Степень адаптации к детскому саду: Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному учреждению.

Три степени адаптации к детскому саду.

Три степени адаптации к детскому саду.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

 

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами)
    ;
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет»
    подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей.

При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

< Предыдущая   Следующая >

Степени адаптации

Лёгкая степень адаптации   

 

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушается, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.  Отношение к детям может быть безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроки не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации    

 

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания  в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально – возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.  Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только  в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение полтора- двух недель.

 

 

 

 

Тяжёлая степень адаптации    

 

Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от  еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально – возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности, речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

 

Вернуться к консультациям>>>

 

Od porodice do vrtića – лако-кроз-процесс адаптации

Koliko je stresan susret sa vrtićem?

Polazak u vrtić представитель не samo важно период u procesu razvoja deteta, već i veliku promenu u funkcionisanju čitave porodice. Iako je ovaj događaj sastavni deo života skoro svakog deteta, on često može biti stresan, jer iziskuje prilagođavanje na nove okolnosti, kako deteta tako i roditelja. Koliko je polazak u vrtić značajan događaj u životu deteta, shvatićemo ukoliko se prisetimo da on predstavlja njegovu prvu pravu obavezu, sličnu onoj kakvu imaju mama i tata kada se svakoga dana pripremaju za posao, ili onoj kada brat i sestra odlaze u školu.

Istraživanja pokazuju da je proces Adaptacije nekada stresniji za roditelje (naročito mame) nego za samo dete. Takvi podaci razumljivi su, jer vrtić često znači i prvo duže odvajanje, ali i modifikaciju uloga koje su mama i tata imali do tada, a koje sada u velikoj meri preuzimaju vaspitači. Kada Goore O Stresu Roditelja Prilikom Adaptacije Dece na vrtić, Stručnjaci kao najstresnije Ističu представляет u dnevnom ritmu deteta (poremećaj sna, odbijanje hrane, pomenaavavashanju… promeneoge lehejegegegegegegegegege. Do susreta sa kolektivom dete je najčešće boravilo u zaštićenoj sredini i uslovima koje su roditelji mogli da kontrolišu, dok vrtić sa sobom nosi i novi raspored aktivnosti, nova pravila ponašanja, nove pristupe u rešavanju svakodnevnih briga i problema kako deteta tako i roditelja.

Можно ли проверить или адаптировать?

Znamo da ne postoje dva deteta koja se jednako razvijaju i jednako reaguju na promene, te je samim tim teško unapred predvideti kako će se tačno odvijati prilagođavanje konkretnog deteta na. Како će teći адаптация зависи от многих факторов, a najznačajniji su uzrast deteta, prethodno iskustvo u odvajanju od oditelja, odnosi sa roditeljima i način finkcionisanja deteta unutar porodice. U stručnoj literaturi se možemo susresti sa tri snovna type adication, i to: лака , адаптация средняя тежина и адаптация тешка .

Лаком адаптации smatra se ona u kojoj dete promene ne doživljava травматично, već najčešće u roku od dve nedelje prihvati nou sredinu, prilagodi se new дневном ритме и sa pozitivnim emocijama vortijama govoriči.

Adapatacija srednje težine ogleda se u produženom privikavanju deteta na kolektiv i boravak u vrtiću. Код ових адаптация деци йе потребно више времени да захвате новонастале окольности, да се опусте и без страха крену у коллектив. Srednje teška адаптация се često produži на период од mesec и vše dana, ali se najčešće završi jednako uspešno kao i laka Adaptacija.

Тешке адаптации се у praksi sreću veoma retko. One su često uslovljene nekim other Problemima i nepovoljnim činiocima, nevezanim za polazak deteta u vrtić. Teška адаптация ogleda se u nemogućnosti da dete prihvati boravak u kolektivu, da se prilagodi pravilima ponašanja i načinu funkcionisanja kakav postoji u vrtiću, te se javljaju poremećaji u ponašanju deteta, a vreme napkunocine dos boravka us

Яко се многие родители при первых проявлениях негативных эмоций детета према вртичу прибояваю да к знаку и тешку адаптацию, у пракси се у преко 80% случай адаптация заврши управо за две недели. Ono što bi svaki roditelj trebalo da zna jeste da ne postoji dete koje se nije adaptiralo i da su negativne emocije potpuno očekivane, normalne, a često i poželjne u prvim nedeljama odvajanja.

Како pripremiti dete za vrtić?

Премда се свакой адаптаджи приступа уз почтовых индивидуальных различий сваког детэта, искусство показуе одредэн тренд у могучим начать реагование детэта на адаптацию. Zbog toga je od velike važnosti pripremiti roditelje na Adaptaciju, jer ukoliko oni imaju sliku o njenim mogućim tokovima i znaju koje reakcije deteta mogu očekivati, utoliko će i njihov stres i strah od neuspeha biti usjacijašašaši manji, a sama Adaptaši manji, a sama Adaptaši manji.

Спасти за родителя, koji žele da pripreme sebe i svoje dete za vrtić:

  • Upoznajte vaspitače i prostor vrtića.

Pre polaska deteta u vrtić najbolje je upoznati se sa vaspitačima u čijoj grupi će ono boraviti. Ovaj susret je značajan, jer tom prilikom vaspitači mogu mnogo saznati o navikama i specifičnostima deteta, ali i upoznati roditelje sa procesom adaptacije u konkretnom vrtiću. Takođe, ukoliko je moguće, poželjno je da se dete upozna sa prostorom u kome će boraviti.

  • Обратитесь к дететому или вртичу.

Koliko god da dete ima meseci ili godina, čim roditelji donesu odluku o upisu u vrtić, potrebno je upoznati dete sa tom odlukom. Чтобы значи да родители позитивно говорить о ясличама/вртичу у присуству детэта (или самом детэту), уз объясняня како то изгледати полазак у вртич, како че дете тамо проводити время, али уз напомену да че мамаи татат

  • Складируйте кучни режим с ритмом активности у vrtiću.

Deca vole rutinu, jer se u njoj osećaju sigurno. Zbog toga je značajno raspitati se o dnevnom režimu aktivnosti u vrtiću (kada je ručak, spavanje, da li postoje pravila ponašanja…) i prilagoditi mu način funkcionisanja u porodici. Najbolje je već nekoliko nedelja pre polaska na Adaptaciju krenuti sa postepenim prilagođavanjem na satnicu spavanja i hranjenja u vrtiću (уколико се она разликуе од один код куче), како би дете имало часто да се прилагоди, а без осети. Deca koja od kuće dođu sa rutinom koja je slična onoj koja se poštuje u vrtiću mnogo se lakše adaptiraju, jer su jednu prepreku prevazišli i pre samog polaska u vrtić.

  • Издайте время для адаптации.

Adaptacija je proces čiji se tok nikada ne može unapred 100% predvideti, zbog toga je neophodno da roditelji barem prve 2 nedelje usklade svoje obaveze i izdvoje vreme za odsustvo s posla, boravak sa detetom u vrtiću ili dolazak po dete u dogovoreno vreme. U prvim danima dete u vrtiću ostaje kratko, ali je i pored toga od velike važnosti da roditelj dođe po njega tačno onda kada je sa vaspitačem договорорио (npr. за 15 минут). Tako se od prvog dana stvara osećaj da će mama ili tata doći, a strah da će biti napushteno i ostavljeno je u stvari i najjači strah s kojim se dete bori u Periodu Adaptacije.

  • Родитель для адаптации.

Često toga nismo svesni, ali je odnos roditelja prema vrtiću od ogromne važnosti za uspešnost adacije. Ukoliko roditelji nisu sigurni u svoju odluku, ukoliko gaje sumnje ili negativne emocije prema vrtiću, koliko god pozitivno pričali detetu o njemu ono će osetiti njihov strah i nesigurnost. Roditeljima nije lako da se izbore sa svojim strahovima i osećajem krivice što dete koje plače predaju vaspitaču. Iako je njihova reakcija prirodna, ona na nesvesnom nivou utiče da i samo dete duže bude nesigurno i uplašeno. Preporuka je da rastanci od deteta budu što kraći, sa što manjim izlivima emocija, jer što su oni duži, to više odaju nesigurnost roditelja. Najbolje je svakoga dana (koliko god dete bilo malo) на rastanku reći detetu да ga volimo, да će mu u vrtiću biti lepo i kada ćemo doći po njega. Svako dalje objašnjavanje, dogovaranje, ubeđivanje… samo stvara još veći haos u detetovoy glavi, jer ono oseća da ni parentelj ne vlada sovojim emocijama i da roditelju vrtić ne deluje kao sigurno i najbolje mesto za njihote.

Na kraju se ponovo vraćamo na početak – информаность родителя и добра сарадня са vaspitačima najvažniji су условия успешной адаптации. Када Родителдж Зна Шта Можа Очекивати Уоооороа -Перионе, Када Дж. Свестан Колико Позитивно Боравак У Вртичу Може, негаджа, нежелай, нежела svog deteta neće postojati.

Совет за све родитель на крайнюю цену – сватите предшкольную установку као ваш самый близкий партнер у васпитаню и образованю ваш ребенок. U predškolskim ustanovama rade stručnjaci čiji je životni poziv upravo rad sa decom na uzrastu u kome je vaše dete. Vi najbolje poznajete svoje dete, ali vaspitači vam svojim znanjem i iskustvom mogu pmoći da objektivno sagledate njegove snage i slabosti. Kada znamo šta je to što naše dete može, šta je to što želi, a šta je to što se od njega na određenom uzrastu očekuje, moći ćemo i na najbolji mogući način da doprinesemo razvoju njegovih. Neka vam uvek na pameti bude to da mi decu ne vaspitavamo samo za detinjstvo, već za čitav život, kao i kako da se izbore sa svim preprekama koji on sa sobom nosi.

Милияна Лазаревич

Мастер-педагог

Все готовы? Три шага к успешной адаптации в детской комнате

В течение первого года жизни у ребенка выстраивается первичная связь с самыми близкими членами семьи (обычно с матерью и отцом). Отношения с близким взрослым дают детям чувство безопасности, позволяют им заниматься новыми задачами и идти на риск. Это означает, что для того, чтобы ребенок мог открыться социальным контактам и новым людям, он или она должны находиться в правильных условиях и иметь время для создания вторичной связи — привязанности к опекуну.

Невозможно заранее предсказать, сколько времени потребуется конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к условиям дошкольного образования. В среднем это занимает около 2 недель. Но может быть и так, что на третий день ребенок помашет маме на прощание и охотно останется в группе. Также может случиться так, что через три недели ребенка нужно будет сопровождать родитель. Это зависит от темперамента ребенка, его или ее опыта в новых ситуациях, типа отношений с родителем, чувствительности и компетентности воспитателей и группы детей, частью которой он или она является. [1,2].

Многие родители и опекуны разделяют «народное поверье», что в начале пребывания в учреждении ребенок будет плакать, потом перестанет и как-то привыкнет к новой обстановке. Этот плач — это «нормальная» вещь. Такая адаптация не идет на пользу детям, она вызывает у многих из них большой стресс, а также трудна для воспитателей и родителей, беспокойство которых часто способствует стрессу ребенка.

Как всем сторонам — родителям, опекунам и детям — пройти процесс адаптации мягко?

Что говорят исследования?

Исследования показывают [3], что дети в адаптационном периоде в течение 2-3 недель более раздражительны, чем обычно, и их общее настроение хуже (уровень кортизола – гормона стресса – выше), поэтому присутствие родителей очень важны для них [4]. Дети старшего возраста (старше года) дольше испытывают стресс, больше протестуют, особенно на второй неделе адаптации, когда проходит любопытство к новому, и они особенно чувствительны к тому, как проходит адаптация. Оставление ребенка в яслях на длительное время с самого начала (в исследовании указано на пребывание более 4 часов с первого дня) вызывает не только значительное ухудшение его настроения, но и влияет на качество его отношения с матерью – есть ограниченное чувство безопасности. Мягкая адаптация детей к яслям (т. е. кратковременное пребывание — первоначально по 2-3 часа в день) не приводила к ослаблению надежной связи между детьми и их матерями, хотя и сопровождалась мощными колебаниями настроения.

Другое исследование [5], проведенное с участием 70 детей в возрасте 11–20 мес, показало, что уровень кортизола значительно повышался у детей при внезапной/ранней разлуке с матерью (на 75–100 % выше, чем дома) и оставался на сбалансированном уровне. (хотя тоже выше, чем дома), когда матери проводили время с ребенком в яслях, т. е. когда фаза адаптации перед разлучением была более продолжительной.

Процесс разлуки включает в себя не только физическое отсутствие, но и чувство одиночества. Это нормально, когда дети чувствуют себя некомфортно и испытывают стресс, разлучаясь со своими близкими. Исследования показывают, что в первую, а иногда и во вторую неделю разлуки уровень стресса достаточно высок, чтобы проявлять признаки стресса в течение дня (наивысшее значение наблюдается примерно через час после разлуки) [6]. Кроме того, у детей наиболее сильная реакция на разлуку на первом этапе (в первые дни). С течением времени стресс постепенно снижается и стабилизируется примерно к 4-й неделе адаптации. Помните, однако, что стресс — это не только грусть или потеря, это также волнение, радость и новые вызовы.

Признаки недовольства отъездом родителя довольно распространены. Исследования показывают, что даже дети с «сильной личностью», с надежной связью (привязанностью) со своими родителями и со своим опекуном и интересующиеся тем, что предлагает учреждение, часто разочаровываются в первую неделю разлуки [5]. ]. Но со временем, однако, чувство дискомфорта проходит.

Три шага к детской адаптации

Адаптация — это процесс, который обычно длится около 10 дней (но его продолжительность всегда должна соответствовать потребностям ребенка!), и состоит из нескольких этапов, которые можно обозначить как «Первый этап». встреча», «Доверие» и «Доверие» [6].

Первая встреча

На этом этапе ребенок узнает о новой среде (например, о пространстве, людях, звуках, запахах, привычках, вкусах), родители знакомятся с учреждением и его работой, воспитатели знакомятся с ребенка и родителей. Вот несколько практических советов о том, как плавно реализовать этот этап:

  • Обмен информацией об обстановке – письменная информация для родителей о том, как работает учреждение (часы работы, время приема пищи, виды деятельности, организация отдыха, миссия и видение учреждения). удобство и развитие ребенка).
  • Индивидуальные встречи в сочетании с визитами родителей в учреждение – полезны формы интервью с открытыми вопросами о привычках, потребностях и любимых играх ребенка.
  • Проведение мастер-класса – встреча с группой родителей новоиспеченных детей непосредственно перед началом года (знакомство, обсуждение возможных опасений родителей, напоминание родителям о правилах их пребывания в учреждении).
  • Первое пребывание детей с родителями в учреждении – в небольшом количестве групп (если группа многочисленная, то в адаптационный период она может делиться – одни дети могут приходить с родителями утром, другие – в полдень, третьи во время чаепития). В некоторых учреждениях в Польше существует правило, что в неделю появляется не более пяти новых детей – это означает, что адаптация растягивается на несколько недель.
  • В первые дни дети не должны находиться в обстановке более нескольких часов (за это время воспитатель познакомится с ребенком, выслушает его, понаблюдает за его любимой игрой, отреагирует на сложные ситуации и проверит как он/она реагирует на попытки включить его/ее в ритм групповой жизни).

Trust

Дети и родители, опираясь на положительный первоначальный опыт (первый этап), начинают чувствовать себя в учреждении в безопасности. Дети доверяют своим воспитателям, готовы играть, получать помощь и, как следствие, устанавливать с ними безопасные отношения.

8 советов по поддержанию отношений между воспитателем и ребенком:
  1. Дайте ребенку время понаблюдать, создайте условия, чтобы ребенок мог самостоятельно присоединиться к занятиям в любое время (например, вы можете оставить пустой стул у стола, лишнюю подушку на ковре).
  2. Приспособьте программу и пространство к свободе действий и самостоятельности ребенка – возможность самостоятельного приема пищи, дидактические пособия, игрушки в наличии (не должно быть слишком много), полотенца и салфетки в пределах досягаемости детей.
  3. Ограничьте количество визуальных раздражителей и шума (это тоже факторы стресса!) — например, проводите как можно больше времени в саду.
  4. Обеспечить привлекательные, малоизвестные игры и дидактические пособия, например. изготовление торта, строительство горки для машин, строительство башни из крупных блоков, полосы препятствий для детей (тоннели, барьеры, игрушки-качалки), обливание водой сенсорного уголка (стол или миска с водой на террасе).
  5. Инициировать контакт: визуально, на уровне ребенка, с помощью языка тела. Затем опишите, что делает ребенок («о, я вижу, ты насыпаешь фасоль в большую чашку, может быть, тебе нужна ложка?», «я вижу, ты строишь башню, я принес тебе еще кубики») .
  6. В сложных ситуациях – выразить понимание, обозначить чувства (печаль, разочарование, гнев, трудности в ожидании и т. д.). Договоритесь с родителями, что постепенно воспитатель будет более активно помогать ребенку, а мать или отец просто будут рядом.
  7. Не заставляйте ребенка есть или пить. Время приема пищи является чувствительным моментом для многих детей, особенно на втором году жизни.
  8. В первый и второй день родитель более активен и сопровождает ребенка в осмотре комнаты, туалета, приема пищи и т. д. Затем желательно показать родителю удобные места для сидения в комнате, что позволит ребенок понимает: «Я здесь сижу, я не выйду, если хочешь, можешь играть. Я буду здесь». Такая информация дает ребенку чувство безопасности, а также пространство и выбор.

Доверительное управление

Доверительное управление подразумевает разлучение с ближайшим(и) родителем(ями). Только на этом этапе ребенок будет готов оставаться в учреждении без присутствия родителей – сначала на короткое время, затем на более длительный.

Как родители могут помочь ребенку привыкнуть к яслям самостоятельно? Они могут сделать следующее:

  • Запланировать отъезд ребенка на короткое время («Я хотел бы пойти за покупками прямо сейчас и вернусь через 15 минут. Вы будете играть с детьми»).
  • Расскажите ребенку об изменениях: «Кася, мне через десять минут на работу. Я поцелую тебя и уйду. Я вернусь после……”  Не уходи тайком!
  • Провести ритуал прощания, например. целовать в ушко, махать в окно, обнимать любимый талисман, петь песенку.
  • Не оставлять ребенка надолго первые несколько недель.
  • Вместо «Отпусти маму на работу» нужно конкретное сообщение: «Мама идет на работу и вернется через 4 часа».

Педагоги могут помочь родителям, которым тяжело расстаться с ребенком, например, отправив текстовое сообщение с информацией о том, как ребенок играет. Ведь отдать ребенка кому-то, даже если доверие уже есть, — очень сложная ситуация.

Мы можем заключить, что ребенок адаптировался, когда, среди прочего, он/она:

  • охотно входит в комнату, здоровается с воспитателем ,
  • знает, где его личные вещи (своя чашка, талисман),
  • участвует в играх, инициированных воспитателем и/или другими детьми,
  • смотрит на воспитателя и принимает от него/нее помощь, тянется к своим любимым игрушкам,
  • частей с родителем без слез.

Gracjana woźniak

Этот пост основан на 2 сообщениях блога, написанных Моникой Рошчевишкой-вуценик:

Adaptacja a nie sepecja-o procesie akceptowania-łlarie raarerave raarerave raarerave raareraveria zaubra zaubga a a adauverie raarier. Wskazówki dla wychowawców i rodziców

 

Источники:

  1. https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *