Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Описание | Пушкин | 929 617 | 00:11:36 | 132 | 53 |
Сказка о мертвой царевне является достаточно трагичным и поучительным произведением. Царица родила дочь и ждет мужа из похода. Он возвращается, а жена умирает. Царь тоскует, но через год женится. Новая жена — красавица, но зла, капризна и… | |||||
Сказка о царе Салтане Описание | Пушкин | 915 118 | 00:26:24 | 86 | 42 |
Царь женится на простолюдинке, ей завидуют сестры и бабушка. Вскоре царь уходит воевать, у молодой царицы рождается сын-богатырь, ее сестры шлют царю ложный донос, что у него родился неведомо кто — зверюшка. Разгневанный царь откладывает решение… | |||||
Сказка о рыбаке и рыбке Описание | Пушкин | 884 319 | 00:05:36 | 94 | 27 |
Сказка основана на классическом сюжете о чудесном помощнике, помогающем доброму, совестливому, бескорыстному старику в борьбе с женой, отличающейся сварливостью и злобой. Живут они в хижине на берегу моря, влача жалкое существование. Дед рыбачит,… | |||||
Лиса и Журавль Описание | Русские народные | 881 330 | 00:01:18 | 17 | 8 |
Пригласила Лисица в гости Журавля. Все шло чинно мирно, пока не пришло время садиться за стол. Хитрющая Лиса, издеваясь, подала в качестве угощения тарелку с размазанной по ней манной кашей. Конечно бедолага Журавль не сумел отведать даже маленькой… | |||||
Колобок Описание | Русские народные | 864 203 | 00:02:36 | 176 | 74 |
Сказка знакомит с крестьянским жилищем: с окошка Колобок скатился на лавку, потом на пол, прокатился до двери, перепрыгнул через порог (граница избы), оказался в сенях, потом — на крыльце (граница дома), попал во двор и выкатился за ворота (граница… | |||||
Морозко Описание | Русские народные | 847 616 | 00:19:54 | 208 | 86 |
История начинается с того, как по приказу мачехи родной отец зимой отвез дочку в лес и оставил на ночь в сугробе на верную смерть. Мотив жестокого поступка мачехи очевиден — добрая, красивая и трудолюбивая падчерица привлекает внимание женихов и… | |||||
Заюшкина избушка Описание | Русские народные | 838 140 | 00:02:48 | 70 | 42 |
Сказка повествует о добром, дружелюбном, миролюбивом Зайчике, который однажды решил поострить добротную деревянную избу, чтобы жить поживать в ней и добра наживать. В это же время, в дремучем, мрачном лесу проживала хитрая Лиса и, из-за нежелания… | |||||
Лиса и волк Описание | Русские народные | 821 993 | 00:03:06 | 24 | 7 |
Как-то раз Дед ехал с рыбалки, нагрузив полный воз рыбой, и видит, лежит на дороге мертвая лисица. Подумал Дед и решил подобрать лису, с мыслью, что попросит Бабку сшить новую лисью шапку. Не догадывался Дед, что плутовка решила перехитрить его, и… | |||||
Маша и медведь Описание | Русские народные | 821 098 | 00:03:48 | 246 | 119 |
Бабушка и дедушка отпускают Машу в лес за грибами и ягодами, строго наказывая держаться возле подружек. Возможно, Маша впервые пришла в лес, и плохо знает обратную дорогу. Но девочка ослушалась — она увлеклась, отойдя от подруг на приличное… | |||||
Гуси-Лебеди Описание | Русские народные | 819 168 | 00:04:06 | 145 | 56 |
Родители идут работать в поле и наказывают дочке беречь братца, не уходить со двора. За это обещают подарки. Посадила девушка малыша на траву под окно, увлеклась игрой на улице с подружками и забыла о братике. Возвращается девочка — нет братца! |
frigato.ru
Русские народные сказки — слушать бесплатно онлайн
Русские народные аудиосказки
Имена сочинителей первых русских народных сказок давно канули в Лету, но художественный вымысел оказался настолько интересным, что они стали пересказываться из уст в уста в течение столетий. Пересказывать народные сказки можно довольно произвольно, не соблюдая дословно их текст, главное – сохранить сюжетную линию и героев повествования.
Что такое народная сказка
Народные сказки – это не просто волшебная история с замысловатым сюжетом. Это сконцентрированная народная мудрость, в них отразились вековые традиции, нравы и быт людей, живших в древней Руси. Сказки всегда имеют философский смысл, дают жизненные ориентиры духовного, семейного, бытового характера, иногда даже более глобального – государственного (сказки про царей и их детей). Говоря словами великого поэта Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».
Какие бывают сказки
Условно можно разделить сказочное народное творчество на несколько категорий, наиболее распространенной является следующая:
- Сказки с участием животных («Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок»). Все животные как домашние, так и дикие, в сказках уподобляются людям: разговаривают, совершают человеческие поступки, одарены разумом. Именно со сказок животные наделяются определенными признаками: лиса – хитрая, заяц – трусливый, волк – злой.
- Волшебные истории («Снегурочка», «Финист-ясный сокол», «Дед Мороз и Снегурочка»). В них всегда есть чудеса, невероятные для реальной жизни события. Главными героями выступают фантастические лица: Дед Мороз, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Царевна-лягушка, Морозко, Чудо-Юдо, Баба-Яга, Конек-Горбунок, Жар-птица. Присутствуют и необычные предметы, творящие чудеса: молодильные яблочки, живая и мертвая вода, меч-кладенец, шапка-невидимка, скатерть-самобранка.
- Смешные бытовые истории («Барин и мужик», «Каша из топора», «Вершки-корешки»). В них нет чудесных превращений, они более подробно отражают реальный повседневный быт. Сюжет сказки простой, незамысловатый, построен на характерах людей и бытовой ситуации.
Чему учат народные сказки
Сказки были в детстве у каждого ребенка. Сказочными историями не только развлекали детей, укладывали спать, но и одновременно рассказывали об истинных ценностях в жизни, неназойливо воспитывая на положительных примерах и образах героев.
Сказки учили ребенка познавать мир, развивали его фантазию, воображение. Возможность неоднократно слушать сказки онлайн позволяет улучшать память у детей, а красивый язык волшебных историй помогает совершенствовать детскую речь. Народные сказки учат ребенка справедливости и сочувствию, сопереживанию, умению различать добро и зло.
Слушать сказки детям можно уже с 5-6 месяцев, груднички отлично воспринимают интонации, различают звуковые подражания (как корова мычит, как петушок поет и т. п.), им нравится веселые бодрые голоса актеров, читающих текст сказочных историй.
Как рассказывать ребенку народные сказки
20 Сен01404
Ольга Соболева: Снова и снова, читая или рассказывая ребенку одну и ту же полюбившуюся сказку, мы, волей не волей, начинаем задавать себе вопросы. Почему детям так нравятся сказки? Почему ребенок на этом этапе своего развития выбрал именно эту сказку и готов слушать ее вновь и вновь? Какой смысл заключен в этих коротких историях, которые взрослые рассказывают детям уже не одно столетие?
Конечно, всем известная любовь детей к народным сказкам привлекла внимание психологов.
И выяснилось, что самые известные сказки, которые слушают десятки поколений малышей, насыщены материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы ребенка, как только что сорванная с грядки морковка — витаминами.
Сказки помогают развитию внимания, памяти, мышления, первичных математически представлений (количество, счет, размер, последовательность), представлений о композиции, причинно-следственных связях, социальных и моральных нормах, речи, воображения.
Чтение детям сказок (в данном случае, впрочем, как и любой художественной литературы) оказывает самое стимулирующее влияния на развитие речи: расширяется словарный запас, эмоциональная составляющая речи, диалог, чувство ритма и рифмы.
Нашлись объяснения и известному многим родителям феномену — ребенок может слушать одну и ту же сказку много-много раз подряд, требовать только ее и не соглашаться ни на что другое. Во-первых, как уже было сказано выше, сказка дает очень богатый материал и ребенок не хочет переходить к новому, пока не усвоит урок. Во-вторых, ребенок еще не до конца уверен в постоянстве мира.
Вы видели, как полугодовалый младенец бросает игрушку снова и снова, чтобы убедиться, что она и в сотый раз упадет, а не взлетит к потолку? Так же ребенок постарше хочет слышать неизменный сюжет сказки, убеждаться, что за мышкой-норушкой всегда приходит лягушка-квакушка, а мышка всегда машет хвостиком и яичко всегда разбивается. Это создает ощущение безопасности, убеждает его в постоянстве законов природы и общества.
Знакомя ребенка с народными сказками, можно не только читать книжки с картинками. Вы можете, следуя старым традициям, рассказывать сказки сами перед сном или на прогулке. Предлложите ребенку рассказывать сказку вместе с вами и самому для любимой куклы или плюшевого мишки, разыгрывайте по ролям. Незаменимым помощником в таких играх может стать пальчиковый кукольный театр и другие игрушки по мотивам русских народных сказок.
Ниже привожу перечень сказок, которые все родители рассказывают своим детям. Не думая о том, что эта сказка развивает, не подозревая о ее многозначности, мы просто рассказываем детям эти сказки, потому что сами слышали их в детстве от мамы или от бабушки.
Курочка Ряба
Одна из самых любимых первых сказок. И одна из самых загадочных. Взрослым совершенно непонятен ее смысл. Какие только версии не выдвигались о том, что символизирует этот очень простой и немного абсурдный сюжет. Существует версия, что эта сказка — метафора создания вселенной из мирового яйца. Гештальт-психологи считают, что главная ее ценность именно в абсурдности, она приучает ребенка к тому, что происходящее в жизни порой совершенно непонятно для нас. Возможно, что сказка привлекает ребенка простотой сюжета, который ему легко запомнить и удержать в поле внимания. А знаете ли вы, что есть другая более длинная версия этой сказки?
Русская народная сказка «Курочка Ряба» — текст сказки:
Курочка Ряба (Вариант 1)
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
Курочка Ряба (Вариант 2)
Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!
— О чем вы плачете?
— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.
Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.
— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!
На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.
Пришел поп с книгою.
— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!
Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.
Колобок
Сегодня эта сказка звучит прежде всего как история с моралью о том, что нужно слушаться и уважать родителей, не убегать из дому и не разговаривать с приветливыми незнакомцами. Но говорят, что когда-то это был сюжет о лунном цикле. Каждый из встреченных Колобком откусывал от него по кусочку, как уменьшается луна в течении лунного месяца.
Русская народная сказка «Колобок» — текст сказки:
КОЛОБОК (обработка А. Толстого)
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пo полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только заяц его и видел!
Катится колобок, навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только волк его и видел!
Катится колобок, навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только медведь его и видел!
Катится колобок, навстречу ему лиса:
— Колобок, колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
А лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А лиса опять ему:
— Колобок, колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг лисе на язык, а лиса его — гам! — и съела.
Репка
Сказка о семье и взаимопомощи. Замечательная сказка для тренировки памяти и получения первых представлений о понятии размера и последовательности. В своем более древнем варианте сказка символически указывает на взаимоотношение поколений, а также на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования. В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально – Отца и Матери.
В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ: Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Репка посажена Предком, самым древним и мудрым. Дед – Древняя Мудрость; Бабка – Традиции, Дом, хозяйственность; Отец – Защита и Опора Семьи; Мать – Любовь и Забота; Внучка(дочка) – дети, внуки; потомство, продолжение Рода Жучка – охрана достатка в Роду, Кошка – благостная обстановка в Роду, в данной Семье Мышка – благосостояние Семьи, Дома. Мыши водятся там, где есть достаток, где крошки не считают.
Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными, сообща трудиться и иметь Счастье в семье.
Русская народная сказка «Репка» — текст сказки:
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, — вытянули репку!
Теремок
Русская народная сказка «Теремок» — текст сказки:
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Три медведя
Русская народная сказка «Три медведя» — текст сказки
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаиле Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина. Третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — для Михаиле Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол.
Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, и третья маленькая — Мишенькина.
Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!
А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!
Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!
Мишутка взглянул на свой поломанный стульчик и пропищал:
— Кто сидел на моем стуле и сломал его!
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ!- заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ!- зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тоненьким голосом:
— Кто ложился в мою постель!
И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи!
Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Маша и медведь
Русская народная сказка «Маша и медведь» — текст сказки
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого…
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:
— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
— Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
— Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Лиса и журавль
Русская народная сказка «Лиса и журавль» — текст сказки
Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин
Оригинал
soznatelno.ru
Рассказывать сказки — это… Что такое Рассказывать сказки?
- Рассказывать сказки
- Прост. Пренебр. То же, что Рассказывать басни. — Я прошу мне верить… Мой отец, Булавин, ваш враг, он и мой враг… Он хотел меня казнить, я убежала из Самары… Ротный развёл большими руками перед светильней. — Гражданка, как же вам верить, вы же сказки рассказываете (А. Н. Толстой. Хмурое утро).
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.
- Рассказывать басни
- Расставаться с душой
Смотреть что такое «Рассказывать сказки» в других словарях:
Сказки — получить на Академике рабочий купон на скидку Ашан или выгодно сказки купить с бесплатной доставкой на распродаже в Ашан
Рассказывать сказки — Прост. Неодобр. Говорить неправду; рассказывать небылицы. Ф 2, 121 … Большой словарь русских поговорок
не надо рассказывать сказки — нареч, кол во синонимов: 3 • не ври (9) • не заливай (3) • не надо петь фронтовых песен … Словарь синонимов
рассказывать — глаг., нсв., употр. очень часто Морфология: я рассказываю, ты рассказываешь, он/она/оно рассказывает, мы рассказываем, вы рассказываете, они рассказывают, рассказывай, рассказывайте, рассказывал, рассказывала, рассказывало, рассказывали,… … Толковый словарь Дмитриева
РАССКАЗЫВАТЬ — РАССКАЗЫВАТЬ, рассказать что, передать в беседе, объявить, поведать, повествовать, подробно сказать словами, устно; иногда говорят и о письменном. Путешественники, странники рассказывают много чудес. Рассказывай сказки! хвастаешь. Рассказал, как… … Толковый словарь Даля
Сказки — мукаси банаси , что буквально означает рассказы старины . На протяжении веков в каждой области, городе, местечке или деревне формировалось свое собственное представление о сказке, ее сюжете и персонажах. Сказки каждой префектуры Японии это… … Вся Япония
СКАЗКА — на салазках. Народн. Ирон. Длинная, скучная история. ДП, 411. Сказка о правде. Жарг. шк. Ирон. Классный журнал успеваемости. Максимов, 337. Сказка про белого бычка. 1. Разг. Шутл. ирон. Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.… … Большой словарь русских поговорок
Линдгрен, Астрид Анна Эмилия — Астрид Линдгрен Astrid Lindgren Имя при рождении: Астрид Анна Эмилия Эрикссон Дата рождения: 14 ноября 1907 Место рождения: Виммербю, Швеция Дата смерти: 28 января 20 … Википедия
Линдгрен, Астрид — Астрид Линдгрен Astrid Lindgren Имя при рождении … Википедия
Линдгрен Астрид Анна Эмилия — Астрид Линдгрен Astrid Lindgren Имя при рождении: Астрид Анна Эмилия Эрикссон Дата рождения: 14 ноября 1907 Место рождения: Виммербю, Швеция Дата смерти: 28 января 20 … Википедия
Барышникова, Анна Куприяновна — Анна Куприяновна Барышникова Псевдонимы: Куприяниха Дата рождения: 24 августа 1868(1868 08 24) Место рождения … Википедия
phraseology.academic.ru
Как рассказывать сказки
Как рассказывать сказки
Пусть тебе снится сказка, малыш!
Традиции воспитания детей вырабатывались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В них нет ничего лишнего, несущественного, неважного, все нужно, все ценно. Колыбельные песни, потешки, байки, песенки, загадки, поговорки, скороговорки, сказки – все должно быть в свое время предоставлено малышу бабушками, дедушками или родителями. Я хочу рассказать вам про сказки, которые рассказывают перед сном. Зачем они, чем они отличаются от тех, что читают и рассказывают днем, как их правильно рассказывать.
Незадолго до отхода ко сну, примерно за полтора-два часа лучше прекратить активные и шумные игры. Малыш должен успокоиться, расслабиться, настроиться на то, что скоро нужно ложиться спать. Немало способствует этому ванна с расслабляющими и успокаивающими маслами, а после настанет черед вечерней сказке. Напевный, неторопливый строй русских сказок лучше всего подходит, чтоб увлечь, заворожить, успокоить малыша.
Не доверяйте сказку магнитофону
Рассказывать сказки, как и петь колыбельные, нужно обязательно самому, не передоверяя магнитофонной записи или компьютерным «читалкам». Даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Учеными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты, мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе. Ребенок может считывать эти образы прямо «из головы» мамы или бабушки.
Самый широко известный пример такого «невербального» общения – это общение мамочки с еще не родившимся малышом. О том, что ребенок реагирует на ощущения, чувства, эмоции, слова и мысли мамы, еще находясь у нее в животике, написано немало. Но эта связь никуда не девается и после рождения. Постепенно в нее включаются и другие члены семьи – папа, бабушки, дедушки, сестры и братья. Ребенок при общении «считывает» часть информации непосредственно из головы взрослого, таким образам обучаясь соотносить вербальную информацию — слова, звуки, речь, с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно он учится строить свои собственные образы – у него развивается воображение, образное мышление.
А еще такой «мультфильм в голове» отвлекает малыша от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением рассказанной сказки.
Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что ни в коем случае нельзя во время чтения или рассказывания малышу сказки думать о недоваренном супе, или петь колыбельные, размышляя о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов очень вредно для ребенка. Магнитофонная же запись не несет образов вообще, что тоже не слишком полезно.
Почему бабушка – лучше?
Действительно, в традиционной большой семье в России воспитанием подрастающего поколения на его ранних этапах занимались бабушки. Вполне можно доверить бабушке укладывание малыша, если Вы уже перестали кормить его грудью. Почему именно ей? Бабушка не торопится, никуда не спешит, ее эмоции гораздо менее яркие, чем у более молодых членов семьи. Любой ребенок чувствует эмоции, и ему легче уснуть, если эмоциональный фон спокоен, тих, как сказка, которую ему рассказывают. И дети в такой доброжелательно-спокойной атмосфере чувствуют себя прекрасно и засыпают быстро и спокойно. Ну, и, конечно же, никто не знает столько сказок, былин, напевов и колыбельных, как бабушки.
Если же бабушки далеко или очень заняты, сказку может рассказать и мама, или папа, дедушка, няня. Любой человек, которого ребенок знает, и который знает хотя бы одну сказку.
Как рассказать сказку?
Итак, за окнами темно, малыш после ванны переодет в ночной комбинезончик или пижамку. Настало время сказки. Лучше, если Вы знаете ее наизусть. Можно выучить одну сказку и сделать ее вечерней. Просто не рассказывайте ее в другое время, только перед сном, тогда первые слова этой сказки уже будет для малыша сигналом, что пора спать. А у Вас будут свободны руки, чтобы обнять малыша и слегка укачивать его.
Книжка же, особенно с картинками, может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки или переворачивать листы, вместо того чтобы спокойно засыпать. Книжки – это больше для дневного чтения, разглядывания иллюстраций, поиска знакомых персонажей. Вечернюю сказку лучше именно рассказывать.
Приглушите свет, а лучше включите ночник, чтобы, когда малыш уснет, можно было уложить и укутать его, не меняя освещение в комнате – очень многие дети от этого посыпаются. Выключите музыку, телевизор, попросите домашних не шуметь. И начинайте рассказывать.
Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно без перерыва начать петь колыбельную – скорее всего, ребенок даже не заметит перехода. И сказки поэтому лучше выбирать рифмованные. Есть такие и среди народных, и авторские – например, у Пушкина или Ершова. Выбирайте, какая больше понравится. В нашей семье, например, уже третье поколение прекрасно засыпает под «Конька-горбунка» Ершова.
Когда малыш закрыл глазки и уснул, не стоит сразу прерывать сказку. Продолжайте говорить пока укладываете его в кровать, устраиваете поудобнее, укрываете. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную. Если после укладывания малыша Вы собирались заняться делами, перестать рассказывать стоит, только когда Вы вышли из комнаты и закрыли дверь. Пока звучит голос, ребенок вряд ли проснется от шума шагов, скрипа двери или стука упавшей погремушки, на которые обязательно среагировал бы в тишине. А если у Вас нет запланированных дел, можно прилечь и уснуть под свою сказку. Иногда после долгого дня этого так хочется. Спокойной ночи и сказочных снов!
www.miloliza.com
Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать
Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.
В замечательной книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:
- сказки для тех, кто боится врачей;
- сказки для гиперактивных малышей;
- для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
- сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
- сказки для агрессивно настроенных детей;
- сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.
Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.
Как выбрать нужную сказку?
Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.
Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.
Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.
Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.
Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.
Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.
Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.
Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка».
Что же делать со сказками?
В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.
Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?
Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.
Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений. Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!
Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.
Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.
На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.
Какой должна быть терапевтическая сказка?
Для каждого возраста — свои герои. Детям 3-4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5-летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.
Сказка должна иметь четкий сюжет.
Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.
Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения. Например, это может быть дождик или даже ураган.
Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).
Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.
Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.
Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.
Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.
Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.
Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.
Как рассказывать сказки?
При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность.
Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу. Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь.
Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы. Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.
Как закрепить эффект?
Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.
Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.
Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.
При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа.
Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму.
Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:
- острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
- недостаточная мотивация;
- церебрально-органические синдромы;
- недостаточное интеллектуальное развитие.
Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.
Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!
azbyka.ru
Консультация на тему: Как рассказывать сказку детям
Как рассказывать сказку детям
Консультация для родителей
(по материалам Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»
Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003 г.)
Прежде всего, перед нами стоит задача, как выбрать сказку для рассказывания. Когда мы говорим о рассказывании сказки, то имеем в виду только народные произведения, которые создавались для устного исполнения, т.е. «сказывались». Авторские сказки, как литературное произведение, детям читаются.
Народные сказки делятся на следующие группы: о животных, волшебные, бытовые, докучные, авантюрно-новеллистические.
Сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям. Остальные сказки требуют внимательного к ним отношения: предварительного прочтения и анализа.
Прежде всего, сказка должна соответствовать возрасту детей, быть не большой по объёму, интересной по содержанию, яркой.
Как же рассказывать сказки?
Для рассказывания сказки необязательно учить наизусть. Достаточно несколько раз её осмысленно прочитать. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом соблюдать меру. Взрослый, рассказывающий сказку, должен быть весёлый, обязательным рассказчиком, умеющим расположить к себе слушателей, заинтересовать их. Он должен владеть аудиторией, даже если его «аудитория» — собственный ребёнок.
Рассказчику необходимо пользоваться атрибутами сказки: присказкой, концовкой, сказочными формулами, знать их по нескольку, менять, чтобы не наскучить слушателям. Сказку лучше начинать с присказки. Надо отметить, никогда не связана с содержанием сказки. Она нужна, чтобы привлечь внимание слушателей, ввести их в волшебный, сказочный мир. «Без присказки сказка, что без полозьев салазки».
Примеры присказок: «Было это там, где и не было, за морем аккурат, да ещё три шага назад…», «В старые годы, когда реки текли молоком и мёдом, Волк пасся с Овцой, Курица к Лисе в гости ходила, жили-были…», «А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну, тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали, а я за ними на молодом коне скакала да в мешок эти сказки собирала…»
Что касается концовок, то она подводит иные сказки. Она может быть простой: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «Стали жить поживать, да добра наживать», «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец. Но есть и другие концовки, когда-то очень давно существовала профессия «сказочник» и за свой труд он получал вознаграждение. Были сложены концовки, где «сказочник» даёт понять слушателям, что он отел бы получить за свой труд или что с помощью концовки он заканчивает рассказывать сказку. Например: «Вот вам сказка, а мне кринка масла», «Вот и сказочке конец, а мне мёду корец», «Вот и сказка вся, а мне больше сказать нельзя».
И, конечно же, любая сказка не обходится без постоянных сказочных формул: долго ли коротко, стали они жить поживать, красна девица, добрый молодец, что ни в сказке сказать, ни пером описать и т.д.
И присказками, и концовками, и сказочными формулами надо умело пользоваться, чтобы заинтересовать слушателей, вырабатывать интерес к сказке.
Очень большое значение в рассказывании сказки имеет интонация, игра голосом. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником событий.
Надо стараться передать характер героев. В сказках о животных, например, звери имеют определённый один признак или особенность характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Задача рассказчика – передать голосом, мимикой, жестами и хитрость лисы, и лесть, и кокетство; глупость и жадность волка и т.д. Чтобы представить себе характер героя, нужно понять действие, которое он совершает и ради чего он это делает.
Сказки – прекрасное средство речевого развития детей, начиная с самого раннего возраста. Чем чаще дети слушают сказки и драматизируют их, тем лучше и быстрее развивается их фонематический слух, тем лучше и быстрее они начинают произносить звуки. Благодаря сказке у детей всех возрастов обогащается словарный запас, формируется правильный грамматический строй речи. Сказка помогает развивать память, внимание, воображение, что способствует развитию связной речи (диалогическая и монологическая).
Сказка развивает руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Поэтому очень хорошо завести читательский дневник. Мы завели его. Это папка, в которой собираются детские творческие работы по сказкам за весь год: рисунки, аппликации, коллажи, детские книжки-самоделки и т.д. Дети в течение всего года могут рассматривать, читать, листать, дополнять этот читательский дневник. Свои маленькие сказки и рассказы со своими рисунками, дети читают и показывают в конце учебного года в младших группах.
Путешествие в страну сказок связано с преодолением некоторых трудностей. Добрым помощником в этом путешествии будет словарик, который можно завести с детьми. Этот словарик старых и непонятных слов, которые встречаются в сказках.
Итак, счастливого пути по чудесному, волшебному миру сказок!
«Слово нужное скажите…» Сборник методических материалов по развитию речи дошкольников. – Калининград, 2009 г.
Приложение
nsportal.ru