Социальная адаптация признаки: Причины и признаки социальной адаптации

Содержание

SOCIAL ADAPTATION PEOPLE ON FAR NORTH

Research article

Kiseleva V.E.

Mikhaleva A.B.

Issue: № 3 (34), 2015

Киселева В.Е.¹,  Михалева А.Б.²

¹Студент;

²Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация

Рассматриваются особенности социальной адаптации населения на Крайнем Севере. Определены условия и трудности адаптации. Показана важность осознания человеком жизни через трудовую деятельность.

Ключевые слова: социальная адаптация, осознание, деятельность, психологическое здоровье, флексибильность.

Kiseleva V.E. ¹, Mikhaleva A.B.²

¹Student;

²PhD in Psychology, Associate Professor,

North-Eastern Federal University named after M.

K. Ammosov

SOCIAL ADAPTATION PEOPLE ON FAR NORTH

Abstract

In this article describe the peculiarity of social adaptation people on the Far North, the conditions and difficulties of adaptation. Show the importance of awareness human life through activities and work.  

Keywords: social adaptation, awareness, activities, psychological health, flexibilities.

Проблема адаптации человека является одной из актуальных для современной педагогики и психологии. Согласно одному из определений адаптации – это социально-биологический процесс, где приспособление людей к необычным условиям внешней среды осуществляется не только путем биологической перестройки организма, но и социальных мероприятий, направленных на защиту здоровья населения от неблагоприятных воздействий среды обитания. Возможность психологической и социальной приспособляемости человека к изменениям в условиях проживания, к взаимодействию с людьми другой национальности и культуры, определяет уровень и качество жизни человека на новом месте.

Также человек воспринимает и осознает бытие через осознание труда в нем [1, с. 26]. Следовательно, решающую роль в адаптации человека на новом месте должна сыграть его деятельная активность.

Условия проживания на Крайнем Севере для адаптации человека значительно более тяжелые, чем в средней полосе России. Причина этого заключается не только в суровом климате и особом режиме освещенности (полярный день или полярная ночь), на Крайнем Севере на человека действуют множество социальных факторов, среди которых отдаленность населенных пунктов друг от друга, недостаток или даже полное отсутствие привычных для современного человека достижений цивилизации и культуры. В мире существует достаточно много районов, в которых проживание человека затруднено. При адаптации социальные факторы являются решающими и своим комплексным воздействием оказывают влияние на человека. Однако большая роль при этом принадлежит биологическим особенностям человека, его приспособляемости. Изучение данного вопроса позволяет наметить план борьбы за здоровье и трудоспособность человека в экстремальных условиях.

В целях изучения особенностей социальной адаптации человека в условиях Крайнего Cевера был проведен опрос прибывших на поселение и работу жителей села Русское Устье, Аллаиховского района Республики Саха (Якутия). Русско-Устьинский наслег занимает обширную северную часть Аллаиховского района и граничит с Восточно-Сибирским морем Северного Ледовитого океана. Расстояние от ближайшего райцентра, Чокурдаха – 80 км по тундре, 120 км по воде. Расстояние до столицы республики, города Якутска – наземным путём составляет 2780 км,  воздушным путём – 1440 км, водным – 2950 км. Удаленность от улусного центра с одной стороны и распад жизнеобеспечивающих хозяйств – с другой, ускоряют процесс обособления сельских жителей.

Опрос показал, что из 121 опрошенных жителей взрослого населения, коренными жителями села являются 91 человек. Остальные 25% (30 человек) прибыли в село по разным причинам, из них: на постоянное место работы – 43% (13 человек), на место проживания супруга или супруги – 30% (9 человек), остальные – 27% (8 человек), по разным причинам. Средний возраст приезжих жителей составляет 45 лет (от 22 до 77 лет), из них 56% женщин (17 человек) и 44% мужчин (13 человек). В основном это люди трудоспособного возраста, занятые в бюджетной и социальной сфере, на пример: учителя, воспитатели, работники культуры. Продолжительность их проживания в среднем составляет 15 лет (от 2 до 50 лет), из общего числа приезжих желающих в будущем переехать в другую местность или уехать на родину – 40% (12 человек). Это связанно в основном со скорым выходом на пенсию или поступлением детей в ВУЗы и ССУЗы.

По приезду на место компактного проживания людей сельской местности опрошенные столкнулись со следующими трудностями: бытовые условия (отсутствие благоустройства) – 40% (12 человек), языковой барьер – 10% (3 человека), отдаленность от ближайшего райцентра – 23% (7 человек), медицинское обслуживание – 27% (8 человек), скудный рацион питания – 47% (14 человек). Культурные и социальные приспособления, связанные с обеспечением человека жильем, одеждой, теплом являются решающими в адаптации в экстремальных условиях.

В связи с условиями обособленного проживания маленьких сел на севере республики, приезжим жителям оказывается посильная помощь и поддержка со стороны местного населения и администрации села, это отметили  97% опрошенных. При этом конфликтные ситуации возникали крайне редко. 77% (23 человека) уже на третий год проживания в селе Русское Устье стали считать его своим вторым домом. Все без исключения, употребляют в своей повседневной речи слова местного диалекта, готовят местные национальные блюда, соблюдают культурные традиции и активно принимают участие в культурной жизни села.

В целом практически все опрошенные не испытывали острого дискомфорта в проживании в условиях Крайнего Севера. Для более комфортного проживания многие отметили недостаток в социальной сфере услуг и культурной жизни (парикмахерская, кинотеатр, театр, кафе, ателье), но так же отметили, что эти факторы не являются для них столь важными.

Изучив данный материал, мы можем сделать вывод о том, что адаптация человека к новым условиям внешней среды в значительной степени связана с состоянием его психики. Психический фактор играет исключительно важную роль в сохранении здоровья и в вопросах адаптации. Психически здоровые люди, проявляющие флексибильность (гибкость) в мышлении и поведении, позитивные эмоции, коммуникабельные, волевые, осознающие свои жизненные цели и стремящиеся к их достижению, способны самостоятельно регулировать свои потребности, управлять своими желаниями и возможностями [2, с. 73]. Оптимистически настроенные люди в новых и трудных для проживания условиях болеют реже, чем пессимисты. Более того, им свойственно считать, что проживание на Крайнем Севере не оказывает негативного влияния на их здоровье. Бездеятельный образ жизни, ригидность мышления и суровые условия проживания – это не совместимые для адаптации человека понятия.

Таким образом, психическое здоровье человека является основным условием социальной адаптации, признаки которой проявляются в осознании и принятии человеком условий жизни и реализацией себя во всех видах деятельности – общении, игре, учебе и труде.

Литература

  1. Вяткин А.П. Социализация сознания и экономический смысл // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. – 2012. — №1. – С. 26-33.
  2. Михалева А.Б. Николай Яковлевич Грот о личности // Развитие личности. – 2000. — № 2. – С. 71-85.

References

  1. Vjatkin A.P. Socializacija soznanija i jekonomicheskij smysl // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Psihologija. – 2012. — №1. – S. 26-33.
  2. Mihaleva A.B. Nikolaj Jakovlevich Grot o lichnosti // Razvitie lichnosti. – 2000. — № 2. – S. 71-85.

Адаптация ребенка к школе: трудности периода

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как легче адаптировать ребенка к школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Подпишитесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой — застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Методика монтессори

Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Трудности адаптации к школе у первоклассников

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Видео: Как привить любовь к учебе до школы?

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Расстройства адаптации – Симптомы и причины

Обзор

Расстройства адаптации – это состояния, связанные со стрессом. Вы испытываете больший стресс, чем обычно можно ожидать, в ответ на стрессовое или неожиданное событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в ваших отношениях, на работе или в школе.

Проблемы на работе, уход в школу, болезнь, смерть близкого члена семьи или любые перемены в жизни могут вызвать стресс. В большинстве случаев люди приспосабливаются к таким изменениям в течение нескольких месяцев. Но если у вас расстройство адаптации, у вас по-прежнему возникают эмоциональные или поведенческие реакции, которые могут способствовать чувству беспокойства или депрессии.

Однако вам не нужно выживать в одиночку. Лечение может быть кратким и, вероятно, поможет вам восстановить эмоциональную опору.

Товары и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание

Симптомы

Признаки и симптомы зависят от типа расстройства адаптации и могут различаться у разных людей человеку. Вы испытываете больше стресса, чем можно было бы ожидать в ответ на стрессовое событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в вашей жизни.

Расстройства адаптации влияют на то, как вы себя чувствуете и думаете о себе и мире, а также могут влиять на ваши действия или поведение. Вот некоторые примеры:

  • Чувство грусти, безнадежности или отсутствие удовольствия от того, что раньше нравилось
  • Частый плач
  • Беспокойство или чувство беспокойства, нервозности, нервозности или стресса
  • Проблемы со сном
  • Отсутствие аппетита
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Чувство подавленности
  • Трудности в повседневной деятельности
  • Отказ от социальной помощи
  • Избегание важных вещей, таких как работа или оплата счетов
  • Суицидальные мысли или поведение

Симптомы расстройства адаптации проявляются в течение трех месяцев после стрессового события и длятся не более 6 месяцев после окончания стрессового события. Однако стойкие или хронические расстройства адаптации могут продолжаться более 6 месяцев, особенно если стрессор продолжается, например, безработица.

Когда обратиться к врачу

Обычно стрессоры носят временный характер, и со временем мы учимся справляться с ними. Симптомы расстройства адаптации уменьшаются, потому что стресс ослабевает. Но иногда стрессовое событие остается частью вашей жизни. Или возникает новая стрессовая ситуация, и вы снова сталкиваетесь с той же эмоциональной борьбой.

Поговорите со своим врачом, если вы по-прежнему испытываете затруднения или если у вас возникают проблемы со здоровьем каждый день. Вы можете получить лечение, которое поможет вам лучше справляться со стрессовыми событиями и снова чувствовать себя лучше в жизни.

Если у вас есть опасения по поводу адаптации или поведения вашего ребенка, поговорите с педиатром вашего ребенка.

Суицидальные мысли или поведение

Если у вас есть мысли о причинении вреда себе или кому-либо другому, немедленно позвоните по номеру 911 или в местный номер службы экстренной помощи, обратитесь в отделение неотложной помощи или доверьтесь близкому родственнику или другу. Или обратитесь на горячую линию для самоубийц. В США позвоните или отправьте текстовое сообщение 988, чтобы связаться с 988 Suicide & Crisis Lifeline, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Или воспользуйтесь чатом Lifeline. Услуги бесплатные и конфиденциальные.

Записаться на прием в клинику Майо

Причины

Расстройства адаптации вызваны значительными изменениями или стрессовыми факторами в вашей жизни. Генетика, ваш жизненный опыт и ваш темперамент могут увеличить вероятность развития расстройства адаптации.

Факторы риска

Некоторые факторы могут повышать вероятность расстройства адаптации.

Стрессовые события

Стрессовые жизненные события — как положительные, так и отрицательные — могут подвергнуть вас риску развития расстройства адаптации. Например:

  • Развод или семейные проблемы
  • Проблемы в отношениях или межличностные отношения
  • Изменения в ситуации, такие как выход на пенсию, рождение ребенка или уход в школу
  • Неблагоприятные ситуации, такие как потеря работы, потеря любимого человека или финансовые проблемы
  • Проблемы в школе или на работе
  • Опасные для жизни события, такие как физическое насилие, боевые действия или стихийное бедствие
  • Постоянные стрессоры, такие как заболевание или жизнь в криминальном районе
Ваш жизненный опыт

Жизненный опыт может повлиять на то, как вы справляетесь со стрессом. Например, риск развития расстройства адаптации может увеличиться, если вы:

  • Пережили сильный стресс в детстве
  • Имеют другие проблемы с психическим здоровьем
  • Иметь ряд сложных жизненных обстоятельств, происходящих одновременно

Осложнения

Если расстройства адаптации не проходят, они могут в конечном итоге привести к более серьезным проблемам с психическим здоровьем, таким как тревожные расстройства, депрессия или злоупотребление психоактивными веществами.

Профилактика

Не существует гарантированных способов предотвращения нарушений адаптации. Но развитие здоровых навыков преодоления стресса и умение быть устойчивым могут помочь вам во время сильного стресса.

Если вы знаете, что приближается стрессовая ситуация — например, переезд или выход на пенсию, — призовите свою внутреннюю силу, улучшите свои здоровые привычки и заблаговременно соберите свою социальную поддержку. Напомните себе, что это обычно ограничено по времени и что вы можете пройти через это. Также подумайте о том, чтобы проконсультироваться со своим врачом или специалистом в области психического здоровья, чтобы узнать о здоровых способах справиться со стрессом.

Персонал клиники Мэйо

Связанные

Связанные процедуры

Продукты и услуги

Нарушения адаптации | Johns Hopkins Medicine

Обзор расстройств адаптации

Расстройство адаптации — это эмоциональная или поведенческая реакция на стрессовое событие или изменение в жизни человека. Реакция считается нездоровой или чрезмерной реакцией на событие или изменение в течение трех месяцев после того, как оно произошло. Стрессовые события или изменения в жизни вашего ребенка или подростка могут быть связаны с переездом семьи, разводом или раздельным проживанием родителей, потерей домашнего животного или рождением брата или сестры. Внезапное заболевание или ограничение жизни вашего ребенка из-за хронического заболевания также может привести к реакции адаптации.

В то время как взрослые могут испытывать расстройства адаптации, они преимущественно диагностируются у детей и подростков.

Причины расстройств адаптации

Расстройства адаптации являются реакцией на событие. Между стрессовым событием и реакцией нет единой прямой причины. Дети и подростки различаются по своему темпераменту, прошлому опыту, уязвимости и способностям справляться с трудностями. Их развитие и способность справляться с конкретными потребностями, связанными со стрессом, могут способствовать их реакции. Стрессоры также различаются по продолжительности, силе и эффекту. Нет данных, позволяющих предположить конкретный фактор, вызывающий расстройства адаптации.

Факторы риска расстройств адаптации

Расстройства адаптации довольно часто встречаются у детей и подростков. Они происходят в равной степени у мужчин и женщин. Хотя расстройства адаптации встречаются во всех культурах, факторы стресса и признаки могут различаться в зависимости от культурных влияний.

Нарушения адаптации также могут возникнуть в любом возрасте. Однако считается, что характеристики расстройства у детей и подростков отличаются от таковых у взрослых.

Симптомы расстройств адаптации

При всех нарушениях адаптации реакция на стрессор чрезмерна по сравнению с ожидаемой. Кроме того, реакция должна существенно мешать социальной, профессиональной или образовательной деятельности. Кроме того, возраст может иметь влияние: различия обнаруживаются в испытываемых симптомах, их продолжительности, силе и влиянии. Подростковые симптомы расстройств адаптации могут быть более поведенческими, такими как отыгрывание. Взрослые, которые испытывают расстройства адаптации, проявляют более выраженные депрессивные симптомы.

Существует шесть подтипов расстройства адаптации, которые основаны на типе основных симптомов. Ниже приведены наиболее распространенные симптомы каждого из подтипов расстройства адаптации. Однако у каждого подростка симптомы могут проявляться по-разному:

  • Расстройство адаптации с подавленным настроением. Симптомы могут включать:

  • Расстройство адаптации с тревогой. Симптомы могут включать:

  • Расстройство адаптации с тревогой и подавленным настроением. Присутствует сочетание симптомов обоих этих состояний.

  • Расстройство адаптации с нарушением поведения. Симптомы могут включать:

    • Нарушение прав других

    • Нарушение общественных норм и правил (прогулы занятий, порча имущества, неосторожное вождение или драка)

  • Расстройство адаптации со смешанным нарушением эмоций и поведения. Присутствует сочетание симптомов всех вышеперечисленных подтипов (подавленное настроение, тревога и поведение).

  • Расстройство адаптации неуточненное. Присутствуют реакции на стрессовые события, не вписывающиеся ни в один из вышеперечисленных подтипов. Реакции могут включать в себя поведение, такое как социальная изоляция или запреты на обычно ожидаемые действия, такие как учеба или работа.

Симптомы расстройств адаптации могут напоминать другие медицинские проблемы или психические расстройства. Всегда консультируйтесь с лечащим врачом вашего подростка для постановки диагноза.

Диагностика расстройств адаптации

Детский и подростковый психиатр или квалифицированный специалист в области психического здоровья обычно ставит диагноз расстройства адаптации после комплексного психиатрического обследования и беседы с ребенком или подростком и их родителями. Подробная личная история развития, жизненные события, эмоции, поведение и выявленное стрессовое событие получают во время интервью.

Лечение расстройств адаптации

Конкретное лечение расстройств адаптации будет определено лечащим врачом вашего подростка на основании:

  • Возраст вашего подростка, общее состояние здоровья и история болезни

  • Степень выраженности симптомов у вашего подростка

  • Подтип расстройства адаптации

  • Толерантность вашего подростка к конкретным методам лечения

  • Ожидания по ходу стрессового события

  • Ваше мнение или предпочтение

Лечение может включать:

  • Индивидуальная психотерапия с использованием когнитивно-поведенческих подходов .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *