Стереотипы в рекламе: как использовать, примеры, основные виды
Отправить статью или инфоповод
2 декабря 2022
1083
iStock
В наше время стереотипы в рекламе — это устоявшееся мнение, которое оказывает влияние на понимание аудиторией рекламного посыла. К примеру, если вы на экране телевизора увидите женщину с корзиной белья, то сразу поймете, что вам предлагают какое-то средство для стирки. Какие бывают стереотипы в рекламе и стоит ли вообще их использовать, рассказывает интернет-маркетолог Влад Сувернев.
Владислав Сувернев
Интернет-маркетолог
Реклама — это инструмент, который помогает компаниям повысить узнаваемость и продать свой продукт. У нее есть весомый недостаток: ограниченность по времени. Необходимо за короткий срок захватить внимание человека и суметь заинтересовать его настолько, чтобы он приобрел товар или услугу. Для этого реклама должна быть простой и понятной, поэтому в ее создании часто используют стереотипы.
Стереотипом считается шаблонное общественное мнение о каком-либо событии, группе людей или человеческих характеристиках. Это мнение формируется не одномоментно, а на протяжении долгого времени. Термин ввел Уолтер Липпман еще в 1922 году. Он определял стереотип как представление о чем-либо, не основанное на личном опыте.
Плюсы и минусы стереотипов
Безусловно, стремление многих рекламодателей прибегать к стереотипам в рекламе легко объясняется.
Рекламный посыл доносится легко и быстро
С кухней и уборкой обычно ассоциируется женщина, как и с рекламой продуктов и чистящих средств. Такой посыл легко считывается аудиторией.
Стереотипы долго живут
Люди от них тяжело отказываются, это мнения, которые устоялись за долгий срок. Пример: домохозяйка — обязательно женщина. Образ мужчины, который сидит дома и следит за ним, многие люди не воспримут всерьез.
Можно воздействовать на эмоции и желания
Идеальный образ мужчины или женщины, как пример для подражания или желанная пара.
Что интересно, эти плюсы можно также перевести в минусы. Используя привычные образы, свою рекламу не выделить из общей массы. Поэтому в рекламе лучше делать акцент на преимуществе и пользе самого товара.
Стереотипы хоть и живут долго, также неожиданно перестают существовать. К примеру, деление профессий на мужские и женские. С 2021 года женщины могут стать боцманами или машинистами поезда метро. Хотя изначально не было ограничений в управлении машиной: в большинстве стран дамы получали права одновременно с мужчинами, а дворники изобрела Мэри Андерсон.
Сексистская реклама у большей части аудитории вызывает только возмущение, что вполне ожидаемо. Часто создатели подобных креативов переходят грань допустимого или ходят по острому краю. Пример:
В наше время желательно отказываться от банального мышления, тем более большинство людей старается идти наперекор стереотипам.
Рекламные образы
Стереотипы по-разному преподносятся в рекламе. Если это видеоролики, то играют роль атмосфера, обстановка, герои и диалоги. В случае баннерной рекламы — текст и образы людей.
Мужской образ
В рекламе используются стереотипы, которые связаны и с мужчинами. В рекламе дорогих товаров преподносится образ успешности. Пример:
Джон Траволта приглашает в свой мир известности, успеха и богатства. Надо только купить часы.
Компанию Toyota обвинили в сексизме из-за этой рекламы:
Мужчина в костюме, с дорогими часами и на хорошей машине ассоциируется с деньгами, властью и успехом. Это потребность многих людей, поэтому такой образ популярен в рекламе.
Также используется образ мужчины, который пользуется большой популярностью у женщин. Чаще всего он направлен на мужскую аудиторию: товар преподносится, как средство для завоевания женского пола. В основном это духи или одежда. Например, популярная реклама Axe.
Существует образ мужчины-семьянина: надежный и ответственный. К примеру, Мэттью МакКонахи в рекламной кампании Dolce&Gabbana:
Женские образы
Женщина в рекламе — это обычно мама или домохозяйка. Заботливая, нежная, ласковая и всегда счастливая она рекламирует разные товары: от лекарств до моющих средств.
Часто женский образ в рекламе используют в качестве объекта для привлечения мужской аудитории. Притом в рекламе совсем разных товаров, даже инструментов.
В рекламе обычно используется идеальный образ, от понятия которого в современном мире начали избавляться. Компании «Тануки» пришлось извиняться за свой креатив:
Стереотипы — пережиток
Сейчас бренды запоминаются, если делают акцент не на стереотипах, а на избавлении от них. Выделился Nike своим видеороликом, который получил положительный отклик аудитории.
ForteBank добился места в финале рекламного фестиваля Каннские Львы с помощью своей кампании:
Они создали проект, в котором доказывали, что бизнесом могут заниматься и женщины.
Тина Буллет и другие работники рекламной индустрии сняли видео, в котором «реклама» извиняется перед женщинами за то, что они не похожи на образы в ней.
Заключительный совет
Избегайте стереотипов в своей рекламе. Продвигайте продукт, используя его преимущества. Докажите аудитории полезность ваших товаров, добавьте выгоды в свое предложение.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
8 стереотипов, которые мешают нам воспринимать друг друга такими, какие мы есть / AdMe
Отношения между мужчиной и женщиной всегда были предметом споров и обсуждений, но наличие стереотипов еще больше их усложняет. Мы предлагаем пересмотреть старые устои и перестать заморачиваться над тем, что считали правильным еще во времена наших бабушек. Пора понять, что нет ничего плохого в том, что мужчина ухаживает за своим внешним видом, а женщина может сделать первый шаг.
ADME проанализировал основные стереотипы, с которыми пора бы уже попрощаться.
Стереотип № 1: Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны
Внешность не главный козырь, но опрятный вид играет большую роль. Стрижка, маникюр, приятный запах — все это говорит о том, что человек, независимо от пола, с заботой относится к себе и к окружающим. По статистике, количество мужчин, регулярно посещающих салоны красоты, растет, и в этом нет ничего постыдного, ведь всем нам комфортнее иметь дело с тем человеком, который следит за собой.
Стереотип № 2: Дети — смысл жизни женщины
Так сложилось, что сначала все ждут, когда женщина выйдет замуж. Потом — когда родит ребенка и будет идеальной хозяйкой, женой и заботливой мамой. Но правда в том, что дети — это необязательно самое большое и единственное желание женщины. А иногда они вообще в ее планы не входят. И мы не должны относиться к этому с осуждением. Не стоит превращать наличие детей в единственный интерес и основной смысл жизни. Ведь главное, чтобы человек был счастлив, и неважно, какого он пола.
Стереотип № 3: Отцовского инстинкта не существует
Роль папы в воспитании ребенка так же важна, как и роль мамы. Давно прошли те времена, когда отцы уходили на войны и за добычей для семьи, отсутствуя неделями, месяцами, а то и годами. Логично, что воспитание ложилось по большей части на мам. А вот почему этот стереотип все еще существует поныне, когда уже не надо охотиться на мамонтов и отвоевывать земли, — неизвестно. Например, в Швеции папы все чаще берут отпуск по уходу за ребенком вместо мамы.
Стереотип № 4: Все женщины мечтают выйти замуж
Психолог Барбара Диганги уверена, что женщина, которая согласна на все ради брака, — это пережиток патриархального общества. Столетия бесправия женщин не прошли даром: многие до сих пор верят, что отношения (и уж тем более брак) — это такой вид социальной защиты. Но ведь сейчас гораздо больше возможностей для развития женщины в бизнесе или в любой другой сфере, чем во времена наших бабушек, когда полноценно трудиться мог только мужчина. И почему бы этими возможностями не пользоваться?
Стереотип № 5: Для женщины важен толстый кошелек мужчины
Наличие денег у мужчины говорит нам о его ответственности, дисциплине, целеустремленности и многих других личных качествах, которые очевидно цепляют. Но вот достойный ли он человек для построения серьезных отношений, по его кошельку сказать сложно, и современные женщины об этом знают.
Стереотип № 6: Для женщины на первом месте семья, а для мужчины — карьера
Женщины, стремящиеся построить карьеру, и мужчины, увлеченные домом и детьми, воспринимаются обществом как исключения. Но ведь лучше, когда каждый занимается тем, что ему нравится? Если у вас в семье именно так, то это вполне гармоничные отношения, и неважно, кто из вас взял на себя какую роль.
Стереотип № 7: Женщины слишком эмоциональны
О легкомысленности, безответственности и эмоциональности женщин не слышал только ленивый. Но так ли это в действительности? Ученые решили ответить на данный вопрос и провели исследование. Оно показало, что прекрасная половина человечества отлично справляется со сложными ситуациями и умеет контролировать эмоции. А мужчины эмоциональны не меньше женщин, но их научили выражать только определенные эмоции, а от остальных — защищаться.
Стереотип № 8: Первый шаг — за мужчиной
Этот стереотип порождает множество проблем и для женщин, и для мужчин. Одним надо доказывать свою «мужественность» и решимость, другим — притворяться слабыми и загадочными, вместо того чтобы прямо заявить о своем интересе. Первый шаг — это всего лишь проявление заботы и инициативы. Любому мужчине будет приятно, если женщина сделает этот шаг и даст понять, что он ей небезразличен (чему есть подтверждения в исследованиях).
От какого стереотипа будет сложнее всего отказаться? Какие стереотипы вы бы еще добавили?
AdMe/Психология/8 стереотипов, которые мешают нам воспринимать друг друга такими, какие мы есть
Стереотип: определения и примеры | LiteraryTerms.
netI. Что такое стереотип
Стереотип предполагает, что «они все одинаковы». Это взгляд на целую группу людей и предположение, что все они обладают определенными качествами. Например, когда вы встречаете пожилую даму, вы можете предположить, что у нее есть определенные черты — что она любит вязать или что она бабушка. Но эти предположения — стереотипы, и нет никакой гарантии, что они верны! В конце концов, у дамы может не быть внуков или она может предпочесть танцы. Стереотипы очень распространены в популярной культуре, их можно найти и в литературе — в основном из-за отсутствия информации или осведомленности со стороны писателя, а также из-за комедийного эффекта.
II. Примеры стереотипов
Пример 1Только мальчики могут заниматься спортом.
Это очень распространенный стереотип в отношении женщин и девочек. Однако, как и большинство стереотипов, это неверно. Большинство людей, говорящих так, не задумываются о том, что некоторые из величайших спортсменов мира — женщины: например, такие женщины, как Эбби Вамбах и Карли Ллойд, которые недавно привезли в Америку золото чемпионата мира, или чемпионка мира по теннису. Серена Уильямс. Большинство мужчин выглядели бы довольно глупо, если бы им пришлось сразиться с Уильямсом в теннисном матче!
Пример 2Азиаты хороши в математике.
Стереотипы не обязательно кажутся негативными на первый взгляд — иногда они могут казаться полезными. Например, азиаты иногда считаются хорошими в математике, а африканцы — спортивными. Но эти стереотипы все же неверны. Во-первых, они просто ложны: многие азиаты плохо разбираются в математике, а многие африканцы — очень плохие спортсмены. Кроме того, «позитивные» стереотипы чрезмерно упрощают сложные способности каждой группы. В конце концов, африканцы могут быть великими учеными, а азиаты — великими спортсменами.
III. Проблема со стереотипами
Стереотипы ошибочны на нескольких уровнях:
- Они неточны . Большинство стереотипов основано на расизме, сексизме и ксенофобии (страхе/ненависти к чужакам).
- Они наступательные . Эффективный писатель не опрометчиво оскорбляет людей. Обсуждение определенных деликатных тем может стать оскорбительным, но когда читатели обижаются на вашу работу, важно отнестись к этому серьезно и при необходимости попытаться скорректировать свои взгляды.
- Они скучные . Стереотипы — это общепринятые образы в культуре — именно так они и становятся стереотипами в первую очередь. Итак, мы все видели эти изображения бесчисленное количество раз, и они стали утомительными и предсказуемыми. Если вы будете полагаться на стереотипы, читатели начнут подозревать, что вы не очень интересны или креативны.
IV. Примеры стереотипов в литературе
Пример 1В Гарри Поттере 9Во вселенной 0012 существует множество стереотипов о разных факультетах Хогвартса. Например, слизеринцы часто считаются злыми и подлыми, тогда как гриффиндорцы считаются смелыми и волевыми. Но это не всегда верно! [СПОЙЛЕРЫ:] В конце концов, Северус Снейп (слизеринец) оказывается одним из великих героев книг, а сам Гарри называет его «самым храбрым человеком, которого я когда-либо знал». С другой стороны, Питер Петтигрю — гриффиндорец, но он оказывается тем трусом, который предал родителей Гарри Волан-де-Морту.
Пример 2Великая литература обычно предназначена для того, чтобы бросить вызов стереотипам, а не укрепить их. Но иногда это связано с сатирическим использованием стереотипов, как мы увидим в разделе VI (Родственные термины), Джейн Остин — один из великих мастеров этого. Например, в «Гордость и предубеждение » контраст между двумя сестрами Беннет намеренно создан, чтобы бросить вызов стереотипам о женщинах в Англии 19 -го -го века. Джейн Беннет активно поддерживает многие из этих стереотипов, в то время как ее младшая сестра Элизабет отвергает их.
Пример 3Фэнтези и научная фантастика основаны на вымышленных вселенных, поэтому может показаться, что они никак не могут влиять на стереотипы в реальном мире. Но на самом деле они делают это постоянно. Когда вы читаете фантастические рассказы, например, вы можете заметить, что темнокожие люди обычно изображаются как «экзотические» иностранцы, и они часто имеют опасный, загадочный вид. Даже такие великие авторы, как Дж.Р.Р. Толкины были виновны в этом в своих книгах, и это тонкий способ внести свой вклад в более широкие культурные стереотипы.
V. Примеры стереотипов в популярной культуре
Пример 1Многие музыкальные клипы в стиле хип-хоп выглядят так, как будто они созданы прямо на фабрике стереотипов. Они одинаково демонстрируют стереотипы мужчин и женщин: мужчины напрягают мышцы, размахивают оружием и помешаны на автомобилях и наркотиках; женщины тщеславны и поверхностны, одержимы мужчинами и собственной внешностью. И, конечно же, эти видео обычно вообще игнорируют существование гей-культуры — когда эта культура вообще признается, это часто пренебрежительно и очень стереотипно.
Пример 2Что вы думаете о пример 1 ? Если вы поклонник хип-хопа, вы, наверное, заметили, что был основан на стереотипе . В то время как некоторые хип-хоп видео грешат подобными вещами, многие нет. Культура хип-хопа также исследует политические темы и личные истории в своих видео, а пример 1 просто сатирически исследует распространенный стереотип о хип-хопе.
Пример 3«Все эти годы я думал, что люблю курицу, потому что она вкусная!» (Дэйв Шапель)
В этой шутке стендап-комик Дэйв Шапель использует старый стереотип афроамериканцев: они любят жареную курицу. Мнение Дэйва: конечно, мы любим жареную курицу. Все любят жареную курицу. Дело не в нашем наследии — дело в курице.
VI. Связанные термины
Клише
Большинство стереотипов не только оскорбительны, но и являются клише или устарелыми образами, которые устарели из-за чрезмерного использования. Даже если они не оскорбительны, клише — это плохой текст — они слишком предсказуемы и не креативны.
Предубеждение
Предубеждение означает «предубеждение» или выводы до того, как вы на самом деле узнали и испытали факты. Стереотипы — очень распространенная форма предубеждений — это идеи, которые вы получаете из культуры, а затем применяете, не утруждая себя поиском истины.
Стереотипы
Гендерные и другие стереотипы лежат в основе дискриминации. Стереотипы вредны, когда они приводят к нарушению или нарушению прав человека и основных свобод, когда они ограничивают возможности женщин и мужчин развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и делать выбор в отношении своей жизни и жизненных планов. Вредные стереотипы могут быть явно враждебными/отрицательными (например, женщины иррациональны, слабы и т. д.) или могут казаться безобидными (например, женщины заботливы, общительны и т. д.), но непреднамеренно закрепляют дискриминационные идеи. Например, на основе стереотипа о том, что женщины более заботливы, обязанности по воспитанию детей часто ложатся непропорционально или даже исключительно на них. Что касается насилия в отношении женщин, то именно стереотипы и представления о том, что женщины должны или не должны делать (например, пить/устраивать вечеринки, носить открытую одежду, поздно гулять и т.
Иллюстративные гендерные стереотипы и гендерные дискриминационные роли
|
В ходе опроса, проведенного Ipsos и Female Quotient среди мужчин и женщин в 28 странах, было обнаружено, что (Unstereotype Alliance, 2018):
- 72% считают, что «большая часть рекламы не отражает окружающий мир»
- 63% заявляют: «Я не вижу себя в большей части рекламы»
- 60% говорят: «Я не вижу точного представления моего сообщества друзей, семьи и знакомых в большей части рекламы»
- 64 % считают, что «рекламодателям нужно сделать больше, чтобы исключить традиционные или старомодные роли мужчин и женщин в своей рекламе»
- 84% «очень нравится, когда в рекламе содержится позитивное сообщение о том, как сделать мир лучше»
- 75% потребителей говорят, что они «более позитивно относятся к компаниям, которые в своей рекламе демонстрируют, что мужчины и женщины имеют одинаковые возможности и роли»
Помимо существующих широких гендерных стереотипов, различные контексты порождают уникальные социальные нормы и гендерные роли, которые могут различаться даже в пределах одной и той же географической или социально-политической среды для разных групп женщин и девочек (Fergus 2012).
Смешанные гендерные стереотипы могут иметь несоразмерное негативное влияние на определенные группы женщин, такие как женщины-заключенные, женщины из меньшинств или коренных народов, женщины-инвалиды, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, женщины с ЛБТИ и т. д. Изменение социальных норм, чтобы можно было ликвидировать НОЖД, неизбежно является дискуссией о власти между женщинами и мужчинами. Это также более широкая дискуссия о власти между различными социальными группами. Решение проблемы НОЖД требует более широкого обсуждения, чтобы охватить гендерные нормы и пересечение множественного неравенства, чтобы гарантировать, что различные факторы риска, которые увековечивают дискриминацию и жестокое обращение, охвачены для всех слоев населения.
В ходе опроса, проведенного в 2018 году (Unstereotype Alliance, 2018) среди 1000 женщин в Южной Африке, Бразилии и Индии, гендер вместе с другими факторами, такими как раса, класс, язык, образование, внешний вид и сексуальность, которые, как правило, усугубляют гендерную дискриминацию. В Южной Африке 66% незамужних чернокожих женщин считают, что общество ожидает от них женственности, исполнительности и послушания, при этом эта цифра возрастает до 72% для замужних чернокожих женщин. В Индии 62% молодых незамужних женщин чувствуют себя недостаточно представленными в средствах массовой информации, в то время как 51% молодых замужних женщин вынуждены оставаться дома, в отличие от 44% женщин в целом. В Бразилии 79% женщин считают, что они недостаточно представлены в обществе. Эта цифра еще выше для одиноких женщин, где 85% чувствуют себя непредставленными. Неспособность успешно отразить интерсекциональность в рекламе может привести к разрушительному и ограничительному представлению о «нормальности», из-за которого миллионы женщин будут чувствовать себя бесправными и исключенными.
Гендерная линза требует, чтобы программисты и сотрудники СМИ были знакомы с конкретной гендерной динамикой и социальными и культурными ориентирами, которые предписывают роли мужчин и женщин в любом данном обществе. Это требует социокультурных исследований и анализа, чтобы понять, каковы нормы и ожидания для мужчин и женщин в любом конкретном контексте и как это может повлиять на изображения, интерпретации и представление проблемы. Следует уделить особое внимание тому, как эти понятия взаимодействуют и влияют на отношение и поведение целевой аудитории и окружающего сообщества, чтобы гарантировать разрушение, а не усиление негативных гендерных стереотипов и дискриминации в отношении женщин и девочек.
Восприятие социальных норм в равной степени, если не в большей степени, укрепляет негативные стереотипы и обычаи, даже если они не отражают истинных взглядов и убеждений данного населения. Исследования (новые или существующие) могут быть полезны для выявления неверных представлений, показывая, что большинство людей в группе не придерживаются взглядов или поведения, которые предполагают гендерные нормы. Понимание того, что на самом деле общего в группе, имеет решающее значение для правильного обмена сообщениями и подхода, что может послужить стимулом к изменениям и со временем может установить новые социальные ожидания.
Уроки, извлеченные из кампаний FGM
Первые кампании по искоренению калечащих операций на женских половых органах были направлены на криминализацию и повышение осведомленности о последствиях для здоровья. Кампании в основном проводились по принципу «сверху вниз» без консультаций или участия наиболее пострадавших сообществ. Кампании стали более успешными позже, когда они были основаны на глубоком знании социальных норм, связанных с практикой. Постоянное взаимодействие с сообществами выявило глубоко укоренившиеся взгляды на воспитание детей и желание семей делать то, что, по их мнению, отвечает интересам их детей (например, убеждения, связанные с защитой их от сексуального насилия и обеспечением их возможности выйти замуж). Затем это создало возможности для продолжения диалога лицом к лицу и, в конечном итоге, для коллективного отказа от этой практики.
Для получения дополнительной информации см.: Heise, L. (2011) Что помогает предотвратить насилие со стороны партнера? Обзор фактических данных, Лондон: DFID http://www.