13. Сознание и бессознательное
Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.
Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях.
Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном. Сознание – идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразовании действительности.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.
Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.
Так называемые автоматизмы могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, рутинные трудовые операции и т.п.
Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.
Философия бессознательного была развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь З. Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение. Они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.
Согласно Фрейду, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. Здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром. Здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» – инстанция, олицетворяющая собой установки общества.
Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.
Маркс:бессознательное имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку. Необходимо освобождение всего общества.
Фрейд: «Оно» – бессознательное. Этой силой управляет либидо. «Сверх-Я» – общественные нормы. Необходима постоянная работа по превращению «Оно» в «Я», освобождение от давления стихии бессознательного. Необходимо усилить «Сверх-Я».
Сознательное и бессознательное
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях.
Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, — это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, — это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.
Психоанализ — общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З.Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.
Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» — психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов — табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному) , то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.
Психоанализ
- «Оно»
- «Сверх-Я» (Супер-эго)
- Альфред Адлер
- Анаклизия
- Анальная стадия психосексуального развития
- Анальный характер
- Бессознательные и подсознательные идеи
- В чем успех психоанализа?
- Влечение к жизни
- Влечение к смерти
- … и другое
Разница между сознанием и бессознательным
Автор: Admin
Сознательное и бессознательное
Существует ряд различий между Сознанием и Бессознательным. Сознательный должен быть осознанным, преднамеренным и отзывчивым. Бессознательное, с другой стороны, относится к тому, чтобы не осознавать или выполнять что-то, не осознавая этого. Существование бессознательного разума было признано тысячи лет назад многими цивилизациями, особенно индусами, и подробно описано в их священных текстах, называемых «Ведами». Бессознательный ум полностью отличается от нашего сознательного разума. Он не воспринимает события как хорошие, плохие или безразличные, как это делает сознательный разум. Сознание ослеплено нашими интерпретациями добра и зла. Наши суждения и жесткие системы отсчета делают его необъективным и предвзятым. Именно это создает нам проблемы. Об этом и многих других различиях между сознательным и бессознательным и пойдет речь в этой статье.
Что такое Сознание?
Сознательный разум логичен и рационален. Реагирует на разные жизненные ситуации. Здесь следует помнить, что сознательный ум не знает о присутствии бессознательного, но бессознательный ум очень хорошо осведомлен о сознании. Мы учимся так много вещей и навыков через наш сознательный разум. Однако сознательный ум не может запомнить все эти вещи, и многие из этих вещей переносятся в бессознательное. Еще один удивительный факт заключается в том, что наши эмоции приписываются бессознательному. Он воспринимает события и рисует их картину в нашем сознании. Это означает, что все наши чувства являются результатом нашего сознательного ума. Таким образом, мы можем научиться решать многие из наших эмоциональных проблем, тренируя наш сознательный разум думать по-другому.
Что такое бессознательное?
Великие деятели мира освободили свой разум от суждений и предубеждений. Они видят вещи такими, какие они есть, не вынося никаких суждений. Эти люди научились использовать потенциал своего подсознания и были известны как творческие люди. Бессознательный ум не реагирует так, как сознательный, и воспринимает только то, что происходит за пределами сознательного разума. Бессознательное предпочитает оставаться свободным и работает без вашего ведома. Невербальное общение происходит даже раньше, чем вербальное общение. Наше бессознательное распознает улыбающееся лицо и вызывает улыбку в сознании. Бессознательный ум является спонтанным и интуитивным. Большинство предметов, которые мы изучаем, являются результатом нашего бессознательного, поскольку сознательному уму трудно понять глубокие теории. Например, кажется, что научиться кататься на велосипеде достаточно просто. Но большая часть обучения осуществляется бессознательным умом, поскольку сознательный ум не способен отслеживать балансировку, поддерживать координацию рук и глаз и одновременно смотреть на препятствия. Искусство езды на велосипеде, как только мы овладеваем им, переносится в бессознательное. Видно, что многие люди, которые не катались на велосипеде 40-50 лет своей жизни, могли легко сделать это даже на дальнем конце своей жизни. Это было возможно, поскольку их бессознательный разум хранил все знания. Физиологические реакции различных частей тела слишком сложны, чтобы наш сознательный разум мог их отслеживать. Наше бессознательное регулирует все такие системы, как нервная система, система кровообращения, дыхательная система, мочевая система, репродуктивная система и так далее.
В чем разница между сознательным и бессознательным?
- Сознание последовательно и логично, а бессознательное спонтанно и мгновенно обрабатывает информацию.
- Подсознание способно к многозадачности, в то время как сознание не имеет этой способности.
- Подсознание может создавать ассоциации и связи между многими мыслями и идеями, в то время как сознание линейно и мыслит с точки зрения причин и следствий.
- Подсознание знает почему, в то время как сознание ищет почему.
- Бессознательный разум воспринимает и чувствует, в то время как сознательный разум занимается интеллектуальным мышлением
- Пока сознание работает в бодрствующем состоянии, бессознательное связано со снами, размышлениями, медитацией и сном.
- Сознание должно прилагать усилия, чтобы двигать части вашего тела, в то время как бессознательное делает это непроизвольно.
Изображение предоставлено:
1.800px-Census-reading-hi [общественное достояние], через Wikimedia Commons
2.Dreaming_of_Sugar_Plums, автор Клемент С. Мур (1779-1863), издательство Charles E. Graham & Co. [общественное достояние], через Wikimedia Commons
Изучение сознания и подсознания
Вы сидите дома, работаешь за ноутбуком и вдруг слышишь, как выключается холодильник. Прежде чем вы заметили его внезапную тишину, вы осознавали, что он включен?
Такого рода вопрос о природе сознания разделял философов науки почти три десятилетия. Один лагерь говорит: «Да, перцептивное (или феноменальное) сознание гораздо богаче того, что мы можем сообщить другим или самим себе». Другая сторона утверждает: «Нет, вы ничего не знали, пока вам не предложили подумать (или получить доступ) к этому опыту. Мало того, идея сознания, отделенного от когнитивной функции, выходит за рамки научной проверки 9.0046 . »
Лара Крисст, докторант психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, говорит, что она еще не решила, какая сторона правильная в отношении человеческого сознания, но добавила: «Я думаю, что это можно исследовать с научной точки зрения». Крист делает именно это, проводя ряд экспериментов в Центре изучения разума и мозга Калифорнийского университета в Дэвисе при поддержке гранта в размере 30 000 долларов от Фонда Джона Темплтона.
«Для аспиранта необычно получать исследовательский грант, а история, стоящая за этим, еще более необычна», — сказал Стивен Лак, заслуженный профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, который курирует работу Крисста в его Лаборатории фундаментальной и трансляционной когнитивной нейронауки. .
Основываясь на классическом исследованииИсследовательский проект Криста вырос из интенсивного семинара в Университете Дьюка, который объединяет ученых и философов, чтобы лучше понять природу сознания.
В рамках приема на семинар — Летние семинары по неврологии и философии — Крисст предложил эксперименты для проверки конкурирующих моделей зрительного восприятия. В конце двухнедельного семинара она подала заявку на грант, и ее проект стал одним из шести, выбранных для финансирования.
Крист сказала, что обдумывала этот аргумент почти 10 лет, с тех пор как она изучала философию в Калифорнийском университете в Беркли. (Она также имеет степень магистра психологии Университета штата Сан-Франциско). Тест Сперлинга, в котором участников просили вспомнить ряды букв, кратко мелькающих на экране, стал центральным предметом дебатов о феноменальном сознании и доступе к сознанию.
В 1960 году когнитивный психолог Джордж Сперлинг продемонстрировал существование иконической памяти, используя визуальные тесты с рядами букв, показанные в этом видео.В исследовании Сперлинга участникам показывали ряды из 12 букв алфавита в течение 50 миллисекунд, а затем просили вспомнить как можно больше букв и их местонахождение. Как правило, они могли определить от трех до пяти букв, что позволяет предположить, что это была способность иконической памяти.
Однако, когда участникам предлагалось вспомнить один из трех рядов из четырех букв, участники в среднем могли назвать их все. «Те, кто поддерживает диссоциативные теории — что существует феноменальное сознание, а не доступное сознание, — утверждают, что вы изначально знали обо всех 12 буквах», — сказал Крисст. «Они просто переполнили ваш доступ к ним. Лагерь доступа — те, кто утверждает, что сознание приравнивается к доступности — скажут: «Нет, изначально вы никогда не знали обо всех 12 пунктах». Возможно, вы обрабатывали их бессознательно. Но пост-кий позволил вам получить к ним доступ’» 9.0005
Анализ активности мозгаЭксперименты Криста состоят из двух частей. В одном она показывает участникам цветные квадраты — до 180 возможных значений цвета — в круглом пространстве. После задержки до 500 миллисекунд участников просят определить на компьютере цвета, которые они помнят.
Во втором тесте участники надевают шапочки для электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которые измеряют электрическую активность в их мозгу, когда они просматривают набор букв и получают сигнал сообщить об увиденном.
Используя передовые методы нейронного декодирования, Крист и его сотрудники сделали следующие предсказания: «В диссоциативных теориях мы ожидаем, что активность мозга будет выглядеть одинаково до и после сигнала. В теориях, основанных только на доступе, мы ожидаем, что декодируемая мозговая активность увеличится после сигнала».
Она собрала некоторые предварительные данные, но еще недостаточно, чтобы сделать выводы.
сотрудничество, сформированное на летнем семинаре с двумя философами разума — Треем Буном из Университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина, и Херардо Вьера из Университета Шеффилда в Англии — и аспиранткой-неврологом Дженнифер Ли из Нью-Йоркского университета9.