Как выбрать сказку на ночь. Советует консультант по детскому сну
Елена Мурадова , руководитель Центра детского сна и развития BabySleep
Много веков родители рассказывают детям перед сном сказки. Сказки «заманивают» ребенка в кровать, ласковый голос мамы или папы успокаивает его. А еще сказка на ночь — хороший способ провести время вместе с ребенком. Основатель и руководитель Центра детского сна и развития BabySleep Елена Мурадова поможет разобраться, почему сказки помогают детям засыпать и как выбрать правильную сказку.
Чем полезны сказки
Вот минимум три причины, почему стоит регулярно рассказывать детям сказки на ночь.
Дети 1-3 лет мыслят образами. Переворачивая страницы книги, ребенок строит свою логическую цепочку, учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, получает новое видение истории.
Звуки — слова — предложения — так ребенок учится говорить. Книги расширяют словарный запас. А картинки в книгах помогают понимать смысл сказки. Вот почему первые книги должны быть с понятными и яркими иллюстрациями.
Во время совместного чтения полезно обсуждать с ребенком прочитанное. Сказка — древний способ передачи опыта разных жизненных ситуаций и способов их решения.
Рекомендация консультанта по детскому сну
Сказки можно и нужно включать в «мостик ко сну». Так называется спокойное бодрствование, расслабляющее ребенка и настраивающее на сон. Это время волшебно само по себе: в комнате тихо, свет приглушен, семья сидит на уютном диване или на кровати родителей, ребенок с удовольствием представляет, что сегодня произойдет с любимыми героями.
Совместное чтение делает отношения между детьми и родителями более близкими, усиливает эмоциональную связь. Это особенно важно, когда дети подрастают, родители проводят весь день на работе, и только вечером есть время на общение без спешки. Перед сном очень важно что-то делать вместе, ни на что не отвлекаясь, насыщать ребенка своей любовью.
Как выбрать сказку на ночь
Однако не любая сказка подойдет для вечернего чтения. Вот три совета, как сделать правильный выбор.
- Первый пункт — возраст ребенка. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь в книге. Вряд ли вы заинтересуете 2-летнего малыша длинной историей про Робин Гуда. Чем младше ребенок, тем короче и проще сказка.
- Выбирайте добрые истории, которые не напугают и не расстроят малыша перед сном. Идеально, если книга будет про сон или в книге будут элементы, относящиеся ко сну (герой собирается спать, выключает свет, переодевается в пижаму). Чтение историй про сон помогает «замедлить» ребенка после насыщенного дня.
- Установите временные рамки для чтения. Малыши 1-2 лет обычно могут внимательно слушать сказку всего несколько минут. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть книжку с яркими картинками и небольшим количеством слов. Подросшие дети готовы слушать сказки часами — особенно если это «вместо сна». Заранее договоритесь, как долго продлится чтение: полчаса (покажите на часах, что это значит — это тоже полезно), или три рассказа, или две главы, если книга длинная.
Как читать
Спокойным, убаюкивающим голосом. А к концу истории еще тише и монотоннее.
Пора спать, но ребенок просит почитать еще и еще. Что делать?
Если вы заранее договорились, как долго вы будете читать, лучше удерживать оговоренные границы. Чтобы перед сном ребенок не расплакался, можно договориться на «еще совсем чуть-чуть», но после этого уже точно пора спать. Почитать можно будет и в течение следующего дня. Но подумайте, возможно, стоит начинать чтение немного раньше, чтобы успевать почитать подольше перед тем, как ребенку пора засыпать.
Можно позвать на помощь любимую игрушку ребенка. Пусть плюшевый зверь или самолетик договариваются с малышом. Иногда детям проще прийти к соглашению с неодушевленным другом.
А можно сказать ребенку, что после выключения света вы расскажете еще одну историю. Эту историю рассказывайте тихо-тихо и медленно-медленно. Она поможет малышу уснуть.
Что читать перед сном?
Мы разделили сказки на ночь по возрастам. Но это не значит, что полюбившуюся в 3 года книгу нельзя читать и в 7 лет. А театр теней или красивую книгу с объемными иллюстрациями можно и нужно показать 2-летнему малышу, если он заинтересуется. Наша подборка — это примерный ориентир в бескрайнем море детской литературы.
0-2 года. Виммельбухи и добрые короткие истории
Малышей привлекает то, что они могут увидеть глазами, потрогать, повертеть в руках. Завлечь их в кровать поможет маленькая книжка с плотными страницами. Здорово, если в книге будет рассказ о том, как герой ложится спать. Например, как в книге Йорга Мюле «Спокойной ночи, Зайчонок!». На каждой странице есть задания: хлопнуть в ладошки, чтобы зайчик надел пижаму, погладить его по спинке. Эти же действия можно повторять вместе с ребенком во время чтения книги. И тогда уснут и зайчик, и ваш малыш.
За что мы любим виммельбухи? В этих книгах нет текста, который пока может быть скучным для ребенка. Зато есть огромное количество картинок, которые хочется рассматривать и рассматривать. Можно учить новые слова, загадывать загадки, просто разглядывать рисунки. По нашему опыту, эти книжки бывают фаворитами книжных полок как минимум до школы.
Виммельбухи — это книги, в которых почти нет или совсем нет текста. Только картинки! Но зато эти картинки очень детализированы: много предметов, действующих лиц, событий. Взрослый описывает то, что он видит на страницах. А потом полезный навык рассказывать по картинке тренирует ребенок.
Можно полистать перед сном книгу Катерины Горелик «Курьер». Книжка сделана из картона, иллюстрации веселые и не слишком подробные. Она подойдет для первого знакомства с виммельбухами. На каждом развороте задания — помочь курьеру Чуне доставить посылку по морю, по суше, по воздуху.
Следующей книгой в вашей «вечерней библиотеке» может стать очень подробный японский виммельбух про детектива Пьера, его будет интересно разглядывать и школьнику. Виммельбух представлен в трех частях — «Детектив Пьер распутывает дело», «Погоня в Башне лабиринтов», «Сокровище воздушного замка». Выбирайте любую.
2-4 года. Поучительные истории со счастливым концом и книжки-помощники
Читая сказки-помощники, вы поможете ребенку сбросить страхи и тревоги, пережитые за день. А еще можно избавиться от вредных привычек и привить хорошие. Важно, чтобы главный герой был симпатичен ребенку, тогда малыш будет отождествлять себя с ним и сопереживать ему.
«Зубную книгу» Ивоны Радюнц и Томаса Рёнера можно почитать ребенку, который не любит чистить зубки. Книга увлекательно рассказывает, как устроены молочные зубы, зачем они нужны, как за ними ухаживать. Если вечером читать с ребенком эту книгу, после идти чистить зубы, а затем ложиться в кровать и слушать мамину колыбельную, сложится хороший вечерний ритуал, которого ребенок будет ждать с удовольствием.
Книга «Гастон боится» Орели Шьен Шо Шин познакомит малыша с одной из самых сильных эмоций — страхом. Милый единорог Гастон боится сумерек, ведь это значит, что скоро нужно ложиться спать. Возможно, ваш малыш тоже боится темноты. Вместе с Гастоном он выполнит несколько дыхательных упражнений и «выдует» свой страх перед сном.
Иногда дети боятся, что во сне они увидят что-то плохое. Очень полезно и детям, и взрослым перед сном думать о приятном и визуализировать что-то хорошее. Эта практика помогает увидеть хорошие сны. Красивая история в стихах «Я изобрел во сне пирог!» рассказывает о крольчонке, которому снился вкусный пирог. А проснувшись, он решил его испечь. Возможно, ваш малыш тоже захочет увидеть во сне что-нибудь вкусное, а на следующий день приготовить это вместе с вами?
Театр теней зародился в Китае более 1700 лет назад. Но и сейчас это волшебное действо легко может собрать всю семью перед сном. Некоторые книги сделаны по принципу театров теней. Погасите свет в комнате, возьмите небольшую лампу или фонарик (папа ассистирует), раскройте книгу и начинайте рассказ об удивительном городе, в котором летают на птицах, качаются на тарзанках, кормят крокодила. Каждый вечер можно придумывать новую историю. Пусть истории будут добрые, а рассказывать их лучше тихим сказочным голосом. Это поможет всей семье настроиться на сон.
Вам мешают спать соседи? В книге Катерины Горелик «Соседи» все время шумят. Когда мышки засыпают, коты на крыше начинают петь песни. Когда наступает время сна у летучих мышей, петух поднимает своих цыплят на завтрак. И у людей режимы не совпадают. Страницы книги «Соседи» разрезаны так, что ребенок может сам решить, кто чьи соседом будет, и как всем наконец улечься спать.
5-95 лет. Красивые книги для размышлений
В 5 лет ребенок уже понимает, что с книгами нужно обращаться аккуратно. И ему можно предложить необычные и красивые книги для вдумчивого разглядывания. Чем старше ребенок, тем более философские мысли его занимают.
«Спокойной ночи, Миюки!» — эта книга будет особенно интересна детям, верящим в сказочных существ и волшебство. Главная героиня книги Миюки никак не уляжется спать. У нее столько дел накопилось перед сном: полить овощи на грядке, собрать всех улиток, укрыть котика пледом на ночь. Прямо как у вашего ребенка, правда?
Когда все дела переделаны, дедушка Миюки наконец-то положил ее голову на подушку, укрыл одеялом и крепко поцеловал. Читая эту книгу, поговорите с ребенком о том, как важно вовремя делать свои дела, чтобы не вспоминать о них уже лежа в кровати.
Детям ночью нередко снятся кошмары: разные чудовища или погоня. Переживания во сне очень реалистичны. Ребенок просыпается в слезах, испуганный. Справиться с ночными кошмарами поможет игрушка-защитник — любимая игрушка ребенка, которая с ним спит и отгоняет все, чего он боится. Также стоит избегать пугающих переживаний, минимизировать ТВ и гаджеты в вечернее время.
И самое важное — постарайтесь обеспечить ребенку качественное расслабление перед сном. Например, чтение в объятиях родителей.
Что говорят научные исследования
Лонгитюдное исследование 2011 года показывает, что регулярное использование в возрасте 3-5 лет ритуала перед сном, включающего разговорную речь (пение, чтение, сказки и т. д.) приводило к более длительному ночному сну и лучшим показателям по когнитивным тестам, определяющим речевое развитие.
Консультанты по сну BabySleep вывели идеальную формулу книжки на ночь: Добрая история про сон + по возрасту + тихий, спокойный голос + любовь родителей = крепко спящий ребенок. Попробуйте!
Детские сказки. Читайте онлайн сказки для детей.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, — говорится в словаре С.И. Ожегова.
Детские сказки – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывает ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказки для детей — это язык, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Рассказывая и
Существуют различные гипотезы происхождения сказки:
- Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков.
- Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах.
- Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемыхжеланий и комплексов человека.
Сказка, вошедшая с давних времен в жизнь человека, является своеобразной историей и сокровищницей народной мудрости, а также универсальным средством передачи тех представлений об окружающем мире и самом человеке, которые складывались у людей в каждую историческую эпоху. Общеизвестно, что самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. Однако, по сведениям ученых, уже в XI веке сказки входили в репертуар древнерусских профессиональных артистов-плясунов, песенников, рассказчиков и скоморохов, являясь сценарной основой их репертуара.
Обращаясь к семантике слова «сказка», мы видим, что она раскрывает ее смысловую сущность: сказка рассказывает о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, рассказывает о том, во что трудно поверить. В ней обязательно есть и фантастика, и неправдоподобность: звери говорят человеческим голосом, исполняют желания своих героев. Кто сегодня поверит тому, что из тучи вместо дождя падают блины или тому, что обыкновенные на первый взгляд предметы оказываются волшебными, т.е. способными производить удивительные действия.
Сказка бывает: фольклорная — то есть сказка, написанная народом и многие столетия передававшаяся из уст в уста и литературная сказка — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров.
Так Э. В. Померанцева подразделяет фольклорные сказки:- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- авантюрно-новеллистические сказки;
- бытовые сказки.
В то время как В. Я. Пропп делит сказки на:
- волшебные сказки;
- кумулятивные сказки;
- сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
- бытовые или новеллистические сказки;
- небылицы;
- докучные сказки.
В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами.
Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов.
↑ Вверх
Почему сказки важны для детства
Этот пост может содержать партнерские ссылки.
Автор Мелисса Тейлор
ЧасовОпубликовано
Я хочу посмотреть, почему сказки так важны для детей; почему они являются важными историями для детства.
8 причин, по которым сказки необходимы в детстве
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».
― Альберт Эйнштейн
1. Сказки показывают детям, как справляться с проблемами
Мы учимся у героев сказок, даже будучи взрослыми. Они помогают нам, потому что мы связываемся со своей собственной жизнью, мечтами, тревогами и думаем, что бы мы сделали на их месте. Сказки помогают детям научиться ориентироваться в жизни. (Беттельхейм, Б. Использование чар: смысл и значение сказок .)
«Сказки не рассказывают детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить».
― Г.К. Chesterton
2. Сказки развивают эмоциональную устойчивость
Сказки показывают проблемы реальной жизни в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает герой. (За исключением оригиналов братьев Гримм.) Дети должны в безопасной среде обнаружить, что плохие вещи случаются со всеми. Потому что знаете что? Никто в жизни не застрахован от проблем, поэтому нам нужно развивать способности у наших детей. Наращиваем ли мы эмоциональные мускулы, чтобы наши дети могли держаться в трудные времена, или же мы защищаем своих детей, защищая их, оставляя их настолько слабыми, что они не могут справиться с чем-либо, требующим силы?
3. Сказки дают нам общий язык (культурная грамотность и канон)
Нил Гейман пишет: « Мы сталкиваемся со сказками в детстве, в пересказах или панто. Мы дышим им. Мы знаем, как они идут».
4. Сказки пересекают культурные границы
Во многих культурах есть общие сказки, такие как Золушка, со своим собственным культурным колоритом. Мы читаем версии и знаем, что все мы разделяем что-то важное, потребность придавать смысл жизни истории и надежду на то, что добро восторжествует над злом.
5. Сказки учат истории
Сказки — это понимание основ истории — место действия, персонажи и сюжет (нарастание действия, кульминация и развязка), а также разница между вымыслом и документальной литературой. Когда ребенок понимает структуру рассказа, это поддерживает его способность делать прогнозы и понимать другие истории, которые он читает.
6. Сказки развивают воображение ребенка
«Когда я исследую себя и свои методы мышления, я прихожу к выводу, что дар фантазии значил для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению».
― Альберт Эйнштейн
7. Сказки дают родителям возможность обучать навыкам критического мышления
Я абсолютно ненавижу «Русалочку» Диснея. Девушка, отказывающаяся от своей жизни ради мальчика, это вздор и не образец для подражания для моих дочерей. Даже в оригинальной версии показана слабая женщина, которая умирает за мужчину — мне это не нравится. (Но по крайней мере она страдает от последствий!)
Но.
Это не значит, что я не позволю своим детям читать сказку о русалках. Приют не дает моим детям навыков критического мышления. Экспозиция и управляемая беседа делают! (Может быть, с несколькими стонами из галереи арахиса.)
8. Сказки преподают уроки
Используйте сказки для обучения нравственности и уроков. Чему вы можете научиться у Златовласки? Как насчет Золушки или Джека и бобового стебля?
Итак, сказки слишком страшны для детей?Иногда.
Необходимо учитывать возраст ребенка и стадию развития. Мы не читаем двухлетке оригинальную Рапунцель, где принц ослеплен и окровавлен, потому что ребенок все равно этого не поймет. Используйте свое суждение как родитель. Позвольте вашим детям тоже высказать свое мнение — они смогут сказать, считают ли они историю слишком страшной или нет.
Вам нужно учитывать время суток, чтобы читать сказки.
Только не исключайте сказки из жизни вашего ребенка навсегда только потому, что некоторые из них страшные или неполиткорректные. Вы можете легко найти измененные версии, если они лучше подходят для вашего ребенка и вашей семьи.
Что вы думаете о сказках?
Какие ваши любимые?
«Хотя сейчас мы думаем о сказках как о сказках, предназначенных для очень маленьких детей, это относительно современная идея. В устной традиции волшебные сказки нравились как молодым, так и пожилым слушателям, в то время как литературные сказки (включая большинство сказок, наиболее известных сегодня) публиковались в основном для взрослых читателей до 19 века. www.endicott-studio.com/gal/galWi…)»
― Терри Уиндлинг
ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ
Огромный список детских сказок Книги фэнтези
Мелисса Тейлор
Мелисса Тейлор, Массачусетс, создательница Imagination Soup. Она мать, учитель, писатель и писатель-фрилансер. Она пишет Imagination Soup и работает фрилансером для публикаций в Интернете и в печати, в том числе Brightly для Penguin Random House, USA Today Health, Colorado Parent и Parenting.
Похожие сообщения
Сказки изначально предназначались для того, чтобы наставлять детей, но существуют ли они и сегодня?
Люди рассказывали сказки задолго до того, как появились литературные записи. Некоторые, по данным BBC, относятся к бронзовому веку. И большинство сказок не о феях.
Многие сказки, такие как Красная Шапочка, часто служили поучительными сказками для детей. Однако по мере того, как время шло и сказки проходили через «диснеефикацию», то есть упрощение чего-то реального или тревожного, многие из них были изменены, и их значения изменились.
Через призму современной критики многие пересказы сказок кажутся оторванными от современного общества. Из-за этого многие родители могут не захотеть знакомить своих детей с такими историями. Однако новое исследование может говорить об обратном.
Изменение сообщения
В недавно опубликованной в Австралийском журнале языка и грамотности статье говорится, что сказки по-прежнему являются ценным инструментом, помогающим детям узнать о социальной справедливости, эмоциональном интеллекте и даже науке, технологиях, инженерии и математике (STEM). .
«Когда-то сказки были основным способом рассказать детям о мире и их месте в нем, но со временем — и особенно после ранней «диснейфикации» — люди стали относиться к ним более критично», — говорит Гленн Саксби. , учитель и докторант UniSA Education, в пресс-релизе.
Такая сказка, как «Красная шапочка», является классическим примером сказки, утратившей свой первоначальный смысл, по словам Аннализы Кастальдо, доцента английского языка Университета Уайденера, которая не была связана с газетой.
«[Красная шапочка] кристаллизует то, как сказки превратились из фольклора с четкими посылами, которые в некотором роде придавали сил, в литературные сказки с четкими посылами, которые в некотором роде лишали силы», — говорит Кастальдо.
В оригинальной игре «Красная шапочка» главная героиня — Рыжая — перехитрила и обманула волчицу, выдающую себя за свою бабушку. В конце концов, она убегает, что помогает научить детей тому, что, если они сохранят рассудительность и руководствуются здравым смыслом, они смогут избежать опасных ситуаций, — говорит Кастальдо.
Однако история изменилась, когда французский писатель Шарль Перро переписал «Красную шапочку» в более упрощенном виде. Значение изменилось с «сохраняй спокойствие и используй свой ум», чтобы не разговаривать с незнакомцами. В конце рассказа Перро волк ест Рыжего.
«Его Красная Шапочка такая слабая, что ее легко одурачить», — говорит Кастальдо.
Modern-Day Shift
В некоторых случаях Перро и другие писатели изменили сказки так, чтобы женские персонажи казались более слабыми, зависимыми и глупыми. Но в наши дни произошел сдвиг в пересказе сказок с более сильными, умными и независимыми персонажами. Или, как выразился Кастальдо, это была скорее попытка придать этим персонажам больше индивидуальности.
Эти современные пересказы, возможно, помогли учителям использовать сказки в классах.
Согласно газете, дети могут извлечь уроки из сказок, такие как литературные приемы, убедительная структура рассказа и гендерные исследования, наряду с STEM. В исследовании приводится пример: «Могла ли Рапунцель построить канатную дорогу, используя свои волосы, чтобы сбежать из тюрьмы в башне?»
Сказки также могут помочь детям развить эмоциональный интеллект. Через эти рассказы дети могут узнать, что чисто добрые и чисто злые люди существуют только в сказках. Они могут понять, что человеку свойственно совершать ошибки.
(Источник: Lijphoto/Shutterstock)
«Нам нужно выйти за рамки «традиционной сказки», и через учителей мы можем начать новую главу», — говорит Саксби в пресс-релизе. «Активное обсуждение исторического и социокультурного контекста сказок может предоставить много возможностей для обучения в классе, но у учителей все еще есть возможность выйти за рамки традиционных границ».