Отношение сознания и бессознательного — Психологос
Николай Иванович, здравствуйте! Спасибо Вам большое за статью, есть определенная «соль» в Ваших словах, когда Вы говорите о том, что бессознательное — это то, что мы не можем контролировать, и если перефразировать Вас, если я Вас правильно поняла, то и не стоит не только его бояться, но и особо делать акцент в сторону бессознательного, особенно если Вы имеете дело с человеком здравым. Однако, я думаю, имеет смысл обращать внимание и на бессознательное, как раз в том случае, когда ты здравый человек и знаешь, что именно во время, например сна, мозг, обрабатывая ту или иную информацию, вполне может найти решение той или иной ситуации в своей жизни, то есть я имею ввиду, что вполне можно поставить себе задачу для решения, и твое бессознательное может (в случае человека здравого, такого, как например, Менделеев) подсказать ответ, главное — относиться к тем или иным сигналам своей нервной системы (снам, мыслям) с большой долей критицизма и побольше соотносить их с реальностью.
ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Деперсонализация››
Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности,— это его нравственное сознание, которым он руководствуется в своей личной и общественной деятельности.
При оценке того или иного поступка человека обычно говорят о сознательном или несознательном характере его. Сознательным является нормальный в телесном и духовном отношении человек, способный осознать объективную социальную значимость своих целей и мотивов, и не только понять их смысл, но и руководствоваться ими в своем доведении. Когда же мы говорим о несознательном поступке человека? Только тогда, когда он не осознает и не предусматривает тех последствий, которые его поступок повлечет в дальнейшем. Конечно, если он не осознает вытекающих последствий, то он, в широком смысле, не осознает и своего поступка.
Наряду с понятием — сознательное существует и противоположное понятие — бессознательное. Существует ли бессознательное поведение личности, которое может даже реализовать проставленные перед собой цели? В зарубежной философии, психологии и психиатрии существует огромная литература, посвященная проблеме бессознательного. В различных идеалистических направлениях, начиная от алогического волюнтаризма и интуитивизма и кончая био- и панпсихизмом, утверждалось существование безличного духовного начала под названиями энтелехии, бессознательной воли, мировой души, космического сознания, клеточного сознания, психоида и т. д. Так как сознание нельзя представить без его носителя, личности, то это духовное сознательное начало, субстанцию либо.
Мистическое представление о психически-бессознательном здесь рассматривается как некое обезличенное сознание, имеющее биологическую и антропоморфическую природу. В настоящее время особое распространение получило психоаналитическое направление, опирающееся в своей методологии на принцип биологического волюнтаризма. Центральная и доминирующая идея психоанализа о бессознательном восходит не только ко взглядам Шопенгауэра и Ницше, но и дальше. Концепция о бессознательном зародилась еще в недрах монадологии Лейбница. В этом учении он допускает в движении протяженной материи наличие бесконечно малых перцепций, которые действуют бессознательно. Сознание человека, по его мнению, появляется тогда, когда наше я воспринимает те представления, которые до того протекали бессознательно.
В полемике с Локком о врожденных идеях Лейбниц пытался обосновать их, опираясь на свое учение о монадах. Защищая взгляды Декарта в данной области, он пытается исправить эти идеи и внести принцип развития в их возникновение, а именно, постепенный переход ог стадии бессознательной до стадии полного и ясного осознания. Если, по Декарту, врожденные идеи существуют в интеллекте уже в готовом виде, то, по Лейбницу, они имеются там лишь в потенциальном, зачаточном и неосознанном состоянии; затем они постепенно формируются и тем самым полностью осознаются.
В своем труде «Новые опыты. о человеческом разуме» Лейбниц пытался обосновать врожденные идеи, опираясь на свое учение о монадах. Защищая взгляды Декарта в данной области, он пытается исправить их и внести принцип развития в возникновение врожденных идей, а именно, постепенный переход от стадии бессознательного к стадии полного и ясного осознания. Если, по Декарту, врожденные идеи существуют в интеллекте уже в готовом виде, то, по Лейбницу, они имеются там лишь в потенциальном, зачаточном и неосознанном состоянии; затем они постепенно формируются и, тем самым, полностью осознаются.
В своем труде «Новые опыты о человеческом разуме» Лейбниц указывает, что, вместо сравнения души человека с чистой доской, он предпочел бы сравнение ее с глыбой мрамора с прожилками: «В самом деле, если бы душа „походила на такую чистую доску, то и истины заключались бы в нас так, как фигура Геркулеса заключается в глыбе мрамора, когда она способна безразлично принять форму данной фигуры или какой-нибудь иной. Но если бы в этой глыбе имелись прожилки, которые намечали бы фигуру Геркулеса предпочтительно перед другими фигурами, то она была бы более предопределена к этому, и Геркулес был бы некоторым образом как бы врожден ей, хотя потребовался бы труд, чтобы открыть эти прожилки и чтобы отполировать их, удалив все то, что мешает им выступить наружу».
Из этого сравнения Лейбниц делает вывод, что таким же образом наши идеи врождены нам подобно естественным потенциям, склонностям и предрасположениям. Несмотря на применение диалектики и остроумия в защите врожденных идей, Лейбницу не удается преодолеть порочности этой концепции Декарта.
Весьма интересно и важно отметить, что параллельно с развитием материалистического учения о сознании человека в недрах идеалистической философии и психологии упорно вынашивалось понятие о бессознательном, которое в различных формах противопоставлялось сознанию. Это явление вовсе не случайно. Здесь обнаруживается ведущая линия реакционной буржуазной идеологии, направленная на принижение и игнорирование роли человеческого сознания, являющегося могучим духовным орудием поступательного, преобразовательного движения прогрессивной части человечества.
Понятие бессознательного впервые возникает как зачаточная, ранняя стадия врожденных идей. В дальнейшем эту интеллектуалистическую теорию о бессознательном подхватывает психолог Гербарт. Опираясь на «вещи в себе» Канта и монады Лейбница, он рассматривает душу человека как источник возникновения психических элементов — представлений.
Образовавшиеся представления постоянно сохраняются в интеллекте в неизменном и готовом виде. Они находятся в борьбе между собой, сталкиваются, соединяются и разъединяются, вытесняя друг друга из сферы сознательного. Однако куда же они вытесняются? Гербарт полагал, что в этих случаях представления «погружаются ниже порога сознания», т. е. в сферу бессознательного.
Такая идеалистическая трактовка бессознательного имеет цель доказать полную изолированность психических процессов от внешнего мира и их независимость от головного мозга; бессознательное рассматривается каким-то вместилищем с замкнутым потоком множества конкурирующих представлений, обусловленных только друг другом. При этом устанавливается наличие особой психической причинности, независимой от объективной действительности.
Учение Лейбница об апперцепции и бессознательном в психологическом аспекте развивает и В. Вундт. Согласно его взгляду, если в концентрических кругах поля сознания акт апперцепции занимает центральную фиксационную точку наивысшего внимания, то сфера бессознательного начинается вне поля сознания, т. е. ниже его порога. Однако Вундт категорически возражал против понимания бессознательного как имеющего особое психическое содержание.
В «Очерках психологии» по этому поводу он пишет: «… низшая граница, нулевая точка степеней сознания есть состояние бессознательности. От этого состояния, противостоящего сознанию, как безусловное отсутствие психических связей, следует строго отличать тот факт, что отдельные психические состояния теряют свойство сознательности…» «Тот или иной психический элемент, исчезнувший из сознания, называется нами бессознательным, поскольку лишь при этом предполагается возможность его возобновления, т. е. новое вступление его в действительную связь психических процессов познания относительно элементов, ставших бессознательными, и ограничиваются только этой возможностью их возобновления…». «Те или иные предположения о «состоянии бессознательного» или о «бессознательных процессах», допускаемых наряду с данными, как в опыте, процессами сознания, совершенно бесплодны для психологии». В приведенных словах чувствуется сугубая осторожность Вундта в отношении мистификации бессознательного. Существование некоего психически-бессознательного процесса он отрицает.
Помимо интеллектуалистических теорий бессознательного, существует и биологически-волюнтаристическое понимание его. В книге «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр утверждал, что в психике каждого животного и человека господствует неизменное иррациональное начало в виде бессознательной волевой направленности, включающей в себя слепые инстинктивные животные влечения. Крайний реакционер в философии Шопенгауэр всячески принижал роль разума, познавательных способностей личности и абсолютировал могущество бессознательной воли. Куно Фишер в своей книге «Гегель» правильно отметил, что «Гегель видел сущность вещей в мыслящем разуме, а Шопенгауэр — в слепой воле».
Один из последователей Шопенгауэра и Гегеля Э. Гартман написал книгу «Философия бессознательного». В этой книге он рассматривал понятие бессознательного как соединение неосознанной воли с логическим мировым разумом. В первооснове бытия мира, по мнению Гартмана, скрывается логический элемент бессознательного. Будучи пессимистом, он считал, что человек постепенно приобретает способность к освобождению разума от слепой воли; тогда человек придет к убеждению, что лучше если бы мир перестал существовать, что избавление он получит, когда наступит конец мира.
Один из самых реакционных философов Ф. Ницше, развивая мысль Шопенгауэра, что «мир есть воля»,—сущность жизни человека видел в безудержной воле «избранных господ» к власти. Проповедуя зоологический индивидуализм и аморализм, он думал, что возвышает свой идеал «сверхчеловека»; однако фактически Ницше низводил человека до уровня хищных животных с их звериными жестокими инстинктами. Он полностью отрицал роль разума и науки и опирался на учение бессознательного волюнтаризма Шопенгауэра. В последующем архиреакционные взгляды Ницше так понравились германским фашистам, что они провозгласили его одним из своих идеологов.
Одна из реакционных философских школ интуитивизма, возглавляемая А. Бергсоном, выдвинула особый род познания — интуицию, осуществляемую через «подсознание». Согласно этой теории, сознание человека включает в себя интеллект и инстинкт. Функции интеллекта направлены лишь на реализацию действий, а подлинное понимание истины, сущности вещей возможно не путем рациональной переработки чувственных данных, а с помощью инстинктивного подсознательного чувствования, мистического озарения, наития. Бергсон, пытавшийся теоретически подкрепить в биологии витализм, в своих рассуждениях в, овсе не оригинален: подобные мистические взгляды высказывали еще теологи средневекового христианства. Глубокую порочность интуитивизма разоблачали в своих трудах Плеханов, Мечников и Тимирязев.
Психоаналитическое направление зародилось в конце прошлого столетия в процессе гипнотерапевтических исследований Фрейда и Брейера в венской клинике. Этот период в психоневрологии характеризовался разочарованием в поисках непосредственно морфологического субстрата отдельных психических функций и неудовлетворенностью формализмом ассоциативной психологии. Вновь оживлялись идеи Шопенгауэра, Гартмана и Ницше. Повышался интерес к изучению психологического содержания личности, поиски направлялись в сторону исследования биологических глубин и мотивов поведения ее. В основе психики человека Фрейд видел два типа биологических влечений — эротическое и влечение к смерти. Они служат соматической базой принципа удовольствия. Помимо этого, личность руководствуется в своем поведении и социально обусловленным, разумным этическим принципом реальности. Стихийные, безличные, бессознательные влечения первобытного характера, называемые Фрейдом «оно», находятся в постоянной борьбе с социальным сознательным принципом реальности, или «я», который постоянно пытается вытеснять эти влечения.
Однако слепая, консервативная, бессознательная сфера является непреодолимой силой, руководящей сознательными процессами. Таким образом, психоанализ учит, что всякое проявление сознательного поведения человека; является средством обслуживания потребностей бессознательных влечений. Исходя из этих положений, Фрейд пытается построить свою социологическую концепцию.
В течение ряда лет вокруг фрейдизма происходила ожесточенная дискуссия. Против него выступали крупнейшие ученые—И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, В. П. Осипов, Я- А. Анфимов, В. А. Гиляровский, Крепелин, Бумке и др. Ряд его прежних сторонников — Адлер, Юнг, Ште-кель и др.—отступились от психоанализа, однако развили свои концепции, сходные с ним. Другие его последователи — Блейлер, Шильдер, Кан, Гофман и др.— развивали его принципы в различных областях психиатрии. В Советском Союзе учение Фрейда встретило определенное сочувствие со стороны отдельных психиатров — Каннабиха, Фридмана, Залкинда, Внукова и др.
Интересно отметить попытку Шильдер а и Кречмера внести отдельные положения психоанализа в теорию В. Вундта о сферическом поле сознания. Они полагают, что в отдаленных концентрических сферах поля сознания имеются явления не только интеллектуального характера в виде расплывчатых смутных представлений, но и аффективные влечения, обладающие сильным влиянием на сознание. В этой краевой зоне, по Шильдеру„ находится сфера психически-бессознательного, что оказывает мощное воздействие на личность и ее поведение. Этим механизмом Шильдер пытается объяснить некоторые невротические и психотические клинические состояния.
Кречмер в своей «Медицинской психологии» также придает решающее значение аффективной жизни и влечениям в развитии личности. Подобно Шильдеру, Кречмер в краевой зоне ниже порога сознания помещает так называемые гипобулические и гипоноические механизмы сферы бессознательного с их инстинктивно-рефлекторными, кататимными и филогенетически архаическими реакциями, которые обнаруживаются при нервных и психических расстройствах.
Ряд авторов рассматривает понятие бессознательного в аспекте возникновения психических автоматизмов. Так, например, П. Жане наблюдал проявления подсознательных механизмов при клинических картинах нарушения сознания при сомнамбулизме, каталепсии. На основании изучения патологии сознания Жане различает как бы два этажа психической деятельности человека — низший подсознательный и высший сознательный, волевой. Если у больных автоматические подсознательные явления занимают все поле сознания, то у здоровых автоматизмы замаскированы более сложными высшими проявлениями сознания.
Манасеина в своей книге «О сознании» резонно указывает, что было бы совершенно ошибочно «признавать область бессознательной душевной жизни за что-то независимое от сознания или чуждое ему». По ее мнению, в мозге беспрерывно совершаются превращения сознательно приобретаемого психического содержания в бессознательно и автоматически текущие процессы, утилизируемые сознанием. Манасеина считает весьма важным то, что только путем этого «превращения произвольных сознательных актов в непроизвольные, автоматические и бессознательные может совершаться прогрессивное развитие человеческого сознания».
Далее Манасеина делает правильный вывод, что хотя и нельзя отождествлять всякое психическое явление с сознательным психическим процессам, однако нужно полагать, что всякий впервые возникший психический акт был сознательным, а затем он может становиться автоматизированным, бессознательным. Однако Манасеина, по-видимому, не учитывает, что при норме автоматизированные акты, одновременно регулируемые сознанием, уже не могут быть бессознательными.
Существует и друг. ой взгляд о том, что в сфере психически-бессознательной наблюдаются явления творческой переработки изучаемого материала, который затем внезапно интуитивно всплывает в поле ясного сознания в виде готового решения задачи, научного открытия ученого либо творческого замысла художника.
Представить себе внезапное разрешение наяву либо во сне творческих задач в голове ученого или художника путем неожиданного озарения, наития без предварительной длительной сознательной теоретической и практической работы, это значит согласиться с существованием у человека всяких мистических, иррациональных способностей. Именно такова позиция субъективистского направления интуитивизма.
Приведенные нами взгляды о бессознательном в философии, психологии и психопатологии как об основном двигателе поведения личности решительно отвергаются материалистической психологией. Дело в том, что возникновение любого психического содержания, адекватного действительности и прошлому опыту, в голове здорового бодрствующего человека, имеющего возможность реализовать его в своих действиях, уже говорит о наличии сознательного характера психического процесса.
Бессознательные состояния с угашением различной длительности и глубины всякого психического содержания, конечно, наблюдаются в клинической практике в виде обморочных, сомнолентных, сопорозных и коматозных состояний. Нередко встречаются также нарушения сознания в виде транса, сомнамбулизма и других типов сумеречных состояний с явлениями автоматизированных действий; однако данное проявление патологии сознания с автоматизмами обнаруживается в результате болезненного искажения предшествующего приобретенного опыта сознательной жизни.
Если автоматизированные психические процессы в норме совершаются при наличии доминирующей регуляции сознания, то в патологии они лишаются в различной степени этой высшей регуляции. Это и дает возможность говорить о бессознательном характере автоматизмов в патологии душевной жизни. В научном и художественном творчестве интуиция, конечно, играет значительную роль, однако она вовсе не априорна, наоборот, она апостериорна. Внезапный синтез мыслей, возникновение новых идей в голове ученого или художника, отнюдь, не является неожиданным для него. Этот долгожданный синтез он, несомненно, выстрадал и рождал в муках тяжелого сознательного творческого труда.
В произведениях классиков марксизма-ленинизма также применяется термин «бессознательное». Но это вовсе не понятие психически-бессознательного. Термин бессознательное — применяется ими в отношении хотя и сознательно действующих людей, но еще не понимающих ни отдаленных целей, которые ими реализуются, ни объективных причин и результатов, которые вызываются в процессе их личной и общественной деятельности.
Понятие психически-бессознательного умело использовано идеалистическими направлениями в демагогических целях: их хитроумные доказательства в пользу мистики бессознательного имеют цель, во-первых, оторвать психическое содержание сознания от конкретного его физического носителя — человека, во-вторых, оторвать его от объективной социальной действительности и, в-третьих, отвергнуть наличие отражательной способности головного мозга.
в сознании и без сознания | Journal Psyche
Архив тегов: сознательное и бессознательное
Слова для размышления, когда мы готовимся ближе познакомиться с уникальным взглядом Карла Юнга на состояние человека, выраженным в Процессе Индивидуации Юнга . Подобные начинания были в умах Фрейда, Роджерса, Адлера и других основоположников современной психологии. Каждая из этих теорий предлагает уникальный взгляд на человеческую личность.
Представлен обзор мышления того, что мы сегодня называем классическими школами психологии . Все эти школы мысли или психологические теории были разработаны в первой половине -го -го века. У большинства этих теорий была общая парадигма, которая представляет собой многоуровневое представление о человеческом разуме.
Эта парадигма включает в себя давнее признание сознательного/подсознательного мира, работающего внутри нас. В дополнение к общей парадигме методология, используемая этими психологами, включает в себя в той или иной степени как научные исследования, так и практический опыт. Результаты объединения их теорий скорее аддитивны, чем меняют парадигму.
На этом фоне мы входим в мир швейцарского психиатра/психотерапевта Карла Юнга. Он наиболее известен своей работой в области развития аналитической психологии. Мы увидим, что концепция Индивидуации занимает центральное место в аналитической психологии Юнга. Согласно Юнгу, именно индивидуация является центральным процессом человеческого развития. Хотя индивидуация стала достоянием мира психологии, стоит отметить, что Юнг намеревался сделать ее чем-то большим. Для него оно охватывает философские, мистические и духовные области человеческого бытия.
Само слово имеет корни, восходящие к 1600-м годам, когда оно использовалось для обозначения человека как человека или индивидуума . Здесь Юнг снова применил еще один элемент классической психологической парадигмы; свобода переименовывать и переопределять в ограниченных пределах те термины, которые относятся к данной работе.
В самом широком смысле индивидуация может быть определена как достижение самоактуализации посредством процесса интеграции сознательного и бессознательного . Опять же, любое точное понимание Юнга должно исходить от него.
Продолжить чтение…
В то время как некоторые сомневаются в его существовании для других, бессознательный ум считается краеугольным камнем психоаналитического процесса. В бессознательном уме находятся процессы, которые, как считается, происходят автоматически в уме. По определению использование термина «бессознательное» приостанавливает интроспекцию о них, в то же время включая связанное поведение, мыслительные процессы, память, аффект и мотивацию.
Большая часть современных эмпирических исследований бессознательного, или автоматических мыслей, убедительно свидетельствует о том, что такие теоретики, как Фрейд, Шеллинг и Кольридж, правильно включили этот феномен в аналитический лексикон.
Этимология
С именами мыслителей более современной эпохи, связанными с его идеологией, было бы легко упустить из виду важность идеи бессознательного для взглядов на мир, которых придерживается большая часть человечества. Для некоторых культур она служила способом объяснения древних представлений об искушении, божественном вдохновении и преобладающей роли богов в воздействии на мотивы, действия. злые, дурные сны или другие жизненные катастрофы.
В индуистских текстах можно найти опыт бессознательного, датируемый периодом между 2500 и 600 г. до н.э. Какое бы название она ни носила, идея невысказанных мыслей как составной части функций разума продолжает оставаться важной в психоаналитическом мире.
Определение
В 21 -м -м веке любое определение бессознательного должно опираться на язык и, в частности, на метафору, чтобы быть верным. Существует так много слов и фраз, взаимозаменяемых с бессознательным умом, что можно легко потерять след того, о чем идет речь. Среди этих слов и словосочетаний:
- Подсознание
- Автоматическое
- Инстинктивное
- Интуитивное
- Ид
- Непроизвольное
Не менее важно различать бессознательные процессы (психоаналитические стимулы) и бессознательное (реакция на эти стимулы). Недавние исследования, кажется, подтверждают, что, хотя бессознательные процессы происходят так, как будто они происходят в вакууме, человеческая реакция на них измерима и реальна. Как это объясняется? Рассмотрим эти три подхода.
Продолжить чтение…
Понимание человеческого разума лежит в основе психоаналитической теории. С момента введения теории Зигмунда Фрейда в начале 1900-х годов и, несмотря на многие успехи в изучении психоаналитической теории, основные мысли Фрейда сохраняют сильное влияние на формирование взглядов на теорию человеческого разума.
В центре теории Фрейда находятся психопатологии, которые приводят к психическим заболеваниям у субъекта. Это предположение Фрейда о том, что в человеческом разуме содержится три уровня осознания или сознания. Именно введение этих психопатологий влияет на людей, поэтому требуется больше, чем просто говорить о них. Эффективным лечением этих глубоко укоренившихся психопатологий является психоанализ.
На приведенной ниже иллюстрации показано деление Фрейдом этих трех уровней и предполагаемое использование каждого уровня. Это сознательное, подсознательное и бессознательное. Работая вместе, они создают нашу реальность.
Хотя признание психоаналитической теории Фрейда со временем то уменьшалось, то мало кто из профессионалов предложил бы отвергнуть ее. Внутри него находится модель или концепция, выдержавшая множество испытаний временем.
Этимология
Происхождение значения разума имеет долгую и богатую историю. В отличие от многих других слов и фраз, для его использования не дается четкой эволюции. Его значение больше зависело от контекста его использования, чем от какого-либо отдельного значения.
Если философ говорит о разуме, то он вполне может означать личность, личность и воспоминания. Для религиозного разум вмещает дух, осознание Бога, или для ученого разум является генератором идей и мыслей. Разум нес с собой множество разнообразных ярлыков. В его младенчестве ссылки на разум действительно были метафорическими.
Только в 14 -м -м и 15-м -м -м веках постепенно развивалось обобщение ума , включающее все умственные способности, мышление, волю, чувство и память.
В конце 19-го и начале 20-го века психология выдвинулась на первый план как уважаемая наука. В немалой степени благодаря работам Фрейда и других укрепилось популярное внимание к человеческому разуму, его роли в науках о поведении и вопросу о разуме и теле. Сегодня понятие разума и его функций почти всегда обсуждается с научной точки зрения.
Продолжить чтение…
Пристегните ремень безопасности и присоединяйтесь ко мне в нашем путешествии по истории психологии. Я провел более трех десятилетий в качестве клинициста, исследователя и педагога. В рамках моего постоянного профессионального интереса к психическому здоровью или, как его сегодня часто называют поведенческим здоровьем, я изучил историю, современную работу и внедрение перспективных подходов. Стало очевидным, что область психологии имеет три различные эпохи.
Досовременная психология : Эта эпоха возвращает нас на много веков назад, во времена, когда психология рассматривалась как философия, а не как наука. Переход от премодерна к модерну происходил медленно, но он произошел.
Современная психология : В конце 19 -го -го века этот переход от досовременной психологии к современной зажил своей собственной жизнью. Скорость, с которой произошло это изменение, была драматической. Была дана печать одобрения перехода психологии из философии в науку. Вместе с этим пришла надежда на обеспечение более значимой жизни тех, кто страдает умственными недостатками.
Постмодернистская психология : С новыми теориями, энергией и видением в психологическом сообществе были те, кто искал ясности в том, что происходило до них. В частности, это был поиск и исследование более комплексного понимания человеческого разума, чем те, которые предлагал Фрейд и другие, остававшиеся приверженными психоаналитическому взгляду на разум.
Продолжить чтение…
Сознание/Бессознательное/Непонятое | AdlerPedia
Примечание. Номера страниц, заключенные в скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: Систематическое изложение отрывков из его сочинений. (Х.Л. и Р.Р. Ансбахер, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.
Адлер отошел от других теоретиков в отношении понятий «бессознательного» и «сознания», утверждая, что «бессознательное есть не что иное, как то, что мы не в состоянии сформулировать в ясных понятиях» (стр. 232). Он интерпретировал неизвестную мотивацию как материал, еще не понятый («непонятый»), когда понимание не было необходимо для движения человека. В этот материал включены основные убеждения, предубеждения и ориентиры, сформированные в раннем детстве, полезные в качестве основы для предпочтений и готового выбора вместе с фундаментальной ориентацией на личную цель успеха. Непонятое (прилагательное) Адлера противопоставляется гипотезе Фрейда о бессознательном (существительное), рассматриваемом как вместилище предосудительных и настолько невыразимых мыслей, импульсов и намерений, которые «эго» остерегается признавать. Для Адлера непонятый материал соответствует индивидуальному стилю жизни, выраженному в мыслях, чувствах и действиях.
Бессознательное есть не что иное, как то, что мы не смогли сформулировать в четких понятиях. Дело не в понятиях, скрывающихся в каких-то бессознательных или подсознательных уголках нашего разума, а в частях нашего сознания, значение которых мы не вполне поняли (стр. 232-233).
Там, где сознание становится необходимым как средство жизни, как гарантия единства Я и Я-идеала, оно появляется в надлежащей форме и степени (стр. 233).
Биологическое значение сознания, как и бессознательного, заключается в том факте, что эти состояния позволяют действовать в соответствии с последовательно ориентированным жизненным планом [образом жизни] (стр. 233).
Общечеловеческое явление – отбрасывать мысли, стоящие на нашем пути, и принимать те, которые укрепляют нашу позицию. . . . Осознается то, что продвигает нас вперед, и остается бессознательным то, что могло бы помешать нашей аргументации (стр. 233).
Часть ментальной жизни. .