Словесно логическое мышление это в психологии: СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ это

Словесно логическое или вербальное мышление, его особенности и значение в жизни человека

Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

  • Мышление, речь и логика
  • Виды логического мышления
  • Словесно логическое мышление
  • Операции словесно логического мышления
  • Важность развития вербально логического мышления у детей
  • Словесно логическое мышление в жизни человек

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами.
    Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Словесно-логическое мышление

Человек на протяжении всей своей жизни каждый день сталкивается с множеством задач, решение которых требует от него применения навыков логического мышления. Мы об этом вряд ли постоянно задумываемся, так как многие действия начинают быть уже привычными. Как, например, поворачивание ключа в замочной скважине в определенном направлении для открытия и закрытия двери. Но, тем не менее, логика требуется нам постоянно. Логическое мышление, по сути своей, — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические конструкции и рассуждения, на основе которых в итоге строятся определенные выводы. Логическое мышление условно делится на три типа, среди которых присутствует и словесно-логическое мышление. Давайте же разберемся в том, что это такое и какую роль играет развитие словесно-логического мышления в общем процессе развития человека.

Изучение словесно-логического мышления

Словесно-логическое или, как его еще называют, вербально-логическое мышление – это вид логического мышления, который главным образом характеризуется использованием речевых конструкций. Этот вид логического мышления предполагает не только умение логически мыслить, но и грамотное владение своим языком, своей речью. Именно это мышление задействовано у человека в моменты разговоров (особенно споров, так как именно логика помогает в поиске аргументов), во время публичных выступлений и так далее. В общем, словесно-логическое мышлений используется человеком во всех ситуациях, когда является необходимым выразить свои мысли посредством речи. Неразвитость словесно-логического мышления приводит к тому, что человеку довольно сложно бывает формулировать свои мысли именно вслух, тогда как в голове они создают стройные и красивые ряды.

Также, если этот вид мышления не развит, у человека может быть страх выступления перед публикой, так как будет страх перед тем, что не получится грамотно донести свои мысли.

Поэтому развивать вербально-логический вид мышления необходимо начинать с самого маленького. Вообще, касательно того, в каком возрасте формируется словесно-логическое мышление, сложно сказать что-то точное. В полтора года у ребенка уже начинает формироваться образно-логическое мышление, то есть ребенок познает мир через наглядные образы. Как только ребенок начинает овладевать речью, можно начинать постепенно развивать в нем именно словесно-логическое мышление. Заниматься этим должны именно родители, так как в учебных заведениях этому либо вообще не уделяется время, либо его крайне мало.

Упражнений на развитие словесно-логического мышления можно найти множество. Это и задачки на логику, которые могут быть связаны как с математикой, так и с языком. Также можно просить ребенка пересказывать просмотренные мультики и прочитанные книжки. Отличный способ развития словесно-логического мышления – это сочинять вместе с ребенком сказки и разнообразные истории.

 

Похожие статьи

Как научится писать левой рукой, если ты правша?

Эта статья расскажет о самых простых, но действенных способах научиться писать левой рукой правше, а также о том, что дает такое умение и какие качества оно развивает.

Как стать гением?

Многие ошибочно полагают, что гениями рождаются. Однако, как сказал кто-то из великих, гений — это 99% пота и 1% таланта, поэтому наша статья расскажет о тех усилиях и о том труде, которые помогут стать гением.

Как поверить в себя и обрести уверенность?

Вера в себя и свои силы способна разрушить все преграды на пути к поставленной цели, поэтому так важно понимать, как справиться с неуверенностью, если вдруг опустились руки и кажется, что задуманному уже никогда не сбыться.

Эриксоновский гипноз

В этой статье речь пойдет об эриксоновском гипнозе, который часто применяется для лечения человека в психотерапии. Вы узнаете, кто создал этот метод гипноза, чем он хорош и какие правила необходимо соблюдать при применении этого метода гипноза.

Рассуждения и аргументация | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранить
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801

  • 557.001.0001/acrefore-97801
  • 557-e805; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
  • 557.013.805
  • Опубликовано в Интернете: 31 августа 2021 г.

Summary

. и убеждать других, используя язык. Под влиянием аналитической философии многие ранние работы были сосредоточены на том, в какой степени вербальное рассуждение улавливается классической дедуктивной логикой или расходится с ней. С этой точки зрения человеческое мышление может показаться склонным к существенным и систематическим искажениям. С 1994, вербальное рассуждение было помещено в контекст неопределенного рассуждения здравого смысла, а не дедукции, и рассуждение рассматривалось как неразрывное с социальным вызовом реальной аргументации. С этой точки зрения человеческую способность рассуждать и спорить словами лучше рассматривать не как ошибочное логическое рассуждение, а как часто очень компетентное рассуждение и убеждение в неопределенном и оспариваемом мире.

Ключевые слова

  • рассуждение
  • убеждение
  • Аргумент
  • Logic
  • Вероятность
  • Теорема Байеса
  • Логика
  • World Knowledge
  • NOONOTONITION
  • Fallacies

Объекты

  • Social Psychology

    11111.

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Доступ к полному содержанию требует подписки

    Логические рассуждения, мировоззрение и ментальные образы: взаимосвязи в когнитивных процессах

    Логические рассуждения, познание мира и ментальные образы: взаимосвязи в познавательных процессах

    Скачать PDF

    Скачать PDF

    • Опубликовано:
    • Екатерина А. Климент 1 и
    • Рэйчел Жоффе Фальмань 1  

    Память и познание том 14 , страницы 299–307 (1986)Цитировать эту статью

    • 1056 доступов

    • 26 Цитаты

    • Сведения о показателях

    Abstract

    Чтобы лучше понять роль содержания проблемы в вербальных рассуждениях, было исследовано влияние двух аспектов представления проблемы на условные рассуждения. В частности, это исследование было сосредоточено на влиянии доступности схем знаний и ментальных образов на распознавание неопределенности. Четыре группы из 20 взрослых решали силлогизмы, которые различались по образной ценности и склонности к доступу к схемам знаний (оценивались рейтингами родства предшествующих и последующих предложений посылок). Когда задачи имели высокую образную ценность и имели связанные предложения, производительность была значительно лучше на неопределённых силлогизмах. Доступ к схемам может разрешить детальную обработку и создание контрпримеров к неверным выводам; образы могут поддерживать представление проблем и генерацию уточняющей информации в памяти.

    Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

    Ссылки

    • Андерсон, Дж. Р., и Редер, Л. М. (1979). Уровни обработки в памяти человека Хиллсдейл, Нью-Джерси Эрлбаум.

      Google ученый

    • Блок, Н. (1981). Введение: в чем проблема? В блоке N (ред.), Imagery (стр. 1–18). Кембридж, Массачусетс. Массачусетский технологический институт Пресс.

      Google ученый

    • Брэйн, доктор медицинских наук (1977). Об отношении между естественной логикой рассуждения и стандартной логикой. Психологический обзор , 85 , 1–21.

      Артикул Google ученый

    • Брейн, доктор медицинских наук, Райзер, Б.Дж., и Румейн, Б. (1984). Некоторое эмпирическое обоснование теории естественной логики высказываний. В GH Bower (Ed.), Психология обучения и мотивации: достижения в исследованиях и теории (Том 18). Нью-Йорк: Академическая пресса.

      Google ученый

    • Брансфорд, Дж. Д., и Фрэнкс, Дж. Дж. (1971). Абстракция языковых идей. Когнитивная психология , 2 , 331–350

      Статья Google ученый

    • Кокс, Дж. Р., и Григгс, Р. А. (1982). Влияние опыта на производительность в задаче отбора Уэйсона Память и познание , 10 , 496–502.

      Артикул Google ученый

    • Эдди, Дж. К., и Гласс, А. Л. (1981). Чтение и прослушивание предложений с высокими и низкими образами. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior , 20 , 333–345

      Статья Google ученый

    • Falmagne, RJ (1980) Развитие логической компетентности: психолингвистическая точка зрения. В RH Kluwe & H. Spada (Eds.), Модели развития мышления (стр. 171–195). Нью-Йорк: Academic Press

      Google ученый

    • Фалман, Р. Дж., Сингер, Дж., и Клемент, К. А. (1985). Влияние образов и временных структур предложения на условные рассуждения взрослых Неопубликованная рукопись.

    • Фодор, Дж. А. (1981). Образное представление. В N. Block (Ed.), Imagery (стр. 63–86). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

      Google ученый

    • Григгс, Р. А. и Кокс, Дж. Р. (1982). Неуловимый эффект тематических материалов в задаче отбора Уэйсона. Британский журнал психологии , 73 , 407–420.

      Google ученый

    • Хох, С. Дж., и Чириги, Дж. Э. (1983). Укажите избыточность и дополнительные логические выводы в задаче дедуктивного рассуждения. Память и познание , 11 , 200–209.

      Google ученый

    • Кауфманн Г. (1980) Образы, язык. и познание: к теории символической деятельности в решении проблем человека . Берген, Норвегия. Университетсфорлажет

      Google ученый

    • Косслин, С. М. (1980). Образ и разум . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

      Google ученый

    • Косслин, С. М. (1981). Средство и сообщение В мысленных образах Теория. В Н. Блоке (ред.). Изображения (стр. 207–244). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

      Google ученый

    • Кун, Д. (1977). Условное мышление у детей Психология развития , 13 . 342–353.

      Артикул Google ученый

    • Маршарк М., Пайвио А. (1977). Интегративная обработка конкретных и абстрактных предложений. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 16 , 217–231.

      Артикул Google ученый

    • Пайвио, А. (1971). Образные и вербальные процессы . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

      Google ученый

    • Поллард, П. (1982). Человеческое мышление: некоторые возможные последствия доступности. Познание , 12 , 65–96.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Пилишин, А. (1981) Дискуссия об образах «Аналоговые медиа против неявного знания». В блоке N (ред.), Imagery (стр. 151–206). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

      Google ученый

    • Редер, Л. М. (1980). Роль проработки в понимании и сохранении прозы: критический обзор. Обзор образовательных исследований , 1 , 5–53.

      Google ученый

    • Ревлин, Р., и Лейрер, В.О. (1978). Влияние личных предубеждений на силлогистические рассуждения: рациональные решения на основе персонализированных представлений. В R. Revlin & RE Mayer (Eds.), Human Reasoning (стр. 51–81). Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон.

      Google ученый

    • Роберж, Дж. Дж., и Паулюс, Д. Х. (1971). Модели развития детей в классе и способности к условному мышлению Психология развития , 4 , 191–200.

      Артикул Google ученый

    • Rumelhart, DE (1980). Схемы: строительные блоки познания В Р. Спиро, Б. Брюсе и В. Брюэре (редакторы), Теоретические вопросы понимания прочитанного (стр. 33–58). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

      Google ученый

    • Шанк, Р. К. (1981). Язык и память. В Д. А. Норман (ред.), Перспективы когнитивной науки (стр. 105–146). Норвуд, Нью-Джерси: Ablex.

      Google ученый

    • Шейвер П., Пирсон Л. и Ланг С. (1974). Сходящиеся доказательства функциональной значимости образов в решении проблем. Познание , 3 , 359–375.

      Артикул Google ученый

    • Шепард, Р. Н. (1978). Ментальный образ. Американский психолог , 33 , 125–137.

      Артикул Google ученый

    • Штауденмайер, Х. (1975). Понимание условного рассуждения с осмысленными предложениями. В R. J Falmagne (Ed.), Рассуждение, репрезентация и процесс у детей и взрослых (стр. 55–79). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

      Google ученый

    • Уэйсон, ПК (1968). Рассуждение о правиле Quarterly Journal of Experimental Psychology , 20 , 273–281.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Уэйсон, П. К., и Джонсон-Лэрд, П. Н. (1972). Психология рассуждения: Структура и содержание . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

      Google ученый

    Download references

    Author information

    Authors and Affiliations

    1. Department of Psychology, Clark University, 950 Main St.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *