5. Социометрические методы исследования.
Социометрические методы основаны на опросе какой-либо группы с целью установить социально-психологические взаимоотношения в ней. Для этого с помощью косвенных вопросов выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, кто — наименьшим уважением и авторитетом.
Задача социометрической шкалы — представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим.
Для этого выявляют, кто кому наиболее симпатичен или не симпатичен. Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т.п. Обычно даются три выбора: первый — наиболее предпочтительный, второй — если окажется невозможным первый, третий — если нельзя удовлетворить два первых выбора. В этом случае каждый участник опроса в верхней части листочка пишет свою фамилию, а ниже (в порядке убывания предпочтений) — фамилии тех, кого он выбрал.
При обработке первый выбор получает 3 балла, второй — 2 и третий — I балл. На основании сделанных респондентами выборов составляется матрица выборов (табл. 7), в которой по строч-
Таблица 7
Матрица выборов
№п/п | Кто выбрал | Кого выбрал | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Махмудов | 3 | 1 | 2 | ||||
2 | Сергеев | 2 | ||||||
3 | Иванов | 1 | 3 | |||||
4 | Петров | 3 | 2 | |||||
5 | Эльдаров | 1 | 2 | 3 | ||||
И т. д. | ||||||||
Сумма предпочтений | 6 | 7 | 2 | 1 | 4 | 8 | ||
Социометрический статус | 0,33 | 0,38 | 0,11 | 0,06 | 0,22 | 0,44 |
Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.
Рис. 1. Пример сопрограммы’
кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колонках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения в выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок и т.д. — в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве примера приведены пары Махмудов —Сергеев, Махмудов —Эльдаров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитывается по формуле S = R/3(N — 1), где R — количество баллов, R/3 —рейтинг,
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 1), она представляет собой концентрические окружности (или прямоугольники), в которые помещают номера опрошенных. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный круг помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).
Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее предпочитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каждого человека в группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)
Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество параметров выбора).
Достоинства социометрического метода:
дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы в этой системе;
Таблица 8 Сводная таблица социометрического опроса
Вопросы | Фамилии | ||||||
Кого бы ты предложил назначить командиром группы? | 6 | 7 | 1 | 1 | 8 | ||
С кем бы ты хотел веселиться? | 8 | 2 | 1 | 14 | |||
С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение? | 8 | 4 | 7 | ||||
С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание? | 6 | 1 | 12 | ||||
К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации? | 3 | 9 | 10 | ||||
Общее количество выборов | 31 | 11 | 19 | 1 | 2 | 50 | |
Общий социометрический статус | 6,2 | 2,2 | 3,8 | 0,2 | 0,4 | 10 |
2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы со стороны различных группировок или по разным основаниям;
3) помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе
4) при повторном проведении показывает динамику отношений внутри обследуемой группы.
Ограничения в использовании социометрического метода:
1) применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;
2) не позволяет выявить истинные причины сложившихся взаимоотношений и перспективы их изменения;
3) результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне опроса, от формулировки вопроса, от отношения опрашиваемых к исследователю и т.п.
43.Метод социометрии и его применение в социологии.
Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений. В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.
Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.
2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.
3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.
Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.
1. Подготовительная фаза:
а) определение проблемы, задач исследования;
б) выбор объекта исследования;
в) получение информации о членах группы, о самой группе.
2. Фаза социометрической разминки.
а) установление контакта с группой;
б) психологическая подготовка к опросу членов группы;
в) определение содержания социометрического критерия.
3. Фаза собственно опроса.
а) инструктаж респондентов;
б) тиражирование и раздача социометрических карт;
в) заполнение карт респондентом;
г) сбор социометрических карт.
4. Фаза обработки.
а) обработка полученной информации;
б) проверка данных на надежность и достоверность.
5. Завершающая фаза.
а) формулировка выводов;
б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.
44.Социология общественного мнения.
Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношениесоциальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.
Его основные признаки:
общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;
общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.
Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.
Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.
Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.
В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.
Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.
Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.
Что такое социометрия? Характеристики, цели и методы
Что такое социометрия? Характеристики, задачи и методы — да, терапия помогает!социальная психология и личные отношения
27 января 2023 г.
В различных вузах тем или иным образом изучается предмет социометрии. Но, Что именно представляет собой этот метод исследования, каковы его характеристики и каковы его цели?
Социометрия – количественный (числовой) метод исследования, используемый в социологии, социальной психологии и смежных областях. Он направлен на измерение социальных отношений внутри конкретной группы, на оценку как индивидуальных, так и общих данных.
Что такое социометрия и для чего она нужна?
Социометрия способствует применению количественных методов измерения в определенных группах и социальных структурах и помогает нам понять возможности, взаимодействия и психическое благополучие как на уровне группы, так и на уровне каждого из ее членов.
Этот метод был разработан психологом и терапевтом Джейкобом Леви Морено. С момента своего появления социометрия была очень ценным инструментом при оценке и измерении взаимодействия между компонентами различных групп, например, в академической, образовательной, трудовой или спортивной сферах.
Социометрический метод использует несколько методологических ресурсов, относящихся к количественному подходу , например анкету и опрос, которые относятся к спектру методологий социометрического тестирования.
История социометрии
Социометрия зародилась в начале 20 века в США, где жил Джейкоб Леви Морено. Эта новая концептуализация породила методы, которые сделали социометрию методом, способным изучать, диагностировать и прогнозировать динамику группового и социального взаимодействия как в группах с небольшим числом членов, так и в гораздо более сложных и масштабных социальных контекстах.
Влияние Джейкоба Леви Морено
Венский психиатр и ученик Зигмунда Фрейда впервые столкнулся с социометрическими исследованиями, когда участвовал в организации колонии беженцев в своей стране. Таким образом, зная из первых рук о различных проблемах, возникающих в группах людей, Морено пытался организовать эти группы и их членов посредством социометрического планирования.
В 1925 году Джейкоб Леви Морено переехал в Нью-Йорк и в этом контексте разработал прочную теоретическую основу для своего социометрического метода. Он широко опробовал свой метод в тюрьме Синг-Синг города, где проживал . Этот тест даст вам гораздо более подробное представление о множестве переменных, влияющих на личные отношения между различными группами в конкретном физическом контексте.
Собрав данные и используя свой лучший опыт, он усовершенствовал метод и разработал более совершенную версию социограмм, визуальную форму в виде диаграмм, которые позволяют изучать хорошие или плохие отношения между людьми в контексте большей группы.
С этого момента Морено будет публиковать свои социограммы среди американского академического и научного сообщества. Его методология была оценена очень положительно и стала частью наиболее используемых и эффективных инструментов во время проведения количественного и психосоциального анализа.
Через пять лет после своего первого наброска, уже в тридцатые годы, Джейкоб Леви Морено опубликовал работу о межличностных отношениях, которая в конечном итоге заложила основы социометрии. Именно с этого момента методология, созданная Морено, переживает бум и применяется во многих контекстах и проектах. На самом деле у него даже был свой специализированный академический журнал от 19 года.36. Кроме того, будет основан Институт социометрии в Нью-Йорке, позднее переименованный в Институт Морено в честь Джейкоба Леви.
Цели социометрии
Социометрия преследует разные цели и имеет разные применения. По словам самого Джейкоба Леви Морено, основными задачами социометрии являются следующие:
- Оценить уровень симпатии, пробуждаемой человеком в группе людей.
- Углубите причины, почему это так.
- Анализ степени сплоченности между различными компонентами одной группы.
1. Выявление отвергнутых людей
Одной из задач социометрии является обнаружение и классификация тех индивидуумов, которые в большей степени страдают от неприятия другими компонентами группы . Точно так же он имеет дело и с противоположными случаями: выявить и классифицировать тех людей, которые больше всего ценятся остальными.
Таким образом, цель состоит в том, чтобы работать с первыми, чтобы развивать их социальные навыки и укреплять их общение и отношения с остальными, в то время как наиболее ценные из них могут улучшить свои лидерские качества.
2. Выявление изолированных людей
Другой задачей социометрии является выявление людей, считающих себя изолированными или изолированными от группы . Как это измеряется? Это люди, которые не оказывают влияния, положительного или отрицательного, на динамику и отношения внутри группы.
3. Анализировать групповую динамику
Еще одна возможность, которую он предлагает нам, чтобы иметь возможность предвидеть после изучения динамики группы , как она будет реагировать и адаптироваться к определенным изменениям , например включение новых лиц или выход других.
Эти три цели могут быть обнаружены с помощью социометрии в образовательном и профессиональном контекстах, которые являются двумя группами, наиболее часто анализируемыми с помощью этого метода.
Как работает социометрический метод?
Социометрический метод, разработанный Джейкобом Леви Морено, широко используется в образовательных контекстах . Он используется, чтобы иметь больше данных и элементов анализа на уровне взаимодействия, симпатии/антипатии и сплоченности среди сверстников. Он также служит для выявления определенных положительных паттернов или разногласий, которые могут существовать между некоторыми из этих членов, и того, как эта динамика влияет на группу.
Основные функции социометрии в основном две: во-первых, выявление личных отношений внутри группы. Следует иметь в виду, что социометрия редко занимается изучением больших групп, чтобы можно было точно определить действующие переменные. Выявлены закономерности поведения внутри группы, применяемый метод, через социометрический тест.
Социометрический тест представляет собой анкету, которую должен заполнить каждый член анализируемой группы. Он должен осуществляться без ущерба для участников и оказания давления на них. Тест предлагает различные сценарии и дает участнику свободу выбора, какие другие участники предпочли бы сформировать подгруппу, и их причины. Таким образом, а также благодаря ответам каждого члена, вы можете из первых рук узнать о внутригрупповой динамике и причинах, по которым каждый участник больше или меньше ценит других людей.
Наконец, метод используется для прогнозирования . То есть это может помочь визуализировать наиболее подходящую и эффективную динамику для устранения напряженности между участниками и стимулировать хорошую динамику, которая уже была обнаружена в прошлом.
Библиографические ссылки:
- Forselledo, AG (2010). Введение в социометрию и ее приложения. Монтевидео: Высший университет.
- Дженнингс, Х. Х. (1987) Социометрия в групповых отношениях. 2-е изд. Вестпорт: Гринвуд.
- Морено, Дж. Л. (1951). Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации. Дом маяка.
- Страница, J. 1988/9. Образование и аккультурация в Малаите: этнография внутриэтнического и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований. 15/16: 74-81. Интернет: //eprints.qut.edu.au/3566/
Социализация: измерения и методы (PSY) (январь 2023 г.).
Социометрическая техника — заметки Йогираджа
Значение
Социометрия – это наука, изучающая взаимоотношения членов группы, их отношение, ценности, принятие друг друга и роль каждого человека в группе.
Типы социометрических методик- Шкала социальной дистанции – Разработана Богардусом. Конкретные утверждения (некоторые положительные и приемлемые, некоторые отрицательные и неприемлемые) даются относительно социальной ситуации или человека. И группе поручается ранжировать их. Помогает выяснить социальные взаимосвязи группы.
Напр.
(a) Я люблю работать с Суреш
(б) Мне нравится работать с Суреш
(в) Я не против работать с Суреш
(г) Мне трудно работать с Суреш
(e) Невозможно работать с Суреш
- Техника «Угадай-Кто» – Разработанная Хью Хартшорном и Марком Мэем, здесь члены групп должны идентифицировать людей и написать их имя напротив предоставленных характеристик.
Напр.
Честный человек — __________
Ленивый человек — __________
трудолюбивый человек — __________
Кооперативный человек — __________
Selioish Person — __________
СКОРОЙ ЧЕЛОВЕК — __________
Человек -хруп
Напр. С кем ты хочешь учиться?
- Рамеш?
- Бабан?
- Кумар?
- Социограмма – В этой методике можно представить информацию в виде графика.
Напр. Кого бы вы хотели видеть старостой своего класса?
Для этой методики группа должна быть среднего размера, она не должна быть очень маленькой или очень большой. И члены группы должны хорошо знать друг друга.
Достоинства социометрического метода- Экономичный метод с точки зрения времени и денег
- Раскрывает информацию о личной и социальной адаптации
- Исследования стабильности группы
- Помогает улучшить социальный климат в классе.
- Только выявляет статус отношений и не помогает «устанавливать» отношения.
- Это действительно только в том случае, если существует надлежащее взаимопонимание, а мнение ученика/учителя является честным.
- Социальные ситуации часто меняются, поэтому отношения не всегда стабильны.
Театрализованное представление:
- Если какая-то тема драматизируется, учащийся может получить интересную консультацию.
- Тема для драмы:
- Как явиться на собеседование
- Как подготовиться к экзамену
- Как подготовить заметки
- Указания можно дать через драму
- Ролевая игра — это разновидность драмы, изображающая некоторые сцены из реальных жизненных ситуаций
- Это может показать, как люди работают в определенной профессии
- Может показать достоинства и ограничения профессии
- Студентов могут попросить сыграть роль
- Они должны быть мотивированы для ролевых игр
- Бывшего студента могут попросить просветить по курсу обучения или профессии.
Автор: Пунам Йоги
Пунам Йоги — отличный автор, он опубликовал несколько книг и сборников рассказов, в том числе «Заметки Йоги Раджа».