Госпитализм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от близких людей и от дома[1]; в широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента[2]. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году применительно к детскому госпитализму[1]. Госпитализм чаще всего наблюдался и более изучен у детей, однако он поражает также и взрослых[2].
Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации[3], психическую и физическую отсталость
В учреждениях с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы, другие медицинские учреждения) возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоциональных проявлений со стороны персонала. Эти факторы вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей. При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства (например, расстройство питания и инфекции), но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности [2].
Признаки госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит[4], пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям[1]. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, а
ru.wikipedia.org
причины и развитие синдрома, признаки, лечение
Госпитализм — комплекс психосоматических расстройств, развивающихся в результате длительного пребывания больного в стационаре, вдали от родных и близких. Неблагоприятные условия больничной среды, дефицит эмоционально-социальных контактов и простого человеческого общения, а также полная изоляция от общества угнетающе воздействуют на психофизическое состояние пациента.
Это понятие было введено в 1945 году психоаналитиком из Америки Р. Шпицем. Он изучал, как развивалась патология у детей, которые долгое время находились в больнице без матери. При этом за больными тщательно ухаживали, хорошо кормили и правильно лечили. У детей постепенно появлялись признаки депрессии, заторможенности, пассивности. У них исчезла мимика и нарушилась координация глаз. Больные, находящиеся в больнице больше года, без материнской поддержки приобрели признаки глубокой психофизической отсталости. Шпиц сделал вывод: последствия госпитализма долговременны и необратимы.
Современные психологи также отмечают, что госпитализм чаще возникает в условиях интернатов, яслей и детских больниц. При этом они делают акцент на очень важный аспект – влияние матери на развитие ребенка. Доказано, что между полноценным развитием малыша и родительской любовью имеется прямая зависимость.
У малышей, школьников и подростков госпитализм встречается чаще всего. Среди юных, зрелых и пожилых лиц были зарегистрированы лишь единичные случаи болезни. Госпитализм имеет второе название – синдром отрыва от дома или сиротский синдром. В наибольшей степени его развитию подвержены дети:
- Проживающие в приютах, детских домах, закрытых интернатах,
- Лишенные должного внимания, материнской ласки и заботы,
- Родившиеся в неблагополучных семьях,
- Страдающие тяжелыми заболеваниями,
- Имеющие врожденные и приобретенные нарушения работы нервной системы.
Больные дети резко худеют, становятся слабыми и вялыми, равнодушными ко всему. Они истощены и бледны, плохо спят и едят, выглядят несчастными. У них снижается мышечный тонус и исчезает реакция на голос. Такие пациенты поздно начинают ходить и говорить, проявляют неадекватные эмоции, их действия становятся навязчивыми. В тяжелых случаях замедляется общее развитие ребенка. Он с трудом овладевает элементарными навыками, не может сам себя обслуживать и управлять своим телом. У детей нарушаются не только коммуникативные, но и интеллектуальные способности, мелкая моторика, умение выражать эмоции. Они отстают в росте и весе от своих сверстников, испытывают трудности с освоением тех или иных двигательных актов. Дезадаптация к окружающей среде и социуму, утрата интереса к жизни, низкая сопротивляемость инфекциям — продолжительные и часто необратимые явления госпитализма. Если ребенка вернуть матери в течение трех месяцев, симптомы расстройства постепенно исчезнут, а психофизические изменения восстановятся. Длительная разлука приводит к закреплению клинических проявлений и стремительному отставанию ребенка в развитии.
У взрослых, длительно получающих лечение в стационаре, формируется синдром «хронического заболевшего». Пациенты не представляют себя в другой среде и воспринимают больничный режим как норму жизни. Они уклоняются от своих функциональных обязанностей на работе и не принимают участия в общественной жизни. Мировосприятия искажается особенно ярко у пожилых людей. Больные стремятся любыми путями как можно скорее вернуться в больничные стены. Они готовы на все, чтобы остаться там подольше. Подобные расстройства психики ухудшают прогноз соматического заболевания, ставшего причиной первичной госпитализации пациента. При отсутствии лечения психологическое угнетение достигает максимума, что нередко заканчивается гибелью больных. Выжившие лица страдают тяжелыми психическими расстройствами и имеют антисоциальные наклонности. Больные, вынужденные постоянно находится в психбольнице, становятся инвалидами именно от деструктивного влияния данного синдрома, а не от самого психического заболевания.
Клинические признаки патологии зависят от срока пребывания больного в ЛПУ:
- Длительность нахождения в отделении 5-10 месяцев — единичные симптомы госпитализма,
- 10 — 15 месяцев — полностью формированное заболевание,
- Более 15 месяцев — тяжелое течение болезни и максимальная степень выраженности симптомов.
Чем дольше пациент находится в больнице, тем меньше у него шансов сохранить себя и не выпасть из социума.
Диагностика госпитализма проводится специалистами в области психологии, психиатрии, неврологии. Лечебные мероприятия включают психологическую коррекцию, социальную реабилитацию, работу с педагогами и дефектологами, прием лекарственных препаратов. Госпитализм – тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам.
Видео: о госпитализме и его формировании у детей
Причины
Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.
Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.
Причины развития детского госпитализма:
- Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
- Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.
В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.
Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.
Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.
В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.
Симптоматика
Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.
Симптомы госпитального синдрома у детей:
- Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
- Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
- Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
- Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
- Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
- Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
- Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
- Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.
Клинические признаки патологии у взрослых:
- Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
- Апатия, пассивность, безучастие,
- Страх перед выпиской из стационара,
- Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
- Постоянный конфликты с окружающими,
- Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
- Эмоциональная обедненность.
Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.
Диагностика и лечение
Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:
- Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
- Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
- Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
- Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
- Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.
После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение. Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок.
Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.
Схема лечения больных детей с госпитализмом:
- Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
- Возвращение маленького пациента в семью.
- Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
- Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
- Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
- Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
- Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
- Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
- Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.
Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.
Прогноз и профилактика
Прогноз патологии считается благоприятным, если у больного отсутствуют тяжелые соматические заболевания и было своевременно начато адекватное лечение.
На исход госпитализма оказывают влияние следующие факторы:
- Возраст больного,
- Частота свиданий ребенка с матерью или иным близким лицом,
- Выраженность нарушений интеллекта, психики и поведения,
- Наличие сопутствующих расстройств,
- Эффективность лечения.
Поздняя диагностика и неполноценное лечение приводят к инвалидизации и гибели больных. Только совместная работа медиков, психологов и родственников пациента позволит полностью устранить болезнь.
Мероприятия, предупреждающие развитие госпитализма у детей:
- Проживание в благополучной семье,
- Теплые отношения с матерью,
- Прием ребенка в ЛПУ только с близким ему человеком,
- Организация распорядка дня,
- Регулярное общение со сверстниками,
- Интересные занятия и игры в коллективе.
Госпитализм — психическая болезнь, накладывающая негативный отпечаток на все сферы личностного развития: интеллект, эмоциональное состояние, психофизические качества.
Видео: психолог о госпитализме
sindrom.info
Синдром госпитализма | PSYO
Австрийский психоаналитик Рене Шпиц вел наблюдение за детьми, лишенными общения с родителями и близкими, в условиях больниц и приютов. Он сделал вывод о том, что в подобных случаях у детей возникали психологические и физиологические изменения. В 1945 году данное явление Шпиц обозначил термином «госпитализм».
Шпиц заметил, что у детей из сиротских приютов наблюдается отставание в психофизиологическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, а у более взрослых детей происходит оскудение эмоциональной сферы, проблемы в интеллектуальном и речевом развитии и т. д.
Позже подобные симптомы стали замечать не только у детей, но и у взрослых, помещенных в условия стационара. Таким образом, госпитализм – это совокупность психологических и физиологических нарушений, возникающих в связи с длительным пребыванием человека (ребенка или взрослого) в условиях стационара и лишенного привычного окружения.
Симптомы госпитализма
Стоит различать симптомы госпитализма у детей и взрослых. У детей в первую очередь возникает отставание в развитии, а у взрослых – деградация в психической и физической сферах.
Симптомы госпитализма у детей:
- нарушения в двигательной сфере: вялость, малоподвижность, навязчивые однообразные движение (например, раскачивания). Малыши поздно начинают делать первые шаги;
- эмоциональная сфера: бедность эмоциональных проявлений, невыразительная мимика т. д.;
- социальная сфера: низкий уровень адаптации в обществе, аутистические тенденции;
- антропометрические показатели: недобор в массе тела, маленький рост, низкая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, гипотонус (сниженный тонус) мышц.
Симптомы госпитализма у взрослых:
- социальная дезадаптация: теряется интерес к трудовой деятельности, сужается круг общения;
- интеллектуальная сфера: снижение темпа мышления, нарушения запоминания;
- появляется склонность к ипохондрии и затяжным заболеваниям;
- моторная заторможенность: вялость, сонливость, нежелание вставать с постели;
- страх перед выпиской. Люди, достаточно долго пробывшие в условиях стационара, боятся снова возвращаться к обычной жизни, так как в больнице они были отгорожены от своих повседневных проблем.
Причины развития синдрома госпитализма
- Бытовые условия: замкнутое пространства, смена режима и рациона питания и прочее.
- Бедные эмоциональные реакции со стороны сотрудников стационара.
- Специфичный психологический климат.
- Длительные и частые госпитализации. За счет этого человек привыкает жить в больничных условиях.
- Изоляция от привычного образа жизни, родных и близких.
- Длительная медикаментозная терапия приводит к угнетению некоторых психологических и физиологических показателей.
- Продолжительная и навязчивая забота со стороны медицинского персонала.
Методы лечения
Основным методом лечения госпитального синдрома является психотерапия. Грамотный психотерапевт подберет подходящий метод лечения для конкретного пациента. Возможно использование следующих видов:
- когнитивно-бихевиоральная психотерапия;
- социальная психотерапия;
- групповая психотерапия;
- комплекс реабилитационных мероприятий (отмена медикаментозной терапии, увеличение контактов с окружающими и т. д.).
Синдром госпитализма является хоть и негативной реакцией человека на условия больницы, но вполне закономерной и распространенной. При своевременном вмешательстве психолога и поддержки со стороны близких человек с легкостью справится с данной проблемой.
Понравилась статья? Поделитесь ею в социальных сетях, и Вы поможете нашему проекту развиваться!
Содержание данной публикации представлено только в ознакомительных целях. Эта информация ни в коем случае не предназначена для постановки диагноза или замены работы квалифицированного специалиста. Для этого рекомендуем обратиться к надежному специалисту.
psyocentr.ru
Госпитализм, что такое синдром госпитализма у детей и взрослых
Госпитализм — это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома. Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах — в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.
Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.
Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования — наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери. Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм. Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.
Госпитализм: это что такое?
Госпитализм у взрослых возникает при нахождении человека длительно на больничной койке, психологически формируется синдром «хронического заболевшего», его пребывание практически превращается в норму жизненного уклада и человек не мыслит себя в иной среде – искажается мировосприятие, особенно ярко проявляется в пожилом возрасте. Отвыкая от существования вне больничных стен, человек совершает всеми правдами и неправдами действия и поступки для скорейшего возвращения в лечебный стационар.
Такое длительное пребывание больных, с уже развитыми психическими изменениями, в стационарных учреждениях, в дальнейшем неблаготворно влияет на прогнозирование соматического заболевания, с которым изначально поступает пациент. Даже стойкий клинический период ремиссий не всегда сопровождается возобновлением социально-трудового приспособления, и адаптационные возможности снижаются прямо пропорционально длительности нахождения пациента в стационаре. В частности продолжительное ежедневное пребывание именно в психиатрическом лечебном заведении увеличивает риск инвалидизации таких больных, влияние намного пагубнее и деструктивное, нежели само психическое заболевание. При сроке пребывания, не достигающем отметки 5 — 10 месяцев свойственны лишь единичные проявления госпитализма; при длительности 10 — 15 месяцев — проявления доходят до фазы сформированного заболевания, именуемого — синдром госпитализма; самая тяжелая ситуация и выраженность симптомокомплекса при временном диапазоне пребывания в лечебном учреждении свыше 15 месяцев и более. Вывод – чем меньшее количество времени проведено в стационаре, тем больше шансов на сохранение осознания пациентом себя в социальном плане.
Существует несколько вариаций отклонения психики при болезни синдром госпитализма:
— Синдром деприватизационной десоциализации (формируется довольно медленно и постадийно, при длительной изоляция пациентов в психиатрических лечебницах).
— Синдром патерналистической подвластности или навязчивой мысли быть пациентом (отражение симптомокомплекса и результат систематического опекания и чрезмерного покровительства медицинским персоналом).
— Синдром фармакогенного психолого-эмоционального и социального личностного регресса (наблюдается наиболее молниеносное развитие, в отличие от других подвидов госпитализма, зачастую на фоне интенсификации терапевтического влияния при помощи нейролептических средств и при непомерных дозах психотропных лекарств).
— Смешанный объединенный вариант.
Госпитализм: причины
Причины госпитализма одинаковы в любом возрасте, включают следующий перечень:
— продолжительная госпитализация и изолированность конкретного человека от общения с близкими и родными людьми, друзьями, общение только лишь с медицинским персоналом;
— недостаток заинтересованности в их жизни и делах со стороны ближайших родственников;
— фактором риска является наличие хронических болезней, что заставляет подолгу проходить курс лечебных процедур;
— провоцирующий фактор — пожилой возраст, особенно у одиноких стариков (при заболевании такой человек остается один на один со своими жизненными тяжба
vlanamed.com
признаки, синдром госпитализма, у детей, у взрослых
Госпитализм – патологический синдром, характеризуемый широким спектром психических, неврологических, соматических дефектов, возникновение которого обусловлено продолжительным пребыванием индивида в стационарном лечебном учреждении.
Формирование синдрома госпитализма базируется, в первую очередь, на негативном воздействии на психику человека неблагоприятных условий больничной атмосферы. Не меньшее значение для развития госпитализма является длительный разрыв тесных контактов с близкими родственниками и привычным кругом общения. Базой для образования патологического симптомокомплекса выступает полная или частичная изоляция больной особы от человеческого сообщества, лишение возможности вести полноценную жизнедеятельность. Недостаток общения, дефицит внимания и заботы со стороны близких людей оказывают отрицательное влияние на психический статус и физическое состояние субъекта.
Явление госпитализма определяется у пациентов больниц независимо от их возраста, половой принадлежности, социального статуса, материального положения, уровня интеллекта. В детском возрасте синдром госпитализма проявляется существенным отставанием в физическом и психическом развитии. У взрослых данный патологический симптомокомплекс приводит к ухудшению когнитивных и мнестических функций, лабильности эмоционального статуса, развитию тревожных и аффективных расстройств, нередко завершаясь полной деградацией личности.
«Детский» вариант госпитализма: признаки
Госпитализм у пациентов детской возрастной категории – более распространенное и хорошо изученное явление, которое приводит к серьезным негативным последствиям в здоровье человека. Синдром госпитализма у детей напрямую влияет на развитие и становление личности и инициирует глубокую умственную отсталость субъекта. Расстройство, оставленное без лечения, может стать причиной необратимых серьезных психических и физических отклонений.
Основные причины госпитализма у детей – совокупность нижеперечисленных факторов:
- противоестественное отделение маленького ребенка от матери, лишающее его тесной эмоциональной связи;
- дефицит родительского внимания и заботы;
- недостаток общения со сверстниками;
- невозможность проводить в больничных условиях в полном объеме воспитательные, развивающие и обучающие мероприятия;
- скудный психологический климат в медицинских учреждениях;
- нехватка человеческого внимания со стороны персонала;
- бедность эмоциональных переживаний из-за ограниченного поля деятельности;
- невозможность освоить требуемые социальные навыки;
- неосуществимость проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать ловкость и сноровку;
- невыполнимость преодоления в игровой форме существующих эмоциональных проблем.
Эти факторы приводят к развитию у детей эмоциональной недостаточности, нарушениям высших психических функций, соматическим и вегетативным дефектам. У детей отчетливо обнаруживаются следующие признаки госпитализма:
- запоздалое развитие и значительное обеднение моторики: движений, мимики, жестикуляции;
- резкое ухудшение способности в использовании речевого аппарата, недостаточный лексический запас, неверное составление речевых конструкций;
- регулярное выполнение бессмысленных навязчивых движений;
- низкие антропометрические показатели развития ребенка;
- снижение функций иммунной системы, низкая сопротивляемость инфекционным агентам;
- появление астенического статуса: вялость, апатия, сонливость;
- изменение пищевых привычек, снижение или отсутствие аппетита;
- проблемы с качеством сна, его прерывистость;
- искажение восприятия собственной личности;
- утрата способности к полноценному социальному взаимодействию;
- предписывание личностью несуществующих у него негативных характеристик, например: неисправляемой ущербности.
Обстановка медицинских учреждений, болезненность и дискомфорт от лечебных манипуляций, невозможность поделиться с близкими людьми своими переживаниями вызывают патологическую фиксацию на переживаниях страха. В конечном итоге госпитализм приводит к формированию депрессивных состояний и фобических расстройств.
«Взрослый» вариант госпитализма: признаки
Явление госпитализма у зрелых людей – состояние, свойственное лицам, страдающим хроническими заболеваниями с упорным и тяжелым проявлением симптомов, которые надолго приковывают человека к больничной койке. Чаще всего этот патологический синдром фиксируется у людей преклонного возраста, которые остались без попечительства родственников.
Основную роль в развитии госпитализма играют следующие факторы:
- продолжительная изоляция от общества;
- прямая зависимость от медицинского персонала;
- систематическая чрезмерная опека со стороны медработников;
- недостаток собственной активности;
- побочные действия принимаемых фармакологических препаратов, в частности: нейролептиков;
- отсутствие адекватных реабилитационных мероприятий.
Длительное пребывание в атмосфере медицинского учреждения приводит к тому, что пациент вживается в образ «хронического пациента». Для особы, страдающей госпитализмом, пребывание в больничной обстановке становится незаменимым условием для комфортного существования, специфическим «образом жизни».
Оказавшись за пределами клиники, субъект не только испытывает существенные неудобства, но и просто не знает, как взаимодействовать в социуме. По этой причине индивид, зависимый от госпитализма, прикладывает максимум усилий, чтобы вновь очутиться в больничной среде, нередко становясь хроническим ипохондриком.
Результатом синдрома госпитализма у взрослых выступают следующие обстоятельства:
- интенсивное ухудшение памяти;
- снижение потенциала когнитивной сферы;
- неспособность к полноценной социальной адаптации;
- утрата интереса к привычной деятельности;
- потеря профессиональных навыков;
- отсутствие внутренней уравновешенности;
- снижение эмоциональной отзывчивости;
- искаженное восприятие факторов окружающей среды;
- бездеятельность и безынициативность;
- негативное отношение к любой активной деятельности;
- безучастность к собственной судьбе;
- иррациональная боязнь приложить какие-либо усилия;
- разрушение личных отношений;
- склонность к хронификации болезни.
У индивидуума, страдающего госпитализмом, развивается апатия и депрессия, у него отсутствуют четкие цели и планы. У больного определяется психическая «вялость», быстрая истощаемость ресурсов нервной системы, притупленность внимания. У лица, страдающего госпитализмом, фиксируется существенное замедление моторики, искаженная жестикуляция и мимика. У такого субъекта обнаруживается разорванность мышления и стереотипные формы поведения.
Такая персона неспособна самостоятельно решить простейшие бытовые задачи. Итогом неизлеченного синдрома госпитализма является полная беспомощность индивида в вопросах самообслуживания. Такой субъект неспособен полноценно функционировать за пределами больничной атмосферы. Он обретает жизненную пассивность, полное безразличие к происходящим событиям, гнетущую эмоциональную опустошенность. Фактически, госпитализм в тяжелой форме, уничтожает личность человека, превращая его в бесчувственное, немыслящее существо.
mozg.me
Госпитализм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение
Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.
Общие сведения
Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.
Госпитализм у детей
Причины госпитализма у детей
Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:
- Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
- Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.
Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.
Патогенез
В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.
Симптомы госпитализма у детей
Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.
В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.
В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.
Осложнения
Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.
Диагностика
Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:
- Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
- Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
- Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .
Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.
Лечение госпитализма у детей
Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.
В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.
www.krasotaimedicina.ru
что это такое, причины и выбор помощи
Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери. Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году. Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.
Причины госпитализма
У детей
Отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:
- Длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. Малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
- Эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.
В группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.
Все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. Встречается полная или частичная форма расстройства. Первая делится на два основных вида — изоляцию и сепарацию.
Изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – Маугли.
Сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. Частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.
У взрослых
Причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.
Признаки патологии
Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:
После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.
Симптомы госпитализма воспитанников детских домов
В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания. Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами. Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.
У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию. В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют. Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.
У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.
Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:
- Протест — малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
- Истощение — обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
- Адаптация — ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.
Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью. Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства. У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь. С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.
Клиника госпитального синдрома при частичной депривации
У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует. Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики. Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.
Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.
Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства. Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно. Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.
Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая — возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.
Возможные осложнения
При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:
- задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
- плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
- расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
- психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.
Диагностика
Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.
Дифференциальная диагностика проводится:
- у детей после года — с умственной отсталостью, аутизмом;
- у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.
Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.
Лечение госпитализма у детей
Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге. Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.
Прогноз и профилактика
На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:
- Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
- Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
- Навещает ли мать свое дитя и как часто.
- Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
- Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
- Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.
Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях. Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы. В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.
Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.
Загрузка…prosindrom.ru