Система ценностей — Психолог Татьяна Панова
– это сложившиеся у людей мнения о значении в их жизни различных вещей. Она во многом определяет выбор жизненного пути. Если человек живет согласно своим приоритетам, то он лучше себя чувствует.
Система жизненных ценностей разделяется на общечеловеческие и индивидуальные. Общечеловеческие ценности обусловлены стандартными представлениями и моральными нормами, принятыми в обществе, о том что такое хорошо и что такое плохо, что важно и что второстепенно. Индивидуальные ценности зависят от личности человека, от той культуры, в которой он воспитывался, его социальной принадлежности.
Индивидуальная система ценностей может несколько меняться с возрастом и с приобретением жизненного опыта.
В основополагающих общечеловеческих ценностях присутствуют:
* доброта;
* верность;
* честность;
* свобода;
* толерантность;
* готовность прийти на помощь.
Это важно в любом обществе и в любой исторический период.
В свою очередь отвергаются жадность, тщеславие, цинизм и другие пороки.
К глобальным ценностям относятся:
Здоровье. Имеется в виду, как физическое здоровье, так и психологическое.
Жизненный успех. В это понятие входит получение хорошего образования, являющегося залогом стабильного будущего, успешная карьера, высокий заработок, общественное признание, творческая реализация.
Семья. Остается важным для всех людей во всем мире.
Дети. Важны как продолжение себя, как объект передачи собственного опыта, да и просто для получения огромного удовольствия и гордости.
Помимо жизненных и социальных ценностей стоит упомянуть политические ценности, такие, как, например, права человека, порядок, свобода слова, социальное равенство.
К моральным ценностям относятся порядочность, дружба, любовь, справедливость, добросердечность, бескорыстие.
Эстетические ценности включают в себя красоту и гармонию.
Иерархия ценностей
Существует такое понятие, как иерархия ценностей. Это означает преимущество одних по отношению к другим. Например, глобально сохранение жизни находится в приоритете по сравнению с успехами в карьере. У каждого человека своя уникальная иерархия ценностей, основанная на его неповторимом жизненном опыте.
Индивидуальную иерархию можно представить себе как пирамиду, в основании которой находится самая главная ценность. Эта пирамида у каждого индивида будет своя. Для кого-то наиболее важным является материальное благополучие, а для другого нет ничего важнее семьи.
Иерархия ценностей помогает определять, во что следует вкладывать свои ресурсы в виде времени, сил и энергии.
Если у человека имеется то, что он ценит больше всего, то он будет удовлетворен своей жизнью.
Осознание своей системы ценностей
Существуют способы осознания собственных ценностей. Их суть состоит в определении, от чего вам бывает хорошо.
Для начала можно задать себе несколько вопросов и постараться честно на них ответить:
Что в жизни является для вас самым важным?
Каков уровень вашего здоровья?
Хотели бы вы что-то изменить в своей жизни, если бы у вас была такая возможность?
Удовлетворяет ли вас ваша профессия?
Как вы творчески самовыражаетесь?
Присутствует ли в вашей жизни азарт?
Счастливы ли вы в личной жизни?
Что вас вдохновляет?
Хотели бы вы еще чему-нибудь научиться?
На каких людей вы хотели бы быть похожими?
Чем вы больше всего гордитесь?
В какие моменты вы чувствуете себя наиболее счастливым?
Отвечая на эти вопросы, вы сумеете увидеть себя со стороны.
Список ваших приоритетов наверняка окажется слишком большим. В него могут входить:
* успех;
* любовь;
* здоровье;
* дружба;
* достижения;
* приключения;
* любовь к природе и животным;
* покой;
* ум;
* искусство;
* коллективизм;
* верность;
* справедливость;
* обучение;
* мир;
* безопасность;
* искренность;
* понимание;
* спонтанность;
* авторитет;
* богатство;
* совершенство;
* независимость;
* простота;
* целеустремленность;
* доброта;
* честность;
* смелость;
* храбрость;
* креативность.
Чтобы сократить список, следует объединять схожие понятия. Например, смелость и храбрость означают приблизительно одно и то же.
Получится ваш собственный не особо длинный список, с которым будет удобно работать и который легче запомнить. Он будет основан на вашем опыте и особенностях личности.
Для еще большего удобства выявленные вами собственные жизненные ценности следует разделить на группы. Например, «Любовь», «Развитие», «Свобода», «Рост». В каждую группу внесите те ценности, которые будут ей соответствовать.
Затем выявленные ценности надо расположить в приоритетном порядке, чтобы четко понять направления, в которых следует действовать в первую очередь.
Так, например, если в верхней части списка будет здоровье, подумайте что вы можете сделать для его поддержания: например, я могу начать употреблять полезное питание, а вредное исключить, начать посещать тренажерный зал и бассейн, а по утрам совершать пробежки.
Если на первом месте значатся семейные ценности, то я могу заняться поисками подходящего партнера и строить с ним гармоничные отношения.
Приключения, стоящие наверху, могут означать, что вам надо срочно заняться экстремальными видами развлечений, например, рафтингом или дайвингом, или отправиться в далекое путешествие.
Перечитайте все еще раз и убедитесь, что этот финальный список вас полностью устраивает. Осознание человеком своей системы ценностей является важным шагом на пути понимания своего жизненного предназначения.
Как использовать систему ценностей для принятия решений
По разным причинам мы иногда отклоняемся от наших ценностей. Часто потому, что четко не представляем их себе.
В своем списке составьте еще две графы «Что надо сделать» и «Имеющиеся для этого возможности». У вас должен получиться список того, как вы можете изменить свою жизнь согласно собственным приоритетам.
Жизнь по своим ценностям может касаться не только долгосрочных проектов, но принятия мелких каждодневных решений. Если вы не будете от этого отклоняться, то в результате возникнут полезные для вас привычки.
Если ваши интересы войдут в противоречие с интересами важных для вас людей, то следует подумать о возможности компромиссов, которые устроили бы всех.
Ваши личные ценности даже для вас не должны являться догмой. При необходимости их можно изменять и корректировать. Также может меняться порядок их приоритетности.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
Зачем нужна система ценностей: 3 способа провести ревизию и изменить жизнь
11 853Познать себяЧеловек среди людейПрактики how to
- Фото
- Unsplash
«Когда мы говорим о ценностях, то вроде понимаем, о чем речь, но точного определения не даст никто, — поясняет автор книги „Большая перемена“ Константин Харский. — И в этом смысле ценности — уникальная вещь. Все сходятся в том, что это нечто важное для нас. Я вывел четыре критерия, по наличию которых можно сказать — является ли ценностью то, что вы таковым считаете, или нет».
Признаки значимой ценностиПроведем эксперимент. Вы, читая сейчас эту статью, представляете себе одну свою ценность и не меняете ее до конца чтения. Задумали? Отлично. Примеряйте ее дальше по ходу чтения к тому, о чем расскажет наш эксперт.
1. Сколько времени вы тратите на то, что считаете ценностью?
Для примера он условно выбрал ЗОЖ — здоровый образ жизни. «Я трачу в день на ЗОЖ 0 минут, — комментирует Константин Харский. — Если так, то ЗОЖ для меня не ценность». На этом можно было бы и остановиться. Но давайте проверим остальные признаки.
2. Сколько денег вы тратите на то, что считаете ценностью?
«Наверное, я что-то трачу — например, не покупаю самую дешевую еду, выбираю более качественные продукты, и это, пожалуй, все», — поясняет эксперт.
3. Территория нашей жизни, на которую влияет эта ценность
С этим критерием сложнее — он не так прост в понимании. Но попробуем разобраться на примере другой распространенной ценности. Среди мужчин есть те, для кого слово матери — закон, сколько бы лет ни было самому мужчине и его матери.
«Он с ценностью под названием „Мама“ согласует все, что происходит в его жизни, — объясняет эксперт. — Заходит в магазин за колбасой: „Ой, нет, не куплю — мама будет недовольна“. Или: „Эту машину мама бы одобрила“. То есть ценность „Мама“ в жизни такого мужчины занимает доминирующую территорию».
Истинная ценность будет влиять если не на все, то на очень многое. А теперь примерьте свою ценность к территории ее влияния в вашей жизни.
4. Генерация и потребление информации, связанной с ценностью
«Если я действительно дорожу ценностью ЗОЖ, то я везде буду видеть все, что с ней связано: покупать книги, смотреть телепередачи, читать статьи в интернете об этом. Я всех своих знакомых при встрече буду доставать разговорами о здоровом питании и спорте», — рассказывает Константин Харский. Если человек говорит вам, что для него важны дети, но за весь вечер ни разу не вспомнит о них, то он лукавит, уверен эксперт.
Как делать осознанный выборЕсли все четыре признака присутствуют, то значимость ценности высока. Если присутствует всего лишь один признак, то ценность для нас не такая уж важная. Да и ценность ли это? Но если мы готовы тратить на некое жизненное понятие время и деньги, оно влияет на принимаемые нами решения, мы замечаем все, что связано с ним в окружающем мире, и готовы делиться информацией о нем с другими, — тогда все признаки ценности налицо.
Например, ребенок просит вас завести ему собаку. «Окей, — говорите вы. — А ты готов каждый день вставать в 7 утра и выгуливать ее перед школой, поставить свои каникулы, увлечения, учебу в зависимость от потребностей питомца?»
Или сын мечтает стать профессиональным музыкантом. Готов ли он тратить время на ежедневные занятия, рутину в виде гамм и этюдов? А готов ли он ради музыки согласиться зарабатывать меньше, чем его ровесники в других профессиях? Хочет ли он вместо похода в кино с друзьями идти к музыкальному инструменту и весь свой график подстраивать под даты отчетных концертов, а в будущем — под гастроли по стране, жизнь в поездах и выступления каждый вечер?
И если ваш сын или дочь говорит на все «Да», то можно рискнуть и помочь им реализовать свою мечту. Когда мы «прогоняем» ребенка через четыре критерия, то помогаем ему не только понять, насколько ценность в виде собачки или музыки для него значима, но и сделать осознанный выбор и научиться распознавать свои истинные приоритеты.
Вспомните о своей ценности, задуманной в начале чтения статьи: можете ли вы поставить галочку напротив каждого критерия?
- Фото
- Unsplash
Если подобрать для категории ценности какой-то понятный образ, то это «фонарик». Мы высвечиваем с его помощью определенную часть мира и можем двигаться в пространстве. Фонарик изначально попадает к нам от родителей или других воспитателей, которые встречаются на нашем пути и показывают нам мир, — учителей, тренеров, наставников, друзей.
Они обращают наше внимание на что-то — творчество, интересы, возможности, ответственность, дисциплину. Если мы с детства живем в атмосфере одобряемого воровства, когда красть — это нормально, более того — это искусство, то, вырастая, мы продолжаем «высвечивать» именно эти возможности. И так — по всей нашей ценностной шкале.
В процессе взросления в голове человека возникает хаос от многочисленных ценностей, часто противоречащих друг другу или с непонятной доминантой — какая из них сейчас приоритетна?
«Если перед нами не стоит никаких вызовов, мы так и проживем — следуя по течению за той или иной ценностью, «выданной» кем-то или продиктованной физиологией, — комментирует Константин Харский. — Физиология говорит человеку: «Пора спать», — и он идет спать. Или: «Пора размножаться» — занялся сексом, появились дети.
Его ценности откликаются на физиологию. И человек спокойно следует по такому маршруту от рождения и до смерти. Большинство живет именно так. Они выбрали институт, потому что туда пошел друг. Они выбрали работу, потому что она близко от дома. Переехал офис, стало неудобно, — сменю работу».
Способы сменить «фонарик»Система ценностей у каждого проявляется в момент выбора. Наш фонарик не поменяется, у нас в руках не появится новых ценностей, если только жизнь не подбросит нам вызов, когда мы вдруг говорим себе: «Так больше жить нельзя», а наутро просыпаемся другими. Заменить фонарик можно, решив провести ревизию и перестроив систему ценностей. Это можно сделать тремя способами.
1. Личностный кризис
«Люди, прошедшие через него, признают, что они стали другими, их жизнь изменилась, стала в конечном итоге лучше, но они бы ни за что не хотели повторить его», — делится эксперт.
2. Смена социального окружения
Но тут возможны варианты: от сумы и тюрьмы, как говорится. «Можно провести несколько лет за решеткой. И система ценностей точно изменится, — считает Константин Харский. — А можно пойти на курс MBА и выйти оттуда настоящим капиталистом, с „приклеенным“ к руке калькулятором, который станет частью тебя».
3. Работа над собой
«Масштаб личности определяется теми вопросами, которыми она задается. Когда я узнаю вопросы, которые задает себе человек, я узнаю его систему ценностей», — продолжает эксперт.
Понимая систему ценностей другого, мы можем понять, какие выборы он совершает каждый день и еще будет совершать. И с высокой долей вероятности мы сможем предсказать, какую жизнь он проживет. Если только он не пройдет через смену своего фонарика. И получается, что для изменения своего фонарика нам надо провести ревизию этих вопросов, задаваемых самим себе каждый день. По мнению Константина Харского, от семидесяти до восьмидесяти процентов этих вопросов — деструктивны. Например: «За что мне это, Господи?»
Пересмотрев свой список, отказавшись от ненужных вопросов и добавив нужные, можно изменить систему ценностей и критерии ежедневного выбора, а значит, стратегически, и жизнь
«Если бы студентам медицинских вузов рассказывали о том, что на самом деле их ждет и какими вопросами они будут задаваться все время работы врачом, то многие из них ушли бы с первого же курса и не пребывали в иллюзиях относительно своего предназначения», — говорит Константин Харский.
Если есть кто-то, чья жизнь вам нравится, кто-то, кто может стать примером для подражания, подумайте, какими вопросами задается этот человек. Не надо его об этом спрашивать — большинство из нас не сможет ответить без лукавства, только самые умудренные и продвинутые знают ответ. Просто поразмышляйте о его фонарике и списке задаваемых себе вопросов. И начните задавать их самим себе.
Спикер, консультант, тренер, автор книги «Большая перемена» и других.
Личный сайтТекст:Ольга Кочеткова-КореловаИсточник фотографий:Unsplash
Новое на сайте
Как я нашла и полюбила себя после большого жизненного кризиса: личная история
Целебная медитация: освободитесь от созависимости и полюбите себя
«Тетя не сдала меня в детдом. Получается, я ей всем обязана?»
«Трижды прощала мужу общение с другими девушками — на четвертый раз подала на развод»
Психологи выяснили, счастливы ли нарциссы и психопаты
Госдума приняла закон о «финансовой подушке» для россиян: его плюсы и минусы
«Будьте непреклонны»: как защитить себя в отношениях с нарциссом — 11 правил
Ветеринар-сексист возместит ущерб секретарше за харассмент: история и комментарий психолога
Системы ценностей | Психология Вики
в: Кодексы поведения, культура, этика, и еще 5 Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Система ценностей относится к порядку и приоритету, который человек или общество отдает этическим и идеологическим ценностям.
Хотя два человека или группы могут разделять набор общих ценностей, они могут не придавать им одинакового веса или предпочтения. Говорят, что два человека или группы имеют разные
Предпосылка, стоящая за дисциплиной строгого изучения систем ценностей и различий между ними (данное условное название этономика ), заключается в том, что понимание этих различий в приоритизации ценностей может привести к лучшему пониманию политики (и мотивации) личности и группы.
Содержимое
- 1 Значения
- 2 Характеристики систем ценностей
- 2.1 Личный и общий
- 2.2 Исключения
- 2.3 Консистенция
- 2.4 Идеализированный и реализованный
- 3 Определение значений
- 4 Примеры противоречивых систем ценностей
- 4.1 Индивидуализм против коллективизма
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Дальнейшее чтение
Values[]
Чтобы определить системы ценностей , сначала необходимо определить характеристики ценностей, которые могут быть представлены в системе ценностей. Ценности, которых придерживается группа или человек, могут относиться к нескольким различным категориям. В области систем ценностей нас обычно интересуют этические и идеологические.
- Этические ценности
- Идеологические ценности связаны с политикой, религией, экономикой и общественными нравами. Теоретически идеологические ценности должны логически вытекать из частностей фундаментальных этических ценностей и их приоритетов. Но хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, довольно часто это не так.
Характеристики систем ценностей[]
Системы ценностей можно классифицировать по нескольким осям:
- Они могут быть личными , принадлежащими отдельным лицам и применимыми только к отдельным лицам, или они могут быть коммунальными или общественными , определяемыми сообществом или обществом и применимыми к ним. Системы общинных ценностей могут быть правовыми кодексами или приобретать силу закона во многих обществах.
- Они могут быть внутренне непротиворечивыми , где более широкие идеологические ценности вытекают логически как естественные следствия частностей фундаментальных этических ценностей, и где ценности не противоречат друг другу или могут быть непоследовательными . Хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, на практике это часто не так. Обратите внимание, что оценка согласованности системы ценностей сама по себе является своего рода «метаценностью», которая может присутствовать или отсутствовать в данной системе ценностей.
- Их может быть идеализированные системы ценностей (идеальные представления индивидуальных или групповых ценностных приоритетов) или
Согласно модели спиральной динамики, созданной Клэр У. Грейвз, альтернативный культурный взгляд на системы ценностей состоит в том, что они эволюционны. Таким образом, доминирующие системы ценностей в обществе зависят от экзистенциальных проблем, с которыми справляются люди в этом обществе.
Личное и общественное []
Система ценностей может принадлежать группе людей, сообществу или обществу, или может принадлежать отдельному человеку. Система ценностей отдельного человека может быть совместима с системой ценностей сообщества или эквивалентна ей. Однако согласованность не означает эквивалентности. Индивидуальная система ценностей может даже предъявлять к человеку более высокие стандарты, и все же быть соответствует системе ценностей сообщества. (Соответствие в рамках системы ценностей, описанной ниже, относится к степени, в которой в этой системе ценностей отсутствуют противоречия и явные ситуационные исключения; согласованность между системами ценностей означает, что любое действие, которое может быть предпринято в одной системе ценностей, не будет противоречат правилам, связанным с другим. )
Исключения[]
Один из способов взглянуть на различия между системами ценностей — подумать о исключения из «правил», связанных со значениями. Это могут быть
Примеры исключений на практике:
- Мы можем согласиться с тем, что говорить правду — это важная положительная ценность, и что, наоборот, обман по своей сути неправильный. Но мы делаем как абстрактные, так и ситуативные исключения для обстоятельств, когда мы можем утверждать, что ложь является приемлемым поведением. Таким образом, ложь, чтобы не причинять боль другому человеку, как общее правило, будет считаться абстрактным исключением, а ложь в конкретной ситуации, потому что конкретный человек, если ему солгут, может сделать определенную вещь в определенное время, будет считаться ситуативным исключением.
- Люди могут согласиться с тем, что воровать нехорошо, но некоторые люди могут считать, что воровать, если вы голодаете и хотите прокормить себя и своих близких, более приемлемо, чем воровать, если вы закоренелый вор, зарабатывающий на жизнь воровством у людей , или если вы уже состоятельный человек, чья жадность заставляет вас красть у ваших партнеров, ваших инвесторов или тех, с кем вы ведете бизнес.
- Люди, считающие убийство неправильным, могут сделать исключение для тех, кто действует в целях самообороны, придавая большее значение сохранению собственной жизни, чем принципу «не убий». Кто-то в армии может согласиться с тем, что убийство другого человека является неправильным, но может не видеть ничего плохого в том, чтобы убить кого-то (в целях самообороны или нет) в ходе или по приказу военного командира (предполагается, что у него есть веская причина для этого). приказ об убийстве), придавая большее значение дисциплине / лояльности и «защите своей страны». И наоборот, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, может отдать предпочтение тому, что убийство является неправильным, не только военным действиям, но даже самообороне.
- Многие люди в деловом мире могут включать Золотое правило (которое гласит: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой») в свою систему ценностей, но на практике они могут отдавать более высокий приоритет таким ценностям, как « Каждый сам за себя» или «Пусть покупатель остерегается». И наоборот, другой человек может счесть такую расстановку приоритетов морально отвратительной и обвинить бизнесмена в неэтичном поведении (или даже в воровстве), если он продает заведомо некачественные товары или обманывает тех, с кем пытается вести дела.
Непротиворечивость[]
Система ценностей, чьи исключения являются абстрактными, достаточно обобщенными, чтобы их можно было использовать во всех ситуациях, называется внутренне согласованной системой ценностей. С другой стороны, система ценностей, исключения которой сильно ситуативны или исключения которых применяются непоследовательно, называется внутренне непоследовательной.
Последовательность системы ценностей (или ее отсутствие) не обязательно ничего не говорит о том, насколько она «хороша» или «плоха». Система ценностей, провозглашающая, что ложь и убийство приемлемы, которая, по сути, поддерживает мораль «сильный делает правое», могла бы быть внутренне последовательной в своем подходе. Точно так же внутренне непоследовательная система ценностей, нагруженная непоследовательно применяемыми ситуационными исключениями, может считаться вполне приемлемой, если «метаценность» последовательное применение значений не является частью системы ценностей. (Парадокс здесь заключается в том, что отсутствие этого значения в системе ценностей делает его непротиворечивым, потому что нет ограничения, говорящего, что должно быть непротиворечивым. неявное подтверждение согласованности как ценности в этом акте преднамеренного упущения.)
Идеализированный и реализованный []
Эти исключения, особенно когда они определены неявно, а не явно, часто приводят к различию между идеализированная система ценностей и реализованная система ценностей . Идеализированная система ценностей представляет собой простой список ценностей (в порядке приоритета), которые человек или общество могли бы использовать для определения того, что правильно, а что неправильно. Реализованная система ценностей — это та, которую они фактически используют в повседневной жизни. Хотя люди, утверждающие, что используют определенную систему ценностей, могут сказать, что они придают большее значение x , чем y , на практике чаще всего имеют место отклонения от этого. Религия может перечислить сильный набор положительных ценностей, но ее приверженцы и даже те, кто являются лидерами религии, могут отклоняться от них на практике. Идеализированные системы ценностей часто перечисляют строгие правила (возможно, без какого-либо порядка приоритетности), но не дают четкого определения исключений, абстрактных или ситуационных. Реализованные системы ценностей на практике часто имеют ряд исключений, связанных с ними, но они могут не быть четко определены или последовательно применяться. Абсолютисты придерживаются своей идеализированной системы ценностей и не требуют никаких исключений, кроме значения по умолчанию.
Определяющие ценности[]
Некоторые основные ценности, которые кажется, разделяют большинство людей, по крайней мере, теоретически:
- «Нельзя причинять боль, причинять вред или тем более убивать другого человека. »
- «Нехорошо воровать у другого человека.»
- «Лгать нехорошо.»
На практике реализованные примеры этих значений были бы намного сложнее, с уже встроенными в них исключениями.
- «Неправильно причинять боль другому человеку, кроме как в целях самообороны, чтобы удержать его от причинения вреда вам, или если это согласовано с другим человеком как шаг к взаимоприемлемому большему благу (например, врач дает пациенту болезненная инъекция для лечения болезни)».
- «Неправильно брать что-то у кого-то без согласия, без открытых переговоров с другим человеком и согласия на взаимоприемлемую передачу или обмен.»
- «Неправильно обманывать другого человека сознательно ради собственной выгоды.»
- «Неправильно предпринимать преднамеренные открытые действия, чтобы помешать другому человеку осуществлять свою волю, если это действие не мешает осуществлению вашей собственной воли, за исключением случаев, когда воля другого человека служит нарушению вышеупомянутых принципов. »
В общем, эти ценности провозглашают, что «неправильно вмешиваться в жизнь другого человека, если только он не делает что-то, чтобы вмешиваться в вашу».0020 «[Пока это] никому не вредит, делай что хочешь» . Хотя это может показаться элегантным моральным принципом, на практике он сталкивается с проблемами из-за разных приоритетов, которые люди придают конкретным индивидуальным ценностям, из-за того, как разные системы ценностей определяют, что является «вредом», а что нет, и, возможно, больше всего. из-за различных исключений, неявно или явно определенных в системе ценностей.
Примеры конфликтующих систем ценностей[]
Этот раздел посвящен процессу использования рационального анализа для разрешения конфликтов между системами ценностей.
Индивидуализм против коллективизма[]
При индивидуализме потребности и желания личности имеют приоритет над потребностями и желаниями общества или сообщества. Неявное исключение, присущее индивидуализму, обычно «до тех пор, пока действия индивидуума не причиняют вреда другим индивидуумам». Абсолютисты могут утверждать, что даже это исключение не имеет места.
При коллективизме потребности и желания общества или сообщества имеют приоритет над потребностями и желаниями отдельного человека. Редко делается исключение, что это верно, «пока действия общества не ограничивают отдельных лиц».
Можно утверждать, что рациональная система ценностей придает значение потребностям и желаниям общества или общественной структуры, но не придает им большей ценности, чем потребности и желания отдельных лиц в ней. Относительно легко обосновать эту расстановку приоритетов: при коллективизме сообщество может решить (какими бы решениями оно ни принималось), что оно будет работать лучше, если в нем не будет людей, способных вмешиваться в нормальное функционирование общества. Хотя это могло бы быть правдой, поскольку люди склонны «усложнять» нормальное функционирование любого социального порядка, это привело бы к созданию общества без людей, что явно противоречит интересам людей в этом обществе — будем ли мы рационально отстаивать наши собственные интересы? вымирание, если оно заставит «систему» общества работать лучше?
Рациональное разрешение конфликта между индивидуализмом и коллективизмом может структурировать эти ценности следующим образом:
- Право индивидуумов действовать так, как они хотят, не ограничено, за исключением случаев, когда их действия наносят ущерб другим или мешают свободному осуществлению другими людьми своих индивидуальных прав, и пока их действия не мешают функциям общества, от которых зависят другие индивидуумы , при условии, что эти функции сами по себе не нарушают эти запрещенные права личности и были одобрены большинством людей.
- Общество (или, точнее, система порядка, обеспечивающая работу общества) существует с целью обеспечения жизни людей, являющихся членами этого общества. Функции общества по предоставлению таких благ должны быть согласованы с большинством индивидуумов в обществе.
- Общество может требовать взносов от своих членов, чтобы они могли пользоваться услугами, предоставляемыми обществом. Неспособность отдельных лиц внести такие требуемые взносы может рассматриваться как причина для отказа им в этих льготах, хотя общество может предпочесть учитывать трудные ситуации при определении размера взноса.
- Общество может ограничивать поведение лиц, являющихся членами общества, только в целях выполнения назначенных ему функций, согласованных большинством лиц в обществе, только в той мере, в какой они нарушают вышеупомянутые ценности. Это означает, что общество может аннулировать права любого из своих членов, который не поддерживает вышеупомянутые ценности.
По необходимости, как вы можете видеть здесь, исключения, связанные с такими значениями, могут стать рекурсивными и часто запутанными.
Название, предложенное для дисциплины, которая пытается выполнить эту задачу — отображение и формализацию приоритизации систем ценностей и разрешение конфликтов между разрозненными системами ценностей посредством рационального анализа — этономика .
См. также[]
- Анализ актеров
- Прикладная этика
- Внутренняя ценность (этика)
- Моральный кодекс
- Мораль
- Моральные ценности
- Антропоцентризм/видизм
- Социальные ценности
- Оценочное суждение
- Ценностный плюрализм
- Значения
Ссылки[]
<ссылки>
Дополнительная литература[]
- Wenstøp, F. and A. Myrmel (2006). «Структурирование заявлений об организационной ценности» Management Research News 29(11): 673 — 683.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Системы ценностей | Психология Вики
в: Кодексы поведения, культура, этика, и еще 5 Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Система ценностей относится к порядку и приоритету, который человек или общество отдает этическим и идеологическим ценностям.
Хотя два человека или группы могут разделять набор общих ценностей, они могут не придавать им одинакового веса или предпочтения. Говорят, что два человека или группы имеют разные системы ценностей , даже если у них может быть много общих ценностей, если их приоритеты ценностей различаются или если к этим ценностям они прикрепляют разные исключения. Группы и отдельные лица, разделяющие множество ценностей, все же могут оказаться в конфликте, идеологическом или физическом, друг с другом из-за различий в их системах ценностей. Таким образом, люди с разными системами ценностей будут расходиться во мнениях относительно правильности или неправильности тех или иных действий как в абстрактном плане, так и в конкретных обстоятельствах. По сути, система ценностей (если она достаточно четко определена) представляет собой формализацию морального кодекса.
Предпосылка, стоящая за дисциплиной строгого изучения систем ценностей и различий между ними (данное условное название этономика ), заключается в том, что понимание этих различий в приоритизации ценностей может привести к лучшему пониманию политики (и мотивации) личности и группы.
Содержимое
- 1 Значения
- 2 Характеристики систем ценностей
- 2.1 Личный и общий
- 2.2 Исключения
- 2.3 Консистенция
- 2.4 Идеализированный и реализованный
- 3 Определение значений
- 4 Примеры противоречивых систем ценностей
- 4.1 Индивидуализм против коллективизма
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Дальнейшее чтение
Values[]
Чтобы определить системы ценностей , сначала необходимо определить характеристики ценностей, которые могут быть представлены в системе ценностей. Ценности, которых придерживается группа или человек, могут относиться к нескольким различным категориям. В области систем ценностей нас обычно интересуют этические и идеологические.
- Этические ценности можно рассматривать как те ценности, которые служат для различения добра и зла, правильного и неправильного, морального и безнравственного. На социальном уровне эти ценности часто формируют основу того, что разрешено и что запрещено.
- Идеологические ценности связаны с политикой, религией, экономикой и общественными нравами. Теоретически идеологические ценности должны логически вытекать из частностей фундаментальных этических ценностей и их приоритетов. Но хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, довольно часто это не так.
Характеристики систем ценностей[]
Системы ценностей можно классифицировать по нескольким осям:
- Они могут быть личными , принадлежащими отдельным лицам и применимыми только к отдельным лицам, или они могут быть коммунальными или общественными , определяемыми сообществом или обществом и применимыми к ним. Системы общинных ценностей могут быть правовыми кодексами или приобретать силу закона во многих обществах.
- Они могут быть внутренне непротиворечивыми , где более широкие идеологические ценности вытекают логически как естественные следствия частностей фундаментальных этических ценностей, и где ценности не противоречат друг другу или могут быть непоследовательными . Хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, на практике это часто не так. Обратите внимание, что оценка согласованности системы ценностей сама по себе является своего рода «метаценностью», которая может присутствовать или отсутствовать в данной системе ценностей.
- Их может быть идеализированные системы ценностей (идеальные представления индивидуальных или групповых ценностных приоритетов) или реализованные системы ценностей (как такая система ценностей проявляется в реальности, в действиях и решениях человека или группы). Идеализированные системы ценностей имеют тенденцию быть абсолютными , поскольку они систематизированы как строгий набор запретов на поведение, в то время как реализованные системы ценностей содержат условные исключения , которые являются правилами для разрешения коллизий между ценностями в практических обстоятельствах.
Согласно модели спиральной динамики, созданной Клэр У. Грейвз, альтернативный культурный взгляд на системы ценностей состоит в том, что они эволюционны. Таким образом, доминирующие системы ценностей в обществе зависят от экзистенциальных проблем, с которыми справляются люди в этом обществе.
Личное и общественное []
Система ценностей может принадлежать группе людей, сообществу или обществу, или может принадлежать отдельному человеку. Система ценностей отдельного человека может быть совместима с системой ценностей сообщества или эквивалентна ей. Однако согласованность не означает эквивалентности. Индивидуальная система ценностей может даже предъявлять к человеку более высокие стандарты, и все же быть соответствует системе ценностей сообщества. (Соответствие в рамках системы ценностей, описанной ниже, относится к степени, в которой в этой системе ценностей отсутствуют противоречия и явные ситуационные исключения; согласованность между системами ценностей означает, что любое действие, которое может быть предпринято в одной системе ценностей, не будет противоречат правилам, связанным с другим. )
Исключения[]
Один из способов взглянуть на различия между системами ценностей — подумать о исключения из «правил», связанных со значениями. Это могут быть абстрактные исключения (которые достаточно обобщены в том смысле, как они определены, чтобы действовать во всех ситуациях) и ситуационные исключения (о которых можно сказать, что они применяются только в очень специфических ситуациях). Чем более обобщено исключение, тем полезнее оно в более широком контексте для определения непротиворечивой системы ценностей. В общем, абстрактные исключения служат для усиления приоритетности ценностей, например: ложь неправильна, но ложь для спасения чьей-то жизни приемлема, потому что сохранение человеческой жизни более ценно (более высоко ценится), чем следование принципу, что ложь неправильно. В формальная система значений (идеальная или реализованная), предполагается, что исключение по умолчанию, связанное с каждым значением, равно , «пока не нарушается значение с более высоким приоритетом» . Однако на практике эта иерархическая структура может быть слишком упрощенной, и может потребоваться указать явные исключения.
Примеры исключений на практике:
- Мы можем согласиться с тем, что говорить правду — это важная положительная ценность, и что, наоборот, обман по своей сути неправильный. Но мы делаем как абстрактные, так и ситуативные исключения для обстоятельств, когда мы можем утверждать, что ложь является приемлемым поведением. Таким образом, ложь, чтобы не причинять боль другому человеку, как общее правило, будет считаться абстрактным исключением, а ложь в конкретной ситуации, потому что конкретный человек, если ему солгут, может сделать определенную вещь в определенное время, будет считаться ситуативным исключением.
- Люди могут согласиться с тем, что воровать нехорошо, но некоторые люди могут считать, что воровать, если вы голодаете и хотите прокормить себя и своих близких, более приемлемо, чем воровать, если вы закоренелый вор, зарабатывающий на жизнь воровством у людей , или если вы уже состоятельный человек, чья жадность заставляет вас красть у ваших партнеров, ваших инвесторов или тех, с кем вы ведете бизнес. Другие могут не видеть ничего плохого в краже у безликих корпораций и деловых учреждений, но могут не одобрять кражи у частных лиц. Некоторые могут определить определенные действия, чтобы квалифицировать их как , а не воровство, если они подпадают под некоторые из этих категорий.
- Люди, считающие убийство неправильным, могут сделать исключение для тех, кто действует в целях самообороны, придавая большее значение сохранению собственной жизни, чем принципу «не убий». Кто-то в армии может согласиться с тем, что убийство другого человека является неправильным, но может не видеть ничего плохого в том, чтобы убить кого-то (в целях самообороны или нет) в ходе или по приказу военного командира (предполагается, что у него есть веская причина для этого). приказ об убийстве), придавая большее значение дисциплине / лояльности и «защите своей страны». И наоборот, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, может отдать предпочтение тому, что убийство является неправильным, не только военным действиям, но даже самообороне.
- Многие люди в деловом мире могут включать Золотое правило (которое гласит: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой») в свою систему ценностей, но на практике они могут отдавать более высокий приоритет таким ценностям, как « Каждый сам за себя» или «Пусть покупатель остерегается». И наоборот, другой человек может счесть такую расстановку приоритетов морально отвратительной и обвинить бизнесмена в неэтичном поведении (или даже в воровстве), если он продает заведомо некачественные товары или обманывает тех, с кем пытается вести дела.
Непротиворечивость[]
Система ценностей, чьи исключения являются абстрактными, достаточно обобщенными, чтобы их можно было использовать во всех ситуациях, называется внутренне согласованной системой ценностей. С другой стороны, система ценностей, исключения которой сильно ситуативны или исключения которых применяются непоследовательно, называется внутренне непоследовательной.
Последовательность системы ценностей (или ее отсутствие) не обязательно ничего не говорит о том, насколько она «хороша» или «плоха». Система ценностей, провозглашающая, что ложь и убийство приемлемы, которая, по сути, поддерживает мораль «сильный делает правое», могла бы быть внутренне последовательной в своем подходе. Точно так же внутренне непоследовательная система ценностей, нагруженная непоследовательно применяемыми ситуационными исключениями, может считаться вполне приемлемой, если «метаценность» последовательное применение значений не является частью системы ценностей. (Парадокс здесь заключается в том, что отсутствие этого значения в системе ценностей делает его непротиворечивым, потому что нет ограничения, говорящего, что должно быть непротиворечивым. неявное подтверждение согласованности как ценности в этом акте преднамеренного упущения.)
Идеализированный и реализованный []
Эти исключения, особенно когда они определены неявно, а не явно, часто приводят к различию между идеализированная система ценностей и реализованная система ценностей . Идеализированная система ценностей представляет собой простой список ценностей (в порядке приоритета), которые человек или общество могли бы использовать для определения того, что правильно, а что неправильно. Реализованная система ценностей — это та, которую они фактически используют в повседневной жизни. Хотя люди, утверждающие, что используют определенную систему ценностей, могут сказать, что они придают большее значение x , чем y , на практике чаще всего имеют место отклонения от этого. Религия может перечислить сильный набор положительных ценностей, но ее приверженцы и даже те, кто являются лидерами религии, могут отклоняться от них на практике. Идеализированные системы ценностей часто перечисляют строгие правила (возможно, без какого-либо порядка приоритетности), но не дают четкого определения исключений, абстрактных или ситуационных. Реализованные системы ценностей на практике часто имеют ряд исключений, связанных с ними, но они могут не быть четко определены или последовательно применяться. Абсолютисты придерживаются своей идеализированной системы ценностей и не требуют никаких исключений, кроме значения по умолчанию.
Определяющие ценности[]
Некоторые основные ценности, которые кажется, разделяют большинство людей, по крайней мере, теоретически:
- «Нельзя причинять боль, причинять вред или тем более убивать другого человека. »
- «Нехорошо воровать у другого человека.»
- «Лгать нехорошо.»
На практике реализованные примеры этих значений были бы намного сложнее, с уже встроенными в них исключениями.
- «Неправильно причинять боль другому человеку, кроме как в целях самообороны, чтобы удержать его от причинения вреда вам, или если это согласовано с другим человеком как шаг к взаимоприемлемому большему благу (например, врач дает пациенту болезненная инъекция для лечения болезни)».
- «Неправильно брать что-то у кого-то без согласия, без открытых переговоров с другим человеком и согласия на взаимоприемлемую передачу или обмен.»
- «Неправильно обманывать другого человека сознательно ради собственной выгоды.»
- «Неправильно предпринимать преднамеренные открытые действия, чтобы помешать другому человеку осуществлять свою волю, если это действие не мешает осуществлению вашей собственной воли, за исключением случаев, когда воля другого человека служит нарушению вышеупомянутых принципов. »
В общем, эти ценности провозглашают, что «неправильно вмешиваться в жизнь другого человека, если только он не делает что-то, чтобы вмешиваться в вашу».0020 «[Пока это] никому не вредит, делай что хочешь» . Хотя это может показаться элегантным моральным принципом, на практике он сталкивается с проблемами из-за разных приоритетов, которые люди придают конкретным индивидуальным ценностям, из-за того, как разные системы ценностей определяют, что является «вредом», а что нет, и, возможно, больше всего. из-за различных исключений, неявно или явно определенных в системе ценностей.
Примеры конфликтующих систем ценностей[]
Этот раздел посвящен процессу использования рационального анализа для разрешения конфликтов между системами ценностей.
Индивидуализм против коллективизма[]
При индивидуализме потребности и желания личности имеют приоритет над потребностями и желаниями общества или сообщества. Неявное исключение, присущее индивидуализму, обычно «до тех пор, пока действия индивидуума не причиняют вреда другим индивидуумам». Абсолютисты могут утверждать, что даже это исключение не имеет места.
При коллективизме потребности и желания общества или сообщества имеют приоритет над потребностями и желаниями отдельного человека. Редко делается исключение, что это верно, «пока действия общества не ограничивают отдельных лиц».
Можно утверждать, что рациональная система ценностей придает значение потребностям и желаниям общества или общественной структуры, но не придает им большей ценности, чем потребности и желания отдельных лиц в ней. Относительно легко обосновать эту расстановку приоритетов: при коллективизме сообщество может решить (какими бы решениями оно ни принималось), что оно будет работать лучше, если в нем не будет людей, способных вмешиваться в нормальное функционирование общества. Хотя это могло бы быть правдой, поскольку люди склонны «усложнять» нормальное функционирование любого социального порядка, это привело бы к созданию общества без людей, что явно противоречит интересам людей в этом обществе — будем ли мы рационально отстаивать наши собственные интересы? вымирание, если оно заставит «систему» общества работать лучше?
Рациональное разрешение конфликта между индивидуализмом и коллективизмом может структурировать эти ценности следующим образом:
- Право индивидуумов действовать так, как они хотят, не ограничено, за исключением случаев, когда их действия наносят ущерб другим или мешают свободному осуществлению другими людьми своих индивидуальных прав, и пока их действия не мешают функциям общества, от которых зависят другие индивидуумы , при условии, что эти функции сами по себе не нарушают эти запрещенные права личности и были одобрены большинством людей.
- Общество (или, точнее, система порядка, обеспечивающая работу общества) существует с целью обеспечения жизни людей, являющихся членами этого общества. Функции общества по предоставлению таких благ должны быть согласованы с большинством индивидуумов в обществе.
- Общество может требовать взносов от своих членов, чтобы они могли пользоваться услугами, предоставляемыми обществом. Неспособность отдельных лиц внести такие требуемые взносы может рассматриваться как причина для отказа им в этих льготах, хотя общество может предпочесть учитывать трудные ситуации при определении размера взноса.
- Общество может ограничивать поведение лиц, являющихся членами общества, только в целях выполнения назначенных ему функций, согласованных большинством лиц в обществе, только в той мере, в какой они нарушают вышеупомянутые ценности. Это означает, что общество может аннулировать права любого из своих членов, который не поддерживает вышеупомянутые ценности.
По необходимости, как вы можете видеть здесь, исключения, связанные с такими значениями, могут стать рекурсивными и часто запутанными.
Название, предложенное для дисциплины, которая пытается выполнить эту задачу — отображение и формализацию приоритизации систем ценностей и разрешение конфликтов между разрозненными системами ценностей посредством рационального анализа — этономика .
См. также[]
- Анализ актеров
- Прикладная этика
- Внутренняя ценность (этика)
- Моральный кодекс
- Мораль
- Моральные ценности
- Антропоцентризм/видизм
- Социальные ценности
- Оценочное суждение
- Ценностный плюрализм
- Значения
Ссылки[]
<ссылки>
Дополнительная литература[]
- Wenstøp, F. and A. Myrmel (2006). «Структурирование заявлений об организационной ценности» Management Research News 29(11): 673 — 683.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |