Структура и строение «Я-концепции»
Только та часть личности человека, которая им осознается, называется «Я». Бессознательное и неосознанное в него не входят.
Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Мы не осознаем этой памяти, стало быть, для нашего «Я» все это не существует.
Наконец, в бессознательном пребывают переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания.
Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
Сократ
Поскольку «Я-концепция» включает только осознаваемое, ее можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, т. е. мысли и мнения о себе.
По мнению многих зарубежных авторов, позицию которых обобщил У. Хьюит, «Я-концепция» включает несколько компонентов.
Физический аспект «Я-концепции» проявляется в психофизиологических и анатомических особенностях нашего тела и организма: зрение, слух, вес, пол, рост и т. д. Сюда же следует отнести стиль одежды, предпочитаемые марки автомобиля, тип жилища, район проживания.
В самом деле, наше «Я» проявляется в том, какое жилье мы выбираем, как одеваемся (следим за модой или нет), как питаемся, что слышим и слушаем, сколько весим и считаем ли свой вес избыточным (часто избыточный вес снижает самооценку). Каждый из нас устанавливает особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит себя или не обращает внимания на недуги, занимается физкультурой или утомляет организм праздностью, алкоголем и наркотиками.Академическая сторона «Я-концепции» выражается в школьных оценках и достижениях, желании и умении учиться и т. д. Принято выделять два уровня:
- общая оценка академических достижений, которая проявляется в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, литературе, иностранных языках и иных дисциплинах;
- социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению.
Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добиться на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, несомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успехи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдающийся американский философ У. Джеймс даже придумал к такому случаю особую формулу:
Самооценка = Успехи / Претензии
Уравнение гласит, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте академических успехов относительно наших ожиданий. Благодаря своей простоте и эмпирической очевидности она приобрела широкую популярность. Действительно, на собственном опыте мы можем убедиться в том, что низкие претензии, помноженные на среднюю успеваемость, дадут в итоге высокую самооценку. И наоборот, высокие претензии и посредственная успеваемость обернутся низкой самооценкой.
Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит другое уравнение
Успех = Претензии х Самооценка.
Новое уравнение гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (претензий) и (или) самооценки. Когда Джемс определил самооценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути повышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, увеличивая числитель этой дроби, уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Социальный компонент «Я-концепции» зависит от того, какие взаимоотношения у нас строятся с окружающими людьми — в семейном кругу, в соседском сообществе, на работе. В наименьшей степени на индивидуальную самооценку влияют отношения с посторонними людьми, например прохожими на улице или пассажирами в купе поезда.
Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли: «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)». Мы проводим немало времени, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я».
Трансперсональная составляющая «Я-концепции» не менее важна, так как она отвечает за решение проблемы смысла жизни, тесно коррелирует с религиозными убеждениями человека либо их отсутствием. У некоторых народов, в частности у русских, решение общемировоззренческих вопросов о смысле жизни предшествует повседневным и производственным делам.
«Я-концепция» поддается внутреннему расчленению. Количество составных элементов «Я-концепции» у разных психологов меняется. К примеру, Д. Хамачек выделяет воспринимаемое «Я» (каким человек себя видит), «реальное Я» (каким человек является в действительности по результатам объективных тестов или клинического обследования) и «идеальное Я» (каким человек хотел бы стать). Из этих составляющих складывается личность, которая в зависимости от того, кто ее описывает, может быть совокупностью или аспектов внутреннего самовосприятия индивида, или внешних аспектов восприятия индивида другим человеком. Рут Стренг выделила четыре основных аспекта «Я»: общая, основная «Я-концеп-ция»; временные, или переходные, «Я-концепции»; социальное «Я» и идеальное «Я».
Феноменалистический подход в понимании «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях:
- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- этот ракурс по своей природе субъективен;
- всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»;
- «Я-концепция» — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение:
- соответственно «Я-концепция» регулирует поведение;
- «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения:
- расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты:
- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Согласно теории самоактуализации К. Роджерса и М. Кингела внутренний мир человека подразделяется на две системы представлений, два «Я».
«Реальное Я» формируется на основе разнообразного опыта, который человеку приходится переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.
«Идеальное Я» формируется из завышенных представлений о себе самом: человек видит себя тем, кем хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей.
Оба «Я» могут совпадать полностью или частично, противоречить другу или просто не совпадать. Совпадение — случай чрезвычайно редкий, но наиболее комфортный для индивида, противоречие — также не очень распространенная ситуация. Но она чревата глубоким внутренним разладом личности. Обычно наше мнение о «себе любимом» и мнение о нас других людей в большей или меньшей степени не совпадают.
То, что думаем о себе мы, всегда лучше того, что думают о нас окружающие. В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая искать положительное отношение к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате будем все меньше оставаться самими собой. Это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением.
По мнению К. Роджерса, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими представлениями о самом себе, т. е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних переживаний. С другой — он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть.
Результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой, могут быть тревога и нарушение психологической адаптации.
Р. Берне выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок.
- «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.
- «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
- «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов «Я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации «Я-образов» (строения «Я-концепции»), выделяют различные «планы функционирования» «Я-концепции» (план реальности, план фантазии, план будущего и проч., в том числе и план возможности). «Возможное Я», соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», заданному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хор ни большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Coyпер рассматривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т. е. как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду3. Идеальный образ, как и «Сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственную за отбор поступков.
Компоненты «рефлексивного Я» в модели, предложенной Розенбергом, образуют две части — существительные (отвечают на вопрос «Кто Я?») и прилагательные («Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям. Первый — по степени отчетливости осознания, представленности того или иного компонента в сознании. Второй — по степени их важности, субъективной значимости. Третий — по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа «Я» в целом1. Критерии построения структуры компонентов «рефлексивного Я» в модели М. Розенберга соотносятся с понятием личностных конструктов в теории Дж, Келли.
2.2.Когнитивная составляющая я-концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т. д. Вес это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного само- восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Связь между ожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-концепцией, и поведением человека лежит в основе механизма «самореализующихся пророчеств». Поэтому от визитов к гадалкам и предсказателям будущего может быть определенный вред. Поверив в предсказанное, то есть, приняв полученную информацию в образ «будущего Я», человек начинает действовать в соответствии с ожиданиями, и сам приводит себя к предсказанному будущему.
Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом вашего осознанного творчества может позволить человеку перестать быть рабом собственного прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного для клиента будущего.
Механизмы формирования Я-концепции:
прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения;
формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний;
контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля;
вовлечение в поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя;
вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм;
идентификация со значимыми другими.
Рассмотрим механизмы формирования Я-концепции:
В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для оценки себя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно.
Первой предпосылкой формирования Я-концепции является появление у младенца навыка разделения собственных ощущений на те, что вызваны его собственной активностью, и те, что не зависят от него, объективны. Ребенок сталкивается с задачей разделить их, осознать отдельно. Важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности своего тела. По мере развития этого навыка у ребенка формируется умение управлять своим телом, оно превращается в своеобразное «орудие» его деятельности. При этом происходит формирование определенного психического образования – схемы тела, субъективного образа взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве.
По В.В.Столину, образ самого себя также формируется в процессе жизнедеятельности как некое психическое образование, позволяющее более адекватно и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого феномена. Сходство схемы тела и образа Я – это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа.
Столин В.В. выделяет 6 способов «интериоризации» ребенком знаний о себе.
Прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием того, что внушается ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспекты образа Я. Этот образ и свое отношение родители могут транслировать ребенку как в прямой словесной форме, так и путем такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества, — косвенно. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными («Ты – умный, добрый, уверенный, сознательный»), так и негативными («Ты неспособный, грубый, неудачник»). О последних А.И. Герцен писал «Названия – страшная вещь… Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун».
Если внушаются качества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место «мистификация». Мистификация может иметь форму инвалидизации – обесценивания точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое может быть позитивным и негативным.
Косвенное внушение чаще всего имеет отношение к оценке ребенка. Влияние родительского отношения на формирование характера, поведения ребенка исследовалось многими психологами. В родительском поведении возможны вариации от принятия ребенка в целом, принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей в заботу о ребенке до враждебного отвержения ребенка. Отношение родителей к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценку либо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности. Это приводит к формированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому.
Первый случай Я «+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и «Ты хороший, с тобой все в порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих подчиненных. В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени чувствует себя неудачником.
Второй случай Я «+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке», «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция – позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция посредственности.
Третий случай — «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке», а «Ты хороший, с тобой все в порядке». Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле – самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников, которые мучают себя сами. Так, человек, привыкший считать себя бедным Я « — » на фоне других, богатых людей Ты «+», скорее всего не откажется от своего мнения, даже если у него вдруг появятся деньги.
Четвертая позиция — Я « — », Ты « — », «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке» и «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке». Это позиция безнадежности.
Люди могут иметь разные жизненные позиции в своих различных жизненных ситуациях. Позиция Ты может характеризовать отношение не только к другому человеку, но и к миру в целом.
Случаи, когда явные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативное влияние на формирование психики ребенка.
Следует отметить, что ребенок всегда имеет свободу выбора реакции на родительское внушение – согласиться с родительским мнением или начать борьбу против него. Таким образом, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. Ребенок может отреагировать на родительское поведение дополнительно или же защитно. В первом случае ребенок отвечает инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование и т. п. В случае защитного поведения ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя с родителями так, как будто те его любят и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить поведение по отношению к нему.
Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний.
Родители формируют представления ребенка о стандартах поведения, о жизненных целях, ценностях, идеалах. Если эти цели, планы, идеалы, соответствуют способностям и интересам ребенка, то, реализуя их, он повышает самоуважение (см. формулу Джемса). В противном случае, когда родители награждают ребенка нереалистичными для него планами, стандартами, идеалами, тем самым способствую формированию нереалистичного образа «идеального Я», жизненные неудачи могут привести человека к потере веры в себя, в свои силы, возможности, к потере самоуважения.
Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.
Контроль характеризует способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Дисциплинарный аспект отношения родителей к ребенку проявляется как слабый контроль (предоставление полной автономии) или жесткий контроль (абсолютное подчинение воле родителей, требование неукоснительного соблюдения норм и правил) за его поведением. Психологический аспект характеризует способ, которым родители добиваются контроля над поведением ребенка — через вызывание в ребенке чувства вины, стыда или через вызывание страха перед наказанием, тревоги, «враждебный контроль».
Способ и форма контроля нередко формируют у человека такие же способы и формы самоконтроля. Жесткая дисциплина, превратившись в жесткую самодисциплину, может проявиться как стремление упорядочивать, регламентировать собственную жизнь. Контроль с помощью страха приводит человека к постоянной оглядке на мнение других, ожиданию «наказания» с их стороны в виде негативного мнения. Предсказуемость или непредсказуемость контролирующего поведения родителей преобразуется в веру человека относительно управляемости или неуправляемости внешних событий жизни.
Конечно, взрослый человек может сознательно подходить к вопросам самоконтроля и самовоспитания. Но сначала для этого он должен проанализировать те способы самоконтроля, которые у него имеются. Иногда ребенок перенимает у взрослых способы самоконтроля, которые они используют по отношению к себе самим.
Вовлечение ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ себя. Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан с вовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой он может приобрести опыт, изменяющий его образ себя. Так, родители могут организовать для своего ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеет преодолеть свой страх, убедившись, что собака (которую специально заранее нашли родители) – существо дружелюбное, виляет хвостом и хочет играть.
После этого ребенок может сменить представления о себе как человеке, боящемся собак, на представления о себе как о ребенке, который знает, что собак бояться не обязательно, или как о человеке, который может преодолеть свой страх и убедиться, что все закончится хорошо, или просто как о смелом человеке, а не о трусишке, который боится даже собаку.
Можно сформировать ситуацию, когда представления человека о себе изменятся так, что это приведет к снижению его самооценки. Нас всех с детства учат «что такое хорошо и что такое плохо», и определенные качества сразу связываются в нашем сознании с оценкой – хорошо это или плохо. Пример создания такой ситуации описан в рассказе Л.Н.Толстого «Сливы». Это история о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна. Его оставляют одного в комнате со сливами (пересчитанными, чего он не знает), попробовать которые ему очень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя. В.В.Столин приводит в качестве примера аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют в комнате с конфетами, но еще берут у него обещание, что он не будет их есть. Ребенок не может устоять против соблазна. В результате, когда его потом спрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае оказывается обманщиком: и если он скажет, что не ел, и если скажет, что ел (окажется, что он обманывал, когда обещал не есть).
Для практической работы со своей Я-концепцией И. Калинаускас предлагает выделить три ее аспекта:
Первый аспект «Я как Я» или «Я как самотождественность». Это то, что позволяет человеку, проснувшись утром, быть уверенным в том, что он тот же человек, что и вчера. Эта часть Я-концепции является само собой разумеющейся, сна обычно не осознается человеком. Существует множество психологических механизмов, служащих поддержанию совершенно естественной уверенности человека в том, что он – это он. Эти механизмы, как правило, хорошо защищены от внешних влияний, ибо неграмотное вторжение в эту часть психики может сделать человека клиентом психиатрической больницы. Эта часть Я-концепции не предназначена для вмешательства.
Следующий аспект «Я как Другой» – это описание себя как объекта, взгляд на себя с точки зрения Другого. Как уже отмечалось, Я-концепция складывается в основном стихийно, без участия в этом самого человека. Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания, так что человек, как правило, выбирает в жизни те ситуации, которые подтверждают его описание себя, и избегает ситуаций, которые могут это описание нарушить, или же использует механизмы психологической защиты, если реальные события противоречат его описанию себя. Например, если человек считает себя слабым, болезненным, он будет повышенно чувствителен к усталости и склонен выбирать такие жизненные ситуации, которые, согласно его представлениям, по силам болезненному и слабому человеку. Поскольку других ситуаций он постарается избегать, у него будет мало возможностей для того, чтобы убедиться, что, возможно, он не так уж и слаб.
Эта часть Я-концепции доступна для самостоятельной работы, самоанализа и изменения. Как правило, человек мало знает себя, поэтому даже сам факт ответа на вопросы тестов дает человеку много информации о себе, тем самым, меняя его. Заполнив личностный опросник, человек может обнаружить, что его описание себя где-то очень подробно, а где-то намечено лишь несколькими штрихами, некоторые вопросы могут вызывать гнев, протест и нежелание думать об этом. Все это является информацией для дальнейшей работы.
Можно также проанализировать, каково должно было бы быть содержание аспекта «Я как Другой» для достижения Ваших жизненных целей, и чем оно отличается от имеющегося сейчас. Осознание этой разницы позволяет увидеть направление для конкретной работы над собой.
Следующий аспект называется «Я как Мы». Каждый человек является членом различных «Мы» – это и семья, и компания друзей, коллеги на работе. Может быть Мы – собаководы, Мы – посетители определенного бара, Мы – студенты этого ВУЗа, Мы – мужчины или женщины, люди определенной национальности, молодежь или люди среднего возраста, владельцы автомобилей и т.д. В социальной психологии хорошо изучено, насколько принадлежность к той или иной группе влияет на поведение человека, на его Я-концепцию.
Даже когда человек говорит: «Я так считаю», как правило, он выражает мнение определенного круга людей, к которому себя причисляет. Чаще же говорят: «Мы так считаем, у нас так принято, все так считают» и т.д. Анализ этого аспекта позволяет разобраться со своими «Мы», которые сложились преимущественно случайно, и решить, нужны они вам или нет, что они вам дают, выяснить, чем вы платите за свое участие в них.
«Можно сделать очень интересное открытие, если попробовать познакомиться со своей компанией, потому что от «Я как Мы» зависит, кто попадает в Другие, Вне-Мы, то есть появляется реальная возможность выяснить, в каком мире вы себя поселили, среди каких людей вы постоянно психологически пребываете. А ведь от этого зависит, каких людей вы замечаете, а каких нет, какие люди обязательно пройдут мимо вашего внимания, хотя будут наделены всеми достоинствами, мыслимыми и немыслимыми, но они в ваше Мы не попадают – не из вашей компании, не из того круга… Если есть Мы, значит есть Они. А если есть Мы и Они, значит Мы правы, а Они – нет. Значит, с Ними надо бороться».
Все эти аспекты выделены для удобства работы с ними. В то же время они взаимозависимы, являются частями одного целого. Как известно, изменение части приводит к изменению всего целого. В частности, очень легко увидеть связь между аспектами «Я как Мы» и «Я как Другой». Изменение своего «Мы», своей референтной группы неизбежно приводит к изменению аспекта «Я как Другой». Чтобы войти в новое Мы, которое раньше относилось к Они, человеку надо сформировать те аспекты образа Я, которые сделают его своим в новом Мы. Это может включать в себя внешний вид, манеры поведения, определенные знания, слэнг, места и способы проведения досуга и др. Как говорят, «рыбак рыбака видит издалека».
Если меняется содержание аспекта «Я как Другой», это сказывается и на выборе тех Мы, к которым человек себя относит. Так, если ребенок, которому учительница сообщает, что он хулиган, принимает это утверждение в описание себя, он начинает считать себя своим в компаниях, где Мы – хулиганы, которые раньше были для него Они, другие.
Актуальное содержание этого аспекта Я-концепции влияет на поведение. Например, если учительница вызывает в школу родителей и начинает ругать их ребенка, реакция родителей будет зависеть от того, какое Мы в данный момент окажется для них более актуальным. Если это Мы – взрослые, то родители скорее всего разделят точку зрения учительницы и осудят ребенка. Если это окажется Мы – семья, то учительница окажется в Они. В таком случае родители скорее всего будет защищать своего ребенка.
Люди идентифицируют себя со своими Мы: с предками и их славной историей, полом, этнической группой, родом занятий и др. Всякий раз, когда задеваются те Мы, к которым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут он лично.
Никакие изменения в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию. Широко известен тезис: то, какие мы есть, определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь можно только изменив себя.
Есть хороший лозунг: «Измени свою жизнь сам». Трудно предположить, что самопроизвольные изменения будут происходить в желательном для нас направлении.
Определение и значение составляющих — Merriam-Webster
1 из 2
составная часть kən-ˈstich-wənt
-ˈsti-chə-,
-ˈsti-chü-ənt
1
: Участник избирательного округа
обещал, чтобы помочь своим пожилым составляющим
2
: Основная часть
:: . компонент, элементОрганические составляющие растений, животных и микроорганизмов … — Гарри С. Мошер и др.
3
: тот, кто уполномочивает другого действовать в качестве агента : принципал
4
: структурная единица поддающейся определению синтаксической, семантической или фонологической категории, состоящая из одного или нескольких лингвистических элементов (таких как слова, морфемы или особенности) и которая может встречаться как компонент более крупной конструкции
составляющая
2 из 2
1
: служащие для формирования, составления или составления единицы или целого : компонент
составные части
2
: обладающие полномочиями создавать правительство или формировать или вносить поправки в конституцию
учредительное собрание
учредительно наречие
Синонимы
Существительное
- строительный блок
- компонент
- элемент
- фактор
- ингредиент
- member
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Существительное Она пообещала помочь своим пожилым избирателям . Многим сенаторам звонили из избирателей , которые хотят, чтобы они проголосовали за закон. химические составляющие жидкости Прилагательное Компания может быть разделена на несколько составных частей .
Последние примеры в Интернете
Эта работа включала в себя работу с избирателями , которые не хотели бомб в своих районах. — Эми Дэвидсон Соркин, The New Yorker , 3 апреля 2023 г. Диалог, дискурс и взаимодействие являются важными элементами функционирования университета, будь то в классе, между подразделениями управления и между ними, или между вузом и его внешними избиратели (например, выпускники, члены сообщества, законодатели). — Дэвид Розовски, Forbes , 1 апреля 2023 г. Протоны физически состоят из трех меньших частиц, называемых валентными кварками, абсолютных фундаментальных составляющих материи. — Джеки Аппель, Popular Mechanics , 31 марта 2023 г. Прочие составляющие в мэрии также дал показания по вопросам, связанным с BCPS, таким как стремление к большему количеству мест в специализированных школах, большее разнообразие сотрудников, чтобы лучше отражать студенческое население, и увеличение количества спортивных тренеров в школьной системе. — Сабрина Лебёф, Балтимор, солнце , 30 марта 2023 г. Сенатор Бен Хансен, республиканец, поддерживающий законопроект, сказал, что дебаты о трансгендерах стали одним из пяти главных вопросов9.0089 составляющих связаться с ним по поводу. — Эрнесто Лондоньо, New York Times , 30 марта 2023 г. В своем заявлении об отставке Флетчер поблагодарил своих сторонников и избирателей . — Джефф Макдональд, Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 29 марта 2023 г. Когда вода охлаждается, образуя лед, ее составляющих молекул выстраиваются в гексагональные кристаллы. — София Чен, 9 лет.0089 ПРОВОДНАЯ , 29 марта 2023 г. Но в обоих случаях отложения, которые составляют структуру конгломератов и брекчий, имеют размеры более 2,0 миллиметров в поперечнике и не так склонны к сохранению окаменелостей, как составляющие материалы из сланца, песчаника и известняка. — Сэм Уолтерс, Discover Magazine , 28 марта 2023 г.
Фридман был поражен видением экономики, которая будет регулировать сама себя без координации сверху, ее составляющих частей гармонируют без внешнего проводника. — Ким Филлипс-фейн, Новая Республика , 27 февраля 2023 г. Возможно, в пище есть нечто большее, чем ее составляющих частей. — ПРОВОДНАЯ , 22 февраля 2023 г. Майерс оттолкнул руку Сантоса и продолжил обсуждение составная корреспонденция. — Эрин Мэнсфилд, USA TODAY , 7 февраля 2023 г. Сантос недавно открыл офис , входящий в состав , в районе Дугластона в Нью-Йорке. — Питер Хараламбус, ABC News , 7 февраля 2023 г. Правление компании Central Arkansas Water состоит из представителей двух ее составляющих городов — четыре из Литл-Рока и три из Норт-Литл-Рока. — Джозеф Флаэрти, Arkansas Online , 13 января 2023 г. В любом сценарии восточный шельфовый ледник постигнет участь, аналогичная западному ледяному языку: его составляющих осколков отсоединится и уплывут прочь. — Дуглас Фокс, Scientific American , 1 ноября 2022 г. В первые годы президентства Трампа демократы в среднем высказывались более возмущенно, чем республиканцы, в Твиттере и в составляющих писем. — Стив Эдер, New York Times , 22 октября 2022 г. Обе страны — Армения с христианским большинством и Азербайджан с мусульманским большинством — входили в состав республик СССР с 1920 года до его распада в 1991 году и практически в одночасье стали независимыми государствами. — Дэвид Фэрис, Неделя , 15 сентября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «составляющая». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Существительное
Французский составляющий , от среднефранцузского, от настоящего причастия constituer составлять, от латинского constituere — см. составляют
Прилагательное
Первое известное использование
Существительное
1622, в значении, определенном в смысле 3
Прилагательное
3 чувство 1
Путешественник во времени
Первое известное использование компонента было в 1622 г.
Другие слова того же года избирательный округ
составляющая
учредительная структура
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Учредительный».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/constituent. По состоянию на 18 апреля 2023 г.Ссылка на копию
Детское определение
Составляющая
1 из 2 существительное
составная часть kən-ˈstich-(ə-)wənt
1
: одна из частей, из которых состоит вещь : элемент, ингредиент
2
: любой из избирателей, избравших лицо, представляющее их
учредительный
2 из 2 прилагательное
1
: составляющее часть целого : составляющая
2
: имеющая право создавать правительство или издавать или изменять конституцию
a учредительный собрание
Юридическое определение
учредительный
1 из 2 существительное
составная часть kən-ˈsti-chə-wənt
1
: Тот, кто уполномочивает другого действовать в качестве агента 2 из 2 прилагательное
: обладающий полномочиями создавать правительство или разрабатывать или вносить поправки в конституцию
a учредительное собрание
Больше от Merriam-Webster на
учредительныйНглиш: перевод учредительный для говорящих на испанском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Составляющая – определение, значение и синонимы
Другие формы: составляющие
Составляющая означает часть целого. Это слово часто встречается в политическом контексте: 90 337 избирателей, 90 338 — это люди, которых политики избрали представлять. Избранные должностные лица должны оставаться в курсе потребностей своих составляющие .
Чтобы понять, что составляют , посмотрите на составляющее , что означает «составлять». Слова имеют общий латинский корень конститутивных , что означает «составлять», как в части, которая составляет большее целое. Электорат политика состоит из отдельных избирателей. Хотя это часто используется для обозначения избирателей, вы также можете сказать, что автомобильный двигатель, например, состоит из составных частей. Составляющая может быть существительным или прилагательным.
Определения составляющих
существительное
артефакт, являющийся одной из отдельных частей, из которых состоит составной объект; особенно часть, которая может быть отделена или присоединена к системе
- синонимы: компонент, элемент
существительное
абстрактная часть чего-либо
«два составляющие музыкального произведения – мелодия и гармония»
- синонимы: компонент, элемент, фактор, ингредиент
существительное
что-то определенное по отношению к чему-то, что его включает
«животное составляющая планктона»
- синонимы: компонент, составная часть, фрагмент, часть, часть
прилагательное
конституциональный в структуре чего-либо (особенно вашего физического облика)
- синонимы: конституционный, учредительный, органический
- существенный
базовый и основной
- существенный
существительное
(грамматика) слово, фраза или предложение, являющееся частью более крупной грамматической конструкции
- синонимы: грамматическая составляющая
существительное
член избирательного округа; гражданин, представленный в правительстве должностными лицами, за которых он или она голосует
«нуждается в постоянной поддержке избирателей подлежат переизбранию»
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «учредительный» .