Социальное развитие в психологии это: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ это

Содержание

📖 ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности. Социальная психология: конспект лекций. Мельникова Н. А. Страница 3. Читать онлайн

Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.

В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.

Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида.

Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве.

Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека, выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками.

Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие.

Естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных).

Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.

Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

Социальность ВПФ определяется их происхождением.

Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.

Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека, часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации, к ним относятся:

1) стереотип ограничения возраста социального развития;

2) стереотип абсолютизации детства;

3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности;

4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;

5) стереотип неограниченных возможностей человека.

Рассмотрим суть первых двух стереотипов.

Стереотип ограничения возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии

На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам.

Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности.

Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.

Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного возраста, а дальше идет только процесс старения и угасания.

Это не совсем так.

Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное.

Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни.

Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного.

Многие величайшие открытия были сделаны учеными, возраст которых превышал 50 лет.

То же самое можно сказать и о создании многих произведений искусства.

Более того, творческая активность личности рассматривается современной психологией как наиболее благоприятное условие долгой и продуктивной жизни.

Взрослый человек интересен современной психологии не менее, чем ребенок.

Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрогогика — наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых.

Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им.

Это стереотип абсолютизации детства.

Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности.

Детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация на первый взгляд кажется правильной.

Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна.

Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.

Согласованные действия людей отличаются высокой пластичностью и гибкостью.

Хотя для всех повторяющихся ситуаций существует сеть конвенциальных норм, любая ситуация уникальна. Люди способны справляются с трудностями.

Такая гибкая координация возможна потому, что каждый участник действует независимо, приспосабливаясь к другим участникам, по мере того как они вместе продвигаются к общей цели.

В каждом случае человек принимает решение и действует в соответствии с собственной оценкой ситуации.

Джордж Мид утверждал, что взаимные приспособления значительно облегчаются благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах. Этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других.

Каждый человек способен сформировать «я-образ» — он может представить, как выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию.

Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники.

Бывают моменты, когда самосознание очень остро: кто не привык к публичным выступлениям и вынужден обратиться к группе, может забыть, что хотел сказать.

Иногда самосознание почти полностью отсутствует. Если человек поглощен захватывающей картиной, он не сознает ничего, кроме развития сюжета.

В большинстве случаев люди находятся между этими двумя крайностями.

Человек особенно ясно сознает себя в тех ситуациях, где люди зависимы друг от друга.

Любой человек, который зависит от кооперации с другими, становится особенно восприимчив к их взглядам.

Он не может себе позволить сделать такое, что вызвало бы у других колебания, лишило бы его их поддержки.

Формирование «я-образов» есть распространение приспособительной тенденции.

Образы возникают, когда появляется какого-то рода препятствие в деятельности; этот же принцип справедлив и для «я-образов». Человек начинает сознавать самого себя как особый объект в таких ситуациях, когда он зависит от других.

По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним.

По З. Фрейду, чувство вины может рассматриваться как форма самонаказания.

Самоконтроль невозможен без «я-образов».

Пока человек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия.

Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок.

Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. Оно позволяет людям изолировать себя от других и делать свое поведение более конвенциальным.

Благодаря обдуманному планированию действия становятся менее спонтанными.

Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности.

Сущность полоролевой идентификации индивидов — усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола.

Механизм полоролевой идентификации претерпевает существенные изменения в современном мире.

В традиционных обществах, лишенных социальной динамики, полоролевая идентификация отличается относительно жесткой определенностью, что связано с четкой социальной фиксацией маскулинности (социальный эталон мужественности) и фемининности (эталон женственности).

Для обозначения людей, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические качества, американский психолог С. Беем ввел понятие андрогинии.

Андрогинные индивиды выступают в процессе социализации как наиболее адаптивные, поскольку, не нарушая эталонных моделей поведения представителей своего пола, обладают некоторыми психологическими качествами, составляющими социальные достоинства представителей другого пола.

Чем патриархальнее страна, тем в большей степени можно наблюдать жесткое деление деятельности на традиционно мужскую и традиционно женскую.

Д. Майерс рассматривает такое деление в зависимости от факторов культуры и эпохи.

Половая социализация имеет существенные различия в индустриальном обществе, земледельческом обществе и номадических культурах (культурах кочевников и собирателей).

Половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются как тендерные различия, или тендерные социальные роли.

Динамика процессов полоролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально-психологических явлений.

Нарушения полоролевой идентификации возникают чаще всего при неправильном воспитании, например, когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитали, как мальчика, и наоборот.

Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только мужского или только женского поведения.

Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.

Иногда на процессы полоролевой идентификации может негативно повлиять мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения и характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.

Психология bookap

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе.

Она сопровождает реализацию многих других механизмов: социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем

Гольцова Полина Андреевна1, Лоева Яна Александровна1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, магистрант факультета инновационных технологий

Аннотация
В статье приведено определение личности и этапы социального формирования личности. Социализация индивида является важным элементов в формировании и определении человека как самостоятельной единице и личности. Социальное развитие человека может замедляться, если желание быть лидером во всем, либо наоборот лишняя неуверенность в себе начнут преобладать. Социализация индивида как личности находится в постоянной борьбе с тенденциями и нормами, которые развиваются и складываются в современном обществе.

Ключевые слова:

индивид, личность, социализация, социальное общество, социальное развитие, человек


Goltsova Polina Andreevna1, Loeva Yana Alexandrovna1
1National Research Tomsk State University, master student of the faculty of innovative technologies

Abstract
The article presents a definition of personality and the stages of social identity formation. The socialization of the individual is an important element in shaping and defining the human being as an independent unit and the individual. Social development of man can slow down the desire to be a leader in everything, or if the person is very unsure of himself and his abilities. Socialization of the individual as a personality is in a constant struggle with the trends and regulations that evolve and are shaped in modern society.

Keywords: human, individual., personality, social development, social society, socialization


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18549 (дата обращения: 10.05.2023).

Наша жизнь не стоит на месте, происходит постоянное развитие и внедрение различных технологий, гаджетов в обиход. Но разве развитие общества состоит только в развитии науки, техники и технологий?! Создание чего-то нового, материальных предметов невозможно без развития создателя, как личности и, безусловно, важна социализация этой личности.

Прежде чем определять понятие и проблематику социализации личности необходимо дать определение и понять для себя, что же такое личность. Существует множество толкований этого понятия [1-3], применяемые совершенно в разных областях – это и лингвистика, и философия, и психология, и экономика.

Нами под термином личность будет подразумеваться развитие человека, как сознательного индивида, находящегося в постоянном познавательном процессе, занимающего свою нишу в обществе и формирующегося под влиянием его тенденций. Далее уточним определение термина социализация – это длительный и непрерывный процесс вливания и усвоения социальных и общепринятых норм, правил, традиций, знаний, ценностей общества индивидом, в результате чего происходит формирование личности [4-6].

Социализация индивида и его перевоплощение в личность проходит два этапа:

  1. Социальное приспособление и привыкание – это способность адаптироваться к социальным нормам, правилам, влиться в социальные группы и институты.
  2. Переход. Индивиду мало пройти социальную адаптацию, чтобы стать личностью,  необходимо пропустить все через себя и свой внутренний мир, включить в свою жизнь правильные социальные ценности.

Формирование личности имеет зависимость и с возрастными периодами, которые разделяются примерно так же, как и в известной повести Л. Н. Толстова «Детство. Юность. Отрочество»:

  1. Детство и юность (от рождения до совершеннолетия) – в этот период происходит обучение и накопление знаний, для подготовки к трудовой и зрелой жизни. Определение себя в мире.
  2. Зрелость (от совершеннолетия до 45-55 лет) – сопровождается активной трудовой жизнью, созданием своих личных и семейных ценностей, накоплением социального опыта, переосмыслением своего «я» в обществе.
  3. Отрочество (от 50 лет) – как правило, относится к прекращению трудовой жизни, передачи накопленного опыта, созданных ценностей своим приемникам и новому поколению. К этому периоду человек является полностью сформированной социальной личностью.

На каждом из этапов и периодов социализация личности происходит под воздействием ряда фактор и механизмов:

  1. Идентификация – самопознание, определение своей роли в обществе, стремление стать личностью, а не быть серой массой, стремление к созданию полезных и продуктивных связей.
  2. Самоограничение – неуверенность в себе и своих силах, вследствие чего возможно возникновение неадекватного поведения, потеря полезного накопленного социального опыта.
  3. Подражание – стремление стать личность на примере других, желание перенять их манеры, поведение, ценности и опыт. Необходимо стараться ограничивать это стремление, иначе можно потерять то, что уже заложил в себя, в развитие себя как личности.

По нашему мнению социальное развитие личности может замедляться и сталкиваться с проблемами из-за механизмов, под которыми происходит формирования индивида как личности. Это объясняется тем, что в ходе борьбы с существующими «демонами» общества – алкоголизм, нарциссизм, эгоизм, лень, излишнее желание всегда быть первым, индивид теряет себя, по частичке теряет все то, к чему так долго стремился – это стать осознанной личностью. Современные тенденции в обществе не всегда положительно влияют на человека, а зачастую  оказывают отрицательное воздействие. Например, среди молодежи увеличивается количество одиночек, либо неуравновешенных под действием субкультур.

Признаками успешной социализации индивида и становлением его личностью относятся:

  1. Человек адекватно реагирует на другого, на его манеры, ценности и поведение, для него все равны.
  2. Происходит принятие и осознание общепринятых и сложившихся норм и правил поведения в обществе. Отсутствует отказ и противостояние, за счет которого человек будет пытаться выделиться из толпы.
  3. Наступает внутренняя и внешняя гармония между желанием быть одиночкой и всегда быть на первом месте. Такой баланс способствует покорению вершин и самопознанию, развитию личностных ценностей.

Таким образом, социализация – это важный этап в формировании личности, способствующий развитию социального общества в целом. Но необходимо помнить и быть осторожными в своем стремлении стать личностью. Стараться найти оптимальный баланс между технико-технологичным и социальным развитием общества.

Библиографический список

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.
  2. Личность [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность (дата обращения: 17.
    12.2016).
  3. Понятие личности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/876820/ (дата обращения 17.12.2016).
  4. Социализация [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социализация (дата обращения: 18.12.2016).
  5. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
  6. Кравченко А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009. – 536 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гольцова Полина Андреевна»

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Социальное развитие | Психология развития

Психосоциальное развитие

Подростки продолжают совершенствовать свое самоощущение по мере того, как они относятся к другим.

Эриксон называл задачу подростка противопоставлением идентичности путанице ролей. Таким образом, по мнению Эриксона, главные вопросы подростка: «Кто я?» и «Кем я хочу быть?» Некоторые подростки принимают ценности и роли, которые ожидают от них их родители. Другие подростки развивают идентичность, которая противоречит их родителям, но соответствует группе сверстников. Это распространено, поскольку отношения со сверстниками становятся центральным направлением жизни подростков.

По мере того, как подростки работают над формированием своей идентичности, они отдаляются от своих родителей, и группа сверстников становится очень важной (Shanahan, McHale, Osgood, & Crouter, 2007). Несмотря на то, что они проводят меньше времени со своими родителями, большинство подростков сообщают о своих положительных чувствах по отношению к ним (Moore, Guzman, Hair, Lippman, & Garrett, 2004). Теплые и здоровые отношения между родителями и детьми связаны с положительными результатами для детей, такими как более высокие оценки и меньше проблем с поведением в школе, как в Соединенных Штатах, так и в других странах (Hair et al.

, 2005).

Похоже, что большинство подростков не испытывают юношеских бурь и стресса в той степени, в какой однажды это было известно Дж. Стэнли Холлу, пионеру в изучении подросткового развития. Только небольшое количество подростков имеют серьезные конфликты со своими родителями (Steinberg & Morris, 2001), и большинство разногласий незначительны. Например, при исследовании более 1800 родителей подростков из различных культурных и этнических групп Барбер (1994) обнаружил, что конфликты возникали из-за повседневных вопросов, таких как домашнее задание, деньги, комендантский час, одежда, работа по дому и друзья. Эти типы аргументов, как правило, уменьшаются по мере взросления подростков (Galambos & Almeida, 19 лет).92).

Родители. Хотя сверстники приобретают большее значение в подростковом возрасте, семейные отношения также остаются важными. Одно из ключевых изменений в подростковом возрасте связано с пересмотром отношений между родителями и детьми. Поскольку в это время подростки стремятся к большей независимости и автономии, различные аспекты воспитания становятся более заметными. Например, дистальный надзор и мониторинг со стороны родителей становятся более важными, поскольку подростки проводят больше времени вдали от родителей и в присутствии сверстников. Родительский контроль охватывает широкий спектр моделей поведения, таких как попытки родителей установить правила и узнать друзей, занятия и местонахождение своих подростков, а также готовность подростков раскрыть информацию своим родителям (Stattin & Kerr, 2000 9).0011 [1] ). Психологический контроль , который включает в себя манипулирование и вторжение в эмоциональный и когнитивный мир подростков путем обесценивания их чувств и принуждения их к определенному мышлению (Barber, 1996 [2] ), является еще одним аспектом воспитания, который становится все более заметным. в подростковом возрасте и связано с более проблематичной подростковой адаптацией.

Пиры

Когда дети становятся подростками, они обычно начинают проводить больше времени со своими сверстниками и меньше со своими семьями, и эти взаимодействия со сверстниками все чаще остаются без присмотра взрослых. Представления детей о дружбе часто сосредоточены на совместных занятиях, тогда как представления подростков о дружбе все больше сосредотачиваются на интимном обмене мыслями и чувствами. В подростковом возрасте группы сверстников эволюционируют от преимущественно однополых до смешанных. Подростки в группе сверстников, как правило, похожи друг на друга в поведении и отношении, что объясняется как функция гомофилия (подростки, похожие друг на друга, предпочитают проводить время вместе по принципу «одного поляка») и влияние (подростки, которые проводят время вместе, формируют поведение и взгляды друг друга). Один из наиболее широко изученных аспектов влияния сверстников-подростков известен как девиантное заражение сверстников (Dishion & Tipsord, 2011 [3] ), который представляет собой процесс, посредством которого сверстники подкрепляют проблемное поведение смехом или другими знаками одобрения. которые затем увеличивают вероятность проблемного поведения в будущем.

Сверстники могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции в подростковом возрасте. Негативное давление со стороны сверстников может привести к тому, что подростки будут принимать более рискованные решения или вести себя более проблематично, чем в одиночку или в присутствии своей семьи. Например, подростки гораздо чаще употребляют алкоголь, наркотики и совершают преступления, когда они со своими друзьями, чем когда они одни или со своей семьей. Однако сверстники также служат важным источником социальной поддержки и товарищеских отношений в подростковом возрасте, и подростки с позитивными отношениями со сверстниками более счастливы и лучше приспособлены, чем те, кто социально изолирован или имеет конфликтные отношения со сверстниками.

Толпы относятся к разным группам людей, например, к «театральным детям» или «защитникам окружающей среды». В некотором смысле они похожи на бренды одежды, которые маркируют людей, связанных с этой толпой. [Изображение: Гарри Найт]

Толпа — это зарождающийся уровень отношений со сверстниками в подростковом возрасте. В отличие от дружбы (которая представляет собой взаимные диадические отношения) и клики (которые относятся к группам людей, которые часто взаимодействуют друг с другом), толпы характеризуются в большей степени общей репутацией или имиджем, чем реальными взаимодействиями (Brown & Larson, 2009). [4] ). Эти толпы отражают различные прототипы идентичности (например, качки или мозги) и часто связаны с социальным статусом подростков и восприятием сверстниками их ценностей или поведения.

Романтические отношения

Подростковый возраст — это период развития, в течение которого обычно впервые возникают романтические отношения. Первоначально однополые группы сверстников, которые были обычным явлением в детстве, расширяются до смешанных групп сверстников, которые более характерны для подросткового возраста. Романтические отношения часто формируются в контексте этих разнополых групп сверстников (Connolly, Furman, & Konarski, 2000 9).0011 [5] ). Хотя романтические отношения в подростковом возрасте чаще недолговечны, чем долгосрочные партнерские отношения, их важность не следует преуменьшать. Подростки уделяют много времени романтическим отношениям, и их положительные и отрицательные эмоции больше связаны с романтическими отношениями (или их отсутствием), чем с дружбой, семейными отношениями или школой (Furman & Shaffer, 2003 [6] ). . Романтические отношения способствуют формированию личности подростков, изменениям в семье и отношениях со сверстниками, а также эмоциональной и поведенческой адаптации подростков.

Более того, романтические отношения неразрывно связаны с формирующейся сексуальностью подростков. Родители, политики и исследователи уделяют большое внимание сексуальности подростков, в значительной степени из-за проблем, связанных с половыми актами, контрацепцией и предотвращением подростковой беременности. Однако сексуальность включает в себя нечто большее, чем этот узкий фокус. Например, подростковый возраст часто наступает, когда лесбиянки, геи, бисексуалы или трансгендеры начинают воспринимать себя таковыми (Russell, Clarke, & Clary, 2009). [7] ). Таким образом, романтические отношения — это область, в которой подростки экспериментируют с новым поведением и идентичностью.

Формирование личности

Теории подросткового развития часто фокусируются на формировании идентичности как на центральной проблеме. Например, в классической теории стадий развития Эриксона (1968 [8] ) формирование идентичности было выделено как первичный показатель успешного развития в подростковом возрасте (в отличие от смешения ролей, которое было бы показателем неуспешного решения задачи). подросткового возраста). Марсия (1966 [9] ) описали формирование личности в подростковом возрасте как включающее в себя как точки принятия решений, так и обязательства в отношении идеологии (например, религии, политики) и занятий. Он описал четыре статуса идентичности: лишение права выкупа, распространение идентичности, мораторий и достижение идентичности. Лишение права выкупа происходит, когда человек совершает идентичность без изучения вариантов. Распространение идентичности происходит, когда подростки не исследуют и не принимают никаких идентичностей. Мораторий — это состояние, в котором подростки активно изучают варианты, но еще не взяли на себя обязательств. Достижение идентичности происходит, когда люди изучают различные варианты, а затем берут на себя обязательства по идентичности. Основываясь на этой работе, другие исследователи исследовали более конкретные аспекты идентичности. Например, Финни (1989 [10] ) предложил модель развития этнической идентичности, которая включала этапы неисследованной этнической идентичности, поиска этнической идентичности и достижения этнической идентичности.

Раннее антиобщественное поведение приводит к дружбе с другими людьми, которые также занимаются антиобщественным поведением, что только увековечивает нисходящий цикл агрессии и противоправных действий. [Изображение: Филипп Пут]

Несколько основных теорий развития антисоциального поведения рассматривают подростковый возраст как важный период. Паттерсон (1982 [11] ) модель раннего и позднего начала развития агрессивного и антиобщественного поведения различает молодых людей, чье антиобщественное поведение начинается в детстве (раннее начало) от подросткового (позднее начало). Согласно теории, те, кто рано начал, подвержены большему риску долгосрочного антиобщественного поведения, которое распространяется на взрослую жизнь, чем те, кто поздно начал. Теоретически поздно начинающие дети, которые становятся антисоциальными в подростковом возрасте, испытывают плохой родительский контроль и надзор, аспекты воспитания, которые становятся более заметными в подростковом возрасте. Плохой контроль и отсутствие надзора способствуют более тесному общению с девиантными сверстниками, что, в свою очередь, способствует собственному антиобщественному поведению подростков. Поздно начинающие воздерживаются от антиобщественного поведения, когда изменения в окружающей среде делают другие варианты более привлекательными. Точно так же Моффит (1993 [12] ) Модель стойкого на протяжении всей жизни по сравнению с моделью, ограниченной подростками, различает антисоциальное поведение, которое начинается в детстве, и подростковом возрасте. Моффит считает антисоциальное поведение, ограниченное подростками, результатом «разрыва в зрелости» между зависимостью подростков от взрослых и их контролем и их желанием продемонстрировать свою свободу от принуждения взрослых. Однако по мере того, как они продолжают развиваться и им становятся доступны законные взрослые роли и привилегии, становится меньше стимулов к антиобщественному поведению, что приводит к отказу от этого антиобщественного поведения.

Тревога и депрессия

Модели развития тревоги и депрессии также рассматривают подростковый возраст как важный период, особенно с точки зрения появления гендерных различий в показателях распространенности, которые сохраняются во взрослом возрасте (Rudolph, 2009 [13] ). Начиная с раннего подросткового возраста, по сравнению с мужчинами, у женщин уровень тревожности примерно в два раза выше, а уровень депрессии — в 1,5–3 раза выше (American Psychiatric Association, 2013 [14] 9).0012). Хотя показатели различаются в зависимости от конкретных диагнозов тревоги и депрессии, показатели некоторых расстройств заметно выше в подростковом возрасте, чем в детстве или во взрослом возрасте. Например, показатели распространенности специфических фобий составляют около 5% у детей и 3–5% у взрослых, но 16% у подростков. Тревога и депрессия вызывают особое беспокойство, поскольку самоубийство является одной из основных причин смерти в подростковом возрасте. Модели развития фокусируются на межличностных контекстах как в детстве, так и в подростковом возрасте, которые способствуют депрессии и тревоге (например, Rudolph, 2009). [15] ). Семейные невзгоды, такие как жестокое обращение и психопатология родителей в детстве, создают основу для социальных и поведенческих проблем в подростковом возрасте. Подростки с такими проблемами создают стресс в своих отношениях (например, плохо разрешая конфликты и чрезмерно ища утешения) и выбирают более неадекватные социальные контексты (например, сценарии «страдание любит компанию», в которых депрессивные подростки выбирают других депрессивных юношей в качестве друзей, а затем часто совместно рассуждают при обсуждении своих проблем, усугубляя негативный аффект и стресс). Эти процессы более выражены у девочек по сравнению с мальчиками, потому что у девочек более ориентированные на отношения цели, связанные с близостью и социальным одобрением, что делает их более уязвимыми для разрушения этих отношений. Затем тревога и депрессия усугубляют проблемы в социальных отношениях, что, в свою очередь, способствует устойчивости тревоги и депрессии с течением времени.

Академическая успеваемость

Подростки проводят в школе больше времени бодрствования, чем в любом другом контексте (Eccles & Roeser, 2011 [16] ). Успеваемость в подростковом возрасте определяется межличностными (например, участие родителей в образовании подростков), внутриличностными (например, внутренняя мотивация) и институциональными (например, качество школы) факторами. Успеваемость важна сама по себе как показатель положительной адаптации в подростковом возрасте, а также потому, что академическая успеваемость закладывает основу для будущих образовательных и профессиональных возможностей. Самым серьезным последствием неуспеваемости в школе, особенно отсева из школы, является высокий риск безработицы или неполной занятости в последующем взрослом возрасте. Высокие достижения могут подготовить почву для колледжа или будущей профессиональной подготовки и возможностей.

Разнообразие

Подростковое развитие не обязательно идет по одному и тому же пути для всех людей. Некоторые особенности подросткового возраста, особенно в отношении биологических изменений, связанных с половым созреванием, и когнитивных изменений, связанных с развитием мозга, относительно универсальны. Но другие особенности подросткового возраста в значительной степени зависят от обстоятельств, которые более изменчивы в зависимости от среды. Например, подростки, растущие в одной стране, могут иметь иные возможности для принятия рисков, чем подростки в другой стране, а поддержка и санкции за различное поведение в подростковом возрасте зависят от законов и ценностей, которые могут быть специфическими для того места, где живут подростки. Точно так же различные культурные нормы, касающиеся отношений в семье и со сверстниками, формируют опыт подростков в этих областях. Например, в некоторых странах ожидается, что родители подростков сохранят контроль над основными решениями, тогда как в других странах ожидается, что подростки начнут участвовать в принятии решений или брать на себя контроль над ними.

Даже в пределах одной страны пол, этническая принадлежность, статус иммигранта, религия, сексуальная ориентация, социально-экономический статус и личность подростков могут определять как поведение подростков, так и то, как другие реагируют на них, создавая различные контексты развития для разных подростков. Например, раннее половое созревание (которое происходит до того, как половое созревание наступило у большинства других сверстников), по-видимому, связано с худшими исходами для девочек, чем для мальчиков, вероятно, отчасти потому, что девочки, рано вступающие в половое созревание, склонны общаться со старшими мальчиками, что, в свою очередь, связано с раннее половое поведение и употребление психоактивных веществ. Для подростков, принадлежащих к этническим или сексуальным меньшинствам, дискриминация иногда представляет собой ряд проблем, с которыми не сталкиваются представители меньшинств.

Наконец, генетические вариации являются дополнительным источником разнообразия в подростковом возрасте. Текущие подходы подчеркивают взаимодействия гена X с окружающей средой, которые часто следуют модели дифференциальной восприимчивости (Belsky & Pluess, 2009 [17] ). То есть определенные генетические вариации считаются более рискованными, чем другие, но генетические вариации также могут сделать подростков более или менее восприимчивыми к факторам окружающей среды. Например, связь между генотипом CHRM2 и экстернализирующим поведением подростков (агрессией и делинквентностью) была обнаружена у подростков, родители которых плохо контролируют поведение (Dick et al., 2011 9).0011 [18] ). Таким образом, важно иметь в виду, что индивидуальные различия играют важную роль в развитии подростков.

Подростковое развитие характеризуется биологическими, когнитивными и социальными изменениями. Социальные изменения особенно заметны, поскольку подростки становятся более независимыми от своих родителей, проводят больше времени со сверстниками и начинают исследовать романтические отношения и сексуальность. Адаптация в подростковом возрасте отражается в формировании идентичности, которая часто включает в себя период исследования, за которым следует приверженность определенной идентичности. Подростковый возраст характеризуется рискованным поведением, которое становится более вероятным из-за изменений в мозге, в которых центры обработки вознаграждения развиваются быстрее, чем системы когнитивного контроля, что делает подростков более чувствительными к вознаграждению, чем к возможным негативным последствиям. Несмотря на эти обобщения, такие факторы, как страна проживания, пол, этническая принадлежность и сексуальная ориентация, формируют развитие таким образом, что это приводит к разнообразию опыта в подростковом возрасте.

Внешние ресурсы

Подкасты : Веб-сайт Общества исследований подростков со ссылками на подкасты по различным темам, связанным с развитием подростков
http://www.s-r-a.org/sra-news/podcasts
Исследование: Добавить веб-сайт Health, посвященный одному из крупнейших лонгитюдных исследований подросткового возраста на сегодняшний день
http://www.cpc.unc.edu/projects/addhealth
Видео: Подборка выступлений TED о развитии мозга подростков
http://tinyurl.com/lku4a3k
Веб-сайт: Веб-сайт ЮНИСЕФ, посвященный подросткам во всем мире
http://www.unicef.org/adolescence/index.html

Вопросы для обсуждения

  1. Что могут сделать родители, чтобы помочь своим подросткам адаптироваться к жизни?
  2. Каким образом изменения в развитии мозга и познании делают подростков особенно восприимчивыми к влиянию сверстников?
  3. Как можно разработать вмешательства, направленные на предотвращение или снижение проблемного поведения подростков, чтобы воспользоваться тем, что мы знаем о развитии подростков?
  4. Размышляя о своем подростковом возрасте, приведите примеры случаев, когда вы думали, что ваш опыт отличался от опыта ваших сверстников из-за чего-то уникального в вас.
  5. Чем ваш подростковый опыт отличался от подросткового опыта ваших родителей? Как, по вашему мнению, подростковый возраст может измениться через 20 лет?

  1. Статтин Х. и Керр М. (2000). Родительский контроль: новая интерпретация. Развитие ребенка, 71, 1072–1085. ↵
  2. Барбер, Б.К. (1996). Родительский психологический контроль: пересмотр забытой конструкции. Развитие ребенка, 67, 3296–3319. ↵
  3. Dishion, TJ, & Tipsord, JM (2011). Заражение сверстниками в социальном и эмоциональном развитии детей и подростков. Ежегодный обзор психологии, 62, 189–214. ↵
  4. Браун, Б. Б., и Ларсон, Дж. (2009). Отношения со сверстниками в подростковом возрасте. В Р. М. Лернер и Л. Стейнберг (ред.), Справочник по подростковой психологии (стр. 74–103). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ↵
  5. Коннолли, Дж., Фурман, В., и Конарски, Р. (2000). Роль сверстников в возникновении гетеросексуальных романтических отношений в подростковом возрасте. Развитие ребенка, 71, 1395–1408.
  6. Фурман, В., и Шаффер, Л. (2003). Роль романтических отношений в развитии подростков. В П. Флоршейм (ред.), Романтические отношения и сексуальное поведение подростков: теория, исследования и практические последствия (стр. 3–22). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
  7. Рассел, С.Т., Кларк, Т.Дж., и Клэри, Дж. (2009 г.). Являются ли подростки «пост-геями»? Ярлыки сексуальной идентичности современных подростков. Журнал молодежи и подростков, 38, 884–890. ↵
  8. Эриксон, Э. Х. (1968). Идентичность, молодость и кризис. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон. ↵
  9. Марсия, Дж. Э. (1966). Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 3, 551–558. ↵
  10. Финни, Дж. (1989). Этапы этнической идентичности у подростков групп меньшинств. Журнал раннего подросткового возраста, 9, 34–49. ↵
  11. Паттерсон Г. Р. (1982). Принудительный семейный процесс. Юджин, Орегон: Castalia Press. ↵
  12. Моффит, Т. Е. (1993). Ограниченное подростковым возрастом и стойкое антиобщественное поведение на протяжении всей жизни: таксономия развития. Психологический обзор, 100, 674–701. ↵
  13. Рудольф, К. Д. (2009). Межличностный контекст подростковой депрессии. В S. Nolen-Hoeksema & LM Hilt (Eds.), Справочник по депрессии у подростков (стр. 377–418). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ↵
  14. Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство. ↵
  15. Рудольф, К. Д. (2009). Межличностный контекст подростковой депрессии. В S. Nolen-Hoeksema & LM Hilt (Eds.), Справочник по депрессии у подростков (стр. 377–418). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ↵
  16. Экклс, Дж. С., и Розер, Р. В. (2011). Школа как контекст развития в подростковом возрасте. Журнал исследований подросткового возраста, 21, 225–241. ↵
  17. Бельский, Дж., и Плюсс, М. (2009). Помимо диатеза-стресса: дифференциальная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Психологический бюллетень, 135, 885–9. 08. ↵
  18. Дик, Д. М., Мейерс, Дж. Л., Латендресс, С. Дж., Кримерс, Х. Э., Лэнсфорд, Дж. Э., … Хейзинк, А. С. (2011). CHRM2, родительский контроль и экстернализирующее поведение подростков: доказательства взаимодействия генов и окружающей среды. Психологическая наука, 22, 481–489. ↵

Социальное развитие в раннем детстве: этапы

Наши социальные способности — это то, с чем мы не рождаемся. Часть наших способностей проистекает из того, кто мы есть как личность, но большая часть исходит из нашего окружения. То, как мы воспитаны, с кем взаимодействуем и чему подвергаемся, — все это факторы, влияющие на наше социальное и эмоциональное развитие.

  • Что такое социальное развитие?
  • Каковы стадии Эриксона?
  • Какие теории влияют на социальное развитие?
  • Каковы примеры социального развития в детстве?

Этапы социального и эмоционального развития в раннем детстве

Социальное развитие — это эволюция чьих-либо социальных и эмоциональных способностей, которые могут положительно или отрицательно повлиять на чью-то жизнь в будущем.

Стадии Эриксона

Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития, которые послужили основой для понимания этих концепций психологами. На каждом этапе есть конфликт, который необходимо преодолеть, чтобы перейти к следующему этапу развития.

Эти этапы подчеркивают различные препятствия, которые ребенок должен преодолеть, в том числе понимание безопасности своего окружения, развитие независимости, любопытство к своему окружению, развитие сложных навыков и выяснение того, кто они. Стадии помогают наметить различные социальные и эмоциональные развития в детстве.

Чтобы узнать больше об этапах Эрика Эриксона, нажмите здесь!

Теории социального развития в раннем детстве

Наряду с теорией Эриксона существуют и другие концепции, имеющие решающее значение для социального развития в детстве.

Привязанность

Когда вы слышите слово «привязанность», о чем вы думаете? Вы привязаны к своему телефону, своим друзьям или, может быть, своим родителям?

В психологии привязанность — это тесная эмоциональная связь между людьми. Эти привязанности могут заставить нас чувствовать себя комфортно и безопасно в наших отношениях.

Привязанность развивается по мере нашего взросления, но она также присутствует с момента нашего рождения. Когда новорожденный входит в этот мир, первое, что он делает, — это сближается со своим опекуном. Это могут быть их биологические родители, приемные родители, бабушки и дедушки — кто бы там ни был, обеспечивая их едой и теплом.

The Harlows

Первоначально считалось, что младенцы и дети связаны только с теми, кто за ними ухаживает, которые кормят их, но это изменилось после исследования Харлоу и Харлоу. Харлоу изучили предпочтения детеныша обезьяны в отношении «опекуна». Одним из этих импровизированных опекунов была проволочная «мама» с бутылкой, а другой — «мама» из одеял, но без еды. Обезьяны в подавляющем большинстве предпочли комфортную маму, несмотря на то, что у нее не было никакой еды, показывая, что они предпочитают не питание, а комфорт и безопасность.

Психологи считают, что дети, которые чаще общаются с человеком, с большей вероятностью привязываются к нему. Они также думают, что в раннем детстве существует период чувствительной привязанности . Некоторые утверждают, что это происходит в возрасте около 2,5 лет, а другие говорят, что в возрасте около 5 лет, но все согласны с важностью привязанности примерно в это время. Без привязанности дети, скорее всего, будут менее умными и будут иметь более высокий уровень тревожности.

К сожалению, не все вложения положительные. Сообщается, что люди, испытавшие привязанность к оскорбляющим людям в детстве, имеют более высокий уровень депрессии, легче пугаются и с большей вероятностью продолжат цикл жестокого обращения.

Стили воспитания

Стили воспитания также играют важную роль в социальном развитии. То, как родитель взаимодействует со своим ребенком, напрямую влияет на его способность к социальному развитию и на его способность формировать социальные навыки для использования в социальных ситуациях.

Стили воспитания – это способы, которыми родители взаимодействуют со своими детьми и воспитывают их.

Психологи согласны с тремя основными стилями воспитания. Каждый стиль воспитания влияет на социальное развитие ребенка.

Авторитарное

Авторитарное Воспитание детей основано на правилах и соблюдении правил. Эти родители будут следовать строгим наказаниям и наказаниям и часто не оставят ребенку возможности внести какой-либо вклад.

Дети, выросшие в авторитарной семье, часто имеют более низкий уровень самооценки и не имеют социальных навыков.

Вы слышали об авторитарном правительстве? Та же идея!

Разрешающий

Разрешающий воспитание нестрогое и почти не имеет обязательных правил. Эти родители позволят своим детям диктовать все, что они хотят, и уступят, если они попытаются применить какие-либо санкции.

Дети снисходительных родителей часто бывают незрелыми. Отсутствие у них последствий и авторитетных фигур также делает их более агрессивными, чем те, кто не вырос в разрешающих домах.

Авторитетный

Авторитетный Воспитание обеспечивает соблюдение правил и объясняет причины правил и последствия. Эти родители будут поощрять обсуждение ограничений, которые они устанавливают, и позволяют своим детям вносить свой вклад.

В общем, под авторитетным воспитанием понимается воспитание детей с самой высокой самооценкой и социальными способностями. Однако эти результаты основаны на исследованиях, участниками которых в основном были белые люди из среднего класса. Кроме того, тот факт, что дети из авторитетных семей наиболее социально приспособлены, не означает, что эта корреляция обусловливает социальные способности. Могут быть и другие факторы!

Рис. 1 Авторитарное воспитание устанавливает правила, но также позволяет ребенку быть самим собой.

Я-концепция

В то время как привязанность является важным шагом в развитии отношений в детстве, именно развитие самооценки является ключевым моментом в детстве.

Я-концепция — это чья-то способность понимать, кто они есть.

Вы когда-нибудь видели, как собака смотрит на себя в зеркало? Он может прыгать, рычать или обнюхивать зеркало, чтобы понять, на кого смотрит эта собака. Из-за отсутствия самооценки он не осознает, что на самом деле является отражением в зеркале.

Показано, что только в возрасте около 18 месяцев дети могут узнавать свое отражение. Через детство и свое социальное развитие они начинают понимать, кто они и что они собой представляют. Они смогут сравнить себя и свои характеристики со своими сверстниками и понять различия между каждым человеком.

Важность социального и эмоционального развития в раннем детстве

Как и другие аспекты нашего бытия, наше социальное и эмоциональное развитие в детстве имеет решающее значение для того, чтобы настроить нас на лучшее будущее. То, как мы развиваемся в молодости, определяет то, какими мы будем, когда станем старше. Это влияет на то, кто мы есть, во что мы верим, на наши эмоциональные способности, социальные навыки, привязанность и отношения с другими людьми и даже на наш интеллект.

Может быть, пришло время дать нашим родителям поблажку из-за того давления, под которым они оказались. Они знают, что детство — очень важный период в нашей жизни для развития и закладки фундамента для нашего будущего «я». Они такие важные фигуры в нашей жизни для всего нашего развития. Они могут показать нам, что такое привязанность (может быть хорошей или плохой), их стиль воспитания может повлиять на наши навыки социализации в будущем, и они могут сыграть решающую роль в развитии нашей самооценки. Это много работы!

Примеры социального развития в раннем детстве

У младенцев и детей раннего возраста социальное и эмоциональное развитие происходит одинаково, т.е. индивидуальные различия незначительны. Например, младенцы учатся устанавливать тесные отношения с опекунами, успокаивать себя, когда они расстроены, делиться, играть, взаимодействовать с другими, а также слушать и следовать указаниям.

Примеры социального развития в раннем детстве: объяснение

Как мы теперь знаем, на социальное развитие ребенка влияет множество факторов. Несмотря на то, что разные аспекты детства влияют на чье-то воспитание, некоторые элементы являются универсальными.

В детстве дети учатся и обретают независимость. Это начинается, когда детям около двух лет, и они начинают делать что-то самостоятельно, например, открывать двери и есть. Эта социальная независимость, которую они развивают, имеет решающее значение в дальнейшем, когда они обретут уверенность в своих действиях.

Еще одно развитие, происходящее в детстве, — делиться. Первоначально дети эгоцентричны и не могут мыслить дальше самих себя. Они не могут понять, что другие дети могут хотеть играть с той же игрушкой, что и они. По мере своего социального развития они осознают, что могут по очереди делиться игрушкой и все равно получить ее. Делиться заботой!

Рис. 2 Не забудьте поделиться!

Ключевым элементом социального развития в детстве является самооценка. Как было сказано ранее, это способность понимать, кто мы как личности. Дети могут понять свою личность, чувства и взаимодействия по мере их развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *