Копия Сертификат-новый УмкаДошкольник.ruПедагогамПраздникиРукоделиеДошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. СервисыРазмещаем статьи
|
| Журнал«Дошкольник.РФ» | |||||||||||
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru |
Социальная компетентность у детей
| Что такое социальная компетентность | Почему важна социальная компетентность | Как развиваться |
Джейсон — 4-летний мальчик в детском саду. Когда он видит группу своих друзей в песочнице, он тоже хочет поиграть. Но как ему подойти к ним? Должен ли он подойти и спросить? Должен ли он сесть рядом с группой и начать играть без приглашения? Должен ли он взять игрушки для грузовиков, чтобы зачерпнуть песок? Что, если дети попросят его построить замок, а он не знает, как это сделать?
Общение со сверстниками — ключевая социальная ситуация, с которой Джейсон собирается справиться. Развитие социальной компетентности будет зависеть от того, насколько успешно он взаимодействует в конкретных ситуациях, подобных этой.
Что такое социальная компетентность
Социальная компетентность — это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в социальной среде. Это включает в себя способность читать социальные сигналы, реагировать соответствующим образом и разрешать социальные конфликты, когда они возникают. 1 .
В социальных ситуациях компетентность включает в себя взаимодействие с другими, влияние на них, взаимодействие с окружающей средой или использование личных ресурсов для достижения социальных целей надлежащим образом. Это также способность решать социальные проблемы в сложных межличностных взаимодействиях при сохранении позитивных отношений 2 .
Почему важна социальная компетентность
Отношения со сверстниками
По мере взросления ребенка социальные отношения и навыки межличностного общения со сверстниками приобретают все большее значение.
Социальная активность с участием других детей возрастает примерно с 10% в возрасте 2 лет до 20% в возрасте 4 лет и чуть более 40% в возрасте от 7 до 11 лет 3 .
Социальная компетентность детей напрямую связана с признанием сверстников в раннем детстве. Социально приемлемое поведение обычно отличает популярных детей от непопулярных 4 .
Напротив, внешнее поведение, такое как разрушительное и агрессивное поведение, с большей вероятностью приведет к отвержению сверстников, особенно для мальчиков.
Со временем антиобщественное поведение усиливается негативным и предвзятым отношением со стороны других детей 5 .
Возможности для конструктивного взаимодействия с другими детьми, которые усиливают просоциальное поведение, снижаются.
Становится все более вероятным, что ребенок останется в ловушке антиобщественной позиции, поскольку он скатывается к крайностям социальной некомпетентности и антисоциальным наклонностям.
Успеваемость
Психологи давно обнаружили тесную связь между социальной компетентностью в детстве и результатами жизни 6 .
Социальные компетенции детей дошкольного возраста часто являются важным предиктором их успехов в учебе в будущем.
Социально адаптированные дети, как правило, пользуются общественным признанием своих сверстников и хорошо учатся в школе. Те, кто социально отвергнут, особенно подвержены риску академической неудачи 7 .
Самоуважение
Дети, которым не хватает сильных социальных навыков, как правило, имеют более низкую самооценку.
С более низкой самооценкой и неудачным социальным взаимодействием нелюбимый ребенок может избегать других и наносить удары, когда злится, чтобы еще больше саботировать свои социальные отношения.
Психическое здоровье
Отсутствие важных социальных навыков и положительного взаимодействия может препятствовать психосоциальному и социальному развитию, что приводит к проблемам психического здоровья в позднем подростковом возрасте, таким как депрессия, тревога, социальная изоляция 8 , употребление психоактивных веществ 9 и т. д.
Правонарушения
Дети с плохим социальным поведением обычно неприятны, импульсивны, агрессивны и склонны к разрушительным действиям. Их часто не любят и избегают другие дети. В конце концов, они могут оказаться с девиантными сверстниками, которые столь же агрессивны и отвергнуты, или демонстрируют проблемы с делинквентным поведением.
Дети, находящиеся под влиянием этих сверстников, подвержены риску правонарушений, преступлений и других негативных последствий 10 .
Как развивать социальную компетентность у детей
Социальную компетентность ребенка можно улучшить, развивая с помощью родителей комплекс социально-когнитивных навыков.
Стиль воспитания
Несмотря на кажущийся широкий спектр необходимых специальных навыков, все они связаны с воспитанием детей. На самом деле детско-родительские отношения и качество взаимодействия играют важную роль в социальном опыте ребенка.
Дети, родители которых проявляют теплоту, отзывчивость и поддержку, с большей вероятностью будут социально компетентными 11 . Они лучше развивают эмоциональные навыки и коммуникативные навыки.
И наоборот, дети с авторитарными родителями, которые холодны, невосприимчивы и не поддерживают, как правило, имеют более слабые поведенческие навыки, более низкую самооценку и более высокий уровень депрессии 12 .
Взгляд на перспективу
Очень маленькие дети считают себя центром мира. По мере того, как ребенок развивается, он начинает понимать, что другие люди могут не смотреть на действие или ситуацию так же, как они.
Способность ребенка принимать точку зрения другого человека позволяет ему понимать, что другие чувствуют и говорят.
Для формирования более зрелых и продвинутых отношений необходима социальная осведомленность и способность видеть точку зрения других 13 .
Родители могут помочь своим детям развить навыки восприятия перспективы, поощряя их смотреть на вещи под разными углами.
Навыки решения социальных проблем
Социальный мир поощряет и приветствует детей, которые могут успешно решать межличностные дилеммы. Но дети, которым не хватает навыков межличностного решения проблем, могут чувствовать себя нежеланными в этой среде 14 .
Поддерживающее воспитание, которое побуждает детей разрешать конфликты, помогает им развивать навыки разрешения конфликтов 15 .
Принятие точки зрения других для поиска взаимоприемлемых решений также улучшает навыки управления конфликтами 16 .
Эмпатия
Способность сочувствовать другим является одним из наиболее важных навыков социальной компетентности.
Требуется как аффективная эмпатия (реагирование на эмоции других), так и когнитивная эмпатия (учет точек зрения других).
Теплота, отзывчивость и поддержка родителей способствуют развитию у ребенка эмпатии.
Регулирование эмоций
Эмоциональное здоровье может сильно повлиять на межличностные отношения.
Способность детей гибко контролировать свои эмоциональные реакции играет центральную роль в их социально-эмоциональном развитии.
Для развития навыков эмоциональной регуляции требуется родительская совместная регуляция посредством теплого и отзывчивого воспитания 17 .
Список литературы
1.
Роуз-Краснор Л. Природа социальной компетентности: теоретический обзор. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете, март 1997 г .: 111–135. doi:10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x
2.
Уотерс Э., Сроуф Л.А. Социальная компетентность как конструкт развития. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, март 1983 г .: 79–97. дои: 10.1016/0273-2297(83)
-2
3.
Баркер Р.Г., Райт Х.Ф. Средний Запад и его дети: психологическая экология американского города . Петерсон; 1955.
4.
Hartup WW. Отношения со сверстниками в раннем и среднем детстве. Справочник социального развития . Опубликовано в Интернете 1992: 257-281. дои: 10.1007/978-1-4899-0694-6_11
5.
Цена JM, Dodge KA. Реактивная и активная агрессия в детстве: отношения к статусу сверстников и измерениям социального контекста. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в Интернете в августе 1989 г .: 455–471. дои: 10.1007/bf00915038
6.
Фостер С.Л., Ричи В.Л. Вопросы оценки социальной компетентности у детей. J Appl Behav Anal . Опубликовано в Интернете 1979: 625-638. doi:10.1901/jaba.1979.12-625
7.
Вентцель КР. Отношения между социальной компетентностью и академической успеваемостью в раннем подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в сети 19 октября91:1066. дои: 10.2307/1131152
8.
Борнстейн М.Х., Хан К.С., Хейнс О.М. Социальная компетентность, экстернализация и интернализация поведенческой адаптации с раннего детства до раннего подросткового возраста: каскады развития. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 1 октября 2010 г .: 717–735. doi:10.1017/s0954579410000416
9.
Джонс Д.Е., Гринберг М., Кроули М. Раннее социально-эмоциональное функционирование и общественное здоровье: связь между социальной компетентностью в детском саду и будущим благополучием. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете в ноябре 2015 г.: 2283-2290. doi:10.2105/ajph.2015.302630
10.
Саймонс Р.Л., Уитбек Л. Б., Конгер Р.Д., Конгер К.Дж. Факторы воспитания, социальные навыки и ценностные обязательства как предвестники неуспеваемости в школе, отношения с девиантными сверстниками и делинквентное поведение. J Подростковый возраст . Опубликовано в Интернете, декабрь 1991 г .: 645–664. дои: 10.1007/bf01537367
11.
Spinrad TL, Eisenberg N, Gaertner B, et al. Взаимосвязь материнской социализации и активного контроля малышей с адаптацией детей и их социальной компетентностью. Психология развития . Опубликовано в Интернете в сентябре 2007 г .: 1170–1186. дои: 10.1037/0012-1649.43.5.1170
12.
Дорогая Н. Стиль воспитания и его корреляты. ЭРИК Дайджест . Опубликовано в Интернете в 1999 г.
13.
Семруд-Кликеман М. Социальная компетентность у детей. Социальная компетентность у детей .:1-9. дои: 10.1007/978-0-387-71366-3_1
14.
Рубин К.Х., Роуз-Краснор Л. Решение межличностных проблем и социальная компетентность у детей. Справочник социального развития . Опубликовано в Интернете 1992: 283-323. дои: 10.1007/978-1-4899-0694-6_12
15.
Лейди М.С., Герра Н.Г., Торо Р.И. Позитивное воспитание, сплоченность семьи и социальная компетентность детей среди латиноамериканских семей иммигрантов. Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете 2010: 252-260. дои: 10.1037/a0019407
16.
Ленхарт Л.А., Рабинер Д.Л. Интегративный подход к изучению социальной компетентности в подростковом возрасте. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 1995: 543-561. doi:10.1017/s0954579400006684
17.
Доллар JM, Stifter CA. Неотложность темперамента и регуляция эмоций как предикторы социальной компетентности в детстве. Журнал экспериментальной детской психологии . Опубликовано в Интернете в июне 2012 г .: 178–194. doi:10.1016/j.jecp.2012.02.004
Обновлено Памелой Ли 26 апреля 2023 г.
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
5 способов развития социальных навыков
Учителя постоянно рассказывают нам о том, что в дополнение к изучению азбуки и 123, помощь малышам в развитии здоровых социальных навыков в дошкольном возрасте является важным фактором, способствующим тому, чтобы они стали успешными учениками в начальной школе. . Родители играют ключевую роль в том, чтобы помогать своим детям формировать ранние социальные навыки и делиться ими дома каждый день.
В дошкольном возрасте дети учатся делиться и сотрудничать, работать вместе и по очереди, участвовать в групповых мероприятиях, следовать простым указаниям и сообщать о своих желаниях и потребностях. Знание того, как это делать, повышает самооценку и уверенность в себе, а также помогает детям добиваться успеха в групповых условиях — как в школе, так и за ее пределами.
Вот 5 простых способов помочь вашему ребенку развить и укрепить социальные навыки за пределами класса:
- Назначать игровые даты и ходить в игровые группы и на игровую площадку. Предоставление детям возможности часто взаимодействовать с другими детьми предоставит им много возможностей по очереди, поделиться и играть вместе.
- Возложите на дошкольника простые обязанности, например, помогите вам накрыть на стол к обеду или просто наведите порядок. Эти занятия также очень расширяют возможности малышей и помогают укрепить их уверенность в себе.
- Дома будьте последовательны в отношении простых правил, которым должен следовать ваш ребенок , таких как заправлять постель или убирать игрушки.
- Моделируйте надлежащее социальное взаимодействие и вежливость, помогайте им помнить «пожалуйста» и «спасибо» в подходящие моменты/обстановки и моделируйте поведение и язык, которые показывают им, как делиться, ждать своей очереди и работать с другими.