Сократ кто хочет ищет возможности кто не хочет ищет причины: Кто хочет — ищет возможности – Сократ: цитаты, высказывания и афоризмы

Автор цитат: Сократ

Главная 1 2 3 4 следующая › последняя »


«Те, Кто хотят быть хорошими наездниками, берут, как правило, не самых смирных лошадей, но пугливых и с норовом, будучи уверены, что Если они их обуздают, то справятся потом со всяким конем.
Я же хотел научиться искусству Жить с людьми; и я женился на Ксантиппе, будучи убежден в том, что если я вынесу ее Нрав, то буду ладить со всякими характерами»

Сократ

жизненные цитатыотношения женщины женитьба жить

№ 442697   Добавил MegaMozg 06-08-2022 / 00:21

Комментировать

Единственное, чем всякий честный Человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или Нет то, что он делает, и Есть ли это деяние доброго или злого Человека.

Сократ

мудрые цитатыжизнь поступки человек справедливость нет человека

№ 411604   Добавил MegaMozg 17-01-2021 / 01:36

Комментировать

Кто хочет — ищет Возможности. Кто не хочет — ищет Причины (некоторые приписывают эту цитату Аврааму Линкольну).

Сократ

мудрые цитатыпричины возможности

№ 392490   Добавил MegaMozg 27-04-2020 / 20:45

Комментировать

Но уже Пора идти отсюда, Мне — чтобы умереть, вам — чтобы Жить, а что из этого Лучше, никому неведомо, кроме бога.

Пояснение к цитате: Из книги Платона «Апология Сократа».

Сократ

красивые цитаты

№ 361518   Добавил MegaMozg 19-02-2019 / 19:08

Комментировать

Смерть может быть величайшим из всех человеческих благ.
Envy is the ulcer of the soul.

Сократ

спасение

№ 357973   Добавил MegaMozg 22-01-2019 / 13:23

Комментировать

Смерть может быть величайшим из всех человеческих благ.
Envy is the ulcer of the soul.

Сократ

спасение

№ 357972   Добавил Viker 22-01-2019 / 13:23

Комментировать

Идущий проторенным путем отвыкает творить.

Пояснение к цитате: по речам его ученика Ксенофонта.

Сократ

вдохновение

№ 341078   Добавил MegaMozg 29-08-2018 / 19:09

Комментировать

« Все Люди хотят, чтобы Другие не мешали им Жить, делали им Добро, но всем остальным тоже это нужно; стало быть, Надо, чтобы добро для вас не мешало бы добру остальных» ( Сократ).

Пояснение к цитате: «Все люди хотят, чтобы другие не мешали им жить, делали им добро, но всем остальным тоже это нужно; стало быть, надо, чтобы добро для вас не мешало бы добру остальных» (Сократ).

Сократ Socrates Σωκράτης

познавательные цитатылюди Сократ Socrates Σωκράτης «Все люди хотят чтобы другие не мешали им жить делали им добро но всем остальным тоже это нужно стало быть надо чтобы добро для вас не мешало бы добру остальных» (Сократ).

№ 335595   Добавил Zeus 28-07-2018 / 22:42

Комментировать

Мы приблизимся к истине только настолько, насколько мы удалимся от Жизни. К чему мы, любящие истину, стремимся в жизни? К тому, чтоб освободиться от тела и от всего зла, вытекающего из жизни тела. Если так, то как же нам не радоваться, когда Смерть приходит к нам?

Сократ

смерть истина освобождение

№ 318445   Добавил MegaMozg 02-03-2018 / 01:08

Комментировать

Человек с чувствительным пищеварением хватается за то и другое, но при избыточном разнообразии Еда только раздражает, а не питает. Так что всегда читайте проверенных авторов, и Если даже вы отклонитесь от них, всегда возвращайтесь Назад. Каждый День принимайте немного Средства от нищеты, смерти и других горестей. И если вы только что в спешке охватили сразу несколько тем, остановитесь на одной из них, чтобы в течении дня осмыслить ее и переварить.

Сократ

мудрые цитатыписатели чтение

№ 303599   Добавил MegaMozg 10-10-2017 / 16:09

Комментировать

Хороший советник Лучше любого богатства.

Сократ

богатство советы

№ 253456   Добавил MegaMozg 18-01-2017 / 12:26

Комментировать

Хорошо Было бы, чтобы Человек осмотрел себя, сколько он стоит для Друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Сократ

друзья дружба ценность

№ 253454   Добавил MegaMozg 18-01-2017 / 12:26

Комментировать

Люди требуют свободы Слова в Обмен на свободу Мысли, которая у них отсутствует.

Сократ

мысли свобода слова

№ 217640   Добавил MegaMozg 15-01-2017 / 22:22

Комментировать

Единственная истинная Мудрость — в осознании, что мы по сути Ничего не знаем.

Сократ

мудрые цитатымудрость незнание

№ 203726   Добавил MegaMozg 14-01-2017 / 09:58

Комментировать

Кто мудр, тот и добр.

Сократ

мудрые цитатыдобро мудрость

№ 203624   Добавил MegaMozg 14-01-2017 / 09:55

Комментировать


Главная 1 2 3 4 следующая › последняя »

Мудрые высказывания и изречения

Мудрые высказывания — Не полагайтесь слишком сильно на кого-нибудь в этом мире, потому что даже ваша собственная тень покидает вас, когда вы в темноте.

Прощать несложно. Тяжелее забывать, за что прощаешь.

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины. — Сократ.

И хоть велик соблазн по сразу двум идти дорогам, нельзя одной колодой карт играть и с дьяволом и с Богом…

Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно. — Далай Лама.

Спокойствие и контроль — дадут тебе силу. Сила и разум — подарят тебе волю. Воля и стойкость — позволят тебе получать желаемое!

Есть дороги, которые нужно пройти в одиночку… Есть моменты, где нужно ставить точку… Есть ситуации, когда стоит прощаться… И люди, к которым лучше не возвращаться!

Нет нужды топить себя в тоске… Встаньте! Выпрямитесь! И запишите все свои обиды на песке, все свои победы — на граните!

Два мудрейших учителя: Жизнь и время. С одной стороны жизнь показывает, как нужно ценить время, а время — как нужно ценить жизнь…

Если ты ненавидишь — значит тебя победили. — Конфуций.

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. — Л. Н. Толстой.

Если у тебя есть любовь, то тебе больше ничего не нужно. Если у тебя нет любви, то не имеет значения, что у тебя ещё есть!

За одиночество не стоит всех корить, Ищи вину в себе, а не снаружи — Один не тот, кто всеми позабыт, А тот, кому уже никто не нужен. — Эль Твит.

— Долго ли ждать перемен к лучшему? — Если ждать — то долго!

Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения всегда нужно начинать с самого себя.

Если ты что-то потерял — радуйся, что не многое! Если ты многое потерял — радуйся, что не всё! Если ты всё потерял — радуйся, терять-то больше нечего!

Если вам хочется похвалить кого-то — сделайте это немедленно, а если поругать — отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит.

Жизнь — хитрая штука. Когда у меня на руках все козыри, она внезапно предлагает мне сыграть в шашки.

Падать — часть жизни, подниматься на ноги — ее проживание. Быть живым — это подарок, а быть счастливым — это ваш выбор. — Ошо.

Жизнь слишком коротка, чтобы можно было позволить себе роскошь прожить ее так скверно. — Пауло Коэльо.

Наберись смелости, если хочешь что-то изменить. Наберись терпения, если что-то изменить невозможно. И будь мудрым, чтобы знать, когда нужна смелость, а когда терпение.

Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале. — Пауло Коэльо.

Красивые мудрые высказывания — Чужое небо никогда своим не станет… Чужая женщина останется чужой. И знайте если вас чужое манит… Однажды ваше кто-то, заберет с собой…

Есть два вида завистливых людей: первые хотят всё как у тебя, а вторые хотят, чтобы у тебя вообще ничего не было…

Некоторые люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя. — Нил Гейман.

Жизнь — это большой супермаркет: бери, что хочешь, но, не забывай, что за все придется платить…

Бессмертных нет… и осознать пора у жизни есть, жестокая, но правда — у каждого сегодня есть вчера, но не у каждого сегодня будет завтра…

Все правильные мысли приходят только после того, как заканчиваются эмоции.

Молчанье-щит от многих бед, а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, а сколько жизней он сломал! — Омар Хайам.

Мудрые изречения и афоризмы великих людей


Socrates: Greatest Quotes

Сократ, пожалуй, самый известный философ в истории, а для некоторых — отец современной психотерапии.

Философия Сократа была философией практичности. Он бродил по улицам Афин, разговаривая с людьми, задавая вопросы и оспаривая их представления о себе, других людях и окружающем их мире.

Он сделал это, потому что считал, что все мы несем ответственность за состояние своей души или разума. Каждый человек должен убедиться, что о его психическом здоровье заботятся и заботятся. Точно так же мы заботимся о своем теле или имуществе.

Сократ увидел, что многие мужчины и женщины отдают предпочтение своей репутации, богатству, имуществу и статусу, а не заботе о душе. В результате он бросил вызов афинянам, продвигая свою философию и важность добродетели над пороком, характера над богатством и, прежде всего, вопроса о своих убеждениях.

Вот некоторые из его лучших цитат.

Для меня было бы лучше, чтобы множество людей не соглашались со мной, чем чтобы я, один, был не в гармонии с самим собой.


Неопытные в мудрости и добродетели, всегда занятые пиршеством и прочим, уносятся вниз, и там, как подобает, они скитаются всю свою жизнь, никогда не взирая ни на истину над собой, ни поднимаясь к ней, ни дегустация чистых и длительных удовольствий. Подобно скоту, всегда смотрящему вниз, склонив голову к земле и к праздничным столам, они кормятся, откармливаются и блудят. Чтобы увеличить свое имущество, они брыкаются рогами и копытами из стали и убивают друг друга, какими бы ненасытными они ни были.

В каждом из нас есть два управляющих и направляющих принципа, руководству которых мы следуем, куда бы они ни вели; одно — врожденное желание удовольствия; другой — приобретенное суждение, стремящееся к совершенству.

И так они становятся все богаче и богаче, и чем больше они думают о том, чтобы разбогатеть, тем меньше они думают о добродетели; ибо, когда на весах весов кладутся вместе богатство и добродетель, одно всегда поднимается, а другое падает.

Уважаемый друг, гражданин Афин, величайшего города в мире, столь выдающегося как умом, так и могуществом, вам не стыдно так заботиться о том, чтобы заработать как можно больше денег и повысить свою репутацию и престиж… а об истине, мудрости и совершенствовании души ты не заботишься и не заботишься?

Тот, кто придерживается истинного мнения без понимания, подобен слепому на правильном пути.

Я чту и люблю вас: но почему вы, граждане великого и могущественного народа, так заботитесь о накоплении наибольшего количества денег, чести и репутации и так мало о мудрости, истине и величайшем улучшении общества? душа? Вам не стыдно за них? Я только и делаю, что убеждаю вас всех, и старых, и молодых, не заботиться о своей личности или о своем имуществе, а главным образом заботиться о величайшем улучшении души. Я говорю вам, что добродетель не дается деньгами, но что из добродетели приходят деньги и все другие блага человека, как общественные, так и личные. Это мое учение, и если это учение развращает молодежь, то я озорной человек.

Есть только одно добро, знание, и одно зло, невежество


Ложные слова не только сами по себе злы, но и заражают злом душу.

Я никогда не перестану заниматься и преподавать философию, увещевая всякого, кого встречу, по-своему и убеждая его, говоря: о друг мой, почему ты, гражданин великого, могущественного и мудрого города Афин вы так много заботитесь о накоплении наибольшего количества денег, чести и репутации и так мало о мудрости, истине и величайшем совершенствовании души, на которые вы никогда не смотрите и не обращаете внимания? Вам не стыдно за это? И если человек, с которым я спорю, говорит: да, но мне все равно: я не ухожу и не отпускаю его тотчас; Я его допрашиваю, и допрашиваю, и подвергаю перекрестному допросу, и если я думаю, что он не имеет добродетели, а только говорит, что имеет, то упрекаю его в том, что он переоценивает большее и недооценивает меньшее.

Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить для человека.

Меня не интересовало то, что волнует большинство людей – заработок, благоустроенный дом, высокое воинское или гражданское звание и всякая другая деятельность, политические назначения, тайные общества, партийные организации, которые происходят в нашем городе . Я поставил перед собой задачу оказать вам — каждому из вас, лично и наедине — то, что я считаю величайшей услугой. Я пытался убедить каждого из вас заботиться не о том, что он имеет, а о том, что он есть, чтобы казаться как можно более совершенным и рациональным.

Плохие люди живут, чтобы есть и пить, а хорошие люди едят и пьют, чтобы жить.

Если голова и тело должны быть здоровыми, вы должны начать с исцеления души; это первое и главное. И забота о душе, мой дорогой юноша, должна быть затронута использованием определенных чар, и эти чары — прекрасные слова; и через них воздержание насаживается в душе, и где воздержание приходит и остается, там быстро сообщается здоровье не только голове, но и всему телу.

понимание вопроса — половина ответа

Часто, глядя на массу вещей, выставленных на продажу, он говорил себе: «Сколько вещей мне не нужно!»

Когда мои сыновья вырастут, я прошу вас, друзья мои, наказать их; и я хотел бы, чтобы вы беспокоили их, как я беспокоил вас, если кажется, что они заботятся о богатстве или о чем-то еще больше, чем о добродетели; или если они притворяются чем-то, когда на самом деле они ничто, то укоряйте их, как я упрекал вас, за то, что они не заботятся о том, о чем должны заботиться, и думают, что они нечто, когда они на самом деле ничто. И если ты сделаешь это, я и мои сыновья обретут справедливость от твоих рук.

Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить задуматься


Ни один человек не имеет права быть любителем в вопросах физической подготовки. Стыдно человеку стареть, не видя красоты и силы, на которые способно его тело.

Я хочу только знать правду и жить как можно лучше. И, насколько это в моих силах, я увещеваю всех других людей поступать так же. Я увещеваю вас также принять участие в великой битве, которая есть битва жизни и более великая, чем всякая другая земная битва.

Довольство — это естественное богатство, роскошь — это искусственная бедность.

Те, кто заботятся о своих душах, а не просто живут в образах тела, прощаются со всем этим; они не будут ходить путями слепых: и когда философия предлагает им очищение и освобождение от зла, они чувствуют, что не должны сопротивляться ее влиянию, и к ней склоняются, и куда она ведет, они следуют за ней.

Евтифрон, Апология, Критон и Федон

 

Резюме

Диалог Платона под названием Евтифрон повествует о дискуссии между Сократом и Евтифроном относительно значения благочестия или той добродетели, которую обычно считают образом жизни, выполняющим свой долг как перед богами, так и перед человечеством. Это представляет особый интерес в связи с судьбой Сократа, поскольку он недавно был обвинен в нечестии и должен предстать перед афинским судом, чтобы определить его вину или невиновность в приписываемом ему преступлении. Поскольку он был совершенно уверен, что афиняне вообще не понимают истинной природы ни благочестия, ни нечестия, Сократ просит Евтифрона ответить на вопрос: «Что такое благочестие?» У него есть реальная цель в этом, так как Евтифрон, софист, претендует на то, чтобы быть мудрым в таких вопросах, в то время как Сократ, не предъявляя таких требований к себе, исповедует только невежество. Он хочет увидеть, так ли мудр Евтифрон, как он утверждает, а если нет, то Сократ разоблачит поверхностность его утверждений.

Евтифрон имеет репутацию мудрого человека, прорицателя и прорицателя. Как учитель, он дает инструкции по моральным и политическим вопросам, а также по практическим проблемам повседневной жизни. Дискуссия, которая ведется между Сократом и Евтифроном, происходит на крыльце царя Архонта.

И Сократ, и Евтифрон вовлечены в дела юридического характера. Сократа обвинили в нечестии и предстали перед судом. Евтифрон является истцом в предстоящем судебном процессе по делу об убийстве. Сократ спрашивает, кто обвиняется в этом преступлении. Он удивлен и потрясен, узнав, что Евтифрон выдвигает это обвинение против собственного отца. Обстоятельства, вызвавшие это, имеют прямое отношение к делу. Похоже, что бедный иждивенец семьи Евтифрона убил одного из их домашних слуг. По приказу отца Евтифрона виновного связали и бросили в ров. Затем в Афины были отправлены гонцы, чтобы узнать у толкователей религии, что с ним делать. К тому времени, когда эти посыльные вернулись, преступник умер от голода и холода. Отец Евтифрона был, по крайней мере, в какой-то степени ответственен за смерть преступника, и это послужило основанием для обвинения его в убийстве.

Сократа впечатляет тот факт, что Евтифрон готов выполнить свой долг в этом вопросе, даже если это означает принятие мер против члена его собственной семьи. Без какого-либо дальнейшего обсуждения дела об отце Евтифрона Сократ стремится продолжить расследование относительно природы благочестия, поскольку это напрямую связано с тем фактом, что Мелет обвинил его в преступлении нечестия.

Соответственно, он обращается с этим вопросом к Евтифрону: «Что такое благочестие?» Евтифрон сразу же отвечает, что благочестие — это то же самое, что и он, выдвигая обвинения против того, кто поступил неправильно, даже если этот человек оказывается его родным отцом. Признавая, что Евтифрон прав, не позволяя личным отношениям мешать выполнению его долга, Сократ не удовлетворен ответом, данным на его вопрос. Пример добродетели благочестия не эквивалентен определению этой добродетели. Евтифрон привел только один пример, и хотя он защищал свое утверждение, упомянув, что некоторые из греческих богов действовали подобным образом, Сократ настаивает на том, что правильное определение благочестия должно быть достаточным, чтобы включить все примеры этой добродетели. Заявление Евтифрона не подходит для этой цели. Тем не менее Сократ настаивает на том, что, поскольку Евтифрон возбудил уголовное дело против собственного отца, он должен был знать природу нечестия, иначе он не смог бы решить, виновен ли в нем его отец.
Он еще раз убеждает Евтифрона рассказать ему, что такое благочестие. Если он сможет получить удовлетворительный ответ на этот вопрос, это позволит ему узнать, обоснованно ли обвинение, которое выдвигает против него Мелет.

В ответ Евтифрон делает еще одно заявление. Он говорит: «Благочестие — это то, что дорого богам, а нечестие — это то, что им не дорого». При проверке Сократом это утверждение оказывается не более удовлетворительным, чем предыдущее. Неясно, что делает что-либо дорогим богам, и, кроме того, возникает вопрос, дорого ли то, что дорого некоторым богам, всем им или только некоторым из них. Затем Евтифрон настаивает на том, что благочестие — это то, что нравится всем богам. Он уверен, что все согласны с тем, что убийство — это плохо. Затем Сократ указывает, что обстоятельства, при которых происходит убийство, имеют важное значение для морального качества поступка. То же самое верно и в отношении мотива, который был задействован. Совершенно очевидно, что дискуссия до сих пор не дала удовлетворительного ответа на вопрос о природе благочестия.

Чтобы подойти к этому предмету по-другому, Сократ спрашивает Евтифрона, справедливы ли благочестивые люди. Да, говорит Евтифрон, но в то же время он признает, что неправда, что все праведники благочестивы. Затем Сократ хочет знать, является ли благочестие частью справедливости, и если да, то из какой части оно состоит? Евтифрон отвечает, что благочестие — это та часть справедливости, которая относится к богам, точно так же, как есть другая часть справедливости, которая относится к людям. Это тоже неудовлетворительно, потому что мы не знаем, что означает «посещает». Применительно к некоторым вещам, таким как собаки, лошади и люди, это подразумевает какой-то способ сделать их лучше. Применительно к богам оно не может иметь такого значения, поскольку нет никакого отношения, в котором люди могли бы сделать богов лучше, чем они есть. В этот момент Евтифрон заявляет, что существуют различные способы, которыми люди могут служить богам, но у него нет времени указывать их.

Сократ все еще настаивает на том, что он не знает, что такое благочестие, и, конечно, Евтифрон не раскрыл его истинной природы. Этот вопрос важен не только для Сократа, но и для всех, кто призван принимать решения, касающиеся нравственного поведения. Диалог закрывается без окончательного ответа на вопрос, с которого началось обсуждение. Сократ призывает Евтифрона продолжать поиски значения благочестия. Пока он не найдет его, не может быть никакого оправдания решению, которое он принял в отношении своего отца.

Анализ

Для тех, кто ищет удовлетворительное определение благочестия, этот диалог разочаровывает, поскольку не было сделано никаких выводов относительно точной природы этой добродетели. Иногда утверждалось, что истинная цель философии состоит не в том, чтобы отвечать на вопросы, а, скорее, в том, чтобы подвергать сомнению ответы, которые были даны. Во всяком случае, именно это Сократ и делал в этом диалоге. Евтифрон дал несколько быстрых и готовых ответов на вопрос «Что такое благочестие?» но при проверке каждый из них оказался неудовлетворительным.

Метод, который использовал Сократ, известен как диалектика . Он состоит в указании на несоответствия и внутренние противоречия, связанные с популярными заявлениями, сделанными без размышлений об их логических следствиях. В данном случае использование этого метода не только выявило поверхностность популярных концепций, которых придерживались многие софисты, но и служит защитой Сократа, открывая кое-что о характере человека и характере его работы. которым он был занят.

Сократ был обвинен в обучении ложным учениям и тем самым развращении афинской молодежи. Такого рода обвинения часто выдвигались против философов, и именно по этой причине против них часто предпринимались действия. Хотя признается, что каждый имеет право думать так, как ему нравится, проблемы возникают, когда кто-то пытается убедить других людей думать так же, как он. То, что Сократ не виновен в выдвинутых против него обвинениях, видно из того факта, что он никого не пытался внушать. Он не претендует на то, что его собственные взгляды совершенны или что он пришел к окончательной истине в отношении рассматриваемого вопроса. Вместо этого его роль — роль исследователя, и его цель — заставить людей думать самостоятельно. На самом деле, одна из его главных критических замечаний в адрес софистов состоит в том, что они слишком легко принимают то, что им говорят другие, даже не останавливаясь, чтобы рассмотреть доказательства, на которых это основано.

Верно, что заставить людей думать самостоятельно сопряжено с определенными опасностями, что в какой-то степени объясняет оппозицию, возникшую против Сократа. Ясное и правильное мышление неизбежно обнажит заблуждения, на которых часто основываются популярные представления. Это также имеет тенденцию выявлять недостатки тех, кто притворяется, что знает гораздо больше, чем на самом деле, или кто хвалится квалификациями, которыми они не обладают. Те, на чьи дефекты таким образом указали, естественно, испытывают обиду на человека, ответственного за их возникновение. Это негодование — одна из причин, по которой Мелет выдвинул обвинения против Сократа. Легче придраться к человеку, который является вашим критиком, чем признать истинность того, что он сказал.

Хотя Евтифрон как софист проявляет некоторое тщеславие и высокомерие, характерные для этой группы в целом, его не следует считать человеком совершенно плохим. У него есть некоторые искупительные качества. Он добросовестный человек и в этом отношении готов выполнить то, что считает своим долгом перед богами, даже если для этого потребуется предъявить обвинения собственному отцу. Похоже, что то, что сделал отец Евтифрона при существующих обстоятельствах, было оправдано афинскими законами, и было маловероятно, что он будет наказан. Тем не менее, Евтифрон считает своим религиозным долгом сообщить о том, что сделал его отец, что является его главной причиной для этого. Выполнив свой долг в отношении события, его совесть будет спокойна. Кроме того, Евтифрон сильно противится Мелету и во многих пунктах полностью согласен с Сократом.

В согласии со многими своими собратьями-афинянами Евтифрон понимает благочестие с точки зрения религии, которая включает отношения между богами и людьми. Эти отношения понимаются как процесс отдачи и получения. Молитвы и жертвоприношения приносятся богам, которые взамен даруют материальные блага своим прихожанам. Это отношение, очевидно, имел в виду Евтифрон, когда утверждал, что благочестие — это делать то, что дорого богам, а нечестие — делать то, что богам неугодно. Когда их спрашивают, что делает что-то дорогим для богов, ответ таков: это внимание к их желаниям, что достигается принесением им жертв и вознесением хвалебных и благодарственных молитв.

Одной из целей этого диалога является противопоставление двух очень разных концепций религии. Один из них проиллюстрирован взглядом Евтифрона на религию как на своего рода наемный процесс. Это было довольно популярно в Афинах, как и многие люди в другие времена и в других местах. Делать дары богам и получать от них блага подразумевало в случае Евтифрона веру в реальность афинских богов, как это изложено в популярных историях об их поведении и их сверхъестественной силе. Другая концепция религии принадлежит Сократу, который не считал буквально истинными многие популярные сказки о деятельности богов. Именно по этой причине Мелет и другие обвиняли его в нерелигиозности и подрыве веры юноши. Обвинение было несправедливым, поскольку тот факт, что Сократ не принимал концепции богов, которой придерживались другие люди, не означал, что он вообще не верил в божество. На самом деле Сократ был в одном смысле слова очень набожным и религиозным человеком. Доказательства этого можно увидеть в его отношении к мистическому голосу, который предупреждал его не делать определенных вещей. Этот голос, на который он часто ссылался, считался божественным голосом, и он всегда обращал на него внимание. Кроме того, Сократ считал, что в сотворении мира была выражена божественная цель, и эта цель была направлена ​​на нравственное и духовное развитие человека.

В дискуссии о благочестии по отношению к справедливости Сократ отвергает проведенное Евтифроном различие между служением богам и служением людям. Он делает это по нескольким причинам. Во-первых, он не считает, что долг человека по отношению к божественному существу следует рассматривать как нечто отдельное и отличное от его долга по отношению к своим собратьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *