Что такое эффект социальной ингибиции и фасилитации, и когда он возникает
Наверняка каждый человек в жизни сталкивался с тем, что его поведение неосознанно менялось в присутствии других людей. Реакции и стремление выполнить поставленную перед человеком задачу менялись, как только появлялся зритель. Этому поведению есть объяснение, но есть одно большое отличие в том, в какую сторону менялось поведение человека.
Фото Richard Jaimes on UnsplashВ первом случае он мог приложить все силы, знания и умения для быстрого и качественного выполнения задачи, при которых активируются рецепторы и познавательные процессы, так как мозг дает для этого импульсы.
А есть противоположное поведение этому, когда человек, наоборот, не может выполнять свою работу в присутствии других людей, которые наблюдают за его действиями. Именно такое поведение и принято называть – социальная ингибиция. При социальной ингибиции происходит снижение всех способностей и внутренний отказ от выполнения поставленной задачи.
На самом деле неосознанно в психике человека, который попал в подобную ситуацию, происходят очень сложные процессы и включаются защитные механизмы. Данный феномен показывает, какое влияние на свою деятельность, работоспособность может испытывать человек в присутствии других людей.
Относительно изучения данного явления проводились разнообразные исследования с людьми разного возраста, которые занимались разными видами деятельности во время эксперимента и всегда феномен на определенной группе людей получал свое подтверждение. Изучение этой темы показали, что феномен действует не только на людей, но и на животных.
Как присутствие других людей влияет на наше поведение?
В этой статье:
Признаки социальной ингибицииТеории возникновения феноменов фасилитации и ингибицииПричины возникновения социальной ингибицииНовости СМИ2
Признаки социальной ингибиции
Основными признаками социальной ингибиции являются следующие проявления в поведении:
- Появляется сложность с концентрацией на поставленной цели.
- Человек испытывает некий страх и тревожность в присутствии наблюдателей.
- Снижается мотивация на успех.
- Проявляется раздражительность, и даже агрессия в сторону «зрителей».
- Эффективность выполнения работы резко снижается.
Для большинства людей, которые испытывают социальную ингибицию, сложно объяснить свои ощущения и перемену в поведении, так как они происходят неосознанно, а под влиянием бессознательного.
Теории возникновения феноменов фасилитации и ингибиции
В психологии существует множество теорий относительно природы таких феноменов, как фасилитация – ингибиция. Но до сегодняшнего дня к единому мнению ученые все же, не пришли. Основными из предложенных теорий остаются следующие предположения:
- Научная теория активации.
Ученые предположили, что в случае, когда перед человеком стоят очевидно выполнимые задачи, то активация его способностей увеличивается, задача решается быстро и эффективно. Но, когда стоит вопрос о решении задачи более сложной и очевидно тяжелой в выполнении, то активация снижается.
Проблемы в поведении вызывают реакции, которые включаются в работу неосознанно. Наличие зрителей при выполнении легких и несложных задач в большинстве случаев вызывает – фасилитацию, а в такой же ситуации, но при решении более сложной задачи проявляется – социальная ингибиция.
Giphy- Теория «Конфликта и Отвлечения».
Теория базируется на предположении, что при появлении наблюдателей во время выполнения той или иной деятельности происходит отвлечение, и концентрация на решении поставленной задачи снижается. Как результат появляется внутренний конфликт, между необходимостью сосредоточиться и возможностью уделить внимание зрителю.
Опять – таки, в этом случае все индивидуально, и решающую роль в этом может играть воспитание, ценности, приоритеты и мотивационная сфера. Согласно этой теории, есть люди, которые лучше выполняют свою работу под воздействием конфликта и отвлечения.
Можно разобраться в обоих случаях. Например, согласно первой теории активации, можно предположить, что ребенок в детстве хорошо усвоил, как складывать пирамидку, и родители счастливо ликовали при успешном выполнении этого уже легкого для малыша задания.
Но когда задачка усложнялась, и ребенку предлагалось собрать пазл, и он не справлялся, то реакция родителей была негативной или не эмоциональной, то возникали негативные чувства и эмоции, которые были связаны с этой ситуацией.
Таким образом, закрепляется в психике понимание того, что выполнение простой и очевидно легкой задачи не вызовет сложностей и окружающие будут позитивно настроены, в то время как при решении более сложной задачи, можно ожидать негативной реакции от окружающих.
Во втором случае все еще более просто, так как название теории говорит само за себя «Отвлечение – конфликт». Вновь возвращаемся в детство, когда закладываются все паттерны. Берем пример, когда ребенок выполняет школьное домашнее задание.
Родитель рядом уже «зритель» и «наблюдатель», его присутствие вызывает в ребенке массу эмоций и чувств, это может быть, как ощущение поддержки и одобрения, так и наоборот, страх и тревожность от жесткого контроля. Если родитель требует, чтобы ребенок слушал его, и в это же время концентрироваться на задаче, то происходит серьезный внутренний конфликт.
Можно предположить, что у многих сейчас возник вопрос: «А как же быть в этой ситуации?». Ответ: перед выполнением задачи, нужно четко и понятно ставить вопрос, при этом понимая, что ребенок его понял и теперь стоит лишь найти пути решения. При этом позитивный настрой играет решающую роль. Если ребенок отвлекается на родителя, то ставится задача, проясняются все её нюансы, и родитель выходит из комнаты, проговаривая, что вернется через 5 -10 минут.
Фото Hannah Busing on UnsplashКаждый случай в проявлении социальной ингибиции индивидуален, и рассматривать его стоит исходя из особенностей личности.
Причины возникновения социальной ингибиции
Исходя из теорий, основные причины возникновения социальной ингибиции заключаются в следующем:
- Оценка со стороны окружающих.
Данный фактор включает доминирующие реакции в психике человека. Здесь могут быть разные вариации, но, наибольшее влияние ощущают те люди, которые зависимы от оценки окружающих.
- Отвлечение на публику.
В момент, когда сосредоточение внимания собрано на реакциях окружающих, эффективность работоспособности снижается, появляется неуверенность и растерянность, которую можно сравнить с дезориентацией. Так же большую роль играет половая принадлежность публики.
- Внутренний настрой личности и уверенность в себе.
Со многими спортсменами, ведущими, медийными людьми и политиками постоянно работают ораторы и психологи, которые применяют специальные техники для поднятия уровня уверенности в себе и своих силах. Внутренний настрой перед выступлением с аудиторией, способен привести личность, как фасилитации, так и к ингибиции.
Если человек все же обнаружил у себя проявление социальной ингибиции, то он может изменить свое поведение, поменяв внутреннее отношение к ситуации и поняв, каков механизм имеет этот феномен. Психологи и педагоги рекомендуют контролировать ситуацию в общих чертах, нельзя концентрироваться на деталях обстановки и на индивидуальных реакциях зрителей.
Лучшим вариантом для решения такой проблемы будет посещение курсов по ораторскому мастерству. Недаром такие тренинги проводятся во всех университетах и высших учебных заведениях. Занятия помогут снять внутренне напряжение, обрести уверенность в себе и своих силах, а также грамотно реагировать на публику.
Ингибиция
Доводилось ли вам замечать, что для наиболее продуктивной работы вам нужно трудиться в полном одиночестве, присутствие людей с вами в комнате негативно сказывается на вашей активности? Если это так, то возможно, имеет место эффект социальной ингибиции. Что это такое и чем оно нам грозит, сейчас разберемся.
Социальная ингибиция и социальная фасилитацияВ социальной психологии существуют такие понятия, как социальная ингибиция и фасилитация. Эти явления следует рассматривать в комплексе, так как они являются двумя сторонами одной медали – присутствия людей при выполнении какой-либо работы. Положительное влияние – это фасилитация, отрицательное – ингибиция.
Эффект фасилитации был открыт Норманом Триплетом, который занимался изучением влияния соревновательной ситуации на скорость велосипедиста. Он выяснил, что спортсмены достигают лучших результатов при соревновании друг с другом, а не при работе на секундомер. Такое явление, когда человек лучше работает в присутствии других людей, было названо эффектом фасилитации.
Эффект ингибиции противоположен фасилитации и заключается в том, что человек хуже работает в присутствии других людей. К примеру, людям сложно зазубривать бессмысленный набор слов, проходить лабиринт или умножать сложные числа, находясь на глазах у других людей. Середина 60-х годов XX века ознаменовалась изменением подхода к изучению эффекта ингибиции, теперь его стали рассматривать в более широком социально-психологическом смысле.
Р.Зайенс проводил исследования того, как доминантные реакции усиливаются в присутствии других людей из-за создания социального возбуждения. Принцип, который был давно известен в экспериментальной психологии, гласящий, что возбуждение всегда делает доминирующую реакцию более сильной, оказался применим и для целей психологии социальной. Оказывается социальное возбуждение также провоцирует усиление доминирующей реакции, вне зависимости от того, верна она или нет. Если перед человеком стоят непростые задачи, над решением которых надо хорошенько подумать, социальное возбуждение (бессознательная реакция на нахождение рядом других людей) затрудняет процесс мышления и в большинстве случаев решение оказывается неверным. Если же задачки простые, то присутствие других является сильным стимулом и помогает быстро находить правильное решение.
Статьи по теме:
Инженерная психология Труд и человек неизменно связаны между собой на протяжении многих веков. Но лишь недавно союз техники и людей начал интересовать психологов. Так появилась инженерная психология. Эта не совсем простая наука стала единственной попыткой объяснить и объединить понятия труда и человека. |
Коллективизм Ежедневно нас окружают тысячи людей. |
Индивидуализм Каждый человек по своей сути является неповторимой личностью с мировоззрением, которое может отличаться от большинства. В крайней степени это проявляется в виде эгоизма. А если считать такое положение вещей нормой, то впору обсудить такое явление как индивидуализм. | Индивидуация Все люди рождаются чем-то похожими друг на друга. Лишь в процессе взросления мы приобретаем характерные лишь для нас черты личности и характера. В науке этот процесс называется индивидуацией. В чем она заключается и насколько она важна для человека? Об этом читайте далее. |
Социальное торможение (Определение + примеры)
Все мы знаем «застенчивых» детей. Возможно, у вас были братья, сестры, двоюродные братья или соседи, которые всегда были немного застенчивы. Возможно, ваш брат, сестра или друг беспокоятся о том, насколько застенчивы их дети. Застенчивость никогда не была большой проблемой — некоторые дети застенчивы, а некоторые — нет. Но что, если застенчивость была признаком того, что в будущем у ребенка разовьется социальная заторможенность или другие психические расстройства?
Вот вопросы, которые в последнее время навострили уши психологов. Поскольку тревога выходит на первый план во многих разговорах, пришло время взглянуть на то, откуда она берется и как мы можем предотвратить ее в будущем.
Что такое социальное торможение?
Примеры социального торможения
Эффекты социального торможения
Как уменьшить социальное торможение
Является ли социальная заторможенность признаком социального тревожного расстройства?
Что такое социальное торможение?
Социальное торможение, также известное как поведенческое торможение, представляет собой тенденцию избегать определенного поведения в социальных ситуациях, включая социальные взаимодействия. Многие психологи также определяют социальное торможение как тенденцию «уменьшать» свое поведение среди людей по сравнению с тем, когда вы одни.
Хотя социальная заторможенность не была тщательно изучена, некоторые психологи считают, что она может иметь тесную связь с социальным тревожным расстройством. Нам еще многое предстоит узнать по этому вопросу, но более пристальное внимание к «застенчивости» может дать нам некоторые важные сведения о развитии тревожности и других психических состояний.
Примеры социального торможения
Социальное торможение может принимать различные формы, включая наше поведение, внешний вид или полное отстранение от ситуации. Регулярное избегание вечеринок, фестивалей или крупных конференций может рассматриваться как социальная блокада. Быть человеком на вечеринке, который предпочитает сидеть с собакой хозяина вместо того, чтобы знакомиться с новыми людьми, можно считать социальным запретом. Скрещенные руки и сгорбленная голова в толпе также могут рассматриваться как форма социального подавления.
Вы можете, например, говорить тише или держать при себе забавные шутки, когда вы находитесь среди новых людей, а не в присутствии одного очень близкого друга.
Иногда это торможение происходит подсознательно. Вы не осознаете, что активно избегаете социальной ситуации, составляя слишком мало времени на работе или оправдываясь тем, что не можете пойти на вечеринку. В других случаях торможение является сознательным. Люди с высоким уровнем социального торможения могут прекрасно осознавать, что избегают социальных ситуаций. Они могут даже знать о страхе, который вызывает социальное торможение: страхе разочаровать других людей. Все мы чувствуем врожденное желание быть принятыми окружающими людьми. Социальное торможение часто является ответом на это желание и страх, что мы не сможем удовлетворить эти желания, будучи самими собой.
Опять же, по этому вопросу еще предстоит провести исследования, и многое зависит от того, вызвано ли ваше поведение фобиями, тревогой или более практическими факторами. Оставаться дома на ночь, чтобы не тратить деньги, может не быть признаком социальной тревожности, хотя ежедневное использование этого в качестве предлога, чтобы не разговаривать с людьми, может быть признаком высокого социального торможения.
Последствия социального торможения
Почему мы изучаем социальное торможение? Во-первых, это может повлиять на нашу жизнь. Мы все знаем кого-то, кто упустил возможность или не смог завести друзей из-за своей застенчивости. Мы все знаем кого-то, кто добился большого успеха, потому что он был таким общительным или раскованным, когда дело доходило до разговоров или общения с людьми. Когда мы думаем о предпринимателях, генеральных директорах или мечтателях, мы часто представляем себе кого-то, кто ничего не боится или может рассказать кому угодно о своих больших идеях.
Интересно, что социальная заторможенность связана не только с застенчивостью. Люди, которые регулярно социально подавлены, не просто «упускают» или не могут завести друзей. Избегая определенных ситуаций или взаимодействий, мы можем снижать нашу способность учиться и расти. Возьмите процесс изучения языка. Многое уходит на изучение языка: запоминание словарного запаса, понимание грамматики и общение с другими. Чем больше мы будем практиковаться в общении с другими на новом языке, тем быстрее мы поймем свои ошибки и станем лучше. Социальное торможение мешает людям заниматься таким образом. Исследования показывают, что социальное торможение отвлекает людей от выполнения поставленной задачи; включая, по словам испанских психологов, принятие решений и сложные рассуждения.
Уменьшение социального торможения не только дает людям больше возможностей заводить друзей или общаться. Уменьшая это торможение, человек может больше взаимодействовать с окружающим миром, что позволяет ему учиться, расти и решать проблемы.
Как уменьшить социальное торможение
Если кто-то хочет расшириться и освободиться от страха перед социальным взаимодействием, что он может сделать? Что ж, давайте посмотрим на причины социального торможения. Как и многие вещи в психологии, мы не можем просто указать на характер человека или среду, в которой он вырос. Многие вещи способствуют (или уменьшают) социальную заторможенность.
Мозговая деятельность или личность
Некоторые исследования социальных запретов связывают эту склонность с врожденными чертами личности. Зависимость от других, например, обычно связана с социальным подавлением. Выбор избегать большого скопления людей или придерживаться знакомых на сетевом мероприятии может быть скорее биологическим, чем ситуационным. Исследователи обнаружили, что чрезмерная активация в кортикальной социальной сети мозга чаще встречается у людей с высоким социальным торможением. Означает ли это, что ваш мозг говорит вам оставаться дома на ночь? Может быть. Означает ли это, что, зная об этих факторах, вы можете изменить свои решения и стать более осознанными, чтобы меньше сдерживаться? Это тоже возможность!
Возраст
Социальные запреты наблюдались и изучались во всех возрастных группах. Изучая это явление у детей, подростков и взрослых, единственное, что мы знаем наверняка, это то, что социальная заторможенность может меняться и развиваться с течением времени. Это может быть связано с биологией или событиями, которые происходят, и знаниями, которые мы получаем с течением времени.
Травма
Биология может быть связана с социальным подавлением, но наша биология не всегда высечена в камне. Определенные ситуации или события, такие как травма, могут изменить активность мозга и то, как мы действуем естественным образом. Травматические события связаны с подавлением выражения наших эмоций. Это может быть связано с социальным торможением. Неспособность выразить себя в социальных ситуациях может привести к порочному кругу ухудшения самочувствия, усиления страхов и повышенной поведенческой заторможенности.
Интернализация проблем
Исследования показывают, что определенное поведение связано с социальным подавлением. В Швеции, например, исследователи обнаружили существенную связь между детьми с высоким уровнем социального торможения и проблемами интернализации. Обнаружение способа уменьшить эту интернализацию может естественным образом уступить место пониженному социальному торможению.
Употребление алкоголя или психоактивных веществ
Вы, наверное, догадались, что алкоголь и некоторые контролируемые вещества могут снизить социальную заторможенность. В целом, эти вещества снижают наши запреты. Мы с большей вероятностью «пойдем на это», будь то «это» разговор с кем-то, кого вы не знаете, или бросок стакана через всю комнату. Чем больше алкоголя мы употребляем, тем меньше мы будем думать о социальных последствиях наших действий. И хотя некоторые люди называют пару рюмок «жидким мужеством», мы все знаем кого-то, кто сделал что-то под влиянием, которое он не сделал бы трезвым.
Означает ли это, что вы должны пить, чтобы уменьшить социальную заторможенность? Не совсем. Воздействие алкоголя на разум и тело, особенно при употреблении в избытке, не всегда (если вообще когда-либо) стоит тех моментов, когда вы чувствуете меньше страха при приближении к кому-либо. Люди, употребляющие алкоголь для преодоления социальных запретов, вероятно, осознают, что это костыль, а не полезный инструмент. Если вы склонны сдерживаться в социальных взаимодействиях, вы можете использовать другие методы, чтобы противостоять своим страхам.
Мощность
Последним интересным фактором, связанным с социальным торможением, является власть. Когда кажется, что у вас больше власти над ситуацией, у вас, вероятно, уменьшились социальные запреты. Власть проявляется во многих формах. Богатство, успех или титулы могут дать вам иллюзию власти. Организация вечеринки у себя дома может немного изменить динамику отношений между вами и вашими гостями. Власть, которой кто-то может обладать из-за своего положения в обществе, может также повлиять на то, как вы его видите, видите свою социальную динамику и определяете, какое поведение уместно, а какое страшнее. Если вы измените свое представление о власти, которую вы имеете над собой, или о власти другого человека над вами, вы, возможно, обнаружите, что меньше боитесь их или социального взаимодействия.
Является ли социальная заторможенность признаком социального тревожного расстройства?
Социальная заторможенность не является социальным тревожным расстройством (САР). Люди с социальным тревожным расстройством более склонны к высокому социальному торможению, но социальное торможение — не единственный симптом социального тревожного расстройства. Как вы только что узнали, динамика власти и другие ситуационные факторы могут влиять на то, подавляете ли вы определенное социальное поведение или нет. Например, если вы нервничаете или стесняетесь перед Биллом Гейтсом или знаменитостью, это не означает, что у вас социальное тревожное расстройство.
Однако психологов интересует связь между социальной заторможенностью в детстве и социальным тревожным расстройством во взрослом возрасте. Если мы сможем точно определить поведение, которое указывает на вероятность развития социального тревожного расстройства, возможно, мы сможем предложить лечение и вмешательства раньше и замедлить развитие этого расстройства. Опять же, многое предстоит узнать о том, как работают эти типы поведения, запреты и расстройства!
[ссылка на статью]
Социальное торможение — Психологическое исследование
Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Социальное торможение», в Психологическом исследовании , 8 декабря 2017 г., https://www.psychestudy.com/social/social-inhibition.
Теорию социальной фасилитации можно разделить на две части: эффект социальной фасилитации и социальное торможение.
Социальное торможение относится к неспособности людей выполнять сложные или незнакомые задачи в присутствии наблюдателей или конкурентов.
Примеры социального торможения
Пример 1: Учащийся, который не смог провести презентацию перед классом, зная, что его оценивают.
Пример 2: Учащийся не сдал экзамен на получение водительских прав.
Оба этих примера показывают, что участник не может выполнить указанную задачу в присутствии других из-за сложности задачи и незнания ее.
Что такое социальное торможение?
Сознательное или подсознательное избегание любой ситуации, связанной с социальным взаимодействием, можно определить как социальное торможение. Человек с высоким уровнем социальной ингибированности избегает социальных ситуаций из-за возможности того, что кто-то не одобрит их выражения.
Процессы, которые вступают в игру, чтобы вызвать высокие уровни социальной ингибированности, могут включать уход в себя, социальную тревогу, избегание, озабоченность оценкой.
В то же время высокий уровень SI также может быть связан с когнитивными паттернами мозга, негативным восприятием социальных ситуаций и проблемами интернализации.
По этим причинам было обнаружено, что социальная заторможенность тесно связана с социальными взаимодействиями, внешним видом, поведением и предметом обсуждения.
Точно так же, когда дело доходит до характеристики социальной подавленности как личности, она близко подходит к межличностному измерению интроверсии/экстраверсии. (Читайте: Модель личности «Большая пятерка факторов» — экстраверсия)
Несмотря на то, что у человека может быть низкий уровень социальной ингибированности (SI), определенные ситуации могут спровоцировать его большую сдержанность.
Социальное Запрет сам по себе не вреден на низких уровнях; однако при высоком уровне социального торможения у него могут развиться другие социальные расстройства, в первую очередь социальное тревожное расстройство и социальная фобия.
Развитие социального торможения в течение жизни
Социальное торможение может развиваться в течение жизни. Однако случай торможения может отличаться от одного человека к другому.
Младенцы и дети
У младенцев и детей социальная заторможенность определяется как стиль темперамента, при котором дети реагируют негативно, удаляются от незнакомых людей, ситуаций, объектов и ищут защиты.
Поведение, связанное с уходом в себя и избеганием, можно наблюдать в очень раннем возрасте. На самом деле исследователи (Фокс и его коллеги) обнаружили, что дети могут проявлять признаки подавления зрительных и звуковых стимулов в возрасте 4 месяцев.
Последующие результаты показали, что дети, у которых проявлялись ранние признаки заторможенности, продолжали проявлять заторможенность в поведении в возрасте двух лет.
Не у всех детей проявляются одинаковые признаки абстиненции или заторможенности, и факторы, вызывающие их, также могут быть разными. Воспитатели могут повлиять на социальную заторможенность ребенка, однако они не несут единоличной ответственности.
Хотя исследователи не смогли договориться об определенном стиле воспитания, который был бы полезен для социально заторможенных детей, существует гипотеза, что таким детям будет полезен жесткий стиль воспитания.
Подростки и взрослые
У детей, у которых выявлена социальная заторможенность, в подростковом и взрослом возрасте также развиваются социальные расстройства.
Проблемы, связанные с тревогой, довольно распространены в подростковом возрасте и проявляются схожими признаками, такими как уход от незнакомых ситуаций, людей или объектов.
Подростки лучше осведомлены о том, что их окружает, и исследователи утверждают, что они могут даже ограничивать себя в социальном взаимодействии. Это также форма социального торможения, и поэтому его может вызывать множество различных факторов.
Во взрослом возрасте случаи социальной заторможенности трудно обнаружить, и, хотя исследований по этому вопросу недостаточно, психологи рассматривают социальную заторможенность во взрослом возрасте как нечто, возникающее в процессе развития.
Различные контексты социального торможения
Два основных контекста, в которых изучалось социальное торможение, — это школа и рабочее место, потому что случаи социального торможения хорошо видны из-за большого количества людей здесь.
Школы
Школа — это место, где детям облегчают социальное взаимодействие, но именно здесь они обнаруживают проблемы с адаптацией.
Заторможенность может вызвать проблемы с обучением и развитием. Тем не менее, различные исследования показывают, что культура также играет важную роль в том, как другие люди справляются с социальным торможением.
В исследовании, проведенном в китайских школах, было обнаружено, что китайские ученики, которые были социально заторможенными, даже ожидали от учителей и родителей, и у них не было никаких признаков последующих проблем с обучением.
На самом деле эти дети ассоциировались с симпатией к сверстникам и позитивным отношением к школе.
Однако западным детям с социальной инвалидностью пришлось труднее, так как в школах обычно требовалось, чтобы все были социализированы и экспрессивны.
Несмотря на разницу в культуре, при оценке пола было замечено сходство. Мальчики были более антагонистичны в реакциях сверстников, тогда как девочки сотрудничали.
Рабочее место
В лабораторных условиях было проведено исследование для измерения социальной подавленности.
Это показало, что участники демонстрировали признаки торможения посредством контролируемых движений тела/рук и измеряли выражение голоса, когда в комнате были другие люди, даже если другие люди даже не смотрели на участника.