Социальные компетенции дошкольников: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Содержание

Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Копия Сертификат-новый Умка

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Педагогика
Автор: Петрик Наталия Александровна   
04. 01.2018 17:16

Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств, в том числе и для развития социальной компетентности ребенка. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность.

Социальная компетентность детей является интегративной характеристикой личности, включающей систему знаний и представлений ребенка о социальной действительности, ценностное отношение к собственному здоровью, желание самосовершенствования, эмоционально-положительное отношение к культурным и духовным ценностям общества, а также социальные навыки и умения эффективной деятельности в соответствии с социальными требованиями, что обеспечивает успешность социализации ребенка.

Структура социальной компетентности детей состоит из комплекса компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого, содержание которых определяется подсистемами личности (биологической, социальной, духовной).

Технология формирования социальной компетентности у детей основывается на взаимодействии принципов природосообразности, аксиологического, культуросообразности, принципа приоритетности социального опыта ребенка, социальной общности и сотрудничества, педагогического взаимодействия с семьей ребенка. Каждое ДОУ должно не только воспитывать и образовывать ребенка, но и вести просветительскую работу по вопросам воспитания и образования дошкольников в процессе взаимодействия с семьей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи выступает, как показатель эффективности взаимной деятельности по формированию ключевых компетентностей у старших дошкольников. Основной целью данного взаимодействия является создание условий для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста.

 

К современным тенденциям формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста исследователи относят: комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, объединение усилий педагогов и родителей; накопление разнообразного практического социального опыта старшим дошкольником, что также возможно через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка; создание условий для «правилосообразной линии поведения в новых условиях»; учет степени эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника, взрослого при организации совместной деятельности; организация проблемных ситуаций накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

После мероприятий, позволяющих детям и взрослым решать проблемы социально-нравственного характера, создавать совместный творческий продукт, обмениваться впечатлениями от результатов совместной деятельности, нами отмечена склонность детей к проявлениям интереса к эмоциональному состоянию сверстника, родителя, степень интенсивности эмоциональных проявлений выражена. Дети чаще стали выражать чувство доверия (к представителям своего и противоположного пола).

Составляющими социальной компетентности являются:

Когнитивный компонент:

  • представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;
  • представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;
  • понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;
  • понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;
  • отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;
  • отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами
  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;
  • умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях;

Поведенческий компонент:

  • умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—сверстники», «ребенок-взрослый»;
  • умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Начальный уровень взаимодействия с родителями зависит, по мнениисследователей, от образовательного потенциала семьи.

< Предыдущая   Следующая >
 

Журнал

«Дошкольник.РФ»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
Вопросы теории и практики
. Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 2. С. 162-165.
РАЗДЕЛ:   Социологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Решетова Светлана Геннадьевна
Уфимский государственный нефтяной технический университет

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме успешной социализации детей дошкольного возраста, формирования социальной компетентности в детских дошкольных учреждениях современного типа. Раскрываются условия этого процесса, среди которых выделяется специально организованная деятельность дошкольных образовательных учреждений, позволяющая проследить динамику изменений качественного уровня воспитательно-образовательного процесса. Исходя из проведенного анализа, изложена авторская точка зрения на исследуемую проблему.

Ключевые слова и фразы:

дошкольный возраст, социализация, социальная компетентность, воспитывающая среда, современные условия формирования социальной компетентности, preschool age, socialization, social competence, upbringing environment, modern conditions for social competence formation

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2009. 201 с.
  2. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление в дошкольном образовательном учреждении. 2006. № 1. С. 10-19.
  3. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. М.: Азбуковник, 2003.
  4. Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. II. Психолого-педагогические науки. С. 113-117.
  5. Зебзеева В. А Дошкольное образование за рубежом: история и современность. М.: Сфера, 2007. 128 с.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004. 42 с.
  7. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16-22.
  8. Коблянская Е. В. Психологические особенности социальной компетенции: автореф. дисс.. к. психол. н. СПб., 1995. 210 с.
  9. Конвенция о правах ребенка: принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; вступила в силу 02 сентября 1989 г. // Международные акты о правах человека / сост. и вступ. ст.: В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С. 306-324.
  10. Крулехт М. В. Новые формы дошкольного образования как средство социально-педагогической виктимологии // Социальная работа: проблемы и перспективы: материалы 1-й Межвузовской научно-практической конференции (22 марта 2012 г.). СПб.: СПбГУП, 2012. С. 35-43.
  11. Кудаева И. А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: дисс.. к. пед. н. Саранск, 2004. 268 c.
  12. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утв. Распоряжением Правительства РФ № 163-р от 7 февраля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2011. № 10. Ст. 1377.
  13. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-е 4-е, доп. М., 2003.
  15. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста: всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.: ЮНЕСКО, 2007.
  16. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16-18.
  17. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. 1999. № 9. С. 3-14.
  18. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2006. 88 с.
  19. Тихомирова Е. И. Субъектная самореализация личности в воспитывающей среде как условие формирования социальных компетенций [Электронный ресурс]. URL: http://www.pgsga.ru/structure/laboratory/trudy (дата обращения: 15.01.2013).
  20. Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. С. 300-307.
  21. Яппарова Г. М. Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика — 2006». Днепропетровск: Наука и образование, 2006. Т. 2. Педагогические науки. С. 105-108.
  22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 366 с.
  23. Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behavior. L.: Penguin Books, 1974.
  24. Hinsch R., Pfingsten U. Das Gruppentraining sozialer Kompetenzen (GSK). Grundlagen, Durchf?hrung, Materialien. Weinheim, 2007.
  25. Suenker H. Das Kind als Subjekt. Notizen zu Kindheit und Kinderleben heute // Widerspr?che. 1991. № 11 (38). S. 7-20.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Социальная компетентность у детей

| Что такое социальная компетентность | Почему важна социальная компетентность | Как развиваться |

Джейсон — 4-летний мальчик в детском саду. Когда он видит группу своих друзей в песочнице, он тоже хочет поиграть. Но как ему подойти к ним? Должен ли он подойти и спросить? Должен ли он сесть рядом с группой и начать играть без приглашения? Должен ли он взять игрушки для грузовиков, чтобы зачерпнуть песок? Что, если дети попросят его построить замок, а он не знает, как это сделать?

Общение со сверстниками — ключевая социальная ситуация, с которой Джейсон собирается справиться. Развитие социальной компетентности будет зависеть от того, насколько успешно он взаимодействует в конкретных ситуациях, подобных этой.

Что такое социальная компетентность

Социальная компетентность — это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в социальной среде. Это включает в себя способность читать социальные сигналы, реагировать соответствующим образом и разрешать социальные конфликты, когда они возникают. ​1​ .

В социальных ситуациях компетентность включает в себя взаимодействие с другими, влияние на них, взаимодействие с окружающей средой или использование личных ресурсов для достижения социальных целей надлежащим образом. Это также способность решать социальные проблемы в сложных межличностных взаимодействиях при сохранении позитивных отношений ​2​ .

Почему важна социальная компетентность

Отношения со сверстниками

По мере взросления ребенка социальные отношения и навыки межличностного общения со сверстниками приобретают все большее значение.

Социальная активность с участием других детей возрастает примерно с 10% в возрасте 2 лет до 20% в возрасте 4 лет и чуть более 40% в возрасте от 7 до 11 лет ​3​ .

Социальная компетентность детей напрямую связана с признанием сверстников в раннем детстве. Социально приемлемое поведение обычно отличает популярных детей от непопулярных ​4​ .

Напротив, внешнее поведение, такое как разрушительное и агрессивное поведение, с большей вероятностью приведет к отвержению сверстников, особенно для мальчиков.

Со временем антиобщественное поведение усиливается негативным и предвзятым отношением со стороны других детей ​5​ .

Возможности для конструктивного взаимодействия с другими детьми, которые усиливают просоциальное поведение, снижаются.

Становится все более вероятным, что ребенок останется в ловушке антиобщественной позиции, поскольку он скатывается к крайностям социальной некомпетентности и антисоциальным наклонностям.

Успеваемость

Психологи давно обнаружили тесную связь между социальной компетентностью в детстве и результатами жизни 6 .

Социальные компетенции детей дошкольного возраста часто являются важным предиктором их успехов в учебе в будущем.

Социально адаптированные дети, как правило, пользуются общественным признанием своих сверстников и хорошо учатся в школе. Те, кто социально отвергнут, особенно подвержены риску академической неудачи ​7​ .

Самоуважение

Дети, которым не хватает сильных социальных навыков, как правило, имеют более низкую самооценку.

С более низкой самооценкой и неудачным социальным взаимодействием нелюбимый ребенок может избегать других и наносить удары, когда злится, чтобы еще больше саботировать свои социальные отношения.

Психическое здоровье

Отсутствие важных социальных навыков и положительного взаимодействия может препятствовать психосоциальному и социальному развитию, что приводит к проблемам психического здоровья в позднем подростковом возрасте, таким как депрессия, тревога, социальная изоляция ​8​ , употребление психоактивных веществ ​9​ и т. д.

Правонарушения

Дети с плохим социальным поведением обычно неприятны, импульсивны, агрессивны и склонны к разрушительным действиям. Их часто не любят и избегают другие дети. В конце концов, они могут оказаться с девиантными сверстниками, которые столь же агрессивны и отвергнуты, или демонстрируют проблемы с делинквентным поведением.

Дети, находящиеся под влиянием этих сверстников, подвержены риску правонарушений, преступлений и других негативных последствий ​10​ .

Как развивать социальную компетентность у детей

Социальную компетентность ребенка можно улучшить, развивая с помощью родителей комплекс социально-когнитивных навыков.

Стиль воспитания

Несмотря на кажущийся широкий спектр необходимых специальных навыков, все они связаны с воспитанием детей. На самом деле детско-родительские отношения и качество взаимодействия играют важную роль в социальном опыте ребенка.

Дети, родители которых проявляют теплоту, отзывчивость и поддержку, с большей вероятностью будут социально компетентными ​11​ . Они лучше развивают эмоциональные навыки и коммуникативные навыки.

И наоборот, дети с авторитарными родителями, которые холодны, невосприимчивы и не поддерживают, как правило, имеют более слабые поведенческие навыки, более низкую самооценку и более высокий уровень депрессии ​12​ .

Взгляд на перспективу

Очень маленькие дети считают себя центром мира. По мере того, как ребенок развивается, он начинает понимать, что другие люди могут не смотреть на действие или ситуацию так же, как они.

Способность ребенка принимать точку зрения другого человека позволяет ему понимать, что другие чувствуют и говорят.

Для формирования более зрелых и продвинутых отношений необходима социальная осведомленность и способность видеть точку зрения других ​13​ .

Родители могут помочь своим детям развить навыки восприятия перспективы, поощряя их смотреть на вещи под разными углами.

Навыки решения социальных проблем

Социальный мир поощряет и приветствует детей, которые могут успешно решать межличностные дилеммы. Но дети, которым не хватает навыков межличностного решения проблем, могут чувствовать себя нежеланными в этой среде ​14​ .

Поддерживающее воспитание, которое побуждает детей разрешать конфликты, помогает им развивать навыки разрешения конфликтов ​15​ .

Принятие точки зрения других для поиска взаимоприемлемых решений также улучшает навыки управления конфликтами ​16​ .

Эмпатия

Способность сочувствовать другим является одним из наиболее важных навыков социальной компетентности.

Требуется как аффективная эмпатия (реагирование на эмоции других), так и когнитивная эмпатия (учет точек зрения других).

Теплота, отзывчивость и поддержка родителей способствуют развитию у ребенка эмпатии.

Регулирование эмоций

Эмоциональное здоровье может сильно повлиять на межличностные отношения.

Способность детей гибко контролировать свои эмоциональные реакции играет центральную роль в их социально-эмоциональном развитии.

Для развития навыков эмоциональной регуляции требуется родительская совместная регуляция посредством теплого и отзывчивого воспитания ​17​ .

Список литературы

  1. 1.

    Роуз-Краснор Л. Природа социальной компетентности: теоретический обзор. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете, март 1997 г .: 111–135. doi:10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x

  2. 2.

    Уотерс Э., Сроуф Л.А. Социальная компетентность как конструкт развития. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, март 1983 г .: 79–97. дои: 10.1016/0273-2297(83)

    -2

  3. 3.

    Баркер Р.Г., Райт Х.Ф. Средний Запад и его дети: психологическая экология американского города . Петерсон; 1955.

  4. 4.

    Hartup WW. Отношения со сверстниками в раннем и среднем детстве. Справочник социального развития . Опубликовано в Интернете 1992: 257-281. дои: 10.1007/978-1-4899-0694-6_11

  5. 5.

    Цена JM, Dodge KA. Реактивная и активная агрессия в детстве: отношения к статусу сверстников и измерениям социального контекста. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в Интернете в августе 1989 г .: 455–471. дои: 10.1007/bf00915038

  6. 6.

    Фостер С.Л., Ричи В.Л. Вопросы оценки социальной компетентности у детей. J Appl Behav Anal . Опубликовано в Интернете 1979: 625-638. doi:10.1901/jaba.1979.12-625

  7. 7.

    Вентцель КР. Отношения между социальной компетентностью и академической успеваемостью в раннем подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в сети 19 октября91:1066. дои: 10.2307/1131152

  8. 8.

    Борнстейн М.Х., Хан К.С., Хейнс О.М. Социальная компетентность, экстернализация и интернализация поведенческой адаптации с раннего детства до раннего подросткового возраста: каскады развития. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 1 октября 2010 г .: 717–735. doi:10.1017/s0954579410000416

  9. 9.

    Джонс Д.Е., Гринберг М., Кроули М. Раннее социально-эмоциональное функционирование и общественное здоровье: связь между социальной компетентностью в детском саду и будущим благополучием. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете в ноябре 2015 г.: 2283-2290. doi:10.2105/ajph.2015.302630

  10. 10.

    Саймонс Р.Л., Уитбек Л. Б., Конгер Р.Д., Конгер К.Дж. Факторы воспитания, социальные навыки и ценностные обязательства как предвестники неуспеваемости в школе, отношения с девиантными сверстниками и делинквентное поведение. J Подростковый возраст . Опубликовано в Интернете, декабрь 1991 г .: 645–664. дои: 10.1007/bf01537367

  11. 11.

    Spinrad TL, Eisenberg N, Gaertner B, et al. Взаимосвязь материнской социализации и активного контроля малышей с адаптацией детей и их социальной компетентностью. Психология развития . Опубликовано в Интернете в сентябре 2007 г .: 1170–1186. дои: 10.1037/0012-1649.43.5.1170

  12. 12.

    Дорогая Н. Стиль воспитания и его корреляты. ЭРИК Дайджест . Опубликовано в Интернете в 1999 г.

  13. 13.

    Семруд-Кликеман М. Социальная компетентность у детей. Социальная компетентность у детей .:1-9. дои: 10.1007/978-0-387-71366-3_1

  14. 14.

    Рубин К.Х., Роуз-Краснор Л. Решение межличностных проблем и социальная компетентность у детей. Справочник социального развития . Опубликовано в Интернете 1992: 283-323. дои: 10.1007/978-1-4899-0694-6_12

  15. 15.

    Лейди М.С., Герра Н.Г., Торо Р.И. Позитивное воспитание, сплоченность семьи и социальная компетентность детей среди латиноамериканских семей иммигрантов. Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете 2010: 252-260. дои: 10.1037/a0019407

  16. 16.

    Ленхарт Л.А., Рабинер Д.Л. Интегративный подход к изучению социальной компетентности в подростковом возрасте. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 1995: 543-561. doi:10.1017/s0954579400006684

  17. 17.

    Доллар JM, Stifter CA. Неотложность темперамента и регуляция эмоций как предикторы социальной компетентности в детстве. Журнал экспериментальной детской психологии . Опубликовано в Интернете в июне 2012 г .: 178–194. doi:10.1016/j.jecp.2012.02.004

Обновлено Памелой Ли 26 апреля 2023 г.

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

5 способов развития социальных навыков

Учителя постоянно рассказывают нам о том, что в дополнение к изучению азбуки и 123, помощь малышам в развитии здоровых социальных навыков в дошкольном возрасте является важным фактором, способствующим тому, чтобы они стали успешными учениками в начальной школе. . Родители играют ключевую роль в том, чтобы помогать своим детям формировать ранние социальные навыки и делиться ими дома каждый день.

В дошкольном возрасте дети учатся делиться и сотрудничать, работать вместе и по очереди, участвовать в групповых мероприятиях, следовать простым указаниям и сообщать о своих желаниях и потребностях. Знание того, как это делать, повышает самооценку и уверенность в себе, а также помогает детям добиваться успеха в групповых условиях — как в школе, так и за ее пределами.

Вот 5 простых способов помочь вашему ребенку развить и укрепить социальные навыки за пределами класса:

  1. Назначать игровые даты и ходить в игровые группы и на игровую площадку. Предоставление детям возможности часто взаимодействовать с другими детьми предоставит им много возможностей по очереди, поделиться и играть вместе.
  2. Возложите на дошкольника простые обязанности, например, помогите вам накрыть на стол к обеду или просто наведите порядок. Эти занятия также очень расширяют возможности малышей и помогают укрепить их уверенность в себе.
  3. Дома  будьте последовательны в отношении простых правил, которым должен следовать ваш ребенок , таких как заправлять постель или убирать игрушки.
  4. Моделируйте надлежащее социальное взаимодействие и вежливость, помогайте им помнить «пожалуйста» и «спасибо» в подходящие моменты/обстановки и моделируйте поведение и язык, которые показывают им, как делиться, ждать своей очереди и работать с другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *