Способы запоминания информации — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Способы запоминания информации
Выполнил:Студент группы ТТПм-2
Малик И. О.
Цель: рассмотрение теоретических и
практических рекомендаций по улучшению
механизма запоминания путём применения
определённых способов и приёмов.
3. Характеристика и функции памяти
Память – это способности мозга выполнятьфункции запоминания, хранения и воссоздания
опыта.
Функции памяти
Отражательная
функция
Регулятивная функция
Память отражает прошлое, и тем самым
позволяет сохранить и передать не только опыт
субъекта, но и опыт прошлых поколений
Память является основой любой деятельности и
поведения субъекта, поскольку включена во все
уровни, формы и классы психики. Благодаря
памяти
человек
способен
накапливать
информацию, не терять прежних знаний и
навыков
Виды памяти
В зависимости от
особенностей
запоминания и
воспроизведения
материала
В зависимости от
характера
деятельности
Двигательная
Произвольная
Механическая
Ультракороткая
Эмоциональная
Непроизвольная
Смысловая
Кратковременная
Образная
Словесно-логическая
В зависимости от
способа
запоминания
В зависимости
от
продолжительности
хранения материала
Долговременная
Оперативная
5. Способы запоминания информации
В настоящее время разработано множествоприёмов и методов запоминания информации.
Наиболее распространенными являются:
осознание;
ассоциация образов;
личные комментарии;
организация материала в категории;
использование картинок;
систематическое повторение и воспроизведение
усвоенного.
6. Осознание
Золотое правилообработки информации:
выбирать,
концентрироваться и
анализировать.
7. Ассоциация образов
Ассоциативная память человека – это связьпредставлений и обстоятельств друг с другом.
8. Личные комментарии
Личные комментарии способствуетэмоциональному и интеллектуальному
вовлечению в процесс записи информации, и
помогают оставить яркий след в памяти. При
комментировании необходимых для запоминания
вещей о них помнится значительно больше.
9. Организация материала в категории
Во время записи, и во время извлеченияинформации следует использовать категории,
которые облегчают поиск специфических
воспоминаний.
Если занести подлежащую хранению информацию
в определенную категорию, впоследствии будет
легче извлечь нужный материал из памяти,
обращаясь к означенной категории.
10. Использование картинок
Суть этого метода заключается в переводе именсобственных, различных названий и мыслей в
картинки на основе их звучания или смыслового
значения для улучшения запоминания.
11. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного
Условиями успешного запоминания информацииявляются отсрочка воспроизведения материала на
несколько дней, распределение времени его
изучения, уделение пристального внимания
изучаемому материалу, его понимание, и
осмысление материала, а также его
структурирование.
Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Способы лучшего запоминания информации. Движение помогает запомнить
Почему же мы порой не можем запомнить информацию и воспроизвести ее потом? Ученые расходятся во мнениях относительно механизмов работы нашей памяти. Однако существуют несколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упростить запоминание, сделать его надежнее и облегчить воспроизведение (вспоминание) запомненной информации. Эти механизмы можно назвать законами памяти. Вот главные из них:
Закон внимания. Жалуетесь, что не можете что-либо вспомнить? А были ли приложены усилия для запоминания? Может быть, во время запоминания вы еще и телевизор смотрели? Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Далее перечислено несколько факторов, которые негативно влияют на сохранение информации в памяти и которые нужно по возможности исключить:
Посторонние мысли
Отвлекающие воздействия (шум, радио, ТВ, звонки, …)
Спешка
Закон яркости. Лучше всего запоминается все яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.
Закон значимости. По значимости для человека информацию можно разделить на три группы. В первую попадает жизненно важная информация (режим питания, знания об опасностях,…). Она запоминается без усилий и практически навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается относительно легко. К третьей группе относится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего. К сожалению, такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов, облегчающих запоминание:
Закон интереса.
Закон мотивации. Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстрое продвижение по службе, победа в викторине и т. д. Тогда информация временно перейдет во вторую группу и будет запоминаться значительно надежнее.
Закон деятельности. Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее с чем-то и т. п.
Закон понимания и осмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая — практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.
Закон предыдущих знаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков, … Поэтому, чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминается новая информация по этой теме. И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что чтобы запоминать лучше, запоминайте больше.
Закон настройки и установки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего, решите для себя, сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию, позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминанием вспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен, например.
Закон тормозов памяти. Существуют два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие данных процессов связано с тем, что даже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозгу идут процессы ее усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации по запоминанию:
Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.
Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессов торможения.
Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.
Следующие два закона позволяют упростить вспоминание информации.
Закон временного слоя. Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужная информация.
Закон тематического слоя. Еще одним из слоев памяти является тематический. Вся информация по сходной тематике хранится в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию.
Надеюсь, что описанные в этой статье законы позволят вам более легко и надежно запоминать все, что вам хочется. Удачного вам запоминания!
Люди шутят: «Единственное, что мы действительно “учим” в школе – это как запоминать информацию». Если вы спросите обычных прохожих на улице, как быстро запоминать вещи, большинство из них, вероятно, скажет вам: «Повторение – мать учения!». Как выяснялось, они очень далеки от истины.
Ниже приведено 9 универсальных шагов к овладению искусством запоминания.
Прежде чем мы начнем, вам нужно выяснить, к какому типу учеников вы относитесь: аудиал, визуал или эмпирический ученик? Если вы лучше всего воспринимаете информацию на слух, то наиболее эффективный способ для вас, чтобы понять и запомнить, это услышать. Как вы могли догадаться, визуальные учащиеся лучше запоминают увиденную информацию, а эмпирические типы обучаются от событий и переживаний.
Большинство из нас представляет собой сочетание, по крайней мере, двух этих категорий. И мы будем обозначать, какой способ запоминания является наиболее выгодным для вашего стиля обучения.Шаг 1: Подготовка
Для оптимизации процесса запоминания, обратите пристальное внимание на то, в какой среде вы находитесь. Для большинства людей – это означает необходимость выбирать место, с небольшим количеством отвлекающих факторов. Хотя некоторые люди могут без проблем ускорять процесс поглощения информации в общественных местах. Выяснив, какая обстановка является идеальной для вашего обучения, вы можете начать работу.
Далее, выпейте чашку чая. Научные исследования подтверждают, что зеленый чай является природным катализатором для улучшения памяти.
Механически говоря, наша способность воспроизводить информацию сводится к силе между нейронами в нашем сознании, которые соединены синапсами. Чем больше вы тренируете синапсы (повторяя), тем сильнее, в результате, способность к запоминанию.
Когда мы становимся старше, токсичные химикаты приводят к повреждению наших нейронов и синапсов, что ведет к потере памяти и даже болезни Альцгеймера. Зеленый чай содержит вещества, которые блокируют токсины и заставляют ваш мозг работать должным образом намного дольше.
Шаг 2: Сделайте аудиозапись того, что вы хотите запомнить
Это особенно полезно, если вы пытаетесь запомнить информацию из лекции. Используйте диктофон, для отслеживания всех приобретенных фактов, и слушайте аудиозапись дома. Если вы пытаетесь запомнить слова, запишите их во время чтения вслух и прокрутите несколько раз подряд. Очевидно, это наиболее полезный способ для слуховых учеников. Аудиозапись гарантирует, что вы получите больше контекста из лекции, что, в свою очередь, поможет выучить материал намного быстрее.
Шаг 3: Запишите информацию на бумагу
Перед тем как начать, попытайтесь вспомнить информацию самостоятельно, а затем запишите в тетрадь и перепишите еще раз. Это поможет вам лучше ознакомиться с материалом, который вы пытаетесь запомнить. Записывая, одновременно слушайте свой магнитофон – так вы сможете сохранить больше данных и мелких фактов.
Этот способ запоминания будет наиболее эффективным для эмпирических учащихся.
Екатерина Додонова
Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230
1. Поймите
Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.
Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.
По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.
Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.
2. Придумайте ассоциацию
Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.
Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?
Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.
Пальцы | Ассоциация |
Большой | «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная |
Указательный | «Эмоции». Используйте только позитив |
Средний | «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой |
Безымянный | «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения |
Мизинец | «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике |
Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.
3. Обманите магическое число 7 ± 2
Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.
Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.
По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.
4. Повторяйте правильно
Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.
Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.
5. Настройтесь
Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.
Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.
Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .
Приятного чтения и отличной вам памяти!
Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Чтобы разобраться в методиках, позволяющих мгновенно и навсегда запоминать факты, корреспондент встретился с группой ученых и чемпионами турниров по запоминанию.
Ведущие мировые эксперты по вопросам памяти заставляют меня стесняться своих скромных возможностей. Бен Уотли, например, рассказал мне о знаменитом мнемонисте по имени Маттео Рикки.
Живший в XVI в. священник-иезуит стал первым европейцем, который выдержал в Китае экзамен для чиновников высшего уровня.
Этот экзамен представлял собой весьма мучительное испытание и включал, в числе прочего, запоминание огромного массива текстов классической поэзии. На выполнение этой задачи могла уйти вся жизнь.
«Лишь 1% испытуемых выдерживал эти экзамены, и все же Рикки сумел сдать их через 10 лет, хотя до этого не знал ни слова по-китайски».
Может ли психология наделить нас способностью столь же блистательно владеть нашей собственной памятью? Именно такую цель ставит перед собой Уотли.
Совместно с бывшим чемпионом по запоминанию Эдом Куком он уже разработал учебное приложение Memrise, в котором применяются некоторые принципы мнемоники.
Теперь они объединили усилия с исследователями из Университетского колледжа Лондона ради поиска путей и способов усовершенствования своих приемов.
Они обратились к экспертам в сфере памяти и попросили их провести серию экспериментов для того, чтобы выявить самый легкий и наиболее эффективный метод запоминания новой информации.
Какой способ выбрать
Первый раунд. Задача, поставленная перед участниками соревнования, на первый взгляд, проста, говорит Розалинд Поттс из университетского колледжа Лондона: «Если у вас есть всего один час на запоминание 80 слов, что вы будете делать, чтобы вспомнить их через неделю?» Задача усложняется тем, что ученые выбрали 80 слов из литовского языка.
Участников эксперимента разделили на две группы. В одной они пользовались специальными методиками запоминания слов (их подсказывали ученые), в другой группе участники не прибегали к каким-либо приемам.
Некоторые методики не смогли привести к улучшению запоминания и последующего воспроизведения информации. «Это показывает, насколько трудно перевести научные принципы в процесс реального обучения», — говорит Дэвид Шэнкс, также представляющий университет.
Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чтобы лучше запоминать информацию, признайтесь себе в том, что вы далеко не все знаете
Серьезным препятствием оказалась скука: член одной из команд уснул во время часовой сессии по запоминанию слов, несмотря на то, что ему и его коллегам платили за участие в опыте пирожными.
«Такое случается», — говорит Яна Уайнстайн из Университета штата Массачусетс Лоуэлл, которая входила в состав коллегии судей.
Тем не менее, многие команды сумели кое-чему научиться в ходе эксперимента. Некоторые участники смогли запомнить в два раза больше слов — вместо того, чтобы замкнуться на одном единственном приеме, они, как правило, использовали сочетание нескольких методик.
Признание собственного невежества
Самопроверка – один из самых надежных способов улучшить память.
Для меня удивительной и потенциально полезной оказалась уловка под названием «ошибочное воспроизведение».
Участников опыта без предварительной подготовки заставляли догадываться о значении тех или иных литовских слов.
«В первый раз они всегда ошибались», — говорит Шэнкс. Однако, как показали психологические исследования, первоначальные ошибки приводят к тому, что потом слова — в правильном значении — хорошо запоминаются.
«Этот способ дает значительно более ощутимые результаты, чем простое заучивание слов».
Простое признание собственного невежества, как выясняется, стимулирует память и позволяет усваивать в два раза больше информации по сравнению с теми группами, которые не пользуются этим методом.
В психологии известно, что если немного усложнить задачу, это может усилить концентрацию внимания и заложить более прочные основы для последующего запоминания и воспроизведения информации.
Скольжение по волнам памяти
Чрезмерные занятия ведут к пустой трате времени. Некоторые участники разработали алгоритмы, которые позволяли определить уровень усилий, необходимых для запоминания и воспроизведения каждого из 80 слов.
Можно пойти другим путем и положиться на собственную интуицию при составлении графика обучения, устанавливая все более долгие паузы между сеансами самопроверки и работы над ошибками.
Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чем больше вы взаимодействуете с информацией, тем выше шансы, что вы сможете все запомнить
Один из наставников устраивал короткие перерывы для участников эксперимента и показывал им водопад на видео (по задумке отдых должен был способствовать запоминанию).
Безусловно, когда вы учитесь, нужно делать короткие перерывы, чтобы усталость не могла снизить ваши природные способности.
Принцип «шведского стола»
Можно поддаться соблазну рассортировать материал блоками по темам и заучивать эти блоки один за другим. Так, некоторые наставники и поступили – организовали слова по категориям и темам.
Однако одна из команд пришла к выводу, что повторение всех 80 слов по кругу также может быть эффективным методом. Как отмечает Бен Уотли, чемпионы турниров по запоминанию запоминают последовательность карт в колоде схожим способом. Они быстро просматривают всю колоду вместо того, чтобы делить ее на блоки и запоминать их каждый по отдельности.
Если такой способ кого-то смущает, опыты показывают, по меньшей мере, одно: учебные занятия необходимо разнообразить. Лучше уделять время изучению разнообразных предметов и освоению различных навыков, чем концентрироваться на одном единственном предмете. Представьте себе, что вы пробуете разные блюда со шведского стола, а не заказываете обед, выбрав что-то из меню.
Занимательные истории
Любая форма «развития темы» способ активировать связи между нейронами и отпечатать информацию в памяти. Один из наставников предлагал участникам сочинить короткий рассказ с использованием слов, которые они должны были выучить. Кук и Уотли были приятно удивлены, когда обнаружили, что одна команда применила метод «дворца памяти». Это способ запоминания путем привязки слов к предметам в хорошо известном вам месте, например, в собственной квартире.
Разработанная ими программа покажет вам картинку комнаты и предложит вам литовское слово lova – кровать. Вы можете представить свою возлюбленную на диване. Как только вы организуете процесс запоминания, вы сможете проделать все ваши шаги в обратном порядке и легко вспомнить нужное слово.
Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Ниточка на пальце и крестик, нарисованный на внутренней стороне запястья, помогут не забыть о мелких, но важных делах
Именно этот способ помог иезуиту Маттео Рикки овладеть китайским языком на таком продвинутом уровне. Он же лежит в основе способности Кука запомнить 2265 двузначных чисел меньше, чем за полчаса. Компьютерная программа Кука и Уотли упрощает процесс, доводя его почти до автоматизма. «Если наш способ победит, это станет серьезным открытием», — говорит Кук.
И все-таки сложно отделаться от мысли, что эти способы очень далеки от того, в чем мы нуждаемся в повседневной жизни. Выполняя предыдущее задание, я попытался с помощью мнемотехники выучить примерно 1000 датских слов. И хотя эти приемы помогли мне запомнить слова по отдельности, я так и не смог начать употреблять эти слова в полете, в баре или ресторане.
Кук соглашается, что это всего лишь первый шаг. Подобные техники, по его словам, могут лишь создать основу тренировки памяти. Тот же метод позволяет легче учить не только языки, но и любые другие дисциплины – историю, математику. «Повторные проверки, увеличение интервала между тестами – эти методики работают почти в каждом случае», — говорит он.
Обучающие игры
Судьи надеются, что смогут проводить соревнования ежегодно по мере того, как они будут совершенствовать искусство памяти.
В будущем могут появляться новые изобретательные подходы, заслуживающие внимания. Шэнкс, например, упоминает один проект, который не был допущен в этом году, но может оказаться многообещающим в будущем.
«Они разработали видеоигру, в которой нужно сбивать космические корабли в небе. Совершенно случайно, на этих кораблях написаны литовские и английские слова, — рассказывает он. — По-моему, блестящая идея».
Истинный вызов для экспертов в области памяти состоит, однако, не только в том, чтобы сделать учебу быстрой и эффективной.
Как известно каждому студенту, главное препятствие в учебе — это отвлекающие факторы, будь то мысль отправиться позагорать в парке или включить телевизор. Может потребоваться множество новых состязаний, прежде чем удастся преодолеть это препятствие.
На протяжении жизни человеку приходится чему-то учиться. А процесс обучения, как известно, часто связан с необходимостью запомнить большой объем информации за короткое время . Для одних людей это совсем не проблема, в то время, как другие испытывают некоторые трудности, особенно если в тексте встречаются незнакомые слова, термины, тяжелые для восприятия фразы.
Конечно, сегодня существует множество записывающих приборов, однако не всегда мы можем их применить. А информации в современном мире такое количество, что лучше всего удерживать ее в самом надежном месте, а именно – в своей голове.
Достаточно один раз усвоить , как запомнить большой объем информации за короткое время, и это умение будет выручать вас в любой ситуации. Например, в школе или в институте, во время повышения квалификации на работе, перед экзаменом в ГАИ. Здесь главное настроиться на результат, прочитать несколько полезных рекомендаций и тут же применить их на практике. Предлагаем вам прямо сейчас узнать, как быстро запомнить большой объем информации.
Знакома ли вам ситуация, когда необходимо быстро запомнить большой объем информации, а времени при этом очень мало? Что вы при этом испытываете? Начинаете паниковать? Чувствуете себя двоечником, который в свое время прогуливал уроки, а теперь вдруг взялся за ум и решил усвоить весь пройденный материал.
Не стоит огорчаться. Даже если у вас не идеальная память, существуют специальные методики, позволяющие выучить большой объем информации за короткое время , будь это объемный параграф учебника, текст вашего публичного выступления либо презентации или целая сотня экзаменационных билетов.
Запоминание может быть механическим, требующим зазубривания или логическим, то есть осмысленным.
Рассмотрим основные способы восприятия и воспроизведения информации.
- Метод зубрежки . Он подходит далеко не всем, хотя и помогает быстро запоминать информацию. Однако она так же быстро выветривается из нашей головы , оставляя лишь приятные напоминания в виде хорошей оценки или похвалы.
- Метод пересказа . Все очень просто: вы читаете текст и готовите подробный пересказ. При этом лучше всего усадить перед собой благодарного слушателя . Таким образом, вы не позволите себе расслабиться и будете подсознательно подбирать необходимые слова и четкие формулировки.
- Метод записывания . Хорошие студенты пишут конспекты. А знаете почему? Это очень хороший способ упорядочить и систематизировать информацию . Даже если вы пропустили лекцию, не поленитесь переписать или составить краткий конспект. Во-первых, вся необходимая информация будет у вас под рукой, а во-вторых, вы будете вести рассказ по четко составленному плану, который визуализируется в вашей голове. К тому же, записывание способствует лучшему запоминанию.
- Метод повторения . Мысленно повторяйте пройденный материал, стихотворение или выученные экзаменационные билеты.
- Чтение вслух . Некоторым помогает именно этот метод. Важно прочитать текст несколько раз, осмыслить его . Можно разбить прочитанное на абзацы и применить метод пересказа.
- Метод «запоминания места» . Попробуйте вспомнить обстановку , при которой вы получали информацию, возможно, вам необходимо сосредоточится на запахах, окружающих предметах, пейзажах.
Как быстро запоминать информацию с помощью визуальных образов?
Техника осмысленного запоминания информации называется мнемоника. Существует несколько секретов мнемотехники , которые помогают лучше запоминать информацию:
- Постарайтесь преобразовать информацию в образы . Причем живые картины могут вызывать не только стихотворения – с помощью образов можно запоминать даты, таблицы, графики и даже формулы. Для этого, конечно же, необходимо подобрать качественный и наиболее подходящий образ. Здесь можно использовать метод ассоциаций, основанный на соответствии цвета, формы, подбирать аббревиатуры, создавать небольшие истории.
- Рисуйте в голове яркие картины . Не бойтесь применять фантазию – пускай ваши образы движутся, взаимодействуют, выстраиваются в цепочки. Так одна информация будет постепенно исходить из другой, создавая законченную картину.
- Остановитесь на деталях . Постарайтесь подробно описывать тот предмет, о котором говорите. Вспоминайте его особенности и характерные признаки. Например, вам необходимо рассказать о мобильном телефоне. Перечислите его составляющие детали: дисплей, клавиши, разъем для зарядки, динамик, микрофон.
Видео уроки: как быстро запоминать большой объем информации?
8 простых способов запомнить новую информацию
Наш мозг постоянно учится чему-то новому, когда мы учимся, работаем и даже отдыхаем. Вы можете запоминать иностранные слова, учиться играть на гитаре или выяснять, как использовать CRM-систему. Изучение новых навыков не всегда легко или приятно, но есть способы ускорить этот процесс.
Как улучшить память
Чтобы эффективно учиться, не обязательно тратить 24 часа в сутки на чтение книг. Наоборот, важно соблюдать баланс между работой и отдыхом. Сон и регулярные физические упражнения важны не только для физического здоровья, но и для работы мозга, в том числе памяти.
Высыпайтесь
Взрослому человеку необходимо спать от 7 до 9 часов в сутки. Достаточное количество сна важно для всех органов и систем организма, в том числе для головного мозга.
Невролог и ученый Мэтью Уокер говорит в книге «Почему мы спим: новая наука о сне и сновидениях», что сон в ночь перед школой обновляет способность мозга создавать новые воспоминания, а после школы закрепляет полученные знания. Например, когда вы спрашиваете себя: «Должен ли я редактировать свое эссе всю ночь или мне лучше поспать?» — всегда выбирайте второй вариант и делайте всю свою работу днем. По сравнению с тем же временем бодрствования сон увеличивает способность человека запоминать информацию на 20-40%. И именно ранний ночной сон более важен для сохранения памяти. Так что, если вы много учитесь, лучше не ложиться спать слишком поздно.
Упражнения
Упражнения полезны для мозга. Когда вы тренируетесь, ваши клетки получают больше кислорода. Упражнения повышают синаптическую пластичность и стимулируют выработку факторов роста нервов, что помогает мозгу создавать новые нейронные связи.
Если вы хотите быстрее запоминать информацию, выбирайте высокоинтенсивные аэробные упражнения — ученые предполагают, что они лучше влияют на память, чем умеренные физические нагрузки.
Учиться вовремя
Учиться мы привыкли с детства – во многих странах школьные занятия начинаются в восемь часов. Но некоторые исследователи считают, что читать книги следует позже. Например, ученые из Университета Невады в США и Открытого университета в Великобритании пришли к выводу, что занятия в вузах должны начинаться в 11-12 часов.
Клинический психолог Михаэль Бреус в своей книге «Всегда вовремя» предлагает учитывать хронотип — индивидуальную особенность циркадных ритмов организма — при выборе оптимального времени для занятий. Некоторые люди лучше запоминают новую информацию с 22:00 до 14:00, а другие — с 16:00 до 22:00. Бреус никому не рекомендует проводить ночь за учебой: с 4:00 до 7:00 информация усваивается хуже всего.
Понаблюдайте за собой и постарайтесь найти время, когда вам легче воспринимать что-то новое.
Как быстрее запоминать информацию
Делать заметки.
Письмо помогает выделить важную информацию, а также побуждает нас искать новую информацию. Когда мы пишем, в игру вступают различные когнитивные механизмы: повторение, подкрепление и критическое осмысление нового материала.
Среди ученых нет единого мнения, что лучше делать – на бумаге или на ноутбуке. Американские психологи Пэм Мюллер и Дэниел Оппенгеймер считают, что лучше писать от руки. Они провели исследование и обнаружили, что студенты, которые печатали в блокноте, пытались дословно записать лекцию. А те, кто пользовался блокнотом и ручкой, были вынуждены переформулировать информацию своими словами, что пошло им на пользу. Несколько лет спустя исследователи из Кентского государственного университета повторили эксперимент и пришли к выводу, что польза от письма от руки незначительна.
Если вы привыкли работать на ноутбуке, наверное, не стоит от него отказываться. Главное анализировать информацию и записывать основные идеи и концепции в свои заметки, а не просто перепечатывать лекцию или видеоурок.
Используйте метод интервального повторения
В конце 1880-х годов немецкий психолог Герман Эббингауз начал изучать память и вывел закономерность, которая сейчас называется кривой забывания Эббингауза. Он обнаружил, что после дня обучения человек забывает больше половины информации, а через неделю запоминает только 20%. Итак, чтобы что-то запомнить, нужно это повторить. Вы, наверное, и сами это замечали, когда запоминали исторические даты или иностранные слова.
Один из известных алгоритмов, основанный на принципе интервального повторения, придумал Петр Возняк. Называется Суперпамятка. Метод довольно сложный, но в общих чертах его можно представить так:
Первое повторение через день.
Второе повторение через неделю.
Третье повторение через 16 дней.
Четвертая повторность через 35 дней.
Карточки работают по похожему принципу. На одной стороне вы пишете дату, слово или термин, который хотите запомнить, а на другой стороне вы пишете объяснение к нему. Карточки можно сделать на бумаге или в приложениях на телефоне.
Объяснить другим
Делиться знаниями — это эффективный способ запоминать новые вещи. Когда вы излагаете то, что узнали, своими словами, ваш мозг лучше понимает информацию и систематизирует ее. А чтобы процесс был интересным, можно использовать разные методы — например, лекции, викторины, игры, презентации.
Обмен информацией не только помогает лучше ее запомнить, но и позволяет по-новому взглянуть на предмет и наладить контакт с единомышленниками. Людей, заинтересованных в преподавании и обучении, объединяет Русское общество «Знание». Общественная организация проводит бесплатные лекции, выставки и вебинары, обучает пенсионеров компьютерной грамотности, оказывает поддержку учителям и ученикам.
Сейчас «Знание» проводит ежегодный конкурс «Лучший преподаватель», который позволяет специалистам проявить себя и получить доступ к новой аудитории. Первый этап уже завершен – по его результатам были отобраны 50 талантливых конкурсантов из разных уголков России. Осенью они поборются за звание лучшего лектора.
Держитесь подальше от многозадачности.
Современный мужчина часто берет в руки смартфон, чтобы ответить на сообщение или просто проверить ленту социальных сетей, работая над какой-то задачей. В некоторых ситуациях способность к многозадачности может быть полезна, но когда дело доходит до изучения нового навыка или запоминания информации, лучше сосредоточиться на чем-то одном за раз.
Многозадачность снижает эффективность, особенно когда речь идет о сложных или незнакомых вещах. Человеку требуется дополнительное время, чтобы каждый раз переключаться между задачами. Некоторые исследователи считают, что многозадачность негативно влияет как на рабочую, так и на долговременную память.
Использование мнемонических приемов
Мнемонические приемы помогают лучше запоминать информацию, создавая ассоциации. Вы наверняка сталкивались с этими техниками. «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан» — известная мнемоническая фраза, которая помогает детям запомнить цвета радуги.
Выучить правило или термин иногда помогают стихи (другой пример из школы «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»). А для запоминания слов можно придумать ассоциации. Например, если вам нужно выучить слово serve (слуга), представьте себе сервант, рядом с которым стоит слуга с подносом. Ассоциация может быть абсурдной или смешной — чем ярче образ, тем легче его запомнить.
10 способов запомнить то, что вы изучаете
Каждому, кто хоть раз сдавал экзамен, знакомо это щемящее чувство: почему я не могу вспомнить, что изучаю? Это особенно актуально, когда вы смотрите на вопрос, на который уверены, что знаете ответ.
Трудности при запоминании информации и учебных материалов — распространенная проблема, с которой сталкиваются люди во всем мире (особенно студенты, сдающие экзамены под высоким давлением). К счастью, это никак не связано с потерей памяти (несмотря на то, в чем я убедился в университете). Однако попытка запомнить и запомнить все, читая и перечитывая учебники, — не единственный и не самый эффективный ответ.
Помимо различных техник и методов, таких как Зеттелькастенский метод для расширения и управления вашими знаниями или конкретных приложений, полезных в качестве образовательных инструментов, есть несколько приемов, которым вы можете научиться самостоятельно, чтобы помочь вам запомнить информацию, которую вы изучаете.
В этой статье мы углубимся в то, как работает ваша память, как вы усваиваете и запоминаете информацию и как превратить свой мозг из сита в чемодан с советами по запоминанию того, что вы изучаете.
Как работает ваша память?
Процесс создания воспоминаний состоит из трех этапов:
- Кодировка
- Хранение
- Поиск
Кодировка:
Кодирование — это процесс заучивания новой информации. Именно так информация принимается, понимается и изменяется для облегчения ее хранения. Информация, которую мы запоминаем, обычно кодируется с использованием одного или нескольких методов, перечисленных ниже:
1. Визуальное кодирование (как что-то выглядит)
2. Акустическое кодирование (как что-то звучит)
3. Семантическое кодирование (что-то означает)
4. Тактильное кодирование (как что-то ощущается)
Хотя информация обычно вводится в систему памяти через один из этих каналов, форма, в которой она хранится, может отличаться от исходной закодированной формы.
Хранение:
Хранение относится к тому, как, где, сколько и как долго информация «хранится» в нашей системе памяти.
Существует два вида памяти: кратковременная память (STM) и долговременная память (LTM).
Закодированная информация сначала сохраняется в кратковременной памяти, затем, при необходимости, в долговременной памяти. Было высказано предположение, что акустически закодированная информация в основном хранится в нашей кратковременной памяти и может поддерживаться там только посредством постоянного повторения. Если информация, хранящаяся в STM, остается без присмотра в течение длительного периода времени, она может быть забыта. Поскольку кратковременная память длится всего 15–30 секунд, для улучшения памяти ее необходимо повторять и тренировать на регулярной основе. Кроме того, STM хранит только от пяти до девяти единиц информации одновременно.
Долговременная память, с другой стороны, обладает большой емкостью и может хранить информацию неограниченное время. LTM в основном используется для хранения семантически закодированной информации. Однако LTM также хранит информацию, которая была закодирована визуально или акустически. Точно так же, как информация STM, упражнения имеют значение с информацией LTM. Информацию необходимо вспоминать и тренировать регулярно (или, по крайней мере, полурегулярно), чтобы лучше запомнить то, что вы изучаете.
Этот процесс поиска часто определяет, насколько хорошо учащиеся справляются с заданиями по проверке запоминания.
Поиск:
Извлечение — это процесс, с помощью которого люди получают доступ к информации, которую они запомнили (или «сохранили»).
Информация, хранящаяся в STM и LTM, извлекается по-разному из-за различий в их возможностях. Данные STM, например, извлекаются в том порядке, в котором они были сохранены (например, последовательный список чисел).
В отличие от этого, LTM можно получить через ассоциацию (например, запоминание места, где вы припарковали машину, вернувшись к входу, через который вы вошли в магазин).
Мы можем разделить воспоминания на два типа: декларативные/явные и недекларативные/неявные.
Декларативные или явные воспоминания обычно относятся к процессу преднамеренного сохранения информации по определенной причине. Недекларативные или имплицитные воспоминания — это те, которые мы создаем подсознательно. Например, способность завязывать шнурки или ориентироваться в продуктовом магазине.
Создание и хранение воспоминаний — сложный процесс, в котором задействованы многие участки мозга. На него влияют все наши чувства, а также эмоции, связанные с первоначальным опытом.
Уловки для обучения и запоминания
Важно отметить, что не существует особого надежного трюка с памятью, чтобы запомнить то, что вы изучаете. Поскольку в мозгу есть несколько триггеров памяти, активируемых различными раздражителями, каждый реагирует по-разному. Это особенно важно для студентов, которые хотят быстро учиться и запоминать.
Студенты являются прекрасным примером группы людей, которые должны изучать, хранить и запоминать огромное количество информации (большую часть времени в довольно стрессовых условиях). Из-за этого у учащихся могут возникнуть трудности с запоминанием и воспроизведением информации. Это может вызвать у многих ощущение: «Я не могу вспомнить ничего из того, что изучаю».
Изучение хороших привычек в учебе и методов запоминания может помочь вам избежать негативных последствий забвения того, что вы изучаете, таких как разочарование и низкая самооценка. Например, знание того, как делать умные заметки, является хорошей техникой для практики запоминания всего, что вы изучаете.
Хотя изучение и повторное изучение информации работает до определенного момента, существует ряд других лайфхаков, когда речь идет о том, как научить свой мозг запоминать почти все.
Мы составили краткое руководство с несколькими примерами лучших способов запомнить то, что вы изучаете. Может потребоваться некоторое время, чтобы научиться обманывать свой мозг, чтобы он запоминал практически все, но, надеюсь, вы найдете что-то, что поможет вам максимально использовать способности вашего мозга.
1. Постарайтесь понять информацию
Это может показаться очевидным, но понимание того, что вы прочитали, существенно влияет на то, как запомнить то, что вы изучаете.
Легче запомнить информацию, которая организована и имеет для вас смысл. Если вы обнаружите, что не понимаете материал, потратьте некоторое время на его изучение, прежде чем пытаться его запомнить.
Это также помогает связать информацию, которую вы пытаетесь запомнить, с чем-то, что вы уже знаете.
Материал, который связан с другими понятиями, намного легче выучить и запомнить, чем те, которые не связаны. Если очевидной связи не существует, проявите творческий подход и создайте сумасшедшую связь. Иногда лучший способ запомнить то, что вы изучаете, начинается с чего-то безумного.
2. Используйте мысленный взор
У большинства людей есть «мысленное зрение». Другими словами, способность представлять картинки и визуальные эффекты в целом. При обучении тому, как запоминать то, что вы изучаете, использование изображений, помогающих нам запоминать информацию, является очень эффективным методом.
Доктор Джулия Шоу, психолог и ученый из Университетского колледжа Лондона, советует людям обращаться к «сочным мысленным образам», которые задействуют все их чувства и вызывают сильные эмоции. В своей книге «Иллюзия памяти » доктор Шоу объясняет, что зрительные воспоминания лучше запоминаются, когда вызывают сильные эмоции, иногда даже неприятные. Связывая данные с изображениями, процесс извлечения из памяти упрощается.
3. Учитесь небольшими порциями
Здравый смысл говорит о том, что легче запоминать вещи, когда они разбиты на более мелкие, более управляемые части. Это правило распространяется на все виды информации, от телефонных номеров до списков лексики или грамматических правил.
Последовательность чисел, например, может быть разбита на наборы из четырех, которые затем могут быть прикреплены к изображениям. Комбинируя числа с изображениями, вы создаете связь между ними, и это помогает вашей памяти.
4. Сожмите кулаки
Исследования показали, что сжатие кулаков оказывает стимулирующее воздействие на лобные доли, облегчая запоминание и воспроизведение информации.
Сжатие правого кулака увеличивает активность левого полушария лобной доли, в то время как сжатие левого кулака оказывает аналогичный эффект на правое полушарие.
5. Используйте свой нос
Многие люди испытали всплеск воспоминаний, который возникает, когда они пересекаются с кем-то, кто пользуется теми же духами, что и родственник или другой знакомый. Способность аромата вызывать в воображении почти забытые воспоминания просто невероятна.
Наше обоняние — одно из самых мощных чувств. Использование этого в качестве учебного лайфхака может потребовать немного творчества, но оно гарантированно будет эффективным.
6. Умные перерывы
Как подготовиться к тесту и запомнить все, что вы узнали, начинается с того, как вы относитесь к своему мозгу и, следовательно, к себе.
Очень легко может показаться, что лучший способ запомнить то, что вы изучаете, — это заставить себя учиться часами. Однако, хотя этот подход может работать для некоторых, для остальных это ненадежный и нездоровый метод запоминания информации.
Так же, как обычный компьютер может перегреться при чрезмерном использовании, так же может перегреться и ваш мозг. У вас может быть фантастическая операционная система с большой вычислительной мощностью, но в какой-то момент желательно сделать перерыв, чтобы ваша система «остыла». И не просто перерыв, научиться делать «умный» перерыв — отличная привычка, если вы хотите научиться запоминать то, что изучаете.
Пейте много воды, питайтесь здоровой пищей (вместо перекусов нездоровой пищей) и занимайтесь медитативными и дыхательными упражнениями — все это отличные способы улучшить общую память. Было доказано, что при обучении тому, как учиться и запоминать, упражнения, особенно кардиотренировки и тренировки с отягощениями (например, с отягощениями), очень полезны. Было показано, что физические упражнения улучшают нашу память и способности к обучению, потому что они помогают создавать нейроны в областях, связанных с памятью. Чтобы войти в такой учебный ритм, может потребоваться некоторая тренировка (и, возможно, сила воли). Тем не менее, поиск лучшего «умного» метода перерыва для вас может иметь долгосрочные преимущества для вашего общего состояния здоровья и памяти.
Для меня организация здорового перерыва — лучший способ запомнить то, что вы изучаете.
7. Построить Дворец Памяти
Концепция дворца памяти или дворца разума, впервые использованная тысячи лет назад, недавно вновь набрала обороты и может действительно работать. Это, безусловно, творческий и впечатляющий навык, когда вы смотрите на то, как запоминать то, что вы изучаете!
Предпосылка аналогична использованию мысленных образов для хранения и сортировки полученной информации и других воспоминаний. Этот процесс немного более сложный и всеобъемлющий.
«Спортсмены памяти», участвующие в ожесточенных соревнованиях умственных способностей, часто используют дворец памяти/разума, чтобы облегчить кодирование и запоминание. Использование знакомой среды для хранения информации может быть чрезвычайно эффективным, как бы необычно это ни звучало.
Дворцом памяти/разума может быть любое место, которое вы хорошо знаете, например, ваш дом или квартира, ваша спальня или даже рабочее место. Прогуливаясь по пространству (мысленно), вы можете размещать фрагменты информации в разных местах, позволяя вашему разуму связать их вместе и облегчить запоминание.
8. Хорошего сна
Бессонная ночь — это, безусловно, клише, которое студенты хорошо знают, особенно в преддверии важного экзамена. Тем не менее, неудивительно, что получение достаточного количества качественного сна полезно, когда речь идет об обучении и запоминании информации.
Однако многие из нас не знают, что вы можете использовать сон, чтобы стратегически улучшить свою память. Исследование показало, что люди, которые хорошо выспались сразу после того, как выучили несколько имен и лиц, лучше запоминали и вспоминали, чем те, кто не засыпал.
Роль сна в обучении и запоминании информации проявляется как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Напряженный график, который приводит к хроническому недосыпанию, негативно влияет на концентрацию и способность запоминать информацию. В краткосрочной перспективе доказано, что стратегический сон может улучшить запоминание только что изученного материала.
9. Использование мнемоники
Мнемонические устройства работают, связывая информацию, которую вам нужно запомнить, с другой фразой, изображением или другими данными. Использование памяти, которая уже существует, в качестве ссылки на новую изученную информацию облегчает обучение и запоминание.
Одним из примеров является мнемоника, используемая студентами-музыкантами для запоминания последовательности диезов и бемолей в различных тональностях.
Предложение «Битва кончается, и отец Чарльза идет вниз» представляет собой порядок нот-бемолей в любой заданной тональности. В перевернутом виде («Отец Чарльз спускается и заканчивает битву») поговорка относится к порядку диезов в любой заданной тональности.
10. Разговор с самим собой
Хотя этот совет звучит немного эксцентрично, когда речь идет о том, как учиться запоминать, исследования показали, что разговор вслух при изучении информации улучшает кодирование и запоминание до 10%.
Исследования также показали, что разговор вслух способствует познавательной деятельности в более общем смысле. Участники исследования, глядя на экран, могли быстрее выбрать конкретный объект, когда произносили название вслух.
Заключительные мысли
Суть в следующем: Ваш мозг запоминает вещи, когда к ним присоединяются ассоциации, и обучение не должно включать в себя запоминание огромных объемов текста или бесконечных фактов.