что такое социальная фасилитация и как она делает нас продуктивнее
ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
Я бегу вместе со всеми: что такое социальная фасилитация и как она делает нас продуктивнее
Групповые презентации, занятия в библиотеке, работа в коворкинге, решение задач у доски — мы часто работаем на виду у других. Иногда такое наблюдение помогает быстрее справиться с заданием, а иногда, наоборот, мешает и отвлекает. В первом случае действует социальная фасилитация, а во втором — социальная ингибиция.
С подобными явлениями могут столкнуться и участники Всероссийского чемпионата сочинений: третий тур предполагает командный проект, поэтому мы решили рассказать, как коллективная работа влияет на нашу с вами продуктивность.
Фото: @victoire_jonch by Unsplash.com
Первый круг педалей и удочек
Первый круг педалей и удочек
Первым феномен социальной фасилитации обнаружил Норман Триплетт во второй половине 1890-х годов. В то время ученый работал в одной из первых психологических лабораторий в США — лаборатории при Университете Индианы, и ему в руки попали данные о скорости езды велосипедистов. Оказалось, что спортсмены, которые участвовали в соревнованиях с другими велосипедистами, ехали гораздо быстрее тех, кто состязался с секундомером и не видел соперников.
У Триплетта и его коллег возник вопрос: не зависит ли скорость выполнения задачи от присутствия рядом других людей? Чтобы подтвердить эту гипотезу, исследователь провёл эксперимент, в котором участвовали дети. Их задачей было сматывать рыболовную удочку. Гипотеза подтвердилась: большинство детей, кто выполнял задание в одиночку, справился медленнее тех, кто работал с соседом.
Триплетт нашел этому несколько объяснений. Одно из них заключалось в том, что «присутствие другого сматывателя (кофактора в более поздней терминологии) стимулировало соревновательный инстинкт, который побуждал человека сматывать быстрее. Другое объяснение состояло в том, что вид кого-то другого, выполняющего такую же деятельность, стимулировал мысль двигаться быстрее». Инстинкт и мысленное «подстегивание» позволяли участнику сконцентрировать больше энергии и показать более высокий результат.
Рождение имени и классификаций
Рождение имени и классификаций
Термин «социальная фасилитация» ввёл в 1920 году другой учёный — Флойд Оллпорт. Как и Триплетт, он изучал, в какой мере присутствие других людей влияет на выполнение задачи и можно ли контролировать эффект соревнований. В экспериментах Оллпорта участвовало два ребенка: сначала им предложили написать все ассоциации, связанные с определенным словом, а затем записать комментарии к отрывкам из классических произведений. Задания они выполняли и в одиночку, и в группах. Во втором случае им удалось написать больше ассоциаций и комментариев, чем когда они сидели одни. Однако такой лингвический и филологический эксперимент не просто подтвердил опыты Триплетта: Оллпорт заметил, что качество комментариев, которые дети написали вне группы, было выше тех, которые создавались под присмотром людей. Учёный первым предположил, что присутствие других по-разному влияет на выполнение разных заданий.
За двадцатое столетие феномену социальной фасилитации было посвящено множество исследований. В том числе учёные изучали, что именно делает с нами присутствие других, ведь объяснений Триплетта уже было недостаточно.
В 1993 году профессор Университета Южной Австралии, Бернард Герин, предложил разделить все теории, объясняющие эффект «социальной фасилитации», на три категории:
1. Теории драйва. Они утверждают, что простое присутствие людей рядом увеличивает уровень возбуждения человека и влияет на производительность. Она может снизиться или, наоборот, повыситься.
2. Теории социального сравнения. Главный тезис — при наблюдателях мы беспокоимся, как они оценивают нас, как мы выглядим и ведём себя. Эти переживания заставляют или постараться создать правильное впечатление, или сопоставить нашу производительность с «принятой» в обществе. Мы обращаем внимание на свои действия, подсознательно ожидая обратной связи, фидбека, оценки.
3. Теории когнитивного процесса. Они описывают, как нарушается концентрация человека на задаче, когда рядом находится кто-то ещё. Конфликт внимания происходит, если отвлекающий фактор очень интересный и если чувствуется давление (например, задание нужно выполнить очень качественно или точно в срок). Удержать фокус и на задаче, и на отвлекающем факторе не получится.
Социальная фасилитация с минусом
Социальная фасилитация с минусом
Как вы, возможно, заметили, первая и третья группы теорий говорят не только о положительном влиянии присутствия другого: наблюдатели могут помешать.
Такое явление получило название социальной ингибиции. Если термин «фасилитация» произошел от английского facilitate — облегчать, способствовать, то слово «ингибиция» образовано от латинского inhibere — удерживать, останавливать.
Социальная ингибиция — это явление, при котором производительность снижается из-за присутствия других людей.
Это явление начал изучать Роберт Зайонц, социальный психолог и профессор Мичиганского университета. Он заметил, что во главе угла стоит сложность самой задачи. Если выполнение задания доведено до автоматизма или задание простое, то в присутствии других людей человек выполняет его быстрее, нежели в одиночестве. Если задача сложная или ещё не отточена до совершенства, то продуктивность рядом с соседями ухудшится. Можно вспомнить примеры более ранних экспериментов: крутить педали, придумывать ассоциации к словам и сматывать удочку нетрудно — для человека, который делает это не в первый раз, все движения ясны. А вот найти комментарии к классическим текстам — задача если и не такая трудная, то, во всяком случае, требующая большей фантазии.
Практикуем
Практикуем
Чтобы такие знания не были лишь заполнением теоретического хранилища в голове, мы сделали небольшую инструкцию, как использовать социальную фасилитацию и улучшить свою продуктивность:
- Прежде чем взяться за задачу, оцените её сложность.
а) Если это нестандартное уравнение, новая связка в танце или сочинение на трудную тему, найдите для работы уединённое место. Вам нужна максимальная концентрация внимания, а другие люди этому помешают.
б) Если уравнение надо решить по образцу, танцевальные движения вы и во сне сделаете, а сочинение надо лишь с черновика переписать, то работа в окружении других поможет быстрее справиться с заданием.
- Когда ищете тех, с кем хотели бы работать над совместным проектом, ориентируйтесь: в первую очередь, на качества людей. С сильным, творческим, активным окружением вы покажете гораздо более высокие результаты. Как минимум потому, что их присутствие подстегнёт вас бессознательно делать больше.
- Тщательно изучите тему перед тем, как обсуждать её в команде или даже работать над проектом. Подготовка и предварительное исследование сделают тему менее запутанной и более простой, а значит, присутствие «наблюдателей» станет мотивацией углубиться в исследования.
Социальная фасилитация
27.08.2020
Под явлением «социальная фасилитация» понимают повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей, выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Противоположным эффектом является «социальная ингибиция», т. е. снижение продуктивности и качества деятельности индивида в ситуации влияния извне.
Главным условием запуска механизма «социальной фасили-тации» является оценка действий индивида со стороны других. Усилия человека увеличиваются, если оценка исходит от некоего активного большинства. Данный феномен легко можно увидеть в спорте. Болельщики на футболе или хоккее своими криками и шумом производят оценку действий футболистов, чем и побуждают к активности последних.
Первым, кто обратил внимание, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям, стал Норман Триплетт.
Механизм «социальной фасилитации» включается не только при активности посторонних, но и просто при их присутствии. Также активность индивида увеличивается, если присутствующие люди ему симпатичны. Наоборот, активность индивида снижается, если отсутствует симпатия по отношению к присутствующим.
В середине XX века эксперименты по социальной фасилитации были свернуты. Обнаружилось, что в ситуации сложных умственных действий, а также в ситуации большого желания добиться успеха человек совершает массу ошибок, а эффективность его деятельности падает. В данных случаях присутствие посторонних людей только мешает человеку.
В 1965 году американский социальный психолог Роберт Зайенс объяснил феномен социальной ингибиции в присутствии других людей. С его точки зрения, падение эффективности связано с возбуждением нервной системы и психики индивида (цит. по: Фрэнкин, 2003). Было установлено, что повышенное возбуждение улучшает выполнение простых задач, но затрудняет выполнение сложных. Также было установлено, что хорошо сформированные навыки обеспечивают эффективность любой деятельности. Однако там, где навыки не сформированы, решение задач затруднено. В спорте, учебе, в работе — человек с автоматизированными навыками в присутствии других людей будет эффективен, тогда как без навыков — испытает неудачу. Таким образом, с ростом возбуждения в условиях сформированных навыков улучшается выполнение как легких, так и сложных задач.
Важно подчеркнуть, что феномен, открытый Р. Зайенсом, объяснил не только социальные явления, но и индивидуальные. В частности, было установлено, что сильное внешнее влияние на индивида выступает демотиватором. Происходит высвобождение большого количества индивидуальной энергии, намного большего, чем необходимо для выполнения действий.
Феномен социальной фасилитации объясняет плохую игру (плохое выступление) спортсменов в ситуации очень большой поддержки трибун. Оказывается, во всем виноваты несформированные навыки! Так, поддержка трибун вызывает возбуждение, которое накладывается на плохие навыки, в результате чего зрители видят неудачную игру футболистов, хоккеистов, волейболистов. Аналогичные процессы наблюдаются в учебной деятельности студентов, а также в профессиональной деятельности взрослых людей. Индивид с плохими навыками в ситуации сильного социального влияния теряется, становится неубедительным. Так, неуверенный в своих знаниях студент проваливает экзамен; физически не готовый спортсмен проигрывает в рядовых соревнованиях; молодой и неопытный авиационный диспетчер теряет бдительность в кризисной ситуации. Однако в ситуации сформированных действий, доведенных до автоматизма, социальное влияние на индивида идет ему только на пользу.
Итак, феномен социальной фасилитации работает не всегда и не для всех. Существует немалая категория людей, которые в присутствии других эффективность деятельности только снижают. Д. Майерс указывает на три фактора, мешающих человеку на индивидуальном уровне быть убедительным в присутствии других:
- Боязнь оценки со стороны других. Некоторые люди начинают бояться, когда их деятельность оценивают. Соответственно, снижают усилия;
- Снижение концентрации внимания. Некоторые люди, осознающие, что за ними наблюдают, теряются, что приводит к отвлечению внимания;
- Смущение мешает выполнению даже автоматических действий. В присутствии других индивид смущается, что мешает ему раскрыться и показать свои возможности (Майерс, 2002).
Ключевые слова: Социальность
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме |
---|
Социальные взаимодействия и отношения Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Социальные факторы и шизофрения Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии |
Социальные факторы политических изменений в переходных обществах Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для… |
Социальные предубеждения Семечкин Н.И., Психология малых групп |
Предмет социальной психологии Деркача А.А., Социальная психология |
Понятие социально-психологического климата коллектива Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999 |
Социальные институты и социальные организации Соколов С.В., Социальная конфликтология |
Теоретические подходы к проблеме социальных изменений Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с. |
Что такое социальная помощь в психологии?
Социальная фасилитация — это открытие социальной психологии, согласно которому производительность людей может улучшиться при выполнении некоторых задач в присутствии других людей.
Социальная фасилитация — это социально-психологический вывод о том, что в некоторых обстоятельствах присутствие других людей может улучшить производительность.
В то время как люди склонны к социальной лени, когда они могут прятаться в группе, когда их индивидуально оценивают по производительности, это может заставить их работать усерднее.
Итак, публика или присутствие других людей не всегда улучшают работу — это зависит от конкретных обстоятельств.
Примеры социальной фасилитации
Повседневные примеры социальной фасилитации включают:
- Велосипедист едет быстрее, когда находится в группе с другими.
- Актер лучше выступает перед большой аудиторией, чем на репетициях.
- Спортсмен, который показывает лучшие результаты на соревнованиях, чем в одиночку.
Но история исследований социальной фасилитации начинается не с этих примеров, а с муравьев.
История исследований социальной помощи
Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма.
Она двигается так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте.
Но дайте нашей муравьишке напарницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.
Вскоре она копает в пять или более раз быстрее…
Муравьи не единственные, кто проявляет социальную помощь.
За четыре десятилетия до того, как в 1937 году С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев, психолог Норман Триплетт уже заметил почти такое же социальное поведение у велосипедистов.
Велоспорт и социальная поддержка
Триплетт изучил записи «Лиги американских колесников» и обнаружил, что велосипедисты-гонщики ехали быстрее, когда они двигались в темпе или участвовали в соревнованиях.
Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором преодолевают каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем те, у кого нет кардиостимулятора — опять же социальная помощь.
Он подозревал, что это был не только чисто физический эффект слипстрима за другим велосипедистом, но и психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.
Является ли социальная помощь чем-то большим, чем просто соревнование?
Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основателей психологии личности — сделал именно это.
Он попросил участников написать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом.
Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.
Опять же, участники достоверно произносили больше слов в присутствии других, чем в одиночку, что свидетельствует об эффекте социальной фасилитации.
Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898 г.) поставил детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда против других.
То, что он обнаружил, подтвердило его теорию социальной фасилитации: дети шли быстрее, когда участвовали в соревнованиях.
Хотя это и интересно, открытие, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если бы можно было убрать элемент конкуренции и измерить эффект простого присутствия?
Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила последствия конкуренции, последующие исследования, а их было много, определенно это сделали.
Это повышение производительности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная фасилитация, и в течение нескольких десятилетий оно было в моде в психологии.
Социальное торможение
К сожалению, экспериментаторы по социальной фасилитации вскоре обнаружили, что человеческая психология немного сложнее психологии муравья.
Больше всего беспокоит то, что экспериментаторам не удалось найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт.
Выяснилось, что при усложнении задач их производительность не улучшалась, а наоборот, ухудшалась.
Казалось, что люди испытывают не социальную стимуляцию, а социальное торможение.
Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований в области социальной фасилитации, считая их неудачниками.
Социальная фасилитация и теория влечения
Только в 1960-х годах известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования социальной фасилитации.
Он считал, что противоречивые результаты экспериментов по социальной фасилитации можно объяснить новым подходом, называемым «теорией влечения».
Zajonc сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более бдительными и возбужденными, и это возбуждение запускает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».
Примерами доминирующих реакций являются хорошо отработанные навыки или определенные привычки.
Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, то происходит наша социальная помощь, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, плохо действуем.
Эта теория довольно хорошо объясняла факты, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие.
Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, в 1980-х Роберт Барон выдвинул новую теорию.
Отвлеченность и конфликты
Теория конфликта-отвлечения утверждает, что когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и тем, что наблюдают за другими.
Когда задача проста, мы можем успешно сосредоточить свое внимание на текущей задаче, и поэтому наша производительность улучшается, вероятно, из-за эффекта драйва, о котором говорит Зайонц.
Однако когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается.
Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с отвлекающими их мигающими огнями и громкими звуками вместо публики.
Наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта были дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая в сочетании с теорией влечения Зайонца может объяснить эффект социальной фасилитации: когда и как аудитория либо улучшает нашу работу, либо ухудшает ее.
Теория конфликта-отвлечения, в частности, значительно облегчает понимание сложного воздействия аудитории, потому что фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.
Психология внимания, тем не менее, является странным зверем, на который влияют всевозможные факторы, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной фасилитации:
- Оценка аудитории. То, как мы оцениваем аудиторию, определяет нашу реакцию, например, смотрят ли зрители внимательно или просто проходят мимо? Huguet и др., (1999) неудивительно обнаружил, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная аудитория.
- Аудитория противоположного пола . Люди обычно находят аудиторию противоположного пола более отвлекающей, поэтому мужчины более сдержаны при выполнении сложных задач (но лучше при выполнении хорошо отработанных задач), когда их смотрят женщины, и наоборот.
- Настроение . Хорошее настроение может при определенных обстоятельствах способствовать выполнению работы, а плохое — тормозить ее (Mash & Hedley, 1975).
И этот список можно продолжить. Если это влияет на внимание, то, скорее всего, повлияет на эффект социальной фасилитации/торможения.
Группы: хорошо или плохо для производительности?
Улучшают или ухудшают результаты другие люди, естественно, зависит от конкретных обстоятельств группы.
Исследование социальной лености показывает, что, когда люди вовлечены, например, в добавочную задачу, такую как тянуть за веревку, они расслабляются, часто более чем на 50 процентов.
В этой ситуации группы плохо работают отчасти потому, что отдельные люди могут прятаться.
Напротив, эффекты социальной фасилитации/торможения выходят на первый план, когда индивидуумов можно выделить из группы, когда о них судят только по их действиям.
Подобно муравьям, присутствие других может подтолкнуть нас к большим достижениям, но поскольку мы люди, оно также может подтолкнуть нас к катастрофе.
Психологические исследования показывают, что все зависит от управления вниманием, направления физиологических реакций организма и того, насколько хорошо мы справляемся с самой задачей.
.
Социальная фасилитация (определение и примеры)
Практическая психология
Нет ничего лучше финиша в конце марафона, 10-мильного забега или 5 км. Вы уже давно бегаете, и, возможно, у вас болит голова, но все вас подбадривают. Это дополнительное поощрение дает даже самым истощенным бегунам стимул бежать немного быстрее и завершить гонку.
Социальные психологи еще в 1800-х годах обратили внимание на это явление. Люди на самом деле работают лучше, когда они были перед аудиторией или с другими? Сэкономите ли вы несколько минут своего времени, когда бежите с другими людьми? Ответы и последующие исследования создали теорию социальной фасилитации, одну из старейших теорий в мире социальной психологии.
Что такое социальная фасилитация?
Ранние исследования социальной фасилитации
Пример теории социального содействия
Противоречивые исследования социальной фасилитации
Другие факторы, влияющие на производительность
Преимущества социальной фасилитации
Что такое социальная помощь?
Социальная фасилитация — это явление, которое предполагает, что люди работают лучше, когда они находятся в присутствии других. В одиночку они не смогут достичь того потенциала, которого могли бы достичь, если бы за ними наблюдали или участвовали с другими, выполняющими ту же задачу.
Ранние исследования социальной фасилитации
В 1800-х годах социальный психолог по имени Норман Триплетт заметил, что велосипедисты работают лучше, когда они находятся в группе, а не в одиночку. Он решил проверить свою теорию социальной фасилитации в лаборатории. Эксперты считают, что это может стать первым экспериментом в области социальной психологии за всю историю исследования.
В исследовании детей просили намотать леску. Это была простая задача. Некоторые дети работали в одиночку, а другие выполняли задание перед другим ребенком. Триплетт заметил, что дети, которые находились в присутствии других, двигались быстрее.
В то время Триплетт не называл феномен социальным содействием. Этот лейбл появился более чем 30 лет спустя, в 1920-х годах.
По мере продолжения исследований психологи обнаружили, что это не просто помогает кому-то выполнить задачу, пока кто-то другой выполняет ту же задачу. Независимо от того, находится ли он в присутствии «соактера» или аудитории, человек, скорее всего, будет работать лучше.
Пример теории социальной фасилитации
Вы уже изучили некоторые примеры социальной фасилитации, например, бег быстрее на многолюдном марафоне, чем если бы вы бежали в одиночку. Эта теория применима не только к легкой атлетике. Вы можете показать лучшее театральное представление, когда вас тронут аплодисменты толпы, или решить проблему быстрее, если вы знаете, что люди смотрят на вас.
Противоречивые исследования социальной фасилитации
Было бы упущением привести пример из 1800-х годов и остановиться на этом. Способы, которыми мы проводили эксперименты два века назад, сильно отличаются от того, как мы проводим эксперименты сейчас. Поскольку психологи продолжают проверять и перепроверять свои теории, они часто находят противоречивые доказательства.
Это произошло на занятиях по социальной фасилитации. Потребовалось более 40 лет, чтобы исследование социальной фасилитации поставило под сомнение то, что мы знаем об этом явлении.
В 1933 году психолог по имени Джозеф Пессин дал участникам список слов для запоминания. Кто-то выполнял задание в группе, а кто-то в одиночку. Если бы заработала Теория социальной фасилитации, люди в группе смогли бы повторять больше слов, которые они запомнили, верно?
Но этого не произошло.
Люди, которые выполняли задание в группе, на самом деле справились значительно хуже , чем люди, которые выполняли задание в одиночку. Это исследование противоречило идее теории социальной фасилитации. Что это означало для той работы, которую Норман Триплетт и другие психологи вложили в эту идею?
Теория активации — Социальная фасилитация
Эти две теории в итоге были объединены такими психологами, как Джеймс Майклс и Роберт Зайонц. Эти два психолога работали по отдельности, но вместе они помогли сформировать теорию активации в рамках феномена социальной фасилитации.
В ходе своих экспериментов они обнаружили, что сложность задачи влияет на то, имеет ли место социальная помощь. Если задача была легкой или участники были опытны в выполнении задачи, они лучше справлялись в присутствии других. Это явление до сих пор известно как социальная фасилитация.
С другой стороны, если задача была сложной или люди были неквалифицированными, они с большей вероятностью выполняли ее в одиночку. Добавление других людей в микс заставляет их работать хуже. Теперь это известно как социальное торможение. И социальная фасилитация, и социальное торможение обсуждаются вместе под общим эгидой теории социальной фасилитации.
Другие факторы, влияющие на производительность
Простого присутствия других людей может быть недостаточно, чтобы помочь вам значительно лучше выполнять задачу. У психологов есть и другие теории о том, что нас мотивирует, влияет на нас и помогает работать лучше.
Одна идея состоит в том, что давление хорошей работы для других влияет на нашу работу. Если вы когда-либо боялись выступать перед аудиторией, вы хорошо знаете это давление. Для других это давление может быть хорошей вещью.
Люди в зале также могут влиять на наше выступление. По статистике, команды выигрывают больше игр, когда играют дома. Одна из причин, по которой они могли бы выступать лучше, заключается в том, что они знают и ценят больше болельщиков на трибунах. Конечно, знакомство с раздевалкой и близость к семье также могут помочь игрокам расслабиться или сосредоточиться на игре.
Преимущества социальной фасилитации
Единого рецепта успеха не существует, но теория социальной фасилитации помогает указать нам правильное направление. Если у вас есть цель, поэкспериментируйте с тем, как партнеры или зрители могут помочь вам в ее достижении. Вступите в беговой клуб. Запишитесь, чтобы играть на гитаре на вечере с открытым микрофоном. Используйте напарника по подотчетности, чтобы держать вас в курсе. Привлечение других людей к вашему путешествию может помочь вам работать лучше и быстрее достигать своих целей.
Если вы не склонны хорошо выступать перед другими, это может означать, что вам просто нужно потренироваться.