Сказки (на прогулке) о труде и профессиях для дошкольников | Методическая разработка (подготовительная группа):
Сказки на прогулке. Зима. Труд
Среди задач образовательной деятельности социально-коммуникативного развития «Труд взрослых и рукотворный мир» в Программе дошкольного образования выделены следцющие:
1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы
достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии ивзаимосвязи видов труда и профессий.
2. Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступноготруда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстникамичерез дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
4. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде,
элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.
5. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию втруде взрослых, оказанию посильной помощи.
Трудовое воспитание проводится и на занятиях, и в свободной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, беседыс детьми о труде и профессиях, рассказывание сказки…
Ведь именно сказки учат, что «без труда не вытянешь рыбку из пруда».
Вот только некоторые из них: русские народные сказки: «Маша и медведь», где Машенька и пол подметет, и медведю еду приготовит. Сказка «Морозко», где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету. Украинская народная сказка «Колосок», в которой цыплята трудились, а котенок и щенок пели да танцевали все лето. Среди авторских сказок: К.И. Чуковский «Федорино горе», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и многие другие.
Детей знакомят с трудовой деятельностью и на прогулке. Наблюдайте за природой, приобщайте к труду, рассказывайте сказки! Попробуйте и у вас получится!
Декабрь
Однажды на прогулке дети наблюдали за воробьями. По ходу наблюдения воспитатель читает строчки из стихотворения В. Мирясовой
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
Воспитатель: Ребята, о воробьях говорят, что они «шумный птичий народ». А я бы добавила — очень дружный. Послушайте сказку.
«Дружные воробьи»
— В одном городе под крышей многоэтажного дома жила стайка воробьев. Эти небольшие птицы прилетали на территорию детского сада к кормушкам. Там была их своеобразная столовая.
Как у всех зимующих птиц нашего края ворон, галок, сорок, дятлов, у нихесть подпушек и очень твердый клюв.Питаются они крошками и зернышками.
Но корма в зимнее время им не хватает, а сытость дает птахам тепло.Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, защищаясь от мороза.
Поэтому воробьи селятся рядом с человеком. Чтобы прокормиться и согреться возле него.
Да, зиму воробьи проводят рядом с людьми. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Вот и дети в детском саду, как могли, помогали птицам, подкармливали их. Однажды они принесли из дома корм: сухие корки, пшено. Все разложили в кормушки. На участке висели три кормушки. Девочки очень ответственно отнеслись к заданию. Они очистили кормушку от снега и насыпали зерно. А мальчики положили корки просто так, на дно кормушки, в снег.
Воробьи подлетали, увидев обильный корм, громко чирикали, созывает на пир своих собратьев. Возле расчищенной от снега кормушки воробьевсобралосьбольше. Они с удовольствием поедали зерно. А к кормушке, где хлебные крошки лежали в снегу, редко кто подлетал.
Мальчикам было стыдно, что они так отнеслись к ответственному заданию. С тех пор дети на прогулке проверяли кормушки, старались очищать её от снега и подкармливать птиц.
А птицы, прилета к кормушкам громко чирикали и радовали ребят своим присутствием.
Трудовая деятельность. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Январь
Очень часто на прогулке дети наблюдали за сезонными изменениями погоды, рассказывали о природных явлениях. Зимой говорили о свойствах снега; закрепляли знания о сезонном явлении — снегопаде; развивали чувство прекрасного.
По ходу наблюдения воспитатель загадывает детям загадку:
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит (Снег)
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что в этой зимой мало снега? Для природы это не очень хорошо. Мало снега – мало талой воды, возможна засуха. И деревья могут пострадать. Давайте попробуем их спасти. Послушайте, я расскажу вам сказку.
«Спасенные деревья»
Наступила зима. Снега было мало. Давно он не выпадал, больше недели. Детям хотелось поиграть в снежки, валяться в снегу.
Осталось только вспоминать, какой бывает снег. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
Соблюдая режим дня, дети в детском саду вышли на прогулку. Так как снега было мало, мальчики решили построить из того что есть окопы и поиграть в войну. Они стали откапывать лопатками снег у корней деревьев. Подул сильный ветер и снежинки разлетались в разные стороны. Ребята ушли с участка довольные.
— Завтра продолжим откапывать снег для укреплений,- решили они.
Ночью Серёже приснился сон. Деревья плакали и говорили о том, что при сильном морозе корни их замёрзнут, и они высохнут.
На следующий день пришел Сережа в детский сад и рассказал ребятам свой сон.
Решили мальчики спасти деревья и на прогулке стали заново засыпать корни деревьев снегом.
Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. Цель: развивать умение работать сообща.
Январь
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель беседует с детьми о работе дворника зимой на территории детского сада
И рассказывает сказку.
«На радость малышам»
Однажды в выходные дни намело очень много снега, и дети вместе с родителями пробирались в детский сад по заснеженным дорожкам. Все недоумевали. Что случилось? Где дворник дядя Гриша?
Дети знали его давно. С утра он приводит в порядок территорию детского сада. Летом подметает дорожки, весной вскапывает клумбы, зимой расчищает от снега тротуар. Орудия труда у дяди Гриши были одни и те же. Он использует для работы метлу, лопаты, секатор, тележку. Ребята знали, как тяжела профессия дворника и часто ему помогали. Сгребали осенью листья в кучу. Вскапывали песочницу. Расчищали дорожки от снега у себя на участке.
И сегодня они очень удивились, не увидев знакомую фигуру около детскогосада. Оказалось, дядя Гриша заболел.
Выйдя на прогулку, они убрали свой участок и решили пойти на участок младшей группы. Все вместе взялись за работу, и вскоре участок малышей был расчищен для игр. Все остались довольны. А малыши больше всех! Всегда приятно совершать добрые поступки!
Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп. Цель: воспитывать желание трудиться.
Февраль
На прогулке наблюдение за сезонными изменениями погоды Воспитательс целью расширения и углубления знаний о неживой природе и формирования интереса к природным явлениям, читает строчки:
Ветер дул всю ночь, шумели ели.
Сосны старые скрипели.
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель: Ребята хотите знать, как образуется ветер? Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер. Зимой сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.
Послушайте сказку.
«Ветер-ветерок и белый Снежок»
Жил-был Ветер-ветерок. Круглый год он путешествовал по свету. С наступлением зимы подружился ветер со Снегом. Когда шла снежная туча, ветер просыпался и мчался резвиться. Снежинки, падая, его не слушались, разлетались в разные стороны. Всем было весело.
Но не нравилось это зимнему Солнцу, туча закрывала его, и оно не видело зимних утех Ветра и Снега.
И тогда Солнце подговорило Ветер быть не только легким и игривым, а стать серьезнее, показать себя во всей силе.
Поддался на уговоры Солнца Ветер-ветерок. Как только туча закрыла в очередной раз Солнце, Ветер стал дуть сильнее. Снежок, привыкший к легкому дуновению ветерка, не ожидал такой силы и закружился в вихре.Он перемещался по направлению ветра с одного места на другое.
Сталохолодно, ветрено, пасмурно. Началась настоящая метель. Наш Ветерок и сам испугался, начал убавлять свою силу. Постепенно он утих, и благодарный Снежок вновь стал падать тихо и спокойно.
С тех пор, как только Ветер хочет показать свою силу, Снежок останавливает его, и тот дует тише,прислушивается к другу.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки снежного городка. Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.
Литература
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском садуСтаршая и подготовительная к школе группы /.И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
Е. А. Алябьева Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях © ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016 © Алябьева Е. А., текст, 2016 От автора Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность гордиться результатами труда своих близких родственников, людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе и мире. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически осознают его значимость. Труд для всех становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых помогает ему понять взаимозависимость людей в социальной общности. Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО. Круг профессий, с которыми знакомят старших дошкольников, достаточно широк. Однако далеко не с каждой профессией воспитатель может познакомить детей, организуя экскурсии и целевые прогулки. На помощь приходят тематические словари, наглядные пособия, материал из Интернета и, конечно, рассказы, стихи и сказки. Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности. Автор предлагает несколько методических пособий по ознакомлению детей 5–8 лет с профессиями. В книгах под общим названием «Поиграем в профессии», вышедших в издательстве «ТЦ Сфера» в 2015 г., систематизированы занятия, игры, стихи, загадки, физкультминутки, гимнастика для обозначенных профессий. Данная книга – хорошее дополнение к указанным пособиям. Автор старалась показать взаимосвязь людей разных профессий, работающих на одном предприятии или в одной области деятельности. Детские рассказы с сюжетом более близки и понятны дошкольнику. Они помогают взглянуть на профессиональную деятельность взрослых глазами ребенка, подключить свой личный опыт. Описательные рассказы включают больше нужных сведений, но требуют от детей сосредоточения, переработки информации, запоминания. Все рассказы способствуют развитию речи детей. Вопросы и задания воспитателя после чтения направлены на развитие умения рассуждать, делать умозаключения, рассказывать, грамотно строить предложения, обогащать и активизировать словарь. В разделах прописаны цели, у каждого рассказа имеется методическая часть с вопросами, заданиями и словарной работой. Толкование понятий в конце каждого раздела поможет педагогам наиболее точно и правильно пояснять смысл слов, используемых в рассказах, а детям – обогатить свой словарный запас. В текстах курсивом выделены слова для словарной работы. О каждой профессии предложено несколько рассказов, что позволяет раскрыть ее более глубоко. При их написании автор опиралась на материал энциклопедий, Википедии, федеральных законов, должностных инструкций, квалификационных требований к должностям, словарей. Некоторые рассказы могут служить основой для строительных игр, например, «Железнодорожный вокзал», «Порт» и т. п. Специально для мальчиков подобран познавательный материал о технике и героике будней людей разных профессий. Например, в описании профессии капитана морского судна приведены разнообразные команды, используемые для взаимодействия моряков на корабле, которые дети могут применять в своих творческих играх. Объем предлагаемого детям материала определяет воспитатель. Несомненно, большие рассказы необходимо читать частями. Рассказы требуют обсуждения отдельных моментов по ходу чтения, рассмотрения многочисленных примеров. Незнакомые детям понятия можно разобрать до начала чтения, но обязательно еще раз уточнить в процессе чтения. Такие профессии, как журналист, работник СМИ, трудны для понимания детьми, поэтому опора на доступный им конкретный материал, в том числе и видео, обязательна. Автор желает педагогам вместе с детьми увлекательного путешествия в мир профессий. Познавательные рассказы для детей 5–8 лет Работники почтовой связи Задачи: – раскрывать значение почтовой связи Российской Федерации и ее работников, показывать, как почтовая связь позволяет людям получать информацию и обмениваться ею на равных правах с соблюдением тайны переписки, пересылать и получать необходимые товары, денежные переводы, журналы и газеты (новую информацию), пенсию; связываться с любым населенным пунктом мира; получать дополнительные услуги; – знакомить с почтовыми работниками, их должностными обязанностями, значимыми личностными и профессиональными качествами, правилами отсылки корреспонденции; – дать первичные знания по истории почты; – развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарь; – развивать умение использовать свой личный опыт в беседе, делать выводы, высказывать суждения; – формировать уважительное отношение к работникам почты, интерес к их деятельности. Как Аня начала понимать свою маму Мама Ани работает на почте оператором связи первого класса. У нее столько работы, что к концу дня она просто валится с ног. Аня никак не могла понять, почему мама так устает. Она обижалась, когда мама отказывалась вечером с ней играть, и уходила в свою комнату. Однажды детский сад, в который ходила Аня, закрыли на ремонт. Маме пришлось взять дочку с собой на работу, поскольку не с кем было оставить ее дома. Мама посадила дочку за стол, дала ей альбом для рисования, краски и карандаши, попросила Аню не шуметь и не отвлекать ее от работы. Девочка немного порисовала, ей стало скучно, и она пошла осматривать почтовое отделение. Отделение почты, в котором работала Анина мама, было небольшим и обслуживало один из микрорайонов города. В нем стояли всего две кабинки для междугородной телефонной связи. В этих кабинках можно было по телефону поговорить с родными, близкими или деловыми партнерами, живущими в других городах. Вместе с мамой работали еще два оператора связи, заведующий почтой и два почтальона. За день эти несколько человек делали так много работы, что у Ани даже закружилась голова. Операторы связи, в том числе и мама Ани, работали с посетителями, почтальонами и работниками из главпочтамта – самой главной почты в городе. Аня подошла к отделу, в котором работала оператор связи Мария Ивановна. Она принимала и упаковывала посылки и бандероли, занося все данные о них в компьютер. Она же выдавала посылки и бандероли посетителям, которые приходили на почту, чтобы получить их. Мария Ивановна внимательно читала квитанцию получателя и сверяла ее с паспортом. Аня спросила у нее: – Мария Ивановна, почему вы сразу не выдаете посылку, а так внимательно читаете какие-то бумажки? – Я так внимательно читаю квитанцию и паспорт получателя для того, чтобы не отдать посылку или бандероль не тому человеку, которому она предназначена, – серьезно ответила Мария Ивановна. – А еще я взвешиваю посылки и бандероли, чтобы проверить точность веса, и проверяю, нет ли каких повреждений на упаковке. – А я бы просто отдала посылку тому, кто за ней пришел, – сказала Аня, – очереди бы тогда совсем не было. |
Книги для детей о карьере и работе
Как родитель и педагог, я стараюсь знакомить своих детей с обширными карьерными областями, которые им доступны. Есть так много возможностей. Эти книги для детей о карьере — один из инструментов, которые я использую, чтобы рассказать обо всех вариантах, которые у нас есть, чтобы найти то, чем мы хотели бы заниматься в жизни.
Книги о карьере для детей
Полное раскрытие: Этот пост содержит партнерские ссылки.
Внутренняя работа на работе, или Сколько людей работает на одной работе
Создание великой выставки Доро Глобус и Роуз Блейк представляет двух разных художников — скульптора и художника. Оба имеют уникальный стиль и рабочую среду. Но есть также много других людей, которые работают над тем, чтобы представить свои работы на выставках в музеях. Вы познакомитесь с арт-хендлерами, кураторами, помощниками, охранниками и другими людьми.
Кто-то строит мечту Лиза Уилер мы знакомимся со всеми людьми за кулисами, которые воплощают в жизнь продукт от мостов до книг. Есть так много рук, которые касаются проекта, прежде чем конечный продукт будет доступен.
Helping Hospital : Книга общественных помощников Линдси Уорд рассматривает широкие возможности работы, связанной с больницей, от приемного отделения до различных медсестер и врачей. Мы исследуем больницу и рабочих, путешествуя с разными пациентами, посещающими больницу.
Если бы я был рейнджером парка от Кэтрин Стир, у вас был бы один из лучших видов на работе каждый день! Узнайте все о других особенностях этой работы в этой забавной книге. Хотелось бы увидеть целую серию книг о карьере этого автора.
Вероятно, есть профессии, о которых вы никогда не слышали, например, доярка из змеиного яда, и другие, которые дети хотели бы иметь сейчас, например, создатель видеоигр. Взгляните на 40 различных профессий в этой научно-популярной книге «Самые крутые профессии в мире» от Lonely Planet Kids.
Если вы когда-нибудь смотрели сериал «Тайная жизнь зоопарка», то знаете, что работа в зоопарке полна разных задач. Что делать, если вы работаете в зоопарке? Стив Дженкинс приводит некоторые из этих заданий в эту веселую и информативную книгу.
«Воспитание художника: история о ландшафтном дизайнере и его сыне» Джона Парра знакомит нас с тяжелым трудом и творческим потенциалом, которые необходимы ландшафтному дизайнеру. В этой истории сын однажды помогает отцу на работе.
В «Дне карьеры» Энн Роквелл дети приглашают гостей, чтобы рассказать о своей работе. Это базовое введение в несколько профессий, таких как судья и строитель. Хороший выбор для малышей или дошкольников.
9Книга Мика Джексона «0002 Пока ты видишь» исследует всю работу, которую люди и животные выполняют ночью, когда многие из них спят.Книги о конкретных людях с интересной карьерой
Всегда интересно узнавать о людях, которые изобретали вещи и стали предпринимателями, или о других, которые оказали большое влияние в своей области или в мире. Вот лишь несколько человек, которые сделали увлекательную карьеру.
Pura’s Cuentos Аннетт Бэй Пиментель знакомит нас с рассказчицей, которая принесла двуязычное повествование в Гарлем. Пура Бельпре была первым библиотекарем-латиноамериканцем в Нью-Йорке, а также рассказчиком и писателем. Узнайте о ней и ее вкладе в юных читателей, а также о нарушении правил, чтобы включить других.
Секретно: Секретная карьера Мэри Голды Росс, инженера аэрокосмической отрасли чероки Трейси Сорелл рассказывает о том, что входит в проектирование секретных самолетов, как женщина-инженер.
Niki Nakayama: A Chef’s Tale in 13 Bites by Jamie Michalak представляет нам шеф-повара, которому пришлось преодолеть множество препятствий на пути к своей мечте. Накаяма должен был доказать, что женщина может быть шеф-поваром в сфере, где доминируют мужчины. В 2019 году ее ресторан был удостоен двух звезд Мишлен за отличную кухню.
Марио и дыра в небе: как химик спас нашу планету Элизабет Раш — это история о влиянии вашей работы на мир. В этой истории мы узнаем о химике, лауреате Нобелевской премии, который обнаружил, что фреоны разрушают наш озоновый слой.
Скоро у меня будет больше биографических книг!
Одежда или инструменты, связанные с различными работами
Для некоторых работ требуется специальная одежда, связанная с работой, и эти книги знакомят нас с этими специальными предметами. Все это хороший выбор для детей младшего возраста.
Какую обувь вы будете носить? Джулия Кук рассматривает обувь, связанную с работой.
Взгляните на бельевую веревку, чтобы определить, какая одежда подходит для той или иной работы в «Подсказках для бельевой веревки к работе, которую люди выполняют» Кэтрин Хелинг.
Можете ли вы определить работу, просто взглянув на инструменты, которые держат в чьих-то руках. Проверьте, насколько вы хороши в этом, в «Чьи это руки» Миранды Пол.
Список книг о профессиях для детей для печати
Возьмите распечатанный список книг, указанных выше. Он идеально подходит для того, чтобы взять его с собой в библиотеку или добавить в свои планы уроков.
Получайте удовольствие от изучения карьеры и работы с помощью этих книг.
И, продолжайте обучение с моим дошкольным отделом грамотности помощников сообщества. Это четыре недели для планирования уроков.—->Community Helpers Literacy Unit
Любимые народные сказки и сказки, которые вдохновляют воображение, преподают уроки – The Oakland Press
Чтение сказок может иметь важное значение для развития воображения юных читателей. Между тем народные сказки могут помочь осветить жизненные уроки и рассказать детям о традициях, которых придерживаются люди во всем мире. На этой неделе мы представляем множество иллюстрированных книг, каждая из которых уникально и ярко иллюстрирована, воплощая в жизнь разнообразные народные сказки и сказки. А так как март является национальным месяцем чтения, что может быть лучше, чтобы прочитать книгу или две (… или пять)?
«Что-то из ничего» Фиби Гилман. (С любезного разрешения Scholastic Press)«Что-то из ничего» Фиби Гилман
Эта книжка с картинками, основанная на идишской народной песне, рассказывает историю Иосифа, у которого есть любимое одеяло, которое дедушка сшил ему в детстве. Когда одеяло изнашивается, Джозеф убеждает свою мать позволить дедушке превратить одеяло в куртку, а не выбрасывать его. По прошествии времени, дедушка превращает куртку в одежду меньшего размера каждый раз, когда Джозеф изнашивает ее, что произойдет, когда ткани не останется?
«Из земли Савской: йеменская народная сказка» в пересказе Кэролин Хан
«Из земли Савской: йеменская народная сказка» в пересказе Кэролин Хан. (С любезного разрешения Interlink Books)Этот сборник традиционных йеменских сказок, идеально подходящий для чтения вслух, включает истории о джинне, принявшем облик кошки, счастливом портном по имени Сулейман и умном пастухе, который рассказывает своей семье, что нашел волшебство. пещера.
«Медовая банка» Ригоберты Менчу Тум, перевод Дэвида Унгера
Этот сборник традиционных сказок майя основан на воспоминаниях автора о ее детстве в Гватемале.