18. Социализация личности. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (л.С. Выготский)
http://do-zaochnoe.ru/
Социализация чаще всего понимается как внешний фактор, социальный контроль за поведением человека. Истоки такого понимания идут от Р.Декарта, от его оппозиции «внешнее — внутреннее».
Еще для сведения. Р. Харре сказал, что пространство психологии личности со след. осями: «индивидуальное-коллективное», «личностное-социальное», «публичное-личное». (А не просто внешнее-внутреннее
Термин «социализация» многозначен и обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности
Феномен психологического симбиоза: мать и младенец сначала образуют диаду. По мере развития этой симбиотической диады ребенок берет на себя все больше психологических функций. Содействие матери с ребенком предполагает, что мать имитирует поведение ребенка, побуждая его к акту содействия. Мать решает совместно с ребенком задачи различного уровня сложности. Акт содействия определяет зону ближайшего развития ребенка, в которую отбираются культурно предпочитаемые стратегии решения задач.
От содействия к самоконтролю поведения личности:
Содействие: нейтральные мотивы для ребенка – запаздывающие эмоции (похвала/порицание).
Самоконтроль: смысло-образующие мотивы действий – предвосходящие эмоции. Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображении различные варианты действия и прочувствовать их последствия.
1 этап: ребёнок воспринимает групповое требование как чужое
2 этап: ребенок через эмоции различает смысл события после того, как оно завершено
3 этап: нормы преобразуются для ребенка в личностный смысл. Ребенок начинает выполнять свои маленькие трудовые обязанности не ради похвалы, а ради достижения общественно значимого результата.
Три грани социализации личности:
Механизм интериоризации /экстериоризации. Три грани интериоризации:
1. индивидуализация
Закон культурного развития (Выготский): от интерпсихического (коллективная социальная деятельноть ребенка) к интрапсихическому (индивидуальному). Пример: исследование гуманных отношений детей к другим. Интериоризация общественных отношений.
2. интимизация (Кон)
Переход от Мы к Я. Пример: дети сначала зовут себя в 3м лице, а потом – только я.
Во внешней речи выражаются мотивы человека.
Во внутренней речи: нет необходимости договаривать слова – преобладание смысла над значением = >
3. производство внутреннего плана сознания
личностный выбор
Сочетание внешних и внутренних элементов механизма социализации имеет специфику на каждом возрастном этапе. Л.С. Выготский называл такое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий «социальной ситуацией развития». Воздействие одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно различный эффект в зависимости от уровня развития личности, ее актуальных и потенциальных потребностей.
Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). НПФ есть и у животных, и у человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Л.С. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития, необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и др.
Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации
Понятие «социализация» отечественные психологи понимают как овладение ребенком общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и отношений, воспроизведение их в дальнейшей активной деятельности (Выготский, 1984, 1999; Кон, 2003; Эльконин, 1989).
Л.С. Выготский писал, что характеристикой социальной ситуации развития в дошкольном детстве является отделение ребенка от взрослого, его выход за пределы семейных отношений и приобщение к широкому миру человеческой культуры (Выготский, 1984, 1984).
Следовательно, можно говорить о том, что одной из основных характеристик дошкольного детства является вхождение в социум, в культуру, т.е. социализация.
Изучение социализации дошкольника сегодня невозможно без анализа современного культурно-исторического контекста детства. Говоря о задачах, стоящих перед исследователями современного детства, Д.И. Фельдштейн пишет о необходимости дать оценку исторической ситуации и социокультурной среды, в которой сегодня объективно функционирует и развивается детство; очертить его сущностно значимые особенности и характеристики; выявить специфику самого процесса развития современного детства (Фельдштейн, 2009).
Эволюция взросления в современном контексте
Анализируя историческую ситуацию и социокультурную среду, в которой происходит социализация дошкольников, нельзя обойти вниманием фигуру взрослого.
Само понятие взрослости претерпевает сейчас значительные изменения. Н.Н. Толстых, исследуя различные подходы к современному взрослению, выделяет три характеристики современного взросления: переход из детства во взрослость наступает значительно позже; изменяются критерии взрослости; наблюдается отход от единого понимания наступления взрослости в разных культурах, социальных слоях, стратах и т.д. (Толстых, 2015).
Устоявшиеся признаки взрослости: отделение от родителей, обретение финансовой самостоятельности, вступление в брак, рождение детей и др., в ХХI в. перестают маркировать взрослость. Люди, достигшие совершеннолетия, не считают себя взрослыми, не хотят взрослеть, планировать свою карьеру, не стремятся жить отдельно от родителей и обрести финансовую самостоятельность, завести семью и т.д. В бедных социальных слоях человек считается взрослым уже в 14–15 лет, а более обеспеченные люди продолжают учиться, искать себя уже после 30 лет (Поливанова, 2016; Толстых, 2015; Qvortrup , 2008).
Очень важной для понимания социализации современного ребенка нам представляется идея, высказанная Н. Постманом в книге «исчезновение детства» (Postman, 1982). он пишет о том, что в современном обществе отсутствует четкая граница, отгораживающая детство от взрослости. Следовательно, само понятие детства и взрослости, как противопоставленные друг другу, теряют смысл.
Существует только два четко физиологически определенных возраста: младенчество и старость. Остальные люди относятся к группе неопределенного возраста, после которого наступает пенсия.
Д. Элкинд поддерживает данный тезис, утверждая, что современный ребенок уже плохо вписывается в традиционный детский возраст, ибо различия между взрослыми и детьми могут быть менее значимыми, чем различия между группами (этническими, социальными и др.) (Elkind, 1997, 2001).
Иными словами, можно говорить о том, что само понимание взрослости сегодня выглядят расплывчато и неопределенно. а классическое определение детства, как «периода, на протяжении которого ребенок находится вне производительной и социальной деятельности общества под опекой и протекцией взрослых» (Карабанова, 2005), требует уточнения.
Зыбкость границ и характеристик взрослости и детства отражается во многих феноменах современного детства, социализации дошкольников, в специфических чертах развития современных детей, перестройке взаимоотношений между взрослыми и детьми, между самими детьми, между разными поколениями.
Анализ современных отношений «ребенок–взрослый» и «ребенок–ребенок» показывает, что взрослый перестает быть единственным и неоспоримым посредником между миром культуры и ребенком (Moore, 2011; Morrow, 2011).
Д.И. Фельдштейн, рассматривая феномены современного детства, отмечает следующее (Фельдштейн, 2009). Взрослый уже не рассматривается детьми как единственный носитель чего-то нового и интересного.
Развитие технологий приводит к тому, что освоение нового содержания получения информации, овладения новыми способами и видами деятельности стало доступно детям непосредственно, без участия взрослого.
Меняется реальная позиция ребенка по отношению к миру взрослых. освоение этого мира осуществляется ребенком теперь не просто в форме эстафеты, когда «палочка» знаний и культуры передается от одного поколения к другому. Процесс имеет много вариантов. Сегодня дети иногда опережают взрослых (например, в освоении новых компьютерных и коммуникационных технологий).
Б.Д. Эльконин, говоря о современном кризисе детства, пишет, что дети выходят из постоянного контакта с взрослыми. Сокращается время семейного общения, досуга. Появляются новые виды деятельности, где взрослый не занимает ведущей роли (Эльконин, 1992).
К.Н. Поливанова полагает, что глобализация в значительной мере влияет на все традиционные национальные практики, в том числе практики воспитания и обучения. Миграция, высокая мобильность людей создают условия для роста лингвистического и культурного разнообразия, напрямую влияют на образовательные и воспитательные практики. ребенок сталкивается с таким многообразием очень рано, что принято связывать с возникновением так называемой мозаичной или гибридной идентичности (Поливанова, 2016).
О смене прежних воспитательных и образовательных практик пишут А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин (Венгер, Слободчиков, Эльконин, 1989; Эльконин, 1992). С их точки зрения, сегодня эти практики не обеспечивают оптимального развития ребенка и процесса его социализации.
Кроме этого размываются ведущие виды деятельности, содержание и временные границы кризисов смещаются и перестают быть очевидными. Все это говорит о «кризисе детства», т.е. периоде принципиальной трансформации, отягощенном рядом негативных симптомов.
Помимо трансформации общения ребенка с взрослым происходят изменения и во взаимоотношениях детей со сверстниками и другими детьми. детское сообщество динамично меняется, оставаясь частично скрытым от взрослых. Многие дети используют новые средства (гаджеты) для общения со сверстниками. Коммуникационные технологии становятся популярнее «живого» общения. Сворачивается и обедняется игровая деятельность. Уменьшается количество времени, проводимого ребенком с другими детьми (Социальная возрастная психология, 2019).
Перечисленные выше специфические черты социализации современного ребенка, разумеется, не полностью описывают этот процесс. Однако они дают представление о том, что существенную роль в изменениях, происходящих во взаимоотношениях взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, играют современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
С точки зрения Г.У. Солдатовой, ИКТ сегодня – важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой (Солдатова, 2018). Для отражения сегодняшних реалий она вполне обоснованно предлагает расширить известную концепцию экологических систем У. Бронфенбреннера (The State of Americans…, 2007).
На современном этапе в эту сложную динамическую систему, состоящую из пяти взаимосвязанных и как бы вложенных друг в друга подсистем, рассматриваемых во временной перспективе (микросистемы, мезосистемы, экосистемы, макросистемы и хроносистемы), можно включить еще один экологический уровень – техносистему. Она имеет все тенденции потеснить микросистему и, соответственно, все остальные системы и занять первый уровень в этой модели (Солдатова, 2018).
На данный момент дети практически самостоятельно осваивают особенности современного мира, погружаясь в реальность, наполненную техническими средствами. Специфика сегодняшнего времени заключается в том, что традиционные формы социализации все чаще соседствуют с так называемой цифровой социализацией (Поливанова, 2016; Социальная возрастная психология, 2019; Толстых, 2015).
Феномены цифровой социализации современных дошкольников
Одним из факторов, увеличивающих разнообразие моделей детства и их вариаций, размывающих традиционно принятые в психологии нормативы детского развития, в последнее десятилетие являются технологические изменения (Поливанова, 2016; Солдатова, 2018; Digital Childhoods…, 2018; The Palgrave handbook of childhood studies, 2016).
Информационно-коммуникативные технологии затрагивают семью и все сферы образования, начинают конкурировать с семьей и школой. Сегодня многие авторы говорят о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства (Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017; Digital Childhoods…, 2018).
Среди наиболее существенных факторов, влияющих на психическое развитие современного ребенка, на его эмоциональную сферу и личность, в первую очередь можно выделить воздействие телевидения и интернета.
Интернет является своеобразным миром, в котором присутствуют свой язык, свои способы общения, взаимодействия, и огромный, почти не контролируемый никем пласт информации, который может оказывать на ребенка влияние различных форм: обучающее, мотивирующее, формирующее определенные эмоции и т.д.
Е.О. Смирнова высказывает серьезную озабоченность в связи с активным внедрением компьютерных игр, развивающих программ и других «экранных развлечений» в широкую практику семейного воспитания. Компьютер стал для детей не просто помощником и источником информации, а средством получения сенсорных впечатлений, без которого они уже не могут обойтись.
Цифровые технологии входят в жизнь ребенка практически с младенческого возраста, когда вместо погремушки родители привешивают к коляске специально выпускаемые детские планшеты. Живое общение, игровая и предметная деятельности и просто физическая активность – все это начинает вытесняться взаимодействием с компьютером (и его аналогами). И, разумеется, все эти обозначенные тенденции отражаются на особенностях развития современных детей (Смирнова, Соколова, Матушкина и др., 2014).
Интернет – это уже привычное для человечества культурное орудие, способствующее порождению других, отличных от традиционных способов деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов, которые в сложном взаимодействии с традиционной жизнедеятельностью в офлайн создают особую социальную ситуацию развития и новый образ жизни современного ребенка (Солдатова, 2018).
Не менее важным представляется изучение влияния на развитие ребенка телевизионного пространства. Более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, 10% дошкольников тратят все свободное время на телевизионные передачи (Фельдштейн, 2009).
Исследования показывают, что в малообеспеченных семьях Филадельфии телевизор включают во время еды или он работает непрерывно у 21–35% семей с маленькими детьми, 48% детей до 8 лет играют с интерактивным экраном около 30 минут в день. Половина детей в возрасте до 4 лет активно самостоятельно пользовались телевизором. Три четверти детей владели мобильным устройством (смартфоном, iPod или планшетом). Большинство детей знали, как пользоваться этими устройствами без посторонней помощи. За 2 года (с 2012 по 2014 г.) количество таких детей увеличилось вдвое. Статистика говорит о бессистемном и мало контролируемом родителями использовании телевизора, гаджетов и других экранов в столь раннем возрасте (Children and screens…, 2018).
Информационно-коммуникационная среда ставит перед ребенком специфические задачи, решение которых влияет на содержание его психического развития. В результате когнитивное и личностное развитие ребенка может происходить в какой-то другой форме, подчиняться иной логике, давать на выходе другой, по сути, результат. Значение этого результата для благополучия и дальнейшей успешности ребенка в условиях современного ему мира сегодня неясно и дискуссионно.
В первую очередь необходимо принимать во внимание влияние интернета как специфической технологии, отличающей его от других медиа-технологий, возможных изменений нормативных моделей развития и здоровья детей, границ допустимого в контексте цифрового образа жизни, учета цифрового разрыва между поколениями и снижения возможностей взрослых конструировать детство в онлайн-среде и в дополнительной реальности (Солдатова, 2013, 2017, 2018).
В данном случае речь идет не только об информации, но и о коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потреблении, а также о культурных, психологических и технических аспектах использования электронных устройств.
Таким образом, цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура представляет новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов (Солдатова, 2018; Smith J., Hewitt B., Skrbiš, 2015; Stornaiuolo, 2017).
Цифровая социализация – опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности (Солдатова, 2018).
Без него сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.
Данные исследований, представленных Г.У. Солдатовой (Солдатова, 2013, 2018), позволяют говорить о том, что в последнее десятилетие социализация ребенка проходит под влиянием цифровой среды.
Автор выделяет некоторые особенности современной социальной ситуации, влияющие на развитие его интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер, на особенности взаимоотношений с окружающим миром, на социальные и культурные практики:
- высокотехнологичный арсенал средств и инструментов (персональных мобильных цифровых устройств) начинает использоваться детьми все раньше и все шире;
- ребенок все больше времени проводит в онлайн-пространстве, которое становится «средой его обитания», несмотря на то, что пока слабо регламентировано и мало изучено с точки зрения возможных долгосрочных негативных последствий;
- дошкольники активно, самостоятельно и стихийно находят и осваивают интернет-ресурсы в качестве развивающего, обучающего и развлекательного контента и площадок онлайн-коммуникации;
- возрастают риски, связанные с онлайн-средой, в том числе риск возникновения компьютерной зависимости;
- увеличивается разрыв в пространственно-временной конфигурации использования интернета детьми и взрослыми;
- дети становятся все более технически грамотными и продвинутыми пользователями цифровых технологий, увеличивается разрыв между поколениями детей и родителей, снижается универсальность фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях;
- снижается эффективность родителей и других представителей старших поколений как экспертов по безопасному использованию цифровых технологий;
- система образования все меньше отвечает требованиям и запросам современного цифрового общества, несмотря на готовность школьных учителей молодого и среднего возраста к модернизации образовательного процесса.
Перечисленные выше характеристики определяют принципиальные изменения в развитии ребенка, а также задают форму и содержание взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Рефлексия и подробное изучение этих взаимных влияний представляется необходимой как для понимания механизмов развития современного ребенка, так и для организации процесса воспитания, не отгораживающего ребенка от реального мира, но обеспечивающего его безопасность и благополучие.
Литература
- Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество д.Б. Эльконина // Вопросы психологии: научный журнал. – 1988. – №3. – С. 20–29.
- Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 224–269.
- Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 5–91.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
- Кон И.С. ребенок и общество. – М.: академия, 2003. – 336 с.
- Поливанова К.Н. детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 5–10.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – №4. – С. 27–36.
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9. – №3. – С. 71–80.
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд развития интернета, 2013. – 144 с.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение россии: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
- Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Социальная возрастная психология. – М.: академический Проект. Серия Gaudeamus. 2019. – 345 с.
- Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – №4. – С. 7–24.
- Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – №2(19), апрель-июнь 2009. – С. 28–32.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – С. 7–13.
- Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
- Elkind, D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World. Journ. Phi Delta Kappah March 1997. – р. – 241-245.
- Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Cambridge: Perseus Publishing, 2001. – 244 p.
- Children and screens: A survey by French pediatricians. R. Assathiany, E. Guery, F.M. Caron, J. Cheymol, G. Picherot, P. Foucaud, N. Gelbert, Association francёaise de peґdiatrie ambulatoireg Groupe de peґdiatrie geґneґralef. Archives de Peґdiatrie 25 (2018). – р.84–88.
- Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. – 287 p.
- Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. [Электронный ресурс] // Child Trends. 2011. 11 p.
- Morrow V. Understanding Children and Childhood. 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University, 2011. – 35 p.
- The Palgrave handbook of childhood studies / Qvortrup J., Corsaro W.A., Honig M.S., Valentine G. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. – 452 p.
- Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
- Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe / Eds. James, A.L. James. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2008. P. 216–233.
- Qvortrup J. Diversity’s Temptation – and Hazards’ // Childhood and Youth’: Conference: 8– 19 July 2008 / Centre for the Study of Childhood and Youth, University of Sheffield. Sheffield: University of Sheffield. 2008. P. 1–9.
- Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood// Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. №. 9. P. 1022–1038.
- The State of Americans: This Generation and the Next: by Peter D. McClelland, Stephen J Ceci, Phyllis Moen, Elaine Wethington , Urie Bronfenbrenner. Softcover: Free Press, 2007. – 304 р.
- Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites //Human Development. 2017. Vol. 60. №. 5. P. 233–238.
Источник: Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
Об авторах
- Наталия Сергеевна Денисенкова — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии развития, МГППУ (Москва, Россия).
- Татьяна Александровна Красило — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии развития, МГППУ (Москва, Россия).
- ДЕТИ РОССИИ ОНЛАЙН: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России
- Ежеквартальный журнал ДЕТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
- Исакова И.А., Янак А.Л. Информатизация и гаджетизация современного общества и детства
- Митрофанова С. Ю. Меняющиеся дети в меняющемся мире: Тенденции изменения современного детства
дети/подростки информационная среда
Теория социального развития — Общайся и учись
АнглийскийОбщайся и учись
Общайся и учись
В теории социального развития Лев Выготский в первую очередь объясняет, что социализация влияет на процесс обучения человека. Он пытается объяснить сознание или осознание как результат социализации. Это означает, что когда мы разговариваем со сверстниками или взрослыми, мы разговариваем с ними ради общения. После того, как мы взаимодействуем с другими людьми, мы склонны усваивать то, что мы произнесли.
Откройте для себя еще 30 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Когнитивное обучение
- Социальное обучение
- Обучение
- Социализация
- Аткинсон-Шифф rin Модель
Например, ребенок пытается Расположите кубики, содержащие буквы от А до Я, в хронологическом порядке. Сначала у него плохая успеваемость, но когда его мать садится рядом с ним и говорит ему, как правильно расставлять буквы, он начинает учиться это делать. Затем ребенок овладеет знаниями по составлению алфавита в присутствии своего родителя. Его мать, с другой стороны, постепенно позволяет ребенку выполнять навык самостоятельно, делая ребенка более компетентным.
A. Основные понятия
Теория социального развития включает три основных понятия. Они состоят из роли социального взаимодействия в когнитивном развитии, более знающего другого и зоны ближайшего развития.
- Роль социального взаимодействия в когнитивном развитии
Теория социального развития (ТСР) в основном утверждает, что социальное взаимодействие играет жизненно важную роль в процессе когнитивного развития. С этой концепцией теория Выготского противостоит теории когнитивного развития Жана Пиаже, потому что Пиаже объясняет, что человек сначала подвергается развитию, прежде чем он достигает обучения, тогда как Выготский утверждает, что социальное обучение предшествует развитию. В Теории социального развития Выготский утверждает, что культурное развитие ребенка происходит, во-первых, на социальном уровне, называемом интерпсихологическим, и, во-вторых, на индивидуальном или личностном уровне, называемом интрапсихологическим. - The More Knowledgeable Other (MKO)
MKO — это любое лицо, обладающее более высоким уровнем способностей или понимания, чем учащийся, с точки зрения выполняемой задачи, процесса или концепции. Обычно, когда мы думаем о МКО, мы имеем в виду пожилого человека, учителя или эксперта. Например, ребенок учится умножению чисел, потому что его хорошо учит репетитор. Традиционный MKO — пожилой человек; однако MKO также могут относиться к нашим друзьям, молодым людям и даже к электронным устройствам, таким как компьютеры и мобильные телефоны. Например, вы научились кататься на коньках, потому что ваша дочь научила вас этому навыку. - Зона ближайшего развития (ZPD)
ZPD – это расстояние между тем, что известно учащемуся, и тем, что ему неизвестно. Это разница между способностью учащегося выполнять конкретное задание под руководством своего МКО и способностью учащегося выполнять это задание самостоятельно. По сути, теория объясняет, что обучение происходит при ZPD.
Зона ближайшего развития (Источник) |
B. Применение теории
Традиционная модель, в которой учитель или репетитор передает или передает информацию своим ученикам, до сих пор считается во многих учебных заведениях. С другой стороны, Теория социального развития смогла изменить эту традицию, поскольку она объясняет, что учащийся (учащийся) должен играть активную роль в обучении, чтобы этот процесс происходил быстрее и эффективнее. Из-за теории социального развития многие школы в настоящее время поощряют декламацию, чтобы отвечать взаимностью на учебный опыт в классе. Это означает, что учитель учится у учеников так же, как ученики учатся у него.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на это страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
Теория социального обучения
Социализация
Лев Выготский и теория социального развития
Хотите быть в курсе последних событий? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Теория социального развития (Лев Выготский)
Обзор
Основной темой теоретической основы Выготского является то, что социальное взаимодействие играет фундаментальную роль в развитии познания. Выготский (1978) утверждает: «Каждая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды: сначала на уровне социальном, а затем на уровне индивидуальном; сначала между людьми (интерпсихологический), а затем внутри ребенка (интрапсихологический). Это в равной степени относится и к произвольному вниманию, и к логической памяти, и к образованию понятий. Все высшие функции возникают как действительные отношения между индивидами». (стр. 57).
Вторым аспектом теории Выготского является идея о том, что потенциал когнитивного развития зависит от «зоны ближайшего развития» (ЗБР): уровня развития, достигаемого, когда дети участвуют в социальном поведении. Полное развитие ZPD зависит от полного социального взаимодействия. Диапазон навыков, которые могут быть развиты под руководством взрослых или в сотрудничестве со сверстниками, превышает то, что может быть достигнуто в одиночку.
Теория Выготского была попыткой объяснить сознание как конечный продукт социализации. Например, при изучении языка наши первые высказывания со сверстниками или взрослыми предназначены для общения, но после освоения они усваиваются и позволяют «внутреннюю речь».
Теория Выготского дополняет работу Бандуры по социальному обучению, а также является ключевым компонентом теории ситуативного обучения. Поскольку внимание Выготского было сосредоточено на когнитивном развитии, интересно сравнить его взгляды со взглядами конструктивиста (Брунер) и эпистемолога-генетика (Пиаже).
ПриложениеЭто общая теория когнитивного развития. Большая часть оригинальной работы была проделана в контексте изучения языка у детей (Vygotsky, 1962), хотя более поздние применения этой схемы были более широкими (см. Wertsch, 1985).
ПримерВыготский (1978, стр. 56) приводит пример указания пальцем. Первоначально это поведение начинается как бессмысленное хватательное движение; однако по мере того, как люди реагируют на этот жест, он становится движением, имеющим смысл. В частности, указательный жест представляет собой межличностную связь между людьми.
Принципы- Когнитивное развитие ограничено определенным диапазоном в любом данном возрасте.
- Полное когнитивное развитие требует социального взаимодействия.