начнем с определения мелкой моторики. Вот что написано в свободной энциклопедии Википедия: мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большинство разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Так же, учеными доказано, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи у малыша. Учёные считают, что на формирование и развитие речевой функции ребёнка существенно влияет мелкая моторика, то есть тонкие движения пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, способствуют развитию мышления и внимания. Отсюда напрашивается вывод, что развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства, а если быть более точным с первых дней жизни. И, к слову сказать, это необходимо делать не только в раннем детстве, а на протяжении всей жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок развивался в соответствии с возрастом. А еще мы хотим, чтобы наши детки опережали свое развитие, конечно не на много, но примерно на полгода. Такой темп развития подойдет для детей примерно с годика. Именно в это время родители начинают своего ребенка активно развивать. Мы начинаем учить ребенка лепить, рисовать, приклеивать, вырезать и т.д. Для чего все это нужно? Прежде всего, для развития малыша. Все перечисленные действия способствуют развитию у ребенка интеллекта, речи. В чем же взаимосвязь между лепкой, рисованием и развитием речи. Связь заключается в том, что в нашей коре головного мозга располагаются центры ответственные за письмо и речь. Нервные окончания этого центра заключены, прежде всего,  в пальцах рук. И это далеко не все на что влияет мелкая моторика. Координация, внимание, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность развиваются с помощью ловкости рук.

Развивая ловкость пальцев рук у младенца, мы гарантируем раннее развитие речи  у нашего малыша. Чем лучше развита мелкая моторика, чем раньше малыш начинает выполнять точные движения своими маленькими ручками, тем раньше он начнет общаться с окружающими на языке понятном не только ему. А вы сможете избежать, в дальнейшем, занятий с логопедом. Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка.

Когда ниши малыши подрастают и становятся первоклашками, то они очень часто сталкиваются с такой проблемой как письмо. Им очень часто не удается правильно и точно выводить палочки, крючочки, закорючки. А причина таких проблем – не достаточно хорошо развитая мелкая моторика. У ребенка просто не получается справиться  с непослушными пальцами и кистью руки. Ему не хватает ловкости.

Так как же развивать мелкую моторику у ребенка?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша? Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.; пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей. Не бойтесь давать ребенку в руки карандаш и бумагу, пусть выводит каляки-маляки, очень полезно и рвать бумагу. Пластилин, глина, краски, игрушки со шнуровкой, крупные деревянные пазлы, очень хорошо подойдут для этого возраста. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

Деткам постарше очень нравятся пальчиковые игры, аппликации, раздевание, одевание небольших пупсов, мозаики, конструкторы. Пусть ребенок самостоятельно пытается работать с ножницами, вырезая из бумаги. Очень нужная и полезная вещь – раскраски, они учат ребенка владеть своей рукой, поэтому ребенок должен как можно больше разукрашивать. Сначала это должны быть раскраски с крупным рисунком, без мелких тонкостей, а вот к семи годам ребенок должен уметь раскрашивать довольно-таки мелкие детали, прорисовывая их с очень большой аккуратностью.

Ниже я приведу несколько простых упражнения для развития мелкой моторики.

 «Найди меня» — эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

 Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто, и другие. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

 «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям.

Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

 Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти  много в специальной литературе.

Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим.

 Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины, при этом следует внимательно следить, чтобы малыш не использовал их не по назначения, ведь маленькие непоседы очень любят всё пробовать на вкус. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.

 Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему.

«Рыболов» — в ванну наливается вода, в неё помещаются нетонущие игрушки. Ребёнок должен их выловить из воды, используя небольшое сито.

 «Переливаем, пересыпаем» — в одну ёмкость можно налить воды или что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать или перелить воду в пустую ёмкость. Если что-то просыпется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность. Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

И это лишь небольшой перечень возможных игр, на самом деле их великое множество! Современный мир предлагает родителям сейчас всевозможные конструкторы, рамки и вкладыши, деревянные пазлы, пластилин или тесто для лепки, разнообразные мозаики. В печатной продукции существуют увлекательные прописи, по которым можно заниматься уже с двух лет. Взрослым нужно лишь проявить должный интерес и внимание к этому.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении.

Дорогие родители, развивать мелкую моторику наших деток на самом деле очень легко, а самое главное это очень увлекательное занятие, как для родителей, так и для ребятишек. В процессе развивающих игр Вы не только стимулируете интеллектуальное развитие своих малышей, но и благоприятно воздействуете на психоэмоциональное состояние ребёнка. Ведь самое важное для ребёнка, чтобы родители были рядом и как можно больше времени проводили со своими детьми!

Скачать

 

 


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Календарь

    «  Июнь 2023  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930



    Короновирус

    Информация 

    КЛЕЩЕВОГО 

    ЭНЦЕФАЛИТА


    УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «КУЗБАСС-КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ»

    КЛИП КУЗБАСС 

    АИС «ДОУ»

    Группы МБДОУ ДПО «НМЦ» 

    в социальных сетях 

    В Контакте

    Одноклассники

    Группы управления образования в 

    социальных  сетях 

    В контакте

    Одноклассники

    15 признаков повышенной чувствительности в отношениях

    Вы очень чувствительны в отношениях? Вы знаете кого-то, кто может быть? Высокая чувствительность может быть определена как острая физическая, умственная и эмоциональная реакция на внешние (социальные, экологические) или внутренние (внутриличностные) раздражители.

    Хотя у чувствительности в отношениях есть много положительных качеств, таких как большая способность слушать и подтверждать, большая эмпатия и интуиция, а также лучшее понимание желаний и потребностей других, мы сосредоточимся здесь на тех аспектах высокой чувствительности. в отношениях, которые неблагоприятно влияют на здоровье, счастье и благополучие. Один читатель недавно написал мне, что быть высокочувствительным человеком — это одновременно «благословение и проклятие». Это особенно верно в межличностных ситуациях.

    Ниже приведены 15 признаков повышенной чувствительности в отношениях с выдержками из моих книг . Вы очень чувствительны? Как обрести иммунитет, мир и самообладание! и Как эффективно общаться с высокочувствительными людьми . Хотя многие люди могут время от времени испытывать некоторые из этих признаков, высокочувствительный человек, скорее всего, будет «чувствовать слишком часто» и «чувствовать слишком глубоко». Некоторые люди могут быть очень чувствительны только к одному или двум раздражителям, в то время как на других сильно влияют другие из списка.

    1. Часто думает или беспокоится о том, что думают другие.
    2. Склонен принимать все на свой счет.
    3. Боится отказа даже в относительно незначительных ситуациях.
    4. Часто имеет негативные ожидания (например, «Я им не понравлюсь») при взаимодействии с другими.
    5. Часто испытывает негативные эмоции (например, стресс, беспокойство) при взаимодействии с другими.
    6. Ему трудно просто «отпустить» ситуацию, вызванную относительно небольшими неприятностями с людьми.
    7. Легко обижается и разочаровывается.
    8. Часто сравнивает себя с другими в физических, семейных, социальных, рабочих, финансовых или других сценариях. Кроме того, испытывает несчастные чувства от негативного социального сравнения.
    9. Часто скрывает негативные чувства, полагая, что они слишком сильны, беспокойны, смущают или уязвимы, чтобы ими можно было поделиться. Человек хранит в себе массу негативных эмоций.
    10. С другой стороны, часто обсуждает негативные эмоции с другими, потому что в их жизни много «драмы».
    11. С трудом принимает критику, даже если она дается разумно и конструктивно.
    12. Часто кажется, что люди осуждают, даже когда нет веских доказательств.
    13. Часто остро реагирует на реальное или мнимое пренебрежение и провокации.
    14. Часто чувствует себя неловко в групповых ситуациях, чувствует себя неловко или не может быть собой.
    15. Чувствует себя неловко в романтических интимных ситуациях. Они могут чрезмерно беспокоиться об одобрении партнера или необоснованно бояться быть осужденными или отвергнутыми романтическим партнером.

    Для многих высокочувствительных людей ключом к управлению повышенной чувствительностью является использование стратегий эмоционального иммунитета и сенсорного иммунитета, чтобы разумно успокоить и смягчить чрезмерную стимуляцию. Для тех, кто живет или работает с очень чувствительными людьми, навыки эффективного общения необходимы для развития позитивных и конструктивных отношений. См. ссылки ниже.

    © 2018, Престон С. Ни. Все права защищены по всему миру. Нарушение авторских прав может привести к судебному преследованию нарушителя.

    Ссылки

    Ni, Престон. Вы очень чувствительны? Как обрести иммунитет, мир и самообладание!. ПНКК. (2017)

    Ни, Престон. Как эффективно общаться с высокочувствительными людьми. ПНКК. (2017)

    Ни, Престон. Как избавиться от негативных мыслей и эмоций. ПНКК. (2014)

    Арон, Э.; Арон, А. Чувствительность сенсорной обработки и ее связь с интроверсией и эмоциональностью. Журнал личности и социальной психологии. (1997)

    Ларсон Р.; Кетелар, Т. Экстраверсия, невротизм и восприимчивость к процедурам индукции положительного и отрицательного настроения. Личность и индивидуальные различия. (1989)

    Лисс, М.; Майлу, Дж.; Эрчулл, М. Взаимосвязь между чувствительностью сенсорной обработки, алекситимией, аутизмом, депрессией и тревогой. Личность и индивидуальные различия. (2008)

    8 вещей, которые нужно знать о свидании с высокочувствительным человеком (ВЧЛ)

    Высокочувствительные люди, или сокращенно ВЧЛ, переживают жизнь на усиленном уровне, и наши отношения следуют их примеру.

    Глубокие уровни связи — наряду со случайным «Подожди, ты злишься на меня?» текст после незначительной размолвки — у нас довольно обычное дело.

    Однако это гораздо больше, чем куча чувств.

    Первоначально выявленная психологом Элейн Арон, высокая чувствительность на самом деле является генетической чертой личности.

    Спросите ученого, и он назовет это «сенсорной чувствительностью к обработке», причудливым термином, означающим, что наша нервная система обрабатывает внешние раздражители сильнее и глубже, чем большинство других.

    Это тоже довольно распространено. По оценкам исследований Арона, от 15 до 20 процентов населения рождаются с этой чертой.

    Таким образом, вполне вероятно, что в какой-то момент вы будете встречаться со СЧЛ — если не будете сами СЧЛ, который должен сообщать о своих потребностях.

    Мы чувствительные чувственные люди, безнадежные романтики — и, конечно же, мы можем быть слишком много думающими.

    Независимо от ярлыков, все люди разные. Опыт HSP не является монолитом.

    Это несколько вещей, которые я почерпнул из *моего собственного* опыта свиданий как с очень чувствительным человеком.

    Как и многие другие очень чувствительные люди, я решительно не приемлю царапающие материалы. Однако массаж погружает меня в трансовое состояние удовлетворения.

    По словам Арона, некоторые СЧЛ чувствуют физические ощущения глубже, чем другие.

    У этого есть и светлая сторона, например, когда небольшие проявления привязанности вызывают восхитительно сильную реакцию удовольствия. С другой стороны, это также может привести к снижению переносимости боли.

    Объятия, поцелуи, ленивые воскресные дни, сложенные друг на друга на диване — за это можно умереть. Золотое правило состоит в том, чтобы все замедлить, начать осторожно и всегда делать это с согласия.

    Будь то крошечная стручок перца, застрявшая между зубами, или микроскопические различия в языке тела, СЧЛ постоянно анализируют других.

    Если у тебя плохое настроение, мы это заметим. Пробуете новый стиральный порошок? Да, наверное, мы это тоже заметим.

    Поскольку мы часто по колено в нашем собственном огромном мире мозговой активности, СЧЛ довольно склонны к чрезмерной стимуляции. Иногда я ловлю себя на том, что у меня кипит миллион захватывающих вещей, которыми я могу поделиться с моим партнером.

    В других случаях я больше похож на каплю Желе-О, издающую полунеразборчивые звуки для общения. Все эти дотошные , замечающие , могут нас утомить.

    Однажды мой партнер спросил: «Почему у тебя так много вопросов?» в ответ на мои попытки выяснить, почему он вел себя по-другому.

    Поскольку я часто рассматриваю свои внутренние процессы под микроскопом, для меня довольно типично размышлять над действиями других, особенно когда они влияют на меня.

    Мало того, что на СЧЛ влияет настроение других, они фактически изменяют нейронные системы нашего мозга.

    Исследование, проведенное Ароном и другими в 2014 году, выявило более сильную, чем обычно, активацию в областях нашего мозга, которые контролируют осознание и эмпатию в ответ на счастливые и грустные фотографии лиц людей.

    Я хочу сказать, что если вы оставите нас в догадках, не сообщая об этом, мы это почувствуем. Жесткий. Мы можем делать собственные выводы и подчеркивать неизвестность.

    Общение никогда не должно быть игрой в шахматы, поэтому старайтесь избегать игр в угадайку. Просто выплеснуть эти проклятые эмоциональные бобы.

    Мне часто кажется, что я еду на одноколесном велосипеде на грани между стремлением к личному пространству и обожанием глубоких уровней связи. Поскольку моя энергия прибывает и течет с интенсивностью небольшого вулкана, мне часто нужно некоторое время, чтобы насладиться одиночеством и, так сказать, «мысленно отключиться».

    Богатый внутренний мир СЧЛ обычно позволяет иметь миллион различных идей, подкрепленных большой страстью.

    Это означает, что многие из нас очень ценят свою независимость и автономию. Я не могу говорить за всех, но от прилипчивых людей мне хочется выскочить за дверь.

    В то же время я целые дни проводил в постели с любимыми людьми. Я хочу, чтобы мои партнеры знали мельчайшие детали моей повседневной жизни, и я хочу знать их тоже.

    Нужно найти правильный баланс и найти понимающего партнера, у которого есть целый мир собственных увлечений.

    По словам Арона, СЧЛ, из-за тонкостей, которые они улавливают, склонны «видеть более угрожающие последствия в недостатках или поведении своих партнеров; больше размышляйте и, если на это указывают признаки, беспокойтесь о том, как идут дела».

    И она права — но это не означает автоматически высокого уровня обслуживания.

    До того, как я с головой погрузился в многолетнее самопознание, моя чувствительность сыграла свою роль в некоторых ненужных конфликтах. (Извините, первые несколько парней, с которыми я встречалась).

    Когда я научился лучше понимать свои эмоции и управлять ими, мои отношения стали процветать. Это имеет огромное значение, когда чувствительность взращивается и понимается.

    Но не все готовы заниматься этой долгосрочной работой.

    Требуется много времени и энергии, чтобы понять, что вам нужно как СЧЛ. И как только вы научитесь сообщать об этих потребностях, все пойдет намного лучше.

    Импровизированные поцелуи в лоб, «Доброе утро», нацарапанное на маленьких записках, наш любимый десерт, когда у нас был дерьмовый день — вы не представляете, как чертовски любили нас эти «мелочи».

    На самом деле, мы, вероятно, будем говорить об этом в течение нескольких дней и прокручивать в голове особые моменты в течение нескольких недель, наслаждаясь всем этим.

    Радость, вызванная отношениями, которую испытывают СЧЛ, не имеет себе равных, и те, с кем мы разделяем ее, никогда не забываются. Мы с радостью отплатим вам тем же, помня о вас все маленькие решения, которые мы принимаем в течение дня.

    Конечно, тут и там все может быть немного сложнее. Но разве это не все отношения? Чувствительность — это нормальная и здоровая часть человеческих эмоций, и пора всем смириться с этим.

    Сара Лемпа — писатель и предприниматель, основатель Dang Fine Creative, агентства цифрового контента.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *