Эффективные SMART-цели для маркетологов
Для того чтобы добиться успехов в любой области необходим правильный подбор и грамотная постановка целей.
Современным подходом к постановке работающих целей является технология SMART, где каждая буква является расшифровкой ключевых понятий. В переводе с английского расшифровка звучит так: конкретный, измеримый, достижимый, значимый, ограниченный по времени. Само слово “smart” переводится как “умный”.
SMART-цели для маркетолога — это определенные задачи, которые необходимо решить за конкретный период времени. Как правило, такие цели устанавливаются совместно с руководством и находятся под его контролем.
Как писать умные цели
Любая SMART-задача должна иметь пять основных признаков. В этом случае она принесет отличный результат. Вот что означает каждая характеристика:
Конкретные
Когда речь идет о маркетинге, в ход идут конкретные термины и понятия.
Конкретная SMART-цель звучит как “Нарастить трафик корпоративного сайта с социальных сетей”. В ней всегда четко отражено то, над чем будет проводиться работа.
Измеримые
Эффективность достижения умной цели должна оцениваться количественно. Чтобы получить количественный результат необходимо установить какое-то определенное число.
Теперь цель будет звучать как “Нарастить трафик корпоративного сайта с социальных сетей на 30% в месяц”.
Достижимые
Убедитесь, что цель, которую вы хотите выполнить, реально достижима. В примере с увеличением трафика можно постепенно увеличивать его объем, а не пытаться сразу повысить его на все 30%. Исходить при этом необходимо только из собственных аналитических данных.
Новая постановка цели звучит как “Нарастить трафик корпоративного сайта с социальных сетей на 10-15% в месяц”.
Значимые
Такие цели должны совпадать с целями компании и соответствовать актуальным тенденциям всей отрасли. Анализируйте потребности компании и старайтесь выстраивать такие цели, которые будут соответствовать интересам бизнеса.
Если при расчете прироста аудитории компания всегда опиралась на поисковый трафик, используйте для своей цели именно этот показатель.
Цель — “Нарастить поисковый трафик корпоративного сайта на 10-15% в месяц”.
Ограниченные по времени
SMART-система предусматривает достижение целей за определенный период времени. Только цели, которые достигались не слишком длительный период времени, могут считаться успешными.
Теперь SMART-цель будет выглядеть как “Нарастить поисковый трафик корпоративного сайта на 10-15% в месяц в течение следующих пяти месяцев”.
Следующая
Стратегия развития компании: инструкция по разработке
[Error] [] operator not supported for strings (0) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\iblock\classes\general\iblockproperty.php:34 #0: CAllIBlockProperty::GetList(array, array) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\iblock\classes\general\iblockelement.php:2840 #1: CAllIBlockElement::PrepareGetList(array, array, NULL, boolean, array, string, array, array, NULL, NULL, NULL, boolean, string, array, array, array, NULL, array, NULL, array, array, NULL) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\iblock\classes\mysql\iblockelement.php:339 #2: CIBlockElement::GetList(array, array, boolean, array, array) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\components\bitrix\news.list\component.php:250 #3: include(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component. php:548 #4: CBitrixComponent->__includeComponent() C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component.php:600 #5: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\main.php:1035 #6: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\articles\sect_inc.php:71 #7: include(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\components\bitrix\main.include\templates\.default\template.php:17 #8: include(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component_template.php:714 #9: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component_template.php:806 #10: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component.php:681 #11: CBitrixComponent->showComponentTemplate() C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component.php:629 #12: CBitrixComponent->includeComponentTemplate() C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\components\bitrix\main.include\component.php:280 #13: include(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component.php:548 #14: CBitrixComponent->__includeComponent() C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\component.php:600 #15: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, boolean) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\classes\general\main.php:1035 #16: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, boolean) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\templates\timeshare_ru\footer.php:19 #17: include_once(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\include\epilog_before. php:93 #18: require(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\include\epilog.php:2 #19: require_once(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\footer.php:4 #20: require(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\articles\index.php:112 #21: include_once(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\modules\main\include\urlrewrite.php:159 #22: include_once(string) C:\inetpub\wwwroot\www.alpa-consulting.com\bitrix\urlrewrite.php:2
Что такое SMART-цели и зачем они нужны ᐉ Веб-студия Brainlab
Содержание:
- Что такое SMART-цели
- Расшифровка критериев SMART
- Specific — конкретная цель
- Measurable — измеримая цель
- Achievable or Attainable — достижимая цель
- Relevant — значимая цель
- Time bound — ограниченная во времени цель
- Как SMART-цели могут помочь бизнесу
- Кому подходит SMART-постановка целей
- Преимущества и недостатки метода SMART
- Как правильно поставить SMART-цели
- Исследование и формулировка потребности
- Актуальность
- Количественные показатели
- Выбор ресурсов
- Определение сроков
- Контроль работы
- Примеры и антипримеры SMART-целей
- На что обратить внимание при постановке SMART-целей
- Завышенные ожидания
- Нерелевантные цели
- Отсутствие мотивации
- Отсутствие гибкости
- Чек-лист для постановки SMART-цели
- Когда подобная техника неактуальна
Когда-то, любимый многими, классик Ф. М. Достоевский сказал: “Жизнь задыхается без цели”. Да, так оно и есть. И то же самое можно сказать касательно бизнеса. Если не ставить перед ним цели и не достигать их об успехе и развитии можно забыть. Но важно понимать, что цель должна быть четкой и конкретной. Один из более эффективных подходов по постановке целей — метод SMART, который разработали специалисты из компании HubSpot. Как раз в этой статье мы и поговорим, что это такое и зачем оно вашему бизнесу.
Что такое SMART-цели
Начнем с определения. SMART цели — это некий метод постановки целей, позволяющий грамотно структурировать данные, достигать новых показателей и отслеживать динамику.
SMART-задачи — это формулирование конкретной цели, определение сроков, а также используемых ресурсов и инструментов.
Чтобы было более понятно, приведем несколько простых примеров:
- За счет расширения отдела продаж увеличить объем продаж на 25% до марта 2022 года.
- За 3 месяца прочитать 20 книг по маркетингу, чтобы на практике применить полученные знания.
- Похудеть на 15 кг в течение 6 месяце. Для этого ходить на тренировки 2-3 раза в неделю в течение заданного периода времени.
Расшифровка критериев SMART
Несмотря на то, что само слово “Smart” переводится с английского как “умный” в данном случае каждая буква является сокращением от других слов:
- S-specific-конкретный;
- M — measurable — измеримой;
- A — achievable — достижимой;
- R — relevant — значимой;
- T —time bound — ограниченной во времени.
Specific — конкретная цель
Чтобы сотрудники компании могли понять задачу, она должна быть четкой и ясной. Только в таком случае будет понятно куда двигаться. Важно понимать, что 1 цель = 1 результат. Никак иначе.
Правильная конкретная цель должна отвечать на такие вопросы:
- Какой результат требуется достичь с помощью выбранной цели?
- Как выбранная цель поможет в достижении поставленного результат?
- Соответствует ли выбранная цель стратегии компании?
Конкретика должна коснуться всего: исполнителя, ресурсов и пр.
Пример: Николай Алексеевич должен увеличить количество переходов из e-mail рассылки на 10%.
Measurable — измеримая цель
Так как мы говорим о том, что цель должна быть четкой и понятной, то важно определить, насколько именно вы приблизились к результату. В обратном случае будет сложно проследить прогресс. Помните, что только обозначив цель количественным показателем, можно отследить прогресс.
Чтобы понять суть измерения цели, ответьте всего на пару вопросов:
- Над какими показателями нужно работать, дабы достигнуть цель?
- Как понять что цель достигнута?
Пример: увеличить трафик посещения на сайте до 10 000 в день.
Achievable or Attainable — достижимая цель
Поставить нереальную цель можно, но это приведет к демотивации команды. Важно, ставить только реалистичные цели, которые откроют новые возможности команде.
Вопросы, которые стоит задать себе:
- Реально ли добиться поставленной цели за установленные сроки?
- Хватит ли опыта и ресурсов компании для достижения этой цели?
- Что может помешать реализации проекта?
Relevant — значимая цель
Цель не должна быть просто выдумкой или фантазией. Она должна быть актуальной и релевантной запросам компании и полностью соответствовать планам развития бизнеса. Если все правильно будет сформулировано и цель будет достигнута — компания выйдет на новый этап развития.
Формируя значимую цель, ответьте на такие вопросы:
- Отвечает ли выбранная цель другим задачам компании?
- Какие выгоды получает фирма в итоге?
- Что будет в случае провала?
Помните, что поставленная цель не должна вступать в конфликт с другими целями и задачами компании.
Time bound — ограниченная во времени цель
Цель должна иметь срок своей реализации. В идеале это:
- 3 месяца;
- 6 месяцев:
- 1 год.
Все, что более года, может расфокусировать команду да и сама цель, со временем, потеряет свою актуальность
Актуальные вопросы:
- На какие этапы будет разбита цель?
- Сколько необходимо времени, чтобы добиться поставленной цели?
Пример: к 20. 12.2022 г. увеличить продажи на 15%.
Как SMART-цели могут помочь бизнесу
Никто никому не мешает фантазировать на тему развития проекта. Но на деле работает только та стратегия, которая состоит из реалистичных SMART-целей.
Метод СМАРТ:
- налаживает коммуникации в команде;
- позволяет оценить результат;
- повышает шансы на успех и дает возможность отслеживать прогресс;
- фокусирует команду на выполнение конкретных задач.
Кому подходит SMART-постановка целей
На самом деле, данная методика действительно актуальна и не только в бизнесе, но и в личном планировании (саморазвитие, обучение и пр.).
Например: прочитать до 01.11.2022 две книги по маркетингу.
Четко поставленная цель, которая требует реализации. Также СМАРТ-цели можно использовать и в творчестве. В этом случае необходимо со всеми подробностями описать задачу, указав необходимые ресурсы и сроки.
Преимущества и недостатки метода SMART
Расскажем подробнее о плюсах и минусах SMART-целей.
Преимущества | Недостатки |
Определенность, которая позволяет видеть результат планируемой работы даже на старте | Постановка цели может привести к тому, что команде становится неясно с чего начать. |
Универсальность. Метод подходит для любого планирования | Поставленные планы могут негативно повлиять на участников проекта. |
Практичность. Описание таких целей — это некий план с точно прописанными шагами | Форс-мажорные ситуации. Различного рода проблемы, которые возникли неожиданно, могут отвлечь от проекта, соответственно сроки реализации срываются |
Экономия ресурсов. Если правильно составить SMART-цель, то она поможет рассчитать время и бюджет | |
Мотивация. Опять же, когда все четко прописано, становится ясно, кто будет выполнять конкретную задачу и какой функционал потребуется для реализации проекта |
На самом деле, недостатки легко можно устранить, сделав SNART-цели более четкими, вписав абсолютно все подробности. Например, сразу указать, что в случае форс-мажорных ситуаций, цель “замораживается” до окончания решения важных вопросов.
Как правильно поставить SMART-цели
Очевидно, что постановка целей в таком формате предполагает определенный алгоритм действий. Вот о нем мы сейчас поговорим подробнее.
Исследование и формулировка потребности
Первое, что нужно сделать — провести анализ и оценить слабые места, нуждающиеся в улучшении. Если у вас образовалась глобальная цель, то ее лучше разбить на несколько небольших задач и поэтапно решать их (по мере актуальности).
Актуальность
Обязательно проверьте поставленную цель на актуальность и определите не противоречит ли она стратегии компании. Например, вы решили расширить клиентскую базу, но для этого у вас не хватает производственных мощностей, дабы удовлетворить спрос. Вывод? Сперва решите второй вопрос, а только потом переходите к решению первого.
Количественные показатели
Необходимо указывать метрики с помощью которых вы будете оценивать будущий результат. Обязательно распишите ее значение, чтобы сотрудники могли понять, как будет измеряться успех. Также нужно учитывать и промежуточные итоги, которые позволяют идти к цели.
Абсолютно все нужно фиксировать.
Выбор ресурсов
Чтобы быстро рассчитать сроки для SMART-цели необходимо определить всех участников проекта, материалы, бюджет на реализацию, необходимые инструменты и софт. Например, какие SEO-инстурменты нужны специалисту, чтобы настроить сайт.
Определение сроков
Самое главное — сроки. Пропишите сроки для каждой задачи при этом не выставляйте короткие дедлайны, ведь могут возникнуть форс-мажорные ситуации, требующие быстрого решения. Также учтите и то, что исполнитель может заболеть и срок выполнения цели оттянется.
Контроль работы
Обязательно контролируйте работу и не только на планерках. Используйте сервисы для тайм-менеджмента. Это удобно, да и позволяет понять на каком именно этапе находится проект.
Примеры и антипримеры SMART-целей
Приведем несколько примеров правильных и неправильных SMART-целей.
Хороший пример | Плохой пример |
За три месяца увеличить количество лидов с чата на сайте на 10% | Увеличить количество целевых лидов |
Разъяснение: в первом случае мы видим конкретику: временные ограничения и ожидаемый результат. Во втором — просто цель-фантазия.
Хороший пример | Плохой пример |
За шесть месяцев увеличить количество пользователей на сайте на 25%, путем запуска целевой рекламы | Увеличить количество пользователей сайта |
Разъяснение: в первом варианте мы видим четкие временные ограничения, желаемый результат и метод достижения цели. Также можно указать сколько денег выделяется на запуск рекламы, когда она будет запущена и пр. В “плохом примере”, просто общий план развития, не больше.
На что обратить внимание при постановке SMART-целей
Именно правильно сформулированная цель влияет на развитие бизнеса, но с первого раза правильно поставить SMART-цель сложно. Расскажем на что стоит обратить внимание и какие ошибки часто допускают новички при составлении таких вот СМАРТ-целей.
Завышенные ожидания
“Мечтать невредно” — это факт. Если ваше предприятие состоит всего из 3-х швей, за 3 месяца выйти на доход в 100 млн.грн — нереально. Это слишком завышенная цель, похожая на мечту или фантазию. Ставьте более реалистичные цели, чтобы не пугать сотрудников и развивать бизнес.
Нерелевантные цели
Цель должна вести компанию вперед. Если производство сумок составляет 50% от прибыли, то стоит развивать это направление дальше и вкладывать все силы.
Отсутствие мотивации
Цель достигается конкретными людьми, вернее над ее достижениям работает целая команда сотрудников (ну или один) поэтому важно мотивировать их. Также, при составлении цели, учитывайте и человеческий фактор и ставьте только реальные задачи, которые можно выполнить.
Отсутствие гибкости
Важно понимать, что SMART-цель — это не заповедь и при необходимости от нее можно отказаться или внести коррективы. Необходимо вовремя реагировать на такие обстоятельства:
- кризис;
- конкурент запустил новый товар и пр.
Чек-лист для постановки SMART-цели
Распишем подробный чек-лист для постановки SMART-цели:
- Проведите исследование рынка и найдите проблемные места в своем продукте. Полученные выводы помогут определить актуальные цели.
- Определив цель, подумайте, над чем будет работать исполнитель и какие показатели необходимо прокачать в рамках текущей стратегии.
- Определите ресурсы, которые необходимы для достижения цели.
- Посчитайте, сколько времени потребуется на достижения поставленной СМАРТ-цели.
В принципе, исходя из расшифровки самого слова “SMART” составить подробный чек-лист совсем несложно. Но помните, в этом вопросе спешка не нужна.
Когда подобная техника неактуальна
Мы уже писали об универсальности данного метода, однако в некоторых случаях он не имеет смысла:
- При долгосрочном планировании. СМАРТ-цель можно ставить максимум на год, не больше. 5 или 10 лет — это самообман. При долгосрочном планировании лучше использовать другие методы.
- Неспособность действовать по плану. Да, есть такие люди, которые любят хаос. Для них по пунктам расписанные шаги — это каторга и для достижения цели они будут действовать в обход плану.
- Все и сразу. Все хотят сразу заработать пару миллионов, но это ж нереально. Поэтому SMART-цели подходят более приземленным людям, которые понимают, что для достижения целей нужно время и силы.
4 простых совета по созданию умных целей
Технология SMART — это современный метод постановки рабочих и личных целей. Эта теория целеполагания позволяет обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, поставить перед всеми участниками процесса прямые, точные, конкретные задачи. В этой статье мы обсудим, почему важно ставить цели SMART как в личной, так и в профессиональной жизни.
Содержание
Что такое цели SMART?
Вот что означает аббревиатура SMART: конкретный, измеримый, достижимый, актуальный, ограниченный во времени. Из расшифровки понятно, что нужно учитывать в формулировке. Такая структура обеспечивает лучшее видение и понимание результата, облегчая управление процессом внедрения и достижение цели с его помощью. Рассмотрим каждую меру умной цели более подробно.
Конкретный
Понятие «Конкретный» означает, что результат, которого вы хотите достичь, точно определен; правило всегда применяется одна цель — одно развитие.
Измеримый
Цели SMART должны быть измеримыми. Поэтому на этапе целеполагания необходимо установить конкретные ориентиры для измерения процесса достижения цели.
Достижимый или достижимый
Всегда следует ставить реалистичные и достижимые цели, чтобы повысить мотивацию исполнителя. К числу ограничений могут относиться временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принятия решений, наличие у исполнителя цели управленческих рычагов.
Релевантный
При определении значимости цели важно понимать, какой вклад внесет решение конкретной задачи в ее общие цели. Чтобы помочь вам поставить цели, которые действительно значимы, вы должны задать себе следующий вопрос: Какую пользу принесет компания от решения задачи?
Иногда «Актуальный» также заменяется на «Реалистичный».
Ограничение по времени
Ограничение по времени означает, что вам необходимо составить график с крайним сроком или установить, сколько времени может занять реализация целей SMART. Благодаря этому легче контролировать соблюдение сроков и наличие достаточного количества временных ресурсов на протяжении всего процесса, чтобы не пропустить ни одного срока для достижения цели.
Как цели SMART влияют на производительность?
Целеполагание по методу SMART дает положительный эффект. Вот почему такая постановка целей важна:
- Подготовка целей SMART содержит подсказку, в каком направлении двигаться.
- SMART-цели легко поддаются декомпозиции, то есть делению на несколько небольших подзадач.
- Во время реализации проекта легко контролировать прогресс.
- Поиск ресурсов начинается на этапе целеполагания; поэтому это не займет много времени.
- Цели SMART мотивируют и вдохновляют, а также снижают риск прокрастинации.
Как ставить цели SMART?
Когда вы будете готовы создать свои SMART-цели, сначала сформулируйте конечную цель, которую вы хотите достичь, в одном или двух предложениях. Затем сопоставьте свою цель со всеми пятью атрибутами SMART и убедитесь, что вы учли то, что необходимо.
Вот несколько советов по успешной постановке целей:
- Запишите свои цели . Если они нигде не закреплены, то в минуту слабости легко согласиться с собой, что ничего не планировалось.
- Разбейте цель на подзадачи. Даже самую сложную цель можно разбить на множество маленьких и понятных шагов.
- Взять на себя ответственность. На внешние обстоятельства повлиять нельзя, но победить собственную лень может каждый.
- Получите поддержку. Человек — существо социальное; поэтому поддержка близких и их положительные эмоции дают силы для преодоления трудностей, с которыми вы можете столкнуться в процессе постановки целей.
- Сосредоточьтесь на результате. Процесс постановки и достижения цели не всегда доставляет удовольствие, поэтому важно помнить, зачем все это делается.
- Оставайтесь гибкими. В любой момент может подвернуться возможность легче добиться желаемого, и этой возможностью лучше воспользоваться, даже если по «старому» плану уже пройден большой путь.
- Отслеживание прогресса. Необходимо постоянно следить, насколько ближе стала цель. Это поможет вовремя среагировать, если процесс застопорился, и добавит мотивации в момент слабости.
- Наградите себя. По своей природе человек не очень организованное существо. Поэтому длительное следование намеченному плану – это уже подвиг. А если сам себя не похвалишь, то и никто не похвалит.
Целеполагание по методу SMART дает положительный эффект. Вот почему такая постановка целей важна:
- Подготовка цели SMART содержит подсказку, в каком направлении двигаться.
- SMART-цель легко поддается декомпозиции, то есть делению на несколько небольших подзадач.
- Во время реализации проекта легко контролировать прогресс.
- Поиск ресурсов начинается на этапе целеполагания; поэтому это не займет много времени.
- Цель SMART мотивирует и вдохновляет, снижает риск прокрастинации.
Каковы преимущества теории постановки целей SMART?
Неоспоримые преимущества целей SMART:
- Практичность. План действий легко составить благодаря четкой формулировке.
- Универсальность. Метод подходит для бизнес-планирования, решения личных проблем, самосовершенствования.
- Наличие. Для использования техники SMART не требуется специальных знаний, поэтому она идеально подходит для всех.
- Быстрые результаты. За счет простоты планирования и раннего поиска ресурсов цель, сформулированная с помощью этого метода, достигается быстрее.
- Мотивация. Поскольку с помощью этого метода ставятся только реальные цели, человек не сомневается в необходимости их достижения.
- Предотвращение проволочек и недобросовестной работы. Из-за количественных показателей и сроков такая цель не позволяет «переговорить с собой» и достаточно потрудиться.
- Мониторинг процесса достижения. Количественные индикаторы и разложение держат руку на пульсе.
- Отсеивание неудачных вариантов. Проверка на достижимость и релевантность не позволяет человеку ставить ненужные цели и впоследствии тратить на них время.
Примеры SMART-целей
- Бизнес-цель: Создание масштабных маркетинговых материалов первого минимума различных типов (например, электронная почта, вебинар, видео, брошюры для отдела продаж) в течение месяца в течение четверть.
- Личная цель: Я буду тренироваться, чтобы пробежать полумарафон в Сан-Диего менее чем за два часа в марте.
- Цель некоммерческой организации: В феврале мы предоставим старшеклассникам 100 часов бесплатных занятий по математике и истории.
Вот еще несколько примеров бизнес-целей SMART, классифицированных по отделам:
Маркетинг
- Увеличьте посещаемость нашего веб-сайта на 20 % в течение следующего года, публикуя еженедельные сообщения в блогах.
- Получите 500 подписчиков в Твиттере за один месяц.
- Повысить наш рейтинг в результатах поиска до 1-го по ключевому слову «инструмент управления эффективностью» к концу квартала, пересмотрев содержание.
Продажи
- Заключать 30 сделок каждый месяц на одного сотрудника в 4 квартале
- Увеличить долю рынка на 10% в следующем году
- Запланировать 10 демонстрационных совещаний в неделю
Отдел кадров
9 0038Цели SMART могут помочь вашей команде добиться успеха, внося ясность в процессы постановки целей и управления проектами. Когда команда четко понимает, к чему стремиться, и движется в одном направлении, мотивация сотрудников растет, и они знают, что работает в приоритете.
Присоединяйтесь к нам сегодняЕсли вы хотите, , сделать цели вашей компании естественной частью ежедневных разговоров, а также регулярных встреч один на один, чтобы все были согласованы без дополнительных усилий внутри Microsoft Teams , присоединяйтесь к нам!
Подробнее
Можно ли расшифровать все программы-вымогатели?
Программа-вымогатель — очень опасная форма вредоносного ПО, причинившая ущерб на миллиарды долларов. Но можно ли остановить шифровальные атаки программ-вымогателей? Все ли программы-вымогатели могут быть расшифрованы, или есть определенные типы, которые являются водонепроницаемыми?
Что такое программа-вымогатель?
Программа-вымогатель — это разновидность вредоносного ПО, которое шифрует файлы на зараженном устройстве, при этом операторы требуют выкуп в обмен на ключ дешифрования. Когда устройство заражено программой-вымогателем, владелец часто уведомляется всплывающим окном или даже сменой обоев рабочего стола своего устройства. В этом предупреждении поясняется, что оператор требует в качестве выкупа, и часто объясняется, что произойдет, если его не заплатить.
Иногда киберпреступники предоставляют жертве ключ дешифрования при выплате выкупа, но это не всегда точно. Злоумышленники также могут отправиться в путь и оставить зашифрованные файлы в закодированном состоянии, как только выкуп окажется в их руках.
Хотя программы-вымогатели могут быть нацелены на отдельных лиц, часто известно, что они нацелены на компании. Это связано с тем, что организация, скорее всего, будет в большей степени способна заплатить крупный выкуп, чем один человек.
Программа-вымогатель, безусловно, представляет собой огромную угрозу в цифровом пространстве, но есть ли у нее слабое место? Все ли программы-вымогатели могут быть расшифрованы?
Как расшифровывается программа-вымогатель?
Программа-вымогатель расшифровывается, как вы уже догадались, с помощью инструмента расшифровки.
Инструменты расшифровки предназначены для изучения поведения определенного штамма программ-вымогателей, а затем используют эти знания для расшифровки зараженных файлов. Когда файл расшифровывается, декодируется случайный код, введенный в действие первоначальным шифрованием, и данные снова преобразуются в обычный текст.
Существует множество инструментов для расшифровки программ-вымогателей. Многие из них бесплатны, но за некоторые нужно платить.
Можно ли расшифровать все программы-вымогатели?
Технически все виды программ-вымогателей могут быть расшифрованы. Это хорошая новость, но с важным условием. Каждому виду программ-вымогателей нужен свой дешифратор. Вы не можете взять один инструмент для расшифровки и использовать его для всех видов программ-вымогателей, поскольку каждый вид имеет индивидуальные свойства и код. Это ключевая причина, по которой программы-вымогатели трудно расшифровать, поскольку жертва должна знать, что это за программы-вымогатели, чтобы найти правильный инструмент для расшифровки.
Существует множество видов программ-вымогателей, для которых созданы инструменты дешифрования. Как правило, менее изощренные программы-вымогатели легче расшифровывать, так как их код легче читать и находить дыры. Например, программу-вымогатель Jigsaw можно расшифровать с помощью ряда бесплатных онлайн-инструментов, в основном потому, что она довольно проста в своем дизайне.
Ниже приведен список некоторых распространенных штаммов программ-вымогателей, для которых были выпущены инструменты дешифрования:
- Jigsaw.
- Барт.
- Апокалипсис.
- Плохой блок.
- ТеслаКрипт.
- Легион.
- 777.
- SZFLocker.
- Склеп888.
- Аврора.
- Безумный крипт.
- BTCWare.
- Микрокоп.
Однако не существует инструментов дешифрования для всех видов программ-вымогателей. В частности, с новыми штаммами программ-вымогателей разработчикам может потребоваться некоторое время, чтобы выпустить инструмент для расшифровки. LockBit, например, в настоящее время не имеет инструмента для расшифровки. За это время операторы программ-вымогателей могли атаковать множество целей. Кроме того, шифрование, используемое более сложными программами-вымогателями, труднее взломать, поэтому для выпуска инструмента для дешифрования требуется больше времени.
Еще один аспект, вызывающий беспокойство, заключается в том, что у некоторых программ-вымогателей даже нет ключа для дешифрования. Например, ZDNet сообщил, что определенный вид программ-вымогателей, обнаруженный исследователями, настолько прост по своей структуре, что его невозможно расшифровать.