Ситуативная тревожность и личностная тревожность: Личностная и ситуативная тревожность по Спилбергеру у людей разного пола и возраста

Личностная и ситуативная тревожность по Спилбергеру у людей разного пола и возраста

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.

Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

/ Главная / Страх, тревога, фобии / Научные исследования тревоги и страха / Исследование тревожности

Личностная и ситуативная тревога в норме и в условиях экзаменационного стресса.

(Раздел из докторской диссертации Ю.В.Щербатых «Вегетативные проявления экзаменационного стресса»)

    Исследования многих авторов показывают, что негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета.

При этом спектр психологических состояний исследователи описывают разнообразными терминами: «страх», «тревога», «психическое напряжение», «тревожное ожидание», «психологический стресс» и т. п. В связи с этим представляется целесообразным определение таких понятий, как «страх» и «тревога». В настоящее время большинство авторов полагают, что между этими состояниями имеется ряд принципиальных различий, причем страх нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова (1988), различия между страхом и тревогой достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений. Суммируя взгляды различных исследователей в отношении этих явлений, можно сказать, что для тревоги в большей мере, чем для страха характерны следующие признаки: она возникает до наступления опасности, возбуждающе действует на психику, зачастую носит «размытый», неопределенный характер, проецирована преимущественно в будущее, связана с социально обусловленными опасностями и в большей степени локализована в левом полушарии мозга.
В отличие от нее, страх чаще возникает в момент наступления опасности, может оказывать тормозящее действие на психику, носит конкретный характер, основывается на прошлом индивидуальном опыте, в котором задействованы биологические инстинкты и связан с работой, преимущественно, правого полушария (Захаров А.И., 1988; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998б; Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В., 1999). Отсюда видно, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: как конкретного страха перед экзаменатором или негативной оценкой (связанной с низким уровнем знаний), так и в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровождаются достаточно выраженными вегетативными проявлениями. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожного ожидания, особенно у студентов, для которых уже в преморбидном периоде были характерны черты тревожной мнительности и эмоциональной лабильности (Ушаков Г.
К. 1984). Однако, гораздо чаще у студентов наблюдаются не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сходную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы — дни — недели). Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться в затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо и др.), чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушении ее. По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности (Мойкин Ю.В. и соавт., 1987). Имеется мнение, что существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая успешность деятельности (Никифоров Г.С., Демидов С.Р., 1981; Кулагин Б.В., 1984; Аверин А.В.
и соавт., 1991). В литературе отмечается, что высокие показатели успеваемости демонстрируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем способностей ( определяются по шкале «В» теста Кеттела) и высоким уровнем личностной тревожности (Лапкин М.М., 1994). В.М.Банщиков и Т.А. Невзорова (1969) отмечали, что поводом к возникновению невроза ожидания является иногда даже незначительная неудача или заболевание, вызвавшее преходящее изменение какой — либо функции. Развивается неадекватная тревога, ожидание повторения неудачи; чем более внимательно и пристрастно больной напряженно следит за собой, тем это ожидание, действительно, затрудняет нарушенную функцию. Здесь имеют место так называемые «самосбывающиеся негативные прогнозы», когда ожидание какого-либо несчастья закономерно повышает вероятность его реализации (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998б). Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения которой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в черном цвете».
В случае экзаменационного стресса, студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед будущим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «безнадежного» и «ужасного» будущего. Таким образом «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании больного в реальную «возможность» его наступления.

     Состояние тревоги формируется под действием различных факторов, затрагивающих разные функциональные системы организма человека. Так, Nutt D . J . (1990) выделяет четыре компонента, играющие важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (антисипации, волнение и пр.), когнитивную сферу ( неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов), физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор) и поведенческие реакции.

Отсюда вытекает вариативность возможных классификаций тревожности, так как тревожность можно различать по природе (нормальная или патологическая), по периодичности (эпизодическая или хроническая), по происхождению (врожденная или ситуативная), по степени осознанности, по уровню коморбидности, по силе и т. д. (Калуев А.В., 1999).

     Предэкзаменационная тревога может проявляться на различных системных уровнях: эндокринном, висцеральном, психологическом, что находит свое отражение в концепции Каплан Г. и Сэдок Б. (1994). Согласно ей, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. Это находит свое подтверждение в повышении уровня катехоламинов у школьников задолго до контрольных работ (Липкова В. и соавт., 1988) и понижении иммунитета у студентов с высокими уровнями тревожности (Николаева А.А., Николаева Е.И., Майер Э.Н., 1988). На втором уровне тревожности по классификации Г.Каплан и Б.Сэдок (1990) появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры.

К вегетативным реакциям относятся: нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, включающие изменения частоты, силы и ритма сердечных сокращений, изменение тонуса кровеносных сосудов, колебания АД, кардиалгии; желудочно-кишечные расстройства: тошнота, рвота, затруднение при глотании или ощущение «кома в горле», потеря аппетита, понос, спастические боли в животе, метеоризм; изменения со стороны дыхательной системы: диспноэ, чувство нехватки воздуха, учащение дыхательных движений, поверхностное дыхание, приступообразный кашель; со стороны мочевыделительной системы: учащение позывов на мочеиспускание, задержка мочеиспускания (Кемпински А., 1975; Хэссет Дж., 1981; Карвасарский Б.Д., 1990; Калинин В.В., Максимова М.А., 1993, Рожнов В.Е., 1994; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998в, и др.). К вегетативным реакциям, сопровождающим тревожные состояния, относится также гиперемия или бледность кожных покровов, сухость во рту, появление слез, головокружение или слабость, потливость (Кемпински А.
, 1975, Хэссет Дж., 1981; Асатиани Н.М. и соавт., 1983; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. 1995; Свядощ А.М., 1997; и др.). Реакции соматической мускулатуры, сопровождающие страх и тревогу весьма разнообразны: это напряжения мышц туловища и конечностей, судороги, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах, симптом кривошеи, навязчивые мышечные подергивания и движения (тики), вздрагивания, суетливость, беспокойство и невозможность оставаться на одном месте (Банщиков В.М., Невзорова Т.А., 1969; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. 1995). Согласно предположению Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные так и субъективные показатели тревожности.
К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым — различные психологические, оценивающие уровень тревоги. Следует отметить, что традиционно принято выделять два типа тревожности: личностную (тревожность как более или менее устойчивая черту личности) и ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию). Для измерения индивидуальных различий в тревожности J.Taylor (1953) был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности C. Spielberger (1972) создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида ( Hodges W .
F ., Spielberger C . D ., 1966). Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Как указывает Х. Хекхаузен (1986), под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, напряженность, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Исследователи экзаменационного стресса считают, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы ВУЗа (Плотников В.В., 1983). В одном из исследований учебного стресса, на основании характера вегетативного реагирования студентов-добровольцев на стресс были выделены три группы: 1-я с неменяющейся тревожностью, 2-со снижающейся тревожностью и 3-е увеличивающейся тревожностью при стрессе (Сауля А. И., Рапопорт Е. Н., Болокан Н.И. и соавт., 1989). Следует отметить, что методика Спилбергера не очень адекватно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете» (Охромий Г.В., Коренкова И.В., Копыленко А.А., и соавт., 2001). По данным этих авторов количество таких случаев в студенческой популяции составляет 1.3%.

        В литературе имеются сведения, что у студентов, предрасположенных к развитию артериальной гипертензии отмечаются более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, чем в группе контроля (Борисова Н.А., 2001; Гарганеева Н,П., Леонов В.П., 2001). По данным некоторых исследователей, длительность экзаменационного стресса зависит от формы экзамена — при письменном экзамене, сопровождающемся длительным ожиданием оценки, негативные последствия экзамена на уровне физиологических систем проявляются в большей степени ( Будылина С. М., Наумова Т.С., 1985).

      Существует мнение, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности (по Спилбергеру) происходит увеличение высокочастотного компонента спектра ( HF ) и снижение низкочастотного компонента ( LF ) во время экзамена по сравнению с нормой, в то время как у низкотревожных студентов динамика изменения спектра была противоположной (Глазачев О.С., Дудник Е.Н., 2001). Исследования с применением электроэнцефалографических методик выявили, что тревога перед предстоящим экзаменом отражается в активации передних областей правого полушария, а после экзамена отмечается тенденция к смещению фокуса активации в симметричные отделы левого полушария. У студентов, обладающих, по данным психологических тестов, высокой тревожностью, отмечалась повышенная активация передне-правого коркового квадранта, что, по мнению исследователей, могло быть обусловлено пессимистической установкой, свойственной таким испытуемым (Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998).

 4. 4 Собственные исследования тревожности у студентов в норме и условиях экзаменационного стресса.

 

 В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает вегетативные компоненты тревожного состояния. В одних шкалах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоящее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет поиск корреляций между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности с физиологическими проявлениями страха и тревоги. Например, шкала Гамильтона (Hamilton M., 1959) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги: в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как “покраснение кожных покровов” и “бледность кожных покровов”, “повышенный мышечный тонус” и “ощущение удушья” и т.  д. По шкале Цунга (Zung W.W.K.,1980), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт “У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения” (активация симпатической системы ) стоят рядом с пунктами “У меня бывают приступы слабости” или “Частые позывы на мочеиспускание” (активация парасимпатической системы). Поэтому, чтобы исключить неоднозначно трактуемые вегетативные компоненты, мы в своем исследовании остановились на шкале Спилбергера, определяющей уровень ситуативной тревожности исходя из субъективного психологического состояния испытуемых (Марищук В.Л. и соавт., 1984).

В психологических исследованиях обычно применяются две разновидности шкалы тревожности Спилбергера: личностная и ситуативная (реактивная), каждая из которых имеет свои области применения. В последнее время принято различать понятия “эмоциональной реакции” и “эмоционального состояния” (Громбах С.М. , 1988). В то время, как эмоциональные реакции — это непосредственные ответы на какое-либо воздействие или ситуацию, то под эмоциональным состоянием понимают более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факты. В этом плане ситуативная тревожность по Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции, в то время как личностная — преобладающее эмоциональное состояние. Для определения индивидуальных различий в способах реагирования на экзаменационный стресс необходимо учитывать базисную, личностную тревожность студентов, поэтому данный раздел имеет смысл начать с анализа именно этого показателя.

     Уровень личностной тревожности (по Спилбергеру) в обследованной популяции составлял 41.4±0.8 балла. Среди обследованных студентов встречались люди как с высокой, так и с низкой личностной тревожностью, что изначально определяло их реакции на экзаменационный стресс. Если исходить из принятой на настоящее время трактовки деления людей по уровням тревожности (Марищук В. Л. и соавт., 1984), получается, что 5.8% обследованных студентов имели пониженную личностную тревожность ( менее 35 баллов), около 5% высокую — выше 55 баллов, а почти 90% студентов и школьников имели средние показатели личностной тревожности (от 35 до 55 баллов). В литературе встречаются и другие цифры — в одной из работ указывается, что высокий уровень личностной тревожности отмечался у 40.26% студентов (Охромий Г.В., Коренкова И.В., Копыленко А.А., и соавт., 2001), однако следует отметить, что личностная тревожность в этом исследовании определялась накануне экзаменов, т.е. у студентов, находящихся в состоянии выраженного эмоционального стресса, что могло вносить искажения в результаты тестирования.

         Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 39.8±0.7 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 56.5±0.8 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (Рис. 4.2). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким (Марищук В.Л. и соавт., 1984). Мы считаем, что имеет смысл выделение четвертой категории лиц, обладающих “сверхвысоким” уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям). В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22.4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0.7% ( Рис. 3.3):

       В то же время, в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8. 6% — сверхвысокие уровни ситуативной тревожности ( Рис.3.4):

       Уровень тревожности (как личностной, так и ситуативной) мало менялся с возрастом в пределах от 16 до 25 лет. Незначительный рост отмечался только по отношении личностной тревожности, а разница в показателях ситуативной тревожности школьников и студентов разных курсов была недостоверной, что отражено в Табл. 3.1.

Табл. 3.1. Показатели ситуативной тревожности у школьников и студентов различных курсов:

 

SL

SSN

SSE

Школьники 10-11 кл

38.0±0.5

41.2±1.2

54. 7±1.2

Студ. 1 к

41.1±0.9

39.6±1.9

55.1±1.8

Студ. 2 к.

40.9±1.0

41.0±1.1

59.5±1.3

Студ. 3 к

42.6±1.7

42.1±3.2

55.9±2.8

Студ. 5 к

42.7±1.5

38.0±1.9

55.7±1.8

Общее

41.4±1.5

39.8±0.7

56.5±0.8

 

SL — личностная тревожность, SSN — ситуативная тревожность в норме; SSE — ситуативная тревожность перед экзаменом.

 

Показатели личностной тревожности были выше у женщин по сравнению с мужчинами (р <0.01). В то же время, хотя уровень ситуативной тревожности у женщин в норме и перед экзаменом был несколько выше, чем у мужчин, эти отличия были недостоверными (р >0. 05).

 

Табл. 3.2. Показатели тревожности у лиц разного пола

 

 

SL

SSN

SSE

Мужчины

37.7±1.3

38.1±1.3

55.6±1.6

Женщины

43.1±1.2

36.6±0.9

56.4±1.3

SL — личностная тревожность, SSN — ситуативная тревожность в норме; SSE — ситуативная тревожность перед экзаменом.

 

    Между уровнем личностной тревожности и уровнем ситуативной тревожности, измеренной перед обычным учебным занятием, отмечалась определенная корреляция (r=0.27; р<0.05). Между показателями личностной тревожности и уровнем ситуативной тревожности, измеренной в условиях экзаменационного стресса, корреляция была значительно выше (r=0.39; р<0.001). Это означает, что личностно-тревожные студенты в условиях эмоционального стресса чаще проявляли повышенную ситуативную тревогу по сравнению с “низкотревожными” студентами.

   Согласно нашим исследованиям, уровень личностной тревожности студентов коррелировал с показателем негативной самооценки (r=0.25; р<0.05) и показателем силы нервной системы по возбуждению, определяемой по субтесту ЧХТ (r= -0.24; р<0.05). Таким образом тенденцией к повышенной тревожности обладали студенты, склонные недооценивать свои возможности и способности, а также обладающие слабым типом ВНД.

 

   Прирост индекса ситуативной тревожности, отрицательно коррелировал с исходным уровнем ситуативной тревоги в покое (r= -0. 70; р<0.001) и положительно с уровнем ситуативной тревоги перед экзаменом (r=0.49; р<

Диагностика ситуативной и личностной тревожности

Название: Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина
В архиве: компьютерный вариант методики «Опросник ситуативной и личностной тревожности» в формате exe.
Формат: exe (rar архив)
Размер: 202 Кб
Совместимиость: WINDOWS XP — 7

В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Методика Ч.Д.Спилбергера это единственная методика которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Методики Ч.Спилберга

Тест «Диагностика ситуативной и личностной тревожности» представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т. д.

Методика диагностики ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханнина в комплексе с другими программами необходима в практической работе психологу, профконсультанту, кадровому специалисту для оценки личностной и ситуативной тревожности.

 

[restrict userlevel=»subscriber»] СКАЧАТЬ [/restrict]

 

Внимание! Использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Определение, симптомы и способы преодоления

Чувство беспокойства в определенных ситуациях является естественным, и оно также может быть связано с ситуативным беспокойством.

То, что время от времени вы испытываете тревогу, не обязательно означает, что вы живете с тревожным расстройством.

Беспокойство — это естественная реакция на предполагаемую угрозу. Эта угроза может быть реальной или нет, но важно то, что вы думаете или чувствуете, что находитесь в какой-то опасности, даже если вокруг вас ничего не происходит. Другими словами, именно мысль об угрозе вызывает симптомы тревоги.

Например, во время пандемии COVID-19 тревога может быть ожидаемой реакцией на многие ситуации, которые вы интерпретируете как возможную угрозу.

Фактически, исследование 2020 года показало, что во всем мире значительно увеличилось количество симптомов тревоги.

Но симптомы тревоги могут проявляться только в определенных ситуациях. Вы заметили, что, выступая перед толпой, у вас потеют ладони? Или вы испытываете стеснение в груди, когда просите своего менеджера о повышении? Это называется ситуативной тревогой.

Ситуационная тревожность означает, что вы испытываете некоторые или все симптомы тревожности при столкновении с одной или несколькими конкретными ситуациями. Обычно это единичный случай, но со временем он может повторяться.

Другими словами, ситуационная тревожность не является тревожным расстройством.

Например, вы испытываете симптомы беспокойства перед первым днем ​​в школе, высказываетесь во время собрания или смотрите интересные новости.

Мысли о том, что что-то может пойти не так или пойти не так, как вы боитесь, достаточно, чтобы вызвать у вас симптомы тревоги.

По словам Санама Хафиза, лицензированного психолога из Нью-Йорка, ситуационная тревожность является обычным явлением. Она объясняет, что почти все испытывают некоторый уровень беспокойства по поводу чего-то в своей жизни.

«Это может быть собеседование при приеме на работу, или вам нужно выступить перед кучей людей, или вам нужно обратиться в суд по какому-то делу […] все это может вызвать ситуативное беспокойство», — говорит Хафиз.

Все люди разные, и ситуации, которые вызывают у вас тревогу, могут отличаться от тех, которые заставляют других чувствовать себя так же.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР), с другой стороны, относится к хроническим симптомам тревоги, которые не являются специфическими для какого-либо события или ситуации. Возможно, некоторые ситуации вызывают у вас больше беспокойства, чем другие, или вы испытываете симптомы, не зная, что их вызвало.

Формальные симптомы тревоги

Симптомы тревоги, как правило, одинаковы для большинства типов тревожных расстройств и ситуативной тревоги.

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5), наиболее распространенными симптомами являются:

  • chest pressure
  • shortness of breath
  • lightheadedness
  • upset stomach
  • rapid heat rate
  • muscular tension
  • inability to focus
  • dry mouth
  • changes in visual perception
  • sweating
  • chills
  • negative или иррациональные мысли
  • ощущение опасности или неминуемой гибели

Совладание с ситуативной тревогой может быть чем-то, о чем вы не думаете, пока не испытаете тревогу. Знание того, что есть способы справиться с этими симптомами, может помочь.

Это может начаться с того, чтобы научиться читать себя и предвидеть симптомы, чтобы вы могли успокаивать себя.

Джоанна Фредерик, лицензированный психолог и автор книги «Копеология», предлагает обращать внимание на то, как себя чувствует ваше тело и как развиваются ваши мысли, когда вы начинаете чувствовать себя некомфортно в той или иной ситуации.

«Если вы в целом не тревожный человек, но вдруг замечаете, что у вас потеют ладони, вы говорите быстрее, или ваше дыхание меняется, а желудок расстраивается, это может быть признаком того, что у вас может быть ситуативной тревогой», — говорит Фредерик.

Хафиз предлагает подумать о том, откуда, по вашему мнению, на самом деле исходит страх, и попытаться убедить себя в том, что это чувство не может быть основано на свидетельствах того, что происходит вокруг вас.

Другие рекомендации, которые могут помочь вам избавиться от ситуативной тревожности на месте, включают:

  • практика глубокого дыхания и других техник релаксации для успокоения ума и тела из способов, что ваш страх имеет , а не оживают в подобных ситуациях

Игнорирование чьих-то страхов может оказаться бесполезным, когда вы пытаетесь их поддержать. Вы можете захотеть сказать: «Все в порядке, ничего не происходит», когда вы не испытываете беспокойства, но постарайтесь помнить, что это чувство реально для другого человека.

Прислушайтесь к этим советам, чтобы поддержать человека, испытывающего ситуативную тревожность:

  • Слушайте то, чем он может поделиться, но не давите слишком сильно.
  • Подтвердите эмоции, которыми они делятся, даже если вы не можете их понять.
  • Заверьте их в их безопасности и вашей поддержке.
  • По возможности отвлечь их от непосредственной ситуации, не навязывая ее им.
  • Позвольте им сделать паузу или остаться на месте, если они чувствуют, что не могут двигаться или реагировать.

Ситуационная тревога является обычным и реальным явлением. Даже если вы не живете с формальным психическим заболеванием, таким как тревожное расстройство, вы можете испытывать симптомы тревоги в определенных ситуациях.

Хафиз говорит, что это может быть больше, чем ситуационная тревога, если вы замечаете, что испытываете симптомы чаще или интенсивнее, и они начинают мешать вам ориентироваться в жизни. Это может указывать на то, что вам может понадобиться поддержка специалиста по психическому здоровью.

Если это ваш случай, обращение за профессиональной помощью может поддержать ваши усилия по управлению своими чувствами и их влиянием на вашу жизнь.

В чем разница между ситуационной тревогой и тревожным расстройством?

Столкнувшись с новыми, незнакомыми или сложными ситуациями, многие люди могут немного вспотеть или почувствовать бабочки в животе, но другие становятся очень нервными и напуганными. Может ли это означать, что у них настоящее тревожное расстройство?

Может быть, а может и нет.

Наш мозг устроен таким образом, чтобы предупреждать нас о потенциальных угрозах, даже если они не являются реальными. Определенные вещи, которые не опасны для жизни, но каким-то образом выводят нас за пределы нашей зоны комфорта, могут на самом деле заставить мозг активировать «тревогу», которая проявляется в виде психического и физического беспокойства. Когда это происходит, может внезапно стать трудно оставаться сосредоточенным или нормально дышать, и ваш рот может начать ощущаться как пустыня Сахара. Какими бы неприятными ни были подобные симптомы, если они проходят довольно быстро после устранения вызвавшего их обстоятельства, это, вероятно, связано с так называемой ситуативной тревогой.

ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ?

Автоматическая тревожная реакция на определенные события, обстановку или переживания — ситуационная тревожность у разных людей разная. Для некоторых людей это редкое явление, в то время как для других это может происходить каждый раз, когда они находятся в определенной ситуации. И есть множество вещей, которые могут спровоцировать неприятную нервозность у тех, кто подвержен этому состоянию.

Ситуационная тревога — это автоматическая реакция, которая может возникать в связи с определенными событиями, обстоятельствами или переживаниями, вызывающими неприятную нервную реакцию у тех, кто ей подвержен. Нажмите, чтобы твитнуть

Что-то из этого когда-нибудь вызывало у вас беспокойство или тревогу?

  • Выражение своего мнения на собрании персонала
  • Быть на первом свидании
  • Публичное выступление или групповая презентация
  • Идти на вечеринку в одиночестве и разговаривать с незнакомыми людьми
  • Первый день на новой работе
  • Отправление в колледж
  • Подготовка или собеседование на новую должность
  • Путешествие в незнакомое место

Подобные ситуации — или даже их ожидание — могут стать катализатором появления, казалось бы, неконтролируемых симптомов тревоги, таких как:

  • Чрезмерное беспокойство
  • Повышенная раздражительность
  • Пустой разум
  • Чувство страха и/или смущения
  • Беспокойство или нервозность
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом
  • Учащенное дыхание и учащенное сердцебиение
  • Дрожащие и/или потные руки
  • Головные боли и мышечное напряжение
  • Потливость или чувство покраснения или озноба
  • Проблемы со сном перед событием

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ

К счастью, неприятные симптомы обычно не длятся слишком долго, и из-за преходящего характера ситуативной тревоги они не соответствуют критериям истинного психического расстройства. Нельзя сказать, что это не вызывает дистресса, но оно значительно отличается от тревожных состояний, включенных в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам .

Например, при генерализованном тревожном расстройстве (ГТР) человек будет страдать от сходных симптомов, но они будут не эпизодическими и не связанными с конкретными ситуациями, а гораздо более хроническими. Люди с ГТР, как правило, постоянно беспокоятся о своей обычной повседневной деятельности, обязанностях и обстоятельствах до такой степени, что это существенно влияет на их психологическое и социальное функционирование.

Точно так же люди, страдающие паническим расстройством, борются с повторяющимися и часто неожиданными приступами (это означает, что нет известного провоцирующего события), которые возникают внезапно, вызывая физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, дрожь, одышка, потливость и головокружение, которые могут вызвать им кажется, что они теряют контроль или даже умирают.

5 СОВЕТОВ ПО СПРАВЛЕНИЮ С СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Терпеть тревогу, возникающую в определенных ситуациях, не только тяжело, но и смущать и влиять на вашу уверенность и самооценку. К счастью, есть несколько действенных способов, таких как приведенные ниже 5 советов, которые могут помочь вам научиться справляться или даже преодолевать симптомы, вызывающие у вас такие страдания.

1. Получите помощь.

Запишитесь на прием, чтобы поговорить об этом с психотерапевтом. Поступая таким образом, вы можете определить лежащие в основе (и, возможно, подсознательные) страхи, которые провоцируют симптомы тревоги, связанные с конкретными ситуациями. Терапевт может помочь вам справиться с ними и избавиться от любых воспоминаний, убеждений или переживаний, которые сдерживают вас.

2. Практикуйте диафрагмальное дыхание.

Это очень просто, и было доказано, что оно уменьшает тревогу и помогает людям чувствовать себя более заземленными, особенно в стрессовые моменты. Вот как это сделать:

Дыхание диафрагмой (животом), а не верхней частью груди,

  • Вдох в течение 3-4 секунд
  • Удерживать 1 секунду
  • Выдох в течение 6-8 секунд
  • Удерживать 1 секунду
  • Повторить 10 раз

Это займет всего несколько минут, и вы можете сделать это где угодно — даже на собрании.

3. Оставайтесь физически активными.

Обязательно выполняйте достаточное количество упражнений, чтобы помочь разрядить эту дополнительную нервную энергию. Физическая активность не только отвлекает ваше внимание от того, что вызывает стресс, но также увеличивает доступность естественных химических веществ мозга, снижающих тревожность, которые могут помочь вам чувствовать себя спокойнее.

4. Подумайте о своих мыслях.

При любой тревоге обычно преувеличивают страх или негативные мысли. Итак, когда вы начинаете беспокоиться, думая о чем-то, с чем вам предстоит столкнуться, обратите внимание на мысли, проходящие в вашем уме, и запишите их. Проверьте каждого на реальность, ответив на эти 4 вопроса:

  • Это правда?
  • Это абсолютная правда — со 100% уверенностью?
  • Что вы чувствуете, когда у вас возникает эта мысль?
  • Как бы вы себя чувствовали по-другому, если бы у вас не было этой мысли?

Затем возьмите пугающую или негативную мысль, которую вы записали, и превратите ее в противоположную. Может ли эта новая мысль быть более точной, чем исходная?

5. Следите за тем, что вы едите и пьете.

Когда вы нервничаете, можно легко дотянуться до утешительной, но нездоровой пищи, такой как печенье или пончики. Однако, если вы это сделаете, они дестабилизируют уровень сахара в крови и в конечном итоге заставят вас чувствовать себя более раздражительным, нервным и затуманенным. Также важно держаться подальше от кофеина, который при употреблении блокирует аденозиновые рецепторы в вашем мозгу, что в противном случае позволило бы вам чувствовать себя более расслабленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *