13. Деятельность и сознательное поведение: критерии различий.
Сознательная деятельность человека гораздо отличается от индивидуально изменчивого поведения животных, по основным особенностям. Эти отличия сознательной деятельности человека можно отнести к трем основным чертам, противоположным поведению животного.
Первая особенность – сознательная деятельность человека может быть не связана с биологическими мотивами. В деятельности человека присутствуют сложные потребности, которые называют «высшие», или «духовные», к ним отнесем познавательные потребности, которые толкают человека на получение новых знаний, потребность в общении, потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т.д. Часто встречается ситуация, в которой сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, а также входит в конфликт с ними, подавляя их. Вторая особенность, в отличие от поведения животного, может не определиться наглядными впечатлениями, полученными от среды, либо следами непосредственного индивидуального опыта.
Деятельность — эта специфически человеческая целенаправленная активность, развивающаяся во времени, социальна, т. е. вызывается общественно значимыми целями, подчинена общественным нормам и корректируется ими, конституируется общественными средствами и орудиями.
Единицами анализа деятельности является: цель, действие и стимул.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие цели также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ «потребного будущего» по Н. А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма.
Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата.
Стимул— воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии понятие «стимул» тождественно понятию раздражения.Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения. В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.
пять предписаний.. Путь с сердцем
Сознательное поведение: пять предписаний.
Чтобы расширить понимание и сострадание, наше действие должно находиться в гармонии с этими древними законами сознательного поведения. В лагерях камбоджийских беженцев я видел один из самых ярких примеров демонстрации этих законов; одни эти законы являют собой основу сознательной духовной жизни, и следование им и их утончение при любых обстоятельствах само является практикой, ведущей к освобождению всех живых существ. Я оказался в лагере вместе со своим другом и учителем Махагхошанандой, необыкновенным камбоджийским монахом, одним из немногих выживших, когда он открывал буддийский храм в бесплодном лагере беженцев-коммунистов «Красных кхмеров». Здесь было пятьдесят тысяч деревенских жителей, которые стали коммунистами под дулами ружей, а теперь бежали, спасаясь от гибели, и оказались в лагерях на границе Таиланда. В этом лагере подпольное руководство лагерной организации «Красных кхмеров» угрожало смертью каждому, кто пойдёт в храм. И все же в день открытия на пыльной площади во время церемонии столпилось двадцать тысяч человек. Это были жалкие остатки семей – дядя с двумя племянницами, мать с единственным из трёх детей.
Школы были сожжены, деревни разрушены; почти в каждой семье были убитые и угнанные. И меня интересовало, что Махагхошананда скажет людям, столь жестоко пострадавшим от войны.Он начал свою службу традиционными песнопеньями, которыми деревенская жизнь была насыщена тысячу лет. Хотя последние восемь лет эти слова не произносились, а храмы были разрушены, они всё ещё оставались в сердцах этих людей, в чьей жизни оказалось так много печали и несправедливости, как нигде на земле. Затем Махагхошананда начал петь один из центральных стихов Будды; он пел сначала на пали, а затем на камбоджийском языке, продолжая снова и снова повторять нараспев слова:
«Ненависть никогда не прекращается ненавистью,
Она исцеляется одной лишь любовью –
Таков древний и вечный закон».
Когда он продолжал распевать эти стихи, тысячи людей пели их вместе с ним. Они пели и плакали. Это был поразительный момент; стало ясно, что выраженная в распеве истина даже более велика, чем их горести.
Каждая великая духовная традиция признаёт основные законы разумного и сознательного поведения человека и учит этим законам. Как бы они ни назывались, – добродетелями, правилами этики, моральным поведением или предписаниями, – они представляют собой нормы поведения такой жизни, которая не приносит вреда другим существам; они вносят в мир здравый смысл и свет. Каждый человек обладает способностью находить радость в добродетели, целостности и прямоте сердца. Когда мы проявляем заботу друг о друге, когда мы живём, не причиняя вреда другим существам, мы создаём свободу и счастье.
Буддийская практика требует принятия пяти основных предписаний в качестве минимальной преданности принципу непричинения вреда другим посредством речи и действий. Эти предписания регулярно повторяются, чтобы напоминать изучающим о приверженности им. Предписания таковы:
Я беру на себя обет воздерживаться от убийства живых существ и от причинения им вреда;
Я беру на себя обет воздерживаться от воровства и присвоения того, что мне не принадлежит;
Я беру на себя обет воздерживаться от причинения вреда вследствие неправильного сексуального поведения;
Я беру на себя обет воздерживаться от лживой речи, от вредоносной речи, от сплетен и злословия;
Я беру на себя обет воздерживаться от злоупотребления опьяняющими веществами, такими как алкоголь или наркотики, которые бывают причиной беззаботности и утраты осознания.
Положительная сила добродетели огромна. Когда мы живём, не согласуя жизнь с этими предписаниями, говорят, что мы живём подобно диким зверям; без них вся прочая духовная практика оказывается подложной. Представьте себе, что вы пытаетесь сидеть и медитировать после дня лжи и воровства. Затем вообразите, насколько иным был бы этот мир, если бы каждый человек соблюдал хоть одно предписание – не убивать, не лгать или не воровать. Поистине мы создали бы новый мировой порядок.
Эти простые поучения являют собой совершенный способ воплотить в действие практику, расширить круг своего понимания и сострадания и распространить его на окружающий мир. Следовать этим предписаниям – значит воспитывать своё внимание и уважение. Чтобы избегать причинения вреда другим существам, требуются внимание и заботливость. Предписания явственно сигнализируют нам, когда мы оказываемся близки к тому, чтобы сбиться с пути, когда страхи и заблуждения опутывают нас до такой степени, что мы можем причинить вред кому-то другому. Буддийские монахи следуют не только пяти этим правилам, но также и нескольким сотням воспитательных предписаний; из этой практики возникают острая внимательность и уважение – в речи, во внешнем поведении, в действии.
Основные предписания не пассивны. Они могут активно выражаться сострадательным сердцем в нашей жизни. Отказ от убийства может перерасти в почитание жизни, в охранительную заботу обо всех живых существах, которые разделяют с нами жизнь. Отказ от воровства может стать разумной основой экологии, почтительного отношения к ограниченным ресурсам земли и активного поиска образа жизни и работы, дающего возможность поделиться своим благословением со всем миром. Из этого духа может прийти жизнь естественной и целительной простоты. Из отказа от лжи мы можем развить свой голос, выражающий сострадание, понимание и справедливость. Из невредящей сексуальности наши самые близкие отношения также могут выражать любовь, радость и нежность. Из отказа от злоупотребления опьяняющими веществами и отказа от невнимательности мы можем развить дух стремления жить самой пробуждённой и сознательной жизнью при всех обстоятельствах.
Сначала предписания – это практика. Потом они становятся необходимостью, а в конце – радостью. Когда наше сердце пробуждено, они самопроизвольно озаряют наш путь в этом мире. Это называется «сияющей добродетелью». Того, кто говорит правду, кто постоянно действует с состраданием ко всем существам, даже в великих затруднениях, – его окружает свет, который становится виден всем окружающим. Его аромат восходит к божествам, куда не доходят благовония. Известный психолог Виктор Фрэнкл так писал об этой силе:
«Те из нас, кто пережили концентрационные лагеря, могут весьма явственно припомнить мужчин и женщин, которые проходили через наши бараки, утешая нуждающихся в утешении и отдавая свой последний кусок хлеба. Их могло быть немного; но они являют собой свидетельство возможностей человеческого духа».
Внутри каждого из нас существует этот дух – иногда он скрыт, иногда более доступен. Этот свет, и это великодушие, и этот мир – наш величайший дар земле. Расширяя свою практику, мы становимся центром некоторого крута, подобно камню брошенному в пруд: он мягко опускается на дно, тогда как вызванная им рябь движется во все стороны и касается каждого берега. Как центр круга, мы становимся мирными внутри самих себя и приносим этот внутренний мир другим людям, какие бы жизненные перемены нас ни встречали. Судзуки-роси говорит: «Найти совершенное– спокойствие среди перемен – значит оказаться в нирване».
4. Бессознательное и сознательное
4. Бессознательное и сознательное С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существования человека.На протяжении длительного времени в
Пять пальцев, пять подсказчиков
Пять пальцев, пять подсказчиков И наверное, последняя полезная привычка, которая подготовит успешное выполнение всех ваших планов. Это метод «Пять пальцев» – удобный метод подведения итогов дня. Замысел его принадлежит известному бизнес-тренеру Бодо Шеферу, мы
2. Парадигмы как наборы предписаний для научной группы
2. Парадигмы как наборы предписаний для научной группы Вернёмся теперь к парадигмам и выясним, чт? могут они представлять собой. Это наиболее важный и в то же время неясный вопрос из числа оставшихся не решёнными в первом издании. Один благосклонный читатель, который
Сознательное и подсознательное
Сознательное и подсознательное Этот человек был одновременно и бизнесменом, и политическим деятелем, очень успешным и там, и тут. С улыбкой говорил, что бизнес и политика составляли отличную комбинацию. И в то же самое время он был искренним человеком, немного странным и
Шлока (3) ИЗ ЛУЧЕЗАРНОСТИ СВЕТА — ЛУЧА ВЕЧНОЙ ТЬМЫ — УСТРЕМИЛИСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭНЕРГИИ (Дхиан-Коганы), ВНОВЬ ПРОБУЖДЕННЫЕ: ЕДИНЫЙ ИЗ ЯЙЦА, ШЕСТЬ И ПЯТЬ; ЗАТЕМ ТРИ, ОДИН, ЧЕТЫРЕ, ОДИН, ПЯТЬ — ДВАЖДЫ СЕМЬ, СУММА ВСЕГО.
И ЭТИ СУТЬ ЕСТЕСТВА, ПЛАМЕНА, НАЧАЛА, СТРОИТЕЛИ, ЧИСЛА, АРУПА (не имеющие форм), РШлока (3) ИЗ ЛУЧЕЗАРНОСТИ СВЕТА — ЛУЧА ВЕЧНОЙ ТЬМЫ — УСТРЕМИЛИСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭНЕРГИИ (Дхиан-Коганы), ВНОВЬ ПРОБУЖДЕННЫЕ: ЕДИНЫЙ ИЗ ЯЙЦА, ШЕСТЬ И ПЯТЬ; ЗАТЕМ ТРИ, ОДИН, ЧЕТЫРЕ, ОДИН, ПЯТЬ — ДВАЖДЫ СЕМЬ, СУММА ВСЕГО. И ЭТИ СУТЬ ЕСТЕСТВА, ПЛАМЕНА, НАЧАЛА, СТРОИТЕЛИ, ЧИСЛА, АРУПА
Сознательное Я
Сознательное Я Сознательное Я является центром логического мышления, рассудка и распознавания — все это совершенно необходимо в нашей жизни. Его основные функции включают, помимо прочего, способность к сознательному изучению, которая позволяет нам приспосабливаться к
Сознательное Я всегда несчастливо
Сознательное Я всегда несчастливо Люди задают мне очень много общих вопросов, но основной интерес, который их переполняет, вертится вокруг собственной личности: «Как мне наладить свои отношения с окружающими?», «Какова ситуация с моей жизнью, с моей работой, в моей семье,
1.
3. Вычисление и сознательное мышление1.3. Вычисление и сознательное мышление В чем же здесь загвоздка? Неужели все дело лишь в вычислительных способностях, в скорости и точности работы, в объеме памяти или, быть может, в конкретном способе «связи» отдельных структурных элементов? С другой стороны, не может ли
7.11. Время и сознательное восприятие
7.11. Время и сознательное восприятие Вернемся к проблеме сознания. В конце концов, именно та роль, которую играет в восприятии математической истины сознание, и увлекла нас по странной дороге в не менее странное место, где мы сейчас стоим, озираясь по сторонам. Очевидно,
Сознательное невежество
Сознательное невежество У невежества в христианской жизни более сложное положение, ибо в христианстве сложилось два идеала, имеющих разное происхождение: идеал знания и идеал веры. С одной стороны, христианская вера, вера в Христа и религиозные догмы, провозглашалась
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ Он был одновременно бизнесмен и политик, причем преуспевая и в одном, и в другом. Он сказал с улыбкой, что бизнес-политика — отличная комбинация. Но он не был лишен и более серьезных интересов, хотя проявлялись они довольно странным
Сознательное и подсознательное
Сознательное и подсознательное Он был одновременно и бизнесменом, и политическим деятелем, и был очень успешен и там, и тут. Он говорил, смеясь, что бизнес и политика составляли отличную комбинацию. И в то же самое время он был искренним человеком, немного странным и
Принятие пяти предписаний: непричинение зла как дар этому миру.
Принятие пяти предписаний: непричинение зла как дар этому миру. Каждая великая духовная система предлагает руководящие принципы этического поведения как подтверждение того факта, что духовную жизнь нельзя отделять от наших слов и действий. Сознательная приверженность
Осознанные мысли вызывают поведение?
Обзор
. 2011;62:331-61.
doi: 10.1146/annurev.psych.093008.131126.
Рой Ф Баумайстер 1 , E J Masicampo, Kathleen D Vohs
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет штата Флорида, Таллахасси, Флорида 32306, США. [email protected]
- PMID: 21126180
- DOI: 10. 1146/annurev.psych.093008.131126
Обзор
Roy F Baumeister et al. Анну Рев Психол. 2011.
. 2011;62:331-61.
doi: 10.1146/annurev.psych.093008.131126.
Авторы
Рой Ф Баумайстер 1 , Э. Дж. Масикампо, Кэтлин Д. Восс
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет штата Флорида, Таллахасси, Флорида 32306, США. [email protected]
- PMID: 21126180
- DOI: 10. 1146/annurev.psych.093008.131126
Абстрактный
Повседневная интуиция предполагает полный сознательный контроль над поведением, но свидетельства бессознательной причинности и автоматизма поддерживают противоположное мнение, согласно которому сознательные мысли практически не влияют на поведение. Мы рассматриваем исследования со случайным распределением экспериментальных манипуляций с сознательным мышлением и поведенческими зависимыми показателями. Темы включают умственную практику и моделирование, ожидание, планирование, размышление и репетицию, рассуждение, контрпродуктивные эффекты, принятие точки зрения, самоутверждение, формирование, общение и подавление автоматических ответов. Доказательства сознательной причинности поведения являются глубокими, обширными, адаптивными, многогранными и эмпирически убедительными. Однако сознательная причинность часто бывает косвенной и отсроченной и зависит от взаимодействия с бессознательными процессами. Сознание кажется особенно полезным для того, чтобы позволить формировать поведение отсутствующими факторами и социальной и культурной информацией, а также для работы с множеством конкурирующих вариантов или импульсов. Вполне вероятно, что почти каждое человеческое поведение является результатом сочетания сознательной и бессознательной обработки.
Похожие статьи
Сознательное мышление предназначено для облегчения социальных и культурных взаимодействий: как ментальные симуляции служат интерфейсу животных и культуры.
Baumeister RF, Masicampo EJ. Баумайстер РФ и др. Psychol Rev. 2010 г., июль; 117 (3): 945-71. doi: 10.1037/a0019393. Психологическое издание 2010 г. PMID: 20658859
Сознательные мысли из рефлекторных процессов: новая экспериментальная парадигма исследования сознания.
Аллен А.К., Уилкинс К., Газзали А., Морселла Э. Аллен А.К. и соавт. Сознательное Познание. 2013 дек; 22(4):1318-31. doi: 10.1016/j.concog.2013.08.007. Epub 2013 20 сентября. Сознательное Познание. 2013. PMID: 24056177
Когнитивный стиль модулирует сознательное, но не бессознательное мышление: сравнение эффекта обдумывания без внимания в аналитике и холистах.
Чжоу Дж., Чжоу С., Ли Дж., Чжан М. Чжоу Дж. и др. Сознательное Познание. 2015 ноябрь;36:54-60. doi: 10.1016/j.concog.2015.05.018. Epub 2015 9 июня. Сознательное Познание. 2015. PMID: 26069938
Сознание, биология и квантовые гипотезы.
Баарс Б.Дж., Эдельман Д.Б. Баарс Б.Дж. и др. Phys Life Rev. 2012 Sep; 9 (3): 285-94. doi: 10.1016/j.plrev.2012.07.001. Epub 2012 10 июля. Phys Life Ред. 2012. PMID: 22925839 Обзор.
Системы привычек и непривычек для бессознательного и сознательного поведения: последствия для многозадачности.
Лисман Дж., Штернберг Э.Дж. Лисман Дж. и др. J Cogn Neurosci. 2013 фев; 25 (2): 273-83. дои: 10.1162/jocn_a_00319. Epub 2012 19 ноября. J Cogn Neurosci. 2013. PMID: 23163411 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Оценка основных переменных способности бизнес-менеджеров к интуитивному принятию решений: обзор и анализ.
Nuthall PL. Натал пл. Behav Sci (Базель). 2022 24 октября; 12 (11): 409. дои: 10.3390/bs12110409. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 36354386 Бесплатная статья ЧВК.
Создание вне работы на основе потребностей в различных сферах жизни и контекстах: тестирование нового концептуального и измерительного подхода.
Kujanpää M, Syrek C, Tay L, Kinnunen U, Mäkikangas A, Shimazu A, Wiese CW, Brauchli R, Bauer GF, Kerksieck P, Toyama H, de Bloom J. Kujanpää M, et al. Фронт Псих. 2022, 22 сентября; 13:959296. doi: 10.3389/fpsyg.2022.959296. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36211856 Бесплатная статья ЧВК.
Внимание и свобода воли в экспериментальной психологии: неожиданный анализ добровольного действия Уильяма Джеймса и Теодуля Рибо.
Пруст Дж. Пруст Дж. Integr Psychol Behav Sci. 2022 г., 23 сентября. doi: 10.1007/s12124-022-09728-x. Онлайн перед печатью. Integr Psychol Behav Sci. 2022. PMID: 36149626
Самоконтроль как концептуальная основа для понимания и поддержки людей, употребляющих наркотики во время секса.
Platteau T, Florence E, de Wit JBF. Платто Т. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2022 15 июн;10:894415. doi: 10.3389/fpubh.2022.894415. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 35784207 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Улучшение терапии эннеаграммы с помощью современных исследований сознательного и бессознательного разума.
Кам С. Кам С. Integr Psychol Behav Sci. 6 апреля 2022 г. doi: 10.1007/s12124-022-09685-5. Онлайн перед печатью. Integr Psychol Behav Sci. 2022. PMID: 35381962
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- RL1 AA017541/AA/NIAAA NIH HHS/США
СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – МАРЦИО ЗАНАТО
Сознательное и произвольное поведение — это то, чем мы являемся, и четко указывает НАПРАВЛЕНИЕ , которое мы выбрали.
Но что такое поведение? Философ Ральф Уолдо Эмерсон отождествлял спонтанное поведение с душой человека: поведение — это способ признания того, кто он есть на самом деле. Поведение человека, как и других организмов, может быть обычным, необычным, приемлемым или неприемлемым. Мужчины оценивают приемлемость того или иного поведения с помощью социальных норм и регулируют поведение с помощью социального контроля.
Поведение – это способ действия и реакции объекта или организма, связанный с другими объектами, организмами или, в более общем смысле, с окружающей средой или взаимодействующий с ними.
Мы также можем определить его как адаптивную систему, которая позволяет нам производить ДЕЙСТВИЯ . Поведение человека может быть сознательным (связанным с типом личности или характера) или бессознательным (связанным с темпераментом), волевым или непроизвольным.
- Сознательное поведение основано на осознании. В психологии термин «осведомленность» означает восприятие и когнитивную реакцию животного при наступлении определенного состояния или события. Осознание не обязательно подразумевает понимание.
- Бессознательное поведение представляет собой то психическое измерение, содержащее мысли, эмоции, инстинкты, представления, поведенческие модели, часто лежащие в основе человеческих действий, но о которых субъект не знает (темперамент).
Под бессознательным Фрейд понимал комплекс процессов, содержаний и импульсов, не выходящих на поверхность сознания субъекта и потому не поддающихся рациональному контролю (под темпераментом мы понимаем совокупность врожденных склонностей, то есть генетически детерминированных, индивида, реагирующего на стимулы окружающей среды с определенными модальностями вместо других).
Произвольное, сознательное поведение можно «тренировать» и, следовательно, повысить его интенсивность. Эта простая концепция есть учение стоиков. Стоицизм зародился в Афинах, где Зено ди Чицио давал свои уроки, в районе фрескового портика агоры. В идеале стоиков господство над страстями позволяет духу достичь мудрости. Достижение успеха является индивидуальной задачей и проистекает из способности эссе избавиться от идей и условностей общества, в котором он жил, используя свой собственный разум и проверяя, что он может, начиная с произвольного поведения и, следовательно, действий.
Действия приводят к результатам и поэтому мы можем сказать, что достижение наших целей является свидетельством нашего сознательного и добровольного поведения, представляющего наш характер.