Способ запоминания информации – ТОП-30 советов по быстрому и надежному запоминанию любой информации!

Содержание

Как лучше запоминать информацию | Как быстро выучить наизусть

На протяжении всей жизни мы воспринимаем очень много информации, мы учим стихи, познаем новые языки, разбираемся в формулах и теоремах. А все благодаря чему? Благодаря нашей памяти! Мозг – это орган, который необходимо постоянно тренировать и развивать, тогда все, что Вы воспринимаете, будет надежно закреплено в памяти.

Так, существует несколько способов, которые расскажут, как лучше запоминать информацию, выучить большой объем в короткие сроки, научиться сохранять в памяти полученные сведения.

Зачем использовать методы запоминания?

Согласно словам экспертов, зубрение дат, фактов и любой другой информации ничего хорошего не принесет. Это не поможет никому стать умнее или выучить необходимые данные. Эти методы неэффективны, и они скорее будут мешать, нежели помогать нам. Именно поэтому ученные разработали более эффективные методики, благодаря которым можно «договориться» с памятью и получить хороший результат.

Можно научить свой мозг впитывать большой объем данных, как губка,быстро учить стихи наизусть, всегда блистать умом и быть на высоте. При этом сама методика запоминания не будет напрягать и казаться сложной.

Что ж, рассмотрим несколько приемов, которые помогут запомнить большой объем информации:

Мультисенсорное восприятие

Каждая личность по-разному реагирует на раздражители, именно благодаря им мы можем научиться воспринимать разную информацию. Так, мы, раздражая сенсоры на коже, чувствуем холод и тепло, повреждая рецепторы языка, можем ощущать вкус. Соответственно, чем больше чувств при восприятии мы задействуем, тем лучше запоминается материал. Например, если Вам нужно запомнить названия экзотических птиц, то лучше всего не только читать их наименование, но и смотреть картинку, а в идеале – найти в Интернете пение или посмотреть видео. А если получиться ее потрогать, то забыть вряд ли когда получится.

Презентация на тему:»Законы памяти»

Связывание с предметами искусства

Благодаря тому, что подсознание отлично стимулируется разнообразными предметами и произведениями искусства, можно замечательно учить и запоминать необходимое. Это будет происходить в том случае, когда факт, дата будет связана или с музыкальным  произведением, или скульптурой, или любым другим шедевром. Подсознание откроет специальный шлюз для того, чтобы запомнить эту информацию. Этому очень легко научиться.

Повторение перед и после сна

Недаром говорят, если положить книгу под подушку, то информация сама «просочится». У нас это происходит немного по-другому, но тем не менее. Если учить что-либо перед сном, можно усилить процесс запоминания, ведь когда мы спит, то наше подсознание синтезирует информацию. Соответственно, пока человек спит, мозг охотнее работает над запоминанием информации и сможет быстрее запомнить.

Эти методы весьма эффективны, работают с подсознанием. Но есть также методы, которые работают непосредственно с сознанием и памятью, тренируя их. Рассмотрим их ниже.

Десять приемов «Быстро запомнить все!»

  1. Записывайте мысли. Один не из самых приятных способов, так как предусматривает записывание негативных событий и мыслей на бумагу перед непосредственном изучении материала. Наше сознание очень сильно концентрируется на негативе, поэтому автоматически запоминает его. Если сразу после записывания маленьких негативных подробностей приступить к изучению, то материал лучше отложиться в памяти.
  2. Доверьтесь природе. Не зря многие студенты предпочитаются учить материал на свежем воздухе. Природа повышает функцию восприятия на 20%. Если у Вас нет возможности выехать на природу, то дайте мозгу отдохнуть и посмотрите на картинки красивой природы, и только потом приступайте к учениям. Это поможет учить большой объем информации за один раз.
  3. Говорите громче. Если Вам нужно выучить иностранные слова, то проговаривайте их внятно и громко. Громкость произнесения увеличивает на 10% запоминаемость информации при учении наизусть.
  4. Добавьте немного экспрессии. Как мы уже говорили, чем больше чувств задействовано, тем лучше мы запоминаем. Добавьте побольше эмоций, жестов, мимики, если хотите быстро научиться запоминать информацию, термины и иностранные слова. И учить станет интереснее!
  5. Используйте диктофон. Запишите то, что необходимо выучить, и включайте в транспорте, перед сном и на ночь. Вы будете спать, а мозг – запоминать. Количество информации при этом может быть неограниченно.
  6. Постоянно двигайтесь. Во время восприятия и учения информации наизусть двигайтесь. Наматывайте круги по комнате, ходите. Движение активизирует работу нашего мозга и Вы сможете лучше и быстрее учить и запомнить все.
  7. Смените картинку. Допустим, Вам нужно подготовиться быстро к двум докладам (за один вечер). Делайте это в разных помещениях. Таким образом, информация не будет перемешиваться при воссоздании.
  8. Записывайте первые буквы. Для того чтобы быстро и качественно запомнить любую информацию (например, песню). Запишите ее на бумаге, а потом выпишите только первые буквы, пытаясь вспомнить слово. Потренируйтесь вспоминать глядя на первые буквы, а потом уже и без этой «шпаргалки». Проверьте, песня намного лучше запоминается.
  9. Не пренебрегайте сном. Чем больше Вы будете спать после изучения материала, тем лучше удастся его запомнить.
  10. Занимайтесь спортом. Перед изучением материала активно позанимайтесь, тогда Вам под силу буде даже «Война и мир».

Мы рассмотрели, эффективные методы для  запоминания той или иной информации, которые позволяют изучать большой объем материала, делать это качественно и быстро. Теперь осталась практика. Дерзайте, чем больше количество тренировок – тем лучше результат! И помните, всему возможно научиться.

Мнемотехники

Данные техники позволяют быстро учить наизусть полученную информацию и тренировать мозг, для повышения его работоспособности.

  1. Рифма. Такой метод заключается в иной интерпретации полученных данных.
  2. Создавайте фразы из первых букв полученных данных. Например, пришло письмо и первые строки гласят – Доброго дня. Возьмите первые три буквы «доб» и в произвольной форме создайте новое – день очень бодрый.
  3. Связка. Исходя из названия, можно понять, что речь идет о информармации сопряженной с яркой иллюстрацией. К примеру, те предметы, которые вы стремитесь запомнить на английском языке, можно связывать к действиями. К примеру, толстый кот – заменяем на – большого размера кот.
  4. Зацепки. Суть техники в замене цифр на предметы. Допустим, 0-бублик, 1-палочка, 2-гусь и т.п.
  5. Техника Цицерона. Заключается в представлении предметов для запоминания в знакомой обстановке. К примеру, чтобы запомнить слова-предметы на иностранном языке, нужно поместить их в свою спальню. При необходимости вспомнить то или иное слово – ассоциация идет со знакомой обстановкой. Такой подход позволяет учить новые слова наизусть, задействуя минимум усилий.

Мы не удивимся, что некоторые методы мнемотехнику окажутся вам знакомыми. Однако это целая наука, которая позволяет укрепить память.

Советы читателей

К нам поступают очень много отзывов и рекомендаций от читателей портала, поэтому мы решили иногда публиковать их. К этой статье мы отобрали самые лучшие, на наш взгляд, советы.

  1. Вникните в прочитанное. Если есть сложность в запоминании материала, то часто этому причина непонимание прочитанного. Многим людям, чтобы запомнить данные, необходимо их понять. Здесь необходимо задействовать логику и ассоциации, которые останутся в памяти.
  2. Конспект. Не переставайте писать и желательно тезисно. Допустим, идет важное совещание и необходимо запомнить большой объем информации – пишите тезисы, т.е. выделяйте главное. Это позволит вам не упустить нюансов и владеть полной информацией.
  3. Структура. Если не любите писать, то эта техника вам точно подойдет. Прочтите информацию, вникните в нее и зарисуйте в виде схемы. Все просто – перед вами будут всегда маячки.
  4. Рисование. Пожалуй, самый распространенный метод запоминания. Как он проявится лично у вас – сложно сказать, т.к. все мы индивидуальности. Главное, чтобы рисунок соответствовал полученным данным.
  5. Слайд-шоу. Такие презентации являются действенным методом в сфере бизнесе. Для грамотной, интересной и эффектной подачи материала достаточно составить схему текста, используя интеллектуальные карты. Для этого существует множество онлайн-программ.

Отметим, что описать в одной статье все способы, которые позволят лучше воспринимать и запоминать информацию, довольно сложно. Поэтому, дадим простой совет – теория и практика – вот основа отличной памяти!

tonusmozga.ru

7 эффективных приёмов запоминания информации

© www.medicalcollege.ru

Способность к обучению, пожалуй, один из важнейших навыков человека, а самое главное в обучении, конечно, запоминание информации, умение её анализировать и применять. Если человек умеет эффективно учиться, ему легче осваивать различные профессии и применять свои знания в жизни. По мнению некоторых учёных, методы запоминания сведений, которые используются при обучении школьников и студентов, вроде зазубривания отдельных параграфов учебников, не слишком хороши, так как не позволяют учащимся использовать весь потенциал мышления. Вот некоторые хитрости получения и обработки сведений, которые могут существенно повысить продуктивность учебного процесса.

1. Старайтесь обходиться без шпаргалок

Когда вам необходимо вспомнить какую-либо информацию, не спешите лезть в интернет или доставать конспект — лучше попытайтесь восстановить нужные сведения, обратившись к памяти. Этот приём укрепляет нейронные связи между отделами мозга и развивает ассоциативное мышление.

2. Берите примеры из личного опыта

Старайтесь объяснять новую информацию своими словами, связывать её с полученными прежде знаниями и случаями из жизни. Использование этой техники позволит вам более эффективно запоминать сведения и быстрее извлекать их из памяти, благодаря большому количеству ассоциаций с событиями из вашего опыта. К примеру, если вы пытаетесь усвоить суть такого физического явления, как теплопередача, представьте, как чашка с кофе греет ваши ладони.

3. Чередуйте запоминаемые сведения

Если вам предстоит осмыслить большие объёмы информации, относящейся к различным отраслям знания, воспользуйтесь техникой чередования, то есть, сначала выучите часть информации по одному предмету, потом по другому, затем снова по первому и так далее. Чередование помогает избежать такого известного всем студентам явления, как «каша в голове» и повышает эффективность изучения предметов, ведь чётко структурированные сведения использовать гораздо проще, чем хаотическое нагромождение фактов.

4. Генерируйте свои версии решений

Не ждите, пока преподаватель объяснит вам суть какого-либо явления или принцип технологии — лучше проявить инициативу и сначала попытаться самостоятельно разобраться в проблеме, а уж затем обсудить спорные моменты с педагогом. Умение выдвигать различные версии и вычислять наиболее вероятные из них несомненно, пригодится вам в будущем. Например, если возникнут затруднения в работе, вы сможете проработать варианты решений и выбрать самый подходящий из них, не обращаясь за помощью к начальнику.

5. Обдумывайте полученные данные

После окончания работы над заданием или посещения занятий спросите себя, что удалось реализовать, а что нет, как можно улучшить результат и о чём свидетельствуют полученные сведения.

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса выяснили, что упорядоченный анализ существенно повышает эффективность работы и результативность обсуждения проблем. В ходе одного из экспериментов специалисты обнаружили, что всего 15 минут письменного обдумывания в день повышают производительность труда на 23%.

6. Применяйте мнемотехнику

Далеко не всю информацию удаётся связать с примерами из жизни — например, если вы никогда не имели дела с китайцами, запомнить имена китайских императоров какой-либо династии в хронологическом порядке довольно трудно. В этом случае поможет так называемая мнемоника или мнемотехника — комплекс способов усваивания информации путём привязывания её к определённым визуальным образам или фразам. Один из самых частых примеров использования мнемоники — запоминание семи основных цветов солнечного спектра с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (или «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь»), где начальная буква каждого слова соответствует цвету.

7. Определите пробелы в своих знаниях

Чтобы запоминание, а следовательно и использование информации было более эффективным, обсуждайте полученные сведения с коллегами по обучению. Обратная связь выявляет моменты, которые вы понимаете не до конца и указывает на «белые пятна» в вашем представлении о предмете обсуждения. Каждый человек в той или иной степени подвержен когнитивным заблуждениям, которые могут создать впечатление, что явление изучено целиком и полностью. Вопросы коллег помогут осознать, действительно ли вы досконально знаете предмет дискуссии или стоит получше выучить матчасть.

www.factroom.ru

Пять простых способов как лучше запоминать информацию/улучшить память.

Основные принципы усвоения информации. Как лучше запоминать

«Все улучшение памяти состоит из правильного способа записи фактов»
Доктор Уильям Джеймс, отец американской психологии

О том как развивать память и лучше запоминать мы уже писали в статье Как улучшить память? Там есть очень действенные упражнения и хорошие советы. Но, поскольку копилку фишек по улучшению памяти и других способностей нужно всегда пополнять, рекомендуем вам еще несколько простых советов.


Один из самых главных принципов запоминания — запомнить логику рассуждений. Это запоминание мысли, сути, а не дословный бездумный пересказ. Бездумное запоминание называется «зубрежкой». Такая информация в голове надолго не задержится. Но не везде этот принцип применим, поскольку цифры, формулы, иностранные слова и прочее невозможно запомнить с помощью обычной логики, здесь нужен креатив. Так, как же, лучше запоминать прочитанное? Как запоминать числа и даты, которые никак не запоминаются, потому что ни с чем не ассоциируются? Как учить, если не запоминается? Как запоминать большой объем информации?  Кредитнаякарта
Проблемы воспроизведения информации. Как можно улучшить память.    

Большинство из нас время от времени жалуются на нашу память. Конечно, каждый хочет запоминать информацию лучше и как можно дольше, ведь от этого может зависеть наша жизнь, как об этом показано в одном из психологических фильмов (смотрите подборку). Когда мы говорим о плохой памяти, мы, в действительности говорим о затруднении в воспроизведении информации. Здесь надо понимать, что информация попадая в мозг не обязательно там остаётся. Она может там побывать и бесследно исчезнуть. Чаще всего именно так и происходит. Вот почему Уильям Джеймс и многие другие (включая мнемонистов) делают упор на то КАК мы записываем что-то в нашу память.

Что же может повлиять на сохранение информации? Всё очень просто. Механизм «загрузки» информации зависит от её ценности для человека. А что мозг будет считать ценным? Для него ценность начинает представлять лишь та информация к которой вы обращаетесь неоднократно, та, которая имеет эмоциональную окраску и та, которую вы тщательно и  с разных сторон рассматриваете, прокручиваете, анализируете, ассоциируете и прочее.

Информация попавшая в мозг без своеобразного мысленного прокручивания  забудется гораздо быстрее хорошо осмысленной. Ну, а если ваш внутренний голос говорит вам: «Ну-у-у-у, это тебе больше никогда не понадобится»- , то можете быть уверены, что всё увиденное или услышанное будет быстро выброшено из головы. Зачем мозгу мусор? Он стремится занять своё хранилище максимально полезной информацией.

Стресс также отрицательно влияет на воспроизведение (даже сохранённой в памяти) информации.  В период переживания стрессовой ситуации поток сильных отрицательных (и даже положительных) эмоций препятствует анализу, концентрации внимания и другим интеллектуальным действиям. У мозга есть определенные запасы энергии, которые он может потратить на какие-либо работы и превысить эти объемы он не может. Что происходит во время стресса? Мозг работает на пределе и вместо интеллектуальных операций он вынужден заниматься реакцией на внешние или внутренние раздражители. Это могут быть состояния: беспокойства,  обиды,  чувство неудовлетворенности и т.д. Поэтому сложно что-то вспомнить в состоянии стресса или глубокой депрессии. Верно и обратное оптимисты гораздо лучше усваивают информацию, так как чаще всего обучение ассоциируется у них с положительными эмоциями.

Решение проблем со стрессом и удержанием (сохранением) информации.

Чтобы информация в вашей голове хранилась как можно дольше необходимо время от времени к ней возвращаться. Перечитывать, пересматривать, переосмысливать. Так сказать быть в в этой теме. Со стрессом справляться тоже можно. Ведь стресс — это ответная реакция организма на какое-то воздействие. Хочу напомнить что сила этой реакции, а значит и стрессового напряжения, зависит от взглядов и установок человека. В одной и той же ситуации одни люди могут чувствовать себя более комфортно, а другие менее. Чтобы реагировать спокойнее и испытывать меньшее напряжение во время стрессовой ситуации необходимо менять отрицательные установки и отношение к людям, вещам, событиям на положительные. Также есть определенные методики снятия напряжения и восстановления после стресса.

Методы запоминания (как научиться запоминать)

1. Деление/ дробление

Возможно, деление информации — самый старый метод, используемый при запоминании. В этом методе элементы, которые нужно запомнить, делятся на маленькие и легко запоминаемые куски или группы. Особенно хорошо этот метод работает , когда порядок элементов не очень важен.
Он подходит для запоминания многозначных чисел (например, идентификационных и телефонных номеров, очень длинных слов и других символов.
Примеры:

1. Номер 472627607 можно легче запомнить, если он сгруппирован как 472, 627, 607 или 47, 26, 27, 607.
Затем эти куски можно уже учить наизусть. Обучение и удержание значительно облегчаются, если вы найдёте некоторую взаимосвязь между этими разными кусками. Некоторые люди еще в юном возрасте дают имена цифрам (мама-1, папа-2, семья-3, приехать-4 и так далее).  Если у каждой цифры есть имя известное только вам, вам буде значительно легче придумывая пароли хранить их в памяти, а также вы будете запоминать  достаточно длинные ряды цифр, составляя из них осмысленные предложения.

2. Слова, вроде «дезоксирибонуклеиновая кислота» или «Навуходоносор» можно запомнить разбив их на две или три части: дезокси-, рибо-, нуклеиновая; Наву-, ходо-, носор. Повторите эти три составных новообразовавшихся слова скороговоркой подряд несколько раз и вся эта «абракадабра» нормально уложится в вашей голове.

3. Список покупок: яблоко, огурец, бумага, чернила, капуста, банан, виноград, бобы, степлер, апельсин можно лучше запомнить, переставляя и применяя куски как: 4 плода, 3 овоща и 3 стационарных предмета.

Если возможно, организуйте материал настолько значимо, насколько сможете, и придумайте отношения между каждой группой. Это не только улучшает обучаемость и удержание, но и помогает быстро и легко запомнить.

Психологи, занимающиеся исследованиями в области памяти человека, обнаружили, что способность кратковременной памяти (рабочая память) для людей составляет 7 ± 2, что составляет от 5 до 9 единиц. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы созданные вами группы информации находились в данных пределах.

2. Рифмование.

Это также один из популярных и достаточно старых методов запоминания. Этот метод использует тот факт, что у нас есть естественная тенденция запоминать рифмы и ритмы. Ниже приведен пример:

Тридцать дней в сентябре,
 Апреле, июне, ноябре,

В остальных тридцать один, 
Исключение — один

В феврале лишь двадцать восемь.
Если он не високосен.

Создавайте такие рифмы, и это поможет не только улучшить вашу память, но и ваши творческие способности.

3. Ассоциации

Свойства памяти во многом зависят от организации системы ассоциаций, а именно от таких параметров ассоциаций, как их прочность и количество.
Чем прочнее ассоциация (давняя взаимосвязь объектов) и большее их количество, тем больше взаимосвязей, которые крепко соединены меду собой. Если сравнить двух людей, пользующихся разными методами, то тот, кто обдумывает и связывает новую информацию с уже имеющейся будет запоминать гораздо лучше, больше и на дольше, чем тот, кто полагается на количество повторений и неосмысленное заучивание.

Метод запоминания заключающийся в установлении ассоциаций подразумевает создание так называемого моста между понятиями. Часто цитируемым экспертами по памяти, является запоминание столиц. К примеру возьмём Польшу. Столицей Польши является Варшава. Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу. Таким образом, этот блок информации может быть организован как «Польша — Варшава- Вторая Мировая война».

Здесь пара слов, которые будут соединены вместе, — это Польша и Варшава. Дополнительная информация о Второй мировой войне используется в качестве моста или посредника при объединении этих двух слов. Кстати, когда в общении в следующий раз возникнет тема второй мировой войны, заодно вы вспомните и эту информацию.

5. Подготовка ко сну

В этом методе вы проводите свое выступление или учитесь прямо перед сном. Ум в процессе сна будет организовывать информацию систематически и эффективно, когда вы спите. Психологи также обнаружили, что если вы перед сном думаете о своей проблеме, то шанс, что вы придете к мудрому решению на следующее утро увеличивается. Об этом же говорит и поговорка «Утро вечера мудренее».

Дополнительные шаги по улучшению памяти

1. Будьте в расслабленном настроении
2. Запишите вещи, которые вы должны запомнить на листе бумаги.
3. Прочитайте его вслух (если возможно) один или два раза, затем произнесите  по памяти два-три раза.
Теперь идите спать, не беспокоясь и не думая ни о чем. Вы, несомненно, сохраните элемент дольше и найдете его более легким, чтобы вспомнить его при необходимости.
4. Попытка не пытаться

Все мы применяем этот метод сознательно или неосознанно. Иногда, когда вы пытаетесь вспомнить, вы не можете это сделать, даже если уверены, что знаете это очень хорошо. У вас есть блокировка, которая не позволяет вам отозвать информацию. Обычно вы пытаетесь снова и снова попробовать, но напрасно. Чтобы справиться с этой ситуацией, вы просто избегаете попытки вспомнить и сделать что-то еще; к вашему приятному удивлению, информация автоматически появляется в вашем сознании через некоторое время. Это происходит потому, что даже если вы перестали пытаться, ум ищет эту информацию и доводит ее до осознания, когда обнаруживает.

Если вы очень озабочены  или находитесь в стрессовом состоянии, то можете столкнуться с этим типом блокировки очень часто. В этом случае настоятельно рекомендуется практиковать какую-то технику релаксации и, таким образом, сохранять свое спокойствие. Это очень важно, потому физиология стресса такова, что препятствует нормально мыслить и может привести к множеству нежелательных психологических и физиологических последствий. Поэтому для желающих иметь хорошую память важно прочитать Как уснуть если бессонница? 6 правил как заснуть быстро и легко.

Учитесь с радостью и интересом, находите полезное и увлекательное в том, что вы узнаёте, планируйте, где примените и с кем поделитесь тем, что узнали и ваша память улучшится в разы!

Желаем успехов! ОПТИМУС ЖИЗНЬ

freefacts.ru

5 эффективных методов запоминания информации

Ученые уверены: умение качественно запоминать информацию никак не связано с интеллектом человека. Если он быстро забывает прочитанное, это ни в коем случае не характеризует его умственные способности. Тут дело в другом: человек использует неэффективные способы запоминания. Но как выбрать подходящий метод, чтобы помнить все? Это не так-то просто: мы получаем много противоречивых советов не только от знакомых и родных, но и от преподавателей в школе и вузе.

К счастью, недавно авторитетное издание по психологии опубликовало список пяти самых распространенных ошибок, которые допускают люди, стремясь запомнить ту или иную информацию. Также учеными были приведены и эффективные советы, которые помогут действенно тренировать память.

Ошибка № 1: перечитывание

Что мы делаем для того, чтобы запомнить, к примеру, определение из словаря? Все верно, перечитываем несколько раз, зазубриваем информацию. Вы читаете один текст снова и снова до тех пор, пока не сможете повторить его так, как написано в учебнике. Интересно, но при этом даже можно и не до конца понимать смысл утверждения.

Поэтому психологи считают эту методику неэффективной. До вас не дошла суть фразы. А значит, она недолго будет держаться в вашей памяти.

Систематическое перечитывание

Как же улучшить память, запоминать правильно? Ученые советуют обратиться к тому же перечитыванию! Но по совершенно иной схеме:

  • Если вы понимаете, что не можете точь-в-точь воспроизвести требуемую информацию, то все же стоит обратиться к перечитыванию, но к систематическому.
  • Прочитайте текст. Отвлекитесь на другие дела. Снова перечитайте его через равный промежуток времени. Несколько таких сеансов достаточно, чтобы информация осталось в голове.
  • Таким способом можно и хорошо улучшить память. Периодически перечитывайте важные для вас данные через неделю, месяц и т. д.
  • Старайтесь не только зазубрить, но и понять текст, выделить его суть. Это поможет запомнить его на долгое время.

Ошибка № 2: подчеркивание

В школах и вузах учеников и студентов преподаватели учат с первых занятий выделять основное понятие, главную мысль каждого пункта, абзаца, параграфа. И это кажется многим эффективным: вы не просто перечитываете текст, а анализируете его на предмет главной мысли, ключевого слова. А при последующем повторении подчеркнутые слова помогают сконцентрироваться сразу на основном.

Очень эффективно для запоминания, не правда ли? Но многие студенты при этом отмечают, что методика не работает! Дело в том, что большинство учеников просто бездумно подчеркивает практически каждый абзац. Как же сделать этот метод более эффективным?

Сделайте паузу и повторите

Метод не работает от того, что с первого прочтения порой сложно понять смысл текста, а уж тем более выделить его главную мысль. Поэтому психологи советуют вдумчиво прочесть отрывок, сделать паузу, «переварить» информацию. А уже при повторном прочтении выделить в тексте то, что показалось вам самым важным.

Так ваш мозг более активно обрабатывает информацию. Что в конечном счете способствует лучшему запоминанию.

Ошибка № 3: примечания

В студенческих библиотеках весьма стандартная картина: молодой человек читает книгу и делает соответствующие пометки в своем блокноте. Кто-то пишет основную мысль, кто-то — ключевые фразы, кто-то набрасывает план прочтенного, кто-то — конспект с вопросами, отражающими суть текста. Чем-то этот метод похож на предыдущий. Придерживаются его и преподаватели — наверняка на уроках вам давали задание составить конспект параграфа.

Но, увы, порой и такой распространенный способ безуспешен! В чем же дело? В большинстве случаев в чрезмерности. Студенты помещают в свои конспекты множество второстепенной информации, которая отвлекает от запоминания главных идей текста.

Будьте краткими!

Современные ученые также уверены, что конспектирование помогает запомнить важную информацию. Но только краткое и лаконичное. Чем меньше учащийся оставил слов в своих заметках, тем больше шанс, что информация задержится в его голове надолго.

С чем же это связано? Психологи объясняют так: краткость написанного заставляет мозг дополнять, перефразировать текст, чтобы сделать его связным, логичным. А это дополнительно заставляет задуматься над главной мыслью, стимулирует более активную работу мозга.

Из-за всего вышесказанного специалисты также советуют отказаться от ноутбука или планшета. Если вы хотите запомнить информацию, то обязательно пишите ее ручкой или карандашом на бумаге. Дело в том, что так вы заносите данные медленнее, что позволяет им крепче задержаться в вашей памяти. Молниеносное внесение информации этому не способствует.

Ошибка № 4: обобщение

Многие преподаватели проводят в конце изучения большого раздела темы обобщающее занятие. Тут ученикам предлагается с «высоты птичьего полета» посмотреть на весь ранее изученный материал, выделить ключевые моменты пройденного, структурировать свои знания, выстроить между ними логические связи. И специалисты соглашаются, что такие занятия действительно позволяют закрепить в памяти изученное.

Но если учитель не проводит подобных уроков, то редкие ученики делают их самостоятельно. И ленятся они здесь абсолютно зря.

«Скелет» темы

Современные психологи уверены: систематизация имеющихся знаний — один из главных ключей для качественного запоминания. Если в вашей голове разрозненная, несвязанная информация, эдакий хаос, то очень просто упустить из виду, забыть важное. То ли дело, когда знания «разложены по полочкам», вы четко прослеживаете в своей голове их связь, взаимовытекаемость.

Поэтому очень важно после прохождения большого раздела на уроке или самостоятельно дома выделить время на то, чтобы систематизировать полученные знания, составить их «скелет».

Некоторые преподаватели советуют следовать и немного другой стратегии. Надо с начала изучения новой темы составлять ее «скелет»: главные мысли, формулы, ключевые выражения, что вы узнали на занятии. Таким образом, к окончанию курса вам останется только повторить составленный заблаговременно полный, но лаконичный план темы.

Ошибка № 5: быстрое запоминание

Многие студенты игнорируют все вышесказанное, оставляя изучение материала на последнюю ночь перед экзаменом. Кому-то это может показаться весьма опасной самоуверенностью, но все же факт остается фактом: учащиеся, вызубрившие материал за одну ночь, действительно в некоторых случаях весьма успешно сдают экзамен!

Значит, предварительная подготовка и все вышесказанное — миф? Зачем терять время в библиотеках и над своими конспектами?

Остерегайтесь чрезмерной самоуверенности

Психологи же отвечают так: действительно, для отдельной категории людей самый эффективный — это быстрый метод запоминания. Немало тут играет и настрой человека: если он уверен, что знает тему, что его знаний хватит для хорошей оценки, реальность его не разочарует.

Но вместе с тем можно и легко переоценить свои знания и возможности памяти. Тут одного «Я все сдам!» мало. Психологам давно известен факт: «быстрые» знания живут только до экзамена. После того как вы ответили экзаменатору, они улетучиваются из вашей головы.

Если же вы учитесь не из-за хороших оценок, а желаете качественно запомнить все важное, что вам дают на занятиях, то стоит отказаться от быстрого заучивания. А предпочесть ему систематическое изучение материала на всем протяжении курса.

Успешные методики запоминания информации уже известны вам. Но не все их правильно применяют. Статья же показала, как исправить распространенные ошибки.

fb.ru

Запоминание информации, способы запоминания информации

Несколько советов для повышения Вашей способности изучать и запоминать.

Учеными установлено, что способность к запоминанию информации различна в течение дня. Лучше всего память работает с утра до обеда (примерно с 8 до 12 часов), затем эффективность запоминания снижается и только вечером – вновь возрастает. Конечно, это средние данные. Неплохо выяснить для себя часы наиболее эффективной работы Вашей памяти и использовать для занятий именно это время.   

Рекомендации для студентов и школьников.

Обратным процессу запоминания является процесс забывания. Наиболее интенсивно процесс забывания идет в течение 48 часов после получения информации (а особенно быстро – в первые 24 часа). Многие не учитывают этот факт при подготовке к занятиям. Предположим, занятие по какому-то предмету проходит раз в неделю по средам. Домашнее задание нужно делать в ту же среду вечером, или в четверг, а не во вторник, накануне следующего занятия. Во вторник можно только повторить, то что уже сделано. Так материал запоминается значительно лучше и на подготовку тратится меньше времени.

Используйте несколько видов памяти.

Чем больше видов памяти Вы подключаете, тем лучше и прочнее запоминается информация. Стараясь запомнить, читайте не только глазами, но и вслух. Если вы можете прочитать текст ритмично – это еще лучше. Скооперируйтесь с однокурсником, пусть он читает, а Вы старайтесь запомнить на слух.

Понимать, а не зубрить.

При изучении сложного материала ориентируйтесь на основные идеи, а не на запоминание изолированных деталей. Практикуйте объяснение главных мыслей изучаемого материала, расскажите их кому-нибудь своими словами. Смысловое запоминание значительно эффективнее механического, но они дополняют друг друга, потому что некоторые вещи нужно запоминать дословно.

Чередуйте виды занятий.

Делайте перерывы, во время которых займитесь чем-нибудь другим. А после перерыва попробуйте вспомнить и пересказать изучаемый Вами материал. Вообще, чередование разных видов занятий чрезвычайно полезно.

Соотносите информацию с тем, что Вы уже знаете. Не важно, будет это новый материал, который опирается на предыдущие знания, или просто Вам нужно запомнить адрес нового знакомого, который живет на той же улице, что и Ваш старый друг.

Мнемоника.

Одним из самых распространенных способов запоминания информации является использование мнемонических техник.

Википедия так раскрывает содержание слова «мнемоника»: «В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определенных в данной конкретной мнемонике».

Основной прием мнемотехники заключается в том, что информация, которую мы хотим запомнить, связывается со зрительным образом, фразой или словом.

Зрительные образы.

Связать визуальный образ со словом или именем. Позитивные, яркие, красочные, трехмерные образы запомнить значительно легче. Особенно эффективен этот метод для запоминания фамилий и иностранных слов. Например, Вас познакомили с человеком, которого зовут Михаил Соколов. Представьте себе большого бурого мишку, где-нибудь в лесу, на которого нападает сокол. Чем ярче будет эта картинка, тем лучше Вы запомните имя и фамилию нового знакомого.

Акростих (или предложение).

Составить предложение, в котором первая буква каждого слова является частью или представляет собой первую букву тех слов, которые вы хотите запомнить.
Предложение: “Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь» – это цвета спектра Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Вот, еще – знакомое всем со школьных времен: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Предложение: «Мы Все Знаем, Мама Юли Утром Села На Пилюли» – это планеты солнечной системы в последовательности от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон.
Аббревиатура-это слово, которое состоит из первых букв сочетания разных слов. Например, ВВС — военно-воздушные силы и т. п. Абревиатуру можно создать самому, для того, чтобы запомнить некий перечень слов или понятий.

Рифмы и аллитерации.

Рифмы и аллитерации (повторяющийся звук или слог), и даже шутки — это тоже эффективный способ запомнить обыденные факты и цифры. Вот, например, как можно запомнить значение числа Пи:

«Чтобы Пи запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»

Метод отрывов.

Разбивка длинного ряда цифр или других видов информации на меньшие, легче запоминаемые части. Яркий пример – номер телефона. Разбиваем его на четыре части: 961-162 -54-32 (в отличие от 9611625432).

Метод локусов.

Размещаем элементы, которые мы хотим запомнить вдоль хорошо известного маршрута или в конкретных местах своей квартиры.

Вот, например, список покупок: бананы, молоко, батон, яйца, помидоры, огурцы, греча, соль, сыр, сосиски – всего 10 позиций. Представьте себе маршрут по своей квартире: прихожая, ванная, кухня, диван в большой комнате, окно, книжный шкаф, кресло, спальня. Мысленно разложите все покупки по этому маршруту. Бананы висят на вешалке в прихожей, в ванной налито молоко, а не вода, яйца жарятся на кухне вместе с помидорами, огурцы рядком лежат на диване, греча рассыпана за окном для воробьев, книги в шкафу посыпаны солью, на кресле разложены бутерброды с сыром, а в спальне на спинке кровати висят сосиски. Постарайтесь представить себе эти картинки как можно ярче. Поверьте – Вы ничего не забудете. Проверено на себе.

Существует еще много других техник для запоминания различной информации.

В Википедии есть очень подробная статья о мнемонике с многочисленными ссылками на литературу по этой теме.

budzdorov100let.ru

Книга: «Феноменальная память. Эффективные методы запоминания информации»

Надо ли быть гением, чтобы выучить тысячи цифр числа пи? Станислав Матвеев, автор книги «Феноменальная память», раскрывает секреты сверхпамяти, а заодно учит более полезным вещам – помнить номера телефонов, тексты, имена, иностранные слова.


Работу Матвеева не совсем уместно называть книгой, это, скорее, методическое пособие, где автор собрал наиболее эффективные, с его точки зрения, техники запоминания (мнемоники). Насколько они эффективны? 1201 0002 2405 ХХХХ, 5211 5373 2972 ХХХХ – это номера моих кредитных карт. Я выучил их в середине прошлой недели, воспользовавшись одной из методик, описанных в книге Матвеева, и сейчас написал, не подглядывая.
Книга «Феноменальная память» недавно была опубликована издательством «Альпина Паблишер». Forbes публикует журнальные варианты глав, в которых автор рассказывает о главных принципах сверхпамяти.

Прежде чем приступить к изучению наиболее действенных мнемонических методик, полезно узнать, в чем секрет их эффективности. Речь идет о процессе, без которого мнемотехники и не существовало бы. На нем строятся все современные техники запоминания – иначе ни одна из них просто не работала бы! Возможно, узнав, что это за процесс, вы скажете: «Да это я и так знал! Тоже мне новость!» Но, к сожалению, многие об этом забывают или вообще не знают.
Между тем одна только осведомленность об этом процессе способна ускорить и облегчить запоминание, даже если вам не известен ни один мнемонический прием.
Итак, главный секрет мнемотехники – преобразование информации в образы. Образ – единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций.
Учтите: усвояемую информацию надо всегда преобразовывать в образы. Это касается любой информации, будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, иностранные слова, имена людей и т. д. Показатели, которые вы получите в таком случае, значительно превзойдут результаты простого зазубривания. Сведения быстро и надолго врежутся в вашу память.

Как выбрать качественный образ
Образы, с помощью которых происходит запоминание информации, могут быть разного «качества». Один и тот же предмет мы можем представить себе либо в деталях и красках, либо в общих чертах и в черно-белом цвете. Не все образы одинаково полезны для запоминания.
«Правильными» мы называем образы:

1. Цветные
Старайтесь, чтобы цвет образа соответствовал окраске соответствующего предмета. Скажем, представляя радугу, не забудьте о формирующих ее разноцветных полосах.

2. Крупные
Вне зависимости от реального размера самого предмета образы не должны быть мелкими. Если герои вашей картинки – слон и хомячок, вообразите, что последний нисколько не меньше, а, возможно, даже и больше слона!

3. Детальные
Представляйте образы в мельчайших нюансах. Например, постарайтесь мысленно увидеть мордочку кошки во всех деталях – с усами, носиком, ушками и пр. Особенно это полезно тогда, когда вы впервые используете мнемонические приемы для запоминания паролей.

4. Яркие
Яркие и блестящие предметы всегда более привлекательны, чем тусклые. Давайте же будем стремиться к яркости при создании образов!

5. Объемные
Объемные образы лучше усваиваются и легче вспоминаются.
В уме мы можем сделать практически все, на что способны современные программы для трехмерного моделирования. Мысленно можно покрутить, приблизить, разломать или согнуть любой предмет. Помните, что стол и стул на самом деле не плоские.
Наш мозг – фантастический графический редактор, возможности которого практически безграничны!

Картинки и требования к ним
Объединив несколько образов в какой-либо необычный сюжет, мы получаем так называемые картинки. Чтобы картинки принесли больше пользы при запоминании, они должны быть:

1. Необычными
Старайтесь изобретать как можно более интересные и необычные связи, поскольку такие запоминаются лучше. Например, вместо «лист бумаги лежит на столе» я бы посоветовал картинку: «Желтый лист бумаги насквозь прорезает деревянный стол на трех ножках». Судя по моему опыту и наблюдениям моих учеников, этот прием работает в большинстве случаев.

2. Динамичными
Движущиеся образы запоминаются лучше, нежели статичные. Возможно, это происходит из-за того, что объекты, которые пребывают в движении, привлекают к себе больше внимания. Попробуйте запомнить: «Гвоздь с молотком лежат на слоне» и «Гвоздь забивается молотком в слона». В каком случае запоминание окажется более легким делом?

3. Эмоциональными
Когда я начинал заниматься развитием памяти, я игнорировал эмоциональную составляющую при запоминании. Но советы чемпионов мира по запоминанию и положительные отзывы многих мнемонистов подтолкнули меня к изменению этой точки зрения. В конце концов мне понравилось использовать эмоции. Во-первых, это куда интереснее, а во-вторых, действительно помогает запоминать связи.

4. С четкими связями
Связь между образом и местом его размещения должна быть очень четкой. Чтобы добиться этого, отчетливо представляйте контуры ваших образов на фоне окружающей обстановки. Например, если мы представляем себе большой банан, лежащий перед дверью продуктового магазина, необходимо мысленно увидеть контуры этого плода.

Абстрактные слова
Когда нет зримого образа. Такие абстрактные существительные, как «любовь», «боль», «богатство», не имеют конкретных зримых образов, и поэтому их довольно тяжело привязать к истории.
Образы к абстрактным словам подбираются с помощью ассоциаций. Используйте для этого все свое воображение! Возможно, любовь – это сердце или Амур, а богатство – мешок с деньгами или гора золота.
Это самые распространенные ассоциации, но совсем не обязательно, что именно их вам подскажет фантазия. Ассоциации могут строиться на принципе сходного звучания (любовь – морковь), личном опыте (любовь – образ возлюбленного).
Возможно, для вас слово «боль» не синяк или ушиб (как у меня), а слезы на глазах или шприц.
Вот несколько ассоциаций, которые можно считать устоявшимися:

Удача – подкова.
Здоровье – красный крест.
Карьера – лестница.
Чистота – швабра.
Болезнь – градусник.
Подумайте и решите, подходят ли вам эти образы.

Термины
Время от времени приходится иметь дело с материалом, в котором встречаются слова, смысл которых нам неизвестен. Как правило, это термины. Не беда, если терминов окажется не более семи. А если их будет больше десятка? В таком случае мы не сможем удерживать в памяти новые слова и суть текста ускользнет от нас.
Сложность запоминания терминов в том, что нужно запомнить не только само слово, но и его значение. Поэтому для запоминания терминов есть своя методика – создавать образы не только для них самих, но и для их дефиниций. В основе данного метода – все та же техника запоминания абстрактных слов с помощью образов. В конечном итоге все образы связываются в общую картинку.

«Консенсус» (договоренность, согласие между сторонами).
Картинка: конь с тележкой, а в ней копна сена и сидят двое мужчин, которые пожимают друг другу руки. На копне сидит суслик.

«Аккреция» (падение рассеянного вещества из окружающего пространства на поверхность космического тела).
Картинка: на поверхность Солнца падают лепестки акации и кусочки кремниевых пластин.

«Аутопсия» (посмертное вскрытие и исследование тела).
Картинка: в автомобиле пытается вскрыть замки психически больной человек с якорем в руках (то, что это вскрытие тела, а не машины, вы и так запомните).
Эти примеры, в которых используются понятные каждому образы, наглядно показывают, как происходит запоминание терминов.
Но следует иметь в виду, что предложенные мной ассоциации могут для кого-то оказаться малоэффективными.
Образы, подобранные самостоятельно, работают значительно лучше.
Учтите: целесообразно использовать те образы, которые сразу приходят в голову. Создать несколько образов с тем, чтобы из них выбрать самый подходящий, – ошибочная тактика.
На чемпионатах мира по запоминанию нет времени на долгие раздумья о том, какой образ выбрать для того или иного слова. Состязающиеся моментально подбирают ассоциации и сохраняют их в своей памяти. Данный навык приходит с практикой, так почему бы не начать практиковаться прямо сейчас?

Размещение образов
На практике процесс размещения образа выглядит примерно так:
1.    если наша задача – запомнить последовательность слов «мяч», «кирпич», «любовь», начнем с выбора их образов: соответственно футбольный мяч, красный кирпич, сердце;
2.    выбираем три места, где мы разместим эти образы: дверь, стол, компьютер;
3.    теперь нам остается только подключить воображение и мысленно увидеть, как в дверь комнаты влетает мяч, на стол с грохотом падает кирпич и сердце бьется внутри компьютера.
Легко, не правда ли? Особенно если помнить, что самый главный помощник при размещении – наше воображение.
Если же мы заранее заготовим места для размещения образов, процесс запоминания окажется еще более легким, Чтобы «правильное» место оказалось в нужный момент под рукой, можно воспользоваться одним из четырех методов.

Метод мест
Этот прием иногда также называют методом римских комнат или методом Цицерона. По легенде, римский политик и оратор Цицерон перенял эту технику у Симонида*. Известно, что знаменитые речи Цицерона, воспроизводившиеся им по памяти, пестрели именами, датами и цитатами.
Метод мест предполагает, что в каком-нибудь помещении (квартире, комнате и пр.) мы выделяем несколько предметов, расположение которых относительно друг друга нам хорошо известно, и на них размещаем наши образы.
Такими предметами-местами могут быть, например, шкаф, компьютерный стол, офисное кресло, окно, дверь. А также подоконник, ваза с цветами, сейф, мусорная корзина, люстра.
При этом важно выделять предметы, у которых в данном помещении есть постоянное место. Скажем, сумка (которую кто-то просто забыл) не подходит: впоследствии вы можете о ней и не вспомнить.

Метод выделения деталей
Метод заключается в том, что в каком-то определенном предмете (образе) мы выделяем несколько деталей.
Например. Образ – мамонт. Детали – хвост, уши, клыки, хобот, ноги и т.д.
Образ – мобильный телефон. Детали – камера, динамик, микрофон, клавиши, кнопка включения, дисплей, разъем для наушников и т. д.
Среднее количество деталей, которое можно выделить в одном предмете, составляет от трех до семи. Детали при этом должны иметь несходные образы. Иначе вы запутаетесь или вообще их не запомните. Так, не имеет смысла в слоне выделять два уха или четыре ноги. Попробуйте выделить лапки у сороконожки, и вы поймете, о чем я говорю.

Метод путешествий
Этот метод очень похож на метод мест. Разница в том, что мы выделяем знакомые места не в помещении, а на известных нам маршрутах, будь то дорога на работу, в клуб, парк или к стоматологу. Такие места называются локациями. Например: остановка, поликлиника, светофор, магазин одежды, парикмахерская, парк, стадион, бассейн, автостоянка, заправка.
Как видите, метод путешествий так же прост, как и метод мест, поскольку мы имеем дело с тем, что хорошо знакомо. Локации, или «локи» (от лат. locus – место), не ограничиваются маршрутами, которые вы избираете ежедневно. Они могут быть выделены по всему городу или в нескольких населенных пунктах, в частности в тех, где вы провели детство или отпуск.
Места – это якоря нашей памяти, отправные точки, с помощью которых мы движемся во времени. Если бы ни они, мы, наверное, были бы не в состоянии запоминать такое огромное количество информации! Если вас спросить: «Чем вы занимались в возрасте 12 лет?», вы сразу начнете вспоминать места, связанные с этим отрезком вашей судьбы: дом, в котором жили, двор, где играли с товарищами. Если спросить: «Где вы учились?», вы будете вспоминать подготовительные курсы, школы, вузы. А если же задать вопрос: «Чем вы зарабатывали на жизнь?», вы станете перебирать в уме предыдущие места работы.
Наиболее знакомые места дают самые лучшие локации для метода путешествий. Составьте последовательность из 30 мест на маршруте, которым вы чаще всего пользуетесь. Это дело 10–15 минут.
Например. Подъезд, фонарный столб, угол дома, детский городок, магазин детской одежды, киоски на остановке, остановка, продовольственный магазин, цветочный ларек, аптека и т.п. У меня это заняло две минуты. Я просто мысленно прошелся по дороге от дома до остановки.

Комбинированный метод
Для более качественного запоминания возможно сочетание всех или нескольких методов. Такой подход позволит создать огромное количество локаций, с помощью которых мы сможем запоминать информацию.
Например. Прогулка по городу: аптека, супермаркет, кинотеатр, остановка (метод путешествий). В супермаркете: дверь, сейфы для хранения сумок, тележка, прилавок с фруктами (метод мест). В тележке: ручка, дно, колесико (метод выделения деталей).

Как создавать маршруты
При размещении образов можно либо обратиться к хорошо известному маршруту (метод путешествий), либо придумать новый.
Самое простое – пройтись по своему городу и внимательно присмотреться. Локи должны располагаться последовательно и находиться на примерно одинаковом расстоянии друг от друга. Будет ошибкой, если вы выберете автобусную остановку рядом с аптекой, а в качестве следующего объекта – стадион на другом конце города.
Можете сфотографировать до нескольких сотен объектов и составить из снимков последовательность, например, с помощью PowerPoint.
Используйте сюжет хорошо известного вам фильма для того, чтобы создать локации для размещения будущих образов. Геймеры могут выбирать места из компьютерных игр. Например, из игры Counter-Strike можно использовать карты.
Не забывайте о возможностях поисковых систем «Яндекс.Карты» (функция «Панорама») и Google Street View. С их помощью вы можете, не отходя от компьютера, проехаться по дорогам крупных городов, увидеть их в формате 3D и подобрать несколько подходящих маршрутов.

Как выбрать наилучший маршрут
Метод путешествий является одним из излюбленных среди чемпионов мира по запоминанию. Для меня это основной инструмент в деле развития памяти.
Именно от маршрутов зависит количество и качество запоминаемой информации, а также скорость усвоения.
Чтобы извлечь из метода путешествий всю возможную пользу, предлагаю последовать трем важным советам.

1. Выбирайте маршруты, которые вы хорошо знаете. Вместо того чтобы сосредоточивать усилия на запоминаемой информации, многие концентрируются на локациях, куда размещают свои образы. В связи с этим у них сильно страдает скорость запоминания.
Поэтому подбирайте такие маршруты, которые вы знаете назубок и которыми неоднократно пользовались. Мои маршруты пролегают в родном городе, в деревне у бабушки, которую я много раз навещал, в окружающих меня районах и парках. Все эти места дают потрясающий материал для метода путешествия. Их я представляю очень четко, в прямой и обратной последовательностях.
Сейчас я прокручиваю в голове локации маршрутов как слайд-шоу, но для этого мне пришлось хорошенько потренироваться. На первых порах вы будете продвигаться по своему маршруту от одной локации к другой, однако со временем в памяти останутся слайды с изображением нужных локаций. Благодаря этому ваша скорость запоминания заметно возрастет.

2. Выбирайте самые значимые для вас маршруты.
Это правило тесно связано с предыдущим, но стоит того, чтобы выделить его в отдельный пункт. Многие из моих маршрутов связаны с местами, сыгравшими важную роль в моей судьбе, и прежде всего такими, где я пережил сильнейшие положительные эмоции.
Применяя метод путешествий, я детально прорабатываю каждую локацию, стараясь ее физически ощутить: вдохнуть воздух, почувствовать дуновение ветра или услышать шелест листьев. Я вновь испытываю эмоции, некогда охватившие меня в этом месте, и заново осознаю, что оно значило для меня. Другими словами, заставляю свой мозг поверить, что опять там нахожусь. Но, обманывая мозг таким образом, я обеспечиваю себе более легкое запоминание! (Я подробно останавливался на эмоциональном факторе, когда рассказывал о методе сочинения истории.)

3. Выбирайте маршруты, предполагающие разнообразие локаций.
Составляя свои маршруты, не забывайте: локации должны быть разнообразными и интересными. Можно, конечно, выбрать маршрут городского автобуса и в качестве локаций использовать остановки, но сомневаюсь, что это будет способствовать качественному запоминанию. Лично я убедился на собственном опыте, что, если однотипных остановок или магазинов более трех, начинается путаница в локациях.

Работа с текстами
Практически каждому из нас хоть раз в жизни да приходилось выступать на публике – читать стихи на школьных праздниках, защищать диплом в институте или проводить презентации на работе.
Большинство людей опасается выступать публично. Боязнь публичных выступлений является одним из самых сильных страхов. Причин этому много, одна из них – вероятность ошибиться или забыть текст. Поэтому выступления, как правило, просто зачитываются. Ораторы, которые не пользуются разного рода шпаргалками, встречаются не так часто.
Выступление без подсказок многим представляется невыполнимой задачей. Мало кто знает, что с помощью особых приемов можно довольно быстро запомнить текст доклада или презентации. Не дословно, конечно, но этого зачастую и не требуется.

Доклады
Предлагаю самый простой алгоритм запоминания различных текстов и выступлений.
Шаг 1. Читаете полностью весь текст, вникая в его содержание.
Шаг 2. Читаете текст еще раз, выделяя главные мысли.
Шаг 3. Делите каждую главную мысль на 2–4 предложения. Это составит один абзац, в котором тоже надо выделить основную мысль.
Шаг 4. Для такой основной мысли подбираете одно слово или словосочетание, которыми можно было бы ее описать.
Шаг 5. Для этого слова или словосочетания подбираете конкретный образ.
Шаг 6. Запоминаете этот образ. Точно таким же способом надо обработать весь текст.
Для примера возьму отрывок из рассказа Константина Паустовского «Барсучий нос».
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь. Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, – они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.
Возьмем 1-й абзац.
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Представим себе эту картинку и подберем ключевой образ – удочка с леской, вся в листьях. Привязываем этот образ к заранее заготовленной локации.
Далее – следующий абзац.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.
Подключаем воображение и по максимуму визуализируем данную картинку – челнок посередине озера в черной воде. Выберем для ключевого образа челнок и присоединим его к следующей локации.
Обратимся к третьему абзацу.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились, сверкали в траве, как сказочные японские петухи.
Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Поступаем с этим абзацем так же, как и с двумя предыдущими. В качестве ключевого образа можно выбрать сетку с рыбой.
Далее применяем данный алгоритм ко всему тексту. Если нужно запомнить текст с большим количеством деталей, подбирайте образы не к абзацам, а к предложениям. Чем больше будет образов, тем ближе к тексту окажется ваш пересказ.
Благодаря этому алгоритму вы сможете довольно быстро запомнить любой доклад и чувствовать себя увереннее. К тому же выступление общающегося с аудиторией оратора гораздо увлекательнее и интереснее, чем речь, прочитанная по бумажке.

uaplace.com

Как легко запомнить информацию? 6 эффективных методов

Если вы не можете долго сохранять в памяти важную информацию, или вам сложно вспомнить содержание статьи, которую прочли буквально пару дней назад, это не повод жалеть себя, ведь память можно развивать. Для этого учеными были разработаны простые, но при этом очень эффективные техники, как легко запомнить информацию.

Как работает человеческая память?

Прежде чем приступить к развитию своей памяти, необходимо понять, как вообще работает механизм запоминания. Это настолько сложный вопрос, что самые выдающиеся умы человечества пытаются ответить на него уже на протяжении 2000 лет. Даже сейчас ученые продолжают совершать удивительные открытия, которые позволяют нам еще немного приблизиться к пониманию процесса запоминания.

Например, недавно британские ученые смогли обнаружить в человеческом мозге белок, играющий одну из самых важных ролей в формировании и потере памяти. Но это только начало, и в ближайшем будущем нас ждут еще более удивительные открытия в этой области.

Ученные выделяют три этапа запоминания информации.

1. Кодирование

Данный процесс начинается в тот момент, когда вы видите, слышите или наблюдаете что-либо, то есть получаете информацию. Мозг осознанно считывает все доступные ему данные с помощью органов чувств. В качестве наглядного примера можно привести первое посещение туристом Лас-Вегаса. В качестве воспоминаний об этом событии у него останутся звуки (специфический звон от игровых автоматов), запахи (еда или ароматы, распыляемые в казино) и, конечно же, визуальные образы (архитектура и огни ночного города).

Если подкрепить эту информацию, получаемую от наших органов чувств, какими-нибудь дополнительными фактами, то запустится процесс, называемый «семантическим кодированием». Иными словами, вы запоминаете необходимые данные с помощью ассоциаций. Один образ вызывает воспоминания о другой важной информации. Именно семантическое кодирование помогает быстрее усваивать данные, а в памяти они будут храниться гораздо дольше.

2. Хранение

Наша память похожа на пазл, вся закодированная информация делится на небольшие частички, которые хранятся в различных частях мозга. Когда мы получаем новые данные, то нейроны при помощи сигналов, которыми они обмениваются друг с другом, узнают об их поступлении, а также создают между этими частичками информации связи. Чем активнее нейроны и крепче связи между различными данными, тем лучше работает память. Так считают многие нейробиологи.

Память делится на два типа: краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочную память можно назвать буфером нашего мозга. Информация хранится здесь до того момента, пока не будет забыта или перемещена в долгосрочную память. Например, вы пришли в кафе, просматриваете меню и выбираете, что будете есть. Вы будете помнить содержание заказа во время самого приема пищи и некоторое время после него, но пройдет пара дней, и вы уже не сможете сказать, что же вы ели в этом кафе. Эта информация вам больше не нужна, поэтому мозг ее просто стирает.

Долгосрочная память хранит данные на протяжении многих лет. Сюда относятся ваши знания о том, как ездить на велосипеде, воспоминания о первом свидании с вашей второй половинкой, а также любая информация, которая для вас важна.

Оба типа памяти со временем могут ослабевать. Это происходит из-за того, что клетки мозга постепенно разрушаются, а значит, связи между частичками информации также становятся более слабыми. Однако этот процесс можно предотвратить. Когда вы долго не занимаетесь спортом, ваши мышцы слабеют, также и с памятью, она становится крепче благодаря постоянным тренировкам.

3. Воспроизведение

Когда вам необходимо о чем-то вспомнить, мозг обращается к нейронным связям, созданным ранее. Когда вы воспроизводите данные, то это укрепляет связи между нейронами. Поэтому один из секретов хорошей памяти — это использование флеш-карточек или других техник повторения.

Воспоминания — это не точное воспроизведение реального события, а лишь его интерпретация, созданная мозгом. Старые данные смешиваются с новыми, в результате вы переосмысливаете полученную прежде информацию уже в новом ключе. Это объясняет, почему через длительный промежуток времени все участники какого-нибудь конкретного события описывают его по-разному, добавляют новые детали, которых просто не могло быть.

Подробнее

Теперь вы хотя бы приблизительно понимаете, как работает наша память.

Но как же научиться быстро и эффективно запоминать новую информацию?

Вот полезные советы, которые помогут вам в этом.

1. Правильное питание и регулярные занятия спортом

Следите за своим здоровьем. Необходимо крепко спать, поддерживать физическую форму с помощью упражнений и правильного питания. Здоровый образ жизни не только помогает укрепить мышцы и тело, но и улучшает работу нашего мозга, а значит и процесс запоминания.

2. Запоминайте с помощью ассоциаций

Все помнят считалочку про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это отличный пример того, как с помощью ассоциаций можно запомнить определенную последовательность, термин или правило. Подобные фразы помогают связать различные элементы, объединить их в одно целое.

Еще одна техника, очень часто используемая для запоминания различных последовательностей, — это музыкальные ассоциации. Запомнить веселую песенку гораздо легче, чем обычный ряд данных. Также легко усваивается информация, представленная в виде стихотворений. Наличие рифмованных окончаний создает определенную структуру, которая похожа на песню.

Также довольно эффективной является техника визуализации. Слово или число — это абстрактные понятия, которые довольно сложно запомнить без особого, например, визуального, подкрепления. Когда вы учите новую информацию, связывайте ее с различными картинками или изображениями, это поможет вам сохранить эти воспоминания надолго.

3. Разбивайте информацию на части

Очень сложно сразу же запомнить большой объем информации. Поэтому лучше усваивать ее небольшими фрагментами. Если вам необходимо выучить длинный материал, выявите в нем закономерности и структурируйте его. Эта техника также подходит и для изучения иностранного языка. Разбейте слова, которые вам необходимо выучить, на небольшие группы по темам или частям речи. А затем начинайте учить их одна за другой.

4. Пишите конспекты

Исследования показали, что люди, которые пишут конспекты от руки, а не используют для этого ноутбук или компьютер, гораздо быстрее и качественнее запоминают написанное. Эту особенность можно объяснить с помощью нескольких факторов. Во-первых, когда мы пишем конспект от руки, то очень часто не дословно записываем информацию, а немного ее изменяем, перефразируем в более удобную для нас форму, то есть мы активно участвуем в данном процессе. Во-вторых, когда вы вручную пишете каждую букву и символ, это стимулирует участок мозга, который называется «ретикулярная активирующая система». В результате вы более внимательно относитесь к тому, что пишите.

5. Периодически повторяйте изученные материалы

Если вы не будете возвращаться к изученной информации, то со временем просто ее забудете. Особенно это касается изучения иностранного языка, а также запоминания информации, связанной с вашей профессиональной деятельностью. Чтобы не забыть то, что вы уже выучили, периодически повторяйте эту информацию. Например, можно выделить 15 минут в день для чтения конспектов.

6. Делитесь с окружающими новой информацией

Когда вы рассказываете другим выученный вами материал, то повторяете его, а значит, информация будет храниться в вашей памяти дольше. Еще лучше, если люди будут задавать вам вопросы или попросят объяснить непонятные моменты.

Специалистами был проведен интересный эксперимент, в ходе которого студентам предложили пересказать и объяснить изученный только что материал собеседнику. Этот подход оказался весьма эффективным. Так как подобный пересказ показывает, какие части материала необходимо повторить еще раз, а также структурирует полученные знания.

happy-owlet.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *