склонность | это… Что такое склонность?
ТолкованиеПеревод
- склонность
— избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение С. обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения С. и способностей.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- склонность
— избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа — глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- склонность
- Категория.
Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.
Специфика.Форма отрефлексированной мотивации. Реализуется в различных жизненных выборах.
Синоним.Интерес.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- СКЛОННОСТЬ
(англ. disposition) — в психологическом смысле С. — любое положительное, внутренне мотивированное отношение ( влечение, интерес и пр.) к к.-л. занятию. Психологическую основу С. составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая С. характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Такую С., которой присущи все эти характеристики, называют призванием. С. развиваются, как правило, в единстве с соответствующими способностями и выступают как фактор, компонент одаренности. Син. наклонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление: В др. смысле (англ. susceptibility
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:
бзик, вкус, влечение, влечение — род недуга, душок, жилка, любовь, наклонность, настроение, неравнодушие, охота, падкость, подверженность, предрасположение, предрасположенность, приверженность, привязанность, призвание, пристрастие, псевдология, расположение, расположенность, слабая струна, страсть, стремление, струнка, тенденция, топос, тяга, тяготение
- сканирование
- скоптофилия
Полезное
Склонность в психологии.
Что это такое, определение к риску, одиночеству, фантазированию, суицидуОпределение
Склонность в психологии – это такое понятие, объясняющее направленность человека на ту или иную деятельность. Определение тесно связано с набором свойств личности — способностями.
Способностью является характеристика человека, черты которой относятся к условию успешного исполнения определенной задачи. Развивается благодаря начальным задаткам в процессе работы, в большей степени — образовательной. Не соотносится с уже имеющимися свойствами: знаниями, навыками или умениями.
Вопрос о понимании термина
С. Рубинштейн трактует понятие в качестве профессиональной направленности, в то же время А. Ковалев говорит о потребности в неком виде деятельности. Специалист личностной психологии К. Платонов выделяет понятие как одно из многочисленных проявлений социальной направленности.
А. Орлов полагает, что склонностью является термин, который указывает не на любую работу, а только на ту, которой человек мотивируется. То есть в случае, когда удовольствие приносит не только достижение цели, но и само ее выполнение.
Набор паттернов, отвечающих за способности, определяются благодаря глубине, простоте, а также стабильности к овладению приемами и навыками определенного вида деятельности. Все они относятся к первостепенным регуляторам внутри психики, при этом отличаются возможностью приобретения и развития.
Склонность в психологии — это такое понятие, которое, наряду со способностями, ресурсами и задатками, входят в конкретную область психических явлений индивида, что в свою очередь связано с обеспечением и развитием любого рода деятельности.
Зачастую склонность к тому или иному действию или навыку напрямую связана с наличием способностей, однако в психиатрической практике были примеры расхождения.
Так, в зависимости от силы вовлечения ребенка в определенный вид работы, у него в большей степени развиваются способности к данной деятельности. При этом склонность поддерживается, прежде всего, успешностью выполнения задания.
Профессиональные склонности при выборе профессии
Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!
Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.
Разновидности
Поскольку развитие интереса к определенной задаче или деятельности выражается в наличии предпочтений или их появлений, которые соответствуют той или иной области интересов, склонности различаются по предметной или культурологической характеристике:
- Гуманитарные. Изучение языков, литература, музыкальный вкус, театр или кинематография, хореография, изобразительное искусство.
- Естественные и природные. Медицина, экология, география, физика, химия.
- Обществоведческие. Психология, экономика и право, политика, социум, история.
- Технократические. Механика, электротехника и строительство, энергетика, связь.
Список разновидностей склонностей к определенному предмету может продолжаться бесконечно, поскольку ничем не ограничивается, кроме самого интереса индивида.
Следующая классификация — по степени проявления:
- Аморфное. Неясные или нестойкие склонности.
- Ситуационное. Проявляются лишь в том случае, когда присутствуют определенные специфические условия.
- Устойчивые. Направлены одновременно на несколько областей применения.
- Локальные. Используются в рамках определенной области.
- Доминантно-поглощающие. Являются склонностями, которые подчиняют все формы личностного характера.
Исходя из психологической классификации, на практике выделяют:
- Познавательные. Являют собой направленность избирательного типа, которая обращена, прежде всего, к точному познанию предмета, включая его содержание и процесс образования новых знаний.
- Эстетические. Особый вид склонностей, которые выражаются в избирательном предпочтении объектов или областей, связанных с наличием прекрасного в мире — природные формы, искусственные структуры, мелодичное движение.
- Нравственные. Характеризуется выражением особого понимания и повышенной чувствительности к наличию нравственных ценностей.
- Практические или действенные. Представляют собой совокупность всех психологических классификаций, которые тесно связываются между собой. Отличаются мыслительно-познавательным, эстетическо-нравственным и эмоциональным выбором сферы.
Исходя из педагогической практики обучения, интересы каждого индивида используются в качестве:
- мотивации к обучению.
- интенсификации развития личности.
- воспитании моральных и нравственных качеств.
- стимулирования процесса обучения.
Склонность в психологии — это такое определение, которое нередко используется в качестве уменьшения негативных сторон отставания у детей. При правильном подходе и наличии профессионального специалиста в сфере психологии, это станет хорошим средством воспитания взрослой личности.
Конкретным примером, указывающим на различие в классификации, является то, что для математика совсем недостаточно обладать только памятью или вниманием. Индивидов, которые были лучше других в математическом образовании, отличает склонность к нахождению порядка, в рамках которого располагаются те или иные элементы, нужные для научного доказательства.
Характеристики и свойства
В основе любой склонности лежат так называемые задатки, — первичные, биологические особенности психики, которые человек получает с рождения, и созревают вместе с ним.
Характеристика первопричин таких задатков включает анатомически-физиологические особенности:
- опорно-двигательного аппарата;
- нейродинамического строения мозга;
- ассиметричной специфики обеих полушарий;
- органов чувств.
Индивидные характеристики склонностей выступают в роли биологических особенностей, формирующих личность человека. При этом могут превращаться в способности, не всегда гарантируя их прямое развитие, что соотносится с качеством воспитания и выбранной деятельности.
Основатель школы дифференциальной психиатрии, заслуженный деятель научной кафедры РСФСР, профессор Б. Теплов в одной из своих работ описывал некоторые свойства склонностей. По мнению автора, отдельно способности не могут являться врожденными, в отличие от задатков, которые он воспринимал в качестве анатомически обусловленных особенностей.
Функции и роль
Склонность в психологии — это такое понятие, которое является мотивационным элементом деятельности. Потому, без их наличия, та или иная активность может и не начаться, обходя формирование любой способности в личности человека. С иной стороны, при отсутствии успешно выполненного действия, склонности индивида не могут быть опредмечены.
Другая сторона склонности, характеризующая ее в качестве основного посыла к действию — одаренность. Термин является комплексным и связан, прежде всего, с выполнением индивидом определенной задачи. Проще говоря, одаренность включает в себя различные склонности и способности, от количественной оценки которых зависит успех.
Коэффициенты интеллекта и склонностей хоть и разные между собой, однако, связаны благодаря общей концепции умственных способностей. В отличие от стандартной модели IQ, склонность относится к многочисленным характеристикам психики, которые независимы друг от друга.
Подобный подход является первостепенным в изучении психологии человека, аналогично известной теории дифференциальности интеллекта, а также гипотезе Кеттела-Хорна.
Также склонности нашли свое применение в изучении действий преступников. Так, используя когнитивные уловки на практике, можно не только выявить психологический портер убийцы, но и составить общую картину, которая позволит предугадать его дальнейшие действия. За это отвечают клиническая криминология и психологическая теория преступности.
Настоящие интересы ведут к знаниям.
Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И порою улов бывает очень богатым! Подросток показывает глубокую осведомленность — по истории, по электрике, по палеонтологии…!
Один взрослый дядя сказал мне так: мне было интересно изучать английский. Лет пять назад появился интерес.
И что? — я спрашиваю.
Отвечает: А вот две недели назад интерес кончился.
— И вы…. так и не начали учить язык…? — Нет.
Ну, что вы скажете про такой интерес, уважаемые читатели?
Это не интерес. Это некий осторожный вопрос к самому себе: а не выйти ли мне в люди? Но это не попытка выйти в люди. До попытки дело не дошло, потому что интеллектуальный труд для данного человека штука неизведанная.
Но, может быть, интерес гаснет из-за страха, что не получится у него или лень….
А что такое лень? Это такая дамочка, которая иногда приходит к каждому из нас. Но она — лишь личина. А под покровом — психологическая травма, усталость, отсутствие мотивации, отсутствие привычки к труду, не тренированность.
Формы проявлений
Показательнее всего, способности и склонности проявляются в процессе обучения, включая переучивание уже заложенной информации. Также они находятся свое развитие в нестандартных ситуациях или обстановках.
Склонности проявляются не в умениях, навыках, или знаниях, а в наличии динамического исполнения и приобретения, то есть в том, как быстро и беспрепятственно предмет усваивается индивидом при равностепенных условиях. В этом ключе, склонности или способности являются лишь некоторой возможностью, которая позволит приобрести нужные умения или знания.
К примеру, о способностях не говорят, применяя их к технике рисования, поскольку у человека еще не заложены нужные знания или навыки. Только в процессе самого обучения рисунку, включая анатомию человека, умение различить один вид живописи от другого и т.п., можно определить, есть ли у индивида предрасположенность — насколько легко и просто он усваивает методику.
Форму проявления также можно найти, изучив человека при равных условиях. В том случае, когда он не будет справляться с заданными требованиями, это будет свидетельствовать об отсутствии склонностей. Исходя из чего, индивид сможет обучиться желаемой деятельности, но при этом задействует намного больше напряжения и сил.
Склонности, как и любые другие явления в психологии обладают качественно-количественным определением. Только при сравнении этого понятия, можно говорить о способности человека к тому или иному предмету. Любое сравнение должно проводиться только в рамках равенства внешних условий.
Толкование качеств и скрытых тенденций человека
Алкоголизм
Это скрытая тенденция (стремление, тяга, склонность) к мудрости, подразумевающая погружение в глубину проблемы, чтобы ее решить. В состоянии опьянения человек жаждет общения (третьим будешь?), потому что правильное общение – это растворитель проблем (но не в пьяном состоянии). Найдя собеседника, он устанавливает фундамент для общения, (ты меня уважаешь?) и начинает изливать наболевшее. Конечно же, в таком состоянии проблемы не решаются, так как алкоголизм является лишь грубым суррогатом мудрости и философии. Это – искаженное желание общаться с мудрыми людьми, заменитель такого общения. Немного изменить направление усилий – и человек может достичь высот в философии и стать мудрецом.
Курение
Склонность к честности. Курящий человек обычно достаточно честен перед собой, поэтому испытывает дискомфорт, поступая недостаточно правильно, а это вызывает желание покурить (снять напряжение). Эта дурная привычка возникает у людей, которые склонны оценивать правильность своих действий, но не умеют настраиваться, медитировать. Курение сигарет является заменителем медитации. Немного усилий в нужном направлении, и человек может достичь успехов в медитации и познать все тайны мироздания.
Эгоизм
Искаженное проявление персонализма. Эгоист сосредоточен на самом себе – на собственных интересах, желаниях и наслаждениях. Он видит свое отличие от других и, немного проанализировав, может осознать, что каждый человек – неповторимая индивидуальность, с уникальным мировоззрением, набором желаний и интересов. Поняв это, человек сможет легко строить отношения, которые принесут благо всем, включая его самого. Эгоизм является скрытой тенденцией быть учителем (в сфере персонализма), но чтобы им стать, нужно трансформировать это негативное качество, общаясь с теми, кто лишен эгоизма.
Гнев
Указывает на склонность к духовному лидерству. Человек гневается, когда ему не нравится глупое поведение. Но ему надо как следует проанализировать и понять, что же на самом деле является разумным, а что глупым. Если гнев направить в нужное русло (на свою собственную глупость), он может принести пользу, так как подтолкнет изучать мудрость. Это качество (гнев) является противоположностью желания спасти людей от деградации и саморазрушения.
Неблагодарность
Это искаженная сдержанность и смирение. Когда человек не считает себя достойным чужой заботы и внимания (осознавая или не осознавая этого), он избегает отвечать на проявляемую кем-то заботу. Он чувствует, что пока что не готов к таким личностным отношениям, так как не может дать ничего взамен, а «в долг брать» стесняется из-за своего эгоизма (нежелания отдавать). Такому человеку не хватает понимания и счастья, но его неблагодарность может быть трансформирована в истинное смирение благодаря общению в обществе персоналистов. Смирение – это важнейшее духовное качество человека, ведущее к настоящему счастью, однако сейчас мало кто правильно понимает истинный позитивный смысл этого термина, толкуя его совершенно неправильно.
Зависть
Указывает на скрытую тенденцию последователя — идеального ученика, который желает обладать теми же качествами характера, что и его учитель. Когда мы завидуем не тому, чему реально стоило бы позавидовать, наша жизнь становится не лучше, а хуже. Выбрав правильный объект зависти и сменив вектор наших действий, мы сможем прогрессировать (получать успехи в духовной практике), и тогда это качество трансформируется в позитивное, которое изменит нашу жизнь к лучшему.
Жадность
Искаженная устремленность к духовному обогащению. Немного трансформировав это качество, человек станет жадным к изучению мудрости и общению с разумными духовными людьми. Лучший вид обогащения — это накопление в сознании высказываний великих мудрецов и святых, потому что такая позитивная жадность позволяет нам духовно прогрессировать, для чего и создана человеческая форма жизни. Обычная материальная жадность – это заменитель желания обучаться и накапливать мудрость.
Хвастовство
Это тенденция вдохновлять других, разжигая в них желание достичь того же. Хвастун в будущем может стать идеальным проповедником или вдохновителем, нужно только выбрать достойную сферу деятельности. Например, если такой человек будет реализовывать свое качество в духовной сфере, он может стать настоящим духовным лидером, за которым пойдут другие, что принесет огромнейшее благо всему человечеству.
Воровство
Скрытое стремление помогать людям (духовное врачевание). Такой человек подсознательно знает, что материальные вещи привязывают человека к этому миру страданий и скорби. Лишение ценных вещей заставляет нас задуматься о том, что на самом деле нам ничего не принадлежит в этом мире; этот факт вор и доказывает своими действиями, хотя в наше время такой подход неэффективен. Изменив вектор своих усилий, вор может научиться устранять привязанность людей к вещам, обрести способность вдохновлять на здоровый образ жизни и отречение от ненужного. Он может стать успешным проповедником, своим примером показывая, что счастье не в деньгах, и что простая жизнь (без излишеств) возвышает наше сознание и приносит истинную радость -духовное счастье, которое недоступно материалистам.
Хитрость (как негативное качество)
Скрытая тенденция заботиться о других. Хитрость является противоположностью родительской любви и умения правильно воспитывать. Очень благоприятно использовать хитрость для искренней заботы о других (тогда это позитивное качество), но если человек хитрит ради получения собственной выгоды, он неизбежно деградирует.
Критика
Очень интересная скрытая тенденция внимательности, которая может принести много пользы и изменить судьбу, если ее развивать. Критикан замечает малейшие детали, которые не видны другим, и если он переключит внимание на позитивные стороны явления или ситуации, он также увидит множество того, что недоступно остальным. Такие люди могут стать великими первооткрывателями и даже гениями. Они могут решать проблемы, которые другим не под силу, находить выход из тупиковых ситуаций и видеть глобальные перспективы. Нужно только сместить фокус своего внимания.
Лень
Это склонность терпеть. Ленивый человек терпит неудобства или отсутствие каких-то благ, лишь бы не делать каких-то «лишних» действий. Трансформируя эту черту характера в позитивную, человек будет продолжать свое дело (или свой путь), несмотря на лишения, и обязательно добьется желаемого.
Расточительство
Искаженное проявление щедрости. Все, что нужно для трансформации этого качества – разобраться, что, кому и когда нужно жертвовать, чтобы это приносило благо всем. Расточительство не приносит реального блага никому, потому что это неразумное действие. Но если проявить щедрость в правильном месте, в нужное время и достойным людям, это принесет огромную пользу всем, включая того, кто жертвует.
Брезгливость
Такое качество указывает на склонность к чистоте, внешней и внутренней. Чистота является необходимым условием для счастливой (духовной) жизни. В глубине души человек понимает, что чистота тесно связана со счастьем, но может еще не осознавать, что если нет духовности, то чистота сама по себе не сделает его полностью счастливым. Брезгливый человек ищет духовность по вторичным признакам, отвергая все нечистое. Он тянется к свету знания, избегая тьмы невежества, предпочитая позитив негативу. Общаясь с духовными людьми, человек обеспечивает трансформацию брезгливости в разборчивость. Благодаря этому его жизнь очищается от всего нечистого и ненужного, и человек начинает понимать, что означает быть счастливым.
Хамство
Указывает на склонность защищать, но сейчас эта тенденция искаженно проявляется как попытки самозащиты (защиты своих эгоистических интересов). Хамство является противоположностью покровительства, и если избрать достойный объект защиты, это качество претерпевает трансформацию и становится позитивным и полезным.
Лицемерие
В основе этого качества находится забытая способность отличать истину от иллюзии, душу от тела, духовное от материального. Человек, который сам вел двойную жизнь (в любом ее проявлении), может понять, что каждый человек хотел бы быть хорошим, однако часто жизнь заставляет играть по другим правилам. Такое видение делает человека терпимым и понимающим, способным легко понять глубину различных психологических проблем и помочь их решить. Такие люди, трансформировав лицемерие в глубокомыслие и гармоничность, становятся хорошими психологами и консультантами. Нужно научиться находить баланс между духовным и материальным, между разными сферами деятельности, между внешним и внутренним, что сделает нашу жизнь гармоничной и позитивной.
Измена и предательство
Эти негативные качества указывают на лежащую в их основе способность легко отказываться от худшего ради лучшего. Отказ от плохого ради хорошего является основополагающим принципом развития человека. Разумные люди отказываются от грязного ради чистого, от негативного ради позитивного, от глупости и невежества ради обретения знания и мудрости. Со стороны это может выглядеть как предательство и измена, однако разумные люди, отказывающиеся от вредного ради полезного, не будут руководствоваться мнением тех, кто находится ниже их уровня развития. Тем не менее, нужно стараться не портить отношения, отказываясь от чего-то одного ради другого, если эти отношения можно сохранить, чтобы принести благо окружающим. Искусство развития человека и состоит в том, чтобы отказываться от глупостей таким образом, чтобы не обидеть тех, кто еще не готов последовать нашему примеру. Измена и предательство является противоположностью позитивных качеств — решительности и целеустремленности.
Жажда славы
Это скрытая тяга быть эффективным. Известный человек, овеянный славой, притягивает массы людей, которые копируют его слова и действия. Люди склонны подражать знаменитостям. Вопрос только в том, какими качествами обладает такой общественный лидер, потому что благодаря ему меняются судьбы людей – в лучшую либо худшую сторону, и он получит «свой процент» от этого вклада в социум, согласно закону кармы. Если такой человек обладает хорошими качествами, тогда это очень эффективный способ улучшить жизнь общества в целом.
Психологические теории и школы
Помимо основополагающих теорий о склонностях в виде элемента, образованного с самого рождения, в психологической практике существует несколько других мнений, которые развивают тему способностей более подробно.
Закон ограничения и компенсации способностей и потребностей
Закон компенсаций и ограничений способностей или склонностей выведен психологом Маргаряном Н.Д., формулировка которого звучит так: «Компенсирование ограниченных склонностей другими индивидами возможно только при условии совпадения абсолютно всех качественных свойств одновременно, с расхождениями количественной принадлежности».
Автор закона вывел следующие 4 признаки:
- Недостаток в отношении обоих индивидов друг к другу, склонности которых совпадают по качеству, определяется возможностью для их неполной компенсации.
- Избыточность отношений двух людей с равным качеством потребностей или способностей характеризуется ограничениями в их актуализации.
- Излишек склонностей, а также их недостаток в отношении потребностей, компенсируется при помощи оценочно-качественной актуализации.
- Недостаточность склонностей с одновременно избыточностью равноценных потребностей компенсируется исходя из актуализации качественно отличительных способностей.
Закон может быть также описан в ином варианте: «компенсироваться или ограничиваться способны только склонности, которые равны при качественной характеристике друг друга. Количественные — всегда расходятся».
Модель В.Д. Шадрикова
Советский и российский психолог В.Д. Шадриков разработал специализированное представление индивидуальных склонностей, которое отличается составом, уровнем реализации, а также механизмом действия.
Модель склонностей по Шадрикову, в зависимости от вида механизмов:
Разновидность механизма | Описание и воздействие |
Функциональный | Сюда относится уровень способностей каждого индивида, что детерминировано при помощи онтогенетической эволюционной модели. |
Операционный | Различаются в качестве характеристик способностей индивида к какой-либо деятельности. Формируются и развиваются в раннем возрасте с воспитанием, образованием. Операционные механизмы являются системой развивающих операций и психических действий, которые направлены на решение задач. |
Регулирующий | Формируются в качестве субъектов, управляющих собственными склонностями. Реализуются в форме внешнего регуляционного действия (установки, мотивы, интересы). Регулирующие процессы воспроизводят метаинтеллектуальные функции, что в свою очередь создает метакогнитивные психические процессы. |
Развивая способностей при помощи склонностей, психолог выделил 5 основных ответвлений:
- Развитие и совершенствование функциональных подсистем, которые реализуют те или иные психические функции мозга;
- Обучение интеллектуальным операциям или создание специальных когнитивных механизмов;
- Возможность управления собственными склонностями;
- Наличие у склонностей характерных черт оперативных действий, включая приспособленность.
- Постановка склонностей для их контроля при помощи нравственных черт личности.
Для метаинтеллектуальных процессов, Шадриков выделяет такие мысленные операции, как принятие решений и планирование, смысловое программирование, контрольные действия, саморефлексия и прочее.
Определение интересов и склонностей при выборе профессии
Как же родителям понять — какие есть возможности у ребенка ? И какие у него есть интересы? Какие вещи в окружающем вас мире могут ребенка очаровать?
Очень просто. Сыну и дочери дать попробовать многое.
Ну, вот ребенок пробует дело и увлекается им. Мы видим, что у ребенка обозначились склонности к какому-то делу. Он требует у нас купить ему инструменты для стрижки, голову с париком для причесок.
И что же? Значит, все? Он уже парикмахер?
Вот тут бойтесь, уважаемые родители, нагрузить ребенка сверх меры. Он сказал «ля», а вы побежали и купили ему сразу рояль. Так не делайте. Дайте созреть его интересу. Серьезно отнеситесь к интересу и дайте ему возможность попробовать на чужом инструменте. Хочет барабанную установку — не покупайте сразу. Пусть занимается пока на чужой. Всё же установка дорогая и вы, купив, внутренне начинаете ожидать повышенных результатов. А их, может, не будет никогда. Но пробовать ребенку надо. Пусть пробует и заодно проявится сила его желания, его склонностей.
Методы управления
Перед тем, как начать управлять склонностями, следует оценить приобретенные навыки при помощи так называемого тестирования достижений. Такой тест может оценить различные психологические конструкции.
Один из примеров подобных тестов — Батарея профессиональной подготовки США, при помощи которых анализируют психоневрологические факторы новобранцев американской армии.
Другим примером является SAT — метод тестирования, который разрабатывался специально для изучения студентов в школах и колледжах США. В отличие от большинства форм, этот тест использует элементы достижений.
Тесты для определения способностей условно делятся на несколько видов, исходя из наличия когнитивных процессов.
На практике выделяют гибкий интеллект — возможность рассуждать и мыслить абстрактными проекциями, стратегически, эффективно решать большинство проблем, а также кристаллизованный интеллект — извлечение важных уроков из предыдущего опыта, применяя знания в новых ситуациях.
С точки зрения воздействия на индивида, на практике используется предметная психология управления — раздел науки, который учитывает психологические и когнитивные закономерности, направленные на управленческую деятельность. Главной задачи такой психологии является анализ тех или иных условий для развития эффективности в рамках определенной системы.
Психология управления с помощью склонностей опирается на такие методы, как эксперимент и наблюдение. При этом основными предметами являются личность и ее совершенствование, управленческая эффективность, а также регуляция и изучение действий в группах или коллективах.
Психологом Е.А. Климовым было представлено множество классификаций управленческой деятельности при помощи способностей человека. Одной из наиболее популярной является систематические действия по параметрам психофизиологии, в которой существуют системы:
- «Человек-природа»;
- «Человек-техника»;
- «Человек-человек»;
- «Человек-знакомая система»;
- «Человек-эстетический или художественный образ»
Все элементы алгоритмических структур, так или иначе, опираются на теорию о влиянии склонностей на профессиональную деятельность индивида, в том числе его социальное поведение в рамках трудового общества.
Благодаря склонностям и способностям, человек может значительно продвинуться в совершенствовании собственной личности. Такое использование техник при помощи специалистов психологии может косвенно влиять на многие личностные свойства, как жизнедеятельность, интеллект, жизнестойкость и многое другое. Это также облегчит процесс обучения и создаст более комфортные условия на работе.
Полный список 25 человеческих тенденций #CharlieMunger 👇🏼
Психология 101: Полный список #CharlieMunger 25 человеческих тенденций 👇🏼
#1 .
Поощрение и наказание Тенденция суперответа 🥕📏
Поощрения и сдерживающие факторы имеют огромное влияние на человеческие действия.
Убеждать, апеллировать к интересу, а не к разуму.
#2 .
Склонность к симпатии / любви ❤️
Мы судим в пользу людей и символов, которые нам нравятся.
Это может привести к неправильным решениям, когда инвесторы преднамеренно игнорируют/искажают плохие факты только потому, что они приходят как совет от друзей или новости от компании. они восхищаются.
#3
Тенденция неприязни/ненависти😐
Противоположность предыдущей.
Мы игнорируем хорошие качества человека/компании, которые нам не нравятся, и ненавидим все, что с ними связано.
При инвестировании не позволяйте своей неприязни к чему-либо помешать вам принять наилучшее возможное решение.
#4 .
Склонность к избеганию сомнений ‼️
Склонность к принятию быстрых, необдуманных решений во время стресса.
Стремление развеять сомнения приводит к необдуманным решениям.
Управляйте этим, создавая преднамеренные задержки, когда вы находитесь под давлением.
#5 .
Тенденция к избеганию несоответствий 🛑
Мы существа привычки. Наш мозг сохраняет энергетическое пространство, избегая непоследовательности и не желая меняться.
При инвестировании держите свой разум открытым для новых фактов, чтобы прийти к наилучшему возможному решению.
#6 .
Склонность к любопытству 🤔
Мы хотим знать больше. Почему? Потому что это держит нас впереди в гонке на выживание.
Часто это хорошо — проявлять любопытство к информации и быть в курсе событий. Но не переусердствуйте, чтобы усложнить принятие решений.
#7 .
Тенденция кантианской справедливости ⚖️
Мы верим, что мир должен быть справедливым, и нас оскорбляет, когда эта справедливость нарушается.
Например, вы выбрали акцию после больших усилий и анализа, и в конечном итоге она теряет деньги. Вы можете подумать, что это несправедливо по отношению к вам.
#8 .
Склонность к зависти и ревности 😤
Нам не нравится видеть, как другие имеют или достигают того, чего мы хотим для себя.
Мы не просто хотим создать богатство, мы хотим создать больше, чем другие.
Избегайте дискуссий, вызывающих ревность, чтобы она не повлияла на ваши инвестиционные решения.
#9 .
Тенденция взаимности 🤝
Мы склонны отвечать взаимностью, как положительными, так и отрицательными.
Так что, если вы видите, что аналитик дает восторженные отзывы о неудачном бизнесе, подумайте о возможности того, что он, возможно, соглашался на одолжение. Будь осторожен.
#10 .
Влияние простой склонности к ассоциациям 🧲
Мы воспринимаем вещи на основе того, с кем/с чем они связаны.
Например, если X использует это, это должно быть потрясающе!
При инвестировании тщательно анализируйте прошлые успехи, ищите случайные, не являющиеся причиной факторы, которые могут ввести в заблуждение.
#11 .
Простое психологическое отрицание, позволяющее избежать боли 🚫
Когда правда слишком болезненна, мы искажаем факты, чтобы сделать их терпимыми.
В инвестициях больно проигрывать. Но чтобы избежать этой боли, отсутствие риска может привести к худшим долгосрочным результатам.
Помните: «Это то, что есть»
#12 .
Склонность к чрезмерному самоуважению 🦚
Мы всегда переоцениваем свои навыки и решения.
Порождает самоуверенность и чрезвычайно рискованные инвестиции.
Противодействуйте этому, будучи объективным, непредубежденным, скромным и принимая ошибки.
#13 .
Склонность к чрезмерному оптимизму 🤩
Мы переоцениваем вероятность +ve событий и недооцениваем возможность -ve событий.
Когда рынки идут хорошо, инвесторы склонны слишком оптимистично оценивать свои возможности, что может привести к крупным инвестиционным ошибкам.
#14 .
Тенденция суперреакции депривации 😲
Когда что-то, что мы ценим, отнимают или угрожают отобрать, мы непропорционально расстраиваемся. Потери влияют на нас больше, чем приобретения.
Например, погашение инвестиций / остановка SIP при малейшей угрозе убытков.
#15 .
Тенденция к социальным доказательствам 🧑🏽 🤝 🧑🏽🧑🏽 🤝 🧑🏽🧑🏽 🤝 🧑🏽 степень доверия к коллективному знанию толпы.
Это приводит к стадному менталитету при инвестировании. Лучше всего думать независимо.
#16 .
Тенденция к искажению контраста 👀
Мы находимся под чрезмерным влиянием контраста, потому что у нас нет базовой линии. Трудно отличить, когда мало что отделяет одно от другого.
Например, нас зацепил завышенный MRP и большая скидка на него.
Урок: Избегайте сравнений.
#17 .
Склонность к влиянию стресса 😨
В условиях стресса мы склонны чрезмерно реагировать экстремальными реакциями. Это часто приводит к большим ошибкам.
Принимая инвестиционные решения, сначала успокойтесь. Не звоните, когда волнуетесь.
#18 .
Доступность Тенденция к неправильному взвешиванию 👉
Наш разум перевешивает то, что легко доступно, игнорируя сложное или то, что он не может вспомнить.
При инвестировании учитывайте все возможности, а не делайте поспешных выводов на основе ограниченной общедоступной информации.
#19 .
Тенденция «Используй или потеряй» 🧠
Вы можете потерять приобретенный навык, если не будете продолжать его оттачивать.
Если вы обладаете навыками инвестирования, добейтесь беглости и сохраните их, регулярно практикуясь.
#20 .
Склонность к злоупотреблению наркотиками 💊
Вы это знаете, но нужно повторить.
Наш мозг принимает иррациональные решения под воздействием наркотиков.
Наркотики усиливают склонность к простому, избегающему боли психологическому отрицанию.
Избегайте употребления наркотиков ЛЮБОЙ ценой. 🚫
#21 .
Тенденция к старению и неправильному влиянию 👴🏼
С возрастом мы теряем когнитивные способности.
Но постоянное мышление и обучение могут помочь замедлить этот распад.
#22 .
Тенденция авторитета-неправильного влияния 👨🏽 ⚖️
Мы следуем фигурам власти и следуем, независимо от того, правы они или нет.
Когда дело доходит до инвестирования (и всего остального), будьте осторожны в отношении того, за кем вы следуете, и сколько шкуры в игре ОНИ имеют.
#23 .
Склонность к болтовне 💬💬💬
Люди склонны МНОГО говорить о вещах, в которых они не являются экспертами, чтобы скрыть недостаток знаний.
Будьте честны с собой в том, что вы знаете и чего не знаете. Когда не знаешь, хорошо бы просто помолчать 🤐
#24 .
Склонность к разуму 📊
Мы принимаем вещи, у которых, кажется, есть причины, и избегаем вещей, у которых их нет.
Бессмысленные причины могут заставить инвесторов делать то, чего они не должны. Всегда проверяйте их перед принятием решения.
#25 .
Lollapalooza Tendency 🌈
Эти тенденции всегда работают в комбинации.
Когда они объединяются, эти предубеждения становятся более сильными и с большей вероятностью приведут к неверным решениям.
Если это кажется неправильным, сделайте шаг назад и повторите оценку на основе контрольного списка для принятия решений.
По словам Мангера, инвесторы должны составить контрольный список этих тенденций и время от времени просматривать их, чтобы разобраться в своих предубеждениях.
Понравилось? ❤️ и поделитесь
Подпишитесь на Kuvera.in, чтобы узнать больше об этом в своей хронике.
norswap · Чарли Мангер: Список психологических тенденций
05 ноя 2017Это пост 4/4 из серии о мудрости Чарли Мангера.
01. Награда и наказание Склонность к суперреакции
Все утверждают, что понимают ее, но ее все еще недооценивают.
Если хотите убедить, взывайте к интересу, а не к разуму. — Бенджамин Франклин
Никогда, никогда не думайте о чем-то другом, когда вы должны думать о сила стимулов.
Скиннер (известный психолог) снова и снова демонстрировал большое повторяющееся, обобщенный поведенческий алгоритм в природе: «Повторяй поведение, которое работает». Он также продемонстрировали, что быстрое вознаграждение работает намного лучше, чем отсроченное вознаграждение. изменение и поддержание поведения. И когда его крысы и голуби условных рефлексов, вызванных пищевым вознаграждением, он обнаружил, что вознаграждения дольше всего сохраняли рефлексивное поведение: случайное распределение.
Общие противоядия здесь: (1) особенно опасайтесь профессиональных советов, когда они особенно хорош для советника; (2) изучить и использовать основные элементы вашего торговля советника, как вы имеете дело со своим советником; и (3) перепроверить, не поверить, или заменить многое из того, что вам говорят, в той степени, в которой это кажется уместным после объективная мысль.
Контракты по принципу «затраты плюс процент от себестоимости» — это зло: они побуждают подрядчиков взвинчивать расходы.
Препятствуйте обману: кассовый аппарат, хорошие методы бухгалтерского учета. Люди будут воровать, если это очень легко, и воровство станет привычным. Сделать это трудно жульничать, иначе вы наносите моральную травму.
Опасайтесь и избегайте как можно большего, вознаграждая людей за то, что легко подделать.
Наказания, конечно, также сильно влияют на поведение и познание, хотя не так гибко и чудесно, как награды.
02. Склонность к симпатии/любви
Тенденция к симпатии/любви действует как обусловливающее устройство, которое заставляет симпатию или любовник склонен:
- игнорировать недостатки и выполнять желания объекта своей привязанности;
- отдают предпочтение людям, продуктам и действиям, просто связанным с объектом его привязанности;
- искажают другие факты, чтобы облегчить любовь.
Феномен симпатии и любви, вызывающий восхищение, работает и в обратном направлении. Восхищение также вызывает или усиливает симпатию или любовь. Это может быть как положительным, когда вам нравится кто-то замечательный или отрицательный.
Связано с 03. Тенденция неприязни/ненависти и 10. Тенденция влияния от простой ассоциации
03. Тенденция неприязни/ненависти
иррациональность. В результате получается:
- игнорирование достоинств людей, которые нам не нравятся;
- неприязнь к людям, продуктам и действиям, просто связанным с объектом нашей неприязни;
- искажает факты в целях разжигания ненависти.
Соперничество между братьями и сестрами. Историческая вражда.
Факты обоих лагерей очень мало пересекаются.
Относится к 02. Склонность к симпатии/любви и 10. Тенденция влияния от простой ассоциации .
04. Склонность к избеганию сомнений
Человеческий мозг запрограммирован на быстрое устранение сомнений путем достижение некоторого решения.
Как мы увидим позже, когда доберемся до 15. Тенденция социального доказательства и 17. Тенденция воздействия стресса , что обычно вызывает Склонность к избеганию сомнений представляет собой некоторую комбинацию (1) замешательства и (2) стресса.
05. Тенденция к избеганию непоследовательности
Унция профилактики стоит фунта лечения. — Бенджамин Франклин
Тенденция к избеганию непоследовательности позволяет гораздо легче предотвратить привычку, чем избавиться от нее. Измени это.
Также имеет тенденцию удерживаться на месте за счет антиизменяющей тенденции мозга являются чьи-то предыдущие выводы, человеческая лояльность, репутационная идентичность, обязательства, принятая роль в цивилизации и т.д.
Одним из следствий Тенденции Непоследовательности-Избегания является то, что человек, делающий большие жертвы в ходе принятия новой личности усилят его преданность к новой идентичности. В конце концов, было бы весьма непоследовательным поведением большая жертва за то, что не было хорошо.
Когда он поднимался из безвестности в Филадельфии и хотел одобрения некоторых важным человеком, Франклин часто уговаривал этого человека сделать Франклину какое-то неважная услуга вроде одолжения Франклину книги. После этого мужчина будет восхищаться и больше доверять Франклину, потому что Франклин, которым не восхищаются и которому не доверяют, был бы несовместимо с оценкой, подразумеваемой при предоставлении Франклину книги.
Когда кого-то умышленно пытаются причинить вред другому человеку, он склонны не одобрять или даже ненавидеть этого человека.
Настолько сильна Тенденция Избегания Непоследовательности, что она часто преобладает после человек просто притворяется, что у него есть некая привычка к идентичности или вывод. Многие лицемер улучшается своими претензиями на добродетель. И многие судьи и присяжные, претендуя на объективность, набирает объективность.
Важно не заковать таким образом мозг в цепи, пока не придет где-то рядом с его полным потенциалом как рационального человека.
06. Склонность к любопытству
Проще говоря: любопытство помогает.
07. Тенденция кантианской справедливости
Также известное как золотое правило : поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой .
Обратным следствием такого «честного распределения» поведения является то, что многие реактивные враждебность возникает, когда справедливое разделение ожидается, но не обеспечивается.
08. Склонность к зависти/ревности
Миром правит не жадность, а зависть.
09. Склонность к взаимности
Мы склонны отвечать взаимностью на одолжение и (ощущаемое) неуважение.
Вы всегда можете отчитать этого человека завтра, если это такая хорошая идея.
Взаимодействия с 01. Награда и наказание Склонность к суперответу и 05. Тенденция к непоследовательности-избеганию .
Взаимные уступки: начните с возмутительного требования, затем понизьте его, чтобы получить больше шансов на согласие, чем если бы вы спросили прямо.
10. Тенденция влияния-из-простых-ассоциаций
Например, связывание цены с качеством. Ошибочная корреляция для причинность.
Другой пример: убийство посыльного.
11. Простое психологическое отрицание боли
Простое, но часто недооцениваемое.
12: Склонность к чрезмерному самоуважению
Человек чаще всего недооценивает себя с высокой стороны. Это также распространяется на один главное/второстепенное имущество человека, друзья, семья.
[ эффект владения ]: собственность внезапно становится для него более ценной чем он заплатил бы, если бы они были выставлены на продажу, а он еще не владел ими.
Когда члены клики проявляют склонность к самоуважению, они выбирают новых участники очень похожи на себя. Проблемы усугубятся.
Чрезмерное самоуважение часто приводит к неправильным решениям о приеме на работу, потому что работодатели сильно переоценивают ценность собственных выводов, основанных на впечатлениях в контакте лицом к лицу. Правильное противоядие от такого рода глупости состоит в том, чтобы перевешивают личные впечатления и перевешивают прошлый послужной список заявителя.
13. Склонность к чрезмерному оптимизму
Во что человек пожелает, тому и поверит. — Демосфен
14. Тенденция депривации-суперреакции
Мы получаем меньше счастья, получая 10 долларов, чем теряем, теряя 10 долларов. Это также известный как [ неприятие потерь ].
Почти получить что-то, а потом отказаться, будет так же больно, как если бы это было уже принадлежит.
Предотвращение потери часто обрамляется доступностью: гнев из-за потери 10$ 300$ в нашем кошельке, когда у нас есть десятки тысяч в банке.
Эта тенденция действует для защиты религиозных/идеологических взглядов от неверующих, потому что распространение идей и аргументов неверующих ослабит положение/влияние взглядов. Это приводит к основанному на идеологии групповому мышлению и отклонение противоречивых входных данных.
Он будет срабатывать еще сильнее, когда неверующий является бывшим верующий: не только идеи подвергаются сомнению, но и группа страдает от потери один из его членов, и есть опасение, что этот неверующий будет особенно убедительно, потому что он был бывшим участником. Отсюда понятие ересь .
Эта тенденция также взаимодействует с 05. Тенденция к избеганию непоследовательности : (1) в групповом мышлении, (2) в продолжении вливания ресурсов в бесплодное предприятие.
Эта склонность объясняет проблемы с азартными играми: она вызывает у нас желание отыграться после поражения и увеличивает эмоциональное воздействие близких побед (две семерки, одна вишенка на игровой автомат, где три семерки приносят джекпот).
Молодые люди запрограммированы уважать своих сверстников больше, чем своих родителей. А трюк, который могут использовать родители: контролируйте качество сверстников.
Тенденция к социальному доказательству легче всего возникает при наличии недоумения или стресс (см. 04. Склонность к избеганию сомнений и 17. Тенденция воздействия стресса ), или, в частности, и то, и другое.
Поскольку и плохое, и хорошее поведение заразны благодаря социальному доказательству, важно, чтобы (1) остановить плохое поведение до того, как оно распространится, и (2) поощрить и показать все хорошее поведение.
В социальном доказательстве не только действия других вводят в заблуждение, но и их В бою. При наличии сомнений бездействие других становится социальным доказательством того, что бездействие — правильный курс.
Тенденция социального доказательства часто взаимодействует извращенным образом с 08. Склонность к зависти/ревности и 14. Тенденция депривации-суперреакции : напр. двое детей борются за такая же игрушка среди кучи почти одинаковых игрушек.
16. Склонность к искажению контраста
Мы склонны противопоставлять вещи другим вещам, которые находятся под рукой. Оплата много денег на что-то, потому что мы только что сделали намного (оправданно) больше покупка. Агент по продаже недвижимости, который показывает ужасные дома перед просто плохими.
Также известен как [ анкеровка ] и связан с 18. Тенденция к неправильному взвешиванию .
Познание, введенное в заблуждение крошечными изменениями, связанными с низкой контрастностью, часто упускает тенденция, которая является судьбой.
Небольшая течь потопит большой корабль. — Бенджамин Франклин
17. Склонность к стрессу
Делает 15. Склонность к социальному доказательству более сильным.
В тяжелых случаях может вызвать депрессию.
Может нарушить павловское обусловливание.
Павлов заметил, что чем тяжелее собаку сломать, тем тяжелее ей вернуться до своего предаварийного состояния. Всех собак можно было сломать, а он не мог обратить вспять срыв, кроме как через новый стресс.
18. Тенденция неправильного взвешивания доступности
Также известна как [ систематическая ошибка доступности ].
Мы переоцениваем доказательства (или преувеличиваем важность материалов), которые легко доступны.
Яркие изображения более доступны.
В групповой среде простые объяснения сложных явлений могут быстро валюта и спред, даже если они неверны. Это известно как доступность каскад.
С этой тенденцией можно бороться:
- используя контрольные списки
- подчеркивая опровергающие доказательства
- с помощью адвоката дьявола
- не говорить первым, чтобы не влиять на других
19. Склонность «использовать или потерять»
Все навыки ослабевают при неиспользовании.
Эта склонность умерена для усердных: Если навык повышен до беглости, вместо того, чтобы просто ненадолго втиснуться, чтобы дать возможность пройти какой-то тест, затем умение (1) будет теряться медленнее и (2) быстрее восстанавливаться, когда освеженный новыми знаниями. Это не мелкие достоинства, и мудрый человек занят изучением какого-то важного навыка, не остановится, пока не станет действительно беглым в этом.
20. Склонность к злоупотреблению наркотиками
Очевидно, и обратите внимание, что человек может быть зависим не только от химических веществ — от нашего тела будет более чем счастлив производить химикаты для нас, если мы обеспечим его правильные входы (см., например, это видео).
21. Тенденция к старению-неправильному влиянию
Практически никому не удается научиться сложным новым навыкам в очень старом возрасте. Но некоторые люди по-прежнему довольно хорошо поддерживают интенсивно отработанные старые навыки до конца жизни.
Непрерывное мышление и обучение, выполняемые с радостью, могут немного помочь отсрочить то, что неизбежный.
22. Тенденция к злоупотреблению властью
Мы также доверяем лидерам в тех областях, в которых они не являются экспертами. Это известно как эффект ореола .
23. Склонность к болтовне
Пустословие – это болтовня, в частности болтовня о том, что человек не является эксперт.